Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО)
Научно-справочный аппарат, контакты, переписка, заметки.
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
2 июня 2017 2:36 В этой теме собираю ссылки на научно-справочный аппарат, заметки о составе интересующих меня фондов, кое-что из переписки с архивом. --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:23 --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:35 24 декабря 2020 4:46 Научно-справочный аппарат на сайте архива ссылка Список фондов ЦАНО по состоянию на 01.03.2017 docxКраткий справочник по фондам ЦАНО по состоянию на 01.01.2016 docxФонд 570. Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии ссылка Указатель населенных пунктов Нижегородской губернии со сведениями о церковнослужителях и прихожанах церквей по фонду Нижегородской духовной консистории pdfОпись 10. Лукояновский уезд. 1847-1931 гг. docxНаучно-справочный аппарат на сайте "Открытый текст: электронное периодическое издание" ссылка Фонд Р-1679. Управление нижегородского губернского инженера ссылка Опись 1. 1923-1924 гг. Опись 1. 1925 г. Опись 1. 1926 г. Опись 1. 1927 г. Опись 2. 1925-1926 гг. Часть 1 Опись 2. 1925-1926 гг. Часть 2 Опись 3 Опись 4 --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:44 22 июня 2017 11:04 Интересное на сайте ЦАНО Волостные правления в Нижегородской губернии второй половины XVIII - начала XX века rarЗемские начальники rarМировые посредники rarНижегородское по крестьянским делам присутствие rarИсторическая справка по Нижегородской губернии ссылка --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:49 22 июня 2017 10:49 Скачать на сайте ЦАНО: rar. Волостные правления в Нижегородской губернии второй половины XVIII – начала XX веков Понятие «волость» на протяжении российской истории имело разное значение. Его употребление известно с XI столетия. В Древней Руси волость — вся территория земли (княжества), полусамостоятельный удел, сельская территория, подчиненная городу. В XIII —XVIII веках существовали волости на черных, то есть государственных, дворцовых, боярских, монастырских землях. Волости отдавалась князем в «кормление» волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами. С середины XVI века государственные власти приступили к отмене системы кормлений. В XVII веке в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы. Согласно Высочайше утвержденному докладу Экспедиции государственного хозяйства «О разделении казенных селений на волости и о порядке внутреннего их управления» от 7 августа 1797 года в Нижегородской губернии, как и в других, создавались волости, и для их управления учреждались волостные правления, в деятельности которых сочетались элементы административного управления и сословного самоуправления. В дореформенный период (1797–1864) волостные правления создавались только в волостях с государственными крестьянами до 6 тысяч ревизских душ, избирались на волостных сходах и подчинялись Палате государственных имуществ. Волость называли по главному селению. Так, в Нижегородском уезде появились, например, Безводнинское и Бешенцевское, в Арзамасском – Новоусадское и Выездновское, в Балахнинском уезде – Городецкое и Гнилицкое волостные правления. Всего в Центральном архиве Нижегородской области сохранились дела более 100 волостных правлений, в том числе 12, относившихся к Костромской губернии, и 1 – к Владимирской. Высочайше утвержденный доклад Экспедиции государственного хозяйства «О разделении казенных селений на волости и о порядке внутреннего их управления» от 7 августа 1797 года гласил: «В том селении, где будет волостное правление назначать ежегодно по очереди одну из обывательских изб для его пребывания или установить оное в одном и непременном месте с добровольного согласия и вспоможения деньгами от всех деревень, ту волость составляющих». Волостное правление состояло из волостного головы, писаря и старосты или выборного того селения, в котором находилось правление. Волостного голову и писаря избирали на два года, в селах выборного – на год. Волостному голове устанавливался оклад, который он должен был получать от сельского общества, – 20 рублей в год, писарю – 15. Кроме того, члены волостного правления освобождались от всех видов государственных повинностей. Однако обязанность платить казенные подати за ними сохранялась. Вместе с выборными из крестьян каждого отдельного села или деревни волостному голове вменялось в обязанность доводить до сведения селян необходимые узаконения, взыскивать окладные и неокладные подати и сборы, а также заботиться о добронравии поселян, а христиан «вразумлять их о необходимости причастия Святых Тайн каждый год и об исповедании перед причащением своих грехов». Таким образом, основной экономической функцией волостного правления был сбор, хранение и передача податей губернским властям. В волостном правлении должны были храниться приходные и расходные тетради, деньги, с той волости, собираемые для разных общественных нужд, все письменные дела и присылаемые от начальства повеления. Из одного такого дела узнаем, что в 1845 году с 1499 государственных крестьян Варварского сельского мирского общества Трифоновской волости Макарьевского уезда было собрано: – Общественных сборов, которые делались для приготовлений на случай пожаров, содержания органов управления, на размежевание земель и на составление хозяйственного капитала – 966 р. 85 к. (по 64,5 к. с души). – Для того чтобы не отвлекаться от сельского хозяйства и промыслов на исправление натуральных повинностей, а нанять для этих целей других людей, крестьянами было собрано 1566 р. 45,5 к. (по 1 р. 4,5 к. с души). – На земские повинности, состоящие в частности в содержании почтовых дорог, крестьяне отдали по 31,5 к. с души, всего получилось 472 р., 18,5 к.. – Сбора на содержание земской полиции ¬ 134 р. 91 к. (по 9 к. с души). – Вспомогательного земского сбора – 89 р. 94 к. (по 6 к. с