⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Маяки к Баронам Спенглер да, да, обычные маяки (Кареджи и Мудьюнг,..)
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модератор: balabolka |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | 06-04. Карл Григорьевич (Егорович) барон Спенглер 2й /Иоган Карл(~25.04.1791 г.Бреда - 13.10.1857 г.Ревель) - К.Г.Спенглер https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp1186656 - Маяки 1. Кареджи - https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp3434922 2. Мудьюг(ский) - https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp3114475 (ист. https://ekb.aonb.ru/?id=2992) 3. Пиллау — шведская крепость, форт-цитадель в Балтийске. (стр Иоганна Фридриха Петерсона (1778—1834), или Шульц, такие фамилии знакомые) 4. Толбухин https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp3079548 5. Гемп К.В, Выдающийся памятник истории поморского мореплавания https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp4118134 6. Был Шура Спенглер с женой. Пишет новую симфонию «Le phare» (Маяк(фр.). https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp1204384 *. Маяки разные (не наши) - https://masterok.livejournal.com/93842.html - не все здесь т.к. есть, но перечисление маяков - впечатляет (см комментарии) *. Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север" (https://ekb.aonb.ru/index.php?id=5349) https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp4225788 *. Описание маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам https://forum.vgd.ru/post/1520...#pp3457527 *. Маяки южной части Ладожского озера XIX – начала XX столетия https://forum.vgd.ru/post/1520/177482/p5449460.htm#pp5449460 *************** не к маякам, но интересные воспоминания https://onegaonline.ru/seetext.php?kod=294 - |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | .... |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | ..... |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | https://spbarchives.ru/cgia_pu...%3D8659887 Публикации ЦГИА СПб nullМаяки южной части Ладожского озера XIX – начала XX столетия «Стражи морей» - действующие маяки России на сегодняшний день остаются стратегическими объектами, недоступными для обычного человека. Маяки Ладожского озера являются одной из групп маяков, исследовательский энтузиазм вокруг которых не утихает до сих пор. Данная публикация призвана в некоторой степени восполнить недостаток доступной систематизированной информации, встречающейся на просторах интернета. Основой публикации послужили документы фонда Правления Петроградского Округа Путей Сообщения (Ф. 921). Именно в нем отложились материалы, раскрывающие этапы строительства, функционирования и реконструкции маяков южной части Ладожского озера: Стороженского, Кошкинского, Сухо, Кареджи, Торпакова, Бугровского, Свирского, Осиновецкого и Табановасовского. Эти маяки находились в ведении Шлиссельбургского отделения Санкт-Петербургского Округа Путей Сообщения, когда как ладожские маяки северной части находились в ведении княжества Финляндского[1]. Схематичная карта месторасположения маяков южной части Ладожского озера По мере возникновения вопросов, связанных с развитием внутреннего судоходства, исследованием водных артерий, устройством и содержанием гидротехнических сооружений, Правлением Округа собиралась комиссия С.-Петербургского Округа путей сообщения в лице инспектора работ по постройке маяков, инспектора судоходства по округу и представителя государственного контроля. Так, вышеназванная комиссия собиралась для определения точного места постройки маяков с учетом географического положения и топографической особенности территории[2]. После утверждения местоположения маяка начинался процесс приобретения земли с включением в состав имущества Министерства путей сообщения. Участки под застройку маяков переходили в ведение Министерства путей сообщения как от частных лиц, так и от других ведомств. Фото Стороженского маяка.2019 год: Илья Крушевский. [Электронный ресурс]: https://www.spb.kp.ru/daily/27008/4070787/ (дата обращения: 22.12.2022).Также они как покупались, так и отчуждались безвозмездно. Например, участок земли под постройку Стороженского маяка, самого первого в южной части озера, построенного в 1818 году, изначально принадлежал Санкт-Петербургской духовной консистории[3]. Земельный участок 1,4 гектар под строительство Бугровского маяка,Чертеж Бугровского маяка. 1906 год Ф. 921. Оп. 96. Д. 570. Л. 10а. самого высокого на озере, продан в 1901 году Правлению Санкт-Петербургского Округа путей сообщения крестьянином Шлиссельбургского уезда Путиловской волости деревни Бугры Петром Макаровым[4]. Территория размером в 1,1 гектар отчуждалась из владений барона Павла Леопольдовича Корфа в 1905 году для постройки Осиновецкого маяка, функционирующего по настоящее время. Фото Осиновецкого маяка. 