Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Станичная история. Прочноокопская.

Материалы, фотографии и документы по истории ст.Прочноокопской

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: RinaZ
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
КАК ЭТО БЫЛО. СВАДЬБА В СТАНИЦЕ ПРОЧНООКОПСКОЙ. 1906 год.
Они бывают, главным образом, осенью, начиная с августа вплоть до половины ноября, о играют их также зимою, хотя гораздо реже. Молодой казак выбирает себе невесту на праздничных играх, в хороводах, которые в этой станице еще сохранили свой первоначальный строй, и на вечеринках, которые как в Прочноокопской, так и в соседних станицах носят название „посиделок“.

Последний способ выбора суженой, т.е. на посиделках, встречается чаще, и не без основания: проводя там (на посиделках) долгие зимние вечера с любимой девушкой, парень заранее узнает какие у нее недостатки, так и все хорошие и дурные стороны ее характера.
Выбрав, таким образом, себе подругу жизни, казак не покидает её и, как тень, следует за ней, наблюдая за всеми ее действиями; это, большею частью, не ускользает от глаз товарищей и старших, обыкновенно старушек и стариков, которые в качестве блюстителей порядка так-же проводят зимние вечера в кругу веселящейся молодежи.

Затем, таким образом, что молодой человек неравнодушен к юной казачке, они спешат об сообщить его родителям, если догадливый жених не успеет предупредить их, что в большинстве случаев так и бывает. Зная, с какой радостью казаки женят своих сыновей, молодой человек, заранее надеясь на успех, идет к родителям и сообщает им о своем выборе жениться. Судьба его теперь всецело зависит от решения отца, потому что он может согласиться на брак, если последний выгоден для него, но в праве также и отказать сыну, хотя бы и единственному, если только невеста почему-нибудь не нравится ему.
И замечательно, с какой покорностью и послушанием решает казак отказаться навсегда от любимой девушки; клянет в душе весь свет, а, может быть, и родного батюшку, но все же не было в станице Прочноокопской такого случая, чтобы сын противился воле отца, хоть и такая настойчивость родителя иногда дорого ему обходится: нередко влюбленный казак начиет грустить и, женившись на нелюбимой девушке, делается несчастным на всю жизнь, а иногда бывает и хуже.

Такая неблагополучная развязка метко характеризуется простою нескладною песнею, которую и теперь еще можно
слышать в Прочноокопской станице:
Как задумал сын жениться,
Дозволенья стал просить:
Позволь, батюшка, жениться,
Взять, которую люблю.
Отец сыну не поверил,
Что на свете есть любовь
— „Все на свете люди равны:
Можно каждую любить“.
Пошел Ваня в сад зеленый
В виноградник погулять,
Вынул шашку свою востру:
Он зарезал сам себя.

Грустное же свое настроение после отказа отца горемыка сын изливает в заунылой казачьей песни:
Если б только можно было
Сизы крылышки иметь
Не мешкал бы ни минуты,
Встрепенулся б, полетел;
Взвился, взвился я над небом,
Опустился перед ней,
Перед небом, перед нею,
Ох, перед душечкой своей!
Сел бы, пал бы девчоночке
Я на правое плечо,
Посмотрел бы красавице
Я во белое лицо:
Скажи, скажи, девчоночка
Что сменилася с лица?
Ты сменилася с лица,
Иль забыла молодца?
Моя скорбь тебе известна,
Что влюбился я в тебя;
Я влюбился, я власкался,
Е могу тебя забыть;
Я забуду, жив не буду,
Скоро, скоро я помру!
-Й я помру, меня не будеть,
Всемь подружкам разскажу:
Вы подружки, вы сестрицы!
Вы не делайте того (2 раза):
Не влюбляйтесь ни в кого!



