Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото

Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 28 29 30 31 32 * 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Николаевский военный собор
nikolaevskii_sobor_v_tiflise.jpg
Фото из архива Сергея Вернигора (редкий снимок)
Николаевский военный собор Находился в центре Тифлиса, в саду имени Императора Александра I. Заложен был в 1845 г. До постройки Александро-Невского военного собора именовался «Корпусным Николаевским военным собором» Здание было кирпичным, продолговатым, в виде креста. Колокольня в связи с собором. Вмещала до 400 человек. Прихожанами собора состояли воинские чины Тифлисского гарнизона, не имеющие своих штатных священнослужителей. По штату при соборе положен был один священник, диакон и псаломщик. После 1921 г. в связи с реконструкцией парка Коммунаров (бывш. Александровского сада) был разобран.
Источник: М.Д. Гогитидзе «Военные храмы русского Тифлиса»
Russian Colonial Studies. 2019. № 2

Престольный праздник 6 декабря.
https://alisha-96.livejournal.com/22370.html
Итальянский архитектор ДЖОВАННИ Б. СКУДИЕРИ (1816-1851) составил план Михайловского моста и предпринятого в Тифлисе-же Корпусного собора. Руководя работами по означенным сооружениям сам лично, Скудиери находился на подмостках, строившегося Корпусного собора, когда 5 июня 1851 года некоторые своды и части собора внезапно обрушились, причем Скудиери умер на месте.,,
https://aidatiflis7.livejournal.com/32724.html
Из старого Николаевского собора перенесены были в Собор во имя св. Александра Невского
1 Икона ,,Явление Богоматери со св. апостолами преподобному Радонежскому,, старинной живописной работы, в бронзовом киоте с серебряными
украшениями, внизу киота была надпись - ,,Сия икона пожертвована Государем
Императором Всея России в победоносную кавказскую армию, как знак непреложного
Монаршего благоволения на славное ополчение армии под главным командованием Его
Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, Наместника
Кавказского, против врага Турции в 1877 году,,
2 Икона ,,Знамение Божией Матери,, передана Его Императорским Высочеством,
Главнокомандующим Кавказскою Армиею в Николаевский собор этой армии при отьезде
Санкт-Петербург
,,Победоносной урожденной Нащокиной. Образ этот находился у Великого князя во время последней войны с турками в 1877-1878 годах.
3 Ковчег из яшмы, прислан Государем Императором Александром II Великому князю
Михаилу Николаевичу, Наместнику Кавказскому, в дар новому собору кавказской армии.
4 Сосуд серебряно-позолоченный, пожалован в собор Цесаревичем Александром
Николаевичем, в память посещения им Закавказского края в 1850 году, к нему дискос,
звездица, две тарелочки, ковш – серебрянно-позолоченные.
5 Небольшой серебряный крест, вложенный в деревянный вызолоченный. Внутри
креста находятся части древа Креста Господня и части мощей Иоанна Предтечи, Игнатия
Богоносца, Никифора Исповедника, царя Константина, великомученика Дмитрия, великого
Георгия, великого Никиты, великого Федора Тирона и царицы Елены.
6 Св. Евангелие, в лист, в бархатном переплете с серебряными рельефными
символическими изображениями евангелистов на передней доске и с серебряным крестом
посредине ее. Пожертвовано Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем в
память посещения им Кавказского края в 1850 году.
7 Икона Св. Архистратига Михаила в серебряной ризе – дар собору Донских казачьих
полков №1, 3, 5, 7, 14 и 15 в память службы на Кавказе и под начальством Великого князя
Михаила Николаевича, Главнокомандующего армией.
Достойны были внимания серебряная дарохранительница, стоимостью в 1.1 рублей
и евангелие чеканной работы в 1.2 рублей и пр.
Кроме этих предметов, перешло в военный собор много разных икон, из них
некоторые в ценных ризах, и древние, ценные хоругви, шитые золотом по бархату, такая же
плащаница и много ценной утвари.
Источник: статья
"К 85-летию сноса в Тифлисе Соборного храма Кавказской Армии
во имя Св. Александра Невского"
Мамука Гогитидзе , Ия Шиукашвили
а. Национальный Университет им. Шота Руставели, Грузия
b. Телавский государственный Университет им. Якоба Гогебашвили, Грузия
History and Historians in the Context of the Time, 2016, Vol. (17), Is. 2
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
ЦЕРКОВЬ ТИФЛИССКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА В ЧЕСТЬ СВ.АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.

Престольный праздник 8 ноября.
Военное училище и при нем церковь расположены на Михайловском проспекте.
Церковь находится во дворе училища и примыкает к главному корпусу училищного здания, имея два входа - внутренний и наружный. Устроена она заботами Начальников училища -полковников В. В. Сахарова и А. М. Колюбакина, под наблюдением инженер- полковника В. А. Болгарского и под личным руководством по части внутреннего устройства и обстановки подполковника И. Д. Дидебулидзе, на пожертвования главным образом означенных лиц и офицеров, бывших юнкеров училища.
Освящена церковь Экзархом Грузии, Архиепископом Владимиром, 8 ноября 1896 года. Стены церкви украшены черными мраморными досками (8) с именами офицеров, бывших юнкеров училища, убитых и умерших от ран в войнах 1877-1881 г.г., 1904-1905 г.г. Много икон, написанных бывшими юнкерами. Вмещает церковь 200 человек.
