Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кока, Коков, Коковин


← Назад    Вперед →Модератор: SIBIROLGA
SIBIROLGA
Модератор раздела

SIBIROLGA

Красноярский край
Сообщений: 358
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 413
Родословная линия:

Предположительно, Степан Бердышев = Федот (Федор) Степанович Кока (Коков), предположительно, ранее Бердышев = предпол. Никита Федотович (Федорович) Коков = Афанасий (предпол. Никитич) Коковин (Коков) = Матрена Афонасьевна (Коковина) + Алексей Кузьмич Железных, он же Маслеников = Гаврила Алексеевич Маслеников + Прасковья Титовна (Плотникова) = Мавра Гавриловна (Масленикова) + Михаил Алексеевич Черепахин = Михаил Михайлович Черепахин + Екатерина Васильевна = Архип Михайлович Черепахин + Маремьяна Ефимовна = Павел Архипович Черепахин + Параскева Семеновна (Лаптева) = Параскева Павловна (Черепахина) + Дмитрий Васильевич Лоскутов = Соломея Дмитриевна (Лоскутова) + Яков Флегонтович Еремеев =... = ... =...= Лев 16 колен

Нисходящая прямая мужская линия от Коковиных.
Род Коковиных влился в род Масленниковых через Матрену Афанасьевну (Коковину), примерно, в 1717(18) году.

1. Предположительно, Степан Бердышев или Бедрышев. Родился, приблизительно, около 1580 года или ранее. Умер до 1620 года. Имя и фамилия жены неизвестны. Дети: Федот (Федор) Степанович, предположительно, Кока (Коков), ок.1600 г.р. или ранее; предположительно, Максим Степанов Бердышев.

- Историческая демография. Научный журнал № 1 (15) https://illhkomisc.ru/wp-conte...2015_1.pdf
И.Л. Жеребцов "Материалы о народонаселении Лузы и Летки XVII – начала XVIII века". Стр.43. Дозорная книга Сольвычегодского уезда 1620 года (фрагмент) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15039)
"(л. 2) Книги припра[вочные] Соли Выче[годской] посаду и Усольского уезда черных волостей и монастырских вотчинных деревень с Васильева письма и дозору Семеновича Самарина да подьячего Семена Осокина, каковы даны Парфенью Микифоровичу Мансурову да подьячему Василью Архипову лета 7128 [1620] году. <…> (л. 542) В Усольском уезде волость Лутцкая Пермца по реке по Лузе.
В Порубе в волостьке... Дер. Бердышевская на Порубе, а в ней крестьян: в. Федька Степанов, в. Беляйко Ондреев, в. Максимко
Степанов. Пашни паханые худые земли 8 чети в поле, а в дву по тому ж. Сена 20 копен, в живущем полвыти."

- деревня Бедрышевская на Порубе Московское царство, Усольский уезд волость Лутцкая Пермца, волостка Поруба Перепись 1625, РГАДА 1209-1-446, 1625 г. https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/search?id_place=3501218 на яндекс-диске 592об—593
в Порубе волостке
Деревня Бедрышевская на Порубе
а в ней
(м) дворовое Фетки Степанова
(м) дворовое Белянка Ондреева
(м) дворовое Максимка Степанова
А дворы сгорели в 130-м году а крестьяне живут по иным деревням а пашню пашут наездом они же Пашни пахоные худые земли четыре четверти
(лист 593)
да перелогом и лесом поросло четыре ж чети в поле а в дву по тому ж сена десять копен в наезжие пашни {пашне} четь выти а впусте тож поскотины пять десятин лесу тож

Федька Степанов в оригинале читается, как Фетка. Деревня Бердышевская в оригинале пишется и читается, как Бедрышевская.
130 год - 1621-22 г.г.
- Перепись 1646, РГАДА 1209-1-452, 1645 г. деревня Бедрышевская на Порубе листы 138об—139 на диске здесь https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/12/12-0067
Деревня Бедрышевская на Порубе, а в ней крестьян
(в) Мишка Елькин, владеет по писцовым книгам
(д) пуст Максимка Степанова, збежал на Вятку во 153-м году, владел по писцовым книгам
(лист 139)
Да старые пустоты
(м) дворовое Федьки Степанова
Пашни паханые худые земли четыре чети в поле, а в дву по тому ж, сена десять копен, в живущем полчети и пол-полчети выти, а впусте пол-полчети выти
Да старой пустоты четь выти, поскотины пять десятин, лесу тож

- Перепись 1646, РГАДА 1209-1-15052, 1647 г. деревня Бердышевская на Порубе листы 688об—689
1209-1-15052 1647
Бердышевская на Порубе, а в ней
(в) крестьянин Климко Федоров сын прозвище Белеев
(д) пуст Ивашка Максимова сына Бердышевых, збежал безвестно во 152-м (?) году, а после ево детей не осталось,
(лист 689)
и того двора пашня и сенные покосы впусте


- Перепись 1662, РГАДА 1209-1.3-54, 1662 г. л.201об На погосте Московское царство, Вятка, Хлыновский уезд вотчины Хлыновского Успенского монастыря, Лекомская волость.
(в) Митка Максимов сын Бердышев, в писцовых и в переписных книгах в той же волосте написан в починке Юрьевском на подворье у Первушки Барбакова

- Перепись 1678, РГАДА 1209-1-521, 1678 г. л.976об Деревня Бухвастовская Московское царство, Вятка, вотчины Хлыновского Успенского Трифанова монастыря в Шестаковском уезде, Лекомская волость.
двор (в) Антипка Иванов сын Бердышев, у него дети Володка 4 лет, Тимошка 2 лет

2. Федот (Федор) Степанович Кока (Коков). Предположительно, ранее был Бердышев или Бедрышев. Пра(10)дедушка. Родился, приблизительно, около 1600 года или ранее. Умер в 1647-1648 году. Имя и фамилия жены неизвестны. Дети: предположительно, Климко Федоров сын, прозвище Белеев, ок.1620 г.р.; Артемий Федотович (Федорович) старший, ок.1625 г.р.; Никита Федотович (Федорович) Коков, ок.1627 г.р.; Емельян, Артем (Артемий) младший. Жил: Соли Вычегодцкий уезд, Лузы поречье, Пуробова (погост Спасский на Порубе), деревня Болдышева (возможно, деревня Бердышева, или, она же, Бедрышева). К 1647 году перешел жить в вотчину Вознесенского монастыря на реке на Сылве, слободка Здвиженская (Воздвиженская).

- Кунгурский уезд. История в документах. Форум http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-0-00000008-000-0-0
1647 год. Перепись Соликамского уезда Елизарова. Соликамск 1647
РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Кн.474. (л.I) Из иностранной коллегии.
Табольск. Соль Камская. Книга переписная посадским дворам и пустым дворовым местам, а котораго перепищика не видно, 155 году.
№ 319.
Вотчина того ж Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская. А в ней. В слоботке ж.
Во дворе Федотко Степанов сын КОКА, лузянин. У него дети: Артюшка да Микитка, Емелка да Артемко. У Микитки сын Ивашко. У Артюшки дети: Сидорко да Васка. У них же подворник Васка Тимофеев сын Лузянин.

- Перепись русского населения Кунгурского уезда 1679 года РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 226. Лл. 1 – 279 об. https://1670.ru/census/1679/kungur/#seda
"В деревне Седе...(в) Емелька Федотов сын Коков. У него дети Потапко да Сенька трех лет. (в) Сидорко Артемьев сын Коков."