души). – Государственных податей (подушный сбор) – 5711 р. 19 к. (по 3 р. 81 к. с души). Для сбережения собранных средств имелся особый ларец или сундук с замком, который должен был всякий раз закрепляться печатью волостного головы в присутствии выборного того села или деревни, которые являлись центром волости. Между тем волостной голова отчитывался о собранных суммах перед миром, и если отчет устраивал крестьян, в тетрадях, которые служили для записи сборов, грамотный крестьянин или приходской священник делали запись, что миром деньги считаны. При этом волостной голова не должен был вмешиваться в раскладку податей внутри каждого села. У волостного правления была и еще одна немаловажная задача–формирование резервных хлебных запасов. В том же 1845 году с крестьян Варварского сельского мирского общества Трифоновской волости Макарьевского уезда было собрано на составление капитала народного продовольствия 89 р. 94 к. Причем, если запасной хлеб пролежал 2 года, волостное правление было обязано продать его и купить зерновых свежего урожая, а если продать было по каким-либо обстоятельствам невозможно, то крестьяне должны были обменять старые злаки на новые из своих запасов. Но и раздачу резервного хлебы волостной голова должен был делать не иначе как с согласия мира. Контроль за состоянием запасных хлебных запасов был поручен волостному правлению. Волостной голова исполнял роль судьи в маловажных делах между крестьянами, но если последних решение головы не устраивало, они имели право обратиться в суд. Волостное правление осуществляло надзор над вдовами и сиротами, а также над ленивыми и нерадивыми, каждый месяц инспектируя их хозяйства. В его обязанности также входили постройка и содержание богаделен для престарелых и больных крестьян, не имеющих родственников. Прежде чем поручить кому-либо опеку над сиротами, волостное правление описывало в подробностях все имущество умершего родителя. Например, такая опись была сделана после смерти крестьянина Петра Сизова села Черная Маза, у которого оставалось трое малолетних детей, опека над которыми была поручена другому крестьянину их же села. Вместе с сельскими выборными волостной голова следил за противопожарной безопасностью в селах и деревнях, заранее распределяя обязанности между крестьянами в случае возгорания. Полицейская функция волостного правления заключалась в наблюдении за сельскими и деревенскими старостами, а также вместе с последними в контроле за законностью отлучек крестьян. Члены волостного правления несли ответственность не только за ущемление государственных интересов своим нерадением и злоупотреблением, но и за несправедливость в отношении вверенных их руководству крестьян. В узаконении говорится: «они как за упущение своих должностей, так и за удручение своих подчиненных подвержены равному будут взысканию и по закону истязанию». Но и крестьяне должны были повиноваться волостному правлению под опасением взыскания. В случае ослушания волостного головы и обиды его словом виновный должен был платить пеню в размере 1 р., а в случае рукоприкладства – 3 р. Также за последний проступок предусматривалось тюремное наказание или обязательные работы. В 60-х годах XIX столетия для всего крестьянского населения губернии создавались однотипные низшие органы управления: в каждом селе сельский сход избирал кандидатов в волостной суд (сословный крестьянский судебный орган) и на волостной сход, на котором, в свою очередь, избиралось волостное правление, с 1874 г. подчинявшееся уездному по крестьянским делам присутствию, а с 1889 г. – земскому начальнику. Пореформенный период более богат сохранившимися документами волостных правлений. Здесь можно встретить и приговоры крестьянских сходов, и распоряжения властей, и отчеты о разных сборах. Одними из наиболее востребованных дел фондов волостных правлений, пусть и не полностью сохранившихся, являются посемейные списки крестьян отдельных селений. Они составлялись с целью гражданского учета. Посемейные списки активно используются для составления родословных. Изучая их, можно узнать состав семьи крестьян, возраст детей каждого конкретного крестьянина и, возможно, его внуков. Волостные правления ликвидированы постановлением Совета Народных Комиссаров от 30 декабря 1917 года «Об органах местного самоуправления». --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:51 Скачать на сайте ЦАНО: rar. Нижегородское по крестьянским делам присутствие Во время реформы 1861 года для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, так же, как и ранее для удельных и государственных крестьян, были созданы крестьянские сословные учреждения – сельский и волостной сходы, их общества и правления. Для контроля за деятельностью всех крестьянских сословных учреждений государство создало систему органов надзора, законодательным основанием для которой явились «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. «Положения …» состояли из ряда отдельных законов, трактовавших те или иные вопросы реформы. Согласно «Положению о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» от 19 февраля 1861 года в целях «устройства поземельных отношений крестьян и надзора за ними» сформировались местные учреждения Министерства внутренних дел – губернские по крестьянским делам присутствия, которые руководили осуществлением крестьянской реформы на местах. Они являлись административно-судебными органами, осуществлявшими контроль над временнообязанными крестьянами после отмены крепостного права. Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию (а по некоторым делам и судебную инстанцию). Оно находились под председательством губернатора. В его состав, кроме губернатора и вице-губернатора, входили два непременных члена от правительства, губернский предводитель дворянства, и либо управляющий Палатой земледелия и государственных имуществ, либо прокурор окружного суда или его товарищ (если присутствие выступало как судебная инстанция). Также в работе присутствия принимали участие управляющий Казенной палатой, председатель губернской земской управы и четыре местных дворянина-помещика. Два непременных члена присутствия являлись его штатными сотрудниками. Они назначались из лиц, не менее трех лет проработавших в должностях не ниже VI класса, связанных с управлением крестьянскими делами. Непременные члены могли производиться в V класс (статский советник), а при особых заслугах — в IV класс (действительный статский советник). Непременный член губернского присутствия назначался министром внутренних дел из двух кандидатов и утверждался в должности с Высочайшего разрешения. При присутствии состоял секретарь – чиновник губернского правления. Функции губернских по крестьянским делам присутствий заключались в разборе жалоб, утверждении добровольных соглашений между помещиками и крестьянами и частных распоряжений по крестьянским делам. Присутствия рассматривали и утверждали все сделки, приводившие к изменению границ сельских обществ, и вопросы исключения за провинности из сельских обществ. В губернском присутствии дела рассматривались без участия сторон. Решения губернских присутствий могли быть обжалованы во втором департаменте сената. Нижегородское губернское по крестьянским делам присутствие было учреждено 14 марта 1861 года (фонд Нижегородского губернского по крестьянским делам присутствия № 66 хранится в Центральном архиве Нижегородской области). Так как все правоотношения, связанные с крестьянским землепользованием, были чрезвычайно конфликтными, присутствие заседало часто, имело обширное текущее делопроизводство, а его непременные члены были одними из основных помощников губернатора. В 1861 году члены присутствия разъясняли крестьянам правила о порядке наделения их высшим земельным наделом, они же курировали замену барщины денежными платежами. В 1862 году Министерство внутренних дел просило нижегородского губернатора «время от времени сообщать ему об успехах замены издельной повинности денежными платежами, указывая вместе с сим на затруднения, которые препятствуют более быстрому прекращению обязательного труда». Сведения же по этому вопросу губернатору сообщало присутствие. После дарования крепостным личной свободы, бывшие дворовые люди приписывались или к крестьянским обществам, или к мещанским. Высочайшим указом от 19 февраля 1861 года, на основании «Общего положения об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости», для престарелых лиц, инвалидов и детей-сирот – бывших дворовых людей – устанавливалось денежное пособие. Ранее их обязан был содержать помещик, теперь они получали пособие из так называемого «рублевого сбора» с бывших крепостных Нижегородской губернии. Рублевый сбор с бывших дворовых людей, приписанных в крестьяне, собирал мировой посредник участка, а с приписанных в мещанство – градские думы и ратуши. Собранные деньги они передавали в губернское казначейство, из которого денежное пособие поступало в уездное казначейство. Однако с 1866 года во всей Российской империи рублевый сбор, поступающий с дворовых людей, перешел в депозиты губернского по крестьянским делам присутствия. Списки дворовых людей, получающих пособие, с этого момента распределяло по мировым участкам уездов губернское присутствие. В 1880-х годах правительство произвело некоторые финансовые реформы: 18 мая 1882 года была уменьшена подушная подать, а с 1 января 1886 года и вовсе прекращено ее взимание. Также была уменьшена сумма выкупных платежей. Эти реформы отразились в документах, сохранившихся в ЦАНО: присутствие занималось взносами выкупных платежей и их отсрочкой, следило за ходом оброчных и выкупных недоимок, за увеличением и уменьшением оброка по просьбе крестьян, рассматривало ходатайства рабочих заводов о сложении с них повинностей ввиду их бедственного положения, изыскивало пособия погорельцам, и т.п. В 1887 году присутствие разработало инструкцию «Об исполнении закона 18 марта 1886 года». Закон предусматривал порядок разрешения семейных разделов в сельских обществах с общинным пользованием землею. В нем в первый раз встречается точное указание на права старшего домохозяина. Необходимость закона была вызвана дроблением и без того некрупных наделов крестьян. Как объяснялось в инструкции, «наделение крестьянских обществ землей по числу ревизских душ было причиною установившегося среди крестьян взгляда на равноправность по отношению пользования общинной землей всех лиц, записанных в ревизских сказках, без различия – домохозяин ли это лицо или неотделенный член семьи. При таком взгляде сын, живущий в одном доме с отцем, считает себя вправе для образования самостоятельного хозяйства отделить от семейного надела причитающийся ему, как записанному в ревизию, участок …». Инструкция же прописывала сельским и должностным лицам крестьянского управления, как именно производить переделку общественной земли, скидку и наложение тягол. А главное – как производить семейные разделы, разъясняя права и обязанности сельских обществ и отдельных домохозяев. С целью предупреждения споров и тяжб, надо было ознакомить крестьян с их правами на общинное имущество. Присутствие «нашло нужным разъяснить эти права, желая поддержать авторитет патриархальной власти главы семейства». Подчеркивалось что домохозяин – пользователь общинным имуществом, а общество – полноправный владелец этого имущества. Кроме того, губернское присутствие представляло сводную ведомость о состоянии посевов по губернии в Управление сельской продовольственной части Российской империи. До 1889 года присутствие выступало как верхняя судебная инстанция по отношению к уездным мировым съездам (съездам мировых посредников), которые занимались составлением уставных грамот, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами и осуществляли надзор за крестьянским общественным управлением. К новым функциям присутствия в 1880-х годах можно отнести