Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Станичная история. Прочноокопская.

Материалы, фотографии и документы по истории ст.Прочноокопской

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: RinaZ
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ О НАРЫШКИНЫХ.
“Обнимаю вас еще раз — пора в путь”

Письма с Кавказа декабриста М. М. Нарышкина. 1837—1838 гг.

Михаил Михайлович Нарышкин (1798—1863) в 1815 г. посещал занятия в Московском учебном заведении для колонновожатых, в службу поступил подпрапорщиком в Псковский пехотный полк, которым командовал его старший брат Кирилл Михайлович 1. С этим полком был в заграничном походе во время 100 дней Наполеона Бонапарта. Подпоручик (1817), переведен в лейб-гвардии Московский полк (1817), поручик (1818). Член “Союза благоденствия” (1818). Штабс-капитан (1819), капитан (1822). Член Северного общества (1823). Полковник с переводом в лейб-гвардии Измайловский полк (1823). Женат с 12 сентября 1824 г. на фрейлине императрицы Марии Федоровны графине Елизавете Петровне Коновницыной. Вел переговоры от имени Северного общества с руководителями Южного общества (1825). Участник подготовки восстания в Москве (декабрь 1825 г. ). Осужден по IV разряду и по конфирмации 10 июля 1826 г., приговорен к каторжным работам на 12 лет, срок сокращен до 8 лет. Отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь (1827) 2. Доставлен в Читинский острог (20 марта 1827 г. ), прибыл в Петровский завод в сентябре 1830 г. По указу 8 ноября 1832 г. обращен на поселение в г. Курган Тобольской губернии, куда прибыл в 1833 г. 3

Перемена климата при переезде из Петровского завода в Курган вначале благотворно отразилась на здоровье Е. П. Нарышкиной, последовавшей за мужем в Сибирь, но затем у нее снова начались нервические припадки и приступы спазматической астмы. Поэтому 4 января 1835 г. Елизавета Петровна подала через графа А. Х. Бенкендорфа прошение императрице “о перемещении ее с мужем в одну из южных губерний России” 4. Но в этом ей было отказано 5. Были также предприняты старшей сестрой декабриста Маргаритой Михайловной Тучковой 6 и тещей М. М. Нарышкина, графиней Анной Ивановной Коновницыной попытки добиться разрешения Е. П. Нарышкиной выехать в Россию для консультации с опытными врачами и лечения, но и они оказались безуспешными 7. [58]

Большую роль в судьбе М. М. Нарышкина и ряда других декабристов сыграло посещение Кургана 5 июня 1837 г. наследником — будущим императором Александром II. Путешествуя по Сибири в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского, великий князь под его влиянием отменил распоряжение местных властей, приказавших декабристам никуда не показываться во время пребывания его в городе. Более того, Жуковский передал им пожелание наследника, чтобы они присутствовали во время церковной службы, устроенной по случаю праздника Троицы. Подобное событие подразумевало возможность каких-то милостей для ссыльных; несомненно, этого ожидало и общественное мнение. Вскоре декабристы узнали, “что цесаревич с первого ночлега своего после Кургана, из Златоустовского завода, отправил фельдъегеря с письмом к государю, в котором просил об освобождении нашем, о возвращении нас на родину” 8.

В. А. Жуковский присоединился к просьбе наследника в защиту декабристов. 8 июня из Златоуста он писал: “Государь, даруйте всепрощение несчастным, осужденным и достойно наказанным по заговору 1825 года. Пускай этот акт, в котором выразится самодержавие во всей свойственной ему красоте и силе, ознаменует первое посещение Сибири сыном царским. Пускай в то же время скажут во всей России: "Государь показал нам своего сына ангелом радости". Этот ангел увидел страдание и несчастие и сделал свое дело; он молил за них своего правосудного отца, и отец послушал сына, подобно Отцу Небесному, перед Которым Сын ходатайствовал о спасении осужденных. А это, государь, скажут все, и с каким чувством к вам и к вашему сыну!” 9

В Указе Правительствующему Сенату от 22 июля 1837 г. Николай I писал: “Вняв ходатайству любезнейшего сына нашего [...], мы признали за благо оказать некоторые облегчения и милости тем из находящихся в Сибири ссыльным, кои хотя очернили себя заблуждениями и преступлением, но ныне поведением своим заслуживают, чтобы на них было обращено действие нашего милосердия” 10.

24 июня А. Н. Мордвинов писал графу А. Х. Бенкендорфу: “Ходатайство Его Высочества обратилось и на некоторых государственных преступников. Вчера последовало повеление об определении на Кавказ рядовыми: Нарышкина, Розена, Фохта, Лорера и Лихарева” 11. Это известие привез 1 августа в Курган брат Е. П. Нарышкиной граф Григорий Петрович Коновницын 12, выехавший из Петербурга 15-17 июля 13, а 6 августа тобольским губернатором князем П. Д. Горчаковым было подписано официальное уведомление о переводе М. М. Нарышкина рядовым на Кавказ 14.

Полученное “монаршее соизволение” произвело на всех огромное впечатление, но реакция каждого была различной. “Мы с городничим, — вспоминал Н. И. Лорер, — поехали к Нарышкиным и там застали уже Розена, и все вместе разбирали и обдумывали будущую нашу судьбу. Нарышкин был спокойнее всех и даже радовался случаю, который давал ему возможность вывезти жену свою из [59] Сибири и мог доставить ей свидание с ее матерью и братьями” 15. А. Ф. Бриген писал: “Эта новость нас всех встревожила не только за самих себя, но и за доброго и милого нашего Нарышкина. Елизавета Петровна слегла даже в постель. 22-го августа выехали Нарышкин и Коновницын в Тобольск. 24-го августа выехали туда же добрый и почтенный Мих[аил] Александр[ович] Назимов, Лихарев и Лорер” 16. В Тобольске, как сообщает Н. И. Лорер, “с приездом Одоевского и Черкасова мы составили комплект новых солдат и отправились вшестером в новый неизвестный нам край, из 40 градусов мороза — в 40 градусов жары” 17.

Закончился сибирский период жизни М. М. Нарышкина. Впереди его ожидала тяжелая, полная опасностей, служба на Кавказе (1837-1844). Публикуемые письма, относящиеся к первому периоду этой службы (1837-1838), характеризуют взаимоотношения с начальниками, с бывшими “соузниками”, с друзьями, родственниками и знакомыми, а также показывают быт и настроение декабриста на Кавказе. Надеюсь, что это позволит не только дополнить, но и скорректировать некоторые тезисы, сформулированные Ю. М. Лотманом 18 и, вслед за ним, О. В. Гавришиной 19.

Подлинники документов, в основном, хранятся в фонде 133 Коновницыных и Нарышкиных в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Письма публикуются в хронологической последовательности, по правилам современной орфографии и пунктуации; сокращения восполнены в квадратных скобках.

Публикатор благодарит сотрудников Отдела рукописей ИРЛИ за предоставление русского перевода текста письма Е. П. и М. М. Нарышкиных к А. Ф. Бригену от 9 октября 1838 г., а также Л. М. Волконскую, С. В. Думина, А. В. Свиридова и Ю. В. Хитрово за помощь в подготовке примечаний.

Публикацию подготовил профессор А. К. НАРЫШКИН.
http://www.vostlit.info/Texts/...etext1.htm
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
№ 1
Указ об увольнении от службы М. М. Нарышкина

По указу Его Величества, Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая

Предъявитель сего, Прапорщик Михайло Михайлов сын Нарышкин, как из формулярного его списка видно: Вероисповедания Православного; от роду ему сорок семь лет; из Государственных преступников; за женою родовое имение в Псковской губернии 170 душ и в Тульской губернии 250 душ крестьян благоприобретенных; по Высочайшему повелению возвращен из поселения и назначен в Отдельный Кавказский корпус и по предписанию командовавшего 20-ю пехотною дивизиею 22 сентября [1]837 года за № 31-м зачислен в Навагинский пехотный полк рядовым [1]837 ноября 14-го; по Высочайшему повелению, за отличие в сражении противу горцев, произведен в унтер-офицеры [1]838 декабря 16-го; за отличие в сражении противу горцев по Высочайшему повелению произведен в подпрапорщики [1]841-го генваря 1-го; за отличие в экспедиции противу горцев Высочайшим приказом произведен в прапорщики тысяча восемьсот сорок третьего года июня двадцать пятого дня, со старшинством с 31-го августа 1842 года, имел тогда от роду сорок пять лет.