- Кунгурский уезд. История в документах. Форум http://kunguruezd.myqip.ru/?1-...1609054644
1686 год. Перепись Кунгурского уезда.
(л 1) В 7194 году января в 7 день по указу Великих Государей Царей и Великих князей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича Великая и Малыя и Белыя Росии самодержцев в ...(л 120) Год 7194 января в 12 день... в Кунгурском уезде в селе Покровском… того села Покровского... (Усть-Кишерть по переписи Жукова 187 года)
Вд крестьянин Никифорко Ильин сын Ковин у него дети Оска Кузка да Лучка 10 Лукьянко 7 у него (л 122) брат Петрушка
(л 128) Год 7194 марта в 9 день… в Кунгурском уезде в деревне Седе.. тое деревни десятник Алешка Шумайлов.. (л 129) Вд крестьянин Сидорко Артемьев сын Коков...Вд крестьянин Емелка Федотов сын Коков у него сын Сенка 10

3. Никита Федотович (Федорович) Коков. Пра(9)дедушка. Родился, приблизительно, около 1627 года. Имя и фамилия жены неизвестны. Дети: Иван, ок. 1646 г.р.; Афанасий, ок.1650 г.р.. Жили в вотчине Вознесенского монастыря на реке на Сылве, слободка Здвиженская (Воздвиженская).

- Кунгурский уезд. История в документах. Форум http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-0-00000001-000-0-0
Селебные книги города Кунгура, 1648-52 г. (Примечание: 7156 год - это 1648 год.)
"л.2) Лета 7156 году по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по грамотам за приписью дияков Алмаза Иванова да Микифора Демидова воевода Прокофей Кузмичь Елизаров велел Соли камской пасацкому выборному человеку Ивану Суровцову да съезжие избы подьячему Антипе Вахутину Государевых прихожих крестьян вятчень и кайгородцов и Соли вычегоцкой и Устюга Великого и иных городов (л.2об.) из за вотченников и из за манастырей вывесть за Государя на Кунгур и на Степаново Городище на житье и поселить их на Кунгуре и на Степанове Городище в уречищах на той земле и межах что была на оброке Соли камской за Вознесенским монастырем и порушные записи по ним в житье и в Государеве тягле взять что им за Государем жить и никуды не збежать и в котором числе которого крестьянина вывезут и где поселят на Государевых землях (л 3) и с которого числа по которое число льготы дать и то велел в книгах описать имянно порознь по статьям
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по наказной памяти воеводы Прокофья Кузмича Елизарова Соли камской посадцкой выборной человек Иван Суровцов да съезжие избы подьячей Антипа Вахутин Государевым прихожим крестьяном вятченом и кайгородцом (л 3 об) и Соли вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов выводу своего и селитбе где которой крестьянин на Кунгуре и на Степанове городище в уречищах поселен и сколко под дворы и под огороды и под пашню земли дано и сенных покосов и тому подали книги за своими руками
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу воевода Прокофей Кузмич (л 4) Елизаров велел выводным Государевым крестьяном кунгурским и Степанова городища выбрать из вятчень и ис кайгородцов и Соли вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов четырех человек добрых и душею прямых и посвоему расмотреть и по сыску и по скаскам выводных крестьян Государевых кунгурских и Степанова городища по сем выводным и селебным книгам тяглом обложили то в сих книгах имянно написано (л 4 об) порознь по статьям же
(л 135) Вывезены из за Вознесенского монастыря прихожие крестьяня Соли Вычегодцкой уезду с Лузы поречья с Пуробова [погост Спасский на Порубе] деревни Болдышева Артемко да Никитка да Ортемко ж да Емелка Федотовы дети Коковы Ортемко болшей з детми с Сидорком да с Васкою Никитка с сыном с Офонкою и поселены на Кунгуре
(л 336 об) Итого из вотчин соликамского посацкого человека Ивана Суровцова вывезено на Кунгур и на Степаново Городище по сыску беглых усольцев 6 семей, людей в них 15 человек
(л 337) И всего из вотчин Спаса Пыскорского и Соликамского Вознесенского монастыря и Андрея и Федора Строгановых из слободы Томилы Елисеева и племянников ево Федоровых детей Елисеева Андрея с братьями из-за деревни Ивана Суровцова прихожих государственных крестьян вятчан кайгородцких и сольвычегодцких и Устюга Великого и иных городов и чердынских и соликамских посацких и уездных крестьян вывезено и поселено на Кунгуре и на Степановом Городище и в Кунгурском уезде по сыску государственных крестьян 385 семей а людей в них 1222
человека...
(л 584) на Кунгуре на посаде... (л 610 об) Починок Артемков...А внем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне
Двор Артемко да Емелка Федоровы дети Коковы Артемко с сыном с Сидорком
И всего по пересмотру стольника и воеводы князя петра (л 624) Семеновича Прозоровского а Прокофия Елизарова сыску и селитьбы 263 двора людей в них 801 человек
(л 610 об) Починок Артемков... А внем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне
Двор Артемко да Емелка Федоровы дети Коковы Артемко с сыном с Сидорком Всего в починке Артемкове в одном дворе людей 3 человека

В одном случаи дети записаны с отчеством Федотовы, а в другом случае, как Федоровы. Значит, Федор Степанов все же был!!!

4. Афанасий (предпол. Никитич) Коковин (Коков). Пра(8)дедушка. Родился, приблизительно, около 1650 года. Имя и фамилия жены неизвестны. Жил в вотчине Вознесенского монастыря на реке на Сылве, слободка Здвиженская (Воздвиженская).
Дочь Матрена Афонасьевна (Коковина). Пра(7)бабушка. Родилась в 1693(94) году. Муж Алексей Кузьмич Железных, он же Маслеников. Пра(7)дедушка. Родился в 1698(99) году. Умер в 1755 году. Маслеников из Пермской провинции, Соли Камской Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни, деревни Качебахтины, крестьянин.
Их дети: Тимофей, 1718(19) г.р.; Михайло, 1723(24) г.р.; Гаврила Алексеевич Маслеников, пра(6)дедушка, 1734 г.р..

- ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА https://kungur.forum2x2.ru/t524p25-topic
РГАДА, ф.350,оп.2, д.1640 РГАДА ф.350, оп 2-1, д.1640.
Сказки о монастырских, архиерейских и государственных(русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского у. 1762-1764гг. лл.1-791.
(л.23)Скаска 1763 года после публикованногов нынешнем 1763-м году февраля 13 дня имянного ея Императорского Величества высочайшего о ревизии указа сколько по последней 1747 году ревизии в подушной оклад мужеска полу душ состояло и истого числа до ныне разными случаями убыло и после того вновь родилось с показанием после по силе публикованного в 1761-м году указа по приложенным тогда формам и о женском поле по семействам вотчины Пермской провинцыи Соли Камской Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни староста Марко Пахомов, выборные крестьяне
Соликамского Воздвиженского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской вотчины в Подгорной слоботке крестьян. Тоя ж вотчины в деревне Качебахтины крестьян.
Алексей Козмин сын Железных он же и Маслеников (46 л.) умре в 1755-м году;—у него жена Матрена Афонасьева дочь семидесять лет, старинная тоя ж вотчины взятая у крестьянина Афонасья Коковина, у них дети в бывшую ревизию написанныя: Тимофей (25 л.) 43 л., Михайло (20 л.) 38 л., Гаврило (10 л.) 28 л.;—у Тимофея жена Ирина Карпова дочь сорока пяти лет, старинная тоя ж вотчины взятая у крестьянина Карпа Звягина, у них дети: в бывшую ревизию написанный Никита холост (3 г.) 21 г., (л.140 об.) рожденныя после ревизии Федот 16 л., Василей 10 л., Аврам 8 л., дочери: Елена дватцати лет, выдана в замужество Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни за крестьянина Козму Клюева, девка Василиса шеснатцати лет;—у Михайла жена Елена Макарова дочь сорока дву лет, взятая Кунгурского ж уезду государственного села Кинделина Петропавловской церкви у бываго дьячка Макара Ведерникова по добровольному с ним согласию, у них сын рожденной после ревизии Федос 15 л., дочери девки: Ульяна семнатцати лет, Катерина десяти лет, Дарья шести лет, Парасковья дву лет;—у Гаврила жена Парасковья Титова дочь взятая Кунгурского ж уезду Вотчины Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни у крестьянина Тита Плотникова по добровольному с ним согласию, (л.141) у них дочери девки: Фекла дву лет, Мавра году.