Но не всегда бывает такая печальная развязка: чаще всего, обрадованный выбором сына, отец изъявляет свое согласие, хотя предварительно отказывает ему наотрез, желая испытать его, - это уж в обычае. Обсудив еще раз в кругу всей семьи, если она многочисленна, стоит ли и пришло ли время женить сына, родители решаются уже на это окончательно. Это раньше бывает последним, п уж ничто не может помешать женитьбе казака, разве только несогласие и отказ родителей невесты, хотя это бывает очень редко, потому что судьба девушки-казачки решается гораздо легче, и, вообще, на девушек казаки смотрят как на товар, который нужно сбыть как можно скорее.
Выбрав словоохотливую п хитрую сваху, шлют ее к родителям невесты.


Шутками и прибаутками, насмешливым тоном сваха заговаривает с родителями невесты сначала о чем-нибудь совершенно постороннем и не имеющим ничего общего с целью ее прихода; потом незаметно переходит она к разговору о невесте, что-де «пора уж замуж выходить», что «хорошие девушки подолгу не засиживаются»; все это говорится, по возможности (?????риемою), при чем находчивая сваха за словом в карман не полезет и говорит теперь без обиняков о цели своего прихода.
Родители невесты говорят свахе, что окончательный ответ они дадут на другой день, после чего она возвращается в дом жениха, где в точности передает все, что успела выпытать у родителей невесты: о ее богатстве, о приданном и о всем, что интересует в таких случаях жениха и его родителей.
В назначенный невестою день, родители жениха и его хорошие друзья отправляются к невесте.

Здесь иногда им приходится, согласно русской пословице: "от чужих ворот есть поворот», показывать спину несговорчивым хозяевам, которые под предлогом, что невеста молода и не время еще ей выходить замуж, отпускают их ни с чем, и последние возвращаются во-свояси; если же родители невесты находят, что жених подходящий, то они дружески принимают гостей; тогда эти последние достают из-под полы водку и начинается общая попойка.
Здесь обыкновенно и решается судьба невесты.
Веселый кутеж казаков, в котором принимают участие и казачки, продолжается иногда дня три; наконец, в этот же промежуток времени, в назначенный невестою день, является и жених: переговорив окончательно, невесту и жениха благословляют их родители, и теперь толпа подгулявших казаков и казачек, состоящая, главным образом, из родственников жениха и невесты, с песнями и ружейными выстрелами ходит в продолжение двух дней то от жениха к невесте, то обратно: и далеко еще за полночь слышатся их нестройные голоса и заунывные песни.


Но вот появилась гармоника(или скрипка), и вся толпа оживилась;на середину выходит какой-нибудь ловкий молодой казак, и мелкая дробь, выбиваемая каблуками удальца-танцора, заглушает на время всё.
Вместе с этой толпой веселится и жених. Но что делает его будущая спутница в жизни? Оставленная всей родней, которая не принимает горячего участия в том, как бы получше устроить ее будущее, но гуляет напрополую. Она, сидя в кругу своих подруг, собравшихся для того, чтобы развеселить ее, на посиделки в её же доме, предается размышлению о будущем и о всем, что ее может ожидать. Раздумье невесты приводит ее обыкновенно к тому, что она начинает плакать. Желая утешить ее, подруги начинают петь, но песни поются в таких случаях обыкновенно грустные; в них высказывается сожаление невесты о том, что она покидает родительский дом; упоминание о положении, которое ее ожидает в чужом доме, где злой свекр, лютая свекровь; вот почему эти песни ни сколько не утешают невесты, но заставляют ее расплакаться на самом деле, если только она не выплакалась раньше этого, следуя старому обычаю – плачем предотвращать беду: суеверные казаки говорят: «если невеста перед свадьбой веселится, то скучно будет ей после свадьбы». Кроме того, много различных примет заставляют почти всегда суеверную казачку задумываться не на шутку и проливать слезы.


Впрочем уверенность в том, что «чему быть суждено, то и сбудется», успокаивает несколько невесту, и она утешается сама собою.
Как бы желая подтвердить это мнение, подруги невесты начинают петь песню, в которой намекается, на невозможность избегнуть того, на что человек уже заранее осужден.