В походах и делах против неприятеля был:

1837 года октября с 24-го по 29-е в движении к аулам Исенгиреевским и истреблении их; с 13 по 19-е ноября действительно в перестрелках с горцами находился.

1838 года генваря с 18-го по 24-е число в сражении с отрядом к реке Белой и разбитии за оною хищнической партии, шедшей к нашим границам; марта с 3 по 16-е движение отряда к Урухаевскому племени, обитающему по реке Лабе; апреля с 16 по 21-е за рекою Белою, где 18-го числа уничтожены два аула и разбито многочисленное сборище абазехов близ разоренного аула Али-Харцизова; с 27 сентября по 8-е октября в поиске за неприятелем от устья до вершины Лабы и разбитии оного; 6-го октября между Ходзом и Лабою действительно находился.

1839 года на восточном берегу Черного моря апреля 28-го 11 в амбаркации войск в Тамани 12, 3-го мая в высадке при устье реки Субаши 13 и в жарком деле при занятии этого пункта, с сего числа по 30-е мая при Укреплении лагеря, и приуготовительных работах к возведению укрепления, в это время перестрелках; с 4-го по 9-е мая при устройстве засек; 29-го при занятии высоты, разделяющей долины рек Шахе и Субаши, и в деле при занятии высоты левого берега реки Шахе; с 30-го мая по 5-е июля в возведении форта Головинского и перестрелках, происходивших во все это время в передовой цепи; 6-го июля в амбаркации при форте Головинском и 7-го в высадке войск при устье реки Псезуапе, в деле при занятии этого пункта, в перестрелках 8-го и 9-го при устройстве засеки; с 10-го июля по 31-е августа в работах при возведении форта Лазарева и перестрелках, происходивших во все это время 14; 31-го августа в [200] амбаркации войск при форте Лазареве и высадке оных, 4-го сентября при кр[епости] Анапе; сентября 11-го в движении из Анапы к вершине реки Мыского; с 12-го сентября по 9-е октября произведение укрепления Раевского и в перестрелках 16-го и 27-го сентября, 2-го и 8 октября при следовании колонн с[о] строительными материалами и съестными припасами, от Мыского к Николаевской станице и обратно; с 19-го по 22-е октября в движении отряда обратно от Мыского к ст[анице] Витязевой и оттуда в Черноморию, по день возвращения на квартиры и в перестрелке, бывшей при том 19-го числа, — находился 15.

1840 года с 22-го февраля по 1-е марта, для обозрения по Лабе местностей, предопределенных для новых поселений 16, при чем высланными разъездами захвачено в плен хищников 21 человек; апреля с 14-го по 19-е в движении с отрядом от ст[аницы] Воронежской к реке Белой и обратно к Усть-Лабинской переправе; мая с 3-го ноября по 21-е в действующем Лабинском отряде, занимавшемся возведением на Лабе укреплений: Махошевского и Темиргоевского; постов Урупского и Чамлыкского и устройством 4-х станиц первого Лабинского Казачьего полка, а также укреплений Зассовского, Новодонского, Новогеоргиевского и поста Калиновского, причем 17-го июня с частью войск находился в поиске неприятеля за рекою Лабою 17; сентября 2, 3, 4 и 5-го в движении от Махошевского укрепления к реке Белой и перестрелке при оной с абазехами; 5-го на правом берегу этой реки, где тогда же уничтожены были аулы 18 и все сено, принадлежавшее абазехам; октября с 17-го по 25-е за рекою Лабою, для предупреждения скопищ горцев, намеревавших вторгнуться в границы наши и сражении с оными, 11-го числа на высотах горы Канактуа, 21, 22, 23, 24 и 25-го того же октября чрез реку Геагу к реке Белой, при которой, 22-го числа, после жаркой перестрелки с абазехами, в большом количестве истреблены запасы сена и хлеба, принадлежавшие неприятелю, и обозрены все места, нужные для будущих препятствий.

1841 года генваря с 26 на 28-е, в отряде при истреблении за рекою Белою трех Абазехских аулов и отражении при обратном следовании неприятельских атак, на арьергард и боковые цепи 19; марта с 15-го по 22-е за рекою Лабою для предупреждения измены, отложившихся Эрухаевских и Темиргоевских аулов, и 20-го в сражении с десятитысячным скопищем горцев, в продолжении шести часов неостановочно нападавших на отряд; апреля с 3-го по 25-е в сражении с отрядом, прикрывавшим Беслинеевский аул от скопища горцев, грозившего силою поднять и увести их в горы; 6-го у рассеянии оного без боя при вершине Малой Лабы; 17-го совершенном разбитии и овладении всеми запасами и котлами, тем же собранием бывшими сложенными в одном крепком ущелье по вершине Губса; мая с 1-го по октября 26-е в войсках действующего Лабинского отряда, занимавшегося возведением на Лабе укрепления и укрепленных постов Шалаковского, Подольского и Житомирского и в движениях за Лабою; июля 17-го к вершине реки Гупс в сражении с горцами во время истребления двух отложившихся Эрухаевских аулов и в большом количестве запасов сена и хлеба их; октября 10 и 11-го [201] в Слаюкопском ущелье в сильной перестрелке с абазехами во время двухдневного истребления принадлежавших им хлебов и сена, и 23-го в вершине Ораул при истреблении сена, принадлежавшего беглым эрухаевцам и другим непокорным племенам.

1842-го года 3-го августа отражение неприятеля при нападении его на Шалаковское укрепление гарнизоном сего укрепления; движение отряда от Зассовского укрепления в землю Беслинеевскую по следам неприятельского скопища; 4-го поражение хищников и движении к реке Большой Тигепи; 5 и 6-го при следовании неприятеля вверх по реке урупу до земли Беслинеевцев; с 7-го по 12-е обратное движение к Зассовскому укреплению и поражении другой неприятельской партии, шедшей на соединение с первою, казачьими разъездами; [1843 года ?] с 8 по 14-е марта [?] движение отряда от Ессентукской станицы чрез Кисловодск и Кумбагай к вершинам реки Кумы для поддержания Карачаевцев и защиты Большой Кабарды; 18-го августа возвращение на Кисловодскую линию; 29-го мужественное отражение неприятеля, несравненно превосходившего в силах, командою, следовавшей от родника к Кургельскому мосту; 31-го августа и 1-го сентября дело с горцами в лесистом ущелье реки Писшен, отряда, назначенного для прикрытия инструментальной съемки, продолжавшейся до 8-го сентября.

Ранен и в плен взят не был; сверх настоящей обязанности особых поручений по Высочайшим повелениям и от своего начальства не имел; по Высочайшему повелению за отличие в сражении противу горцев Всемилостивейше произведен в унтер-офицеры, в подпрапорщики и в прапорщики; Высочайших благоволений, Всемилостивейших рескриптов и похвальных листов от своего начальства не получал; российский, немецкий и французский языки, математику и историю знает.

Высочайшим приказом в 29 день марта 1844-го года, был уволен в отпуск по домашним обстоятельствам, в Тульскую губернию на 6 месяцев, откуда не возвращался, а находился в оном до увольнения; со дня же возвращения из поселения на службу в штрафах по суду и без суда не бывал; Высочайшим замечаниям и выговорам не подвергался; женат на дочери графа Коновницына Елизавете Петровой, вероисповедания Православного; до увольнения состоял при полку сверх комплекта; к повышению чином аттестовался достойным; а к знаку отличия беспорочной службы не выслужил положенных лет; по выборам дворянства не служил; отчеты представлял в срок; жалобам не подвергался; слабым в отправлении обязанностей службы замечен не был; беспорядков и неисправностей между подчиненными не допускал; оглашаем и изобличаем в неприличном поведении не был.