прослеживающееся про документам переселение нижегородских крестьян в Сибирь (в Томскую, Оренбургскую и Самарскую губернии), курирование мирских капиталов волостных и сельских обществ, открытие Крестьянского поземельного банка и участие в открытии школ. Указом Сената от 27 июня 1874 года, «Положением об изменениях в устройстве местных учреждений по крестьянским делам», мировые посредники и уездные мировые съезды были упразднены, взамен которых образованы Уездные по крестьянским делам присутствия. Преобразование 1874 года вызвано было жалобами на полное бездействие мировых посредников по надзору за крестьянским самоуправлением, а также ходатайствами земств, находивших содержание мировых посредников для себя обременительным. Комиссия, выработавшая «Положение об изменениях...», распределила обязанности мировых посредников между несколькими органами. Надзор же за крестьянским самоуправлением, который, по замечанию той же комиссии, имел «более нравственный, чем юридически-определенный характер», она вверила уездным по крестьянским делам присутствиям. Отдавая преимущество коллегиальному учреждению, комиссия исходила из того, что единоличный орган «обнаружил бы на практике или ту неудовлетворительность деятельности, в которой упрекают нынешних мировых посредников (то есть бездействие), или, наоборот, недостатки бывших окружных начальников ведомства государственных имуществ» (то есть «излишнее вторжение во внутренние дела крестьянского самоуправления, неизбежно влекущее за собою произвол»). Уездные по крестьянским делам присутствия находились под председательством уездного предводителя дворянства, в их состав входили непременный член присутствия, уездный исправник, председатель уездной земской управы и один из почетных мировых судей. Непременный член уездного присутствия назначался министром внутренних дел из двух кандидатов, избиравшихся каждые три года губернским земским собранием из числа дворян-землевладельцев. По делам, имеющим отношение к взиманию казенных сборов и вообще к отбыванию населением денежных повинностей, в заседаниях уездных присутствий принимали участие и податные инспектора. Они имели право голоса. Самостоятельной властью облечены были лишь два члена присутствия – исправник и непременный член, но только в круге дел, предоставленных им специально, помимо присутствия. Апелляционной инстанцией служило губернское по крестьянским делам присутствие. Еще закон о выкупных платежах и оброчной в пользу помещика повинности предусматривал, что «… каждое сельское общество … имеющее более 40 ревизских душ, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей». Ближайшее наблюдение за взносами и повинностями лежало на сельском и волостном начальстве. В дополнениях к «инструкции для руководства волостных и сельских должностных лиц», составленной губернским по крестьянским делам присутствием в 1874 году, вносилось правило, по которому сельское и волостное начальство обязывалось «об открывшихся при учете старосты или сборщика податей, а также волостного старшины беспорядках в счетоводстве, поздней сдаче в казначейства собранных в уплату податей денег или растрате оных, доносить немедленно уездному по крестьянским делам присутствию». Волостные старшины обязаны были ежемесячно доносить уездному присутствию об успехе взыскания окладных сборов, податей и выкупных платежей, на основании чего уездные присутствия могли следить за правильностью и своевременностью распоряжений сельского и волостного начальства по взиманию окладных сборов. Кроме того, в функции уездных присутствий входили утверждение волостных старшин, удаление от должности волостных и сельских писарей, наложение взысканий на должностных лиц волостных правлений и подобного. Считалось, что преобразование 1874 года сократило расходы земств по содержанию крестьянских учреждений, но улучшений в сфере крестьянского самоуправления не достигло. Непременный член уездного присутствия, один на весь уезд, проживавший у себя в усадьбе, не мог осуществлять надзор за органами волостного и сельского управления. Притом у непременного члена не было необходимой власти немедленного распоряжения и взыскания — сначала он должен был сделать доклад в уездном присутствии, которое собиралось не более одного раза в месяц. Вследствие этого в волостях происходили беспорядки, счетоводство велось неправильно и небрежно, собранные подати вносились несвоевременно, должностные лица совершали частые растраты денежных сумм. Эти беспорядки объяснялись отсутствием надлежащего надзора за крестьянским общественным управлением и бесконтрольностью волостных и сельских должностных лиц. Поэтому губернское и уездные по крестьянским делам присутствия были ликвидированы на основании «Положения о преобразовании местных крестьянских учреждений» от 12 июля 1889 года. В том же году при введении «Положения о земских участковых начальниках», они были преобразованы в губернские присутствия без обозначения их специфических функций по отношению к крестьянству (старые названия губернские по крестьянским делам присутствия сохранили только в Киевской, Подольской и Волынской губерниях). Итак, Нижегородское по крестьянским делам присутствие действовало с марта 1861 года до своей ликвидации 1 сентября 1890 года. Нижегородское губернское присутствие с теми же функциями просуществовало до 21 июля 1918 года. Гл. архивист Абросимова Л.