На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме:"ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по мужским гимназиям РИ"
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
Москва Сообщений: 5985 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1070
Наверх##16 февраля 2015 12:3116 февраля 2015 13:57
"ВОСПОМИНАНИЯ КАБАЛЕВСКОГО О СЕБЕ"
В интернете есть воспоминания Дмитрия Борисовича Кабалевского 1904гр (композитор), в которых есть сведения и о его учебе в 1-й СПб мужской гимназии в 1915-1918 гг
Строки из воспоминаний... "Послезавтра день моего рождения. Мне исполнится 78 лет. В последние годы я часто вспоминаю слова из «Записных книжек» Жюля Верна: «Как коротка жизнь, но как бесконечно долог путь от первого до последнего ее дня…»
Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы все это в действительности произошло на протяжении одной жизни,- Русско-Японская война, Революция 1905 года, Первая Мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция, война с Финляндией, Великая Отечественная война…Неужели я действительно был знаком с М.М. Ипполитовым-Ивановым и Я.Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпоху… Слушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд ЗСК и СКЗ, ездил по Старому Арбату на трамвае, а по Рождественским (позже – Советским) улицам в Петербурге на конке…Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых и был на Патриаршем Подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона…
Сквозь толщу восьми десятилетий ясно просвечивают события, связанные с началом жизни. Иногда трудно поручиться – помню я это сам или со слов папы или мамы, но под любым из таких «просветов» поставлю свою подпись с абсолютно чистой совестью. Да, путь от начала до сегодняшнего дня кажется неправдоподобно долгим… Но и очень кратким. Так долго жил и так мало сделал – от этой мысли можно сойти с ума, если отпустить вожжи, которые держишь в своих руках. Так мало! Так мало! И многое из сделанного так несовершенно, так плохо!..
О родителях я хочу сказать несколько слов, особенно об отце, благодарить которого за то, что он мне дал своим воспитанием,- я не перестаю до сих пор. Его звали Борис Клавдиевич, сын военного инженера, генерала, строителя, а потом и начальника Луганского оружейного завода, он был очень прогрессивным человеком. Одно то, что нарушив дворянские традиции, он женился на моей матери-Надежде Александровне, принадлежавшей к мещанскому сословию, и что он принципиально не вписал меня и мою сестру в «дворянские книги», - говорит о том, что к своему сословному положению он относился весьма скептически. Окончив физико-математический факультет Петербургского Университета в 1900 году, отец поступил в Управление Государственных сберегательных касс, позже стал одним из организаторов системы государственного страхования
Я родился 30 (17 по старому стилю) декабря 1904 года в Петербурге. Крестины мои был назначены на воскресенье 9 января, однако в городе было неспокойно. Жили мы недалеко от Таврического Дворца, а церковь находилась поблизости от казарм и в городе уже кое-где была слышна стрельба.
...Когда мне исполнилось 7 лет, отец отдал меня в Городское начальное училище. Это было невероятно для нашей среды – ведь в этих училищах учились только простые дети бедных родителей. Но отец последовательно вел свою линию. И как он был прав. В училище я получил великолепную подготовку к гимназии и, что, быть может, было не менее важным, три года пробыл в среде простых мальчиков. Я никогда не вспоминал о своем привилегированном происхождении и рос в хороших, нормальных условиях.... ....В 11 лет я окончил городское Училище и поступил в 1 Петербургскую мужскую гимназию. На экзаменах я оскандалился. По всем предметам получил пятерки, а по Закону божьему – четверку. К счастью, «проваливший» меня батюшка оказался тем самым священником, который 9января 1905 года, заткнув мне рукой нос, рот и уши, окунул в святую воду. Не случись этого совпадения – и не приняли бы меня в гимназию. Кончилась пора беззаботной жизни – требования в гимназии были очень высокими и заниматься приходилось очень и очень много. ...Поступил я в гимназию осенью 1915 года, т.е. через год после начала войны....... Летом неподалеку от нашей деревни на Сиверской стояла Дикая Дивизия. Я часто бегал смотреть на казавшихся мне необыкновенно страшными всадников и на их горячих коней. Вскоре пришло сообщение о гибели на фронте единственного папиного брата. Мать работала сестрой милосердия в госпитале, в доме появился белый халат с красным крестом на рукаве и рассказы о страданиях и горе. Это были первые впечатления о новой, неизвестной и какой-то очень серьезной жизни... ...