2018 год.: Андрей Стрельников. [Электронный ресурс]: https://paperhooks.org/pochemu...mayaki-za/ lc4i3ni3v8734438143 (дата обращения: 26.12.2022). План и опись участка, подлежащего к отчуждению из владений П.Л. Корфа под возведение Осиновецкого маяка Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Лл. 229-234. Фото Свирского маяка. 2011 год.: Стас Елизаров. [Электронный ресурс]: https://esup.livejournal.com/2...8734438143 (дата обращения: 26.12.2022). Под строительство Свирского маяка участок был уступлен в 1907 году из земель Санкт-Петербургского удельного округа[5]. Местность, на котором стоял Табановасовский маяк, возведенный самым последним в 1912 году, площадью 2.8 гектар, в 1910 году отчуждена безвозмездно из владений, принадлежащих Министерству земледелия и государственных имуществ[6]. Табановасовский маяк и дом смотрителя. 1942 год Ф. 921. Оп. 93. Д. 751. Л. 17. План и опись участка земли подлежащего к отчуждению из земель Обжанской казенной дачи Олонецкой губернии под постройку Табановасовского маяка Ф. 921. Оп. 93. Д. 750. Лл. 23-30. Расположение маяков южной части Ладожского озера приведено в Таблице №1. Все перечисленные маяки возводились на берегу, либо в непосредственной близости от него и относились к категории береговых. Таблица №1. Маяки южной части Ладожского озера. Географическое расположение Маяк Местоположение Стороженский - На участке земли в 1,7 гектара на берегу озера в селении Сторожно Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии на мысе Сторожно между Волховским и Свирским заливами Кошкинский - На оконечности мыса Кошкинский Носок Сухо (Сухский) - На искусственном острове около 53 метров в 21 км от берега Кареджи (Кареджский) - На острове при начале Шлиссельбургского залива на оконечности рифа Литтига Торпаков - На Торпаковской подводной отмели двух километрах к северу от Стороженского маяка Бугровский - На каменном мысе южного берега озера вблизи деревни Бугры на расстоянии около 16 км от Шлиссельбурга Свирский - На участке земли из 1-го квартала Загубской дачи, 3-го Шлиссельбургского удельного имения Осиновецкий - Вблизи мыса Осиновец на юго-западном берегу озера Табановасовский - На восточном берегу в 5,3 км к северу от Табановасовской пустыни, Обжанской казенной дачи (3-го объезда, 11-го обхода, 90-го квартала) Все маяки на Ладожском озере располагались так, чтобы перед ними на значительном расстоянии находились мели, опасные даже для судов с незначительной осадкой. Стороженский и Торпаков маяки сигналили о Государевой мели. Торпаков маяк указывал проход между мысом Стороженским и Торпаковыми мелями. Кошкинский маяк освещал в Шлиссельбургской губе Кошкинский фарватер и предостерегал о мели Чайка. Сухский маяк вел суда мимо Сухской банки и песчано-каменистых отмелей у Сухского острова[7]. Торпаковский маяк в брошюре 1890 года Министерства путей сообщения "Описание маяков, башен и знаков озер Ладожского, Онежского, Ильменского и Сайменских озер" Ф. 921. Оп. 95. Д. 230. Л. 16 об. Кошкинский маяк в брошюре 1890 года Министерства путей сообщения «Описание маяков, башен и знаков озер Ладожского, Онежского, Ильменского и Сайменских озер» Ф. 921. Оп. 95. Д. 230. Л. 13 об. Маяк Сухо в наши дни. Фото маяка Сухо. [Электронный ресурс]: https://yandex.ru/maps/org/may...08465&z=17 (дата обращения: 26.12.2022). Кареджский маяк в брошюре 1890 года Министерства путей сообщения «Описание маяков, башен и знаков озер Ладожского, Онежского, Ильменского и Сайменских озер» Ф. 921. Оп. 95. Д. 230. Л. 14 об. Мели Стрелковая, Кареджская и Средняя Головешка коварно поджидали суда впереди маяка Кареджи. Железницкие и Кареджские рифы не представляли опасность при свете Бугровского маяка. Свирский маяк показывал путь от устья рек Свири и Волхова к Неве. Осиновецкий маяк для проходящих мимо судов служил связующим звеном между горизонтами Бугровского и Сухского маяков, а также для ограждения в ночное время северной оконечностей Кареджских мелей - Стрелковой. После утверждения местоположения будущего маяка, начиналось его строительство. Правление Округа для производства работ по сооружению маяков назначало «состязание» между известными правлению опытными подрядчиками. Постройкой башен Табановасовского, Свирского, Стороженского и Осиновецкого маяков занималась рабочая артель каменщиков. Однако зачастую подрядчики не брались за строительство, выполняя лишь мелкие работы. Тогда Правление Округа осуществляло строительство за счет казны, то есть выполняло работу хозяйственным способом (самостоятельными силами). Подтверждением тому может служить ход работ по укреплению Сухского ограждения в 1900 году: «На работы эти Правлением Округа был сделан вызов конкуренции, но на торги никто не явился»[8]. Заготовки гранитных глыб производились в Финляндии и сами глыбы доставлялись к маяку Сухо финляндскими судами. Эта операция являлась крайне сложной и рискованной. К примеру, выборгский купец Феоктистов, взявшийся выполнять работы, «погубил совершенно»[9] у