В. --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 10:59 Скачать на сайте ЦАНО: rar. Земские начальники Земский участковый начальник был особым чиновником в Российской империи в 1889 – 1917 годах. Должность земских начальников была приурочена не к уездам, а к участкам, поскольку народонаселение империи к XX веку возросло, и уезд уже не мог быть низшей административной единицей. Земские начальники как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Уездные присутствия, составленные из лиц, имеющих другие занятия по прямым своим должностям, оказались бессильными в деле упорядочения крестьянского управления. Законные интересы населения, основанные на неформальных сделках и договорах, не были защищены. Главной причиной существовавшего в деревнях беспорядка, от которого страдали все жители уезда и все отрасли местной деятельности, было фактическое безвластие уездных присутствий при формальном многоначалии. Необходимо было установить на местах близкие к населению и авторитетные для него правительственные органы, которые заведовали бы крестьянским делом во всей его совокупности, руководили бы всеми важнейшими проявлениями жизни и быта сельского населения, охраняли его интересы и были бы притом снабжены необходимыми властными полномочиями. Эту задачу и призван был решить институт земских начальников. Рекрутировать их надлежало из принадлежащих к дворянскому сословию местных земских деятелей. Автором идеи института земских участковых был А.Д. Пазухин, симбирский помещик, алатырский уездный предводитель дворянства. Он надеялся воскресить должность мирового посредника, которая, по его мнению, была скомпрометирована земцами. Бывший в то время министром внутренних дел граф Д.А. Толстойс симпатией отнесся к этому мнению. В результате особое совещание нескольких губернаторов и губернских предводителей дворянства под председательством товарища министра внутренних дел князя К.Д. Гагарина составило проект «Положения о земских начальниках», который был рассмотрен в Государственном совете 28 января 1889 года. Император Александр III в целом его поддержал, повелев расширить судебную компетенцию новых крестьянских учреждений. Проект «Положения об установлениях, заведывающих крестьянскими делами» (т.е. о земских участковых начальниках) был Высочайше утвержден 12 июля 1889 года. Особенностью института земских начальников было соединение в одной должности административной и судебной власти. Земский начальник как администратор, вершил поземельное устройство крестьян - разбирал и разрешал иски и споры, относящиеся к исполнению актов о поземельном устройстве крестьян и истекающих из прежних обязательных отношений между помещиками и крестьянами. При разрешении всех конфликтов между сельскими обществами и частными владельцами земель земские начальники выступали как полномочные администраторы. Конфликты же внутри сельских обществ разрешались крестьянским самоуправлением – сельскими и волостными сходами, которые имели полномочия только над землей и над членами сельских обществ. Над крестьянским самоуправлением земский начальник имел надзорные полномочия. Он предлагал собственные вопросы для обсуждения на сходе; проверял все приговоры сходов, и, при усмотрении нарушения закона, мог передать дело на решение уездных съездов, а должностных лиц сельских и волостных управлений временно устранить от должности. Земский начальник также утверждал в должности избранных волостных старшин и принимал и разрешал жалобы на них. Земский начальник при необходимости мог исполнять обязанности уездного исправника или станового пристава, в том числе руководить нижними чинами уездной полиции. Он же надзирал за состоянием и расходованием мирских капиталов, сельских ссудно-сберегательных касс и подобных им учреждений мелкого кредита. Опекунства, учрежденные над малолетними сиротами сельского состояния, также были в его ведении. По закону 12 июня 1889 года бессословный мировой суд в уездах ликвидировался, его дела были переданы частично земскому начальнику, частично волостному (сословному) суду, который также напрямую зависел от земского начальника. Земские начальники имели равные судебные полномочия с городскими судьями, образу совместно с ними нижнюю судебную инстанцию. Так, земскому начальнику были подсудны следующие гражданские дела: иски на сумму не свыше 500 рублей, возникающие по найму земельных угодий и по личному найму, по повреждениям полей, лугов и иных угодий; иски по другим личным договорам и обязательствам, если сумма иска не превышала 300 рублей; иски о личных обидах и оскорблениях; иски о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательств по искам на всякую сумму. Земские начальники рассматривали также дела, подсудные волостному суду, если об этом просили обе стороны. Если судить по документам, сохранившимся в ЦАНО, в основном как судья земский начальник разбирал аграрные дела (по лесным вырубкам, потравам, найму сельских рабочих, аренде земельных угодий и т. д.). Земский начальник имел также и полномочия накладывать административные взыскания (в современных терминах – право рассматривать дела об административных правонарушениях). До 1906 года за маловажные проступки земский начальник мог, «без формального производства», подвергнуть должностных лиц сельского и волостного управлений и суда денежному взысканию не свыше 5 рублей или аресту не свыше 7 дней. В том же порядке, с составлением лишь в каждом случае особого протокола, земский начальник мог подвергнуть денежному взысканию не свыше 6 рублей или аресту не свыше 3 дней всех «лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению», в случае «неисполнения законных его распоряжений или требований». Земскому начальнику были подсудны и уголовные дела: все преступления и проступки, за которые полагался штраф не более 300 рублей или тюремное заключение на срок не более одного года (кража без взлома, мелкое хулиганство, нанесение побоев и т. п.). Над земским начальником стояли две инстанции: уездный съезд и губернское присутствие. Уездному съезду земский начальник был обязан передавать на решение наиболее важные вопросы (отмену приговоров сходов и т.п.). Губернское присутствие занималось рассмотрением жалоб на решения уездных съездов и земских начальников. 