"Генеалогия для начинающих - начальное и среднее образование" В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила БИРЮКОВА, в тот момент ведущая сайта. Прежде, чем создавать новую тему, считая её уникальной, кликните на # (в счетчике страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице, также можно посмотреть в других разделах форума через Поиск. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем. Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения. |
Поиск учителей (директоров) учебных заведений РИ и СССР
Где искать их учетные карточки, аттестаты и др.документы на них
BilenkayaНачинающий  Хабаровск Сообщений: 29 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
12 декабря 2006 15:40Биленький Моисей Романович Подскажите, куда можно обратиться за информацией. Пытаюсь найти хоть какую-то зацепочку о своем деде. Знаю что в последние годы жизни он преподавал в одной из школ Магадана, возможно был директором школы. Но в какой именно школе, в какие годы неизвестно :( Если написать в Министерство образования Магадана, смогут они по ФИО человека и по предполагаемым данным учитель истории, географии, возможно директор школы предоставить хоть какую-то информацию о нем? Скажите может у кого есть уже опыт подобных обращений в Министерство образования? Личные карточки по аттестации учителей начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР за 1936-1938, 1940-1946 годы. в ГАРФе
Впервые аттестация была введена для учителей школ в 1936 г. Основанием для ее проведения послужило принятие постановления от 10.04.1936 ЦИК СССР № 5 и СНК СССР № 686 "О персональных званиях для учителей начальных и средних школ".
По результатам аттестации предусматривалось установление следующих персональных званий: • учитель начальной школы (присваивалось лицам, окончившим средние педагогические учебные заведения или приравненные к ним и признанным пригодными для педагогической работы); • учитель средней школы (присваивалось лицам, окончившим педагогические институты или университеты и признанным пригодными для педагогической работы); • заслуженный учитель школы (присваивалось учителям начальных и средних школ, особо отличившимся своей воспита¬тельно-педагогической деятельностью, но в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 г. почетное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР" установлено за выдающиеся заслуги в области народного образования). Персональные звания присваивались народными комиссариатами просвещения союзных республик и являлись пожизненными. Лишение их допускалось лишь по решению суда. На основании указанного выше постановления, а также постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10.04.1936 "О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ" Наркомпросом РСФСР был издан приказ от 11.04.1936 № 270, в соответствии с которым специальными аттестационными комиссиями проводилась аттестация на звание учителя начальной школы и на звание учителя средней школы всех лиц, работавших учителями в начальных и средних школах. По результатам такой аттестации, помимо определения возможности присвоения персональных званий, аттестационная комиссия должна была определить возможность освобождения отдельных учителей от педагогической работы вследствие непригодности к ней или временного допущения части учителей к работе с условием проведения испытаний после прохождения дополнительного образования в порядке заочного обучения, консультаций, специальных курсов, экстерната и т. п. Механизм проведения аттестации определялся специальной Инструкцией Наркомпроса РСФСР от 7 мая 1936 г. Учителям, признанным соответствующими званиям учителя начальной и средней школы, вручались аттестаты на бланках Наркомпроса РСФСР с подписью Народного комиссара просвещения РСФСР. В Наркомпросе РСФСР хранилась личная учетная карточка учителя с данными о его годе рождения, партийном (комсомольском), педагогическом и профсоюзном стаже, нацио-нальности, образовании, специальности, преподаваемом предмете, переподготовке, работе, а также о дате присвоения персонального звания и вручения аттестата на звание учителя. В послевоенный период указанные личные учетные карточки, хранившиеся в архиве Минпроса РСФСР, для многих учителей были единственным основанием для подтверждения периодов работы в связи с утратой трудовой книжки и иных документов. Вновь к