маяка Сухо одну баржу стоимостью до 10.000 р. и с двумя другими «потерпел серьезные аварии, понеся значительные убытки»[10]. Условия подряда осложнялись тем, что «груз этот страховые общества, как русские, так и финляндские решительно отказывались страховать»[11]. Строительные материалы доставлялись до маяков, как на судах, так и подвозом на телегах. Например, доставкой лесных материалов из деревни Сторожень и подвоза камня из местности Волчий Нос (на расстоянии 6 км) до маяка Торпакова[12]. Исключением в этом случае является строительство Бугровского маяка: строительные материалы для него доставлялись контрагентом по железнодорожному пути от канала императора Александра II к месту постройки маяка. При возведении маяков, стоящих далеко от населенных пунктов, рабочие жили во временных казармах, цемент для строительства хранился в отдельных домах.Проект 1901 года служебных построек к маякам южной части Ладожского озера Ф. 921. Оп. 95. Д. 2029. Лл. 119-129. Помимо возведения самой башни маяка, рядом строились «гражданские здания для команды»: жилой дом, кладовая для хранения керосина, отхожее место, ледник, сарай для дров и баня с прачечной. На маяке проживала команда, обслуживавшая маяк. Число проживающих варьировалось. Оно зависело от маяка, сезона обслуживания и в среднем составляло четыре человека. На маяке постоянно жил смотритель (надзорщик), зачастую с семьей[13]. Самая главная обязанность которого – техническое обслуживание маяка. Помимо смотрителя на маяках проживали сторожа, охранявшие башни и земли от возможных посягательств на государственное имущество. В летнее время сторожей нанималось больше. Немногие маяки прослужили весь срок эксплуатации в неизменном виде. Многие из них переоснащались и перестраивались. Сведения о периодах работы и материалах башен предоставлены в нижеследующей таблице №2. Таблица №2. Маяки южной части Ладожского озера. Годы работы и материалы башен Маяк Годы работы маяка Материал Стороженский 1818 – 1838 / 1838 – 1906 / 1906 – настоящее время Деревянный / Каменный / Новый каменный маяк, построен рядом Кошкинский 1821 – 1906 Деревянный Сухо 1827 – 1885/ 1885 – 1891/ 1891 – настоящее время Деревянный / Железная мачта / Каменный Кареджи 1829 – 1906 / Деревянный Торпаков 1873 – 1911 / Деревянный Бугровский 1906 – 1942/ 1963 – 1980е / 1980е – настоящее время Каменный/ Столб с площадкой / Деревянная ажурная башня Свирский 1908 – настоящее время / Каменный Осиновецкий 1910 – настоящее время / Каменный Табановасовский 1912 – 1944 / 1965 – настоящее время / Каменный / Металлическая ажурная башня В XIX веке маяки строились деревянными. С развитием маячного дела в XX веке башни маяков возводились каменными. Суровые условия озера не предполагали какую-либо долговечность деревянных построек. Причиной использования дерева, а не камня или кирпича видится в простоте, дешевизне и скорости строительства. Отрицательной стороной подобного подхода являлось быстрое гниение деревянных частей маячной башни, брусьев и обшивки. Ремонт таких маяков стал постоянной статьей расхода Правления. С развитием дела, деревянные башни перестраивались на каменные или же строились изначально каменными. Однако даже наличие каменной башни не уберегало от разрушительных бурь и ледоходов озера. Для борьбы с ежегодными действиями ледоходов маяки огораживались ряжевыми молами. Но даже наличие ряжевого мола зачастую не спасало от стихии. Например, в 1883 году на маяке Сухо от ледохода сильно пострадала гавань и баня. Нужно отметить, что процессы по исправлению разрушений и модернизаций мола (например, сплошная обшивка пластинами для усиления поперечного профиля) были весьма накладны[14]. С первой четверти XIX столетия до 1906 года одновременно работали пять маяков, после улучшения Кошкинского фарватера и перестройки маяков, южную часть озера освещало 7 маяков. Развитие технологий судостроения и увеличение торгового оборота к началу XX века выявило комплексные недостатки сформированной к тому времени навигационной системы Ладожского озера. Неудовлетворительное состояние конструкций самих маяков, скудные технические возможности осветительных аппаратов (речь о них пойдет ниже) и даже удачное изначально географическое расположение маяков подвергалось критике: перед и между маяками находились на значительном расстоянии мели, ничем не огороженные, что иногда приводило к крушению судов, совершающих плавание[15]. Вследствие этого в 1900 году распоряжением начальника Санкт-Петербургского округа создается комиссия для переустройства южной части Ладожского озера. Инженером С.