60 Савич Божидар (серб. Савић Божидар) (1882 – 1935), драматический актер. Актёр передвижного театра Фотия Иличича (Фотија Иличиа) (1904 – 1906), Сербского национального театра в Нови-Саде (1911, 1912 – 1914), Королевского сербского национального театра в Белграде (с декабря 1919). См. URL:
https://www.snp.org.rs/enciklopedija/?p=15322 (дата обращения:
21.05.2020).
61 См. Правда. Белград. 1920. № 43. 15 февраля. С. 2.; № 45. 17 февраля. С. 2.; № 47. 19 февраля. С. 2.
62 Кибальчич Марта (Kibalčičova (Kibaltchitchova Marta), урожд. Чермак (Čermák, Čermákova) 21.01.1900 – не ранее 1950), вторая жена В. Ф. Кибальчича. Их дочь Татьяна родилась в Праге 25 ноября 1920. См. Národní Archiv. F. PŘ 1921 – 1930. K. 1518. S. K 788 / 36 (Kibalčič Vasilij 1884); S. K 78/43 (Kibalčičova Marta 1900).; авторы благодарны Власте Мищчанковой (Vlasta Měšt, ánková

за помощь в работе с документами Архива МВД в Праге.
63 Появление оперного репертуара в Королевском национальном театре связано с назначением Станислава Бинички на должность директора оперы в 1919. См. Павлович М. Становление оперы и балета в белградском Народном театре и русские артисты // Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. С. 297.
64 Петровић В. Руски оперски певачи и београдска музичка критика и публјика // Руска емиграциjа у српскоj култури XX века: Зборник радова. Београд, 1994. Т. 1. C. 173.
65 1 марта 1920 в оперу Королевского национального театра приняли первого русского специалиста – концертмейстера Нелидова Владимира Александровича. См. Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде, 1920–1950-е годы. Часть первая. Институт славяноведения РАН. М., 2007. С. 205.
66 Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ... С. 93 – 94.; В. Ф. Кибальчич – К. Коваржовицу, 13 апреля 1920 г. // Пражский Музыкальный архив. Národní Muzeum. České Muzeum Hudby. Ф. 4/71 (Карел Коваржовиц). Оп. 1. Ед. хр. G-8669.
67 Вирен (в замужестве Вирен-Рейманова) Надежда Робертовна (1885 – 1971), оперная певица (сопрано), дочь российского адмирала Вирена. Окончила Императорскую Санкт-Петербургскую консерваторию с малой золотой медалью (1911). В эмиграции в Праге (с 28 декабря 1918). Выступала с концертами. Солистка Сословного театра в Праге (1920 – 1922), Национального театра в Праге (1921), преподаватель пения в Музыкальной школе, выступала с Общестуденческим русским хором, член Русского музыкального общества в
Праге. См. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 2. Д. 1184.; Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І. С. 14 – 15, 19, 23 – 24, 26 – 27, 41, 53.;
http://archiv.narodni-divadlo....redstaveni (дата обращения: 21.05.2020);
http://ruslo.cz/index.php/arkh...6/item/676 (дата обращения: 21.05.2020);
http://es.conservatory.ru/esweb/faces/graduates2.jsp (дата обращения: 21.05.2020); Мелешкова Н. В. Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге (20-е – 50-е годы XX века): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М. 2010. С. 193.
