Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
"Генеалогия для начинающих - начальное и среднее образование"
В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила БИРЮКОВА, в тот момент ведущая сайта. Прежде, чем создавать новую тему, считая её уникальной, кликните на # (в счетчике страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице, также можно посмотреть в других разделах форума через Поиск. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем.
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Кавказский учебный округ РИ (Закавказье)

Институты, гимназии, училища, военные корпуса, школы Закавказья: Тифлис, Кутаиси, Батуми, Баку и др. (выпускники до 1917г.), фонды архивов, сведения из периодической печати, фотографии учащихся

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
anmo3ga
Участник

Сообщений: 82
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 56
В состав Кавказского учебного округа входили Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская и Ставропольская губернии, Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская и Закаспийская области, Сухумский и Закатальский округа.
Учреждён указом Госсовета в декабре 1848 года по инициативе кавказского наместника графа М. С. Воронцова.

В 1860 году по инициативе наместника Кавказа князя А. И. Барятинского Кавказский учебный округ был упразднён. К прежней структуре учебные заведения региона вернулись с восстановлением округа во главе с попечителем в 1867 году. Деятельность Кавказского учебного округа в пореформенный период сопровождалась исчезновением школ для местного населения. Процент таких школ был незначительным, а с 1893 года они вообще перестали существовать.
В ведении КУО были: духовные учебные заведения гимназии прогимназии институты лицеи реальные училища педагогические медицинские военные морские лесные и сельскохозяйственные технические и ремесленные коммерческие торговые и промышленные художественные профессиональные частные учебные заведения и при церквях иностранных исповеданий религиозные нехристианские начальные учебные заведения низшие учебные заведения

Учебные заведения Тифлиса.....

Циркуляр по Кавказскому учебному округу (1867-1916гг)

Учебные заведения Кавказа и Закавказья (директора, попечительские советы, учителя, в небольшом кол-ве выпускники) Период с 1867-1912гг, (приказы, награждения, назначения)
https://www.prlib.ru/item/1059802



В Бакинском государственном архиве сохранились некоторые документы по учебным заведениям г. Елисаветполь. В частности, восьмиклассное Женское уч. заведение св. Нины. Списки учеников и дела на них, экзаменационные листы, аттестаты, прошения о приёме детей.
Список учеников, окончивших Елисаветпольскую мужскую гимназию в 1914 году и получивших аттестат зрелости (23 ученика).


Комментарий модератора:


irinaleks62

Сообщений: 209
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 169
ccылка не открывается ((((( https://forum.vgd.ru/go/go.php...index.html
---
Шкеблевский
svik68

Сообщений: 536
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 549
Александр snegirev, Наталия Dobrowolski, большое спасибо за ваши рассказы и находки.
Мне очень дорого это место, этот край, там жили и живут прекрасные люди. Но история повторяется, и нас вновь всех ссорят...

Я тоже хочу добавить к именам выпускников историческую справку. Так как мне больше импонируют люди науки, искусства и литературы, то расскажу о еще об одной выпускнице женской гимназии - художнице Марии Стебельской.

РГБ, Газета "Тифлисский листок" за 1910г.(Тифлис)
Окончили Тифлисскую 1-ю женскую гимназию и получили аттестаты за 7 кл.
33. СТЕБЕЛЬСКАЯ М.

Сразу и не поймешь, что это знаменитая - Маревна с Монпарнаса.
Нашлась еще заметка в газете Тифлисский листок за 1909 год, где отметили картину ученицы Стебельской на выставке ученических работ 1-й женской гимназии - "особенное внимание обращает на себя серия работ по рисованию учениц Стебельской (VI кл.)..." .

Биография:

МАРЕВНА (урожд. Воробьева-Стебельская Мария Брониславовна)
Marevna (née Vorobieff-Stebelskaya Marie)
14 февраля 1892 (близ Чебоксар, Казанская губ., ныне Чувашия) – 4 мая 1984 (Лондон). Живописец, график и скульптор.

Дочь актрисы Марии Розанович, в замужестве Воробьевой, и польского дворянина Бронислава Викентьевича Стебельского. Жила с отцом в Тифлисе, где он служил лесничим. В 1907–1908 посещала Тифлисскую школу изящных искусств. В 1910 поступила в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В 1911 побывала в Риме и на Капри; познакомилась с М. Горьким, который придумал для нее прозвище Маревна (по имени сказочной Марьи Маревны), ставшее псевдонимом.

В 1912 приехала в Париж. Встретилась со скульптором С.Ф. Булаковским, занималась под его руководством в Русской академии; посещала академии И. Зулоага и Ф. Коларосси. Стала завсегдатаем кафе «La Rotonde», познакомилась со многими русскими: М.А. Васильевой, М.А. Волошиным, И.Г. Эренбургом, Б.В. Савинковым и др., была дружна с Х. Сутиным и О. Цадкиным.

Писала картины в духе кубизма. Участвовала в салоне Тюильри (1912) и салоне Независимых (1913; с группой художников-кубистов). В январе 1914 внезапная смерть отца лишила ее средств к существованию. Но вскоре появились первые ценители и покупатели ее картин: маршан Л. Розенберг, коллекционер Густав Кан, комиссар полиции Л. Замарон.

В 1915 сблизилась с Диего Риверой. У них родилась дочь Марика Ривера (1919–2010), в будущем танцовщица и актриса. В 1921 рассталась с Риверой, который уехал в Мексику. Испытывала материальные трудности. Занялась ручным ткачеством, изготавливала пояса и ткани на грузинские мотивы, работала для кутюрье Поля Пуаре и Дома моды Юсуповых «ИрФе». Продолжала заниматься живописью – писала в технике пуантилизма и применяла комбинации геометрических линий для подчеркивания внутренней композиционной структуры картины. Участвовала в салонах Осеннем (1919), Тюильри (1923‒1924), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921) и Париже (кафе «La Rotonde», 1925), в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В 1929 провела персональную выставку живописи в галерее Густава Кана Quotidien, в 1936 – в галерее L. Zborovsky.

В 1936–1948 жила с дочерью на юге Франции – в Ницце, Жуан-ле-Пен, Каннах. В 1948 переехала в Англию, семь лет жила в Педлтауне (графство Дорсетшир), затем в Лондоне – в районе Илинг в собственном доме. После 1960 жила попеременно в Лондоне и Париже.