Весело затягивает какая-нибудь девушка, которая посмелее, а остальные подтягивают:
Гуляет по Дону казак молодой,
Льет слезы дивчина над быстрой рекой:
О чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь?
О сбруе ль богатой, о коне ль вороном?
- Не жаль мне не сбруи, не жаль мне коня,
А жаль, что с тобою обручили меня.
Когда я , девица, малюткой была,
Смеясь мою руку цыганка брала,
Пристально смотрела, качала головой,
Сказала – утонешь в день свадьбы своей.
- Не плачь, моя милая, я выстрою мост
Чугунный предлинный на тысячу верст,
И будешь ты ехать, я поезд подам,
Впереди будут двести и по сту по бокам. –
Вот тронулся поезд, невесту везуть,
Чугунныя плиты брунчать и гудуть.
Вдруг под невестой конь споткнулся, упал,
И Дон ее принял бурливый на дно.
Тогда-то казак закричал, зашумел:
Подайте бандуру и коня, вы, моего,
Размыкаю горе по тихому Дону.



Но вот приходить время, невесту, нарядив как можно лучше, ведут в церковь, где ее ожидает уже жених.
Из церкви поезд отправляется уже к жениху, где их встречают все участвующие в свадьбе, еле стоя на ногах от лишне выпитой сивухи; те же, которые еще не совсем поддались действию винных паров, весело подхватывают песню: «Ах вы сани, мои сани».



Этот день проводят еще веселее предыдущих, и он еще дороже обходится хлебосольному хозяину. На следующий день уже не гуляют, хотя еще долго ходит разгулявшаяся толпа по очереди друг к другу, под предлогом «опохмелиться», и долга еще слышатся их удалые песни, которые, впрочем, не имеют ничего общего с только что сыгранной свадьбой.


Спустя некоторое время невеста отправляется за своими пожитками к своим родителям; поплакав еще с ними и попрощавшись, она едет на подводе, за которой тянется целая вереница повозок и дрожек, переполненных подругами невесты, которые, дабы поместиться на тесных дрогах, часто едут стоя, держась друг за дружку одной рукой, в другой же у каждой их них маленькая подушка.


Выехав на большую улицу, молодой возница, у которого вчерашний, а, может быть, и сегодняшний хмель еще не вышел из головы, немилосердно погоняет лошадей, запряженных в таких случаях обыкновенно по три и разукрашенных платками и разноцветными лентами; его примеру следуют возницы на других подводах, и вот вся эта вереница несется во весь опор по всей станице; при этом девушки поют веселые песни, обыгрывают, помахивая подушками, жениха и невесту и поощряют и без того немилосердного возницу.
Во время этой бешенной скачки подгулявшие молодцы задерживают весь поезд, положив поперек дороги палку или веревку, и принимают ее только тогда, когда невеста или жених дадут за себя выкуп деньгами. Забрав серебро и опасаясь, чтобы не потерять его, удальцы отправляются прямо в кабак, чтобы опять опохмелиться.
Поезд отправляется, после довольно продолжительной скачки, к дому жениха.
Этим и кончается свадьба в станице Прочноокопской.


Сообщил Павлов. 1906г. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 36. 1906г.

Материал с фото: https://ok.ru/ira.zentsova/statuses/153061117883857
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
КОЛХОЗ НА НОВОМ ПОДЪЕМЕ.
Видео о к-зе им.Кирова 1961-1962гг. Фото - кадр из фильма (станичная больница)
https://www.youtube.com/watch?v=yU245E7pJpw

Прикрепленный файл: фильм о ПО 61-62.png
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ПРОЧНООКОПСКИЕ СТАРОСТИ.

Л. В. Дубельт «Записки для сведения...». 1849 г.
...
Капитан Корпуса Жандармов Намврин донес, что Ставропольский губернии в станице Прочноокопской, 4 апреля, местные линейные казаки, воспрещая нижним чинам Ставропольского Егерского полка курить на улице табак, произвели с ними драку, в которой три казака ранены штыками, а приехавшему туда командиру 3-й бригады Кавказского Линейного Казачьего войска, майору Мещеринову, нанесен удар в грудь прикладом, и что исследование по этому происшествию возложено на генерал-майора Мердера.