68 Покровский Александр Доримедонтович (Дмитриевич, по сцене Александрович) (1879 – 1959), артист оперы и драмы, камерный певец (лирический тенор), педагог. Сын протоиерея. Окончил физико-математический факультет (естественное отделение) Императорского Санкт-Петербургского университета (1903), после этого обучался на юридическом факультете. Вольнослушатель Высших курсов П. Ф. Лесгафта. Пел в студенческих хорах. Дебютировал на сцене Императорского Мариинского театра (1909), где в качестве солиста выступал 10 лет. В 1910-х занимался в институте Жак-Далькроза (вблизи Дрездена). По приглашению С. П. Дягилева выступил в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным в «Русских сезонах» в Париже (22.05.1913) и Лондоне (24.06.1913). В 1916 пел в Большом театре в Москве. В эмиграции с 1919. Выступал с концертами в Германии. В 1920 в Праге. На концерте в Русском клубе 29 февраля 1920 присутствовал Карел Крамарж, первый премьер-министр Чехословакии (1918 – 1919). С 1922 в Париже. Организовал регулярные циклы концертов по истории русской и зарубежной музыки (1922–1926). Член ревизионной комиссии Тургеневской библиотеки (1931), член правления Российского музыкального общества за границей (РМОЗ) (с 1931). Участвовал в Днях русской культуры 8 и 12 июня 1927 в Праге – исполнил арии с участием Общестуденческого русского хора им. Архангельского. Переехал в Эстонию. Член комитета и редакционной комиссии сборника Первого Всегосударственного слёта русских хоров в Нарве (1937). См. Барсова Л. Г. Забытый тенор Мариинского театра // Российская эмиграция в славянских странах: Материалы XLI Международной филологической конференции. 26 – 31 марта 2012. СПб., 2015. С. 31 – 50.; ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 34798.; Российское
зарубежье во Франции (1919 – 2000). Биографический словарь в трех томах. URL:
http://www.dommuseum.ru/old/index.php?m=dist&pid=252 (дата обращения: 21.05.2020); Русская Эстония. URL:
http://russianestonia.eu/index...%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%90%D0%BB%D0%
B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BE%D1%80%
D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
(дата обращения: 21.05.2020); Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І. С. 25 – 28, 30 – 31, 35.
69 См. Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І. С. 28.; Národní listy. 1920. No. 97. 8 Dubna. S. 5.
70 Партию Ленского в премьере оперы «Евгений Онегин» в Королевском национальном театре исполнил Р. Н. Любинецкий, которого иногда считают русским эмигрантом. Любинецкий (Лубинецкий) Роман Николаевич (03.12.1885, с. Чесники, Австро-Венгрия (в наст. Украина) – 30.06.1945, Чехия), оперный певец (тенор), педагог. Окончил Венскую музыкальную академию (1914). Солист Дрезденского
(1914–1915), Краковского (1917–1918) оперных театров. Первый тенор Хорватского национального театра в Загребе (1918–1929). Преподаватель вокала в Львовской консерватории Польского музыкального общества (март 1929–1939), профессор сольного пения Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко (1940–1941 и 1944–1945).
См. URL
http://conservatory.lviv.ua/ka...-v-imenah/ (дата обращения: 21.05.2020); URL
http://esu.com.ua/search_articles.php?id=59815 (дата обращения: 21.05.2020); Карась А. В. Украинские певцы на оперных сценах Германии: интеграционно-коммуникативные аспекты // European Applied Sciences. 2012. № 1. PP. С. 25.
71 Зацкой (Зацкий) Михаил Петрович (1885, г. Остров – 1954), актёр, режиссёр, драматург; сын купца, потомственный почетный гражданин. Студент Императорского Санкт-Петербургского университета (1905), Императорского Санкт-Петербургского театрального училища (1909 – 1912). Актёр Литейного интимного театра (1913). В эмиграции с января 1919; выехал из города Либава (совр. Лиепая, Латвия). В Праге (май – октябрь 1919) работал актёром, читал лекции о музыкальности русского языка с декламацией отрывков. Режиссёр оперы Национального театра Белграда (официально вошел в труппу 27 апреля 1920). Режиссер первой русской оперы, поставленной в Национальном театре Белграда – «Евгений Онегин», 8 мая 1920. Зарегистрирован в списке Уполномоченного по устройству русских беженцев в Королевстве СХС 7 мая 1920. В апреле 1921 заведующий художественной частью русского театра «Лау-ДиТау» (Прага). Актёр и режиссёр Театра русской драмы в Риге (Латвия) (1921– 1944). Участвовал в первом спектакле («Горе от ума», 27 сентября 1921), которым Театр русской драмы в Риге возобновил свои представления после перерыва, вызванного Первой мировой войной и борьбой за независимость Латвии. Автор пьес «Корни оголенные. Мужицкая драма» (1914), «Фома Фомич Опискин. Комедия по Ф. М. Достоевскому» (1915), «Метелица. Фантасмагорическое приключение Санкт-Петербургского чиновника» (в соавторстве с Иваном Лукашем, 1931, Рига). См. Весь Петербург на 1914 год: адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. СПб., 1914. С, 245.; Лаборатория фантастики. Персоналии // URL:
https://fantlab.ru/blogarticle27263 (дата обращения: 21.05.2020); ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 43590.; Литейный театр в Фонтанном дом е. 100 лет театральной жизни // URL: http://
www.naliteinom.ru/index.php/home/6/434—l——100—r (дата обращения: 21.05.2020); Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Русская диаспора в Белграде ... С. 205.; Десять лет Театра Русской Драмы в Риге // Русские Латвии. URL:
Http://www.russkije.lv/ru/jour...ustheatre/ (дата обращения: 21.05.2020); Волков С. В. Участники Белого движения.