А тысяча восемьсот сорок четвертого года в двадцать пятый день сентября Высочайшим Его Императорского Величества приказом, по прощению его, уволен от службы за болезнию тем же чином, с тем, чтобы он — Нарышкин, по Высочайшему Государя Императора повелению, изъясненному в отзыве г-на Военного Министра к бывшему командиру /: ныне вверенного мне:/ корпуса, от 21-го сентября 1844 года, [202] № 392-й, постоянно и безвыездно бы жил в имении своем в Тульской губернии,

Во свидетельство чего, по Высочайше предоставленному мне уполномочию, сей указ дан прапорщику Нарышкину, за моим подписом и с приложением герба моего печати, в городе Тифлисе июня 2-го дня 1846-го года.

В сем указе на подчищенном написано на 6-й странице: “линее и ми”; поправок и приписок между строками нет.

Его Императорского Величества Всемилостивейшего ГОСУДАРЯ мое. го генерал-адъютант, генерал от инфантерии, главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом, наместник Кавказский, командующий Военно-Каспийскою флотилиею, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, член Государственного Совета, шеф Нарвского и имени своего егерских полков, и орденов Российских: Св. Андрея Первозванного, бриллиантами украшенного, Св. Александра Невского, алмазами украшенного, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса большого креста, Св. Владимира 1-й степени, Св. Анны 1-й степени с алмазными украшениями и золотого Базарджикского креста, — и иностранных: французского — Св. Людовика, английского — Бани, гановерского — Гвельфов, шведских — Серафимов и Меча, прусских — Черного и Красного Орла, сардинского — Св. Маврикия и Лазаря, греческого — Спасителя 1-х степеней, австрийских — Св. Стефана 1-й степени и Марии Терезии 3-го класса, турецкого — Нишана-Ифтигара, алмазами украшенного, кавалер; имеющий Портрет Могамеда Шаха Персидского на голубой ленте чрез плечо, и золотые шпаги, украшенные бриллиантами, одну с надписью: “За храбрость”, а другую с надписью: “За взятие Варны”, три серебряные медали: В память 1812 года, За взятие Парижа и За турецкую войну 1828 я 1829 годов, золотую медаль: За прекращение чумы в Одессе 1837 года, в знак Отличия беспорочной службы за XXX лет

К[нязь М.С.] Воронцов
Начальник Главного Штаба войск,
на Кавказе находящихся,
Свиты Его Величества, генерал-майор [П.Е.] Коцебу

Указ сей дан уволенному от службы за болезнию из Навагинского пехотного полка прапорщику Нарышкину.

По Высочайшему Государя Императора повелению, объявленному Начальнику Тульской губернии в предписании г. министра Внутренних Дел, от 19-го ноября 1855 года за № 266, освобожден от полицейского надзора.

Военный губернатор г. Тулы
и Тульский гражданский губернатор,
генерал-лейтенант [П.М.] Дараган

ОР РГБ. Ф. 133. Оп. 1. Карт. 5826. Ед. хр. 1а. Л. 1-6об. Полужирным шрифтом обозначено напечатанное типографским шрифтом на бланке, обычным шрифтом — писарская рукопись, курсив — автограф. [203]

http://www.vostlit.info/Texts/.../text2.htm
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
БЕЛЯЕВ А. П. ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ И ПЕРЕЧУВСТВОВАННОМ
С 1803 ГОДА. ГЛАВА XX. 1
Пребывание на Кавказе.
.....
Пробыв в Ставрополе дней шесть, мы отправились в станицу Прочный Окоп, штаб-квартиру Кубанского казачьего полка. Тут мы нашли из наших товарищей одного Мих. Алексан. Назимова, который сообщил нам все сведения относительно нашей будущей службы, об экспедициях, о всем, что необходимо иметь для походов. Сообщил нам, что здешнее начальство разрешило нашим товарищам в походе быть верхом, иметь вьючную лошадь для вещей, как все офицеры кавказских войск в экспедициях; но, разумеется, мы должны были носить солдатские шинели и иметь за плечом солдатское ружье и патроны. По его-же совету мы заготовили себе вьюки и лошадей. В это-же время приехал генерал Засс и мы отправились являться к нему в крепость Прочный Окоп, расположенный в одной версте от станицы. Мы представились генералу и были приняты им очень радушно.

Генерал Засс был еще молодой, средних лет человек, высокий и стройный. Он носил серую черкеску с кинжалом у пояса, — общий костюм черкесов и казаков; с проницательными голубыми главами, с огромнейшей длины русыми усами, орлиным носом и чрезвычайно живыми движениями — он и наружностью своею поддерживал молву о его подвигах. Он приказал нам отправляться в отряд к своему полку, но ни слова не сказал об экспедиции. Он терпеть не мог, чтобы кто нибудь впал о его преднамеренных движениях или выражал свои соображения об его планах; их никто не знал, так таинственно он вел свои дела.

От него мы пошли к нашему товарищу Вегелину, который на форштате нанимал небольшую комнату, безъукоризненно опрятную, с белейшими полами и сетками в окнах от мух, комаров и мошек. Алек. Ив. Вегелин, личность, очень занятая собой, любил покой и возможный комфорт; он был всегда серьезен и важен, [256] смотрел на все критическим взглядом, выражался докторально, хотя и нельзя сказать, чтобы толково; любопытно, что все наши товарищи прозвали его диктатором. Он, с другим его товарищем по Литовскому корпусу — Игельштромом, где они оба командовали саперными ротами, кажется, за отказ присягнуть Николаю, были осуждены в работы и присланы к нам, в Читу, и оттуда выпущены раньше нас. Мы застали их на Кавказе: Вегелина — портупей-прапорщиком, а Игельштрома — офицером, командовавшим полуротой сапер. Константин Евстафьевич Игельштром, один из числа 34 (V) детей отца его, генерала Игельштрома, был совершенною противоположностью Вегелину. Это был школьник, в полном смысле слова, всегда веселый, беззаботный и действительно несносный, когда хотел кому нибудь надоесть; но оба они были славные личности, благороднейших и честнейших правил и добрые товарищи.

Получив приказание отправляться в отряд, где ожидали движения, мы, возвратившись на квартиру в станицу и приготовив все к походу, сели на коней и отправились сперва в крепость, чтобы захватить Вегелина, который тоже отправлялся в отряд; М. А. Навимов уехал еще раньше.

У Вегелина был слуга из России, молодой малый, а нам генерал дал донского казака; мы уложили все наши вещи в телегу и направились к Кубани. Крепость была расположена на высокой горе, и дорога вниз к реке была высечена в скале, имея с одной стороны отвесную стену, а с другой крутой скат, поросший луговою зеленою травой.

Мы с Вегелиным ехали верхом, а брат присел сзади на повозку, но потом сошел, и только что слез с повозки, как лошадь в возу как-то оступилась, телега попала на край кручи и в тот же момент опрокинулась; лошадь, кучер, воз — все это полетело вниз. Мы, конечно, были уверены, что и лошадь и человек были убиты, так как воз, по крайней мере, пять или шесть раз перевертывался, пока долетел до низу; и что же?! Оказалось, что воз даже не развязался, так крепко он был увязан, лошадь осталась невредимой, человек тоже, только на несколько минут, как будто, потерял сознание от страшного кружения.

Гора эта составляла берег Кубани и была очень высока. Отделавшись так счастливо, мы от всего сердца возблагодарили Бога и, спустившись вниз, переправились за Кубань в брод. В то же время в отряд шел казачий полк, с которым мы и располагали идти вместе; но потом узнали, что полк остался дневать на той стороне реки. Пускаться в ночь одним было опасно, то и мы [257] тоже расположились на ночлег возле полка. Под большим ветвистым дубом мы разослали свои бурки, велели разложить костер, поставили чайник и, осушив его, передали людям чай и сахар, а сами улеглись спать. Безграничная степь, ароматный чистейший воздух, шум быстрой Кубани скоро и сладко нас усыпили.