В 1960–1970-е написала серию портретов парижских художников-монпарнасцев. Создала крупноформатные (160×305 см) групповые портреты: триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям» (М. Волошин, М. Горький, Маревна, Марика, И. Эренбург, Х. Сутин, О. Цадкин, А. Модильяни, М. Кислинг, Д. Ривера, П. Пикассо, М. Шагал, Ф. Леже и др.), панно «Посвящение С.П. Дягилеву» (С. Дягилев, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, Ж. Кокто, И.Ф. Стравинский) и др. Исполнила монументальное (185 × 300 см) полотно «Холокост» (1974).

Провела персональные выставки: в Лондоне – в галерее Lеfevre (1952), на фестивале Leicester (1977; к выставке был приурочен показ фильма «Маревна и Марика», снятого компанией В.В.С.), в фойе театра «Hammersmith» (1980, одновременно шли выступления дочери Марики); в Париже – в галерее Claude (1953); в Женеве – в Музее современного искусства (ретроспектива, 1971). Участвовала в тематических выставках: «Неоимпрессионизм» в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке (1968), «Женщины – художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и «Безумные годы Монпарнаса» в Париже (в рамках 90-го салона Независимых, 1979). В 1978 о ней и ее дочери был снят фильм Яны Боковой. Написала три книги мемуаров. Ее портреты исполнили Д. Ривера (1915), А. Модильяни (1919) и П. Пикассо (1951).

Мемориальные выставки состоялись в Париже («Маревна и монпарнасцы», 1985, Музей Бурделя), Сан-Франциско (галерея Harcourts, 1990) и Лондоне («Маревна и Монпарнас», 1992, галерея Wildenstein). В России работы художницы впервые появились в 2003 – на выставке коллекции Цейтлиных (ГТГ) и на выставке «Русский Париж» (ГРМ), затем в 2004 в ГТГ состоялась ее пероснальная выставка.

В РГАЛИ хранится переписка Маревны с И.Г. Эренбургом.
http://artrz.ru/1804785212.html


Прикрепленный файл: JFXI0363.jpg20190615_143925.jpg, 5337646 байт
---
Ищу Северина
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778

Андрей Николаевич Бекетов (26 ноября (8 декабря) 1825 — 1 (14) июля 1902) — русский ботаник,
педагог, популяризатор и организатор науки, общественный деятель.
Учитель биологии, физики, сельского хозяйства в 1-й тифлисской гимназии.

Андрей Николаевич Бекетов родился в 1825 году в селе Алферьеве Пензенской области в
старинной дворянской семье. До восьми лет он воспитывался дома, домашний учитель
преподавал детям (их было четверо), арифметику, грамматику и закон божий. В 1834 году
отец отвёз двух мальчиков: Андрея и Николая в Петербург и отдал их в приготовительный
пансион Штендера при Первой гимназии, а затем в Первую гимназию. Мальчики не знали
латыни и не могли без предварительной подготовки поступить в гимназию. Условия жизни
в пансионе были суровыми. По окончании гимназии в 1841 году Андрей Николаевич поступил
на факультет восточных языков Петербургского университета. Однако очень вскоре он
оставил университет и поступил на военную службу. Но военная служба ещё меньше чем
восточные языки привлекала юного Бекетова. В 1844 году Бекетов оставил военную службу
и вышел в отставку. Около года он прожил в имении отца, а затем в 1845 году переехал в
Казань и поступил вольнослушателем на естественное отделение физико-математического
факультета Казанского университета. Своей специальностью он выбрал ботанику. В 1849 году
Бекетов закончил университет и получил звание кандидата естественных наук. Осенью
1849 года он уехал в Тифлис, где получил место старшего преподавателя в гимназии.
В течение трёх лет Бекетов преподавал не только биологию, но и физику, сельское хозяйство
и арифметику. В Тифлисе Андрей Николаевич проработал 5 лет. В это время он много
занимался изучением природы края, путешествовал по Кахетии, Гурии, изучал окрестности
Тифлиса. Его научные занятия были совершенно самостоятельными. В 1853 году Бекетов
подготовил свою первую научную работу: «Очерк Тифлисской флоры с описанием лютиковых,
ей принадлежащих». Эта работа была представлена в качестве магистерской диссертации в
Петербургский университет. Бекетову предстояло сдать три магистерских экзамена:
по ботанике и физиологии, зоологии и физической географии. Физико-математический факультет
Петербургского университета присудил в ноябре 1853 года Бекетову степень магистра ботаники
и разрешил опубликовать диссертацию. Это была его первая печатная работа. Получив учёную
степень магистра ботаники, Бекетов вернулся в Тифлис к преподавательской деятельности в
гимназии. В 1854 году Бекетов женился на Елизавете Григорьевне Карелиной, дочери известного
путешественника-натуралиста Г.С. Карелина. Бекетовы временно поселились под Москвой в
имении Карелиных Трубицине. У Карелина были большие ботанические коллекции, которые
интересовали Бекетова. В Трубицине Бекетов начал работать над докторской диссертацией.
В 1858 году Бекетов защитил в Московском университете докторскую диссертацию на тему:
«О морфологических отношениях листовых частей между собою и со стеблем». Ему была
присуждена степень доктора естественных наук. После защиты докторской диссертации
Бекетов не мог найти работы по специальности. Пять лет он жил случайными заработками.
За первое десятилетие своей научной и популяризаторской деятельности (1849-1859)
А.Н. Бекетов опубликовал 20 прекрасных научно-популярных работ: «Злаки», «Ботанические
очерки», «Очерки девственной природы», «Обновление и превращения в мире растений»,
«Гармония в природе» и другие. В «Гармонии в природе» написанной в 1859 году одновременно
с Дарвином и независимо от него, Бекетов высказывает эволюционные взгляды. В 1859 году
Бекетов получил место профессора ботаники в Харьковском университете. Из-за болезни жены
Андрей Николаевич не смог работать в Харькове и в 1860 году Бекетовы переехали в Петербург.
В первые годы работы в университете Бекетов испытывал большие материальные трудности.
Семья была большая: больная жена и четыре дочери (одна из дочерей Александра - будущая
мать великого поэта Александра Александровича Блока).
Бекетов в течение года читал лекции в университете в качестве приват–доцента, получая
мизерное жалование. Он подрабатывал в качестве редактора в «Вестнике Географического
общества», сотрудничал с разными журналами. Только в 1863 году Бекетов был утверждён
заведующим кафедрой ботаники Петербургского университета. Он принял эту кафедру от
выдающегося ботаника Льва Семёновича Ценковского. На Петербургский университет в это
время в связи со студенческими волнениями обрушились жестокие репрессии царского
правительства. 32 студента были отчислены, 192 получили отпуск, после которого они должны
были подтвердить свою лояльность или покинуть университет, остальные должны были сдать
экстерном выпускные экзамены. Университет с 1861 года по 1863 год был закрыт. Часть
профессоров в знак протеста покинула университет. Университет открылся с новым уставом,
в подготовке которого принимали участие многие известные профессора, в их числе и
А.Н. Бекетов. В 60-80 годах Бекетов играл огромную роль в жизни Петербургского университета.
В течение 10 лет (1867-1876) Бекетов был деканом физико-математического факультета,
с 1876 по 1883 год – ректором университета.
http://e-heritage.ru/ras/view/...d=42040771
А.Н. Бекетов - дед поэта А.А.Блока. Написал интересные очерки о Тифлисе.
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778

svik68 написал:
[q]
10. ЗДАНЕВИЧ ИЛЬЯ (серебр.мед.)
[/q]

ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович (псевд. Ильязд)
Zdanevitch I. (alias Iliazd)
И. Зданевич.
9/21 апреля 1894 (Тифлис, ныне Тбилиси) – 25 декабря 1975 (Париж). Художник книги, журналист, поэт и прозаик, теоретик русского авангарда.
Сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии Михаила Андреевича Зданевича (правнука сосланного на Кавказ польского аристократа) и пианистки Валентины Кирилловны Гамкрелидзе. Мать училась музыке у П. И. Чайковского; ее предки в ХΙХ веке занимали важные административные должности на Кавказе. Брат Кирилл (1892–1969) – художник и искусствовед.
В детстве вместе с братом брал уроки живописи, изучал грузинскую старину. В 1911, по окончании с золотой медалью 1-й мужской гимназии в Тифлисе, поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Познакомился с В. С. Бартом, М. В. Ле Дантю, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой и В. В. Маяковским, увлекся новыми течениями в искусстве и вскоре стал одной из главных фигур русского футуризма. Пропагандировал идеи Ф. Маринетти, с которым начал переписку еще в гимназические годы. Занимался вопросами языкознания и теории поэзии. 18 января 1912 выступил с полемическим докладом о футуризме на диспуте «Союза молодежи» в Троицком театре миниатюр в Петербурге. 23 марта 1913 изложил свое видение принципов футуризма на диспуте в Политехническом музее в Москве перед открытием выставки «Мишень»; 5 ноября 1913 на закрытии выставки Гончаровой в Москве прочел доклад «Всёчество», призывающий к отказу от идей футуризма и синтезу всех видов и направлений искусства; опубликовал совместно с Ларионовым «Да-манифест», предвосхитивший декларации дадаистов («Театр в карикатурах». 1914. 1 янв. С. 19), и манифест «Почему мы раскрашиваемся?» («Аргус». 1913. № 12. С. 114–118), пропагандирующий футуристический грим. В 1913 под псевдонимом «Эли Эганбюри» опубликовал книгу «Н. Гончарова, М. Ларионов». В том же году, приехав на каникулы в Тифлис вместе с братом и Ле Дантю, встретил Н. Пиросманашвили, привез его работы в Москву и показал на выставке «Мишень». В 1914 неоднократно выступал с докладами об авангардистском искусстве в «Бродячей собаке» в С.-Петербурге и стал одним из авторов манифеста литературной группы «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, Н. Н. Асеев и др.). В 1916 выпустил единственный номер газеты «Бескровное убийство» (совм. с Ле Дантю, В. М. Ермолаевой и Н. Ф. Лапшиным). В 1915–1917 был кавказским корреспондентом петроградской газеты «Речь».
В марте 1917 организовал общество «Свобода искусству!», в противовес горьковской Комиссии по делам искусств; выступал с докладами на митингах о преобразованиях в сфере культуры. Вместе с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Пуниным и С. С. Прокофьевым опубликовал воззвание, направленное против идеи создания «министерства искусств», выдвинутой А. Н. Бенуа. По окончании университета весной 1917 недолго служил в секретариате А. Ф. Керенского, затем вернулся вместе с братом в Грузию.
В июне–октябре 1917 в качестве фотографа и художника участвовал в экспедиции Тифлисского археологического общества для описания памятников древней грузинской культуры на территории Турции, занятой в то время русскими войсками. Вернувшись в Тифлис, вместе с А. Е. Крученых, К. М. Зданевичем и И. Г. Терентьевым создал авангардистское объединение «41º» (название по месту расположения Тифлиса – на 41º северной широты) и одноименное футуристическое издательство. Организовал выпуск малотиражных сборников «заумной поэзии», экспериментировал со шрифтом, полиграфией и общим оформлением книги. Иллюстрировал и оформил книги Терентьева («17 ерундовых орудий», «Рекорд нежности», «Трактат о сплошном неприличии» и др.) и Крученых («Миллиорк» и «Лакированное трико»), а также собственные драмы на «заумном» языке: «Янко, круль албанскай», «Остраф пасхи», «згА Якабы» «асЕл напракАт», «аслааблИчья». Опубликовал типолитографии в коллективном сборнике «Софии Георгиевне Мельниковой» (Тифлис, 1919).
В ноябре 1920 через Батум (Батуми) выехал с грузинским паспортом в Константинополь и около года провел там в нищете, ожидая французскую визу. В ноябре 1921 приехал в Париж, где первое время жил у Ларионова. Стал секретарем (1922), затем председателем (1925) Союза русских художников в Париже и был одним из устроителей благотворительных балов в помощь художникам. Выступал с докладами и поэтическими чтениями. Посещал литературно-художественный кружок «Гатарапак». Вместе с С. М. Ромовым организовал группу «Через» (1 марта 1923), которая ставила своей целью установление контактов между русскими и французскими деятелями искусств. 31 мая 1923 устроил вместе с редакцией журнала «Удар» публичное чествование приехавшего в Париж Маяковского. Открыл «Университет 41º» в кафе «Хамелеон», в котором читал лекции для художников, поэтов и артистов. Участвовал в выставках русских художников в галереях La Licorne и La Boétie (1923).
Бывал на собраниях французских дадаистов и сюрреалистов, сблизился с П. Элюаром, Ж. Кокто, Дж. де Кирико, Т. Тцара, С. И. Шаршуном, Р. и С. Делоне. Познакомился с П. Пикассо, который стал его близким другом и соавтором ряда творческих проектов. В 1923 написал, оформил и опубликовал под псевдонимом Ильязд заумную драматическую поэму «ЛидантЮ фАрам», посвященную памяти Ле Дантю (экспонировалась в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925). В 1927 написал роман «Восхищение», который предполагался к выпуску в СССР, но был отвергнут московским издательством «Федерация» и издан в Париже под издательской маркой «41º» (1930).
Некоторое время занимался росписью тканей для С. Делоне. С 1927 по рекомендации С. П. Дягилева работал художником по тканям на фирме «Black Bel Air» (позже вошла в компанию «Шанель»), в 1933–1937 был ее директором и организовал филиалы в Лондоне и Бирмингеме.
В 1926–1939 был женат на натурщице Симоне Аксель Брокар, в 1940–1943 – на нигерийской принцессе Ибиронке Акинсемойин (Ibirionké Akinsemoyin).
В 1940-е сосредоточился на издательской деятельности. Возродил издательство «41º» для выпуска коллекционных малотиражных книг и привлек к их оформлению П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ф. Леже, Л. Сюрважа, М. З. Шагала, Г. Арпа и др. Разрабатывал идею и общую композицию каждого издания, рисунок текста, раскладку листов, тип и фактуру бумаги, художественно-полиграфическое решение. В числе выпущенных издательством книг антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poesie de mots inconnus», 1949).
Опубликовал библиофильские книги своих стихов и прозы: «Афет» («Afat»; 1940; с иллюстрациями П. Пикассо), «Раэль» («Rahel»; 1941; во французском переводе П. Элюара, с иллюстрациями Л. Сюрважа), «Письмо» («Escripto»; 1948 с иллюстрациями Пикассо), «Приговор безмолвный» («Sentence sans paroles»; 1961; иллюстрации Ж. Брака и А. Джакометти), «Бустрофедон в зеркале» («Boustrophédon au miroir»; 1971, оформление Ж. Рибемон-Дессена) и др. Исполнил ксилографии для книг «Стихи и деревья» («Poèmes et bois») Р. Османа (1961) и «Поэма прозрения» («Un soupçon») П. Элюара (1965).
В 1968 женился на владелице керамической мастерской Элен Дуар, под влиянием которой занялся керамикой.
Похоронен на грузинском кладбище в Левилль-сюр-Орж. В 1976 выставка памяти художника состоялась в Музее современного искусства города Парижа, в 1978 – в Национальном музее современного искусства, в 1987 – в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
http://www.artrz.ru/articles/1804783820/index.html
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778
Художественная жизнь в Тифлисе.