URL: h ttp://sw olkov.org/2_baz a_beloe_dviz heni e/pd f/
Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_08-Z.pdf; ГАРФ. Ф. Р-5982. Оп. 1. Д. 178. Л. 52.; Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І.С. 12 – 14, 16.
72 Малышева Антонина Петровна (урожд Эвличгнеева, по сцене
Свечинская, Малышева-Свечинская, Свечина) (1895 – не ранее 1950), оперная
певица (меццо-сопрано), регент, педагог. В эмиграции с 1919. Солистка Королевского национального театра Белграда (1919 – 1922). Участвовала в спектакле, поставленном русским литературно-художественным обществом («Тамо
далеко», автор А. М. Селитренников (Ренников), Белград, 2 июля 1922). С
1922 выступала с концертами в Праге, член Русского музыкального общества
в Праге. Участвовала в праздновании 6-ой годовщины независимости ЧСР в
составе Пражской группы МХТ (1924), в «Дне русской культуры (1934)». В
декабре 1939 передала архив приёмного отца, Кишенского Дмитрия Павловича
(1858 – 1933), медика, патологоанатома, общественного деятеля, в РЗИА. В
августе 1945 – в русском ДиПи лагере «Парш» (Зальцбург). Переехала в
Нью-Йорк. См. Сорокина М. Ю. Кишенский Дмитрий Павлович // Некрополь
россий ского научного зарубежья . URL: h ttp://ru ssiangrave.ru/
person?prs_id=251 (дата обращения: 21.05.2020); Косик В. И. Русские краски
на балканской палитре: Художественное творчество русских на Балканах
(конец XIX – начало XXI века). Институт славяноведения РАН. Москва
2010. С. 158, 401.; Волков С. В. Участники Белого движения. URL: http://
sw ol k o v . o r g / 2 _ b a z a _ b el o e _ d v i z h e n i e / p d f / U c h a s t n i k i _ B el o g o _
dvizhenia_v_Rossii_06-E.pdf (дата обращения: 21.05.2020); Мелешкова Н. В. Указ.
соч. С. 194.; Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І.
С. 164.; Балабин Е. И. Далекое и близкое, старое и новое. М.: Центрполиграф,
444
2009. URL:
https://biography.wikireading.ru/235040 (дата обращения: 21.05.2020).
73 Марьяшец Евгений Семёнович (1883 – 1953), оперный певец (бас),
педагог, режиссёр. Ученик Императорской Санкт-Петербургской консерватории
(1904–1906). Продолжил обучение в Италии. Дебютировал в Санкт-Петербурге.
Гастролировал по России и Европе. Солист и режиссер Национального театра
в Белграде (официально вошел в труппу 30 июня 1920) и Сербского национального театра в Нови-Саде. Награжден орденом Св. Саввы V ст. (1923), III
ст. (1939). После Второй мировой войны преподавал вокал в музыкальном
училище Нови-Сада, в музыкальной школе Титограда, музыкальный редактор
радио (Титоград). См. Арсеньев А. Б. Феномен «Русской оперы» в Нови-Саде
(1920–1925) // Ежегодник Дома Русского зарубежья имени Александра Солженицына. М., 2017. С. 40 – 41.; Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда?
