Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Придворный певческий корпус 1814


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
olga0449

Горно-Алтайск
Сообщений: 265
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 91
Всем добрый день!
В Памятной книге Харьковской губернии обнаружила информацию о своем прапрадедушке Щербаненко Василии Петровиче. Оказалось, что он воспитывался в Корпусе придворной певческой капеллы, ориентировочно в 1860 -е г.г.
Может быть у кого-то есть информация об этом заведении?
Всем удачи?
---
Ищу сведения о Слюсаревых, Щербаненко, Зайцевых.Ракина, Сибирь
Терсинец

г. Санкт-Петербург, г. Пушкин
Сообщений: 14815
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 25488


Полистайте опись 1 фонда 499 РГИА
РГИА, ф. 499, оп. 1
olga0449

Горно-Алтайск
Сообщений: 265
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 91
Спасибо большое, уважаемый Терсинец!
Очень интересный для меня материал.
Но пока отдельно фамилия и имя Щербаненко Василий Петрович не упоминается. Возможно он в числе учащихся регентского класса?
Или это военная служба, раз название Корпус. Пока сообразить не могу.
Добрых Вам дел!
Хорошего дня! Будьте здоровы!
---
Ищу сведения о Слюсаревых, Щербаненко, Зайцевых.Ракина, Сибирь
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24763
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20320

olga0449 написал:
[q]
Или это военная служба, раз название Корпус. Пока сообразить не могу.
[/q]

https://babs71.livejournal.com/1031680.html

Среди музыкальных коллективов России самым древним является Певческая капелла Санкт-Петербурга. С начала XIX-го столетия она располагается на участке между набережной Мойки и Большой Конюшенной улицами.

Свою историю этот коллектив ведет с 1479-го года, когда по указу великого князя Ивана III был создан хор Государевых певчих дьяков. В 1701-м году хор был переименован в Придворный, а в 1763-м году - в Императорскую певческую капеллу.

Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов, а с 30-х годов XVIII века хор стали привлекать к постановкам спектаклей Придворного театра. Многие солисты русской оперы XVIII-го века начинали именно в хоре Капеллы.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII века в его составе появились мальчики. В 1738 году для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове, а в 1740 году было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.

В 1882 году появился и Придворный музыкантский хор – симфонический оркестр в составе капеллы. Кроме хора и оркестра в составе капеллы были музыкальная школа, инструментальные классы, регентские классы (для подготовки руководителей церковных хоров) и школа театральных искусств.

Среди руководителей Капеллы были такие выдающиеся музыканты, как Д. С. Бортнянский,

После революции регентские классы и театральная школа были закрыты, симфонический оркестр и музыкальная школа выведены из структуры капеллы. Хор капеллы продолжил активную деятельность. В 1920 году в состав хора впервые включили группу из 20 женских голосов.

В 1921 году на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. А в 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

Еще в начале XIX-го столетия для размещения Капеллы была приобретена усадьба, расположенная на берегу Мойки. Первоначально здесь находился деревянный дом штаб-лекаря Х. Паульсена. В 1770-х годах усадьбой владел архитектор Ю. М. Фельтен, построивший вместо деревянного каменный трехэтажный дом.

Усадебные постройки со временем обветшали (к тому же и с самого начала они не слишком подходили для размещения такого специфического учреждения как Капелла), и в начале 1880-х годов встал вопрос о их перестройке. Первоначально директор Капеллы граф С. Д. Шереметев обратился к известному архитектору Н. В. Султанову (который активно сотрудничал с графом). Однако проект вызвал замечания экспертов и не был утвержден. В результате, было решено провести закрытый конкурс: разработать эскизные проекты перестройки было поручено архитекторам Л. Н. Бенуа и В. А. Шретеру.

Победителем в этом мини-конкурсе стал Л. Н. Бенуа и именно ему поручили вести строительство.
Ядром комплекса стал концертный зал.

Его корпус, более высокий, чем примыкающие к нему флигеля, разместился в глубине курдонера (= cour d'honneur, на месте разобранного старого усадебного дома). По центру, подчеркивая ось симметрии двора, разместился тамбур входа в царскую ложу.

Такое решение позволяло удачно вписать ансамбль в окружение. Выходящие на Мойку флигеля выглядели более скромно и играли фоновую роль, а главный акцент композиции, концертный зал, находился внутри двора и не конкурировал со сложившейся застройкой.

Парадный двор (курдонер= cour d'honneur)сделан раширяющимся в глубине, что добавило ему выразительности.

Здесь в боковых флигелях разместились учебные классы. В правом, более широком корпусе, классы на каждом этаже соединяются коридорами, освещенными через большие окна. Левый, более узкий корпус получился с несколько усложненным планом из-за недостатка пространства. Но и в него успешно вписались учебные комнаты, а также парадные кулуары - вестибюль с гардеробом, лестница и два фойе второго этажа.