По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.
https://aidatiflis7.livejournal.com/44406.html
cerkov_tau.jpgВ 1921-1992 гг. в здании церкви в разные годы размещался склад боеприпасов, оружейная мастерская, винтовочный полигон, магазин военторга.В 1993-1997 гг. в церкви были проведены реставрационные работы. Храму был возвращен прежний вид.Основная часть храма была расписана художниками Мерабом Чанкветадзе и Давидом Хидашели, а фресочную роспись завершили художники Гела Циклаури и Георгий Бенашвили.В 1997 г. храм освятил Потийский епископ Григорий (Бербичашвили).
1. Цитович Г.А. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства): Ист.-стат. описание: В 2 ч Пятигорск, 1913. С.402-403;
2.Гогитидзе М. От Тифлисского юнкерского пехотного училища до Национальной Академии Обороны Грузии // Труды Академии. 2011. №3. С.159-170; Гогитидзе М. История академии // Национальной Академии Обороны Грузии 15 лет (фотоальбом).
https://cyberleninka.ru/articl...go-tiflisa
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Храм Анчисхати. Тифлис-Тбилиси.
Анчисхати (ანჩისხატ&#4312a_003.gif — неформальное название храма Рождества Девы Марии, который находится в северной части Старого города и носит громкое звание самого древнего храма в Тбилиси и второго по древности (после Болнисского Сиона) храма во всей Грузии. Это симпатичный храм в уютном квартале, однако же малоинформативный, так что мало кто тратит на него более пяти минут. С ним не связано историй и он нефотогеничен, так что в списке достопримечательностей Тбилиси он должен быть где-то в последних строчках. При всей своей древности.
 Этот храм был построен примерно после 530 года. Исторический фон такой: только что кончилась целая эпоха, персы уничтожили Иберийское царство, погиб Вахтанг Горгасал (502), персы оккупировали все равнины, сын царя прячется в Уджарме, контролируя кое-что в горах. Грузинская церковь только что сбежала из православия в монофизитство (505). В Византии только что стал императором знаменитый Юстиниан (527). И вот около 522 года сын Горгасала по имени Дачи (или Дарчи, или Арчил) кое-как наладил отношения с персами, переехал из Уджармы в Тбилиси (но почему-то не в Мцхету), достроил тбилисскую крепость, слегка расширил город, а в северной части города, на скале над рекой, построил храм. Как он тогда назывался, мы не знаем. 
 Интересно, что храм построен практически одновременно с Цандрипшской базиликой в Абхазии. Та появилась точно в 534 году, а Анчисхати — где-то в предыдущее десятилетие. Хотя храмы строились в разных странах, и связи между их появлением нет никакой.
 В те годы умели строить только базилики, так что Анчисхати — базилика. Странно, что она мало напоминает Болнисский Сион, построенный всего 50 лет назад. Наверное, умение строить храмы типа Сиона утратилось за годы оккупации.
 Потом прошли века. Мимо проходила армия византийского императора Ираклия (636), пришли арабы, прошло 400 лет Тифлисского эмирата, образовалось единое Грузинское царство, пришли монголы, прошёл Тимур, а храм так и оставался в стороне от событий и ни в чём не участвовал. И только в 1642 году произошло интересное: в храме был похоронен католикос Евдемос I, казнённый царём Ростомом за участие в заговоре. Эвдемоса сбросили с башни крепости Нарикала, а тело захоронили в Анчисхати, слева от входа. Коричневая могильная плита видна ещё сейчас. Позже его канонизировали.

В 1675 году про храм снова вспомнили. Времена были спокойные, отношения с персами только что наладились, и в Грузии начали кое-что ремонтировать. Дошли руки и до этого храма. Католикос Доментий распорядился построить около храма кирпичную колокольню и отремонтировать сам храм. То, что мы видим сейчас — это примерно последствия того ремонта. На колокольне можно найти надпись с буквенной датировкой "ტნიგ" (1675). (Прим.: дата указана по грузинскому летоисчислению как 363-й год 14-го индиктиона. ტნიგ - это 300+50+10+3)
 В том же году окончательно пришёл в упадок Анчийский монастырь в селе Анчи (8 километров на север от городка Ардануч в Кларджети). Икону Спаса увезли из монастыря и доставили в Тбилиси. Её поместили в этом храме, отчего он сразу обрёл название Анчис-Хати ("Анчийская икона"). 
 В 1870-е года российская администрация решила, что храм выглядит недостаточно славянским, и провела ещё один ремонт. На крышу пристроили небольшой купол, а с запада к фасаду пристроили звонницу с шатровым куполом. Стены заштукатурили и побелили. Получилось вот что:
 В таком виде храм простоял всю последующую российскую эпоху, и весь сталинский период. В 1920 году Анчийскую Икону переместили в музей Искусств, где она хранится по сей день.
 Советская власть храм закрыла, сделала там музей, потом мастерскую, но в 1958 году решили убрать все антихудожественные "имперские" элементы и вернуть храму первоначальный облик. Где-то в 1964 году все исправления были завершены. С тех пор храм практически не менялся. В те же самые годы изменились окрестности: поднялся уровень Куры, появилась набережная, и если раньше храм стоял на скалах над рекой, то теперь река ушла далеко за трассу.
