На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме:"ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по мужским гимназиям РИ"
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ и обсуждение. Мужские гимназии и пансионы РИ
Гимназия как тип среднего учебного заведения была введена Уставом 1804 г. Цель ее состояла в подготовке учащихся к поступлению в университет и получению знаний, необходимых для благовоспитанного человека». Программа обучения гимназии, установленная Уставом 1804 г., была смешанной: она включала в себя предметы, условно говоря, средних учебных заведений (история, география, физика, латинский, немецкий и французский языки) и университетского курса (статистика, философия, начальные основы политической экономии, математика чистая и прикладная). Столичная гимназия открылась 7 сентября 1805г. в специально приобретенном для нее здании на Мещанской улице (ныне здесь располагается Вторая Санкт-Петербургская гимназия).
В 1811 г. по инициативе попечителя Петербургского учебного округа – С.С. Уварова, особенное значение было отдано преподаванию латинского и греческого языков за счет исключения из курса гимназий предметов, входящих в учебный курс университета. В течение последующих лет число предметов и программы обучения в гимназии неоднократно менялись, и к 1860-м гг. «профилирующими» предметами гимназии были выбраны древние языки и математика. 19 ноября 1864 г. был издан «Устав гимназий и прогимназий» по которому, существующие гимназии были разделены на два типа – реальные и классические. В 1871 г. был утвержден новый Устав гимназий, выделивший только классические гимназии, реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Значительная часть учебной программы гимназий отводилась на изучение древних языков – греческого и латинского. Выпускники гимназий имели право поступать в университет без экзамена.
Добрый день! У меня есть информация, что дед (родился на территории нынешней Запорожской области - ранее г. Александровск) с сентября 1919 г. по май 1921 г. учился в Ревельской Александровской гимназии. В Запорожье о такой гимназии не слышали. Поиск в сети дает единственный вариант - г. Таллин.
Как это понять?
До сентября 1919 г. дед обучался в 1-й Херсонской гимназии. Где можно найти личные дела гимназистов.
Почему не уволили после 3-го раза из 5-го класса. А дали отучится в 6-м и, уже после того, как за один год человек перешел в 7-й - уволили?
[/q]
Вспомнили про распоряжение и "восстановили порядок", т.к. отчислить должны были еще после пятого класса? Может, стали строже отслеживать такие вещи и не разрешать выдавать аттестат зрелости тем, у кого срок обучения превышал допустимый? В аттестатах же записывалось, сколько лет учился... Может, проще было его отчислить сейчас, чем дать доучиться, но не иметь возможности выдать аттестат?
В начале XX века, как никогда ранее, остро встал вопрос о детском образовании в городе Сычевке. Имеющиеся в городе учебные заведения не отвечали возрастающей потребности, в особенности для обучения мальчиков. Гимназии ближайших уездных городов Белого и Ржева были переполнены, а в Гжатске, как и в Сычевке, в тот период мужской гимназии не было. Решение об открытии мужской гимназии в уездной Сычевке напрашивалось, и к концу 1907 года архитектором Департамента народного просвещения статским советником А. Максимовым был разработан проект Сычевской мужской гимназии. В соответствии с этим проектом гимназия должна была представлять собой П-образное 2-этажное каменное здание, с пристроенным 3-этажным каменным флигелем. В здании, кроме классных комнат, планировались помещения под отдельные физический, естествознания и исторический кабинеты, библиотеку, рисовальный класс, актовый зал, гимнастический зал с раздевалками и умывальником, кабинет врача и другие подсобные помещения. Кроме того, в помещении гимназии планировалось устроить буфет с кухней и комнатой для завтраков. Флигель предназначался для жилья директора гимназии, инспектора и преподавателей, как семейных, так и холостых. Площадь постройки должна была составлять 466 квадратных саженей (2121 кв. метр) и иметь