Г. Врублевским был подготовлен проект расположения маяков и критерии освещения южной части Ладожского озера для уничтожения раз и навсегда вышеозначенных недостатков. В планы по переустройству входило закрытие Кошкинского и Кареджского маяков и постройка вместо них двух новых: Бугровского и Осиновецкого[16]. После постройки новой каменной башни для Стороженского маяка, Торпаковский маяк, проработав непродолжительное время, был выведен из эксплуатации. Помимо строительства новых и модернизации старых маяков, Министерство путей сообщения серьезно подошло к вопросу осветительных аппаратов. До 1860 года почти все маяки освещались медными масляными лампами с рефракторами, пока на маяках Кошкинском и Кареджи не были поставлены аппараты с линзами Френеля[17]. Изображения различных категорий осветительных аппаратов с линзами Френеля Изображения различных категорий осветительных аппаратов с линзами Френеля. [Электронный ресурс]: https://insightsaboutlightandglass.com/fresnelia/ (дата обращения: 26.12.2022). Линзы Френеля в России не изготовлялись. Министерство путей сообщения покупало их у французской фирмы «Соттер, Гарле и Ко». Аппараты доставлялись и устанавливались мастерами самостоятельно. Так начинается постепенный путь модернизации освещения на озере. В качестве основного топлива для светилен использовалось сурепное (рапсовое) и конопляное масло. С 1880-ых годов начали использовать неочищенный керосин, который с течением времени, ввиду возможности взрыва лампы, был заменен на очищенный керосин «Метеор». На маяках Ладожского озера устанавливались осветительные аппараты с постоянным (показывали равномерный, одноцветный огонь) белым, зеленым или красным светом[18]. Каждый осветительный аппарат подбирался обособленно под конкретные технические задачи и возможности каждого маяка. Карта Ладожского озера с обозначением маяков и радиусами их огня Ф. 513. Оп. 169. Д. 42. Карта и таблица №3, приведенная ниже, дают представление о том, как с течением времени увеличение высоты маяков и модернизация осветительных приборов позволила увеличить дальность освещения вод озера. Таблица №3. Маяки южной части Ладожского озера. Характеристиками осветительных приборов Маяк Осветительный прибор Дальность освещения Высота маяка Угол освещения, цвет Стороженский Первоначально прибор с отражательными рефлекторами в 10 керосиновых ламп. С 1913 года аппарат второго разряда Старый маяк – 15 км Новый маяк – 35 км Старый маяк -23 м Новый маяк -71 м Постоянный белый огонь На весь горизонт за исключением SO-й четверти Кошкинский Первоначально преломляющим аппаратом одной керосиновой лампой Позже – аппаратом третьего разряда 19 км 33 м Постоянный белый огонь освещал дугу горизонта в 360 градусов Сухо Первоначально преломляющим аппаратом пятого разряда С 1891 года – третьего 17,7 км 27,5 м от основания (24,7 м от поверхности озера) Постоянный белый огонь Кареджи Первоначально аппаратом помощью 13 простых керосиновых ламп с отражательными рефлекторами С 1877 года аппаратом третьего разряда 16, 5 км 24,7 м Белый постоянный огонь освещал ¾ горизонта (¼ обращена к берегу) Торпаков Первоначально аппаратом в 6 керосиновых ламп с отражательными рефлекторами В 1914 году осветительный прибор заменен на аппарат с линзой Френеля 13 км 15,6 м Постоянный белый огонь на весь горизонт с угловым красным стеклом (постоянный: на О и W белый, а на N и S красный) Бугровский Аппарат первого разряда 35,5 км 71,5 м Постоянным зеленым огнем, освещавшим дугу горизонта в 225 градусов и с угловым постоянным белым огнем в 8 ½ градусов в поле зеленого огня Свирский Аппарат четвертого разряда с 1911 года 19 км 35 м Постоянный белый огонь дуга горизонта в 30 градусов Осиновецкий Аппарат второго разряда 35 км 70 м Освещавший дугу горизонта в 180 градусов Способы освещения Ладожского озера всегда вызывали вопросы и споры у судоходцев. Часто отмечалась плохая результативность освещения Кареджским, Кошкинским и Сухским маяками при мало-мальски пасмурной погоде[19], поэтому на озере широко использовались освещающие баканы[20] системы Пинча[21] и створные знаки, помимо штормовых сигнальных мачт. Керосиновое освещение не давало достаточно света для обеспечения безопасной навигации. Замена керосина на ацетилен - попытка разрешения этой проблемы[22]. Проведенный эксперимент на Кошкинском маяке в 1898 году хотя и показал положительное изменение в силе света, однако от дальнейших опытов решили отказаться в силу чрезвычайной опасности возникновения пожара при использовании газа малообученными служащими. Опыт эксплуатации маяков южной части озера показал, что комплекс проблем с размещением, конструкцией и материалами были устранены в начале XX столетия. Удачно возведенные маяки остались на своих первоначальных местах, другие же перенесены. Хрупкие деревянные конструкции перестроены в каменные. Маячное освещение дополнено малыми сигнальными установками. С течением времени требования к маячной навигации Ладожского озера неуклонно росли в силу динамично изменяющегося товарооборота, количества и характеристик судов. Своевременно адаптировать качество освещения под неуклонно растущий запрос моряков торгового флота получалось не всегда ввиду сложности инженерных задач, суровых погодных условий, дороговизны и высоких временных