Русская диаспора в Белграде ... С. 211.; ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 1. Д. 2589.;
Указ от 16 января 1923 // Службене Новине Кральевине Срба, Хрвата и
Словенаца. 1 февраля 1923. С. 1.
74 Авторы благодарят И. Антанасиевич за предоставление афиш и полезные советы.
75 В опере «Евгения Онегина» хор участвует не менее 9 раз. Многие специалисты считают хоровые партии этой оперы трудными и сложными композициями. См. Милославский П. П. А. А. Архангельский, его жизнь и деятельность // Русский хоровой сборник. Прага, 1930. № 1. С. 26.
76 Kronika kulturního, vědeckého a společenského života ruské ... Том І.
С. 12–16.
77 ГАРФ. Ф. Р-5982. Оп. 1. Д. 178. Л. 62об.
78 Возможно, В. Ф. Кибальчич зарегистрировался как русский беженец
не только для получения действующего документа (взамен утратившего силу
паспорта гражданина Российской империи), но и для получения льготы на
обмен российских рублей на местные динары, т. н. «Размен», то есть право на
получение в 5-6 раз больше динар, чем при обмене по биржевому курсу. С 1
июля 1920 размен денег был заменен безвозмездными субсидиями или ссудами,
выдаваемыми ежемесячно. Правом на получение этих субсидий пользовались
«только беженцы из России, т. е. русские подданные, прибывшие на жительство
в Королевство из России под давлением политических обстоятельств после 1
декабря 1918 г.». В. Ф. Кибальчич не попадал в эту категорию. См. Русская
газета. Белград. 1920. № 23. 4 июня. С. 2.; Козлитин В. Д. Российская эмиграция
в королевстве сербов, хорватов и словенцев (1919 – 1923) // Славяноведение.
1992. № 4. С. 7 – 19. URL:
http://old.ihst.ru/projects/sohist/papers/koz92sl.htm(дата обращения: 21.05.2020).
79 В базе данных «Участники Белого движения» имя супруги указано
именно так: Мария Францевна. См. URL:
http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_10-K.pdf (дата обращения:
21.05.2020).
80 См. Метрические книги за 1913 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1704.
Л. 27 – 47об.
81 В. Ф. Кибальчич написал короткую записку М. А. Бихтеру на своей
визитной карточке:
«Очень жалею, милый Михаил Алексеевич, что мне не удалось побеседовать с Вами. Послезавтра нужно возвращаться в Женеву. Если позволите,
если я Вас не отвлеку от дела, буду Вам писать. Если задумаете после сезона
445
проехаться заграницей, заезжайте ко мне отдохнуть, подышать швейцарским
воздухом. Ваш преданный, Василий Фёдорович Кибальчич.
Genéve (Suisse), 1 Chemin Sautter»
Визитка:
«Василий Фёдорович Кибальчич
СПб консерватория (зачёркнуто)»
См. Отдел рукописей Российского института истории искусств (ОР
РИИИ). Ф. 96. (М. А. Бихтер). Ед. хр. 153 (1888 – 1977 гг.). Л. 1 – 1об.
Авторы очень признательны Е. П. Яковлевой за указание на этот источник.
82 Авторы благодарны Савельевой В. О., предоставившей копию дела «Н.
Кибальчич, урождённая Сахарова» из Национального архива Франции.
83 Кибальчич В. Как создавалась «Свадебка» Стравинского: (Из личных
воспоминаний) // Новое русское слово (Нью-Йорк), 1936. 14 июня (№ 8535).
С. 8.; Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ... С. 70.
84 Абонементный билет в театр Champs Elysée, Париж, на период 25 июня
– 5 августа 1920 с допечаткой «Русский хор В. Кибальчича» // МРК. Ф. 36
(В. Ф. Кибальчич). Оп. 1. П. 2. Л. 25.; Le Figaro. 1920. № 189. 8 Juillet. P. 4.;
Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ... С. 95, 138.