Современность
В наше время храм выходит западным фасадом на улицу Шевтели, но отгорожен от неё кирпичной колокольней, поэтому увидеть его в целом можно или с северной стороны, от театра Габриадзе, или с восточной, со стороны парковки. С южной стороны находится небольшой сквер. Вход сейчас один, со стороны улицы Шевтели. В Анчисхати можно свободно зайти практически в любое время. Он интересен как ранняя базилика, как артефакт той эпохи, когда других храмов строить просто не умели. И внутри он действительно похож на трёхнефную базилику — то есть, его внутреннее пространство разделено на три части рядами колонн. Но если в классических базиликах колонны действительно идут рядами (например, два ряда по пять штук в Болнисском Сионе), то в Анчисхати мы видим 4 колонны, вписанные в квадрат. Это, видимо, означает, что к XVII веку колонны не уцелели, и их построили заново, при этом так, как привыкли: квадратом. Ну и сами эти колонны кирпичные, что уже говорит об их позднем происхождении. Сейчас это единственная в Грузии базилика с круглыми колоннами.
Своды и арки храма расписаны фресками в стиле XIX века. Ничего особенно ценного. При всём этом внутреннее пространство этого храма интересно своей таинственной, несколько мистической атмосферой. Но тут всегда очень темно, так что фотографировать интерьеры сложно. Впрочем, фотографий экстерьера храма тоже немного.
 anchishati.jpg
Алтарная перегородка храма выглядит как явно поздняя. Она ощутимо контрастирует с архаикой храма своей аскетичностью. Никаких украшений, никаких рисунков.
При беглом взгляде на стены сразу видно, что местами они кирпичные, а местами каменные. Каменная часть — самая старая. Западная и Восточная стена сохранились получше, а с северной стороны почти ничего каменного не осталось. Своды, разумеется, так же не перенесли исторических катаклизмов: у грузинских храмов той эпохи своды были самым слабым местом.
  В целом это храм на пять минут. Зашли, окинули взглядом полумрак, постояли, и вышли обратно. Зато окрестности храма веселее: тут и пешеходная улица Шевтели с винтажным рестораном, тут и небольшая площадь с неплохим молодежным баром, тут же знаменитый театр Габриадзе с его дорогущим рестораном. Это отличное прогулочное место и практика уличных музыкантов показала, что играть перед Анчисхати выгоднее всего.
 Если вам довелось увидеть Анчисхати, то постарайтесь осознать тот факт, что в России православных базилик нет вообще, а в Грузии их очень мало. А тут, прямо в центре Тбилиси вам подвернулся случай увидеть самую настоящую действующую базилику. Это все равно что встретить краснокнижного зверя в центре Москвы.
Храмовым праздником тут является Рождество Пресвятой Богородицы, празднуется 21 сентября. 
https://travelgeorgia.ru/758/
Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV по XVII века во время войн Грузии с персами и турками.
    Кирпичная колокольня рядом с Анчисхати была построена католикосом Доменти в 1675 году  Планировка церкви была сильно изменена в 1870-х, когда был добавлен свод.
В 1989 году церковь снова стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений.
https://sergeyurich.livejournal.com/1630958.html
Фактически храм был заново отстроен 17 веке, повторяя облик древней постройки со значительными переделками в последующие годы.






---
Снегиревы
Лайк (3)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Лурджи Монастери (Синий монастырь). Тбилиси-Тифлис.
Церковь Андрея Первозванного (Андреевская церковь) еще называют Синим монастырем или Лурджи Монастери из-за синих куполов и синих плит на кровле.
Церковь построена 8 конце XII в., при Царице Тамаре, по повелению бывшего тбилисского архиепископа Басилия.
Надпись, помимо строителя, упоминает также и его брата, известного политического деятеля времен Тамары - Абуласана.
Здание сильно пострадало в XVI или в XVII в. И в ту же эпоху было основательно обновлено.
В 1873 г. церковь вновь восстановили: попорченные стены возобновили в кирпиче, а также надстроили купол, совершенно обезобразивший памятник.
Стены церкви расписаны фресками, на которых изображены святые грузинской церкви. Как и подобает множеству старых храмов и церквей Грузии, этот храм аскетичен и минималистичен снаружи, но очень богат и ухожен внутри.
К первоначальной постройке относится каmенная кладка стен с орнаментированными окнами и с большой надписью. Сохранен также древний план здания.
На территории церкви находится сад, где расположены красивый цветник и много скамеек для отдыха.
https://madloba.info/tbilisi/churches/st-andrews-church/
lurdjis_monasteri_kvesisskaya.jpg
Фото: Ольга Квесисская
Лурджи (синий) монастырь — культовый комплекс в Тбилиси. Храм монастыря посвящён Андрею Первозванному. Находится в парке Вере. Церковь построена в конце в 12 веке, при царице Тамаре, по повелению бывшего тбилиского архиепископа Басилия. Надпись помимо строителя упоминает также и его брата, известного политического деятеля времен Тамары - Абуласана. Здание сильно пострадало в 16 или в 17 в.в и в ту же эпоху было основательно обновлено. В 1873 г церковь вновь восстановили: подпорченные стены возобновили в кирпиче, а также надстроили купол, совершенно обезобразивший памятник. К первоначальной постройке относится каменная кладка стен с орнаментированными окнами и с большой надписью. Сохранен также древний план здания.