Фырканье лошадей и собиравшиеся тучи, хотя и предвещали дождь, но ночь прошла покойно. С рассветом мы пустились в путь и только что тронулись с места, как началась гроза и пошел дождь, но бурки и башлыки на дали нам его почувствовать, да к счастию нашему и дождь шел с перерывками и часто разъяснивало. Вся эта дорога от Кубани до Лабы, где стоял наш отряд, простиралась на 50 или 60 верст, и вся эта сторона Кубани находилась во владении мирных черкесов, обитавших по берегу Кубани. Не смотря на то, тут часто появлялись хищнические партии, переходившие через Кубань для грабежа. Они угоняли скотину у казаков на линии, а иногда и у своих братьев, мирных черкесов. Так однажды, года два тому назад — как рассказывал ваш казак — отправлено было 26 донских казаков для следования в какую-то крепостцу. На реке Чемлыке, единственной на этом пространстве, они остановились напоить своих лошадей, а затем пустились дальше, но, к несчастию, в беспорядке, без всякой предосторожности; одни уже выехали, другие доседлывали лошадей и один за другим выезжали, растянувшись на большое пространство, как вдруг передовые на отдаленном кургане увидели что-то черное, но как там очень часто встречаются огромной величины орлы, которые садятся на вершины курганов, то они и приняли этот черный предмет за орла, однакоже мгновенно исчезнувшего. Это был черкес в бурке, которая расширенная, действительно, представляет в далеке подобие орла, — и это постоянная уловка хищников. В тот же момент из за кургана помчалась на них целая хищническая стая, человек во сто; казаки потерялись от этой неожиданности, некоторые стали стрелять, другие отбивались шашками, во как все были разровнены, то дело окончилось тем, что 19-ть человек были убиты, а остальные взяты в плен. Слушая рассказ казака об этом и о других происшествиях, мы сами вдруг увидели в далеке что-то быстро несущееся против нас; по пересеченной же местности мы не могли сначала рассмотреть, что это такое, так как при спусках они пропадали, а при подъеме показывались снова; когда же мы увидели человек шесть или восемь всадников, в черкеских папахах, с [258] винтовками за спиной, то, признаюсь, несколько сконфузились, хотя и приготовили свои ружья. Казак наш, также как и мы, признав их за черкесов, но не знавши, мирные ли то были или хищники, внезапно пустился в сторону от дороги, что нам с начала могло показаться за бегство; но он, сделав полукружие, возвратился на дорогу. Вслед за этим маневром мы увидели, что из той партии отделился также один всадник и, сделав такое же полукружие, возвратился; тогда только наш казак растолковал нам, что это был условный сигнал между нашими и мирными черкесами; если же с той стороны не повторится сигнал, то надо было готовиться к бою или пускаться на утек, когда силы были не соразмерны. Это был посланный из лагеря на линии с депешей от генерала или из штаба. После этой встречи, которая произошла почти на половине дороги, нам оставалось до Чемлыка верст десять. Мы очень обрадовались этому привалу с водой и под сенью дерев, росших на берегу. Разумеется, мы и до этого отдыхали раза два, так как расстояние было большое и нам, уже отвыкшим от верховой езды, в которой упражнялись в Сибири, проехать его было трудновато....

ГЛАВА XXI. Кавказские экспедиции.
Первый год нашего приезда на Кавказ в военном отношении для нас кончился Сунженской экспедицией, после которой все начальствующие разъехались, а войска стали на зимние квартиры. Нас отпустили в Прочный-Окоп, где оставались все наши вещи, которых мы не взяли с собой, полагая, что отозвание нашего полка на левый фланг было временным, а вышло, что оно сделалось постоянным. Мы с братом и Вегелиным верхом и проехали всю линию до Прочного-Окопа, что я думаю составит не менее 800 верст. В Прочном-Окопе мы заняли квартиру очень просторную, в три или четыре комнаты с кухней, очень веселенькую, на самом берегу Кубани, но в которой кухня обладала таким громадным количеством черных и красных тараканов, что когда бывало входишь в нее со свечей, то стен почти не было видно. Впрочем, кухня нам и не была нужна, так как стол мы имели у Михаила Михайловича Нарышкина.

Мих. Мих. и жена его Елизавета Петр., рожденная графиня Коновницына, жили в довольно большом доме на широкой улице; при доме был сад с желтыми и черными сливами, который впрочем и не походил на сад, как мы понимаем, потому что тут не было ни дорожек, ни плана, а просто группа фруктовых деревьев, каковы и все сады по кавказской линии. Общество наше в Прочном Окопе составляли товарищи наши: Назимов, Нарышкины, иногда Загорецкий и мы с братом. В это же [274] время был еще из наших товарищей Лихарев, но он в это же лето был в экспедиции с Куринским полком, в котором находился, и под Валериком убит; когда мы в последнюю экспедицию нашу проходили Валерик, то увидели, что могилы наших убитых были разрыты и тела павших обнажены, ограблены и изуродованы этими чеченскими варварами. Тут же их похоронили снова.

Все наши товарищи уже были портупей-юнкерами, так как вступили в службу раньше нас, а мы за экспедицию были произведены в унтер-офицеры.

В Прочном Окопе стояла артиллерийская бригада, командиром которой был полковник Ган. Семейство его состояло из жены и 2-х взрослых дочерей. Тут же была штаб-квартира Кубанского полка и жил командир, полковник Фитингоф, которого мы часто посещали, а когда он делал ученье знаменитой тогда Прочно-Окопской сотне, то мы всегда присутствовали, любуясь удивительной удалью этих казаков, скакавших на коленях во весь карьер.

Все эти лица бывали по вечерам у Нарышкиных, и так как Елизавета Петр. прекрасно пела, а дочери полковника Гана тоже были музыкантши, то мы часто наслаждались прекрасной музыкой, так что жизнь в Прочном Окопе была очень приятна. Кроме того у Нарышкиных было много хороших книг, получались иностранные и русские журналы — и время летело незаметно. Предпринимались частые прогулки по улицам станицы и за станицу, а однажды составилась поездка за Кубань в один из мирных черкесских аулов, по предложению полковника Гана. Аул был искони мирный и жители его были в кунацких, т. е. дружеских отношениях с русскими.

В прогулке участвовали: Мих. Мих. Нарышкин с Елиз. Петр., Ган с женой и дочерьми, Назимов, Загорецкий и мы с братом. Дамы отправились в колясках, а мы все в крытой линейке. Переехав в брод реку, мы пошли к аулу, где нас встретили хозяева с большим почетом. Сейчас вынесли перед саклею низенькие черкесские столики и поставили пропасть кушаней, разумеется, в азиатском вкусе. Не помню подробностей угощения, но помню, что тут были и знаменитый кавказский шашлык и какие-то пирожные, очень вкусные, а также сушеные фрукты. Пока мы тут угощались, составился хоровод; девушки, переплетясь руками, монотонно и плавно качаясь, двигались кругом под звуки [275] музыки, которая была убийственна; инструменты ее состояли из сопелок, барабана, бубна и еще какого-то струнного в роде балалайки. Женщины поглядывали на гостей сквозь плетни, как казалось, с большим любопытством. Пробыв часа два, походивши перед аулом и заходя в чистенькие сакли, мы направились домой, поблагодарив хозяев и, конечно, одарив, вероятно щедро, так как Нарышкин был человек богатый, весьма щедрый и великодушный. Погода была прекрасная и теплая, кажется, то был март или февраль; все пожелали возвратиться домой пешком по берегу живописной реки, для сокращения дороги и прогулки; а потому отпустили экипажи, в которых берегом нельзя было ехать. Лес подходил к самому берегу, представляя огромные промоины, овраги, заваленные упавшими деревьями, так что чем далее, тем дорога становилась непроходимее. Тут мы стали помышлять, как бы возвратиться и сесть в экипажи, но они уже были далеко и пришлось покориться своей участи. Мущины разделили между собой дам, из которых Елиз. Петр. Нарышкина была болезненна и слаба, еще более была слаба и к тому же очень труслива m-me Ган, а муж ее, по толщине своей, не мог ее вести, так как и сам едва переводил дух и ее уже провожал, помнится, Мих. Алек. Назимов; девицы Ган были более подвижны, но и им тоже понадобились провожатые. Мы подвигались очень медленно, как вдруг, к довершению этого бедственного похода, слышим сильный треск в лесной чаще. В первую минуту нам пришло в голову: не хищники ли это, и тогда, о ужас! что ожидало бы несчастных дам, которые страшно испугались. К несчастию, все мы были безоружны, только у нас с братом были кинжалы при черкесках, в которых мы были. Не медведь ли то был? тоже не хорошо; все мы бросились в лес, продираясь сквозь чащу, чтобы предупредить опасность и удостовериться, в чем она заключается, и, к общему удовольствию, увидели буйволов, и тогда дамы наши успокоились. Все это путешествие наше продолжалось очень долго и мы вошли в станицу в 11 часов ночи. Дамы наши были утомлены до изнеможения, так как дорога была ужасная.