разработке нормативной основы для аттестации учителей и других педагогических работников вернулись в 1972 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.06.1972 № 463 была введена систематическая аттестация учителей общеобразовательных школ, а постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 – аттестация воспитателей и старших пионервожатых. Министром просвещения СССР по согласованию с ВЦСПС 12 июня 1974 г. было утверждено Положение о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных школ, в соответствии с которым один раз в пять лет каждый учитель должен был проходить аттестацию. Допускалась досрочная аттестация учителей, не справлявшихся со своими обязанностями и не повышающих свою квалификацию. По результатам такой аттестации принимались решения о соответствии (не соответствии) занимаемой должности либо о соответствии занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии. Аттестационной комиссией могли также приниматься решения о поощрении лучших учителей за достигнутые успехи, в т. ч. о присвоении им званий "старший учитель" или "учитель-методист". При введении аттестации воспитателей, старших пионервожатых одновременно на них было распространено положение о присвоении по результатам аттестации соответствующих званий "воспитатель-методист" и "старший пионервожатый-методист". Присвоенные звания могли быть сняты (отменены) в результате переаттестации педагогических работников при выявлении у них существенных недостатков в работе. Порядок проведения такой аттестации предусматривал присвоение указанных званий из следующего расчета: • два звания "старший учитель" и одно звание "учитель-методист" на 30 аттестованных учителей; • одно звание "воспитатель-методист" на 10 аттестованных воспитателей детских дошкольных учреждений; • одно звание "старший пионервожатый-методист" на 15 аттестованных старших пионервожатых. Этот порядок применялся вплоть до введения аттестации педагогических работников на добровольной основе в 1993 г. с присвоением второй, первой или высшей квалификационной категории. --- Хабаровск ----- Ищу Биленьких, Абрамовых, Ерошенко, Найда, Черные, Букало, Еременко. | | |
Andrey Maslennikov Москва Сообщений: 4238 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2560 | Наверх ##
21 августа 2014 14:38 NadejdaOrel написал: [q] Мы еще написали, что нам карточка нужна для подтверждения образования.[/q]
собственно это и есть социально-правовой вопрос. --- Уважаемые новички! Пожалуйста, задавайте вопросы на форуме, а не в "Личных сообщениях".
Список фамилий по которым веду поиск: ссылка. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24856 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20494 | Наверх ##
21 августа 2014 19:07 21 августа 2014 19:16 NadejdaOrel написал: [q] Можете ли Вы сказать что-нибудь по поводу двухгодичных учительских институтов? [/q]
Только то, что есть в Инете. Я отдельно этим вопросом не занималась. В 30-е годы во многих городах страны открылись двухгодичные учительские институты, которые призваны были решить проблему нехватки учителей, создавались как высшие учебные заведения, готовящие преподавателей-предметников для школ-семилеток. Переход в 1930-х годах к всеобщему семилетнему образованию способствовал появлению нового типа учебных заведений - учительских институтов, призванных за два года подготовить педагогические кадры для неполных средних школ. К концу 30-х годов в СССР действовало свыше 200 учительских институтов, в большинстве выросших из педучилищ. Похоже, что в некоторых районах просуществовали до 50-х. Многие из них затем преобразовались в полноценные Пединституты. Как преамбула к реформам 20-х и 30-х гг. Это о Сибири, но думаю, что "процесс" был общим. ....... Временное правительство принялось за разрешение первоочередных государственных проблем, среди которых особое место занимала реформа образования. Министерство народного просвещения активно включилось в разработку законопроектов, направленных на реорганизацию школьной системы, а также систему подготовки учительских кадров. Постановление от 14 июня 1917 г. и выработанные I Всероссийском съездом представителей учительских институтов в августе 1917 г. решения, положили начало долгожданной реформе педагогического образования в России. Основное содержание реформы было сведено к повышению статуса и совершенствованию учебных программ, введению специализации подготовки и более демократических принципов обучения: отмене различных ограничений, связанных с вероисповеданием и семейным состоянием; допуску к обучению женщин; введению новых принципов управления учебным заведением и выборности на должности преподавателей. .....