Об этом доложено Военному министру.

С(анкт)-П(етер)бург

3 мая 1849

https://runivers.ru/new_htmlreader/?book=5606&chapter=84096

Краткая справка из википедии:
Леонтий Васильевич Дубельт (15 сентября 1792 года — 27 апреля [9 мая] 1862 года, Санкт-Петербург) — глава тайной полиции при Николае I: начальник штаба Корпуса жандармов (1835—1856) и управляющий III отделением (1839—1856), генерал от кавалерии.

Ссылка на фото: https://d1825.ru/viewtopic.php?id=549

Прикрепленный файл: В.И. Гау.Леонтий Васильевич Дубельт. 1830-е гг..jpg
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
Почти 235 лет тому назад...
9-го сентября 1787 года императрица Екатерина II объявила манифестом о разрыве с Турциею и об открытии военных действий. Турки 21-го августа напали на два наши бота, находившиеся в Очаковском лимане, и отправили отряд из Суджука к закубанцам для поддержания их при вторжении в пределы России. Получив об этом известие, генерал-поручик Потемкин решился предупредить закубанцев и 20-го сентября, с отрядом в 7,988 человек и 35 орудиями, переправился через Кубань у Прочного Окопа. Он разделил свои силы на три отряда, а четвертому; под начальством генерал-маиора Елагина, приказал переправиться через Кубань ниже Овечьего Брода и прикрывать его наступление. Главнейшею целью действий было уничтожение сборища имама Мансура, собравшегося в числе до 8,000 человек между реками Урупом и Лабою. Высланный против него отряд полковника Ребиндера в тот же день, 20-го сентября, встретил передовой отряд лжепророка, состоявший из 600 арб, расположенных вагенбургом. Заметив приближение русских, горцы громогласно прочли молитву, сочиненную Мансуром и решились сопротивляться до последней крайности. Вагенбург был, однако же, взят, и защитники его лишились до 400 человек убитыми.

На другой день, 21-го числа, Мансур с своею толпою атаковал отряд полковника Ребиндера, но был отбит после весьма упорного боя. Самая жаркая схватка горцев была с Ростовским карабинерным полком. При атаке неприятеля полк наткнулся на засаду и был сверх того атакован во фланг. Два эскадрона ростовцев и часть казаков пришли в замешательство, но подоспевшие драгуны Астраханского полка с баталионом гренадер опрокинули неприятеля. Горцы обратились в полное бегство.

При первых выстрелах генерал-поручик Потемкин отправил для поддержания Ребиндера отряд князя Ратиева, [249] который уже не поспел на поле сражения. Отступив верст на десять, Мансур остановился; к нему прибыли на помощь темиргойцы, бесленейцы и абазинцы, и 22-го числа он опять появился в виду нашего отряда. Генерал-маиор князь Ратиев атаковал горцев, и они, не будучи в состоянии выдержать жестокого огня, «разделились по нациям и заседая в лощинах и рощах» старались удержать стремление атакующих, но были повсюду вытеснены. Ближайший к месту боя аул и дом, в котором поселился Мансур, были сожжены. При доме имама найдено было два сарая, в которых хранилось до 10,000 пудов коровьего масла и множество ячменя; масло сожжено, а ячмень роздан войскам. «Никто из закубанцев не смел уже тут показаться, а смотрели только на сие позорище с вершин ближайших к снежным горам холмов»
 (Всеподд. донесение князя Потемкина 23-го октября 1787 г., № 46. Журнал князя Потемкина. Московс. Арх. Глав. Штаба.).
..........
...Войска Кубанского корпуса располагались на зимних квартирах: в Ейском укреплении, в Азове, в Таганрогском и Бахмутском округах и около Черкасска, в донских станицах. Кавказский корпус был расположен: в Ставрополе, в Прочном Окопе, Григориополе, Сенгилеевске и по Черкасской дороге 
(Ведомость, представленная князю Потемкину-Таврическому, при рапорте Текелли 17-го декабря 1787 г. Георгиев. Воен. Архив.). [251]
...