Так прошло наше первое полугодие на Кавказе с путешествием в 5—6 тысяч верст, тремя экспедициями и приятным отдыхом в Прочном-Окопе. С ранней весной надо было собираться и ехать к своему полку, снова на левый фланг. Пасху мы встретили еще в Прочном-Окопе, разговелись у Мих. Мих. и Елиз. Петр. Нарышкиных и распростились с ними и вашими товарищами. Мы не пошли с [276] первым нашим батальоном, который отправлялся туда же; а забрав свои вещи, поехали на перекладных по линии чрез все казачьи станицы. Это было на святой неделе и мы ехали среди общего веселья и ликованья; все население (в праздничных одеждах), группы молодых казачек и казаков разгуливали по всем улицам с песнями, пляской под звук гармонии; а вечером по всем перекресткам хороводы, шум, гам и беззаботное веселье. Вообще все казачье население отличается своей живостью и веселостью. Перед домами на скамьях сидят пожилые казаки и ведут неумолкаемые беседы: о различных военных случайностях, об экспедициях, молодецких подвигах; и, действительно, в те времена было о чем говорить на Кавказе, так как это было время самого большого могущества Шамиля, частых набегов на станицы и беспрестанных тревог....

...Первый год отдыха мы провели в Прочном-Окопе. а затем, когда зимние квартиры Кабардинского полка были на линии, то мы проводили в станице Науре, штаб-квартире Моздокского казачьего полка....

А. П. Беляев.

Москва.

(Окончание следует). http://www.vostlit.info/Texts/.../text2.htm
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ПРОЧНООКОПСКОЙ.
Тем более последовательно принцип выборности соблюдался в отношении приходского священства. Не случайно, что во второй половине XIX – начале ХХ вв. старообрядческие священники на Кубани по большей части были выходцами из местной казачьей среды. В в ст. Прочноокопской – Иосиф Турченков (1853–1878 гг.), Иван Турченков (1878–1884 гг.), Тит Попов и Иван Горшенин (1884–1900 гг.), Симеон Кочергин (с 1899 г.), Михаил Дьячкин (с 1900 г.); ... в ст. Григориполисской и хут. Царицынском – казак ст. Прочноокопской Евдоким Ермаков (1880-е – 90-е гг.) .
....
Так, в наиболее крупных старообрядческих общинах Кубани вся полнота церковной власти сосредоточивалась в руках «духовных советов», состоящих из наиболее уважаемых старообрядцев, как правило, стариков и казачьих офицеров. Сохранилось замечательное описание деятельности такого совета на примере ст. Прочноокопской. До 1894 г. «духовный совет» состоял из 12 членов, избранных по числу апостолов, затем его состав увеличился вдвое. Помимо хозяйственных вопросов, в ведении совета находились вопросы церковного наказания провинившегося общинника (наложение епитимьи), заключения и расторжения браков, наказания духовных лиц и т.п. Местное духовенство в данном случае давало лишь священную санкцию тому или иному решению совета. В возникающих внутриобщинных противоречиях священники выступали, как правило, в роли представителей или марионеток противоборствующих сторон мирян.

К безусловным пережиткам беглопоповского периода следует отнести чрезвычайно устойчивую практику требоисправлений, осуществляемых уставщиками-мирянами. Вопреки церковным правилам, в некоторых общинах старообрядцев-поповцев она сохранялась как дань традиции и в начале ХХ века. Так, в ст. Прочноокопской полное церковное погребение в церкви с участием священника исполнялось только в отношении наиболее заслуженных и влиятельных лиц. Похороны рядового общинника ограничивались чтением заупокойного канона в доме усопшего, проводами на кладбище с пением «трисвятого», каждением гроба и могилы и чтением уставщиком иерейской молитвы при опускании гроба в могилу. Также в компетенции уставщиков находилось имянаречение младенцев, происходившее в доме роженицы. Таким образом, в непременные обязанности священника входило лишь выполнение церковных таинств.

Определяющая роль мирян в церковной жизни старообрядчества привела к выделению наиболее влиятельной и авторитетной группы старообрядцев. На Кубани в этом качестве выступали заслуженные казачьи роды. По отзывам современников, казачьи штаб- и обер-офицеры играли в жизни старообрядчества ту же покровительственную роль, что и зажиточное купечество в центральных областях России. Достаточно сказать, что инициатива учреждения на Кавказе старообрядческой епископии принадлежала двум прочноокопским казачьим офицерам: войсковому старшине Дмитрию Нефедьеву, бывшему начальнику ст. Прочноокопской, и сотнику Георгию Карповичу Захарову. О многолетнем влиянии последнего на дела «раскола» неоднократно писали епархиальные миссионеры в своих обличительных статьях. Вот наиболее колоритное описание портрета Г.К. Захарова, оставленное миссионером К. Поповым: «Глава и сила раскола – Егор Карпов Захаров, старик лет 80, награжденный чинами и крестами за былую военную службу. Он изображает собою нечто вроде митрополита или экзарха над кавказскими раскольниками своего толка. Прочно-Окоп – только резиденция его, откуда он и словесно, и письменно рассылает свои приказания… Он крепко держит в своих руках и еп. Силуана, и своих попов, и вообще влияет на весь ход дел кавказских раскольников».