объем 2516 кубических саженей (почти 24,5 тысячи куб. метров). Стоимость строительства здания под гимназию оценивалась в 188700 рублей. Такая сумма городской казне была не под силу. На помощь пришли граждане Сычевки. Под строительство гимназии инженером-технологом, потомственным почетным гражданином Аркадием Александровичем Синягиным, по согласованию с братьями Александром, Иваном, Николаем Александровичами, живущими по улице Пушкинской, на углу улиц Артемьевской (ныне улица Крыленко) и Стрелецкой (ныне улица Достоевского) был безвозмездно выделен участок земли в 1050 квадратных саженей (4778 кв. метров). Кроме того, для будущей гимназии городом было безвозмездно передано 0,5 млн. штук кирпича по цене 16 рублей за тысячу, на общую сумму 8000 рублей. Это все, что смогли сделать городские власти для строительства. Остальные финансовые расходы должно было нести Министерство просвещения. Но решение вопроса финансирования затягивалось. Несмотря на все проволочки со строительством нового здания, в 1908 году Сычевская мужская гимназия все же была открыта, являясь частным среднеучебным заведением с правами казенных гимназий. Существовала гимназия на средства города, а также на пособие в 500 рублей в год от уездного земства. О наборе преподавателей во вновь созданную гимназию было объявлено в различных городах России. Прошения о принятии на должность учителя шли в большом количестве, и не только из близлежащих Тверской, Московской, Брянской губерний, но даже из Хабаровска. В гимназию отбирались лучшие преподаватели. Первый учебный 1908/09 год под здание гимназии арендовалось частное помещение. В гимназии было открыто лишь 2 класса с 26 учениками. Первым заведующим Сычевской гимназией был назначен статский советник Евгений Фролович Стефанович, человек болезненный, страдающий болезнью почек. После трехкратного воспаления легких исполнение обязанностей заведующего стало для него в тягость, и по состоянию здоровья он покинул гимназию. В новом 1909/1910 учебном году на должность заведующего гимназией был назначен преподаватель женской гимназии Николай Александрович Фридрих, 1878 года рождения. Сын ученого-агронома, Н.А. Фридрих в 1907 году окончил физико-математический факультет Московского Императорского университета. В том же году он становится преподавателем математики и естествоведения в Сычевской женской гимназии. С 1 августа 1909 года - заведующий мужской гимназией, преподающий математику. Инспектором гимназии назначается статский советник Сергей Григорьевич Ушаков. В числе первых преподавателей гимназии были Л.А. Устрицкая (русский язык) и А.В. Львов (чистописание и рисование). Когда среди архивных документов я нашел прошение о принятии учителем, написанное А.В. Львовым, то был поражен четкостью и изяществом каллиграфии, с которыми оно было выполнено. Вряд ли современные компьютерные технологии смогут выполнить то, что делал простой человек обычным чернильным пером. Для поступления в гимназию назначались вступительные экзамены по русскому языку (письменно и устно) и арифметике (письменно и устно). В первом классе гимназии преподавались такие предметы, как русский язык, немецкий язык, арифметика, география, история, природоведение, рисование и чистописание, Закон Божий. Во втором классе добавлялся французский язык, но не было чистописания. Итак, первый учебный год прошел. Гимназия прекрасно зарекомендовала себя. Ее открытие было полностью оправдано, несмотря на платное обучение (50 рублей в год). Из Вельского, Зубцовского, Гжатского уездов хлынул поток прошений о принятии в гимназию. "...Поступление запросов и прошений для зачисления в число учеников гимназии не прекращается", - указывает в своем докладе городской голова Ап.П. Коптев 29.9.1909 года. Важность расширения гимназии понимали все. "...