Церковь Космы и Дамиана г. Юрьева-Польского
Прочтя прошение отца
Павла Александровича Кузминского, города Юрьева Польского церкви
Космы и Домиана, дьячка Александра Петрова, я решила выяснить, где находилась эта церковь, упоминание о которой мне ещё не встретилось.
И вот что написано в книге М.Я. Федотовой,
«Христорождественский храм города Юрьев-Польского» http://gi.vlsu.ru/fileadmin/de...R_2012.pdf Приведу первую главу из этой книги.
1. Начальная история храма XVII – XVIII вв.
Впервые упоминание о церкви Косьмы и Дамиана встречается в 1613 г. По описным книгам, составленным после польско-литовского разорения г. Юрьев-Польского, следует, что: «в осыпи состояло два соборных храма святого великомученика Георгия, каменной и Успения Пресвятой Богородицы с теплой церковию и разоренный без остатков Архангельский монастырь с новопоставленной деревянной церковию, … на посаде церковь деревянная чудотворцев Космы и Дамиана, а другая теплая церковь, а у них поп живет в своем дворе»(1).
Этот же источник сообщает, что через десять лет, в 1623 г. обе деревянные церкви стояли на своих местах, но здесь есть уточнение, что «церковь во имя Космы и Дамиана была клетского типа, а «другая церковь во имя святой мученицы Параскевы, строение приходских людей, а у церкви двор… попа Семена, да двор дьякона Ивана»(2).
К 1630 г., когда встречаются следующие упоминания, Косьмо-демьянская церковь уже была ветхой: «В Юрьеве же Польском на посаде храм во имя чудотворцев Космы и Дамиана клецки ветх, да другой храм во имя мученицы Христовой Прасковеи, нарецаемыя Пятницы, новой шатром верх, а в храме чудотворцев Космы и Дамиана деисусы с праздники и с пророки да местных образов… Космы и Дамиана на золоте с деянием, да другой образ местной Пятницы…, да царские двери, сень и столбы на золоте…, да колокольница, а на ней пять колоколов, … а земли у тое церкви нет пашенные, а церковное строение мирское Юрьевчан посадских людей»(3).
Данные о храме середины XVII в. достаточно скудны: «Церковь Космы и Дамиана на посаде, даны 19 алтын, 2 деньги, десятильнична 5 гривна. 162 г. (1654 г.) по новому дозору положено дани рубль, 8 алтын, 2 деньги, заезда гривна» (4).
Далее на протяжении более чем восьмидесяти лет сведений об истории храмов не встречается. В ведомости «О обретающихся в Юрьев-Польском о всех ружнинах», то есть о всех церквах и священно-служителях, которые находились на государственной дотации, записано: «При церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана священно и церковнослужителей обретается на лицо: поп С. Афанасьев, дьячек Федоров В., пономарь П. Семенов. В той церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана и при ней в другой теплой церкви святых страсто-терпцев благоверных князей Бориса и Глеба служба всегда бывает… С 1713 г. по нынешний 1738 г. ему попу с причетники на церковные потребы денежного и хлебного жалованья от помянутых бурмистров и ниоткуды ничего не определялось и ныне не имеется и никаковых доходов, вотчин, мельниц, рыбных ловель и прочих оброчных статей и пахатной земли и сенных покосов и пропитания у них не имеется токмо у той церкви и пропитание их имеется прихоцки 36 дворов означенные же священники и церковнослужители объявили» (5).
В ведомости о количестве церквей, священно-церковнослужителях и их детях г. Юрьев-Польского и Юрьев-Польского уезда за 1782 г. упоминается церковь Козмы и Дамиана и «...неположенные в подушный оклад священно-церковнослужители: священник, диакон, дьячок, пономарь» (6).
Таким образом, к концу 30-х гг. XVIII в. на смену Пятницкой церкви в документах появляется Борисоглебская. Известный суздальский историк, ключарь Богородице-Рождественского собора Анания Федоров, в описании г. Юрьев-Польского в середине XVIII в. сообщает только об одной приходской церкви святых безсеребренников Космы и Дамиана (7).