Направо церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова построена и освящена в 1901 году. В настоящее время церковь относится к Мцхета - Тбилиской Епархии Святой Грузинской православной церкви. Служба совершается на церковно - славянском языке.
https://smartik.ru/tbilisi/post/182249920
 Верисубани в конце улицы Киачели стоит монастырь  Святого Андрея Первозванного, известный как Синий Монастырь.
Церковь стоит на краю глубокого оврага, и ее силуэт, возвышаясь над набережной, хорошо просматривается с левого берега Куры.
Возведенная в конце XII века, в блистательную эпоху царствования царицы Тамары, свое название церковь получила от покрывавших кровлю синих глазурованных плит-Лурджи монастери (Синий монастырь).
Церковь до нас дошла в сильно перестроенном виде. Последний раз ее переделали в 1873 году. Тогда надстроили фронтоны и купол, что совершенно преобразило первоначаль ный вид церкви. Двускатные рукава крыши, примыкающие к основанию барабана купола, создают широкие фронтоны, которые нарушают традиционную в грузинской архитектуре передачу крестообразного строения, отраженную во внешнем облике здания.
В XVI веке собор, разрушенный в результате набега персов, вновь начал функционировать только спустя век. В XVII веке он принадлежал династии Габашвили. После прихода к власти русских, собор был сильно поврежден, из – за этого прекратилось богослужение и в церкви был устроен пороховой склад.
В 1858 году встал вопрос о возврате церкви ее первоначального назначения. В 1860 году протоиерей Григол Чрелишвили и инженер технолог Фон – Бихольд установили, что собор нуждался в небольших изменениях для того, чтобы в нем было восстановлено богослужение. Военное ведомство освободило помещение только в 1871 году. Вскоре после этого началась реставрация собора под руководством архитектора А. Чижова и протоиерея Иоанна Басхарова.
Был надстроен купол в русском стиле в так называемом виде лука, который шел вразрез с формами грузинского зодчества и полностью менял вешний вид собора. В 1873 году церковь была освящена вновь, восстановилось богослужение. В 1950-е годы* там устроили музей медицинской истории, а 1990 году, церковь вновь вернула свое назначение. Купол в виде лука был сменен на купол палаточного типа.
О старой постройке повествует помещенная в тимпане южного входа большая строительная надпись, с декоративным крестом из плетеного орнамента в центре и с орнаментальными лиственными украшениями по углам. Надпись гласит о том, что церковь построена во имя святого Андрея Первозванного бывшим архиепископом Картли Василием, братом эристава эриставов и картлийского эмира эмиров, владетеля Рустави и семи районов Мтиулети, Абуласана. По-видимому, церковь служила фамильной усыпальницей и была выстроена не позднее 1190 — 1191 годов, то есть в начале царствования царицы Тамары. (http://novost.ge)
https://www.liveinternet.ru/users/lazy_mary/post415937899/
* В советское время с 1963 года в нём располагался музей истории грузинской медицины.
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Тифлис. Григорианский Ванкский собор
vorota_v_vankskii_sobor.jpg
Ворота в Ванкский собор. Фото из архива С.Вернигора.
Ванкский собор являлся одним из крупнейших культовых сооружений Тифлиса. Первоначальная дата постройки остается загадкой. Называются разные даты, от IVJ и до XV века. Не будем гадать, что и когда строилось на месте этого здания раньше. Вероятнее всего, собор основан в XV – XVI веках. Заново отстраивался в 1720, 1788 и 1800 годах. В 1882 году существовал проект полного разрушения собора и строительства на его месте новой церкви, но комиссией, состоявшей из общественных деятелей, было принято решение о реставрации здания, что и было сделано в 1901 году на средства одного из членов комиссии, известнейшего Тифлисского миллионера и мецената Александра Ивановича Манташева.
В начале XIX века упоминается наличие пяти куполов:
Вероятно, во время очередной реконструкции, осталось три купола. Архитектура собора очень необычна для армяно-грузинской церковной архитектуры. Лично я не припоминаю ни одного храма с плотно расположенными куполами, а тем более тремя.
armyanskii_kafedralnyi_sobor.jpg
Фото их архива с.Вернигора.
Согласно характеристике профессора Асратяна, храм представлял собой купольную базилику с тремя нефами и тремя парами куполов. Все три нефа заканчивались на восточной стороне полукруглыми апсидами равной величины, не выступающими из прямоугольного контура наружных стен. Нефы, перекрытые сводами с отдельными двускатными кровлями, пересекались перед этими аспидами трансептом, над которым были возведены три купола. Три алтаря храма были украшены прекрасными фресками. В отделке храма были использованы, помимо армянских, также элементы персидского декоративного искусства.
Ансамбль состоял из собственно собора, резиденции настоятеля, около 20 жилых помещений, саркофага героя русско-турецкой войны генерала Тер-Гукасова, трехъярусной колокольни, часовни, церковных ворот и ограды обводной стены.
В 1938 году комплекс был разрушен. На месте собора построена армянская полная средняя школа. Следует отметить, что во время снесения комплекса, была разграблена могила автора первой Российской конституции, графа Михаила Лорик-Меликова, генералов Арзаса (Аршака) Тер-Гукасова, Ивана Лазарева, Бебута Шелковникова и многих других. К счастью, их останки, так же, как и останки Габриела Сундукяна и самого Манташева, похороненного в 1911 году, удалось перезахоронить в разных храмах Тифлиса.
https://golema.livejournal.com/12102.html
Ванкский собор был крупнейшим церковным зданием старого Тифлиса. Собор был построен за пределами городской стены, в историческом районе Гаретубани (груз. "Пригородный квартал"). Городская стена проходила по линии ул. Бараташвили (бывш. Мухранская).
hram_vank_monastyr_otcov_devy_vank_-_byvshii_armyanskii_sobor_v_tbilisi._monastyr_vank_nahodilsya_na_ulice_atoneli_na_pravom_beregu_mtkvari_(reki_kura).jpg
Фото из архива С.Вернигора.