В течение двух лет переходного периода разрешалось зачислять в институты лиц, не имевших среднего образования и двухгодичного учительского стажа. При этом предпочтение все же должно было отдаваться «полноправным» кандидатам. .......По результатам приемных экзаменов учительских институтов 1917 – 1919 гг. большинство слушателей мужского пола являлись выпускниками учительских семинарий. Среди женщин значительную часть составляли выпускницы епархиальных училищ и педагогических классов гимназий. . Возможно, самым заметным изменением качественного состава слушателей в условиях реформ 1917 – 1920 гг. было появление в стенах учительских институтов лиц женского пола. .........По новым правилам приема в учительские институты были отменены ограничения для семейных и лиц неправославного вероисповедания. Основную часть слушателей, как и в дореформенный период, составляли молодые люди в возрасте 20 – 25 лет. В то же время, среди слушателей были люди старше 40 лет, несмотря на то, что возраст поступающих формально ограничивался 30 годами. ........в условиях революции и Гражданской войны состав слушателей институтов был нестабильным. В 1918 – 1919 гг. прием вновь прибывавших полноправных кандидатов осуществлялся в течение всего учебного года. Постоянно шел процесс отчисления слушателей по их личным заявлениям из-за недостатка средств к существованию, болезней, тягот военного времени или по причине мобилизации на военную службу. ........ Вводилась специализация подготовки по трем направлениям: словесно-историческому, физико-математическому и естественно-историческому. Обязательными для изучения на I курсе всех отделений института были введены следующие дисциплины: психология, логика и педагогическое рисование. Из цикла психолого-педагогических дисциплин на втором курсе дополнительно были предусмотрены история философских учений и педагогическое рисование. Желающим на I и II курсах предоставлялась возможность посещать дополнительные занятия, например, по художественному рисованию, музыке и пению, истории религии и др. По-новому строились учебные планы отделений учительского института, где значительная часть учебных часов отводилась на изучение дисциплин специализации. Внесенные в учебную программу двух старших курсов изменения существенно дополняли содержание образования прежних программ и повышали уровень требований к подготовке будущих учителей. Новые учебные планы и программы являлась наиболее существенным шагом на пути преобразования учительских институтов из средних учебных заведений в высшие.........Курсы лекций по специальности должны были завершаться зачетом. Отменялась балльная система оценки знаний, вместо нее предлагалось использовать систему зачет-незачет. Контроль знаний должен был осуществляться и на обязательных практических занятиях. Перевод на следующий курс и выдача выпускных свидетельств осуществлялись «на основании сведений о сдаче всех зачетов и прослушанных курсов» [13, л. 155 об.]. .....Пересмотр условий работы и учебных программ учительских институтов. В соответствии с разработанными на Всероссийском съезде представителей учительских институтов 1917 г. положениями, в жизнь институтов были введены новые демократические принципы управления учебными заведениями и комплектации состава преподавателей. Должности преподавателей институтов и учителей высших начальных училищ при институтах должны были предоставляться на выборных основаниях. В постановлении Временного правительства об изменении штата учительских институтов от 27 сентября 1917 г. и соответствующем законе МНП назначения на должности преподавателей передавались в ведение педагогических советов при участии представителя местного – городского и земского самоуправления [7]. Кочурина Светлана Анатольевна к. и. н., доцент кафедры отечественной истории и культурологи, Томский государственный педагогический университет, --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (2) |
NadejdaOrel г.Орел Сообщений: 7158 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 27735 | Наверх ##