Родословная.
1. Степан, возможно, Бердышев;
1.1. Федот (Федор) Степанович Кока, упом. в 1647 г., пришлый из Соли Вычегодцкой уезду с Лузы поречья с Пуробова [погост Спасский на Порубе] деревни Болдышева, проживал в вотчине Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская;
1.1.1. Артюшка (Артемко большой) Федотович (Федорович) Коков, упом. в 1647 г. и в 1648 г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская, упом. в 1648 г. - Починок Артемков А в нем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне;
1.1.2. Микитка (Никита) Федотович (Федорович) Коков, упом. в 1647 г. и 1648г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская, упом. в 1648 г.;
1.1.3. Емельян Федотович (Федорович) Коков, упом. в 1647 г. и в 1648 г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская, упом. в 1648 г. - Починок Артемков А внем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне
1.1.4. Артемий (Ортюшка меньшой) Федотович (Федорович) Коков, упом. в 1647 г. и в 1648 г.; из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская,
1.1.1.1. Сидор Артюшкин Коков, упом. в 1647 г. и в 1648 г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская, упом. в 1648 г. - Починок Артемков А в нем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне, упом. в 1679 г. Село Спасское (Спасо-Барда) деревня Седа;
1.1.1.2. Василий Артюшкин Коков, упом. в 1647 г. и в 1648 г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская
1.1.2.1. Иван Никитович Коков, упом. в 1647 г. из вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская
1.1.2.2. Афанасий Никитович Коков, упом. в 1648 г. вотчины Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская
1.1.3.1. Потап Емельянович Коков, упом. в 1679 г. Село Спасское (Спасо-Барда) деревня Седа
1.1.3.2. Сенька Емельянович Коков, упом. в 1679 г. Село Спасское (Спасо-Барда) деревня Седа, 3 года, 1665(66) г.р.
1.1.2.2.1. Матрена Афонасьевна (Коковина), 1693(93) г.р., из Соликамского Воздвиженского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской вотчины муж Алексей Кузимич Железных он же и Маслеников из д.Кочебахтино Соликамского Воздвиженского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской вотчины, р. в 1698(99) г. умер в 1755 г.
1.1.2.2.1.1. Тимофей Алексеевич Маслеников, 1718(19) г.р.;
1.1.2.2.1.2. Михайло Алексеевич Маслеников, 1723(24) г.р;
1.1.2.2.1.3. Гаврила Алексеевич Маслеников, 1734 г.р., жена Парасковья Титовна, из Кунгурского ж уезду Вотчины Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни;
1.1.2.2.1.3.1. Фекла Гавриловна Масленикова, 1760(61) г.р.;
1.1.2.2.1.3.2. Мавра Гавриловна Масленикова, 1761(62) г.р., муж Михаил Алексеевич Черепахин из д.Саркаевы села Кыласова Кунгурского уезда.

Источники
SIBIROLGA
Модератор раздела

SIBIROLGA

Красноярский край
Сообщений: 358
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 413
Кока, Коков, Коковин.

Родословная.
Мои предки по материнской линии в 14 колене. В нашей ветке до 16 колен.
Предположительно, Степан Бердышев = Федот (Федор) Степанович Кока (Коков), предположительно, ранее Бердышев = предпол. Никита Федотович (Федорович) Коков = Афанасий (предпол. Никитич) Коковин (Коков) = Матрена Афонасьевна (Коковина) + Алексей Кузьмич Железных, он же Маслеников = Гаврила Алексеевич Маслеников + Прасковья Титовна (Плотникова) = Мавра Гавриловна (Масленикова) + Михаил Алексеевич Черепахин = Михаил Михайлович Черепахин + Екатерина Васильевна = Архип Михайлович Черепахин + Маремьяна Ефимовна = Павел Архипович Черепахин + Параскева Семеновна (Лаптева) = Параскева Павловна (Черепахина) + Дмитрий Васильевич Лоскутов = Соломея Дмитриевна (Лоскутова) + Яков Флегонтович Еремеев =... = ... =...= Лев 16 колен

Фамилию изначально писали, как Кока, потом Коковы, позднее, Коковины.

Что означает фамилия Коков, Коковин.
Есть несколько версий происхождения фамилии, но мне ближе две из них. Версия первая наиболее реалистичная, ближе мне её "коми-пермяцкое" происхождение. Но не дает мне покоя кавказкая внешность некоторых представителей из рода Черепахиных, с которыми в начале 18 веке породнились Коковы. Поэтому я рассматриваю и вторую "кабардинскую" версию.
[q]
"Версия 1. Фамилия Коков происходит от прозвища Кок. Скорее всего, в его основе лежит коми-пермяцкое слово «кок» - «нога, ноги». Вероятно, подобное прозвище мог получить быстроногий или длинноногий человек. Менее вероятно, что в основе фамилии Коков лежит слово «кока» - так в старину называли крестную мать. В таком случае Коком, возможно, звали человека, воспитанного не родной, а крестной матерью. В. Даль в своем словаре указывает и другие значения слова «кока» - яйцо, гостинец, детская нарядная рубашка. Возможно, Коком прозвали ребенка, появлению которого родители были очень рады, считали его подарком. Кок, со временем получил фамилию Коков.
Версия 2. История происхождения фамилии Коков Фамилия «Коков» кабардинская. В переводе как «Иди иди». Значение фамилии - люди много странствовали, родом из Красной Поляны, из-за этого их и начали называть Коковыми." (2)
[/q]


[q]
Словарь фамилий Коковин. Пояснения к словарю.
Родовое прозвище - коковина (вят) - красная девица. Родовое прозвище - коковень (арх-белом) - старый, но еще крепкий человек.
Родовое прозвище - коковина (влгд) - кончик носа, человек с необычной коковиной, с необычным носом. Одним словом - выдающийся внешностью человек, каково? Место - Коковино, Ивановская и Московская,
Северо-восточный род с 1558 г.
Ранние упоминания на Вятке:
Род известен на Вятке с XVII века: 8 семей - 1615 год - 1 - г. Хлын.; 1678 год - 3 - Кот.; 1678 год - 2 - г. Хлын.; 1710 год - 1 - г. Хлын.; 1717 год - 1 - г. Хлын.;
География распространения фамилии:
По Вятскому краю: 57 семей в 16 селениях
По Кировской области (включая города): 49 семей в 14 селениях
Районы Кировской области: В-Шиж. - 26; Подос. - 18; ; Кикн. - 2; К-Чеп. - 1
Регионы России и СНГ: Екатеринбург - 123; Вологда - 55; Архангельск - 31
Однокоренные селения в регионах: Вятка - 5; Кострома - 1; Москва - 1. (12)
[/q]


Персонаж Кокованя в сказке "Серебряное копытце" у уральского сказочника П.П.Бажова: "Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку..."

Населенные пункты.

Есть упоминание по переписи Кунгур 1703-1704 г.г. "(л 110) Село Покровское стоит на Усть-Кишерти речки. А в том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы построена в прошлом в 197 году мирскими подаяниями....(л.115) Тогож Покровского села крестьяне...(л.149) Во дворе Федор Максимов сын Колбин сказал 30 он лет бездетен родилса де он в Вологоцком уезде в деревне Кокове жил за дворянином за Дмитреем Ивановым сыном Рогульским во крестьянех а в Кунгурской де уезд он пришел и живет в той деревне Куликове по 1703-й год 8 лет..(л.151 об.) Во дворе Семен Семенов сын Колбин сказал 30 он лет бездетен родился де он в Вологоцком уезде в деревне Коковихе жил за дворянином за Дмитреем Ивановым сыном Рогульским во крестьянех а в Кунгурской де уезд он пришел и живет в той деревне Куликове по 1703-й год 6 лет."
Сольвычегодский уезд входил в состав Вологодской провинции Архангелогородской губернии. Даже на рубеже 17 и 18 веков в Вологодском уезде была деревня Кокова (Коковиха). В настоящее время фамилия Коковин распространена в Вологодской области.
Есть деревня Коковка Плесецкого района Архангельской области.