85 Турлаков С. Дневни репертоар београдске опере 1920 – 1926 // Годишњак
града Београда. Књ. XXXV. 1988. С. 179 – 207. С. 181. URL: http://
www.mgb.org.rs/godisnjak-grada-beograda/content/godisnjak-35-1988 (дата
обращения: 21.05.2020).
86 Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ... С. 94.
87 Первый номер «Русской газеты» вышел в Белграде 6 мая 1920.
88 См. Русская газета. Белград. 1920. № 11. 19 мая. С. 2.
89 Письмо датировано 1 мая 1920. Оригинал письма находится в рукописном отделе Библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке. Цит. по: И. Ф.
Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии: В 3-х т. Т. III: 1923 – 1939 / Сост., текстолог. редакция и коммент.
В. П. Варунца. М.: Композитор, 2003. С. 19.
90 Стравинский Юрий Фёдорович (1878 – 1941), российский и советский
архитектор, художник, историк архитектуры; в Крыму в 1910–1922. После
установления в Крыму Советской власти – главный архитектор всех
национализированных имений Южного берега Крыма. В 1922 переехал в
Москву, затем в Петроград. См.
https://rgfond.ru/person/139143 (дата
обращения 21.05.2020). Авторы благодарны Петровой М. М. за консультации
по архитектуре Южного берега Крыма.
91 Павловский Феофан Бенедиктович (Венедиктович) (1880 (1881) – 1936),
артист оперы, камерный певец (баритон), театральный режиссёр. Окончил
Екатеринославскую классическую гимназию (1900), в последних классах
регент гимназического хора. Обучался в Императорском Новороссийском
университете на филологическом факультете, работал в кабинете экспериментальной психологии под руководством профессора H. H. Ланге. Исключен
из Новороссийского университета за участие в студенческом движении, выслан
в деревню под надзор полиции. Ученик Императорской Санкт-Петербургской
консерватории по классу пения профессора С. Н. Габеля (1903 – не ранее
01.01.1907). Студент юридического факультета Императорского СанктПетербургского университета. Исключён из Санкт-Петербургского университета
за революционную деятельность. Руководитель революционного движения
Консерватории (1905 – 1906). Будучи учеником Консерватории, весной 1906
участвовал в прослушивании в Большой театр. Солист Большого театра (1910–
446
1919). Управляющий оперной труппой Большого театра (1917–1919). Ученик
Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского
(1919), участник её создания. Начальник театрального отдела харьковского
отделения Отдела Пропаганды ОСВАГ (с 1919). В эмиграции с ноября 1920.
Режиссёр драмы и оперы Национального театра в Белграде, СХС (1921– 1928),
поставил 32 оперы (в том числе 23 премьеры). Один из создателей, председатель
и режиссер Белградского русского драматического общества, член Русского
музыкального общества в Белграде. Награждён орденом Св. Саввы IV ст.
(1923). Главный режиссер Литовского государственного театра в Каунасе (Каунасский государственный драматический театр) (1928 – 1936). См. Косик В. И.
Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде ...
С. 216–217.; Мажинтас Э. Ф. Творческое взаимодействие российских и
литовских музыкально-театральных культур как фактор взаимообогащения
двух народов (20 – 30-е годы XX века): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09.
М. 2002. С. 41 – 48.; ЦГИА СПб Ф. 361. Оп.1. Д. 2981.; ЦГИА СПб. Ф. 14.
Оп. 3. Д. 45033.; Мусоргский М. П. Хованщина // Большой театр. Афиша. 21
декабря 1912 (3 января 1913). URL:
https://www.culture.ru/materials/255135/5-oper-modesta-musorgskogo-i-ikh-istoriya (дата обращения 21.05.2020); Московский академический музыкальный театр. Хроника 1918 – 1920. URL: https:/
/old.stanmus.ru/about/history/chronicle/1919-1920-opernaya-studiya-bolshogoteatra-pod-rukovodstvom-konstantina-sergeevicha-stanislavskogo/ (дата
обращения 21.05.2020); Павлович М. Указ. соч. С. 299 – 301.; Новая жизнь.