затрат на строительство и модернизацию маяков. [1] Великое княжество Финляндское получило в управление северную часть Ладожского озера после присоединения в 1812 году к своей территории Выборгской губернии. Северные маяки находились в ведении либо директора лоцманского и маячного ведомства в Финляндии, либо Таможенного ведомства в Финляндии. [2] Например, для определения участка под постройку Табановасовского маяка опирались на результаты исследований грунта путем бурения скважин. [3] Ф. 921. Оп. 93. Д. 751. Л. 1. [4] Ф. 921. Оп. 95. Д. 754. Л. 102 об. [5] Ф. 921. Оп. 93. Д. 751. Л. 17. [6] Ф. 921. Оп. 93. Д. 751. Л. 68. [7] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 49. [8] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 168. [9] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 168. [10] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 168. [11] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 168. [12] Ф. 921. Оп. 92. Д. 72. Л. 2 об. [13] Ф. 921. Оп. 93. Д. 365. Л. 142. [14] Ф. 921. Оп. 92. Д. 70. Лл. 5-7. [15] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 55. [16] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 49. [17] Сложная составная линза. Состоит не из цельного шлифованного куска стекла со сферической или иными поверхностями (как обычные линзы), а из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму при зм специального профиля. Разряд определялся путем измерения фокусного расстояния в миллиметрах от центра линзы в фокусе до внутренней поверхности каждой панели линзы (радиус) [18] Ф. 921. Оп. 93. Д. 365. Л. 140. [19] Ф. 921. Оп. 93. Д. 499. [20] Бакан или бакен – плавающее на воде тело, в виде бочки или конуса, для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов. [21] Газ, получаемый из нафты или других нефтепродуктов, изобретенный Юлиусом Пинчем, позволял освещать баканы несколько месяцев без обслуживания. [22] Ф. 921. Оп. 95. Д. 673. Л. 42об. |
Лайк (1) |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | Вот нашла группу, а в ней пар слов о Маяке в д.Мудьюга ВК Деревня МУДЬЮГА https://vk.com/wall-201985408_15688 Благодарим за материал ЕЛЕНУ ИЛЬИНУ! Скопировано из ВК Твой Север 19 (7) сентября 1838 года заработал первый каменный маяк на Белом море. Мудьюгский маяк. Белая башня. В 1834 году на песчаной гряде почти посередине острова была возведена круглая кирпичная башня со стальным фонарным сооружением. Она всегда имела светло-желтый цвет. В 1838-м Мудьюгский маяк стал светящим. Источником огня в первых лампах был очищенный рыбий жир — сыроток. Рядом с башней построили два деревянных дома, в которых жили смотритель маяка и пять сторожей. В начале 1870-х на острове появилась спасательная станция для помощи терпящим бедствие — одна из первых на Белом море. Она состояла из приюта с казармой для команды из 12 гребцов, также в распоряжении спасателей были вельбот и плот. Фото 1913-1916 гг. Мурманский областной краеведческий музей Источник: Старый Архангельск Комментарий модератора: Надо запросить. А вдруг кто-то видел надпись. Не так уж много и маяков строили в эти годы В нашей семье существует легенда, что на одном из маяков с трудным названием, архангельские студенты видели надпись в кирпиче - SPENGLER (Спенглер). Даже статья была в каком-то журнале. Барон Карл Спенглер (25.04.1791 г.Бреда - 13.10.1857 г.Ревель) проектировал и строил "ПУТИ СООБЩЕНИЯ" - дороги, каналы, маяки на Северо-Западе России. На тот период не так уж много строили кирпичных маяков, тем более, которые остались после Великой Отечественной войны. (Не обязательно действующие, но сохранились). Одним из таких маяков был Мудьюг. |
| valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25232 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20799 | |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | Большое спасибо за информацию по маякам, в т.ч. Мудьюг - valcha Все теперь так стремительно меняется и исчезает. Скопировала основные данные к себе. Прелюбопытная и очень подробная подборка. https://wikimapia.org/18383315...0%B8%D0%B9 Год постройки - 1838. Активный. Высота огня - фокальная плоскость 40 метров (131 фут). Огонь - двойная вспышка белого цвета каждые 9,7 секунды ( свет - 0,2 секунды; затмение - 2,3 секунды ). Оптика - линза Френеля Видимость огня - 18 морских миль. 40-а метровая (131 фут) круглая каменная башня с фонарем и галереей. Туманный рог - 8 ударов каждые 40 секунд. Одноэтажный дом смотрителя маяка. Этот исторический маяк, недавно отреставрированный , теперь окрашен в ярко-желтый цвет с белой отделкой и небольшим красным фонарем. Это старейший маяк Русского Севера и традиционный для Архангельска. История маяка: www.mayachnik.ru/book/export/html/1244 lighthouse.guide/main/index.php?/pages/mudiug/ ekb.aonb.ru/index.php?id=2992 Памятник архитектуры. ru-monuments.toolforge.org/wikivoyage.php?id=2930569000 Архивные фото середины 1910-х из фондов Мурманского областного краеведческого музея. Современные фото: .... Похожие объекты Маяк Никодимский 142 км https://wikimapia.org/10446682...0%B8%D0%B9 Луда Нахконица 261 км https://wikimapia.org/7952171/...1%86%D0%B0 Остров Василисин 413 км Маяк Выборгский 775 км Маяк «Крестовый» 782 км Маячный городок 790 км Остров Нерва 814 км Островной 837 км Маяк Вахемандала 1003 км Юссаро (Jussarö |
| balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8629 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2536 | МУДЬЮГСКИЙ МАЯК Установлен на Мудьюгском острове, расположенном в устье реки Северная Двина. Это один из наиболее крупных островов Белого моря, он закрывает обширную мелководную лагуну, называемую Сухим морем. Длина острова около 8,5 мили, а ширина от 2 миль на середине до 0,5 мили на северной и южной оконечностях. Остров песчаный, низкий. Средняя часть острова покрыта кустарником и хвойным лесом. Восточный и южный берега лишены леса и сплошь покрыты дюнами, поросшими мхом и травой. Западнее острова лежит мелководный Березовый бар, через который проходит Входной фарватер в Северную Двину. Впервые остров был описан штурманом Беляевым, возглавлявшим экспедицию для описи Белого моря в 1756 и 1757 годах. Устье Северной Двины считается одним из мест зарождения мореплавания на Белом море. ВIX веке здесь на своих судах появились норманны, занимавшиеся грабежом и насилием. В конце IX — начале X веков места эти заселили новгородцы, ставшие вскоре полными хозяевами этого края (см. очерк “Абрамовский”). Устье Северной Двины было наиболее оживленным местом на побережье Белого моря. Здесь исстари велась торговля и обмен товарами. С первой половины XVI века в царствование Ивана Грозного с приходом к устью английского корабля началась и внешняя торговля. Главным ее пунктом был сначала город Холмогоры, а затем Архангельск, основанный в 1584 году. С этого времени на протяжении почти двух с половиной веков Архангельск являлся единственным портом России, через который велась заграничная торговля. Из Москвы везли сюда товары зимой до Вологды, откуда по Сухоне и Двине сплавляли их на судах. В июле приходили в Архангельск иностранные корабли, и торговля продолжалась до сентября. Это время называли ярмаркою. Вывозили главным образом паюсную икру (доставляемую из Астрахани), меха и звериные шкуры, пеньку, лен, холст, поташ, смолу, деготь, сало, мыло, щетину. Иностранные привозные товары состояли из золота, серебра, драгоценных камней, посуды, мебели, сукон, аптекарских материалов, сахара, заморских вин. Развивающийся морской путь в Архангельск требовал навигационного ограждения, и в 1705 году по распоряжению Адмиралтейского приказа Корабельный фарватер реки Северная Двина от острова Мудьюг до Архангельска был огражден лоц-бочками, закупленными в Голландии, а в устье реки сооружены огневые маяки — смоляные бочки, зажигавшиеся лишь при ожидании прихода с моря судов. В этом же году на острове Мудьюг была сооружена первая на Белом море неосвещаемая опознавательная деревянная башня (есть данные, что первая башня на острове Мудьюг была построена шведами в 1701 году во время нападения на Архангельск, однако подтвердить это документально нам не удалось). Она служила для ориентирования мореплавателей и для наблюдения за неприятельскими кораблями. Летом в башне жили лоцмана, проводящие суда к причалам Архангельска. Несмотря на развитие мореплавания, световых маяков в начале XVIII века на Белом море не было. Объясняется это тем, что корабли и суда плавали в основном во время длинных белых ночей, а при подходах к портам и в сложных в навигационном отношении районах использовали лоцманов. Кроме того, с основанием Санкт-Петербурга все внимание Петра I было обращено к Балтийскому морю, и значение Белого моря для внешней торговли падало. В конце XVIII — начале XIX веков вновь наметилось оживление мореплавания и начались систематические гидрографические работы на Белом и Баренцевом морях. В 1798 году по инициативе управляющего чертежной Адмиралтейств-коллегии генерал-майора JI. И. Голенищева-Кутузова была сформирована экспедиция, которая в течение трех лет выполнила первую общую съемку Белого моря, результатом которой явилась генеральная карта моря в проекции Меркатора. Эти работы были продолжены в 1816—1832 годах. Особенно важны были исследования экспедиций Ф. П. Литке и М. Ф. Рейнеке. Рейнеке составил лоцию Белого моря, названную им “Гидрографическое описание северного берега России. Часть I. Белое море”. В лоции Михаил Францевич выделил особо опасные в навигационном отношении места и рекомендовал установить для их ограждения маяки. В 1829 году Рейнеке в рапорте на имя генерал-гидрографа особо подчеркнул необходимость установки маяка на острове Мудьюг. “В этом районе при Березовом баре трудно ориентироваться даже в дневное время”, — писал он. Г. А. Сарычев переправил предложение Рейнеке командиру Архангельского порта с просьбой высказать