Текст воспроизведен по изданию: История войны и владычества русских на Кавказе. Том II. СПб. 1886

https://www.vostlit.info/Texts.../text7.htm
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
КАВКАЗ В 1787-1799 ГОДАХ. (Из уцелевших остатков георгиевского архива).

...О составе наших злополучных войск, которые принял Текели от Азовского до Каспийского моря и в Астраханской области, счастливо сохранился “рапорт семидневный от 8-го декабря 1788 года о состоянии войск 4-й дивизии екатеринославской армии кавказского корпуса»...

...Войска кавказского корпуса были расположены в Ставрополе, в слободках вокруг него, в Прочном Окопе, в Григориполисе, в Сенгилеевке, на черкасской дороге, около Георгиевска, по Куме и в слободах терского и гребенского войск. От Прочного Окопа вверх по Кубани были только редуты, которые на зиму оставлялись. На Кубани никаких поселений не было 10 . Войска кубанской части располагались на зимних квартирах в Ейском укреплении, в Азове, в таганрогском и бахмутском округах и около Черкаска в донских станицах...

...В начале ноября (1788г.) начался роспуск отрядов, и войска стали располагаться на зимних квартирах. Из ведомости, представленной корпусному командиру г. м. Елагиным 20-го ноября, видно, что части войск правого фланга разместились следующим образом: полевая артиллерия в Ставрополе; Нарвского карабинерного полка три эскадрона в Палагиаде, а остальные в кр. Московской; Таганрогский драгунский полк в Ставрополе и в селениях Михайловке и Надежде; Ладожский пехотный в кр. Донской; Нижегородский пехотный в Прочном Окопе и Григориполисе побатальонно; ...

https://www.vostlit.info/Texts...text11.htm

...В лагерь у Прочного Окопа, под начальством генерал-майора Булгакова, были назначены: Казанский и Воронежский пехотные полки, 4-й егерский батальон, Таганрогский драгунский полк, четыре эскадрона Нарвского карабинерного полка, казачий Кошкина полк и полевые орудия, сколько но числу наличных лошадей взять возможно. Провианта в сухарях приказано было взять столько, сколько подъемные лошади поднять могли. Герман и Булгаков должны были поддерживать сообщение между собою по берегу Кубани. Кубанскому корпусу генерал-поручика барона Розена с донскими полками особо предписано вторгнуться за Кубань (3).

Далее не имеется никаких сведений о том, что делали отряды в течение целого месяца. Вероятно, ничего, потому что 17-го сентября было послано, по поручению де-Бальмена, письмо к "почетному владельцу" Исламу Мусину, в котором он был приглашаем послать верных, надежных двух человек за Кубань для разведки "о тамошних делах», о том, в каком месте находятся турки, сколь велико их число и т. д....

3. Об этой замечательной экспедиции не сохранилось никаких документов в делах георгиевского архива.

https://www.vostlit.info/Texts.../text2.htm
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь 2012 г.

СТ-ЦА ПРОЧНООКОПСКАЯ

Митрофановская церковь.
Построена в 1840–1842 гг. на средства Кубанского казачьего
войска. Здание деревянное на каменном фундаменте с такой же
колокольней. В 1894 г. на средства войска с добавлением средств прихожан
построена новая каменная церковь с такой же колокольней.

1842 г. – ф. 90, оп. 1, д. 1498, 1502. 1843 г. – ф. 135, оп. 1, д. 341. 1868 г. –
оп. 26, д. 290. 1890 г. – оп. 48, д. 326, 327.