9 февраля 1890 года в Нижегородской губернии открылся временный губернский комитет по введению в действие «Положения о земских начальниках …». Каждый уезд был разделен на определенное число участков – в основном от 4 до 6 участков в одном уезде. С 1 сентября 1890 года институт земских начальников был введен официально. Должности земских начальников в губернии были замещены в конце 1890 года. Документы, связанные с их деятельностью, отложились в ЦАНО в 50 фондах участковых земских начальников и 11 фондах уездных съездов земских начальников. Документы участковых земских начальников охватывают следующий круг вопросов: ведомости об общественных хлебных запасах и продовольственных капиталах сельских обществ, об утверждении в должностях сельских старост, волостных старшин, председателей и членов волостных судов, о взыскании общественных сумм, об утверждении в правах наследства, о пожарах в деревнях и на заводах, о выдаче семенных ссуд, о поступлении окладных и страховых сборов, о рассмотрении приговоров сельских сходов, о продаже крестьянского имущества за долги, о разрешении телесных наказаний, об исключении из крестьянского общества за порочное поведение, о лесных пожарах, об эпидемиях, эпизоотиях и др. С конца 1890 года в губернии стали действовать и уездные съезды земских начальников. В каждом уезде съезд собирался под председательством уездного предводителя дворянства из всех земских участковых начальников уезда. Уездный съезд состоял из двух присутствий — административного и судебного. Документы фондов уездных съездов показывают, что уездные съезды рассматривали дела об утверждении отчетов земских начальников, решений волостных и сельских сходов, о взимании разного рода казенных сборов, отбывании сельским населением денежных повинностей и о переделах земель крестьянскими обществами (например, о соединении нескольких сельских обществ в одно). Уездные съезды также разбирали жалобы на неправильные постановления земских начальников и волостных и сельских учреждений и должностных лиц, дела о продаже недвижимого имущества крестьян для взыскания с них недоимок, об оказании помощи населению, пострадавшему от неурожая, о выборах должностных лиц в волостные и сельские управления, о наделении землей крестьян, об утверждении должностных лиц в волостные суды. Интересны сведения о переселении крестьян за Урал и дела о призрении семейств нижних воинских чинов (1914, 1915 годы). Институт земских начальников с течением времени не только не умалялся, а наоборот, приобретал большее значение. Важнейшие государственные мероприятия задумывались в расчёте на земских начальников, как на главную местную исполнительную силу: упорядочение общего передела надельных земель по правилам от 8 июня 1893 года и упорядочение взимания окладных сборов по положению от 23 июня 1899 года распространялись лишь на те местности, где были введены земские участковые начальники. Временные правила 12-го июня 1900 года по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей также всецело опирались на крестьянские учреждения – земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия. Новые полномочия были возложены на земских начальников в ходе аграрной реформы 1906 года. Сельские общества были обязаны укреплять за желающими крестьянами земельные участки общинной земли в личную собственность. Если сельское общество отказывалось это делать, заявитель мог обратиться к земскому начальнику, который выделял землю и составлял акт об укреплении своей властью. (Если бы укрепление происходило только по общественным приговорам, то, возможно, что реформа была бы неосуществима). К 1 января 1914 года было постановлено 2046010 актов об укреплении земли в личную собственность, приблизительно по 900 актов в среднем на каждого земского начальника. 14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», который продолжил разрушение традиционной сельской общины: все члены общин, в которых не было общих переделов с момента наделения их землей, получали права частных собственников, даже если они и не изъявляли такого желания. Закреплял права собственности удостоверительный приговор сельского схода. При отказе схода выдать такой приговор бывшему члену общины, необходимые документы оформлял земский начальник. 29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве». Закон подчеркнул курс на выделение хуторов и отрубов и на полное разверстание сельских обществ. В связи с этим событием 2-10 декабря 1911 в Н.-Новгороде состоялся съезд предводителей дворянства, земских начальников, непременных членов землеустроительных комиссий, уездных членов окружного суда и чинов губернских учреждений для объединения на местах деятельности должностных лиц. Разверстание производили уездные землеустроительные комиссии, в которые входил и земский начальник. В результате аграрных реформ 1906-1912 годов полномочия земских начальников были несколько урезаны. В должности земских начальников часто усматривалось ограничение крестьянского самоуправления. Поэтому указом от 5 октября 1906 года было отменено право земских начальников подвергать штрафам и арестам частных лиц, подведомственных крестьянскому управлению. Законом же от 15 июня 1912 года о преобразовании местного суда вновь были восстановлены мировые судьи, вследствие чего должность земского начальника была освобождена от судебных функций. Таким образом, в результате изменившихся в начале XX века условий жизни были произведены некоторые изменения и в институте земских начальников, но сам он сохранился. Он выполнял вою задачу – будучи органом правительственного контроля, удовлетворять потребности земледельческого и землевладельческого классов и охранять земский мир. Институт земских начальников был ликвидирован постановлением Временного правительства от 1 сентября 1917 г. Гл. архивист Л.В. Абросимова --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
| Aljenka Модератор раздела
Россия Сообщений: 1025 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 627 | Наверх ##