Экспортная торговля льном и семенем, которую ведет г. Сычевка, требует особых знаний...". К 1909 году, при населении города более чем 6000 человек, детей школьного возраста от 8 до 11 лет насчитывалось 398 человек. В 1909/1910 учебном году в гимназии открывается 3 класс, а число учащихся возрастает до 67. Гимназия переводится в новое здание, ранее занимаемое городской управой. Приглашены в гимназию и новые преподаватели. В открывшемся 3 классе гимназии преподавались: русский, немецкий, французский и латинский языки, алгебра, физика, география, история и Закон Божий. С 30 апреля 1909 года преподавателем французского и немецкого языков становится Мария Николаевна Бекенская. Дочь учителя, статского советника, Бекенская М.Н. в 1895 году окончила с золотой медалью Санкт-Петербургский Елизаветинский институт. С октября 1909 года она одновременно преподает немецкий язык и в женской гимназии. Учителем русского и латинского языков становится надворный советник Дмитрий Николаевич Лебяжьев, 1878 года рождения. Выходец из семьи священника Симбирской губернии, Лебяжьев Д.Н. в 1903 году окончил Казанскую духовную академию. Преподавал в Сычевской гимназии до 1912 года. Преподавать математику, географию и физику было предложено кандидату прав естественных наук Дмитрию Семеновичу Волонцевичу, 1888 года рождения. Волонцевич Д.С. - сын надворного советника - окончил физико-математический факультет (отделение естественных наук) Московского Императорского университета. Дмитрий Семенович одновременно преподавал естественную историю, географию и космографию в Сычевской женской гимназии. В Сычевской мужской гимназии Волонцевич Д.С. преподавал до 1 августа 1915 года. Законоучителем в гимназии с 1908 года был священник соборной церкви Симеон Иоаннович Крапухин. В следующем 1910/1911 учебном году в гимназии открывается 4 класс. Кроме предметов, изучаемых в 3 классе, добавляется геометрия. В 1910 году в гимназию принимается преподаватель немецкого языка, дочь учителя и статского советника Елена Святополковна Степанек, 1890 года рождения. Степанек Е.С. приехала в Сычевку из города Изюм Харьковской губернии. К 1911/1912 учебному году в гимназии открывается 5 класс, а число учащихся возрастает до 128 человек (1 класс -30 учеников, 2 класс - 37 учеников, 3 класс - 26 учеников, 4 класс - 21 ученик, 5 класс - 14 учеников). Несложно заметить, что среди предметов обучения отсутствуют такие предметы, как литература и физическое воспитание. Это совершенно не означает, что данным вопросам не уделялось внимание. Министерством народного просвещения утверждался перечень "книг для обязательного прочтения в каждом классе". Так, в 1 и 2 классах гимназии изучались произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя. В 3 классе, кроме перечисленных писателей, добавлялись "Илиада" и "Одиссея" Гомера. В 4 классе среди изучаемых произведений были "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова, "Кавказский пленник", "Цыганы", "Русалка", "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Старосветские помещики", "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя и другие. В 5 классе изучались "Ревизор" и "Женитьба" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина, "Обломов" И.А. Гончарова, "Недоросль" Д.И. Фонвизина, произведения Л.Н. Толстого, а также "Антигона" Софокла и "Прикованный Прометей" Эсхила. Не так плохо обстояли дела и с физическим воспитанием. В гимназии был учитель гимнастики. В период с 1911 по 1914 годы таким учителем был Павел Живный - австрийский подданный. Гимнастикой гимназисты занимались в зале сычевского гимнастического общества "Сокол", членом которого был и сам директор гимназии (с 1911 года вместо должности заведующего была введена должность директора). Для контроля за состоянием здоровья и оказания своевременной медицинской помощи в 1911 году в гимназии была введена должность гимназического врача, которую неизменно занимал врач, титулярный советник Владимир Дмитриевич Позднее. Позднев В.