От меня требовали, чтоб я хорошо учился, чтоб готовил себя к жизни, стал знающим, умеющим справиться с любой работой, человеком. Но уже в те года я начал проявлять некоторую неуклюжесть и нескладность, которая в дальнейшей жизни причиняла мне немало хлопот. Порядки в гимназии были очень строгие, дисциплина беспредельно жесткая. А я стал «отличаться». Дважды попал в «кондуит» - сперва выбил в зале гимназии огромное зеркальное стекло, а потом, как гласила запись в «кондуите», «во время урока русского языка сидел под партой и завтракал». ...В третьем классе русский язык преподавал Алексей Василькович Миртов, организовавший в нашем классе журнал «Стихи и проза». Я был членом редакционного Комитета и активным автором этого журнала. В единственном номере, который удалось выпустить, были напечатаны моя басня «Жук и цыплята» и рассказ «В стужу». Трудно представить себе что-либо более бездарное! Но зато это были мои первые шаги на литературно-редакционном поприще. ...В том же году я пережил большое потрясение – получил единственную за все годы обучения единицу. На вопрос, когда в истории впервые упоминается Москва, я бойко ответил: «Когда-то в середине 19 века». - «Садитесь, не в то корыто попали» - произнес свою неизменную в таких случаях фразу наш хромой и лысый историк и одновременно я услышал противный скрип пера, выводившего в журнале жирный кол. ....Приближались события 1917 года. В городе становилось неспокойно. Напряженную атмосферу чувствовали и мы, дети, хотя о политике не имели толкового представления. Мы видели бесконечные очереди в лавках и магазинах, еще больше, чем обычно, городовых на улицах. Наконец настали февральские дни революции. Нас не пустили в гимназию. Мы знали, что на чердаке нашего дома сидят городовые с пулеметами. К окнам подходить не разрешали, хотя окна нашей квартиры и выходили во двор. Потом мы услышали стрельбу. Стреляли и на нашем доме. Папы не было дома, волнение за него было, конечно, главным чувством в тот момент. Но вот он пришел, позвал нас с сестрой и сказал: «Ну вот, царя свергли. Больше царя не будет». Честно говоря, я не мог понять, что же дальше будет. Я помнил торжества в честь 300-летия дома Романовых и не думал, что без царя может быть государство. А что будет дальше – даже папа не мог объяснить мне достаточно вразумительно. Все это было необычно и очень интересно. Наконец нас выпустили на улицу и я пошел в гимназию. Мне кажется, никогда я не видел такого оживления – люди заполняли улицы, у многих я запомнил красные банты и розетки. На углах митинговали. Я понял, что произошло что-то очень значительное, что царя уже свергли и что кого-то «продолжают свергать». Я решил, что надо действовать. В классе стоял невообразимый шум, хотя большинство из нас ничего как следует не понимало. В класс вошел ненавидимый нами директор – немец Ветнек. Воцарилась абсолютная тишина. Директор посмотрел на нас каким-то особым, пристальным взглядом и произнес тихо: «Дети…» Несколько человек, и я в том числе, истошными голосами крикнули: «Долой Ветнека!» Поднялся невообрази-мый шум, Ветнек побагровел и пулей вылетел из класса. Счастью нашему не было границ – мы учинили революцию! Но нас немедленно выгнали из класса и всех распустили по домам. Собрали лишь через неделю. Ветнека в гимназии больше не было, нам велели выбрать старосту класса. Что такое староста класса я не знал, но был очень горд, когда выбрали меня. Так началась моя общественная деятельность. После февральской революции занятия в гимназии разладились. Следующий – 1917/1918 учебный год прошел как-то вразвалку. Наиболее яркие воспоминания связаны со всевозможными бытовыми трудностями – в первую очередь со стоянием в очередях продуктовых лавок. Жалования, которое получал отец, стало явно не хватать на жизнь. В этот год я впервые стал работать, т.е. зарабатывать деньги. В течение одной зимы я испробовал три профессии: в какой-то художественной мастерской писал какие-то плакаты, по чьему-то поручению продавал в трамваях справочные таблицы купонов от облигаций займов, имевших хождение наравне с деньгами, и был почтальоном – разносил письма с фронта. Вторая из перечисленных профессий привлекала меня тем, что давала право бесплатного проезда в трамваях – и я, забыв о необходимости продавать списки, катался по всему городу. Профессия почтальона понравилась мне прежде всего тем, что во многих домах, куда я приносил письма, - подчас от людей, которых уже считали погибшими, - меня встречали с радостью, усаживали за стол и кормили. Все заработанные деньги я приносил матери, очень был горд этим и впервые почувствовал себя взрослым человеком. Но в общем год был трудный и тревожный. Запомнилось, с каким возмущением отец говорил об одном из своих сослуживцев, собиравшемся уезжать « от революции» за границу.