22 июня 2017 11:03 Скачать на сайте ЦАНО: rar. Мировые посредники Еще до осуществления реформы 1861 года Главный комитет по крестьянскому делу для разбора споров между помещиками и их временно-обязанными крестьянами предложил учредить мировых судей и уездные расправы1. Предполагалось, что мировые крестьянские учреждения должны соединить оба сословных элемента – помещичий и крестьянский, а мировые судьи избираться крестьянами на три года из местных дворян-помещиков. Уездную же расправу должно было составлять постоянное присутствие из двух заседателей – одного от помещиков, другого от крестьян, под председательством мирового посредника. Эти предложения были Высочайше утверждены 25 марта 1859 года в качестве основных принципов, которые при дальнейшей разработке проекта о мировых крестьянских учреждениях подверглись весьма существенным изменениям. Ввиду того, что крестьянские учреждения, где надлежало председательствовать мировому посреднику, должны были иметь по преимуществу характер посреднический и административно-судебный, а вместе с тем рассматривались как временные и исключительные, название «мировые судьи» было заменено на «мировые посредники». При обсуждении проекта в Главном комитете по крестьянскому делу решено было временно отказаться от выбора мировых посредников, так как им предстояло участие в грядущих преобразованиях в такое время, когда крестьянские общества еще не могли быть образованы для производства выборов. Главный комитет признал необходимым назначение мировых посредников на первые 3 года после издания «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года предоставить губернаторам. Губернаторы избирали посредников из списка кандидатур, представленных уездным дворянским собранием, по совещанию с губернским и уездными предводителями дворянства, и представляли избранных на утверждение сенату. Удаление мировых посредников от должности и предание суду также было предоставлено сенату – чтобы придать посредникам самостоятельность. Создавая такой порядок назначения мировых посредников, комитет считал это временным явлением, предполагая вернуться к принципам, Высочайше утвержденным 25 марта 1859 года. В законе было прямо оговорено, что «порядок избрания мировых посредников по истечении 3 лет должен быть определен особыми правилами». Однако в 1864 году посредники были оставлены в должностях сначала еще на год, а потом по особым постановлениям и далее, по 1867 год включительно. Для образования второй инстанции мировых крестьянских учреждений решено было учредить не постоянные присутствия, а временные мировые съезды в уездных городах с назначением в состав каждого съезда особого члена от правительства. Правда, в 1870 году министерство Внутренних дел разрешило упразднить в Нижегородской губернии должности членов от правительства при уездных мировых съездах.2) При окончательном утверждении закона в состав мирового съезда в качестве председателя был введен уездный предводитель дворянства. Первоначальное решение о создании выборной системы, способной установить прочную органическую связь между мировыми посредниками и крестьянским самоуправлением, поставленным под их надзор, никогда не было осуществлено. Должности мировых посредников, уездные и соединительные мировые съезды были утверждены в марте 1861 года на основании «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 19 февраля 1861 года. В одном из первых циркуляров Нижегородского губернского по крестьянским делам присутствия от 8 декабря того же года вменялось в обязанность мировым посредникам разъяснение крестьянам правил наделения их высшим земельным наделом3. Им также надлежало ведать делами по общественному управлению крестьян: первоначальным образованием и открытием сельских обществ и волостей, изменениями в их составе, утверждением волостных старшин и постоянным надзором за действиями крестьянского управления. Посредники должны были выявлять нарушения крестьянскими властями своих обязанностей, рассматривая жалобы на действия крестьянского управления от самих обществ, отдельных крестьян и помещиков. Мировые посредники представляли в губернское по крестьянским делам присутствие добровольные соглашения между помещиками и крестьянами об уменьшении крестьянского надел; мирские приговоры об удалении порочных членов из среды общества; дела о перенесении крестьянских усадеб и обмене угодий, если в мировом съезде не состоится по этим делам единогласного решения и другие. Посредникам предоставлено было право налагать на должностных лиц крестьянского управления определенные взыскания (замечание, выговор, штраф до 5 рублей и арест до 7 дней), удалять их от должности и предавать суду. Сверх того, ведению мировых посредников было предоставлено еще и судебно-полицейское разбирательство споров между людьми всех сословий по найму сельских рабочих, аренде земель, по потравам и порубкам в частных угодьях и лесах (так было до введения судебных уставов императора Александра II, когда все иски и споры судебного свойства, не касающиеся отношений между помещиками и временно-обязанными крестьянами, отошли к судебным установлениям). Можно предположить, что из всего чиновничьего аппарата ближе к народу были мировые посредники. Поэтому, когда в 1862 году министр внутренних дел просил нижегородского губернатора «время от времени сообщать ему об успехах замены издельной повинности денежными платежами, указывая вместе с сим на затруднения, которые препятствуют более быстрому прекращению обязательного труда», то упомянутые сведения доставляли губернатору через губернское по крестьянским делам присутствие именно мировые посредники4. Они же собирали «рублевый сбор» с бывших дворовых людей, приписанных в крестьяне. Собранные деньги отдавали в губернское казначейство, а с 1866 года в губернское по крестьянским делам присутствие. Туда же направляли сведения о числе бывших дворовых людей, которые должны были получать пособие из «рублевого сбора» – инвалидах, одиноких стариках и детях-сиротах5. К компетенции уездных мировых съездов также относились: разбор жалоб на решения мировых