Интересные исторические -акты можно почерпнуть в путеводителе по Тифлису К. Н. Бегичева, опубликованного в 1896 г.:
"Ванкскій соборъ, въ Тифлисе самая древняя армянская церковь возведена около 1720 года, на развалинахъ древней, построенной въ конце XVI века. Ванкъ, красивая армянская церковь съ колокольнею и оградою въ Тифлисе, въ такъ называемомъ старомъ городе. Ванкъ служитъ кафедрою для архіепископа всехъ армянъ, живущихъ въ Грузіи. У собора три купола. Первоначальная Ванкская церковь была построена въ исходе XVI в. Французскій путешественникъ Шарденъ писалъ, будто она основана какимъ то турецкимъ пашею, бежавшимъ изъ Турціи и принявшимъ христіанскую веру; объ этомъ Шардену разсказывали сами армяне, имевшіе въ его время здесь своего епископа и называвшіие церковь Паша-ванкъ. Нынешнiй храмъ воздвигнуть на развалинахъ этой церкви около 1720 в., въ эпоху управленія армянскою церковью патріарха Аствацатура (1715 — 1725 г.). Такъ значится въ надписи на южной стене храма. Изъ другихъ надписей видно, что возстановленіе одного изъ куполовъ совершилось въ годъ армянскаго летосчисленія 1199 г., т. е. въ 1750 г., а возобновленіе всего храма было при царе, Иракліи II въ 1237 г. (1788 г.)."
 http://www.georoute.ge/Vank_Cathedral
Ванкский собор, Аранцванк или Паша-ванк – Собор Святых Отцов, впоследствии – Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) - армянский кафедральный собор, крупнейшее культовое сооружение старого Тифлиса.
Собор располагался на хорошо обозреваемом со всех сторон месте в старом городе в районе Тапитах (в грузинском варианте - Гареубани - «Внешний квартал») в нескольких метрах от правого берега реки Куры. Тапитах, в свою очередь, делился на несколько кварталов, один из которых был известен под названием «Ванкского». Помимо дворцов, особняков и садов, принадлежавших представителям знатных родов города, в районе Тапитах находились, также, ремесленные и торговые ряды, караван-сарай и ещё несколько армянских церквей, в частности, - Камоянц и Зркинянц Сурб Геворг. Сам Ванкский собор располагался на Большой Ванкской улице (позднее - Гареубанская, ныне - Атонели).
vankskii_sobor_arancvank_ili_pasha-vank_sobor_svyatyh_otcov_vposledstvii_surb_astvacacin_(presvyatoi_bogorodicy)_sobor_armyanskoi_apostolskoi_cerkvi..jpg
Собор был выстроен из высококачественного кирпича. Композиция сооружения считается уникальной для средневековой армянской архитектуры. Согласно характеристике профессора, член-корреспондента НАН РА М. М. Асратяна, храм представлял собой купольную базилику с тремя нефами и тремя парами куполов. Все три нефа заканчивались на восточной стороне полукруглыми аспидами равной величины, не выступающими из прямоугольного контура наружных стен. Нефы, перекрытые сводами с отдельными двускатными кровлями, пересекались перед этими аспидами трансептом, над которым были возведены три купола. Три алтаря храма были украшены прекрасными фресками и посвящались, соответственно: средний – Пресвятой Богородице, северный – Святым Апостолам, южный – Святому Григорию Просветителю. В отделке храма были использованы, помимо собственно армянских, также элементы персидского декоративного искусства. Русский писатель и путешественник Евгений Марков писал, что главная святыня армян - Ванкский собор был гораздо своеобразнее Сионского. Он отмечал колокольню, крытую красивыми голубыми изразцами, входы с арками, расписанными красками и позолотами, врезанные в наружные стены хачкары со скульптурными изображениями. «Внутри храма алтари идут в линию иконостаса. Места для женщин сзади отделены особенною оградою, и хоры их закрыты от взоров частою решеткою. Вообще в этой местности во всех окружающих улицах живут почти исключительно армяне». А вот как описывает это замечательное сооружение профессор Л. Меликсет-Бек: «Трехнефный, трехалтарный и трехкупольный Ванкский собор подобен трехнефному притвору-молельне, пристроенному к церкви Аствацацин Санаинского собора».
Документальных исторических свидетельств о дате основания и постройки первоначальной Ванкской церкви не сохранилось. Имеется несколько достаточно противоречивых и взаимоисключающих версий. Наиболее ранняя дата основания дается армянским священником Гютом Аганянцем. Согласно его сведениям, первоначальная церковь была построена еще во времена Святого Григория Просветителя в IV веке, от неё, по его словам, в последующем сохранились фрагменты церковной стены в восточном фасаде храма. Дата же основания самого собора Аганянцем приводится на основании реестра армянских древностей Тифлиса. Согласно этим данным, собор был построен в 931 году духовными братьями - Умеком, Суджапом, Арюцем и Джалапом.