В 60-е годы 19 столетия в Тифлис приезжают работать первые художники, выпускники Петербургской Академии художеств П.Бабаев и Ф.Байков , но поскольку профессия художника не считалась престижной и не давала её обладателю средств к существованию, художники, как правило, состояли на государственной службе. Эта ситуация не менялась на протяжении многих лет.
К примеру, П.Бабаев в 1862 г. преподавал рисование в Тифлисской гимназии, учителями работали и такие известные художники, как Ф.Ходорович, А.Шамшинян, Г.Башинджагян, В.Стаховский и А.Беридзе. Отсуствие художественной школы в Тифлисе, обусловило тот факт, что все они получили образование в Москве, Петербурге, Мюнхене, Париже, Неаполе и др. городах.

Ещё в 1843 г. Николай 1-й издал распоряжение о позволении обучать детей Кавказа в высших учебных заведениях и Академии художеств Москвы и Санкт- Петербурга за казенный счет. Поначалу, этой возможностью могли воспользоваться лишь очень немногие молодые люди. Причин было несколько. Одной из главных была недостаточная подготовка для поступления в высшую школу, но с появлением новых гимназий и повышением качества образования, желающих продолжить обучение становилось с каждым годом всё больше. Немаловажную роль стали играть меценаты, финансировавшие пребывание и обучение молодых людей в крупных российских и западно-европейских городах.

Уже во второй половине 19 века, с развитием культурной жизни города, вкусы горожан, а также представаление о роли и месте художника в обществе, начинают меняться, и в 1873 году, под председательством С.А.Талызина, впервые учреждается Тифлисское художественное Общество, при котором открывается школа рисования. В 1874 году её возглавил Л.О.Премацци . Спустя несколько лет, 1 октября 1877 года, открылись рисовальные классы и хотя учеников было немного - начало было положено.

14 мая того же года состоялась торжественная церемония открытия, вновь созданного ,,Кавказского Общества Поощрения Изящных Искусств,, (КОПИИ), которое объединило Художественное общество и Тифлисский филиал Императорского Русского музыкального общества. Общество существовало на добровольные пожертвования, членские взносы, организациию различных музыкальных, художественных и литературных вечеров. С момента создания и до 1907 года это общество было единственной организацией, определявшей художественную жизнь всего Закавказья в целом.
Художественное образование становилось всё более популярным в Тифлисе и в 1889 году в рисовальную школу поступило уже 50-60 учеников . Качество обучения и успехи талантливой молодежи, способствовали повышению престижа этого учебного заведения , а его выпускники имели уже хорошую подготовку для продолжения учебы. Достаточно сказать, что именно эту школу в разное время закончили Г.Башинджагян, А.Шамшинян, А.Бажбеук-Меликов , А.Беридзе, В.Ряузов и др.

Конец 19-го, начало 20 веков, стали настоящим прорывом в художественной жизни Тифлиса. Каждый год приносил новые имена талантливой молодежи и это не удивительно, учитывая и тот фактор, что их наставниками были многие известные художники : А.Премации, Н.А.Кюи, Г.Габашвили (директор худ.школы с 1902г.), О.Шмерлинг, П.Колчин , Г.Башинджагян , Г.Граневский... Кроме того, сам город оказался очень восприимчив к искусству, что повышало престиж художника и его стремление творчески совершенствоваться, дабы отвечать возросшим требованиям публики.

В начале ХХ века Тифлис посетили известные русские художники К.Маковский и И. Репин, которые сразу обратили внимание на здешнюю благодатную почву для развития художественного творчества . Уровень подготовки в местной рисовальной школе тоже вызвал одобрение, но необходимость создания более профессиональной школы была очевидной. По возвращении в Москву, И.Репин и К.Маковский стали инициатороми создания в Тифлисе новой школы по образцу московского училища живописи и ваяния и всячески способствовали скорейшему принятию этого решения. Их усилия увенчались успехом и 10 апреля 1901 года, в помещении Кавказского Общества Поощрения Изящных Искусств (ул.Грибоедова, Дом Аршакуни) было открыто среднее 6-классное художественное училище, получившее название ,, 1-я школа живописи и ваяния,, . В сентябре её студентами стали 32 ученика ( 9 грузин и 23 армянина) . В течение первого года школой руководил А.Кандауров, а с 1902 по 1917г. год школу возглавлял Оскар Шмерлинг.