Клир. вед.: 1844 г. – ф. 135, оп. 2, д. 410. 1845 г. – оп. 3, д. 396. 1847 г. – оп. 5, д. 886. 1849 г. – оп. 7, д. 448. 1852 г. – оп. 10, д. 761. 1853 г. – оп. 11, д. 654. 1856 г. – оп. 14, д. 1080. 1861 г. – оп. 19, д. 894. 1863 г. – оп. 21,
д. 518. 1865 г. – оп. 23, д. 659. 1866 г. – оп. 24, д. 643. 1868 г. – оп. 26, д. 795. 1869 г. – оп. 27, д. 786. 1870 г. – оп. 28, д. 559. 1871 г. – оп. 29, д. 725. 1872 г. – оп. 30, д. 902. 1873 г. – оп. 31, д. 611. 1874 г. – оп. 32, д. 649. 1875 г. – оп. 33, д. 512. 1876 г. – оп. 34, д. 868. 1878 г. – оп. 36, д. 971. 1881 г. – оп. 39, д. 244. 1882 г. – оп. 40, д. 679. 1883 г. – оп. 41, д. 653. 1884 г. – оп. 42, д. 195. 1885 г. – оп. 43, д. 297. 1886 г. – оп. 44, д. 760. 1887 г. – оп. 45, д. 845. 1888 г. – оп. 46, д. 278. 1889 г. – оп. 47, д. 372. 1890 г. – оп. 48, д. 270. 1894 г. – оп. 52, д. 87/78. 1895 г. – оп. 53, д. 381. 1896 г. – оп. 54, д. 407. 1897 г. – оп. 55, д. 1089. 1899 г. – оп. 58, д. 465. 1905 г. – оп. 63, д. 310. 1906 г. – оп. 64, д. 128. 1908 г. – оп. 66, д. 667. 1909 г. – оп. 67 доп., д. 194. 1910 г. – оп. 68, д. 597. 1912 г. – оп. 70, д. 865.

Николаевская единоверческая церковь.
Единоверческий приход открыт по указу Святейшего синода от
8 февраля 1891 г. Синодальный протоиерей Ксеофонт Крючков
1 апреля 1891 г. освятил место для постройки церкви. Строительство велось
на средства, пожертвованные санкт-петербургским купцом Стефаном Митро-
фановым и другими благотворителями. Церковь освящена епископом Агафо-
дором 8 ноября 1893 г. Здание деревянное с такой же колокольней в одной
связи с церковью.
Клир. вед.: 1894 г. – ф. 135, оп. 52, д. 87/76. 1895 г. – оп. 53, д. 381.
1896 г. – оп. 54, д. 407. 1897 г. – оп. 55, д. 1089. 1900 г. – оп. 58, д. 465.
1905 г. – оп. 63, д. 310. 1907 г. – оп. 65, д. 590. 1908 г. – оп. 66, д. 650.
1909 г. – оп. 67 доп., д. 130. 1911 г. – оп. 69, д. 988. 1912 г. – оп. 70,
д. 866. 1913 г. оп. 71, д. 2031. 1916 г. – оп. 74, д. 1028.

ПРОЧНООКОПСКИЙ ВОЕННЫЙ ФОРШТАДТ

Николаевский молитвенный дом.
Построен в 1828 г. тщанием жителей. Здание деревянное, купол
обит железом. Иконостас полотняный хорошей живописи.

Клир. вед.: 1859 г. – ф. 135, оп. 17, д. 1080. 1863 г. – оп. 21, д. 518. 1865 г. –
оп. 23, д. 659.