Более точные сведения о Космодемьянском приходе дает Л. Бак-мейстер в 1760-е г. в «Топографическом описании Володимерской, Суздальской, Переславль-Залесской и Юрьев-Польской провинции городов», интересующие его сведения поступали в Российскую Академию наук от бургомистров данных провинций: «За городом в поса-де приходские церкви: Воскресения Христова каменная…, церковь Космы и Дамиана каменная, построенная из давних времен, при которой ныне строится вновь теплая, каменная, во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба…» (8).
Исходя из приведенных фактов видно, что в это время Космодемьянская церковь уже была каменной, а Борисоглебская еще строилась. Эти свидетельства подтверждает документ, сохранившийся в Государственном архиве Владимирской области, датируемый 1768 г. В нем говорится, что каменная Борисоглебская церковь была освящена в 1761 г., но в 1768 г. «… от великия сырости у святого престола и жертвенника столицы с исподних мест от полу даже доверху погни-ли…, отчего в той Борисоглебской церкви священнослужения… исправлять опасно» (9).
В связи с этим священник П. Семенов испрашивал разрешения у епископа Геннадия на замену «столпцов», что им и было сделано, а епископом «повелено было… поколебавшуюся святую трапезу и жертвенник разобрав и из другого материала столпцы новые паки по-прежнему с досками устроить и потом во оной … трапезе… освящение учинить» (10).
В ноябре 1768 г. работы были произведены. Говорить о существовании Христорождественской церкви можно со второй половины XVIII в., поскольку в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березин и В. Добронравов приводят следующие пояснения: «В описи г. Юрьева 1613 и 1760-х гг. церковь Рождества Христова не упоминается, следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу прошлого столетия. Антиминс 1792 г., сохраняющийся в церкви по всей вероятности дан был в новоустроенную церковь Рождества Христова»(11).
В подтверждении того, что Христорождественский храм был возведен ранее 1790-х гг., приведем ведомость благочинного за 1795 г.: «Церковь Рождества Христова каменного здания с приделами святых чудотворцев Космы и Дамиана и святой мученицы Параскевы. Еще особая теплая святых страстотерпцев Бориса и Глеба каменного здания, в твердости. При ней приходских дворов 55, в них мужеска полу 170 душ. Полевой пашенной земли и сенного покоса не имеется. Усадебной и огородней земли 2100 кв. сажен и три четверти, на которую план и книга имеются и хранятся в церковной ризнице» (12).
Христорождественская церковь (бывшая Козьмодемьянская) построена во второй половине XVIII в. Несмотря на очевидную связь с традициями второй половины XVII в., в ее архитектуре появляются детали «петровского барокко». Углы четверика закреплены пучками колонок. Над карнизами окон южного фасада размещены «разорванные» фронтоны вогнутых очертаний. Вместо закомар над карнизом церкви продолжается плоскость стены, расчлененная тремя декоративными арками килевидной формы, опирающимися на делящие стены на отдельные части плоские лопатки. Пять глав с цилиндрическими барабанами возвышаются на подставках, украшенных килевидными кокошниками (13).
1. Материалы для истории Владимирской епархии. Вып. 4. Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. – Владимир, 1896. С. 5.
2. Там же. С. 72.
3. Там же.
4. Там же. С. 16.
5. Владимирские губернские ведомости. 1866 № 29.
6. ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 570.
7. Временник Общества истории и древностей Российских. Т. 22. – М., 1855. С. 110.
8. Владимирские губернские ведомости. 1878. № 42.
9. ГАВО. Ф. 560. Оп. 2. Д. 4. Л. 48.
10. Там же. Л. 54.
11. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.3. Суздальский и Юрьевский уезды/сост. В. Березин. – Владимир, 1896. С. 310.
12. ГАВО. Ф 560. Оп.2. Д. 677. Л. 9.
13. Город Святого Георгия. Юрьев-Польский в старой открытке / авт.-сост. В.П. Машковцев. – Владимир: Посад, 2002. С. 103 – 105, 110.
В книге
«Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель »
На стр.5 говорится, что в 121 году в
Кузьмодемьянской церкви –
поп Симеон На стр.72: «В 131г.(1623 г.) церковь во имя
Космы и Дамиана клецки, да другая церковь во имя святой мученицы
Параскевы, строенье приходских людей, у церкви двор
Козмодемьянского попа Семена, да двор
дьякона Ивана»