С сайта "Родная Вятка": Займища вновь зчисного Кокушкинского Казанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уезд Березовский стан (1763-1766г.)
[q]
Нельзя не сказать и об этой немаленькой по местным местам деревне Кокушки, кто её основал и когда точно сейчас трудно сказать, но судя по основной массе населявших её некто Коковин, это была преобладающая фамилия в деревне, стояла она не то что между болот, но сырых мест и проехать туда очень часто было проблемой, старожилы вспоминают и сейчас - "Оричевский тракт там делали, так валили лес, на кряжи (тюльки) пилили и укладывали стоймя в болотину а растояние между тюльками песком зазыпали. Сейчас уже этого места и не найдешь" А однако люди жили и хлеб ростили. (11)
[/q]

Деревня Коковиха Куменского района Кировской области.
Деревня Коковины (Вотская), Кирово-Чепецкий район, Кировская область.

Переписная книга г. Хлынова с уездом 7186 года переписи М.П. Воейкова и подьячего Ф. Прокофьева (РГАДА, Ф.1209, д.521) "Того же Успенского Трифанова монастыря вотчина в Шестаковском уезде волость Лекомская село Знаменское... ... Деревня Коковинская (л.985об.) во дворе Сенка да Васка да Дейко да Аввакумко Михайловы дети Коковины женаты. (Пришли в Новопышминскую слободу, деревню Шатцкую.)"
1710 г.: Сибирская губерния: Тобольский уезд: Переписная книга переписи тобольского дворянина Ивана Томилова (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1524. Лл.1-384). "... (л.284) Новопышминская слобода; ... (л.312об.) ... Деревня Шатцкая. ... Двор крестьянина. Семен [Михайлов] Коковин... Двор крестьянина. Аввакум Михайлов Коковин...Деревня Брусянская. ... Двор крестьянина. Степан Васильев Коковин...Деревня Рудакова. ... Двор крестьянина. Дей Деев Коковин..."

География распространения фамилии показывает, что шли Коковы- Коковины на Вятку и Кунгур с северных земель.

Первое упоминание о фамилии предков - Кока.
Соликамск 1647 год. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Кн.474.
[q]
(л.I) Из иностранной коллегии. Табольск. Соль Камская. Книга переписная посадским дворам и пустым дворовым местам, а котораго перепищика не видно, 155 году. № 319.
(л.II) 155-го июня в 18 день … з Гришкою Хмелевым изверить и выписать перечень … крестьян выписать за кем живут.
(л.1) Лета 7155-го марта в 27 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Прокофей Козмичь Елизаров у Соли Камской у земских старост и у целовалников взял росписи за поповыми и за их руками, что у Соли Камской на посаде дворов и во дворех людей и их детей и братьи и племянников и сосед и захребетников и пустым двором и дворовым местом и по той росписе у Соли Камской на посаде дворы и во дворех люди пересмотря переписать велел.
(л.1 об.) Приход соборные церкви.
(л.240) У Соли Камской Вознесенской монастырь.... Вотчина того ж Вознесенского монастыря на реке на Сылве слоботка Здвиженская. А в ней.... В слоботке ж.... Да крестьян.... Во дворе Федотко Степанов сын КОКА, лузянин. У него дети: Артюшка да Микитка, Емелка да Артемко. У Микитки сын Ивашко. У Артюшки дети: Сидорко да Васка. У них же подворник Васка Тимофеев сын ЛУЗЯНИН.
...(л.266 об.) И всего за Вознесенским монастырем в Усольском уезде и на Сылве слободка Здвиженская да дватцать одна деревня да починок. А в слоботке поповской и церковников четыре двора. Людей в них восмь человек. Монастырских восмь дворов. Людей в них служек и вкладчиков семдесят семь человек. В слоботке ж и в деревнях и в починке крестьянских двести двенатцать дворов. Людей в них крестьян и их детей и братей и племянников, сосед и захребетников и подворников и чердынцов и усолцов семьсот пятдесят четыре человека. Починок пустой да четыре двора пустых. Из них людей вышло (л.267) и померло четыре человека. (1)
[/q]

Федот Степанович Кока и его сын Микитка (Никита) - родоначальники нашей родовой линии от этой фамилии. Из записи видно, что в 1647 году Федот Кока с сыновьями и внуками жил в слободке Здвиженской (позднее, Воздвиженской) в вотчине Соликамского Вознесенского монастыря на реке Сылве.

Как Коковы появились на Соликамской и Кунгурской земле.
В 1648-1652 годах дети Федота Степановича Кока были выведены из Соликамского Вознесенского монастыря и поселены на Кунгуре. Об этом есть упоминание в Селебных книгах города Кунгура, в том числе о моих предках: " Никитка с сыном с Офонкою".
Также, имеются сведения, откуда они прибыли ранее, в Вознесенский монастырь. Были они прихожие крестьяне Соли Вычегодцкой уезда, с Лузы поречья, с Пуробова (погост Спасский на Порубе), деревни Болдышева.
Сольвычегодский уезд, откуда прибыл Федот Степанович Кока, входил в состав Вологодской провинции Архангелогородской губернии.
Селебные книги города Кунгура, 1648-1652г.г.
[q]
(л.2) Лета 7156 году по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по грамотам за приписью дияков Алмаза Иванова да Микифора Демидова воевода Прокофей Кузмичь Елизаров велел Соли камской пасацкому выборному человеку Ивану Суровцову да съезжие избы подьячему Антипе Вахутину Государевых прихожих крестьян вятчень и кайгородцов и Соли вычегоцкой и Устюга Великого и иных городов (л.2об.) из за вотченников и из за манастырей вывесть за Государя на Кунгур и на Степаново Городище на житье и поселить их на Кунгуре и на Степанове Городище в уречищах на той земле и межах что была на оброке Соли камской за Вознесенским монастырем и порушные записи по ним в житье и в Государеве тягле взять что им за Государем жить и никуды не збежать и в котором числе которого крестьянина вывезут и где поселят на Государевых землях (л 3) и с которого числа по которое число льготы дать и то велел в книгах описать имянно порознь по статьям
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по наказной памяти воеводы Прокофья Кузмича Елизарова Соли камской посадцкой выборной человек Иван Суровцов да съезжие избы подьячей Антипа Вахутин Государевым прихожим крестьяном вятченом и кайгородцом (л 3 об) и Соли вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов выводу своего и селитбе где которой крестьянин на Кунгуре и на Степанове городище в уречищах поселен и сколко под дворы и под огороды и под пашню земли дано и сенных покосов и тому подали книги за своими руками
И по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу воевода Прокофей Кузмич (л 4) Елизаров велел выводным Государевым крестьяном кунгурским и Степанова городища выбрать из вятчень и ис кайгородцов и Соли вычегодцкой и Устюга Великого и иных городов четырех человек добрых и душею прямых и посвоему расмотреть и по сыску и по скаскам выводных крестьян Государевых кунгурских и Степанова городища по сем выводным и селебным книгам тяглом обложили то в сих книгах имянно написано (л 4 об) порознь по статьям же ...
(л 135) Вывезены из за Вознесенского монастыря прихожие крестьяня Соли Вычегодцкой уезду с Лузы поречья с Пуробова [погост Спасский на Порубе] деревни Болдышева Артемко да Никитка да Ортемко ж да Емелка Федотовы дети Коковы Ортемко болшей з детми с Сидорком да с Васкою Никитка с сыном с Офонкою и поселены на Кунгуре
(л.179) Итого из вотчины Вознесенского монастыря государевых прихожих крестьян вятчан и кайгородцов и Соли вычегодской и Устюга Великого и иных городов выведено на Кунгур и на Степаново городище 67 семей а людей в них 219 человек а Государевы подати во всякие доходы после льготных лет тягла платить по окладу по 18 рублев по 18 алтын по 2 деньги на год