свои соображения. Вице-адмирал С. И. Мининский сам обследовал остров и пришел к заключению, что берег острова низменный, и, следовательно, надо возводить высокий маяк, а это будет дорого, поэтому вместо берегового, решил он, полезнее у бара установить плавучий маяк. Сарычев не согласился с командиром Архангельского порта и при рассмотрении этого вопроса в Морском техническом комитете настоял на возведении на Мудьюге современного капитального маяка “по типу Толбухинского или Сескарского (Балтийское море. —Авт.) высотой не менее 75 футов”. Морской технический комитет утвердил проект, разработанный Управлением генерал-гидрографа. Он предусматривал строительство каменной башни, караульного дома на пять человек и деревянной казармы для 25 лоцманов. По смете расходы на строительство должны были составить 60 642 руб. Таких денег у Морского министерства не оказалось. Генерал-гидрограф обратился к министру финансов с предложением изыскать средства для строительства путем учреждения маячного сбора с купеческих судов, но министр ответил, что “учреждение какого-либо сбора с купеческих судов, приходящих к Архангельску, отяготительно для таможенной торговли, деньги должны быть выделены из бюджета департамента внешней торговли” [20]. Расчет оказался правильным: учитывая, что Архангельский порт в то время по размерам торгового оборота являлся одним из крупнейших портов России и играл важную роль в заграничной торговле, департамент согласился выделить необходимые средства. В 1834 году на песчаной гряде почти посередине острова военным инженером Власовым была возведена коническая кирпичная башня со стальным фонарным сооружением. 15 октября 1834 года маяк был передан в ведение Архангельского порта. Осветительный аппарат на нем установили только в 1838 году. Задержка произошла из-за неготовности рефлекторов, которые должен был изготовить Александровский чугунный завод в Санкт-Петербурге. Маяк Мудьюгский Схему расположения рефлекторов разработал директор маяков Балтийского моря Л. В. Спафарьев. Он же предложил восточную часть фонарного сооружения наглухо обшить листами железа, чтобы сконцентрировать свет в нужном направлении. Монтировали и регулировали осветительный аппарат мастера Дирекции маяков Балтийского моря под руководством помощника Спафарьева полковника Фон-Дезина. 7 октября 1838 года маяк начал действовать. В “Описаниях маяков и башен Российской империи” за 1850 и 1879 годы приводятся следующие данные о нем: “Маяк каменный, круглый, светло-желтый; фонарь железный темно-серого цвета с темной крышей; установлен на песчаном прибрежье, почти посередине острова, покрытого редким сосновым лесом, в расстоянии около 100 саженей от края берега. Постоянный огонь маяка, высота которого 130 футов ОТ уровня моря И Маяк Мудьюгский 120 футов от основания, освещает горизонт 14 лампами с рефлекторами от NNW чрез W до SOtS на 13 итал. миль. Но из-за леса огонь виден только до StO... Огонь маяка служит для определения места приходящим судам, которые в виду огня могут безопасно удерживать свое место до рассвета или до прибытия лоцмана. При маяке находится вахта лоцманов, которые обязаны встречать идущие с моря суда в расстоянии 4 итал. миль от мелководья бара и провожать до порта... Поблизости маяка поставлена телеграфная мачта с двумя гафелями, обращенными к северу и югу, на ней поднимаются сигналы для извещения приходящих судов о глубине и течении воды на баре и о выезде лоцманов навстречу судну. Этот телеграф служит также для переговоров с иностранными судами по своду международных коммерческих сигналов. Смотритель маяка и пять человек сторожей живут в двух деревянных домах, саженях в 20 южнее. Оба здания с необходимыми пристройками окрашены светло-желтой краской; крыши у всех зданий красные”. Сообщение маяка с Архангельским портом (около 40 км) осуществлялось летом на шлюпках, а зимой по льду на лошади; в распутицу весной и осенью — через Сухое море на материк, а оттуда берегом в город. Первым смотрителем маяка был поручик Корпуса флотских штурманов Алексей Васильевич Козобин. Много лет спустя, в 1857 году, уже в чине подполковника он был назначен директором маяков Белого моря. Козобин был известен среди беломорских мореплавателей не только как маячник, но и как автор ряда полезных изобретений, таких, как “приливомер для начертательного определения приливов и отливов”, “ветрописец” и других приборов и инструментов. Именем Козобина назван небольшой остров в проливе Карские Ворота. В середине XIX века на Белом море плавали в основном небольшие парусные суда, и, несмотря на появление первых классных маяков и навигационного ограждения подходов к портам, море нередко обходилось с ними жестоко. Только с 1862 по 1869 год в Белом море погибло 144 судна и с ними более 200 человек. Это побудило судовладельцев и мореходов учредить в 1872 году Архангельское окружное правление общества помощи при кораблекрушениях, председателем которого стал