Д. из потомственных дворян, 1878 года рождения, в 1904 году окончил медицинский факультет Юрьевского Императорского университета. В должности гимназического, а затем и школьного врача проработал до 1 октября 1918 года. С 1912/1913 учебного года в гимназии открывается 6 класс. В этом учебном году в 1-м классе учились 16 гимназистов, во 2-м - 37 гимназистов, в 3-м - 34 гимназиста, в 4-м - 20 гимназистов, в 5-м-18 и в 6-м классе - 12 гимназистов. По сословиям учащиеся распределялись: дети почетных дворян - 6, дети личных дворян и чиновников -21, дети из духовного сословия - 8, дети почетных граждан и купцов - 14, дети мещан и цеховых - 44, дети крестьян - 36 и прочих сословий -8 учащихся. Местные гимназисты жили дома с родителями, но часть учеников из уезда или иногородние размещались на частных квартирах. Для контроля за жизнью учеников на этих квартирах педагогическим советом было решено: "...Квартиры находятся под наблюдением классных наставников. Свои наблюдения за квартирами гг. классные наставники заносят в особо заведенный для сего книги, хранящийся на квартирах. Для наблюдения за порядком в квартире гимназическим начальством назначается один из учеников дежурным, при чем он должен заносить все проступки своих товарищей по квартире в книгу". Родительские собрания проводились крайне редко - 1-3 раза в год. В 1912 году родительских собраний вообще не было. В 1912 году в гимназии вводится преподавание музыки. Для этой цели на средства гимназии были приобретены четыре скрипки, альт, виолончель, контрабас, две флейты, три кларнета, две трубы, две валторны, тромбон, барабаны и тарелки. Рояль брали напрокат у господина Масленикова за 5 рублей в месяц. Вскоре в гимназии появился свой оркестр. Обучением музыке руководил капельмейстер городского оркестра Г. Скрипкин. Спустя два года в гимназии был образован духовой оркестр. Для этой цели в феврале 1914 года на фабрике Ф.С. Непомнящего в г. Ковно было приобретено 10 духовых инструментов на сумму 565 рублей. Увеличение количества классов неизменно вело к увеличению количества учителей, и с 1 августа на должность учителя рисования и чистописания был приглашен Иван Степанович Протасов, окончивший курс Пензенского художественного училища в 1907 году. И.С. Протасов преподавал в гимназии до конца 1916 года. С 1 сентября 1912 года на должность учителя математики был принят Ян Иоганнович Кольберг, окончивший физико-математический факультет Московского Императорского университета. Я.И. Кольберг продолжал преподавать и в 1918 -1919 годах. В том же году учителем русского языка был приглашен кандидат богословия, коллежский советник Леонид Константинович Теляковский, который преподавал до конца 1913 года. С 1 января 1914 года он был переведен преподавателем в Севское реальное училище. Преподавателем латинского языка с 1 июля 1912 года становится Эрих-Евгений-Мартин Якобович Абель, или, как его звали в гимназии, Эрих Яковлевич Абель. Годом ранее на должность учителя истории был принят Владимир Николаевич Чистяков, окончивший Московский Императорский университет в 1911 году (историко-филологический факультет). До ноября 1918 года Владимир Николаевич преподавал в Сычевке, а затем был переведен в г. Калугу. С 1 августа 1912 года по 31 июля 1915 года в мужской гимназии преподавал математику Алексей Дмитриевич Афанасьев, в последующем переведенный в Вяземскую гимназию. В 1912 году в городе Сычевке оборудуется электроосвещение. Педагогический совет мужской гимназии принял решение об электрификации здания гимназии. Был произведен расчет потребности электрического провода и кабеля, но дефицитное в то время электрическое оборудование приобрести не удалось. Электрификация здания гимназии была отложена, как оказалось, на четыре года. А что же новое здание гимназии? Бесконечная переписка, бесконечные заседания, бесконечные уточнения, а строительство на отведенном участке, за все эти годы изрядно поросшем бурьяном, так и не начиналось. То требовалось уточнение проекта по канализации, то по водоснабжению, то по вентиляции... Заседание строительного комитета Министерства народного просвещения от 3 марта 1912 года одобрило строительство новой мужской гимназии в городе Сычевке. К этому времени сметная стоимость строительства возросла до 192499 рублей 59 копеек. И вновь уточнения, снова переписка, которая велась до 1914 года, а далее... Далее "...