Харьков. 25 сентября (8 октября). 1919. С. 3.; Южный край. Харьков. 25 сентября
(8 октября). 1919. С. 3.; ГАРФ. Ф. Р-5982. Оп. 1. Д. 52. Л. 9.; Указ от 16
января 1923 // Службене Новине Кральевине Срба, Хрвата и Словенаца. 1
февраля 1923. С. 1.
92 «Постановку «Кащея» многие ошибочно считали и считают чем-то вроде
сознательной демонстрации по поводу увольнения Римского-Корсакова, – на
самом же деле, идея эта зародилась у организационного комитета гораздо
раньше, чуть не с первых дней забастовки. Нам хотелось показать себе и
другим, что объявленная в Консерватории по чисто общественным мотивам
забастовка отнюдь не означает отсутствия у нас художественных интересов и
желания работать, – в этом обвиняли нас реакционные профессора. Наоборот,
подъем, охвативший нас, стремился вылиться в родной нам стихии – в музыке.
Остановились мы на «Кащее», так как с одной стороны нас манило задание
собственными силами поставить никогда ещё не шедшую в Петербурге оперу,
да ещё принадлежащую перу Римского-Корсакова, перед которым мы все
благоговели, с другой же самое содержание «Кащея»,– победа светлых сил
над тёмным Кащеевым царством, – как нельзя больше подходило к нашему
тогдашнему настроению». См. Вейсберг Ю. Консерватория в 1905 году.
Воспоминания // В кн.: Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. РимскомКорсакове. М., 1956. С. 307 – 308.
93 Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М.,
1956. С. 217 – 218.
94 Сергей Рахманинов. Литературное наследие. Т. 1. М., 1978. С. 365:
«26 февраля 1906. Москва
Дорогой Александр Константинович!
Присланного тобой ученика Петербургской консерватории, Павловского,
записал на пробы голоса в Большой театр, о чём хочу тебя уведомить. Твой
С. Рахманинов».
447
95 В. Ф. Кибальчича нет среди учеников Н. А. Римского-Корсакова в
картотеке Санкт-Петербургской Консерватории. В. Ф. Кибальчича нет в списке
учеников Н. А. Римского-Корсакова, составленном Т. А. Хопровой. См. Хопрова
Т. А. Список учеников Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и
материалы / ред. С. Л. Гинзбурга. ГМИ. Л., 1959. С. 258 – 270.
96 Станиславский К. С. Режиссура и актёрское мастерство. Избранные
работы //
https://studme.org/159608/kult...spektaklya(дата обращения 21.05.2020).
97 Из воспоминаний агронома-селекционера Института агрономических
исследований в г. Нови Саде С. А. Кисловского – о Белграде и годах учебы в
Белградском университете. 1921–1925 гг. // Москва – Сербия. Белград –
Россия. Сборник документов и материалов. Т. 4. Русско-сербские отношения.
1917 – 1945 гг. М.-Белград, 2017. С. 139.
98 Кисловский Сергей Андреевич (1899 – 1995), агроном-селекционер в
Институте агрономических исследований в г. Нови Саде. Прибыл в Королевство СХС 28 ноября 1920. Окончил агрономический факультет Белградского
университета.
99 Турлаков С. Указ. соч. С. 184.
100 Следует заметить, что дирижёр оркестра в новой постановке «Евгения
Онегина» – Слатин Илья Ильич, с которым В. Ф. Павловский вместе эвакуировался из Крыма 15 ноября 1920 и участвовал в Торжественном заседании,
посвящённом памяти Верховного руководителя Добровольческой армии М. В.
Алексеева в Харькове:
«Харьковское отделение отдела пропаганды в день годовщины смерти
М. В. Алексеева устраивает в драматическом театре сегодня, 25 сентября, в 7
час. вечера торжественное заседание, посвящённое его памяти. В программе
заседания речи: капитана Поль-де-Монклар, полк. Патронова, литератора С. В.