По данным члена венецианской конгрегации мхитаристов М. Бжишкянца, первоначальная церковь была основана в начале VII века и именовалась церковью Катогике. Она была разрушена во время одного из османских нашествий на Тифлис.
В 1480 году собор был восстановлен, и сделано это было настолько основательно, что позднее некоторые исследователи (в частности, И. Иоселиани) стали считать этот год датой основания: «Здание построено затратами тифлисских мокалаков Авсаркисова, Бастамова, Назарбегова и Окаева, а также грузинского тавада Солагова в 1480 году».
Существует версия, что первоначальный храм был основан гораздо позже – в последней четверти XVI века.
В 1630 году храм был обновлён «неким Папой Иосифовичем Шергилянцем». Причем указывается, что при этом он увеличился в размерах троекратно. В 1715 году собор вновь подвергся реставрации – на этот раз по инициативе Георгия Перигуляна и Мелкона Бастамяна.
Согласно эпиграфической надписи на южной стене храма, в 1720 году, в период царствования Вахтанга VI-го, на фундаменте древней церкви начинается строительство нового храма. Строительство происходило в эпоху правления Армянской церковью католикоса Аствацатура I-го (1715—1725 гг.): «Благодаря Господу нашему Иисусу в царствие царя грузинского Вахтанга и сына христомогучего Баграта и патриаршество србазана Аствацатура, при предводительстве же астапатского вардапета Петроса построена святая церковь имени Просветителя нашего, средствами его благочестивого ходжи Гиорга Гулунца, в память его, и родителей его, и жены и богокрепших сыновей всех. Ныне, читающие сие, просите Господа о помиловании». Из другой, относящейся к храму эпиграфики, отметим надпись о восстановлении одного из куполов в 1199 году армянского летоисчисления (1750 г.), а также о комплексной перестройке храма, совершенной в период царствования царя Ираклия II-го в 1237 году (1788 г.). В 1800 году собор, согласно И. Иоселиани, был обновлён «большим усердием тифлисского мокалака, протоирея Тер-Казара Лазарова».
В XIX веке Ванкский собор подвергается не только многочисленным изменениям, но и пополняется дополнительными сооружениями: музеем, воротами и резиденцией, надпись о которой высечена на стене уцелевшей до сегодняшних дней колокольни: «В завершение словесного наставления духовного отца моего народолюбивого католикоса всех армян Нерсеса, окончил резиденцию Тифлисскую в году 1861-ом я, Саргис, смиренный епископ Хасан-Джалалянц, и молю помянуть меня в день, когда слова иссякнут и воцарится дело».
В 1882 году рассматривался проект полного разрушения храма и строительства на его месте совершенно новой церкви. Однако 4 марта 1884 года комиссия в составе О. Читхяна, А. Манташева, И. Цовьянова, А. Шамхарянца, Г. Сундукяна и А. Сундукянца приняла решение о реставрации собора, которая была выполнена к 1901 году. Новопомазание храма произвел предводитель епархии архиепископ Геворг Суренянц.
В случае с Ванкским собором, речь, фактически, идёт не об одном храме, а о целом религиозном комплексе. В соборный комплекс, помимо собственно храма, входили, также, резиденция настоятеля, жилые помещения (по сведениям 1816 года их было 23), саркофаг Тер-Гукасова, трехъярусная колокольня, часовня, церковные ворота и ограда обводной стены. Вплотную к соборному комплексу прилегало большое армянское кладбище, известное со времен средневековья. Ванк длительное время служил кафедральным собором армянских архиепископов Грузино-Имеретинской епархии Армянской церкви.
Французский путешественник XVII века Жан Шарден писал: «Паша-Ванк – то есть «Монастырь Паши». В этом монастыре обитает армянский епископ Тифлиса. Церковь так называется по той причине, что, по словам армян, построена неким пашой, бежавшим из Турции и в этом городе принявшим христианство». Легенда, конечно, красивая и занимательная. Однако, учитывая то обстоятельство, что армяне – граждане Османской империи – тоже, случалось, носили титул «пашей», нам представляется, что Шарден заблуждался, и храм, конечно же, был основан армянами – возможно, выходцами из Западной Армении.
Известно, что Ванкский собор изучался и германским естествоиспытателем и путешественником Иоганном Гюльденштедтом, который скопировал и перевел на немецкий язык некоторые имевшиеся здесь эпиграфические надписи.
Член венецианской конгрегации мхитаристов М. Бжишкянц, побывавший в Тифлисе 20-е годы XIX-го столетия, сообщал относительно Ванкского собора следующее: «Находится в квартале Тапитах и является резиденцией архиепископа. Имеет три однорядных алтаря и пять куполов, украшенных внутри разными фресками». Упоминал о Ванкском соборе в своих воспоминаниях и последний российский император Николай II-ой.
