Москва, до 1908 г. -
Шехавцов Борис, 1 класс(?) Имперского лицея в память Цесаревича Николая (привилегированное закрытое высшее учебное заведение для детей из дворянских семей, существовавшее с 1868 по 1917 годы; совр. Дипломатическая академия МИД России на Остоженке) .

В 1860–70-е гг. в русском обществе активно дискутировались вопросы реформы среднего образования. Острая полемика шла между сторонниками и противниками «классической системы образования». Созданный по инициативе публицистов «Московских ведомостей» П.М. Леонтьева и М.Н. Каткова Лицей цесаревича Николая в Москве стал образцовым учебным заведением и служил примером отстаиваемого в «Московских ведомостях» классицизма.
Сначала лицей размещался в доме бывшего дворянского клуба на
Большой Дмитровке, а затем в 1873–1875 гг. было выстроено новое зда-
ние на Остоженке, состоявшее из четырех соединенных между собою
четырехэтажных корпусов. При постройке здания в первую очередь при-
нимались во внимание гигиенические требования: все классы были свет-
лые, с высокими потолками, в них были установлены пюпитры разной
величины для воспитанников разного возраста. На четвертом этаже нахо-
дились помещения для 50 лицеистов-пансионеров: 50 отдельных комнат,
3 учебных аудитории, особая столовая, куда кушанье подавалось посред-
ством подъемной машины.
Одними из главных отличительных особенностей лицея, по замыслу
его учредителей, являлись отсутствие казенной регламентации и индиви-
дуальный подход к каждому воспитаннику. В лицее были гимназические
классы, курс обучения в которых был рассчитан на 8 лет и предусмат-
ривал изучение двух древних языков, и трехгодичный лицейский курс,
приравнивавшийся к университетскому и организованный по трем отде-
лениям: историко-филологическому, математическому и юридическому.
Выпускники лицея получали права выпускников университетов, но долж-
ны были выдержать публичные экзамены в Московском университете.
При лицее был пансион, рассчитанный на небольшое число пансио-
неров: основатели хотели, чтобы пансион имел характер семейный, а не
представлял собой казарму с жесткой дисциплиной и казарменными же
порядками. Для занятий во внеучебное время в лицее были предусмотре-
ны «туторы» – индивидуальные наставники, в задачи которых входила
забота об образовании, воспитании, физическом развитии воспитанников.
Особое внимание уделялось здоровью последних, причем для этого
соблюдались жесткие гигиенические требования. В классе ученики долж-
ны были проводить не более двух часов подряд. Между занятиями были
введены значительные промежутки, во время которых были обязатель-
ные физические упражнения и гимнастика. В середине учебной недели
предусматривался один день с меньшим количеством уроков. В лицее поощрялись физические развлечения и игры: лапта, крикет, футбол и др., причем крикетные и футбольные принадлежности выписывались из Лон-
дона. Разрешалось покупать лодки и кататься на них. Все воспитанники
обучались фехтовальному искусству. Не было лишь верховой езды, от
которой организаторам пришлось отказаться из-за дороговизны занятий.
В лицее были своя церковь, баня, больница, постоянный врач – профес-
сор Московского университета В.И. Ельцинский, имевший здесь же свою
квартиру. Питание как для пансионеров, так и для «приходящих» лицеис-
тов было организовано великолепно, никаких ограничений в еде, «порци-
онного питания» не было.
Лицей, основанный Катковым и Леонтьевым, быстро стал одним из
самых уважаемых и престижных учебных заведений, аттестат которого
ценился очень высоко.
Выпускники лицея, как правило, занимали значительные посты в
государстве и становились видными деятелями на различных поприщах.
Среди самых известных воспитанников можно назвать одного из основа-
телей партии кадетов, председателя II Государственной Думы Ф.А. Голо-
вина, патриарха Московского Алексия I, обер-прокурора Священного
Синода А.Н. Волжина, членов Государственного совета В.М. Андреев-
ского, А.Н. Лобанова-Ростовского и Л.А. Георгиевского, предпринима-
теля С.Т. Морозова, крупного предпринимателя и депутата Государст-
венной Думы М.Н. Бардыгина, историка С.В. Бахрушина, художника
и искусствоведа И.Э. Грабаря, музыковеда К.М. Мазурина, художника
А.Я. Головина и многих других.
Преподавателями в лицее служили профессора Московского универ-
ситета, Московской консерватории и других учебных заведений. Здесь
преподавали немецкий филолог-классик, теоретик музыки и перевод-
чик Рудольф Вестфаль, профессор физики Московского университета
Н.А. Любимов, профессор математики Петровской сельскохозяйственной
академии Я.Я. Цветков, декламацию вел артист Малого театра И.В. Сама-
рин. Для многих представителей политической элиты принадлежность
преподавателя к лицею уже являлась хорошей рекомендацией и свиде-
тельствовала о высоком профессиональном уровне.
Одна из главных задач Лицея – быть, выражаясь современным языком,
«экспериментальной площадкой», образцовым учебным заведением клас-
сической системы русского образования. Древние языки преподавались в
Лицее не в меньшем объеме, чем в прочих гимназиях, а, наоборот, в боль-
шем. Правда, по словам самих же учеников лицея, система обучения древ-
ним языкам была поставлена совершенно иначе, нежели во всех других
«классических» гимназиях. «У нас были отборные преподаватели древних
языков, и самая система преподавания отличалась от гимназической: нас не мучили грамматикой и вводили в изучение классиков очень умело и
успешно. Нас постепенно приучали читать латинский и греческий текст
alivreouvert (как открытую книгу (франц.). – Е.П.), и мы уже в VI классе
изрядно разбирали Горация» [23, c. 1017], – писал в мемуарах один из ли-
цеистов. Ученики выпускного VIII класса лицея более или менее свободно
понимали любого древнего автора, чего гимназисты любой другой гимна-
зии никогда не достигали. И вместе с тем в лицее классицизм «решитель-
но никогда не вызывал ровно никаких неудовольствий или оппозиции» и
«родители очень охотно отдавали своих детей, несмотря даже на очень
высокую плату за ученье».
Лицеистов не перегружали домашними заданиями, количество и объемы которых были умеренными, но при этом все задания являлись обязательными для исполнения, а для отличников существовали дополнительные задания повышенной сложности. Все это должно было способствовать формированию самостоятельного мышления и навыков научной деятельности.
.jpg)
//Е.В. Перевалова, Лицей цесаревича Николая (1868–1917) –
образцовое учебное заведение нового типа. / ВЕСТНИК МГГУ им. М.А. Шолохова. Отечественная история.