ввиду военного времени..." средств нет. Так и продолжала существовать мужская гимназия в бывшем здании городской управы, занимая два кирпичных здания в два этажа, с керосиновым освещением и печным отоплением, платя за помещения по 2000 рублей в год. На содержание гимназии в 1912 году было израсходовано 23854 рубля 7 копеек, в том числе из государственного казначейства - 20278 рублей 64 копейки. Новый 1913/1914 учебный год знаменателен тем, что в гимназии был открыт новый 7 класс. Число учащихся выросло до 166 человек. Вместо исполняющего обязанности инспектора гимназии Н. Пляшкевича вновь вернулся из Вельской гимназии статский советник Сергей Григорьевич Ушаков. На этой должности С.Г. Ушаков пробыл до 1917 года. Затем был школьным учителем, а в июне 1919 года он уехал в Саратовскую губернию. В том же 1913 году учителем музыки и пения был назначен Александр Владиславович Богданович, прибывший из Минска, где он был капельмейстером оркестра одного из полицейских участков. Продолжала совершенствоваться и развиваться учебно-материальная база гимназии. К 1 января 1913 года ученическая библиотека включала 819 названий различных изданий в 1258 томах, а фундаментальная библиотека состояла из 315 названий книг и брошюр в 744 томах. В октябре 1913 года для физического кабинета была приобретена паровая машина, которая вызвала немалый интерес у гимназистов. Первая мировая война наложила свой отпечаток на судьбы педагогов мужской гимназии. Исключается из гимназии учитель гимнастики Павел Живный, вместо которого назначается Иоиль Васильевич Медынцев. В новом 1914/1915 учебном году в гимназии открывается 8-й (последний) класс. 173 гимназиста обучались в этот год. И вновь в гимназию принимается ряд новых учителей. Учителем русского и латинского языков был принят Владимир Владимирович Перемиловский. Также учителем русского языка с 1914 года становится Александр Александрович Соколов. На должности учителей математики и физики были приняты коллежский советник Алексей Емельянович Пичужкин и надворный советник Михаил Павлович Прокшин. С 1 августа 1914 года учителем русского языка был принят Владимир Филадельфович Декапольский, человек с нелегкой и загадочной судьбой. В 1913 году погибли его жена и годовалый сын. В.Ф. Декапольский остался с двумя дочерьми, которых он отправил к своим родителям в Орловскую губернию. Каждый отпуск он проводил с дочерьми и родителями в Малоархангельском уезде Орловской губернии. Лето 1918 года не было исключением. Но по окончании отпуска В.Ф. Декапольский в Сычевку не прибыл, чем вызвал беспокойство со стороны коллег. На запрос С.Г. Ушакова, к этому времени возглавлявшего учебное заведение, в малоархангельскую уездную милицию был получен ответ, что 8 сентября учитель В.Ф. Декапольский убыл в город Сычевку и родные о его нынешнем местонахождении ничего не знают. Дальнейшие поиски учителя результатов не дали... Революционные "вихри" продолжали планомерно ломать и калечить судьбы людей, унося их в безвестность. Но вернемся в годы войны. В мае 1915 года директор гимназии Н. А. Фридрих направляет прошение для отправки его на период каникул в гимназии, с 1 июня по 6 августа, в Галицию на Юго-Западный фронт. Мотивировал он свое прошение так: "Я чех и знаю почти все славянские наречия Австро-Венгрии, что необходимо использовать на театре военных действий". Просьба была удовлетворена, и директор гимназии Н.А. Фридрих направляется в действующую армию. Достоверно неизвестна его деятельность на фронте, но в том же 1915 году он награждается орденом Св. Станислава II степени. Осенью 1915 года, вернувшись с фронта, Фридрих Н.А. продолжает работать директором гимназии вплоть до сентября 1918 года. Сычевская мужская гимназия снискала заслуженное уважение у граждан. Число гимназистов с каждым годом неизменно росло. В 1915/1916 учебном году обучались 218 гимназистов, в следующем году - уже 261 гимназист. С 1918 года мужская гимназия стала называться 3-я советская школа II ступени. В этом же году впервые появились смешанные классы: обучались 73 мальчика и 152 девочки из женской гимназии. В учебном 1918/1919 году в 3-й школе обучались 232 ученика и впервые было разделение на несколько 1-х, 2-х и т.д. классов с добавлением литер a,b,c,d. Начиналась новая страница детского образования в советских школах.