(л 582) Книги сыску воеводы и селитьбы воеводы Прокофия Елизарова а с пересмотру стольника воеводы князя Петра Семеновича Прозорова с кого и селидьбы Прокофьева сыску Елизарова 159 февраля в 22 день подал соликамский целовальник Мартичко Микитин
(л 583) В 158 год декабря в 1 день по Государеву Цареву и Великого Князя указу Алексея Михайловича Всея Руси и наказу стольник воевода князь Петр Семенович Прозоров на Кунгуре на посаде и в Кунгурском уезде в разных деревнях Прокофей Елизаров сыску и выводу и селидьбы прихожих крестьян дьячек и кайгородцов и сольвычегодцов и Устюга Великого и иных розных (л 583 об) городов пересматривал в тех налицо имянно где который крестьянин живет во дворе на посаде и в Кунгурском уезде и в которых деревнях и в починках и в урочищах и то в сих книгах писано по станам
(л 584) на Кунгуре на посаде...
(л 610 об) Починок Артемков. А внем из вотчин Вознесенского монастыря крестьяне. Двор Артемко да Емелка Федоровы дети Коковы Артемко с сыном с Сидорком... Всего в починке Артемкове в одном дворе людей 3 человека
И всего по пересмотру стольника и воеводы князя Петра (л 624) Семеновича Прозоровского а Прокофия Елизарова сыску и селитьбы 263 двора людей в них 801 человек. (3)
[/q]

Сольвычегодский уезд выделился из Устюжского уезда во второй половине XVI века.
[q]
"Сольвычегодск лежит высоком правом берегу реки Вычегды, в 18 верстах от ее впадения в Северную Двину. История. С., или по-зырянски Сол-дор, основан в XIV в. жителями близлежащего города Чернигова (на реке Черной), основанного в свою очередь выходцами из Новгорода Великого и жителями соседнего же села Выбора, после опустошительного пожара. Название С. произошло от того, что первоначально поселились у Соляного озера, отчего еще в XV в. город назывался Усольском. С конца XV и начала XVI в. богатые соляные варницы С. и место его на торговом пути с сибирскими инородцами привлекали поселенцев из Московского государства, в числе которых были и Строгановы, хорошо отстроившие город. Хотя он не раз горел, особенно сильно в 1579г., и был разоряем сибирскими инородцами и в 1613 г. литовцами, однако, в течение XVI и XVII вв. представлял значительную крепость." (5)
"Вся церковная прелесть Сольвычегодска возникла благодаря династии купцов Строгановых, которые владели здешними солеварнями с 1515 года. Первым был купец из Новгорода Фёдор Строганов, сын которого Аника (1497—1570) вскоре продолжил отцовское дело на Каме. Первой постройкой Аники стал грандиозный летний пятиглавый Благовещенский собор (1584), который возвышается над пристанью и внутри которого сейчас находится музей. Основная составляющая музея — огромное пространство фресок московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина (1597—1600), кроме того заслуживают внимания высокий иконостас (1690, резчик Григорий Устинов) и царские врата (1590). В приделе представлены иконы строгановской школы, которая отличалась предельным реализмом, местные гобелены, серебряные изделия, резьба по кости, камню и дереву. Под собором открыты катакомбы, где сначала Строгановы хранили свои богатства, а потом сидели декабристы."(6)
[/q]


Историческая родина. Спаспоруб.
"Спаспо́руб (коми Спасорд) — село в Прилузском районе на юге Республики Коми. Административный центр сельского поселения Спаспоруб. По преданию, первые городища (крепости) на берегу Лузы были основаны новгородскими воинами. Исходной датой для определения времени создания «городков на Лузе» считается 1478 год. Село упоминается в «Книге Большому Чертежу» как городок Спаскои, в других документах встречается название Спасо-Порубский погост, Матвеевская. Название происходит от существовавшей в старину церкви Спаса нерукотворного на Порубе." (7), (8). (9)
"Луза — река Вологодской губернии, частью течет по Усть-Сысольскому, а частью — по Устюгскому уездам, составляет правый приток реки Юга и принадлежит к бассейну Сев. Двины. Истоки лежат в Усть-Сысольском уезде, почти на южной границе с Вятской губернией." (4)
Историческая справка
[q]
Исходной датой для определения времени создания «городков на Лузе» считается 1478 год. «А по реке Лузе городки устужские же. Городок Объячеи, …городок Спаскои (Спаспоруб). Ниже Спаского 20 верст Лосменой (Лоемской)…» («Книга большого чертежу», составленная в начале XVII века). Первые описания древнейшего селения Прилузья содержатся в дозорной книге 1620 года. Много лет живет легенда-быль о Спаспорубе …
И ранней весной пошли воины на лодках-ушкуях в разных направлениях, где по воде, а где волоком. Так попали в Сухону, а из неё в реку Юг, оттуда стали подыматься вверх по Лузе. И решил воевода из Новгорода Великого обосновать на сей реке три городища: Лоемское, Спаспорубское и Ношульское. Сам же с сыновьями и толикой дружины остановился в среднем становище. Там же было водружено знамя Спаса Нерукотворного.
Высадилась дружина под горой. В то время по всему правобережью реки высились нетронутые леса: корабельная, в три обхвата, сосна, пихта, ель. Место было выбрано знатное. Сама природа должна была защищать городище. Спереди текла Луза, справа — пролегал глубокий овраг, слева — небольшой лог, через который перекинут мосток, который на ночь и при появлении неприятеля подымался. Сзади же впоследствии появился искусственный овраг, вырытый людьми. На крутом взлобке, окруженном оврагами, и была воздвигнута крепость (крепостца). Из громадных просмоленных бревен сложены стены и смотровые башни. В середине городища был вырыт погреб, а из него уходил в лог подземный ход. Дружина, лошади, провиант и воинский арсенал - все можно было поместить и укрыть в крепостце.
В то время на Северах воевала Чудь дикая. Полчища её растекались по лесам и болотам, и преград для неё не было. Чудь прознала, что на Лузе есть богатые городища и ринулась через огромное Читаевское болото на крепостцы. Впереди себя чудь гнала невольников, которые настилали гать перед войском. Много их и по сей день лежит под той гатью. И хлынула Чудь но трём направлениям: на Ношуль, Спаспоруб и Лойму. Заполыхало Ношульское городище, а затем и Лоемское, а гордое знамя Спаса Нерукотворного стояло. На плотах и лодках подступала воинственная Чудь к стенам крепостцы. Тучи стрел летели в её защитников. Но воины новгородские были не лыком щиты, и с их стен в ответ летел град камней и стрел. Много чуди тогда погибло, утонуло в Лузе. Князёк чудской решил взять крепость «не в лоб, так в бок». Были выстланы три гати: прямая — на Спас, и две боковые — на Чульвад и на Пустыню. Эти дороги до сих пор служат грибникам, ягодникам, да охотникам. И ринулась тьма чудская по этим дорогам в обход Спаса. Уже горели крепкие смоляные стены крепости, уже дружинников осталась горстка. Пали в бою и сыновья воеводы. Тогда приказал он открыть люк и вывести через подземный ход все семьи, лошадей, раненых, и через овраг переправить их в лес. Поднялся плачь великий над долиной Лузы: жены, матери, сестры навеки прощались со своими защитниками. А когда они ушли, приказал воевода засыпать ход. Сейчас этот лаз обвалился, а его вход выглядит как яма-воронка посреди городища. В то же время послал воевода гонцов к князю Новгорода Великого с просьбой о помощи, а сам с толикой бойцов, в дыму и пламени, держался до последнего. Ничего не досталось Чуди в городище, только пепел да головешки. Только через два года пришла помощь из Новгорода, но это уже другая история... Люди же, ушедшие через подземный ход, поселились на соседних горах - угорах. Так появилась деревня Красная Гора.
Есть три версии происхождения её названия:
1. Луза тогда текла под самым крутым берегом (под «горами»). «Горы» осыпались, обнажая красный песок, от него и название;
2. От красной крови, пролитой новгородцами;
З. Красная - красивая, славящаяся высокими, русского типа постройки, избами с множеством окон.
Другая деревня — Гавринская, ныне Васильевская. По всей видимости, родоначальникам был некий Гаврила. Еще есть Гарь и Пустыня.
Очень быстро русские сроднились живущими здесь коми. Длительное время, вплоть до 30-х гг. ХХ века через Спаспоруб проходила этническая граница между русскими и коми.
Название же села Спаспоруб, скорее всего, произошло от двух слов. Первая часть — Спас — произошла от Спаса Нерукотворного, знамени с ликом Христа. Знамя князя Новгородского говорило, что место это прославленное, великое, Богом спасенное. Вторая часть слова — Поруб (ударение на последний слог) — означает порУб = сруб = изба. То есть, Спаспоруб — это спасенный дом, спасенная крепость или, возможно, святая крепость.
Рядом с городищем сначала была возведена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, а уже в ХVIII веке — каменная, которую полностью разрушили после Революции 1917 г.
Легенду о Спаспорубском городище рассказал историк Спаспорубской школы Попов Яков Федорович. Были раскопки Лоемского городища, которые начал проводить историк Шехонин Владимир Дмитриевич. Находки мечей, щитов, стрел, а также шлемов и топоров, дают частичное подтверждение этой легенде.
Спаспорубская крепость напомнила вновь о себе в предвоенные годы. Когда пробивали дорогу вдоль откоса горы к нефтебазе, из земли вываливались огромные просмоленные бревна, но в то время было не до раскопок. (10)
[/q]