Состав преподавателей был весьма интересен: архитектура и рисование – К.Татищев, живопись - П.Трифонов и О.Шмерлинг, скульптура – И.Андреолетти, перспектива – А.Шамшинян.
В 1911-1912 г.г. в школе живописи и ваяния, при КОПИИ обучалось уже 83 студента (27 – русских, 26 – армян, 20 – грузин и 10 – представителей других национальностей).

На Тифлисское училище (школу) распространялись Правила, утвержденные в Уставе Императорской Академии Художеств, высочайше утвержденные 15 октября 1893 года. Вот некоторые из них:

,,Параграф 38. Поступающие в училище по отделению живописи и скульптуры находятся в течение первого осеннего полугодия в натурном классе на испытании и считаются принятыми только по окончании этого испытательного периода.

Параграф 42. По решению Художественного Совета ученик переходит из натурного класса к занятиям в специальной мастерской у художника- руководителя, по своему собственному выбору.

Параграф 43. Мастерские профессоров-руководителей (числом не более 12) устраиваются по специальностям: 1. Религиозной живописи, 2. Исторической живописи, 3. Жанру, 4. Баталической живописи, 5.Пейзажной, 6. Декоративной, 7. Скульптуре, 8. Гравюре и 9. Медальерному искусству.

Параграф 48. Все ученические работы выставляются на осенней ученической выставке и оцениваются Художественным Советом.

Параграф 49. Лица, работы которых найдены вполне удовлетворительными, переходят к самостоятельным занятиям под руководством избраннаго каждым из них профессора...

Параграф 50. В случае, если исполнение избранного учеником сюжета требует работы в особой мастерской, профессор-руководитель испрашивает для него таковую у Художественного Совета и равным образом представляет Совету о назначении ученику денежного пособия, коль скоро обработка материалов для темы требует от ученика непосильных расходов на поездки и тому подобные надобности.

Параграф 53. Научный курс живописно-скульптурного отделения заключается в преподавании трех предметов: 1. истории искусств, 2. анатомии и 3. перспективы.

10 октября 1908 года в Тифлисе состоялось заседание всех учителей рисования города по вопросу преподавания этого предмета в средних учебных заведениях. На этом заседании была избрана комиссия из числа преподавателей-художников Тифлиса в состав которой вошли О.Шмерлинг, О.Тоидзе и Е.Татевосян. Они представляли педагогов Тифлиса на съезде учителей г.Екатеринодаре .
Кроме общих методик преподавания, на съезде обсуждались и вопросы, связанные в развитием высшей художественной школы. Интересно, что предпочтение было отдано русской и французской школе живописи и зодчества. Эта система преподавания действовала в 1-й тифлисской школе живописи и ваяния, на базе которой и была впоследствии создана Академия художеств Грузии, которая сохраняла именно эту систему и в Советское время.

Наряду с государственной художественной школой в Тифлисе, были открыты многочисленные частные школы и курсы. Из наиболее известных:
1885-1889 г.г. - частная школа А.Шамшинова
1881 – 1893 г.г. – школа К.Кеппена. Единственная официально признанная школа, которая имела право посылать на конкурс в Академию художеств работы своих учеников.
1907г. - художественные курсы - Р.Зоммер, Б.Шебуев и А.Сидоренко .
1910г. - художественные курсы - Г.Д.Левонян . Программа этих курсов включала изучение рисования, черчения и калиграфии, которые преподавал сам Г.Левонян. Перспектива и теория теней – А.Шамшинян, скульптура – А.Ташиан, живопись - В.Саркисян, изящное рукоделье и ручной труд – В.Ягубян.
1911 г. - рисовальные курсы художника Н.В.Склифасовского, а в 1914г. там же открылся курс графического рисования для учителей.

Выпускники тифлисских художественных школ всё чаще становились студентами Академий художеств России и Западной Европы.
В дополнение к теме о художественных школах, надо сказать и о том, что с 1907 года в Тифлисе начинают проводиться регулярные выставки работ учащихся художественных школ для отбора в Петербургскую академию художеств. Так, в 1907 году, по итогам выставки, лучшими учащимися художественной школы были признаны Кошелев, Шарбабчян, Эристави и Кариков. Кроме того, почти ежегодно, выставочные залы предоставлялись учащимся городских гимназий и школ. В том же, 1907 году, состоялась выставка учащихся 5-й женской гимназии (преподаватель рисования А.С.Лебедева).

В 1909 г. прошла выставка учащихся Николаевского городского училища ( преподаватель М.Горбенко) и 1-й женской гимназии ( Н.Соколов, О.Шмерлинг, И.Руденко),.
В 1910 году зал был предоставлен ученикам А.Захарова из 2-й мужской гимназии, а в 1912 году состоялась выставка-продажа работ учащихся 1-й мужской гимназии под руководством Р.Зоммера, А.Сидоренко и Б.Шебуева.
27 мая 1912 года тифлисская публика получила возможность познакомиться с творчеством преподавателей Кавказского учебного округа . Экспозиция выставки включала 150 картин, выполненных учителями рисования.
Источник: очерки aidatiflis7
https://aidatiflis7.livejournal.com/48690.html
https://aidatiflis7.livejournal.com/48928.html
https://aidatiflis7.livejournal.com/49256.html
---
Снегиревы
svik68

Сообщений: 536
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 549
Александр snegirev
Как и прежде благодарю за интересную информацию.

Выполнила своё обещание и в этой ветке выложила Списки выпускников Тифлиса до 1917 года. Однако буду дальше пополнять информацию и уже добавила ссылки напротив фамилии выпускника. Дополнительная информация по ссылке расположена на сайте посвящённом Первой Мировой войне - gwar.mil.ru
Это будут Послужные списки или личная информация о выпускнике и его дальнейшей биографии, как участника Первой Мировой войны.
К сожалению это будет касаться только мужчин.
---
Ищу Северина
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778
Первая музыкальная школа.
Открытие первой частной музыкальной школы в Тифлисе состоялось 31 октября 1873 года. Это стало возможным, благодаря усилиям трех замечательных музыкантов и педагогов - Константина Михайловича Алиханова, Алоизия Иосифовича Мизандари и Харлампия Ивановича Саванели. Собственно, это была ещё не совсем школа, а музыкальные классы при Кавказском музыкальном обществе, где обучались 10 учеников. Популярность этих классов, как и число учащихся, росли год от года и в 1876 году классы были преобразованы в музыкальную школу. К 1880 году школу посещали уже 160 учащихся, а число преподавателей выросло до 16-ти.