Владимир Каплинский. "Старая Сычевка", Смоленск, 2004 г.
Marguncha, спасибо, немного читал про этот фонд. Есть ли там преподавательский состав, не подскажете? Или только выпускники? Вроде должны быть, нашел на форуме: ABY написал:
[q]
в ЦИАМе фонд 459, опись 17 - формулярные списки учителей и деятелей МУО
LtColonel Вы скажите конкретнее что именно вас интересует и за какие года. Если этот учитель - то хоть ФИО назовите)) Да, в описи 17 есть формулярные списки, много. Но дела подшиты по буквам алфавита, поэтому наверняка вы не узнаете ничего, пока не возьмете дело и не пролистаете его целиком. Пару этих дел я видела - они выдаются в малый ч/з (расшиты), формулярные списки там в основном начала 20 века, но попадаются и за 1870-е например, но редко. Охват персон - не сплошником, как повезет. В описи 3 собраны дела самого разного свойства по гимназиям и реальным училищам МУО - есть и ученики, и преподаватели (перемещение, увольнение, прием, выплаты), есть и по ремонту зданий, о родительских комитетах, о форме, об уроках, о происшествиях разных, об экскурсиях, праздновании юбилеев. В общем собрана вся гимназическая жизнь. Для примера какие там дела есть можете посмотреть здесь. Помимо этого в самом ЦИАМе в компьютере забиты кое-какие данные об учителях, в том числе сведения из дел о назначениях (по фамильному поиску выскакивает дело и страница в приказах, где указан человек). Списки учеников есть и в других описях этого фонда. Надо искать. И конечно - отталкиваться от того, что именно вы ищете. Возможно, есть более короткие и простые пути)
Marguncha, меня интересует учитель истории 2-й мужской гимназии Шуф Александр Карлович. Годы службы в гимназии с 1862 по 1868 точно, а предположительно с 1860 по 1873. Источники вроде адрес-календарей и вообще источники из интернета обработаны, пора переходить в архивы. Так же преподавал историю еще в Константиновском межевом институте, во 2-м Московском женском училище и Учительской семинарии военного ведомства. Но основное, 2-я мужская гимназия.
LtColonel, в РГИА есть формулярный список 1349-3-2552 - Шуф Карл Карлович, губернский секретарь, протоколист Смоленской палаты уголовного суда, 1809 г. (формулярные списки) Не ваш ли это?)
А по Шуф Александру вам стоит в ЦИАМе 1) проверить фамилию по поиску в компьютере в архиве - может быть о нем что-то и выпадет, фамилия редкая 2) попробовать заказать формулярные списки из описи 17 459-го фонда. Тут вероятности маловато, но все же стоит попытать счастья 3) в описи 3 фонда 459 пролистать 1-й том, нужные вам года там. Опись составлена по годам, поэтому листать придется все сплошником. 4) посмотреть описи фонда 1905 "Константиновский межевой институт" - я на память не помню есть ли там послужные списки учителей, но весьма может быть (по каким то институтам в ЦИАМ есть хорошая подборка личных дел учителей). 5) и еще - как то давно я нашла формулярные списки учителей со всего МУО в фонде МГУ (вот тут я делала выписки из одного такого дела), 1817 это самый ранний год который там был. А вот до какого года есть списки я точно не помню, но заканчиваются они кажется примерно 1865 годом, так что может быть вы и попадете в этот промежуток. Это фонд 418 опись 486. Списки там были по годам, а за каждый год - формуляры всех учителей со всего МУО, как в выписке.