Где жили Коковы(Коковины) после выведения из Соликамского Вознесенского монастыря и поселения на Кунгуре.
В самой ранней записи сказано, что Федот Степанов Кока с семьёй жил в слободке Здвиженской (Воздвиженской) - вотчины Соликамского Вознесенского монастыря на реке Сылве. В Селебных книгах 1648-1652г.г. сказано, что в починке Артемкове в одном дворе жили три человека, это Артемка и Емелка Федотовы дети Коковы. Артемка (старший) с сыном Сидорком.
В Переписи Кунгурского уезда 1668 года, теперь же в деревне Седе села Покровского (или Усть-Кишерть) записаны Сидорко Артемьев и Емелка Федотов с сыном Сенькой.
[q]
1686 год. Перепись Кунгурского уезда.
(л. 1) В 7194 году января в 7 день по указу Великих Государей Царей и Великих князей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича Великая и Малыя и Белыя Росии самодержцев в ...
(л. 120) Год 7194 января в 12 день..в Кунгурском уезде в селе Покровском… того села Покровского десятники Гришка Сысоев Ивашка Кушев Петрушка Важенец…(деревня Усть-Кишерть по переписи Жукова 187 года)
(л. 128) Год 7194 марта в 9 день… в Кунгурском уезде в деревне Седе.. тое деревни десятник Алешка Шумайлов... (л 129) Вд крестьянин Сидорко Артемьев сын Коков...Вд крестьянин Емелка Федотов сын Коков у него сын Сенка 10 (13)
[/q]

Данных о предках Никите и Афонасие Коковых в других переписях не обнаружено. Но в сказках Кунгурского уезда 1763 года Соликамского Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской вотчины в Подгорной слободке упоминается жена Алексея Кузьмича Железных - Матрена Афонасьевна, 70 лет, старинная той же вотчины, взятая в замужество у крестьянина Афонасья Коковина.
[q]
РГАДА ф.350, оп 2-1,д.1640. Сказки о монастырских, архиерейских и государственных(русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского у. 1762-1764гг. лл.1-791.
(л.23)Скаска 1763 года после публикованного в нынешнем 1763-м году февраля 13 дня имянного ея Императорского Величества высочайшего о ревизии указа сколько по последней 1747 году ревизии в подушной оклад мужеска полу душ состояло и истого числа до ныне разными случаями убыло и после того вновь родилось с показанием после по силе публикованного в 1761-м году указа по приложенным тогда формам и о женском поле по семействам вотчины Пермской провинцыи Соли Камской Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни староста Марко Пахомов, выборные крестьяне...
Соликамского Воздвиженского (прим. Вознесенского?) монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской вотчины в Подгорной слоботке крестьян. Тоя ж вотчины в деревне Качебахтины крестьян....Алексей Козмин сын ЖЕЛЕЗНЫХ он же и МАСЛЕНИКОВ (46 л.) умре в 1755-м году;—у него жена Матрена Афонасьева дочь семидесять лет, старинная тоя ж вотчины взятая у крестьянина Афонасья Коковина, у них дети в бывшую ревизию написанныя: Тимофей (25 л.) 43 л., Михайло (20 л.) 38 л., Гаврило (10 л.) 28 л.;—у Тимофея жена Ирина Карпова дочь сорока пяти лет, старинная тоя ж вотчины взятая у крестьянина Карпа Звягина, у них дети: в бывшую ревизию написанный Никита холост (3 г.) 21 г., (л.140 об.) рожденныя после ревизии Федот 16 л., Василей 10 л., Аврам 8 л., дочери: Елена дватцати лет, выдана в замужество Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни за крестьянина Козму Клюева, девка Василиса шеснатцати лет;—у Михайла жена Елена Макарова дочь сорока дву лет, взятая Кунгурского ж уезду государственного села Кинделина Петропавловской церкви у бываго дьячка Макара Ведерникова по добровольному с ним согласию, у них сын рожденной после ревизии Федос 15 л., дочери девки: Ульяна семнатцати лет, Катерина десяти лет, Дарья шести лет, Парасковья дву лет;—у Гаврила жена Парасковья Титова дочь взятая Кунгурского ж уезду Вотчины Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни у крестьянина Тита Плотникова по добровольному с ним согласию, (л.141) у них дочери девки: Фекла дву лет, Мавра году. (14)
[/q]

Таким образом, видно, что Афонасий Коковин семьдесят лет назад жил в Пермской провинции Соли Камской Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни. В 1692 году у него родилась дочь Матрена. Значит, Никита Федотович Коков с сыном Афонасием оттуда не переселялись. Встречались в переписях еще другие Коковины, но имени Афанасия среди них не найдено.