Новый этап в деле музыкального образования, связан с приездом в Тифлис в 1882 году Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова - выпускника Петербургской консерватории, ученика Н.А.Римского-Корсакова, композитора, дирижера, педагога, крупного музыкального общественного деятеля, которому было поручено организовать в Тифлисе отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО).

Надо сказать, что Русское музыкальное Общество было открыто в Санкт-Петербурге в 1859 году и возглавлял его А.Рубинштейн. В 1869 году члены Императорской семьи взяли на себя покровительство над обществом и выделили на его содержание 15 тысяч рублей в год. С этого времени общество было переименовано в Императорское. ИРМО ставило своей целью способствовать развитию музыкального образования, организовывать симфонические и камерные концерты, всячески способствовать развитию профессиональной музыкальной культуры и сделать серьезную музыку доступной для широкой публики.

Приехав в Тифлис, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов сразу включился в работу. Он возглавил оперный театр, а 5 ноября 1882 года уже дебютировал, как дирижер. В том же году он начал преподавательскую и общественную музыкальную деятельность . Меньше чем через год, в 1883 г., было открыто тифлисское отделение Императорского русского музыкального общества. В том же году, первая музыкальная школа перешла в ведение этой организации.

Несмотря на явный успех школы, зависимость от частных вложений, хотя и давала возможность школе нормально функционировать, но не гарантировала будущего. Музыкальное образование требовало более стабильного, государственного обеспечения, а это было возможно, лишь при получении школой статуса музыкального училища. Решением этой проблемы и занялся М.М.Ипполитов-Иванов со своими друзьями-единомышленниками. Предстояло создать высокоорганизованное профессиональное учебное заведение и тем самым заложить прочный фундамент музыкального образования и просвещения на Кавказе. Для этого было необходимо разработать и узаконить новый учебный план, расширить и укрепить штат педагогов и добиться от государства постоянной денежной субсидии. Школа должна была готовить оркестрантов, хористов, учителей пения и капельмейстеров военных оркестров.

Свой план Ипполитов-Иванов внедрял постепенно: вначале были открыты классы деревянных и медных духовых инструментов, класс контрабаса, затем введены новые музыкальные дисциплины: история музыки, контрапункт, инструментоведение, музыкальные формы, общее фортепиано, обязательный альт для скрипачей и, наконец, был создан оркестровый класс и класс ансамбля.
Педагогический коллектив подбирался с особой тщательностью и Ипполитов-Иванов лично занимался этим вопросом . Со временем в школе сложился сильный и дружный коллектив педагогов, в который входили Х.Саванели, А.Мизандари, К.Алиханов, Э.Эпштейн, Г.Корганов, Л.Бетинг, Е.Колчин, И.Сараджев, В.3арудная, П.Лодий и другие.

Настойчивые хлопоты Ипполитова-Иванова, увенчались успехом и в 1886 году школа была преобразована в училище, ему была назначена денежная субсидия, гарантировано обеспечивающая его существование.
Училище возглавил Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов . Роль этого замечательного педагога и композитора в становлении музыкального образования в Тифлисе, трудно переоценить. Однако, и творчество самого Михаила Михайловича заметно обогащалось по мере его знакомства с местным музыкальным фольклором.

Ещё в 1860 году в Тифлисе был основан комитет по восстановлению грузинского церковного песнопения и началась интенсивная работа по собиранию народных и духовных песен. В 1885 году Г.Агниашвили основал этнографический хор, который с 1886 по 1896 год возглавлял чех Иосиф Ратиль – композитор, дирижер, педагог, посвятивший многие годы своей жизни изучению грузинского певческого фольклора. Его заслуги были так велики, что в 1916 году Иосиф Ратиль был удостоен звания Почетного гражданина Тифлиса.

К собиранию народного фольклора активно подключился и М.М.Ипполитов-Иванов. Он был участником нескольких экспедиций в разные уголки Южного Кавказа и каждый раз записывал и привозил новые народные песни и мелодии. После одной из таких поездок он писал: ,,Вернувшись в Тифлис после этой очаровательной поездки, я при помощи моего друга Х.И.Саванели продолжал дело собирания песен, и сборник мой постепенно обогащался новыми и новыми материалами. Х.И.Саванели отыскивал где-то в недрах Тифлиса старых сазандари, знатоков старинных мелодий, приглашал их к себе, и там мы упивались с ним прелестью и оригинальностью мелодического и гармонического строения их песен… Некоторые песни поражают своей эпической красотой, спокойствием и законченностью мелодического склада... ,,
Некоторые из этих мелодий были использованы композитором в таких симфонических произведениях, как серия ,,Кавказские эскизы,,, под общим названием ,,Иверия,, , а мелодия ,,Мравалжамиер,,звучит во втором акте оперы ,,Измена,, ...

Однако, педагогическая деятельность оставалась главной для Ипполитова-Иванова. В своих воспоминаниях он писал: ,, : «Я старался заинтересовать учащихся теоретическим анализом их народных песен, научить их находить гармонические и мелодические особенности в той или иной песне и вообще приохотить их к записыванию и обработке. Многие из них, окончив музыкальное училище, отправились в Московскую консерваторию, окончив которую, вернулись на родину для музыкальной просветительной работы среди своего народа: к таким славным деятелям я должен отнести З.П.Палиашвили и Г.Натрадзе».

Успехи в деле музыкального образования были налицо, но ещё одна проблема ждала своего решения. Музыкальное училище не имело своего помещения. Ипполитов-Иванов вел активные переговоры о финансировании строительства, но средства были нужны немалые и решение вопроса каждый раз откладывалось.

Трудно сказать, как могла сложиться судьба нового здания, если бы в 1891 г. в Тифлис не приехал Антон Григорьевич Рубинштейн - известный композитор и пианист, учредитель Русского музыкального общества, основатель Петербургской консерватории. 12 августа он дал благотворительный концерт , который прошел с огромным успехом и все деньги, вырученные за билеты, передал на строительство здания музыкального училища. Начало было положено. Вслед за Рубинштейном в фонд строительства здания училища начали поступать деньги от тифлисских меценатов и сборы с благотворительных концертов.