Между тем, зависимость старообрядческого духовенства от влияния общины и наиболее видных его представителей, отсутствие единого авторитетного центра власти могли служить причиной и весьма негативных последствий. Прежде всего, они проявлялись в возникновении партийности в старообрядческой среде и, как следствие этого, внутренних противоречий, выливавшихся в конфликтные ситуации. С самого возникновения Кавказской епархии эти противоречия зачастую проявлялись при выборе кандидатов на священническую должность. Иногда игнорировалось мнение высших духовных лиц. В 1860 г. вопреки воле епископа Иова был рукоположен в священники Матвей Терешин. Он был ещё молодым человеком, но имел за собой поддержку наиболее влиятельных казаков ст. Кавказской, которые утвердили его кандидатуру. В конце XIX века конфликты вокруг персон священников возникали в ст. Прочноокопской между членами местного попечительского совета.
.....
Не меньше хлопот поповской общине на Кавказе доставили проблемы, связанные с доказательством законности новой иерархии и решениями высшего руководства старообрядческой церкви. Утверждение Белокриницкой иерархии на Кавказе произошло достаточно успешно. Подавляющее большинство казаков-старообрядцев, приемлющих священство, с ликованием встретили известие о появлении собственного духовенства. Исключение составили сторонники уставщика ст. Прочноокопской Антона Живцова, решительно отвергшего новое священство. К началу ХХ века их община насчитывала около 200 человек.
..........
Наибольшее возмущение православного духовенства вызывали свободное отправление богослужений старообрядческими священниками и то покровительство, которое им оказывала войсковая власть. Владыка Иов пользовался не только значительным авторитетом среди своих единоверцев, но и уважением у высшего начальства, что позволяло ему беспрепятственно открывать на Кавказе новые приходы, освящать храмы и рукополагать новых священников. Наибольшее нарекание вызывали старообрядческие священники ст. Прочноокопской, в которой преобладающее старообрядческое население поддерживало их более высокий статус по сравнению с духовенством православным. Иногда в ст. Прочноокопской старообрядческие священники даже проводили обряд присяги всего станичного общества в присутствии станичного правления, что являлось явным нарушением закона и вызывало жалобы православного духовенства гражданскому и церковному высшему руководству, впрочем, остававшиеся без последствий.
.............
Дело о ликвидации старообрядческого монастыря в ст. Кавказской было инициировано Министерством внутренних дел в начале 1888 г. Тогда же казакам станиц Прочноокопской и Кавказской было предписано привести свои молельные дома в установленный законом вид, то есть снять с них колокола и купольные кресты. Поверенные от старообрядческих обществ этих двух станиц – унтер-офицер Чернейкин и урядники Филимонов, Кочергин и Братухин – обратились с ходатайством о приостановке данных постановлений к Главнокомандующему войск на Кавказе генерал-адъютанту кн. А.М. Дондукову-Корсакову. Князь пошел навстречу старообрядцам и приказал оставить эти постановления без последствий, «не решая всех этих просьб окончательно, так как такое решение от Его Сиятельства не зависит… впредь до особого распоряжения».
https://izdrevle.ru/staroobrya...oy-oblasti
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ПАЛАЧИ КРАСНОГО ТЕРРОРА.
...Зверства против церкви
Циничное осквернение храмов и святынь. В Екатеринодаре и многих деревнях Кубанской области во время двукратной оккупации большевиками в первой половине 1918 года и в октябре того же года красные разграбили большинство церквей, монастырей, епископских домов, ризницы и богословские церкви. семинарии. Они грабили имущество, начиная с продуктов и заканчивая церковными облачениями, которые меняли на платья, женские юбки и попоны для лошадей; драгоценные предметы церковной утвари. После отступления Красной Армии вернувшийся прихожанин и прихожане обнаружили в нижних ярусах иконостасов церквей разбросанные иконы и церковные книги, разбитые светильники, растоптанные свечи, разбитые и нагроможденные кресты и Евангелия, выбитые ногами иконы. Екатеринодар. В церкви Епархиального училища,красные издевались над иконами, в Духовном училище высекали глаза на изображение святителя Николая, а само изображение бросали в навозную кучу. Изобразительное искусство. Прочнокопская. Царские врата взломаны, с них сорваны занавески, с алтарей и алтарей снята священная одежда, разбиты ковчег и короны, рассыпаны святые дары, срезана плащаница, антиминсы, чудовища, пекторали похищены кресты и другие ценные предметы. ....
Read more at: https://rh5yzqbpuktju3npfngj5i...labinskom/
https://translate.google.com/t...ch&pto=aue
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
О НАГАЙЦАХ.
...Султан Казы-Гирей из станицы Прочнокопская (где он командовал линейным казачьим полком) уверенно писал в своих Записках наместнику Кавказа: «Россия стала моей не менее дорогой второй родиной, и блага ее не менее драгоценны, тем более что благо России только добро моей родины может истечь. Он поставил вопрос об освоении местных природных богатств и развитии торговли на Кубани. По его мнению, в первую очередь необходимо создать на берегу Лабы особое село, которое стало бы привлекательным для кавказской молодежи экономическим, социальным и культурным центром. Со временем он начал бы выполнять функции города (по сути, это предвидение города Майкопа!).Кази-Гирей выразил обеспокоенность тем, что «Закубанцы» мало дорожат своей землей, и предложил меры по «пробуждению» у них интереса к промышленному освоению природных ресурсов, вынашивая идею постепенного вовлечения местной экономики в общероссийскую экономику. жизнь...

...Недавно появились страницы биографии «закубанского богатыря Исмаила Алиева - князя мангатовских ногайцев», «жизнь и смерть» которого описал некий его безымянный друг - русский офицер, служивший в «Прочно Окопской крепости». " - Стали известны. Свои мемуары он опубликовал анонимно в виде «отрывка из письма» от 1 мая 1829 г. в «Московском телеграфе» (1829 г., № 12). Измаил Алиев жил в одном из сел за Кубань, в семи милях от укрепления Прочный окоп. Обладая незаурядной внешностью и природной «порядочностью», князь отличался необычайной физической силой и удивительным мужеством. «Слава о нем гремела на обоих берегах Кубани, по обе стороны Кубанской линии. Сначала он был самым опасным и злейшим врагом русских, но затем он перешел на их сторону, приблизился к Прочному Окопу и верно служил России », вызывая восхищение у кавказских руководителей российской армии и военно-гражданской администрации. Апогей его верного служения - 1827-1829 гг., Когда он познакомился, сдружился со своим неизвестным биографом. В то время, когда решалась судьба освобожденного от многовековой оккупации Турции черноморского побережья, Анапа-паша-Хасан напрасно призвал на свою сторону Измаила, в ряды тех закубанских феодалов, которые тайно присягнули. верность османскому султану против русских. Измаил Алиев не менял Россию и «неотъемлемо участвовал в походах на Кубань под командованием генерала А.А. Вельяминова», который был правой рукой грозного «правителя» Кавказа генерала А.П. Ермолова. По окончании зимней кампании 1828 года ногайский князь был представлен к наградам - золотой медали и чину капитана. Эти признаки военного мужества не застали Измаила живым: 17 апреля 1829 г., увидев тяжелобольного ногайского князя Каплана в своем ауле (современное село Капланово Новокубанского района), И. Алиев бросился на помощь похищенному отряду. 20 немирных сыров Узден Иги Темир и его семья. Он пошел в погоню только с 8 ногайцами. Неравный бой произошел на реке Синюх (Синюха). Похитители были разгромлены, но Измаил сложил голову и на следующий день был похоронен. Утрата этого высоко просвещенного человека (он хорошо читал и писал по-тюркски, знал арабский, хорошо разбирался в законах шариата) была большой потерей для твердой и честной русской ориентации. Недаром старая ногайская пословица,Оценивая героев прошлого, читаем: «У мужчин два навыка: один - стрелять и сбивать врага, другой - открывать и читать книгу ...»

... ... Мало кто решился выпить свою долю в родных местах (как, например, ногайцы аула Капланова, что напротив станицы Прочнокопской на другом берегу Кубани). А те (а всего их насчитывается около 700000 ногайцев), в разное время покинувшие Закубание и другие места обитания ногайцев на Северном Кавказе, потерялись, исчезли в Туретчине, где сегодня сами ногайцы представляют собой лишь небольшие группы....

...

Источник: https://w3zyrh3seuhddk2zg35j2g...vkaza.html
https://i1.wp.com/media.nazacc...gylnks.jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ИВЛЕВ.
Начало XX века было ознаменовано чередой тяжелых потрясений для населения России: революции, Гражданская война, волна репрессий, которая унесла жизни многих её верных сынов. В процессе гражданского противостояния на Кубани 25 сентября 1918 года в станице Вознесенской Лабинского отдела Кубанской области был убит священник Алексий Ивлев, уроженец станицы Прочноокопской.

Родился Алексей 12 (25) февраля 1849 года в станице Прочноокопской. После создания Кубанской области, в 1860 году начала формироваться Белореченская укрепленная линия, в систему которой вошла станица Ханская, основанная в 1862 году. Вероятнее всего в это же время из станицы Прочноокопской в Ханскую переселилась старообрядческая семья урядника Кубанского казачьего войска Венедикта Ивлева с женой Прасковьей и сыном Алексеем, в будущем священником станицы Вознесенская Кубанской области.

Сведений о детстве Алексея Ивлева сохранилось не много, о воинской службе казака Алексея Ивлева имеются уже более пространные данные.

В 1869 году молодой человек поступил на службу в 23-й конный полк. Был произведен в урядники. А на следующий год он был командирован в Урупский конный полк.