Летом 1918 года отец, придя как-то со службы (работал он тогда в Управлении Государственными сберегательными кассами), сказал, что столицу переводят из Петрограда в Москву и нам предстоит переезд. .. ... До тех пор кроме Петербурга я видел мельком, во время поездки всей семьей по Волге летом 1914 года, приволжские города – от Рыбинска до Астрахани. Переезд в Москву, бывший и в самом деле немаловажным событием, казался мне полным переворотом в жизни. И это очень увлекало. Начались сборы, сводившиеся в основном к продаже мебели и большей части имущества, т.к. везти с собой можно было очень ограниченное количество. В середине июля мы погрузились в длиннейший поезд, состоявший, кроме одного классного вагона, только из товарных. Поездка да Москвы длилась три дня... ...В Москве мы сперва поселились в общежитии на Донской улице – всей семьей в одной комнате. Очень скоро началась трудовая жизнь. Мы с Юрой ходили куда-то на Воробьевы горы и, еле волоча от усталости ноги, но веселые, приносили домой мешки с картошкой. После переезда осенью на Проточный переулок меня отдали в школу №35 второй ступени, в четвертый класс. Совместное обучение с девочками окрасило жизнь в новые краски, однако то, что происходило в школе в целом, занятиями я мог бы назвать с очень большой натяжкой. Дисциплины не было абсолютно никакой. Учились в тех пределах, в каких сами хотели. На экзамене по биологии, например, на вопрос «чем питаются растения» кто-то ответил: «грязной водой» и получил зачет… Я стал почему-то председателем школьной продовольственной комиссии и ежедневно возглавлял ватагу ребят, ходивших в столовую за ужасающими обедами для всей школы. Хорошо все же, что обеды были хоть такие – становилось все голоднее и холоднее. Дров не было, и зимой в квартире стоял мороз. Всей семьей мы перебрались на кухню, обогревавшуюся печкой-«буржуйкой». За дровами я ходил к Брянскому (Киевскому) вокзалу, и подолгу стоял на морозе в ожидании, когда кто-нибудь из возчиков дров соблазнится тем ничтожным количеством рублей, которые я мог предложить, и продаст сырое бревно.
.."
Фото: Д. Кабалевский с матерью и сестрой ок. 1910г
Петрозаводск Сообщений: 2631 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 727
Наверх##10 августа 2017 14:0610 августа 2017 14:06
ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.713 Метрические книги Почтамтской церкви, г.СПб, 1849 год 26 января поручителем при венчании выступал "директор 1-й гимназии статский советник Пётр Давыдов Калмыков"
Петрозаводск Сообщений: 2631 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 727
Наверх##16 августа 2017 20:4016 августа 2017 20:47
ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.999 Метрические книги церкви при 1-й СПб-ской гимназии, 1867 год - 30 апреля венчание; жених - служащий при Первой СПб-ской гимназии старший фельдшер Николай Александров Селезнев, 30 лет, православный, первым браком - 23 июля венчание; жених - служащий при Первой СПб-ской гимназии старшим учителем коллежский ассесор Николай Петров Некрасов, 39 лет, православный, первым браком - 18 мая умер, 21 мая погребен воспитанник Первой СПб-ской гимназии Николай Никифоров, 13 лет, от отека легких, похоронен на Волковском кладбище - 5 ноября умер, 8 ноября погребен служивший при Первой СПб-ской гимназии отставной солдат инвалидной команды Игнатий Ларионов, сын Ларионов, 78 лет, от старости, на Волковском кладбище
Адресат воспитанник 1 гимназии Ю Эттингер, Ивангвская 28 кв 5 (интересно что в справочнике Весь СПб 1901, 1913 годов никто из Эттингеров по этому адресу "не прописан")) рисованная открытка на эсперанто, вероятно от другого воспитанника)) 1912
--- Если поискать в архиве, можно найти что-то интересное. Если поискать в частной коллекции - что-то уникальное.