В 1893 году, по приглашению П.И.Чайковского, Михаил Ипполитов-Иванов вернулся в Москву, чтобы возглавить Консерваторию. В одном из писем он написал: ,,Из Тифлиса я уезжаю со спокойной совестью, сделал всё, что было в моих силах,,.
https://aidatiflis7.livejournal.com/50836.html
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778
Открытие нового здания для музыкального училища в Тифлисе.
Сбор средств на строительство нового здания для музыкального училища продолжался несколько лет. Первый взнос, Антона Григорьевича Рубинштейна, составил 2.160 рублей. Эта сумма постепенно увеличивалась, благодаря участию в сборе средств различных организаций и частных лиц. Когда сумма достигла 60 тысяч, строительство нового здания началось. Проект был поручен известному тифлисскому архитектору Александру Поликарповичу Шимкевичу.
В проекте были предусмотрены учебные классы, большой и малый концертные залы, административные и хозяйственные помещения, мастерская для ремонта музыкальных инструментов и пр. Кроме того, были учтены особенности, связанные со спецификой музыкального учебного заведения. Особое внимание было уделено концертным залам. Качество любого музыкального зала определяется его акустическими свойствами, которые закладываются архитектурными параметрами: формой, размерами, очертаниями и отделкой поверхностей и элементов заполнения. Все эти параметры были четко соблюдены, что сегодня делает эти залы уникальными, с точки зрения акустики.

В угловой части фасада здания, в нише была установлена скульптура А.Г.Рубинштейна, в знак признательности за его инициативу и большой вклад в строительство и становление Тифлисского музыкального училища.
Строительство было закончено в 1903 году, однако, оставалась незавершенной нарядная отделка концертного зала, на которую не хватило средств. Недостающую сумму, в 16 тысяч рублей пожертвовал К.М.Алиханов.

В 1904 году новое здание МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТИФЛИССКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА , на углу улиц Грибоедовской № 10 и Крузенштерна, было полностью завершено. Состоялось заседание попечительского совета, на котором были решены все административные и организационные вопросы. После обсуждения, было принято решение поручить организацию церемонии открытия училища Ивану Григорьевичу Мириманову, который занимался всеми финансовыми и организационными вопросами и пользовался непререкаемым авторитетом . Он сразу же приступил к работе вместе со своей бессменной помощницей , классной дамой фрау И.Ф. Цолле.

Открытие и освещение концертного зала было назначено на воскресенье, 24 октября 1904 года. По свидетельству очевидцев, вестибюль был богато декорирован цветами, а у лестницы была установлена громадная цветочная лира. На церемонии присуствовал Его Императорское Величество Великий Князь Константин Константинович. Экзарх Грузии архиепископ Алексий отслужил молебен, после чего К.М.Алиханов зачитал рескрипт, переданный ему Великим Князем. Затем были зачитаны многочисленные поздравительные телеграммы из Петербурга и Москвы от музыкальных организаций и частных лиц, а также деятелей искусств Тифлиса, многие из которых лично присуствовали на этом важнейшем для города событии.

Церемония завершилась исполнением кантаты для квартета и хора на музыку Н.Николаева и слова Опочинина, написаной к этому событию.

Впервые город получил здание, специально предназначенное для подготовки профессиональных музыкальных кадров. Удачно расположенное в центре города, прекрасно оснащенное и укомплектованное лучшими педагогическими кадрами, училище уже могло претендовать на центр музыкального образования на Кавказе, что должно было сказаться не только на количестве выпускников, но и на качестве обучения.
Училище возглавил Николай Дмитриевич Николаев.

Уже через год, в 1905г., в Тифлисе, было учреждено Грузинское филармоническое общество. При обществе, на ул.Коргановской, открылась ещё одна музыкальная школа.

В 1917 году Музыкальное училище на Грибоедовской улице было преобразовано в Консерваторию, а в 1918 г. там впервые была открыта оперная студия.
183786_320.jpg
Тифлис. Музыкальное училище Императорского русского музыкального общества. Ул.Грибоедовская №10.
Источник: https://aidatiflis7.livejournal.com/51168.html