В ограде Ванкского собора – знаменитом в то время Ванки айате - был захоронен прах многих армянских общественных, политических и религиозных деятелей и благотворителей, в том числе, второго лица в номенклатурной иерархии Российской империи, автора первой Российской конституции, графа Михаила Лорис-Меликова (умер в 1888 г.), предводителей епархии - архиепископов Габриела Айвазяна (1880), Есаи Аствацатуряна и Гарегина Сатуняна (1910), епископа Хорена Степаняна (1890), а также героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генералов Арзаса (Аршака) Тер-Гукасова (1881), Ивана Лазарева (1879) и Бебута Шелковникова (1878), главного редактора газеты «Ардзаганк» Абгара Иоаннисяна (1904), главного редактора газеты «Мегу Айастани» Петроса Симонянца (1891), городских голов – Погоса Измаилянца (1895) и Александра Матиняна (1909), статского советника Давита Горганянца (1900), драматурга Габриела Сундукяна (1912; его прах перезахоронен в Пантеоне деятелей армянской культуры Тбилиси), мецената Овсепа Эфендиева (1862) и многих других. Здесь же в ограде находились фамильный склеп (мавзолей) и часовня, возведенные над могилой знаменитого армянского промышленника и мецената Александра Манташева (1911; прах был перезахоронен во дворе церкви Сурб Эчмиадзнецоц).
В 1815 году в одной из небольших помещений храма католикосом Нерсесом Аштаракеци была открыта первая начальная школа на 20 учеников. В 1822 году на территории Ванкского кладбища в Тапитахе началось строительство духовной семинарии, которое завершилось в 1825 году. Во дворе семинарии была основана армянская типография, где в 1858 году была издана книга «Раны Армении» Хачатура Абовяна - первая книга на ашхарабаре. В 1893 году по инициативе Михаила Тамамшева и на средства мецената Аветиса Гукасяна в ограде соборного комплекса началось строительство религиозно-исторического (Гукасяновского) музея, который был торжественно открыт в день праздника Вардананц 21 февраля 1902 года католикосом всех армян Мкртичем Хримяном. В годы Геноцида Ванки айат являлся местом, где обычно собирались армянские беженцы из Османской империи - люди искали друг друга и свои семьи.
После советизации Грузии храм некоторое время находился в заброшенном состоянии. В 1938 году по решению городских властей религиозный комплекс Ванк, в числе прочих культовых сооружений старого Тифлиса, был попросту стерт с лица земли. Причем предварительно с местного армянского населения обманом и угрозами собирались подписи в поддержку этого решения. Вот как об этом писалось в грузинской советской прессе: «Представительство Тифлисского совета удовлетворило ходатайство тифлисских рабочих-армян, которые просили разрушить здание Ванкской церкви. Земельный участок будет отведен для постройки армянской полной средней школы». Итак, на месте храма была построена действующая и поныне средняя школа №104; в 1939 году уничтожено здание Гукасяновского музея. В это же время коммунисты сравняли с землей и знаменитое Ванкское церковное кладбище. Безмолвные могилы безжалостно вскрывались и разрушались. Многие ценные вещи покойных пополнили фонды местных музеев. Вот что рассказывали потом очевидцы:
«Лорис-Меликов лежал в гробу как живой, но, через несколько секунд после того, как с гроба сняли крышку, прах почернел и рассыпался. Тогда же, видимо, дети утащили для игр эполеты с парадного мундира и епископский крест из соседней могилы. Но поскольку крест был золотым и украшен драгоценными камнями, за ним быстро пришли... Куда подевались эполеты с мундира Лорис-Меликова, никто не знает. Прах удалось позже перезахоронить во дворе церкви Сурб Геворг, сегодня - главной армянской церкви Тбилиси». Добавим, что кроме праха графа Лорис-Меликова, во дворе церкви Сурб Геворг удалось перезахоронить также останки генералов Тер-Гукасова, Лазарева и Шелковникова.
Старого Ванка сегодня нет. Все, что осталось от Ванкского церковного комплекса в наши дни – это шпиль чудом уцелевшей колокольни, да часть здания резиденции, которая ныне является обычным жилым домом.
https://pandukht.livejournal.com/8470.html

---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Церковь святого Давида Гареджского (Гареджийского)
 Тбилиси, в середине горы Мтацминда возвышается купольная церковь Мамадавити.
Название Мтацминда (святая гора) появилось в X веке, согласно афонской святой горе. В то время гору называли также Мамадавити, так по сохранившимся историческим данным, именно здесь в VI веку проживал Святой Отец Давид Гареджский. Предположительно, в X веке на этом же месте был основан монастырь, который не существовал уже спустя три века. Позже, в 1542 году под предводительством братьев Николоза и Давида Габашвили обитель Святой Марии Богородицы была восстановлена. в XVIII веке монастырь бездействовал, поврежденное сооружение постепенно разрушалось
В 1810 году вместо старой церкви опустошенного монастыря была возведена церковь Преображения. Идущая к ней широкая и крученная дорога была прорезана в 1817 году под руководством генерала Ермолова.
Церковь имени Святого Давида Гареджского или Мамадавити была построена в 1859-1871 гг., купол был установлен в 1879 году. Снаружи кирпичная церковь повторяет традиционное кресто-купольное сооружение, но в его интерьере отсутствуют продольные балки, пространство отличается единством и неразделенностью. В западном крыле расположена деревянная галерея. Церковь имеет вход с двух сторон: с запада и с юга.
Фасады отличаются немногоцветностью, верхние части северных отсеков украшены декоративными арками и круглыми форточками. 
Интерьер был расписан в конце XIX столетия. Большую часть художества занимают изображения грузинских святых. В молельне выполнено изображение Святой Троицы.
Трехярусная молельня на юге церкви также выстроена кирпичом, колокольня украшена аркой и камнем.