21 августа 2014 22:12 valcha написал: [q] Должности преподавателей институтов и учителей высших начальных училищ при институтах должны были предоставляться на выборных основаниях. [/q]
Неужто и впрямь выбирали? И когда же эта демократия закончилась? --- Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК | | |
Arcobaleno Псков Сообщений: 2803 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4564 | Наверх ##
6 сентября 2014 18:00 NadejdaOrel написал: [q] Мы отправили по электронной почте запрос в ГАРФ следующего содержания[/q]
Надежда, а Вы отправляли запрос по обычной электронной почте? На сайте ГАРФ я нашла, что для получения сведений надо заполнять именно их форму... --- ОСТАФЬЕВЫ, ДЕНИСЕНКО - Кубань
БОРДИКОВЫ (БОРДЮГОВЫ) - Воронежская губ
ФЕДОРОВЫ (БОЛЬШАКОВЫ) - Псковск.у., д.Загорье
ЛАКМАН, ВАЛИУС, ЛИСТЕНИУС, ТОЛИАНДЕР, ВЕНДАЛИУС, БУЛИХ - Финляндия
ГАРКУША - Абинская | | |
NadejdaOrel г.Орел Сообщений: 7158 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 27735 | Наверх ##
7 сентября 2014 13:29 7 сентября 2014 14:21 Arcobaleno написал: [q] Вы отправляли запрос по обычной электронной почте?[/q]
Честно говоря, Вы меня поставили в тупик... Мой почтовый ящик создан на gmail.com, думаю он обычный, с него и отправляла. В тексте письма обращалась на имя директора, в теме указала "подтверждение образования". Что касается формы обращения в ГАРФ http://statearchive.ru/sendmail.htmlТеперь и не вспомню, почему я ею не воспользовалась, может не нашла подходящей и отправила наудачу простой запрос. Но в ответ мы получили, как и положено, заверенную архивную копию. И с тех пор я так и посылаю письма в этот архив в свободной форме. --- Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК | | |
NadejdaOrel г.Орел Сообщений: 7158 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 27735 | Наверх ##
6 октября 2014 22:26 6 октября 2014 22:27 Немного дополнительной информации: На обороте личной карточки значится
Архив Минобрнауки Фонд А2306 Опись 83
В электронных описях ГАРФ есть такой фонд, но описи заканчиваются на 82. Возможно опись 83 еще не выложена, а возможно фонд находится в стадии наполнения. Получается, что карточки уже числятся в ГАРФе, но могут частично храниться еще в Минобрнауки. Реквизиты:
Минобрнауки Правовой департамент Тверская ул., д.11, Москва, 125993 Тел.: (495) 629-32-26 Факс: (495) 629-80-25 Email: d17@mon.gov.ru
Письмо из Минобрнауки:
 --- Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК | | Лайк (1) |
svafanДолгожитель  Россия Сообщений: 103 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 88 | Наверх ##
18 ноября 2015 15:15 Здравствуйте, недавно узнала, что мой предок был учителем Дуниловского министерского двухклассного училища (это в Шуйском уезде Владимирской губ.) в 1904 году. Где можно отыскать хоть какие-то данные? | | |
Arcobaleno Псков Сообщений: 2803 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4564 | Наверх ##
18 ноября 2015 16:20 svafan Памятные Книжки по Владимирской губернии Вы смотрели? Их можно найти в интернете. Как правило, там перечисляли всех учителей.
Раз учитель, то, возможно, получил образование в учительской семинарии.
Если повезет, в архиве могут найтись данные о его учебе или работе... в каком именно архиве, Вам надо выяснить самостоятельно. --- ОСТАФЬЕВЫ, ДЕНИСЕНКО - Кубань
БОРДИКОВЫ (БОРДЮГОВЫ) - Воронежская губ
ФЕДОРОВЫ (БОЛЬШАКОВЫ) - Псковск.у., д.Загорье
ЛАКМАН, ВАЛИУС, ЛИСТЕНИУС, ТОЛИАНДЕР, ВЕНДАЛИУС, БУЛИХ - Финляндия
ГАРКУША - Абинская | | |
svafanДолгожитель  Россия Сообщений: 103 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 88 | Наверх ##
19 ноября 2015 9:23 Arcobaleno Спасибо за ответ, памятные книжки смотрела, в них учителя г.Шуи есть, а вот районных нет( Попробую в ГАИО узнать | | |
lfiekz Ярославль Сообщений: 122 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 699
| Наверх ##
19 ноября 2015 12:23 NadejdaOrel написал: [q] В электронных описях ГАРФ есть такой фонд, но описи заканчиваются на 82. Возможно опись 83 еще не выложена[/q]
Уже выложена!!! Опись 83, личные карточки аттестации учителей начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР за 1936-1938г. Отличная тема!!! Спасибо!!! --- Ищу информацию о Сапожниковых, Шляховых (Миасс, Златоуст, Челябинск, Новосибирск, Томск, Соликамск), Гуниных (Иваново, Илек), Викторовых, Москвиных, Шейдаковых, Ледневых (Ярославль) | | |
|