Коковины, общий предок которых ещё не найден.
С 1678 года в переписях по деревне Качебахтине появляются Коковины с отчеством от имени Сава. Чей бы сын Сава не найдено.
[q]
Переписная книга 1678 г. кн. Бельского Соли Камской с уездом Деревня Качебахтина на реке на Сылве а в ней крестьяня ... во дворе Ивашко Савин сын Коковин у него дети Симанко трех лет ... во дворе Якушко Савин сын Коковин ... во дворе Ивашко Савин сын Коковин у него дети Минка семи лет да Аничка трех лет. (16)
[/q]

[q]
[1711] г.: ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА СОЛИКАМСКОГО УЕЗДА ВОТЧИН ПЫСКОРСКОГО МОНАСТЫРЯ ПЕРЕПИСИ ДЬЯКА СИБИРСКОГО ПРИКАЗА АЛЕКСЕЯ НИКЕЕВА (Без начала и конца) (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1149. Л.1-72об.) Примечание: Начало книги - (РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.2175. Л.1-580) ... (л.52) Деревня Качебахтина на реке на Сылве а в ней крестьян ... Во дворе Яков Савин сын Коковин 65 лет у него жена Зиновья Максимова дочь 56 лет у негож племянники брата ево родного умершаго Иванов сын Михей 25 лет у него жена Федосья Кирилова дочь 25 лет у негож детей Федор Большей 2 лет Федор Меньшей 5 недель уроженец тогож монастыря ... Во дворе Дмитрей 40 Аникий 36 лет Ивановы дети Коковины у Дмитрея жена Авдотья Васильева дочь 40 лет у негож детей Андрей 13 Никита 8 Иван 6 лет да три дочери девки Анна 17 Февронья 15 лет Авдотья 3 недель у Аникия жена Настасья Гаврилова дочь 35 лет у негож детей Афонасей 13 лет да три дочери девки Наталья 5 Анна 2 лет Авдотья 3 недель да мать вдова Софья Харитонова дочь (л.53об.) 60 лет уроженец тогож монастыря ... А у переписи вышеписанные имяны крестьяня сказались уроженцы тогож монастыря той деревни старинные крестьянские (л.54об.) дети и в вышеписанных своих дворех живут истари а живучи в казну великого государя во всякие подати податей никаких и в Пыскорской монастырь архимандриту з братьею оброку ничего не платят для того что они в тот монастырь работают всякую работу пашню пашут и дрова рубят и всякое зделье делают а они архимандрит з братьею за них крестьян в казну великого государя платят всякие подати а почему на год про то они крестьяня не ведают а буде они крестьяня у сей переписи что утаили или что сказали ложно а про то сыщетца и за то указал бы великий государь учинить им что великий государь укажет ... Двор пуст Ивана Савина сына Коковина и сына ево Симана и во 196-м году Иван и с сыном померли (16)
[/q]


[q]
1719 год "... книга 1-й ревизии Соликамского уезда.
Здесь сведения о вотчинах Строгановых на Сылве, то есть переписи Сылвенского острожка, а так же сел Насадки, Серги и Кишерти с деревнями.
Так же здесь имеются переписи вотчин Соликамского Вознесенского монастыря и Пыскорского монастыря на Сылве." ...
(л.52) 1719 году декабря в день у Соли Камской в канцелярии перед лантратом Иваном Мироновичем Кологривовым Соли Камской уезду Преображенского Пыскорского манастыря келарь монах Андриан, казначей Иеромонах Селиверст, да того ж монастыря вотчин их выборные мирские люди: староста Иван Костянтинов сын Шварев, да Подгорной слоботки выборные и других деревень:...
(л.77) Вотчина того ж монастыря Рожественская пустыня над рекою Сылвою,...Деревни Качебахтины крестьяне....Дмитрей Иванов сын КОКОВИН, сороки девяти, у него брат Аникий сороки пяти лет, у Дмитрия сын Андрей дватцати дву, у Андрея сын Антон трех лет, у него дядя Яков сын КОКОВИН, семидесяти пяти лет; у него ж нищей бездворной Иван Петров сын БАЖЕНОВ, тритцати лет, у него сын Иван трех недель. (17)
[/q]


[q]
(л.79) Скаска 1763 года после публикованного в нынешнем 1763-м году февраля 13 дня имянного Ея Императорского Величества высочайшаго о ревизии указа, сколько по последней 1747 году ревизии в подушном окладе мужеска полу душ состояло и ис того числа до ныне разными случаями убыло и после того вновь рожденных с показанием по силе публикованного в 1761 году указа по приложенным тогда формам по женскому полу по семействам вотчины Ставропигиального Преображенского Пыскорского монастыря Сылвенской Рожественской пустыни мирской староста Евсей Журавлев, выборныя:... Кунгурского уезду Сылвенской Рожественской пустыни ... Тоя ж вотчины в деревне Качебахтины крестьян. Антон Андреев сын КОКОВИН (25 л.) 43 л., у него жена Евдокия Иванова дочь сорока дву лет, взятая Кунгурского ж уезду государственного села Кыласова у крестьянина Ивана Тиунова з добровольного с ним согласия, у них дети в бывшую ревизию написанныя: Козма (6 л.) 24 л., Степан 3 л., умре в 1753-м году. дочери девки: Василиса двенатцати лет, Анна десяти лет, Мавра семи лет;—у Козмы жена Евдокия Константинова дочь дватцати трех лет, старинная тоя ж вотчины взятая у крестьянина Констянтина Сивкова, (л.126об.) у них сын рожденный после ревизии Федор 4-х недель.(18)
[/q]


Крестовоздвиженское.
[q]
К числу исчезнувших святынь Кунгурского района принадлежит и храм одного из старейших населённых пунктов Сылвенско-Иренского поречья – села Сылвенск, первоначального известного как Воздвиженская пустынь.
История насчитывает здесь три одноимённых церкви, освящённых в честь Воздвижения Животворящего Креста. Их судьба оказалась тесно связана с жизнью сначала монастырской вотчины, принадлежавшей Соликамскому Вознесенскому монастырю, а затем села, получившего своё наименование по местоположению на берегу реки Сылвы.
Первый деревянный Крестовоздвиженский храм был построен в 1630-е годы, когда монахи и монастырские крестьяне только начали обживать этот край. Их мирный труд прервал Сеитовский бунт, в огне которого в 1662 году были уничтожены многие русские населённые пункты и православные храмы. Среди них оказалась и пустынь с Крестовоздвиженской церковью. Вскоре на месте пепелища уцелевшие вотчинники построили новый деревянный храм, формой и размерами повторивший своего предшественника. Именно здесь в середине XVIII века служил священник Ананий, родоначальник рода Поповых и дальний предок знаменитого учёного-электротехника А.С. Попова. Следы фундамента второй Крестовоздвиженской церкви были заметны ещё в конце XIX столетия, когда в память о некогда существовавших монастырских храмах на месте их алтаря стоял каменный столб с иконой Николая Чудотворца.
Последний, третий по счёту, храм был построен кирпичным, пятиглавым.(24)
[/q]


[q]
Официальной датой основания села принято считать 1648 год, а название от храма, возведённого на вотчинных землях Вознесенского мужского монастыря – Крестовоздвиженского. Всего храмов было три, все освящены в честь Воздвижения Животворящего Креста. Первый - деревянный, участь которого была решена набегами завоевателей. Второй, подобный предыдущему, построенный в 1764 году, связан с именем священника Анания, дальнего предка известного русского учёного, изобретателя радио Александра Попова.
Третий по счёту, но самый значимый – каменный двухэтажный пятиглавый Крестовоздвиженской храм, прослужил людям и Богу около полутораста лет. По архивным документам строительство его велось силами прихожан с 1785 по в 1801 год, а каменной оградой обнесен лишь в 1850 году. Белокаменный красавец, расположившийся на высоком берегу реки, в самом живописном месте села, был притяжением всех верующих и гордостью селян. Храм состоял из двух престолов: из верхнего, холодного храма – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и нижнего, теплого храма – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приход был достаточно большой, со всех ближайших деревень, верующих набиралось более двух тысяч.(23)
[/q]