Изначальный вариант декора фойе был решен в стиле рококо, но в итоге Бенуа склонился к более скромному и простому варианту.

Особые усилия Бенуа приложил к созданию акустики концертного зала. Помимо выбора пропорций, он использовал и конструкцию пола и потолка. В пояснительной записке Бенуа писал: "Для достижения хорошего резонанса в концертном зале пол будет устроен выше свода на 1 аршин и более с утверждением оного на вертикальные бруски и, кроме того, предполагается устроить деревянный висячий потолок, прикрепленный к железной конструкции крыши так, что между черным потолком и чистым будет промежуток в 8 вершков". Тем самым конструкция зала уподоблялась скрипичной деке.

Во двор за корпусом Концертного зала выходили флигеля, предназначавшиеся как для учебных классов, так и для помещений хозяйственного назначения (в том числе бани с бассейном).
Со стороны Большой Конюшенной улицы комплекс зданий замкнул жилой дом с квартирами, часть которых предназначалась для сдачи в наем.
Дворовые фасады этого дома не имеют декора. Но под окнами устроены деревянные ящики-холодильники, а под некоторыми окнами, где холодильников нет, помещены деревянные "юбки", играющие роль декора.

О том, как проходило строительство зданий, мы можем судить по воспоминаниям самого Бенуа:
"Принялись полным ходом за составление чертежей, проверяя старое на натуре. Наладили мастерскую и весь штат подрядчиков и поставщиков. Грунты оказались местами ужасные. На втором большом дворе напали на засыпанный пруд или русло, откуда извлекли кусок окаменелого дерева. Глубина рвов достигала семи аршин. Несмотря на все трудности при возведении новых флигелей (приходилось массу старого ломать и пробивать), благодаря бдительности и энергии мы справились и к зиме подвели школьные флигеля под крышу... Когда школьную часть наладили, я принялся за переработку остальных частей этого обширного здания - главным образом концертного зала, царских комнат, вестибюля и фойе для публики.
Старая лицевая сторона Певческой капеллы, выходящая к Певческому мосту, находилась в центре всего здания и имела разрыв, ведущий в главный двор - курдонер. Ось разрыва шла не перпендикулярно к главному двору, а под углом, что было очень некрасиво. Поэтому я предложил ее перенести, что вызвало необходимость от одной части, правой от моста, как бы отколоть, а к левой пристроить... Представленные чертежи получили Высочайшее одобрение. Теперь со стороны моста корпуса получились неравными, зато ось лежит посередине. Так как лицевые фасады не имеют особых членений, то сложившаяся асимметрия менее заметна, чем та кривая ось, которая была.
26 сентября 1887 года Капелла въехала на место и на первое время успокоилась, а я мог уже не спеша приняться за дальнейшую разработку проекта.
Еще осенью 1866 года мне пришлось расстаться с А. А. Щербачевым, но в это время я получил письмо от Г. Я. Леви о том, что он окончил работы в Киевской губернии у барона Врангеля и генерала Краснокутского. Я тогда же ему написал, чтобы он ехал ко мне на должность старшего помощника по Капелле. Всю постройку закончили к началу 1889 года и ждали приезда государя...
В понедельник 27 февраля сидим мы с Леви, пьем чай, вдруг сообщают, что в 3 часа пожалует Государь Император. Тут пошла суматоха, я кинулся переодеваться, послали за обойщиками снимать чехлы, бросились убирать двор: мести, где мыть, где тереть, чистить снег. Наконец пожаловали".

В свои мемуары Бенуа включил следующий газетный отчет о царском визите: "В понедельник 27 февраля, в половине четвертого часа дня, Их Величество Государь Император и Государыня Императрица, сопровождаемые министром Императорского Двора Графом И. И. Воронцовым-Дашковым и в должности гофмейстера полковником князем В. С. Оболенским, посетили Придворную певческую капеллу, новое здание, которое было выстроено в прошлом году.
Их Величества были встречены у Царского подъезда начальником капеллы С. Д. Шереметевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и строителем нового здания архитектором Л. Н. Бенуа. В сопровождении поименованных лиц Их Величества прямо поднялись в бельэтаж и вошли в Царскую ложу заново устроенной концертной залы, где были собраны певчие и ученики. При входе Их Величеств певчие и ученики инструментальных классов Капеллы исполнили гимн "Боже, Царя храни". Хоры помещались на эстраде возле Царской ложи.
Дирижировал помощник управляющего Капеллою Н. А. Римский-Корсаков. Желая испробовать акустику зала, Их Величества прошли в партер и сели в дальних рядах кресел, откуда слушали исполнение оркестром учеников увертюры из оперы "Руслан и Людмила"... Государь Император и Государыня Императрица нашли резонанс хорошим, а исполнителей удостоили похвалы... Выйдя затем из концертного зала, Их Величества осмотрели все помещения Капеллы, начав осмотр с инструментальных классов для малолетних певчих. Ученики в классах занимались музыкой на разных инструментах, в одном из спевочных залов - уроком танцев. Их Величества заходили в каждый класс и милостиво беседовали с преподавателями и учениками. Затем Их Величества осмотрели спальни, лазарет (больных не было), бани с бассейном для купания, столовые и кухни, прошли вновь в концертное зало и отбыли в 4 ч. 35 мин." Сам Бенуа добавил к этому отчету: "Перед выходом Государь подал мне руку и благодарил за прекрасное устройство. Граф И. И. Воронцов-Дашков поздравил меня с успехом. Когда я доложил о том Н. С. Петрову, он сказал, что очень рад за меня. Тем дело и кончилось..."