В составе полка Алексей Ивлев принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., освобождал Болгарию от Османского ига. За участие в войне был удостоен: светло-бронзового креста святой Нины и медали в память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

29 июня 1884 года Алексей вместе с семейством перешел из старообрядчества в православие на правах единоверия. 26 декабря Алексей был рукоположен во диакона в станицу Ханскую. Вскоре отец Алексей был назначен братским миссионером Ставропольского Андреевскаго Братства и весь отдался этому святому делу.

19 августа 1888 года диакон Алексий Ивлев был рукоположен Преосвященным Евгением (Шершило), епископом Кавказским и Екатеринодарским во пресвитера к освященной 2 июля Покровской единоверческой церкви станицы Вознесенской. Из архивных документов известно деятельное участие священника в строительстве единоверческого храма в хуторе Ереминском.

Деревянная Покровская единоверческая церковь была освящена 17 августа 1903 года. Стараниями священника Алексия Ивлева в станице Вознесенской был построен Троице-Покровский храм-памятник в честь воинов-покорителей Западного Кавказа. Освящен храм был лично архиепископом Агафодором, 26 сентября 1906 г. — первый престол во имя Живоначальной Святой Троицы, а 27 сентября – второй престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Революционные репрессии в станице Вознесенской начались в феврале 1918 года. Угрозы «устроить казакам Варфоломеевскую ночь, вырезать их до люльки, то есть до колыбельного возраста» стали обычным явлением станичной жизни. Массовые казни начались в сентябре.

По данным свидетелей, священника Алексия Ивлева «казнили в поле у дороги.., убил его из пулемета большевик Сахно, а товарищ палач-красноармеец по прозвищу Дурнопьян разбил прикладом упавшему пастырю висок». Об этом говорится в акте расследования особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженных сил Юга России генерале Деникине.

Предпологаемое захоронение священника Алексия Ивлева находиться на паперти выстроенного им Троице-Покровского храма станицы Вознесенской.

В настоящее время комиссия по канонизации Армавирской епархии собирает документы для канонизации священника Алексия Ивлева как новомученика российского.

Иеромонах Антоний (Малинский)

Автор: Свет маяков
http://svet-mayakov.ru/2019/09...вященника/
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
Старообрядчество.
...На территории К. к. старообрядцы появились на рубеже 80-х и 90-х гг. XVII в., это были отдельные группы донских казаков, не нашедшие пристанища на Сев.-Вост. Кавказе. Крымский хан, владевший этими землями, разрешил переселенцам построить укрепленный городок в междуречье Кубани и Лабы. В дальнейшем они выбрали местом своего проживания крепость Копыл (ныне Славянск-на-Кубани), а к нач. ХVIII в.- «Хан-Тепеси (Ханский Холм), что на расстоянии четырех часов от крепости Темрюк» (Сень. Казаки-старообрядцы. 1999. С. 11). На Кубань переселялись также казаки-старообрядцы с Яика (ныне Урал) и Н. Волги.

В авг. 1708 г. во владениях крымского хана, на правом берегу Кубани, обосновались ок. 2 тыс. казаков-некрасовцев, спасавшихся после разгрома восстания под рук. К. А. Булавина. В кон. 1708 г. они переселились на левобережье Кубани. Не обладая законным статусом и опасаясь выдачи России, казаки не обустраивали постоянных мест проживания вплоть до заключения 12 июля 1711 г. Прутского мирного договора, когда они были признаны подданными крымского хана. Ок. 1712 г. они вернулись на правобережье Кубани. В том же году они обратились к Иерусалимскому патриарху Хрисанфу с просьбой дать им епископа и получили согласие. Помешало исполнению просьбы противодействие российского посольства в Стамбуле. В 1753 г. с аналогичным ходатайством некрасовцы обратились в Стамбул, и по приказу султана крымский правосл. архиеп. Гедеон (в юрисдикции К-польского патриарха) рукоположил во епископа Кубанского и Терского мон. Феодосия. Вскоре из-за конфликта с некрасовцами Феодосий переселился в Добруджу. Некрасовцы в том же году прибыли к Анфиму из Хотинской раи, который выдавал себя за епископа, с просьбой служить у них; к просьбе было присоединено приглашение от крымского хана. Прибыв на Кубань, Анфим устроил мон-рь, поставил архимандрита, «рукоположил» много священников и 2 епископов (имена неизв.). В 1754 г. Анфим был изгнан некрасовцами, но продолжал именоваться «епископом Кубанским и Хотинския раи». Можно предположить, что поставленные Анфимом «архиереи» посвятили других и «иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась» (Мельников. Очерки поповщины. 1976. С. 314). Отсутствие сведений о старообрядческих церквах и монастырях на Кубани в это время свидетельствует о том, что они действовали в удаленных и укромных местах. У некрасовцев на оз. Майнос (Маньяс, ныне Куш, Турция) сохранялся антиминс ц. Св. Троицы, освященной в 1753 г. «Кубанским епископом» Анфимом (Павел (Леднев-Прусский). 1884. С. 102). В 40-80-х гг. XVIII в. в связи с усилением влияния России на Кубани старообрядцы переселялись на Дунай.

Новый период развития старообрядческой традиции в регионе был связан с переселением в 1794 г. на Кубанскую линию тысячи семей донских казаков, из которых 644 были выходцами из 5 донских станиц, принимавших активное участие в Есауловском бунте 1792-1794 гг. Осваивались новые места с трудностями. Были побеги на Дон, за к-рые сурово наказывали. В первый же год после переселения казаков на Кубанскую линию в 6 новообразованных станицах (Усть-Лабинская, Кавказская, Прочноокопская, Григориполисская, Темнолесская, Воровсколесская) были построены моленные. В дальнейшем часть казаков перешла в правосл. Церковь. Рукоположение священников для кубанских старообрядцев продолжалось до 1814 г. и осуществлялось в рамках единоверия, о чем казакам не объявили. После 1814 г. кубанским староверам было приказано обращаться к священникам отдаленной ст-цы Александровской. В 1823 г. в связи с очередным ходатайством о присылке священников епархиальное управление впервые объяснило старообрядческому обществу кубанских линейных станиц правила единоверия, узнав к-рые старообрядцы решительно отказались их исполнять. В это время на Кубани распространялось беглопоповство и ширилось влияние поморцев. В 1834 г. в ст-це Григориполисской жили 150 старообрядцев-поповцев обоего пола, 11 беспоповцев, в 1846 г. числилось 198 поповцев и 14 поморцев.

Кубанское казачество сразу же приняло учрежденную в 1846 г. Белокриницкую иерархию. Первым иереем на Кубани стал казак ст-цы Прочноокопской Иосиф Турченков. 5 окт. 1855 г. во епископа Донского, Кавказского и Екатеринославского был рукоположен Иов (Зрянин) (из ст-цы Кавказской). Его родная станица стала епархиальным центром, в окт. 1862 г. еп. Иов освятил здесь храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1855 г. за станицей был устроен Никольский Обвальный муж. мон-рь - резиденция старообрядческого Кавказского епископа (разорен в 1933). В станице насчитывалось 2 поповских старообрядческих храма и поморская моленная (закрыты в 30-х гг. XX в.). Все епископы Донско-Кавказской епархии (в 1902 разделенной на Донскую и Терско-Кавказскую) назначались из казаков по приговорам старообрядческих общин 3 казачьих войск. После смерти еп. Иова на кафедру был избран донской казак С. П. Морозов, рукоположенный 30 нояб. 1879 г. с именем Силуян. В 1902 г. на место ушедшего на покой Силуяна был определен еп. Феодосий Манаков († ок. 1928) из казаков Терской обл., его духовная власть распространялась на Кубанскую и Терскую области и на Закавказье. 23 сент. 1928 г. Кавказским старообрядческим епископом стал сщмч. Викентий Никитин, арестованный в 1932 г.