https://pomnirod.ru/materialy-...chnik.html
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ ст.ПРОЧНООКОПСКОЙ
......Отправляясь на места нового жительства, первые линейные казаки Кубани - выходцы с Дона (будущий Кубанский линейный казачий полк), несли с собой не только религиозные традиции, но и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. Разделившись в 1794 году возле Жирова кургана на две партии, одни отправились для освоения станиц Усть-Лабинской и Кавказской, другие – Прочноокопской и Григориполисской. Расставаясь, казаки долго не могли договориться, как поделить между собой дорогие православные образы. Их спор разрешил жребий: икону Покрова Пресвятой Богородицы для будущей церкви забрали с собой поселенцы Прочноокопской и Григориполисской, а икону Николая Чудотворца – будущие жители Усть-Лабинской и Кавказской.
...
...Печальный эпизодъ съ развѣдочною сотнею не могъ, конечно, вселить бодрость въ средѣ переселенцевъ и поднять духъ ихъ; напротивъ, онъ показалъ имъ, что ждетъ ихъ въ будущемъ, при малѣйшей оплошности съ ихъ стороны, и на какую тревожную жизнь обречены ихъ семейства. Тѣмъ не менѣе нужно было повиноваться и двигаться къ назначеннымъ мѣстамъ. Чрезъ ручей Калалы, у нынѣшней Дмитріевской станицы, переселенцы направились къ кургану, гдѣ находился казачій постъ и укрѣпленный окопъ. Впослѣдствш курганъ получилъ названіе Жирова; слѣды окоповъ сохранились на немъ и до настоящаго времени. Послѣ дневки переселенцы раздѣлены были на двѣ партіи для заселенія одною Кавказской и Усть-Лабинской станицъ, а другою Прочноокопской и Григориполисской. Послѣдняя партія двинулась въ юговосточномъ направленіи къ большому Темижбекскому посту, подъ особо высланнымъ изъ Црочноокопскаго укрѣпленія прикрьтіемъ, а первая взяла югозападное направленіе по линіи кургановъ.
У Жирова кургана переселенцы разстались, бросивъ предварительно жребій между собою, какой партіи взять для будущей своей церкви икону Покрова Пресвятыя Богородицы, И той, и другой хотѣлось сохранить эту святыню для себя, но по жребію ее получили переселенцы, предназначенные для Прочноокопской и Григориполисской станицъ; поселенцы Кавказской и Усть- Лабинской получили икону Святителя Николая.
Тяжело было разставанье жителей Дона, для многихъ на всегда. При тогдашнемъ состояніи края, надежды на частое свиданіе между собою родныхъ и ближнихъ не было никакой, не смотря на раздѣлявшее ихъ ничтожное пространство въ 50-70 верстъ. Родственная связь переселенцевъ тѣмъ не менѣе не утратилась. Если случайно какой либо станичникъ попадалъ къ сосѣдямъ, то здесь принимался съ родственнымъ радушіемъ и любовію. Эта родственная черта между жителей названныхъ станицъ сохранилась и по настоящее время. Много однофамильцевъ, въ разныхъ станицахъ напоминают жителямъ об отдаленномъ родствѣ ихъ и одномъ происхожденіи.
Поселенцы въ Кавказскую и Усть-Лабинскую станицы, перейдя р. Челбасы, остановились на ночлегъ у кургана, и на другой день раздѣлились. Назначенные въ Кавказскую двинулись на югь, прямо къ крѣпости, а Усть-Лабинцы направились къ посту Романовскому. Обѣ партіи, въ теченіи цѣлаго дня, шли на виду другъ друга. Усть-Лабинцьт вышли ва разъѣздную дорогу ниже Романовскаго поста, у подъема къ пикетному кургану. Проложенная ими дорога извѣстна въ настоящее время подъ именемъ Лабинской.
Кавказскіе поселенцы остановились сначала на опушкѣ лѣса у пикетнаго кургана, не доходя крѣпости, а потомъ были передвинуты восточнѣе ея на полверсты. Место это было покрыто крупнымъ лѣсомъ на протяженіи 4-5 верстъ и въ ширину до 2 верстъ, находилось на, крутомъ берегу Кубани и предназначалось для водворенія станицы. Въ лесу водились олени, козы, свиньи и проч. Быстро закипѣла работа по вырубке леса и постройке изъ него домовъ, сараевъ и прочихъ принадлежностей усадебъ. Мѣста подъ послѣднія длиною и шириною по 20 саж , поселенцы занимали по жребію.
Мѣстные старожили утверждаютъ, что переселенцы съ Дона пришли двумя партіями. Одна въ количествѣ 150 семействъ въ 1794 г. и праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы праздновала на новомъ мѣстѣ жительства, а другая, въ числе 75 семействъ, въ слѣдующемъ году. По месту своего жительства переселенцы принадлежали къ жителямъ Верхне-Чирской, Нижне-Чирской и Луковской станицъ....