Сам Бенуа оценивал свою работу так: "Дворовые фасады боковых флигелей, по-момему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок".
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24763
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20320
РГБ
1. Придворная певческая капелла (Петербург). Общество вспомоществования бывшим воспитанникам.
Отчет Общества вспомоществования бывшим воспитанникам Придворной певческой капеллы... - [Санкт-Петербург], [1905]-[1914]. -

2. https://dlib.rsl.ru/viewer/01005539689#?page=1

3. Финдейзен, Николай Федорович (1868-1928).
Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века [Текст] = Schilderungen aus der Geschichte der Musik in Russland von der ältesten Zeit bis zum Ende des XVIII Jahrhunderts / Ник. Финдейзен. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, Музсектор, 1928-. - 26 см.
Т. 2, вып. 4: С начала до конца XVIII века. Вып. 4. - 1928. - 92, XXII, [4] с., [1] л. портр. : ил., портр., ноты, табл.

https://dlib.rsl.ru/viewer/01008520110#?page=1
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
olga0449

Горно-Алтайск
Сообщений: 265
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 91
Доброго всем дня!
Огромное спасибо всем форумчанам, которые разместили материалы или ссылки о Придворной певческой капелле. Читаю, очень интересно.
Но меня интересует конкретное время 60-е начало 70-х (до 1873) г. период.
В Памятной книжке за 1873 г. есть запись
Щербаненко Василий Петрович- восп. в Корпусе Придворной певческой капеллы.
Что в этом случае означает Корпус?
---
Ищу сведения о Слюсаревых, Щербаненко, Зайцевых.Ракина, Сибирь
Терсинец

г. Санкт-Петербург, г. Пушкин
Сообщений: 14815
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 25488

olga0449 написал:
[q]
Что в этом случае означает Корпус?
[/q]


Возможно - учебное заведение:

«[В 1882 году] Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус)».

Взято здесь.
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24763
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20320

olga0449 написал:
[q]
амятной книжке за 1873 г. есть запись
Щербаненко Василий Петрович- восп. в Корпусе Придворной певческой капеллы.
Что в этом случае означает Корпус?
[/q]



Терсинец написал:
[q]
«[В 1882 году] Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус)».
[/q]


.С середины 1842 г при Капелле стали работать классы, готовящие руководителей церковных хоров. Кроме того, в придворном ведомстве был организован шляхетский рыцарский корпус для того, чтобы подростки - певчие, которые вынуждены покинуть хор из-за начавшейся ломки голоса, могли реализовать себя в других сферах искусства.
В 1884 г обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения о высшем музыкальном образовании.........


...16 июля 1882 года по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств (Шляхетский корпус), регентские классы и, наконец, первый в России симфонический оркестр..

= школа театральных искусств, где мальчиков "спавших" с голоса обучали театральному мастерству.

https://sefeol.livejournal.com/254374.html

http://elar.urfu.ru/bitstream/...016_14.pdf
Особой чертой Капеллы стала еще и выдача документов об образовании: «С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить
по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное
образование».

http://kapella1.chat.ru/ist.htm

..Правда, аннулированы были регентские классы и шляхетский корпус, где обучали театральному мастерству мальчиков, "вышедших из голоса"..



---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
olga0449

Горно-Алтайск
Сообщений: 265
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 91
Спасибо большое всем форумчанам, кто мне дал разъяснение. Теперь мне понятно, что означает запись о Корпусе Придворной певческой капелле.
Интересно, есть ли в Историческом архиве документы по этому Корпусу?
В описях Капеллы о Корпусе нет ничего.
Всем здоровья и благополучия.
---
Ищу сведения о Слюсаревых, Щербаненко, Зайцевых.Ракина, Сибирь
Elen78
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 0
Добрый день. Подскажите как найти сведения о том, обучался ли в Императорской капелле мой прадед Никитин Николай Васильевич, 1880 г.р. Известно, что после окончания служил дьяконом в церкви, руководил хором и играл на муз.инструменте концертино. Очень нужны сведения, чтобы узнать также о его месте рождения. И ещё подскажите была ли Императорская капелла в Москве в то время? По имеющимся сведениям обучался в Москве
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