Газета "Черноморский Вестник" № 142-144 за 26 июня 1902г.
Выпуск 1902г. КУТАИССКОЙ ГИМНАЗИИ В текущем году окончил курс Кутаисской мужской гимназии следующие ученики 8-го класса: Основное отделение 1. Абашидзе Павел – князь, прав.имер, поступает в Новороссийский ун-тна матем.фак. 2. Абуладзе Иван – сын чиновн, правосл, имерет, поступает в Новор. ун-т на медиц. фак. 3. Авалиани Григорий – сын подполковна прав, имерет, поступает в Новор. ун-т на естест. фак. 4. Акопов Иван – сын чиновн, римско-кат,грузин,пост. В С-Петерб. унив. на юридич. фак. 5. Ардишвиди Ярослав – дворян, правосл, имерет, поступ. в Варш. унив. на юрид.фак. 6. Бакрадзе Владимир – сын чиновн, прав, имеретин, поступ. в Новороссийский ун-тна юридич.фак. 7. Васьковский Михаил – сын провизора, прав, русский, поступ. в Варш. унив. на юрид.фак. 8. Гамцемлидзе Александр – сын чиновн, правосл, имеретин, поступ. в харьк. ун. на мед.фак. 9. Гобечия Иван – дворянин, правосл, имеретин поступ. в С-Петерб. унив. на филологич.фак. 10. Гогеберидзе Борис – дворянин, правосл,имеретин поступ. в Новор. ун-т на медиц. Фак. 11. Димонт Георгий – мещанин, правосл, русский, поступ. в С-Петерб. унив. на матем.фак. 12. Езиков Бонавентура – сын купца, римско-катол, грузин, поступ. в Новор. ун-т на медиц. фак. 13. Езиков Семен – сын купца, римско-католич, грузин, поступ. в харьковский унив. на матем.фак. 14. Зергель Николай – сын чиновн, православный, русский, поступ. в С-Петерб. унив. на матем.фак. 15. Иосселиани Александр – дворянин, православный, имеретин, пост. в С-Петерб. унив. на юридич. фак. 16. Квариани Семен – дворянин, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на медиц. Фак. 17. Кикодзе Николай – сын чиновника православный, имеретин поступ. в Новор. ун-т на медиц. Фак. 18. Компанион Степан – французско-поданный, римско-катол, француз, поступил технологический институт Императора Николая 1. 19. Кутателадзе Александр – сын дьякона, правосл, имеретин поступает в Новор. ун-т на естест. Фак. 20. Кутателадзе Дормендос – дворянин, правосл, имерет, поступил в Новороссийский ун-тна матем.фак. 21. Малевский Станислав – сын чиновника римско-катол, поляк, поступил в Варшавский политехническ. Институт. 22. Мачавариани Александр – сын чиновника, правосл, имеретин поступил в С-Петерб. Политехн.институ металлург.отд. 23. Мгалоблишвили Василий – дворянин, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на филолог.фак. 24. Мдивани Николай – дворянин, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на естеств. Фак. 25. Немсадзе Владимир -сын священника, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на медиц.фак. 26. Охотин Антоний – сын врача, правосл, русск. поступил в Московский унив. на матем.фак 27. Охотин Виктор – сын врача, правосл, русский поступил в Московский унив. на юридич.фак. 28. Хундадзе Григорий – дворян. Правосл, гуриец поступ. в Новор. ун-т на медиц.фак. 29. Эристов Георгий – внязь, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на юридич.фак. 30. Яшвили Григорий – дворянин, правосл, имеретин поступ. в Новор. ун-т на медиц.