Яблоновского и пр. пов. К. Н. Николаева. При участии хора, симфонического
и духового оркестра театрального отдела х.о.о.п. под управлением И. И. Слатина будет исполнено «Lacrimosa», «Реквием» Моцарта, «похоронный марш
на смерть героя» из симфонии Бетховена. Вокальное соло – артист государственного московского Большого театра В. Ф. Павловский». См. ГАРФ. Ф. Р5982. Оп. 1. Д. 52. Л. 9.; Южный край. Харьков. 25 сентября (8 октября). 1919.
С. 3.
И. И. Слатин впервые указан дирижёром оркестра Королевского театра
Белграда 5 сентября 1921 в опере «Травиата». См. Турлаков С. Указ. соч. С. 181.
Слатин Илья Ильич (1888 – ?), пианист, дирижёр, композитор, педагог,
хормейстер. В 1912–1918 дирижёр оперного и оркестрового отделений
Московской консерватории. См. Косик В. И. Русские краски на балканской
палитре: Художественное творчество русских на Балканах (конец XIX – начало
XXI века). Институт славяноведения РАН. Москва 2010. С. 260.
101 Мажинтас Э. Ф. Указ. соч. С. 47.
102 В 1934 В. Ф. Павловский записал воспоминания о случившемся в
Крыму: «Убийство жены большевиками сделало для меня возвращение в
Москву психологически невозможным». См. Мажинтас Э. Ф. Указ. соч. С. 47.;
архив В. Ф. Павловского находится в Литовском музее театра, музыки и кино
(Вильнюс).
103 Новая жизнь. Харьков. 25 сентября (8 октября). 1919. С. 3.
104 См. Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской
эмиграции в Белграде ... С. 88, 245.
448
105 Лукинич Александр Александрович (Брандис-над-Лабем, АвстроВенгрия, 1875 – Ловосице, Чехословакия, 1942), виолончелист, дирижёр, педагог.
Окончил Пражскую консерваторию по классу виолончели профессора Г.
Вигана, руководителя Чешского квартета. Ассистент профессора Г. Вигана.
Учитель отца М. Л. Ростроповича. Обучался в Санкт-Петербургской консерватории (1904–1905). 29 марта 1905 подал заявление об уходе из Консерватории
в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова (подобные
заявления подали почти 150 учащихся Консерватории). Преподавал в частной
музыкальной школе А. И. Гуровича в Николаеве (1912–1913). Осенью 1913
приглашён дирекцией Омского отделения Императорского Русского музыкального общества преподавать в музыкальных классах. В Омске возродил
симфонический оркестр при музыкальном обществе, состав оркестра доходил
до 50 музыкантов. Пропагандировал музыку русских композиторов. Впервые
в концертно-исполнительской практике Омска выпускал печатные программы
концертов с объяснительным текстом к каждой музыкальной пьесе. Интернирован в Тобольске (1914) как гражданин Австро-Венгрии. Организовал симфонический оркестр, получивший право гастролировать по России. В 1920
вернулся в Чехословакию. В 1921 – 1926 преподаватель класса фортепиано,
контрабаса и виолончели в Областной музыкальной школе Сараево, организатор и руководитель Филармонического общества этой школы. Выступал в
концертах. Главный дирижёр Сараевского симфонического оркестра (1923/
1924), член оргкомитета по его созданию. С 1926 руководитель музыкальной
школы в Литомержице, Чехия. См. Акиньшин А. Н. Воронежские Ростроповичи. Воронеж. 2006. С. 135; Белокрыс М. Приношение Мстиславу Ростроповичу // Омская муза. 2008. № 2 (21). С. 20 – 21; Белокрыс М. А. Лукинич
Александр Александрович // Энциклопедия Омской области. Т. 1. Омск.
2010. С. 570 – 571; Загороднюк Н. И. Депортация населения в годы Первой
мировой войны // Ежегодник. 1996 / Тюм. обл. краевед. музей. Тюмень, 1998.
С. 96; Hadžić F. The Musical Migration: Czech Musicians in Sarajevo // Glasbene
migracije: stičišče glasbene raznolikosti = Musical migrations: crossroads of European
musical diversity. Ljubljana, Portorož: Založba Univerze na Primorskem. 2017.