http://kavkazskaya-hram.cerkov...t-pervaya/
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
Лайк (1)
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
В 2022г. исполнилось 205 лет со времени переселения части населения бывшей ст.Прочноокопской на новое место - высокий берег, вниз по течению Кубани. Произошло это в 1817г. по распоряжению генерала А.П.Ермолова. Было это связано с постоянным разливом реки и затоплением станицы. С тех пор станицей с этим названием осталось "новое" поселение переселенных казачьих семей, существующее и поныне, а не желающие покидать уже насиженные места казаки, продолжали жить в старой станице. Сейчас она так и называется - Старая станица и находится на территории г.Армавира.
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
Лайк (1)
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
Список семейств казаков, назначенных к переселению на Сунженскую линию 18 апреля 1845г.
(лл. 206 – 255)

Кубанского КП

ст. Прочноокопской:
60. Аким Горшков 52
61. Ерофей Головлев 55

https://combcossack.0pk.me/viewtopic.php?id=4769
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
RinaZ
Модератор раздела

RinaZ

Новокубанск
Сообщений: 671
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 260
МЕНОВЫЕ ДВОРЫ
7 фондов
1811-1853 гг.
507 ед. хр.
Первый меновой двор учрежден в Екатеринодаре в 1794 г.
В начале 1811 г. был учрежден Прочноокопский меновой двор и примерно в это же время Усть-Лабинский. В 1848 г. возникли еще 3 двора по Лабинской линии: Махошевский, Темиргоевский и Тенгинский.
Служили одновременно и лавками-магазинами и таможнями для торговли с горцами и для взимания с их товаров пошлины. Сначала находились в ведении Кавказского губернатора, а с 1846 г. были подчинены главному попечителю меновых сношений с горцами на Кавказской линии.
Перестали функционировать во время Крымской войны.
Положение (1813), правила и инструкции (1846) по вопросам меновой торговли с горцами на Кавказской линии.
Предписания кавказского гражданского губернатора, начальника Кавказской области и главного смотрителя меновых дворов о торговле с горскими народами, беспошлинном пропуске в Черноморию горских товаров и пропуске к горцам железа, стали, соли в обмен на их продукты.
Рапорты смотрителей меновых дворов и ведомости о торговле с горцами, количестве товаров, выменянных у горцев на войсковую соль, и ценах на них (1819-1853); отчеты о деятельности меновых дворов (1846-1853).
Журналы учета соли, предназначенной для отпуска горцам, принявшим присягу на верность России. Книги записи товаров, проходящих через карантины. Ведомость об обмене пленными с горцами (1831).
Екатеринодарский меновой двор, ф. 329, 1825-1848 гг., 5 ед. хр.
Махошевский меновой двор, ф. 688, 1846-1850 гг., 76 ед. хр.
Овечебродский меновой двор, ф. 717, 1815-1821 гг., 19 ед. хр.
Прочноокопский меновой двор, ф. 686, 1821-1850 гг., 105 ед. хр.
Темиргоевский меновой двор, ф. 710, 1846-1852 гг., 6 ед. хр.
Тенгинский меновой двор, ф. 710, 1846-1850 гг., 13 ед. хр.
Усть-Лабинский меновой двор, ф. 687, 1811-1853 гг., 284 ед. хр.

http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-53
---
Организация гентуризма в Новокубанском районе.Помощь в написании истории семьи,если ваши предки жили в Новокубанском районе.Интересы:бароны Штейнгель,история Новокубанского района: ст.Прочноокоспкая,х.Ляпина,х.Северокавказский(Царицынский),х.Фортштадт,х.Камышеваха и др.поселения
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модератор: RinaZ
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник RinaZ » Станичная история. Прочноокопская. [тема №114225]
Вверх ⇈