директор маяков Белого моря. Это общество стало создавать спасательные станции для помощи терпящим бедствие. Одна из первых таких станций была оборудована при Мудьюгском маяке. Она состояла из приюта с казармой для команды из 12 гребцов и вельбота. Кроме того, в распоряжении спасателей был плот из двух цилиндров, связанных между собой деревянной палубой. Практически с первых дней существования маяка на нем велись метеонаблюдения, затем были организованы наблюдения за перелетом птиц и с 1897 года — за уровнем моря по футштоку, установленному на берегу. Вначале маяк обслуживали матросы Архангельского ластового экипажа. В 1866 году военную команду заменили вольные служащие, нанимаемые, как правило, из близлежащих деревень. Смотрителем маяка по-прежнему назначали отставного офицера. Несмотря на близость к Архангельску, из-за сурового климата, плохих бытовых условий и неполноценного питания маячники часто болели и среди них была высокая смертность. Чтобы как-то облегчить жизнь этим труженикам, во второй половине XIX века при маяке устроили небольшую церковь, в которой в праздничные дни смотритель проводил собеседования со служащими и чтение священных книг, а в летнее время совершались богослужения священником, приезжавшим из Архангельска. Маяк был выстроен настолько добротно, что простоял около 80 лет без капитального ремонта. Когда, наконец, в 1914 году было решено его сделать, грянула Первая мировая война. На острове были установлены артиллерийские батареи, и маяк оказался в военном гарнизоне. На его башне разместили наблюдательный пост и пост связи. С началом войны резко возрос поток грузов из-за границы и с востока через порты Белого моря. В навигацию 1916 года в Архангельск пришло до 600 судов, доставивших около двух миллионов тонн грузов. Маяк в этот период работал бесперебойно и надежно. В 1917 году на маяке случился пожар, осветительный аппарат удалось спасти, но он оказался поврежденным и сила света его значительно снизилась. В июле 1918 года возникла угроза высадки в Архангельск интервентов. 5 июля директор маяков Балтийского моря Ефимов отправил в Главное гидрографическое управление телеграмму: “Доношу: 2 июля получено предписание командующего флотилией приготовить Мудьюгский маяк к уничтожению путем взрыва, также потребуется сжечь там все маячные сооружения. Мною приказано снять маячный аппарат”. 2 августа интервенты захватили Архангельск, однако маяк не был взорван. То ли не успели, то ли по другой какой причине. И он продолжал жить — от подготовки к взрыву осталась только мина в башне, которую быстро убрали сами маячники, и железная банка с взрывчатым веществом весом около двух пудов. Она до конца интервенции так и лежала в 180 м от башни. Кроме постоянных угроз от французского коменданта “расправиться”, маячникам постоянно угрожали грабежами каторжане, разбежавшиеся из тюрьмы, которая была на острове. В апреле 1920 года Архангельск стал главной базой Морских сил Севера Советской России. В этом же году было образовано Убекосевер, которое решительно взялось за налаживание нормальной работы маяков и совершенствование навигационного ограждения. Одним из первых его дел был капитальный ремонт Мудьюгского маяка. Уже в середине 1920-х годов работа его вошла в нормальный режим. С началом Великой Отечественной войны была образована Беломорская военная флотилия и Архангельск стал ее главной базой. Маяк надежно обеспечивал плавание кораблей флотилии в районе главной базы в течение всей войны, а также проводку союзных конвоев к устью Северной Двины. В настоящее время старейшина беломорских маяков, оборудованный современной маячной техникой (наряду со световым, действуют радиомаяк и наутофон), надежно указывает путь морякам на подходах к одному из крупнейших портов Севера России. Светит белым проблесковым огнем с дальностью видимости 18 миль. Более 10 лет в трудные годы Первой мировой и Гражданской войн возглавлял маяк Н. Чагин, а затем еще 20 лет сменивший его на этом посту сын Андрей. В советское время много труда вложил в организацию нормальной работы маяка Петр Леонидович Колесниченко. С 1964 года бессменно работает на нем семья Малыгиных — Раиса Прокопьевна и Аркадий Степанович. Источник информации: Маяки России (исторические очерки). издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001 год, авторы А.А. Комарицин, В.И. Корякин, В.Г. Романов. Маяки упоминаемые в материале: Мудьюгский http://www.mayachnik.ru/book/export/html/1244 |
| ← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модератор: balabolka |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Balabolki » Бароны СПЕНГЛЕР » Маяки к Баронам Спенглер [тема №177482] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
убрать к Арвиду
АВИАЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ ПЕТЕРБУРГА. К 110-летию Императорского Всероссийского авиаклуба
Главный археограф
Плюхина Т.В.
https://spbarchives.ru/cgia_pu...%3D3871950