PP. 251 – 268. URL: https:/ /www .academia.ed u/37909025/
The_Musical_Migration_Czech_Musicians_in_Sarajevo (дата обращения:
21.05.2020); Lukinič, Alexandr, 1875–1942 // Среднечешская научноисследовательская библиотека в Кладно. URL:
https://ipac.svkkl.cz/arl-kl/en/detail/?&idx=kl_us_auth*p0201721 (дата обращения: 21.05.2020); Hadžić F. The
Social Context of the Sarajevo Philharmonic’s Activities in the Period Between
the two World Wars // The 8th International Symposium «Music in Society».
Sarajevo, November, 8–11.2012. P. 44; Белокрыс М.А. Музыкальная культура
омского Прииртышья в лицах (XVIII – середина XX): биобиблиографический
словарь: в 4 т. Т. 3. Омск, 2010. С. 92.
106 Гнесин М. Ф. Указ. соч. С. 218.
107 26 мая 1921 церковный совет Храма Св. Александра Невского на Рю Дарю (12, Rue Daru, Paris) принял решение пригласить Кибальчича на должность регента, и он немедленно согласился. 26 июня Кибальчич в первый раз руководил церковным хором храма Св. Александра Невского. Подробнее см. Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ... С. 96–97.
108 В 1922 Храм получил статус кафедрального собора.
109 Премьера балета состоялась 13 июня 1923 г. Дирижёр – Эрнест Ансерме
(Ernest Ansermet, 1883–1969), балетмейстер – артистка и хореограф Дягилевского балета Бронислава Фоминична Нижинская (1891–1972), художник постановки – Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962). Хоровая часть произведения исполнена под руководством В. Кибальчича. Подробнее об участии В. Ф. Кибальчича см. Толстой М. Н. Вокруг «Свадебки»: к столетию одного письма ...
110 См., например: Пётр Евграфович Ковалевский. Дневники: 1918 – 1922
/ Подготовка текста, предисл. и комм. Н. П. Копаневой. СПб., 2001. Т. 1. С.
279, 392.; «Милый Барбарис!..» Письма И. А. Бунина и А. И. Куприна в дневниках Б. А. Лазаревского // Публикация, подготовка текста, предисловие М. В. Михайловой, комментарии М. В. Михайловой при участии О. Р. Демидовой. Новый Мир. 2006. № 5. URL:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2006/5/milyj-barbaris.html (дата обращения: 21.05.2020).
111 Куприн А. И. Обиходное пение. 1928.: «Интереснее был давнишний хор Кибальчича. В нём было два достоинства. Опыт, знание и любовь к делу самого регента и солидные качества мужских голосов, особенно басов.
Женский состав был собран с бору по сосенке. Женщины-певицы были не в меру индивидуальны, чувствительны, торопливы, скоро уставали или, наоборот, лезли из кожи вон, чтобы переиграть соперницу. Всем, даже наилучшим хорам, поющим без аккомпанемента, неизбежно свойственно детонировать. Но – увы! – в двуполом хоре мужчины и женщины детонируют инако. В конце концерта у Кибальчича получалась какофония, которую тяжело и жалко бывало слышать».
112 Творческая биография Кибальчича во время Второй мировой войны и его взаимоотношения с Марией Сорокой – предмет отдельного исследования.
113 См. Толстой М. Н. Русская хоровая школа за рубежом ... С. 374 – 376.
114 В 1930 в Нью-Йорке, будучи признанным мэтром, находясь в расцвете популярности, В. Ф. Кибальчич собрал по подписному листу 1141 чешскую крону для Общестуденческого русского хора имени А. А. Архангельского. См. Список пожертвований, поступивших в фонд по увековечению памяти
А. А. Архангельского // Русский хоровой сборник. № 1. Прага, 1930. С. 60.
115 См. Толстой М. Н. Русская хоровая школа за рубежом ... С. 374 – 375.
116 См. Милославский П. П. А. А. Архангельский, его жизнь и деятельность ... C. 28.
file:///C:/Users/Games/Desktop/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8/1%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/Tolstoy_Petrova-KIBALCHICH_v_Belgrade-NANSEN-2018_2019-For_MRCSF.pdf