С 1929 года терраса вокруг церкви Мамадавити официально объявлена пантеоном писателей и общественных деятелей.
https://holidayingeorgia.wordp...%BE%D0%B3/
В VI веке в этом месте была пещера, в которой поселился Давид Гареджийский – один из ассирийских отцов. Он жил в этой пещере практически всё время, и спускался в город только по четвергам. Одно время существовала почитаемая в народе «тропа Святого Давида». Вероятно, что это современная улица Бесики.
Пещера долгое время была просто святым местом, а в XIX веке здесь построили храм. В 1829 году около храма похоронили Александра Грибоедова, а в 1857 году рядом появилась могила его вдовы, Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Долгое время это были единственные могилы известных людей на этом кладбище. Интересно было бы выявить, кто стал следующим. Сейчас хронологически следующий за Грибоедовыми захороненный – это князь Дмитрий Кипиани.
Сейчас на территории Пантеона(захоронение грузинских писателей, поэтов и драматургов вокруг храма Святого Давида Гареджийского на горе Мтацминда) можно увидеть ту самую пещеру отца Давида – над ней построена церковь Иверской иконы Богоматери. Рядом стоит храм Святого Отца Давида – самый крупный храм с апсидой в сторону города. Чуть южнее – Преображенский храм, похожий на колокольню. Все здания кирпичные.
https://travelgeorgia.ru/248
Внешне церковь Святого Давида Мамадавити выполнена из красного кирпича и представляет из себя небольшое здание с прилегающей к нему колокольня.
Добраться до сюда очень просто: можно подняться на фуникулере, а можно и дойти пешком, если у вас есть силы и желание. Отличительным признаком церкви является большая апсида – выступ здания во весь фасад. Вокруг церкви растут красивые деревья и кусты.
Для всех любителей природы будет идеально. Если зайти внутрь, то там вы заметите множество фресок со святыми Грузии, а также огромное количество разнообразных икон.
Смотрители церкви обязательно расскажут вам историю церкви и легенду о Давиде, поэтому рекомендуем сходить и послушать
https://madloba.info/tbilisi/c...is-church/david.jpg
---
Снегиревы
Лайк (2)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
11 армия РККА. Тифлис 1921 год.
boicy_i_komandiry_11-i_armii_v_tolko_chto_vzyatom_imi_tiflise..jpg
Бойцы и командиры 11 армии в Тифлисе. Февраль 1921 года.
bolsheviki_v_tbilisi_1921_god..jpg
Большевики в Тифлисе.
krasnaya_armiya_v_osvobojdyonnom_tiflise_25_fevralya_1921_goda..jpg
Красная армия в Тифлисе в феврале 1921 года
1921_god._krasnaya_armiya_v_tiflise..jpg
1921 год. Красная армия в Тифлисе.
tanki_zahvachennye_krasnoi_armiei_v_tiflise.jpg
Танки захваченные бойцами 11 РККА в Тифлисе.
Фотографии Сергея Вернигора.
red_army_in_tbilisi_feb_25_1921.jpg
Парад в Тифлисе.
Командующий 11 армией РККА Геккер А.И., уроженец Тифлиса.

Прикрепленный файл:  Командующий.jpg
---
Снегиревы
Лайк (5)
snegirev

Сообщений: 1288
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35656
Церковь св. Великомученицы Варвары и некоторые окрестности. Тбилиси.
cerkov.jpg
Церковь располагалась в советское время в конце улицы 5 декабря и начале улицы Б. Хмельницкого.
В своё время много средств в её строительство вложили предки моей одноклассницы - князья, известные
с первой половины 10 века.
ograda_cerkvi.jpg
Вокруг в последнее время воздвигнут капитальный кирпичный забор с красивыми кованными решетками.
В советское время она была более доступной.
В ней крестили Годердзи Ургебадзе, который стал известен св. Габриэль Салоси.
Сейчас улица 5 декабря и часть улицы Б. Хмельницкого носят имя проспект Габриэля Салоси.
5_dekabryai111_ul.jpg
Бывшая улица 5 декабря 52. Здесь был неплохой гастроном, булочная. Бабушки продавали теплую кукурузу,
посыпанную солью, семечки.
5_dekabrya_57-1.jpg
Улица 5 декабря 57а. Это был военный городок, состоящий из 4 домов, построенных в начале шестидесятых
годов. Здесь жили, в том числе, и мои одноклассники.
5dekabrya.jpg
Улица 5 декабря, более современный вид.
81.jpg
81 общеобразовательная русская средняя школа.
В ней учились и хорошие спортсмены, а также мой школьный товарищ- олимпийский чемпион и чемпион мира.
В время Великой Отечественной войны в ней располагался военный госпиталь.
bh.jpg.
Улица Б. Хмельницкого. На ней был замечательны магазин, где всегда продавалась селедка, далее
был магазин, торговавший грузинскими лавашами. Лаваши можно было купить и ночью, с другой стороны магазина,
но на 5 копеек дороже.
prohodnaya_obuvnoi.jpg
Бывшая обувная фабрика имела клуб, приличную столовую, спортзал, разные кружки, продленную школу,
библиотеку и т.д.
Фото с надписями - М. Самушенко.
---
Снегиревы
Лайк (6)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1069

Прикрепленный файл: Тифлис, вид  стар. горрода.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Лайк (1)
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5985
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1069
ссылка выше
Тифлис, вид на Метехский замок
1890-1899гг

Прикрепленный файл: Тифлис, вид 2.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 28 29 30 31 32 * 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
Вверх ⇈