Во 2-й пол. XIX в. старообрядческие об-ва имелись в следующих станицах: состоящие из последователей Белокриницкой иерархии - в станицах Прочноокопской, Кавказской, Усть-Лабинской, Владимирской, Григориполисской, Константиновской, Вознесенской, Ханской, Переправной, из беспоповцев, преимущественно поморцев,- в станицах Лабинской, Кавказской, Темижбекской, Тифлисской, Казанской, Гиагинской, Белореченской, Губской, Келермесской, Кубанской. В 40-60-х гг. XIX в. кубанские старообрядцы активно участвовали в колонизации передовых рубежей Кавказа. Это стало причиной образования старообрядческих центров на Новой (Лабинской) линии и в Закубанье. В некоторых закубанских станицах старообрядцы составляли значительную долю населения: в Воскресенской - 17%, в Переправной - 15, в Белореченской - 12, в Константиновской - 10, во Владимирской - 7%. С завершением колонизации Кубани к кон. XIX в. определились основные старообрядческие центры, к-рые располагались в Лабинском, Майкопском и Кавказском отделах. До посл. четв. XIX в. старообрядчество на Кубани было прВ духовной жизни казаков-поповцев была очень велика роль мирян. Казачьи офицеры в К. к. играли в жизни старообрядчества ту же роль, что и зажиточное купечество в центральных областях России. Так, инициатива учреждения на Кавказе старообрядческой епископии принадлежала 2 прочноокопским офицерам: войсковому старшине Д. Нефедьеву и сотнику Г. К. Захарову. В крупных старообрядческих общинах Кубани большинство хозяйственных и дисциплинарных вопросов решалось духовными советами, в к-рые входили, как правило, пожилые казаки и офицеры. В ведении совета состояли наложение епитимии на провинившегося общинника, наказание духовных лиц, заключение и расторжение браков и т. п. Мн. чинопоследования до нач. ХХ в. у казаков-поповцев совершались уставщиками-мирянами. Так, в ст-це Прочноокопской полного чина церковного погребения с участием священника удостаивались только наиболее влиятельные лица. Похоронами рядового общинника занимался уставщик. Во внутриобщинных спорах священники выступали, как правило, в роли представителей противоборствующих сторон мирян.едставлено гл. обр. казачеством. К 1880 г. иногородние старообрядцы по отношению к казакам в Кубанской обл. составляли уже 10,2%. В дальнейшем наблюдался численный рост иногороднего старообрядчества, особенно среди беспоповцев.

В духовной жизни казаков-поповцев была очень велика роль мирян. Казачьи офицеры в К. к. играли в жизни старообрядчества ту же роль, что и зажиточное купечество в центральных областях России. Так, инициатива учреждения на Кавказе старообрядческой епископии принадлежала 2 прочноокопским офицерам: войсковому старшине Д. Нефедьеву и сотнику Г. К. Захарову. В крупных старообрядческих общинах Кубани большинство хозяйственных и дисциплинарных вопросов решалось духовными советами, в к-рые входили, как правило, пожилые казаки и офицеры. В ведении совета состояли наложение епитимии на провинившегося общинника, наказание духовных лиц, заключение и расторжение браков и т. п. Мн. чинопоследования до нач. ХХ в. у казаков-поповцев совершались уставщиками-мирянами. Так, в ст-це Прочноокопской полного чина церковного погребения с участием священника удостаивались только наиболее влиятельные лица. Похоронами рядового общинника занимался уставщик. Во внутриобщинных спорах священники выступали, как правило, в роли представителей противоборствующих сторон мирян...
https://www.pravenc.ru/text/2458947.html
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ИМЕННОЙ СПИСОК казакам, командированным на службу в Собственный ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Конвой 21-го Мая 1907 года.
* - В скобках год присяги.
......
Лабинскаго отдела.
Казаки:
Ст.Урупской:
12.Андрей Островерхий (1901г.)
13.Григорий Буглов (1900г.)
14.Арсентий Гриценко (1901г.)

Ст.Григориполисской:
15.Петр Раиченко (1904г.)
16.Федор Свечинский (1904г.)

...Ст.Прочноокопской:
19.Иуда Манжило (1901г.)
20.Терентий Саранчин (1901г.)
...
Ст.Безскорбной:
22.Георгий Белоконь (1903г.)
....
Ст.Григориполисской:
26.Андрей Паршин (1903г.)

forum.svrt.ru/topic/3214-краснодарский-край-кубанская-область/page/2/

Хронология конвоя: с 1881 по 1917гг.
http://www.st-ardonskaya.ru/ro...konvoa-eiv
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
НА ТЕМУ АРХЕОЛОГИИ
Ближние окрестности Армавира богаты уникальными памятниками природы. На участке правого берега Кубани, за Старой Станицей, расположено интереснейшее в геологическом отношении место – Бовкуновский мыс, названный так в честь ученика начальной школы Миши Бовкуна, юного натуралиста, случайно открывшего этот памятник природы в 30-е годы нынешнего столетия.

В довоенное время здесь представитель Геологического комитета АН СССР Н.С. Волкова собрала редчайшую коллекцию доисторических моллюсков. А рядом с рифом находились песчаниковые породы верхнего сармата с отпечатками и отливами древних растений. На Бовкуновском мысе, как и в расположенном по соседству глинистом карьере, работали учёные Ленинградского ботанического института АН СССР. Здесь проводил исследования профессор И.В. Полибин вместе с юннатами Армавирского Дворца пионеров. После смерти профессора начатые им работы продолжила его преемница, сотрудница института Е.Ф. Кутузкина, написавшая солидную работу «Сарматская флора Армавира», изданную АН СССР в 1964 г. В своём труде на основании богатого научного материала Е.Ф. Кутузкина утверждает, что сарматская флора Армавира богаче всех остальных известных учёным флор.

Рядом с Бовкуновским мысом расположен Бовкуновский овраг. В самом его начале в том же 1939 г. профессор И.В. Полибин обнаружил отпечатки длинных морских водорослей. Пока это единичная находка.

Севернее Бовкуновского оврага находится другой овраг, названный в честь выдающегося армавирца, автора почти 40 научных трудов, доктора геолого-минералогических наук Владимира Прокофьевича Колесникова (1902-1948 гг.). Он вылепил модель всего оврага, весьма типичного для истории далёкого геологического прошлого .

У средней части оврага Колесникова расположены остатки бывшей береговой полосы верхнесармматского моря (10-12 млн. лет назад). Здесь был найден чрезвычайно редкий экземпляр карликового кита – цетотерия.

На левом берегу Кубани, в районе пивзавода, находятся остатки морского рифа, который образовался 12 млн. лет назад. На нем обнаружены следы обитателей Сарматского моря, в том числе дельфинов.

Вблизи от валов бывшей крепости Прочный Окоп расположена крупная палеонтологическая площадь, названная Гиппарионией, условно относящаяся к миоплиоцену (около 5-6 млн. лет назад). Это вторая половина третичного периода (кайнозойская эра). Здесь находят кости гиппарионов – предков лошадей, носорогов, жирафов, антилоп и т.д. Площадь исследовалась учёными институтов АН СССР и АН Грузинской ССР.

Выше Бовкуновского оврага расположена Эглоновская площадка. Находки скальных отпечатков и костей древних животных в этом месте привлекли внимание выдающегося палеонтолога Я.М. Эглона из Палеонтологического института АН СССР. В 1940 г. Я.М. Эглон вместе с юннатами Дворца пионеров произвёл раскопки отложений третичного периода (5-6 млн. лет назад). Самой интересной находкой был фрагмент плечевой кости саблезубого тигра – махайродуса.

Таким образом, даже этот беглый перечень памятников природы, расположенных почти в черте Армавира, говорит, насколько они интересны и уникальны.

Источники:

Армавир / А.Н. Гончарова, В.И. Гончаров, В.Б. Боргилова и др. – Краснодар: Кн. изд-во, 1983. – С. 6-8.
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: RinaZ
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник RinaZ » Станичная история. Прочноокопская. [тема №114225]
Вверх ⇈