ЦГИА СПб. ф.457. оп.1. д.63. Список погребенных на Смоленском православном кладбище, г.СПб, 1860 г. 18 марта умер, 21 марта похоронен Петр Давыдов Колмыков, бывший директор 1-й гимназии, действительный статский советник, 51 год, от гангрены
ЦГИА СПб. Фонд 362. Опись 2. Дело 32 Метрическая книга Придворной Таврического дворца церкви, 1850 год
11 сентября родился, 13 сентября крещен Александр, родители: Санкт-Петербургской 1-й гимназии священник и законоучитель Александр Фёдорович Орлов и законная его жена Анна Герасимовна
ЦГИА СПб. ф.19. оп.129. д.2. Метрические книги церкви Св. Апостолов Петра и Павла г.Лодейное Поле Олонецкой губернии бракосочетание 9 января 1880 года; жених - помощник классных наставников Санкт-Петербургской 1-й гимназии состоящий в Х классе Александр Фёдоров Бобылев , православный, первым браком, 32 года; невеста - Лодейнопольского купца Николая Григорьева Рудникова дочь, девица Александра Николаева, православная, 19 лет
ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 125. Дело 391 В Большой Коломне Покровская церковь, г.СПб
1882 год 24 августа похоронена учителя Санкт-Петербургской 1-й классической гимназии губернского секретаря Вильгельма Каспаровича Брок дочь Эмилия, 1 год, от дифтерита
Преобразованная указом от 29 апреля 1830 г. из Благородного пансиона при Университете гимназии 19 ноября того же года получила наименование «С.-Петербургская Первая мужская гимназия». В нее принимались дети потомственных дворян, которые воспитывались в пансионе при гимназии. Полупансионеры и приходящие ученики в гимназию не принимались. К 1850 году гимназия имела семилетний общеобразовательный курс. В ходе реформы народного образования 60-х гг. XIX века Первая гимназия была преобразована в открытое всесословное учебное заведение, стоявшее в одном ряду с другими классическими гимназиями. Находилась в ведомстве Министерства народного просвещения в непосредственном ведении Попечителя С.-Петербургского учебного округа. В начале ХХ века курс обучения в ней стал восьмилетним, с приготовительным классом. Передана в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 г. Преобразована в советскую трудовую школу на основании декрета ВЦИК от 16 октября 1918 г. Аннотация: Указы Сената; циркуляры и распоряжения Министерства народного просвещения и Управления С.-Петербургского (Петроградского) учебного округа общего характера и по организации учебного процесса (1832-1917 гг.). Декреты Советской власти об оплате труда служащих (газетные вырезки; 1918 г.). Журналы заседаний чрезвычайных собраний гимназии (1834; 1836-1837 гг.). Протоколы заседаний Педагогического совета (1856-1858; 1862-1918 гг.). Материалы о деятельности Родительского комитета (1905; 1907-1918 гг.); протокол совместного заседаний Педагогического совета и Родительского комитета гимназии (1918 г.). Протоколы заседаний Хозяйственного комитета гимназии (1871-1883; 1886-1887; 1909-1911; 1913-1918 гг.). Годовые отчеты о состоянии и деятельности гимназии (1831-1825; 1838-1918 гг.); рапорты и отчеты по учебной части директора гимназии (1834-1883 гг.); ежедневные ведомости о состоянии гимназии (1832; 1834-1836; 1843-1851 гг.); статистические сведения о гимназии (1863; 1865; 1880 гг.). Журнал Комитета по перестройке зданий гимназии (1838-1841 гг.); правила к руководству делами Комитета (1838 г.); технический отчет Комитета (1838-1842 гг.); проект перестройки зданий гимназии (1837 г.). Переписка о ремонте и перестройке зданий гимназии (1829-1833; 1837-1839; 1843-1844; 1866-1867; 1872-1873; 1879-1881; 1891; 1905-1906; 1912-1913; 1915 гг.); строительные сметы (1837; 1877; 1888; 1891; 1900 гг.); планы зданий гимназии (1837; 1899; 1905; 1912-1913 гг.). Документы о деятельности Строительной комиссии по постройке гимнастического зала и бассейна гимназии – журналы заседаний, инструкции, сметы на постройку (1914-1916 гг.); чертежи (1914 г.). Переписка о постройке (1840-1841 гг.) и перестройке церкви при гимназии (1893 г.); о церковных старостах (1854-1868; 1896-1902 гг.). Документы о переводе Дирекции училищ в здание гимназии (1868 г.); о передаче участка земли гимназии Духовному ведомству (1897 г.). Правила обучения в гимназии (1838-1840; 1879-1882 гг.); программы обучения (1838-1839; 1855-1857; 1863-1872; 1876-1879; 1900-1901; 1918 гг.); расписания уроков (1864-1868; 1871-1882; 1884; 1889; 1891; 1896-1897; 1902-1917 гг.). Документы об открытии при гимназии параллельных классов (1834; 1863-1872; 1882; 1902 гг.); переписка об их закрытии и восстановлении в гимназии семиклассного срока обучения (1845-1846 гг.); об открытии при гимназии восьмого класса (1874-1876; 1880-1883 гг.). Материалы о преобразованиях в гимназии (1849; 1879-1880 гг.) и введении устава гимназий и прогимназий (1871-1883 гг.); о временном закрытии пансиона (1917 г.). Классные журналы (1860-1865; 1870-1871; 1887-1893; 1899-1900 гг.); отчеты классных наставников (1896-1898; 1907-1908 гг.); ведомости успехов и поведения учащихся (1861-1869; 1912-1918 гг.). Экзаменационные ведомости и аттестаты учащихся (1833-1835; 1841-1918 гг.); сочинения учеников по различным предметам (1848-1850; 1864; 1867; 1912; 1918 гг.). Переписка о стоимости обучения в гимназии (1836; 1867; 1902; 1918 гг.); о суммах, выделяемых на содержание учеников императором и членами императорского дома (1831; 1839; 1865-1869; 1871; 1875-1878; 1882-1886 гг.). Протокол заседания правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам (1913 г.). Материалы о содержании больницы и аптеки при гимназии, медицинском обслуживании учеников (1833; 1825-1836; 1851-1852; 1877-1882; 1886; 1915 гг.). Переписка о покупке учебных пособий и оборудования для гимназии (1834; 1909 гг.); отчеты по библиотеке гимназии (1841; 1848; 1851-1854; 1857-1877 гг.); список библиотечных книг (1832 г.; 1872-1878 гг.). Документы о проведении экскурсий (1908-1914 гг.); о сборе пожертвований на различные цели (1869-1871; 1884; 1902; 1914-1915 гг.). Протоколы заседаний Общества школьных дач (1898-1899 гг.); отчеты о содержании дачи гимназии (печ.экз.; 1894-1896; 1898; 1901 гг.); списки учащихся для отдыха на даче (1915 г.). Переписка об издании учениками гимназии журнала «Неопытное перо» (1910 г.). Документы бухгалтерии. Сметы расходов на содержание гимназии (1831-1918 гг.). Главные (1869; 1871; 1876; 1879; 1884-1885; 1917 гг.) и кассовые книги (1879-1880 гг.); приходо-расходные документы (1831-1861; 1865-1918 гг.). Переписка о составлении исторического очерка о деятельности гимназии; о праздновании 50-летнего юбилея гимназии (1879 г.). Справочные сведения о гимназии для издания дополнения к справочнику «Учебные заведения Министерства народного просвещения» (1896 г.). Документы об устройстве в гимназии карцера (1870 г.); кондуитные списки (1881; 1883; 1885-1916 гг.); штрафные журналы (1881-1882; 1885-1887; 1899 гг.). Документы по личному составу преподавателей и служащих гимназии: штатное расписание гимназии (1859; 1912 гг.); прошения о приеме на службу, увольнении, получении пособий, вступлении в брак (1829-1918 гг.); списки кавалеров разных орденов (1831-1836; 1840-1841; 1857; 1860-1865; 1871-1883 гг.); наградные списки (1833-1835; 1850-1885; 1888; 1890-1899; 1901; 1903-1916 гг.); общие списки, в т.ч. служащих Благородного пансиона (1822-1918 гг.); списки для адрес-календарей (1831; 1843-1860; 1864-1885 гг.); паспортные книга лиц, живущих в доме гимназии (1881-1884 гг.); ведомости на выдачу жалования (1831-1918 гг.); алфавитные книги; формулярные и послужные списки; личные дела (1834-1836; 1843-1859 гг.). Документы по личному составу учащихся гимназии: прошения об определении на учебу, списки поступавших, переведенных в другие учебные заведения и выбывших; характеристики учеников; личные дела (1831-1918 гг.); алфавитные списки, в т.ч. учащихся Благородного пансиона (1827-1831; 1869-1873; 1877; 1918 гг.), общие списки (1878; 1884; 1886; 1891; 1897; 1902-1918 гг.); списки учеников, содержавшихся на счет императора и членов императорского дома (1831-1845; 1847-1856; 1883 гг.); списки стипендиатов различных обществ и частных лиц (1884-1889; 1893-1918 гг.); списки пансионеров (1889-1890; 1894-1915 гг.). План окрестностей г.Полтавы с указанием места переправы Петра I через р.Воркслу после сражения 27 июня 1709 г. (1910 г