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778
Школы прапорщиков пехоты на территории Грузии в годы Первой мировой
войны 1914–1918 гг.
К началу 1917 году в Грузии действовали: 1, 2, 3, 4-я Тифлисские, Горийская,
Душетская, Телавская школы прапорщиков пехоты. Тифлисская школа прапорщиков
Государственного ополчения (Кавказского фронта).
Кроме того, существовала Тифлисская школа прапорщиков Государственного
ополчения (Кавказского фронта).
В мае 1916 года были открыта временная школа прапорщиков (для подготовки одного
выпуска) при Тифлисском кадетском корпусе.
Душетская школа прапорщиков, сформированная приказом по военному
ведомству № 571 от 25 октября 1915 года на 500 человек, произвела в 1916 году – 3 выпуска,
в 1917 году-5 выпусков.
Горийская школа прапорщиков , сформированная тем же приказом произвела в
1915 году – 1 выпуск, в 1916 году – 4 выпуска и в 1917 году – 3 выпуска
Телавская школа прапорщиков, сформированная тем же приказом произвела в
1915 году – 1 выпуск, в 1916 году – 3 выпуска и в 1917 году – 2 выпуска.
1-я Тифлисская школа прапорщиков произвела в 1915 году – 4 выпуска, в 1916
году 3 выпуска и в 1917 году – 3 выпуска.
2-я Тифлисская школа прапорщиков (летом 1917 года была переименована во
Владикавказскую), в 1915 году произвела – 5 выпусков, в 1916 году – 3 выпуска и в 1917 году
– 4 выпуска.
3-я Тифлисская школа прапорщиков (летом 1917 года была переименована во 2-
ю Тифлисскую), в 1915 году произвела – 3 выпуска, в 1916 году – 4 выпуска и в 1917 году – 6
выпусков.
4-я Тифлисская школа прапорщиков (летом 1917 года была переименована в 3-ю
Тифлисскую), в 1915 году произвела 1 выпуск и в 1917 году 1 выпуск.
Тифлисская школа прапорщиков Государственного ополчения (Кавказского
фронта), произвела в 1915 году – 3 выпуска, в 1916 году – 4 выпуска и в 1917 году – 2 выпуска.
Школы Кавказского военного округа:
1-я Тифлисская школа прапорщиков: В 1915 г. — 15 февраля (365), 15 мая (374), 15
августа (471) и 15 ноября (535), в 1916 г. — 15 февраля (500), 15 мая (503) и 3 октября (483), в
1917 г. — 10 февраля (478), 14 августа (490) и 23 ноября (366).
Всего 4625 чел.; .
2-я Тифлисская школа прапорщиков: (с лета 1917 — Владикавказская). В 1915 г. —
17 марта (10), 1 мая (340), 27 июля (72), 1 августа (381) и 1 ноября (452), в 1916 г. — 1 февраля
(470), 1 мая (427) и 1 сентября (476), в 1917 г. — 14 января (484), 1 июня (444) и 19 сентября
(54).
J. Int. Netw. Cent. Fundam. Appl. Res., 2016, Vol. (9), Is. 3
125
Всего 3715 чел.; .
3-я Тифлисская школа прапорщиков: (с лета 1917 — 2-я Тифлисская). В 1915 г. —
1 сентября (300), 8 сентября (167) и 1 декабря (466), в 1916 г. — 1 марта (501), 1 июня (226),
1 августа (117) и 1 ноября (212), в 1917 г. — 10 января (211), 5 апреля (219), 30 мая (229),
8 августа (220), 11 сентября (61) и 14 октября (181).
Всего 3266 чел.;
Горийская школа прапорщиков: В 1915 г. — 15 октября (445), в 1916 г. — 15 января
(461), 15 апреля (424), 15 июля (505) и 28 ноября (511), в 1917 г. — 14 апреля (443), 24 августа
(424) и 29 августа (65).
Всего 3335 чел.; .
Душетская школа прапорщиков: В 1916 г. — 2 февраля (494), 5 мая (461) и
20 сентября (484), в 1917 г. — 3 февраля (443), 13 июня (244), 20 июля (254), 19 сентября (28)
и 24 октября (212).
Всего 2659 чел.; .
Телавская школа прапорщиков: В 1915 г. — 20 декабря (492), в 1916 г. — 20 марта
(547), 20 июня (558) и 1 ноября (477), в 1917 г. — 9 марта (475) и 9 августа (442).
Всего 3090 чел..
Тифлисская (Кавказского фронта; летом 1915 г. — 4-я Тифлисская). В 1915 г. —
20 августа (256), 26 октября (59) и 14 ноября (339), в 1916 г. — 18 февраля 923), 2 марта (439),
21 июня (496), 30 октября (476), в 1917 г. — 2 марта (426) и 24 июля (427).
Всего 2963 чел..
Всего школы прапорщиков Кавказского военного округа в годы войны подготовили
23653 офицеров, тогда как всего в Российской империи с учетом этой цифры было
подготовлено более 100000 офицеров.
Из-за отсутствия полных данных за 1917 г. точное число их указать невозможно.
Однако известно, что до 10 мая 1917 г. из этих заведений было выпущено всего 88855
прапорщиков (в том числе 7429 из школ для студентов высших учебных заведений), причем
за 10 месяцев 1917 г. (с января по октябрь) из школ подготовки прапорщиков пехоты было
выпущено около 39 тыс. человек, из школы прапорщиков инженерных войск — 830 и из
школы прапорщиков казачьих войск — 400.
Следовательно, на время после 10 мая пришлась половина этого числа, или 20115
человек.
Завершая хочется отметить, что за время войны школы прапорщиков выпустили
примерно 108970 офицеров, из которых 23653 были подготовлены на территории
Кавказского военного округа. Остальное число офицеров дали ускоренные выпуски военных
училищ и производство непосредственно из солдат и унтер-офицеров.
Литратура.
Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 2003.
Полное собрание законов Российской империи. Закон № 47314.
Волков С.В. Выпуск офицеров из военных училищ и школ прапорщиков в годы
Первой мировой войны (анализ количественных данных) // Вестник ПСТГУ. 2014. № 5 (60).
С. 34-45.
Источник:
"Школы прапорщиков пехоты на территории Грузии в годы Первой мировой
войны 1914–1918 гг.: историко-статистическое исследование"
Мамука Гогитидзе a
, Ия Шиукашвили b
a Национальный университет им. Шота Руставели, Грузия
bТелавский государственный университет им. Якоба Гогебашвили, Грузия
http://ejournal36.com/journals_n/1478522598.pdf
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1286
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34778
Тифлисское юнкерское училище.
Юнкерские училища появились после утверждения Императором, 14 июля 1864 года, нового положения о подготовке кадров для российской армии. Это был новый тип военно-учебных заведений, который ставил своей целью подготовку нижних чинов пехоты и кавалерии к офицерскому званию.
В справочно-адресном альбоме, ,,Весь Тифлис,, опубликованном в 1906 году в разделе ,,Хронологический указатель важнейших событий касательно Тифлиса,, записано:
,,1866г. Января 1. Открыто в Тифлисе временное юнкерское училище.
Июня 2. Последовало Высочайшее повеление на учреждение в гор.Тифлисе с 1 сентября юнкерского пехотного училища на 200 человек,,.

Курс обучения был рассчитан на два года (с 1901 — три года). Учебный курс состоял из двух классов: младшего (общего) и старшего (специального).
В младшем классе преподавали, в основном, общеобразовательные предметы — закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, математику, физику и химию (начальные сведения), черчение, географию и историю.
В старшем, специальном классе, объем и содержание предметов было обусловлено необходимостью получения знаний для командования батальоном. Здесь изучали тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях).
В училище принимали, окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. Предпочтение отдавалось выходцам из дворянских семей. Так, в 1902 году в училище обучались около 58% детей дворян, 38% - дети офицеров и чиновников, а оставшиеся 4% приходились на детей из других социальных групп и иностранных подданных. Такое положение вещей дало о себе знать уже во время 1-й мировой войны, когда в армии начала ощущаться острая нехватка офицерских кадров. С 1914 года были отменены какие-либо сословные ограничения, что, впрочем, вызывало некоторое недовольство дворянства, ибо офицерский корпус переставал быть дворянским по своему составу.
По окончании курса, юкеры производились в подпоручики армейской пехоты.
Каждое юнкерское училище имело свои знаки отличия, знамя и девиз. Были они и у Тифлисского юнкерского пехотного училища: голубые погоны с вышитой золотом буквой ,,М,, , в честь основателя училища, великого князя Михаила Николаевича, знамя с изображением Спаса Нерукотворного и девиз: ,, ЖИЗНЬ – ЦАРЮ, СЕРДЦЕ - ДАМЕ, ЧЕСТЬ - САМОМУ СЕБЕ!.
В ноябре 1891 года Тифлисское юнкерское училище торжественно отметило свой 25-летний юбилей.
29 ноября 1914 года Училище посетил император Николай 2-й во время своего визита в Тифлис.
85532_320.jpg
Тифлис. Михайловский проспект. Юнкерское пехотное училище.
https://aidatiflis7.livejournal.com/28438.html
---
Снегиревы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