Потомки.
У Алексея Козмича Железных (он же и Масленников) и Матрены Афанасьевны (в дев. Коковиной), примерно, в 1734г. родился сын Гаврила. Сам Алексей Масленников умер в 1755-м году. Матрене Афанасьевне в 1763 г. было 70 лет. Гаврила женился на Прасковье Титовне Плотниковой по добровольному согласию з Кунгурского же уезда, Вотчины Вознесенского монастыря Сылвенской Крестовоздвиженской пустыни. У них, примерно, в 1762 году родилась дочь Мавра. Мавра Гавриловна вышла замуж за Михаила Алексеевича Черепахина из деревни Саркаевы села Кыласова Кунгурской округи. В 1782 г. они были уже женаты. Примерно в этом же году у них родился сын Михаил Михайлович. Он был женат на Екатерине Васильевне, примерно, 1783(84) г.р.
"Скаска О приписных и государственных крестьянах Кунгур и округа (выборочно), 1782 г: Лист 63 об. Алексей Афанасьев сын Черепахин, по последней ревизии в 1768 г. 34 г. Оной переселился по мало имению хлебопашенной земли сам собою безвсякого повеления того же села в деревню Саркаеву которой в скаске оной показан будет с им же писаным семейством.
У него братья в последнюю ревизию написанные Сысой 31 50 Мокей 25 умре в 1782 году Иван 20 39
У Алексея жена Василиса Семенова дочь 35. У них дети в последнюю ревизию написанные Гаврило 15 отдан в рекруты в 1770 году Сергей 10 Михайло 1/2 (прим. по посл.ревизии 1763г.)
Лист 104. Села Кыласова. Деревня Саркаевы. Алексей Афанасиев сын Черепахин 53 (прим.по последн. ревизии 1768 г.) Оной Черепахин в последнюю прежнюю ревизию написан был в деревне Ергач ва ваоную деревню Саркаеву заселился из давних лет сам собой без всякого повеления .. с нижеписаным семейством коей деревни исключен
у него жена Василиса Семенова 54 дочь взята тогож села у крестьянина Семена Шумиловских у них дети Сергей 29 Михайло 19 и 1/2 Лаврентий 11
у Сергея жена Авдотья Максимова дочь 30 взята Пермской округи Юговского казенного завода у служителя Максима Сметанина
у Максима (прим. ошибка, надо Михайла) жена Мавра Гаврилова дочь 20 взята Кунгурской округи Сылвенской Рождественской вотчины у крестьянина Гаврилы Масленикова."
Их сын, Архип Михайлович Черепахин, с семьёй, после 1850 года переселился в Сибирь, в Енисейскую губернию, Минусинский уезд, Шушенскую волость.
12 июля 1850 года Ревизская сказка Пермской губернии Кунгурского уезда Кыласовской волости Кыласовского сельского общества деревни Соркаевой. Семья № 156. Михайло Алексеев Черапанов?(прим.Черепахов?) 70 1/2 умер в 1835 году Михайла Алексеева сын Михайло 43 умер в 1846 году. Переселены Михайла Михайлова сын Архип 20, 36. Архипа сыновья новорожденные Павел, 1842 году 8, Семен в 1846 г. 4, Алексей в 1849 г. 1. Михайло Михайлова жена Екатерина Васильева 66 лет. Архипа Михайлова жена Маремьяна Ефимова 36, переселена. (19)
Павел Архипович в 1861г. женился на Парасковье Семеновне Лаптевой.
Метрическая книга Ермаковской Трёхсвятительской церкви. О бракосочетавшихся. Номер 19. 22 октября 1861 г. Деревни Разъезжей крестьянин Павел Архипов Черепахин, православного вероисповедания первым браком 19 лет. Деревни Разъезжей крестьянина Семена Иванова Лаптева дочь девица Параскева православного вероисповедания первым браком 16 лет. Поручители по жениху деревни Разъезжей крестьяне Осип Малафеев Посохин, Прокопий Васильев Калинин, по невесте той же деревни крестьяне Родион Кирьянов, Савва Устинов Костин. (21)
В 1869 году родилась моя прабабушка Параскева Павловна, которая вышла замуж за Дмитрия Васильевича Лоскутова
Метрическая книга Ермаковской Трехсвятительской церкви о рождении, 1869 год. № 25. Рождение 7 октября, крещение 12 октября 1869 года. Параскева. Родители. Деревни Разъезжей крестьянин Павел Архипов Черепахин и законная жена его Параскева Семенова; оба православного вероисповедания. Восприемники. Деревни Разъежей крестьянин Кирил Лукин Клабуков и той же деревни крестьянина Семена Черепахин жена Мария Онуфриева. (22) [/У Дмитрия и Параскевы в 1898 году родилась Соломея.

Из заметок.
У Семена Архиповича Черепахина 1846г.р. (жена Мария Онуфриева Лузянина из Ср.Шуши), был сын Наум 1872 г.р., его убили во время гражданской войны в 1922 году на территории нашего Минусинского уезда. У Наума тоже кавказская внешность, как и у некоторых потомков дяди Павла Архиповича проявляется, например, у Абрама Павловича, Параскевы Павловны: черные и/или кудрявые волосы, брови. Проявилась даже у правнуков Павла: так Николай, Тимофей и Галина Яковлевичи Еремеевы были жгуче чернявыми, а лицом белы; у Николая сросшиеся черные брови, несмотря на то, что другие дети в семье - блондины и шатены. Среди потомков правнучки Павла - Марии Дмитриевны Лоскутовой тоже есть чернявые. Думаю, такое общее сходство - передалось генетически из поколения в поколение от какого-то одного общего предка Черепахиных.

Вот такая история нашего рода от Коки, Кокова, Коковина.

Источники.
1. Кунгурский уезд. История в документах. Переписи и ревизии. 1647 год. Перепись Соликамского уезда Елизарова.
2. Значение и происхождение фамилии Коков. NeoLove.ru
3. Кунгурский уезд. История в документах. Форум. Селебные книги города Кунгура, 1648-52г.
4. Значение слова Луза по словарю Брокгауза и Ефрона.
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
6. Сайт о достопримечательностях https://trave-l.ru/solvychegodsk/
7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
8. Видео "Спаспоруб" https://www.youtube.com/watch?v=sc0LdrZet8Y
9. Видео "Наш Спаспоруб"
10. Админимтрация Муниципального района "Прилузский". Историческая справка. http://www.priluzie.ru/adminis...a-spravka/
11. Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/58647
12. Книга Вятских родов. В.Старостин. Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/families/5603
13. Кунгурский уезд. История в документах. http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-0-00000003-000-30-0
14. ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА https://kungur.forum2x2.ru/t524p25-topic
РГАДА ф.350, оп 2-1,д.1640. Сказки о монастырских, архиерейских и государственных(русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского у. 1762-1764гг.
15. Кунгур 1703-1704 http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_473.htm
16. Форум » Фамильные темы » Коковины » http://wap.rodgersforum.borda.ru/?1-2-80-00000709-000-0-0
17. 1719 год - https://kungur.forum2x2.ru/t522-topic РГАДА ф.350, оп.2, д.3300. 1719 год "... книга 1-й ревизии Соликамского уезда
18. РГАДА, ф.350,оп.2, д.1640. ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ КУНГУРА : https://kungur.forum2x2.ru/t524p25-topic
19. Ф.160 Оп.3 Д.486 Ревизские сказки на переселенцев, водворенных из Пермской губернии в Енисейскую.
20. Проект "Поколения Пермского края", Фонд № 111. Опись 3. Дело 374. стр. 67, 104. "О приписных и государственных крестьянах Кунгурской округи".
Крайние даты: 1782 г.
21. Метрическая книга Ермаковской Трёхсвятительской церкви, 1861 г., ГАКК.
22. Метрическая книга Ермаковской Трёхсвятительской церкви, 1869 г., ГАКК.
23. Крестовоздвиженское - Сылвенское - Сылвенск http://smi59.ru/obschestvo/126...vensk.html
24. История одного из старейших культовых сооружений земли Кунгурской: Крестовоздвиженский храм в селе Сылвенске https://iskra-kungur.ru/all/2014/03/17/7983/

Прикрепленный файл: SAM_4571 (2).JPG
← Назад    Вперед →Модератор: SIBIROLGA
Вверх ⇈