фак. 31. Ященко Виктор – сын чиновника, правосл, русский пост. в С-Петерб. филолог. Институт. Допущено к испытанию на аттестат зрелости 33 человека, из коих двое удостоены аттестата зрелости. Из 31 человека основного отделения окончили курс: своекоштных 15 человек, стипендиатов 6 чел, конвиктеров 3 и казенно-конштных по отделу туземцев 7 человек. Параллельное отделение: 1. Азсаркисов Александр – сын купца, армяно-григор, армянин, поступает в Московский унив. на филолог.фак. 2. Арафаилов Алексей – сын чиновника, правосл, русский поступает в Новор. ун-т на матем.фак. 3. Арджаванидзе Михаил – сын купца, правосл, имеретин поступает в Новор. ун-т на медиц.фак. 4. Бахтадзе Моисей – крестьянин правосл, имеретин поступает в Новор. ун-т на матем.фак. 5. Бежанов Михаил – сын купца, римско-катал, армян, поступает в Харьк.универ. на мед.фак. 6. Василевский Роман – дворянин римско-катал, поляк поступает в Варшав.универ. на мед.фак. 7. Волох Моисей – сын кутаисского жителя иудейского испов, еврей, поступает в Мюнхенский унив. на медиц.фак. 8. Гегечкори Евгений – дворянин, правосл, мингрелец поступает в Киевск.унив. на мед.фак. 9. Кадиев Семен – сын чиновника, армяно-григор, армян, поступает в институт путей сообщения Императора Николая 1. 10. Кащенко Александр – сын чиновника, правосл, русский, поступает в Московское военное училище. 11. Келбокиани Николай – сын чиновника, правосл, имеретин поступает в в Новор. ун-т на естест.фак. 12. Коркашвили Александр – дворянин, правосл, имерет, поступает в Новор. ун-т на медиц.фак. 13. Костава Андрей – мещанин, православн, имеретин, поступает в Новор. ун-т на юридич.фак. 14. Лордкипанидзе Григорий – дворянин, православн, имеретин поступает в в Новор. ун-т на медиц.фак. 15. Новоспасский Георгий – сын чиновника, правосл, русский, поступает в Московский унив. на матем.фак. 16. Оганезов Николай – сын купца, армяно-григор, армян, поступает в горный институт Императрицы Екатерины П. 17. Церетели Василий – сын священника, правосл, имеретин поступает в Новороссийский унив. на медицин.фак. Допущено к испытанию зрелости 19 человек, из коих два не удостоены аттестата зрелости. Из 17-ти абитуриентов – 1 симпедиат, 1 конвиктер и 1 казенный воспитанник по отделу туземцев.
Итак допущено к экзаемену всех абитуриентов в двух отделениях 52 человека, из них 48 удостоены аттестатов зрелости, а четырем, не выдержавшим установленного испытания, отказано в аттестатах. Экстернами на свидетельство зрелости держали три человека, из них получил таковое свидетельство только одни – Домашев Сергей, остальным отказано: слабо подготовлены. Серебрянными медалями награждены: Малевский, Мачавариани и Новоспасский. По учебным заведениям распределяются: 1. В Новорос.универ. пост.23 ч. 2. - Харьковский – 3 3. - Варшавский – 4 4. - Киевский – 2 5. - С.-Петербургский – 5 6. - Московский – 4 7. - С.-Петерб.филол.инст. - 1 8. - С.-Петерб.политехн.инст. - 1 9. - Горн.инст.Имп.Екат.П-й – 1 10. - Техн.ин.имп.Николая 1 – 1 11. - Инст.п.сооб.имп.Ник.П – 1 12. - Москов.воен.училище – 1 13. - Варшав.политех.инстит. - 1 14. - Мюнхенский университет – 1. По факультетам так распределяются: На юридический – 8. Медицинский – 17. Математический – 9. Естественный – 4. Филологический – 3.