посредников, на волостные сходы и волостных должностных лиц; исправление уставных грамот вследствие поверочного измерения надела. Документы ЦАНО отражают и участие уездных мировых съездов в назначении очередей для выборов волостного и сельского начальства6. Министерство Внутренних дел поручало мировым съездам вместе с мировыми посредниками следить за назначением волостными сходами крестьян в рекруты7. Так, Сергачский съезд мировых посредников в 1866–1871 годах рассматривал дело об уклонении от рекрутской повинности государственных крестьян из татар уезда8. В основном съезды мировых посредников курировали выкуп земли крестьянами у помещиков9. Соединительные съезды мировых посредников занимались составлением уставных грамот, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами, осуществляли надзор за крестьянским общественным управлением. Деятельность мировых посредников делится на два периода. В первом, когда ряды мировых посредников пополнялись лучшими представителями русского общества (так называемые «мировые посредники первого призыва»), а институтом этим дорожила высшая администрация, когда округ каждого посредника был не слишком обширен, деятельность их была весьма успешна. Возможно, хорошему ведению крестьянского дела также способствовало то обстоятельство, что в первое время после реформы император разрешил военным и морским офицерам, пребывающим в длительном отпуске, занимать должности в мировых учреждениях. Многие стали мировыми посредниками, и дела у них шли успешно. Первый период продолжался менее трех лет. В настроении высших сфер наступила перемена. Ослабело «исключительное уважение к институту посредников со стороны самой администрации, как к учреждению, на котором отражалось величие только что совершившегося акта освобождения». Лучшие из первоначальных деятелей по тем или другим причинам вышли из числа посредников. Например, в мае 1865 года последовало императорское повеление о возвращении на службу военных и морских офицеров (желающие остаться на должностях в мировых учреждениях могли занять аналогичные должности в Прибалтике)10. Число мировых посредников сократилось (большей частью до двух в уезде), что привело к увеличению территории, вверенной ведению каждого из них, а вместе с тем и числу дел. Должность мирового посредника из выборной перешла в несменяемую службу. Под влиянием этих неблагоприятных обстоятельств мировые посредники по отношению к главной оставшейся за ними функции – надзору за крестьянским самоуправлением –стали проявлять полное бездействие. Земства жаловались на сложившуюся ситуацию и на обременительность содержания мировых посредников (одному только члену от правительства при уездных мировых съездах земская управа должна была выплачивать тысячу рублей в год).11 Надо учесть также, что главной задачей мировых посредников было приведение в действие «Положений о крестьянах …» от 1861 года и разрешение дел, вытекающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами. По мере выполнения этой задачи, с введением в действие уставных грамот и с переводом крестьян на выкуп, число мировых посредников постепенно сокращалось. Все это привело к упразднению самого института мировых посредников. Обязанности мировых посредников были распределены между несколькими органами. В надзоре за крестьянским самоуправлением, который, по замечанию комиссии, занимавшейся этим вопросом, имел «более нравственный, чем юридически-определенный характер», мировых посредников и уездные мировые съезды заменили уездные по крестьянским делам присутствия. Функции съездов мировых посредников стали выполнять уездные по крестьянским делам присутствия, а функции мировых посредников — непременные члены уездных по крестьянским делам присутствий, главная обязанность которых состояла в надзоре за крестьянским общественным управлением и в ведении дел уездных присутствий. Взимание податей с крестьян было возложено на полицию, а судебные дела ведались частью волостным судом, частью учреждёнными в 1864 году мировыми судьями. Упразднение мировых посредников и образование уездных мировых съездов последовало по указу Сената от 27 июня 1874 года, принявшего «Положение об изменениях в устройстве местных учреждений по крестьянским делам». Мировые посредники оставались в западных губерниях, за исключением Витебской, Могилевской и Минской, и в губерниях закавказских (Елисаветпольской, Бакинской и Эриванской и в части Тифлисской). Деятельность мировых посредников Нижегородской губернии с 1861 по 1888 год отражена в документах, отложившихся в 26 фондах мировых посредников, 3 фондах съездов мировых посредников (Съезд мировых посредников Нижегородского уезда, Съезд мировых посредников Сергачского уезда, Съезд мировых посредников Лукояновского уезда), фонде Соединительного съезда мировых посредников Семеновского и Балахнинского уездов и фонде землемера Нижегородского съезда мировых посредников12. Гл. архивист Абросимова Примечания. 1. Энциклопедический словарь. С.-Пб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 1896 г. Ст. 423 – 425. 2. ЦАНО. Ф. 2590. Оп. 2123. Д. 1. Л. 27 – 28. 3. Там же. Ф. 66. Оп. 16 б. Д. 3062. 4. Журнал Нижегородского губернского по крестьянским делам присутствия. №10-37. Н. Новгород 1862. С. 254. //СИФ ЦАНО. 5. ЦАНО. Ф. 66. Оп. 16 б. Д. 3212. 6. Там же. Ф .2590. Оп. 2123. Д. 1. Л. 10. 7. Там же. Ф. 2590. Оп. 2123. Д. 1. Л. 31. 8. Там же. Ф. 2069. Оп. 1940. Д. 1. 9. Там же. Ф. 1520. Оп. 1. Д. 1. 10. Там же. Ф. 66. Оп. 12. Д. 3676. 11. Там же. Ф. 2590. Оп. 2123. Д. 1. Л. 28. 12. Там же. Ф. 243 – 258; 1505 – 1510; 1520; 1554 – 1555; 2069; 2111; 2151 – 2461; 2590; 2777; 2778. --- Пожалуйста, не пишите личных сообщений. Задавайте вопросы в соответствующих разделах форума. Мой дневник: http://forum.vgd.ru/1346/
Фамилии: Люлины, Андреевы, Соколовы (Тверская губ.); Зуевы, Лукьяновы (Нижегородская губ.); Цыкуновы (Витебская губ.); Товпеко, Мякинник (Минская губ.). | | |
|