КАК ХЛЕВЕНЦЫ ГОТОВИЛИСЬ ДАТЬ ОТПОР ВРАГУ В понедельник, 22 июня, в России отмечается День памяти и скорби. Ровно 74 года назад началась Великая Отечественная война — самая страшная и кровавая в нашей истории. В этот день приспускаются государственные флаги, а в храмах зажигаются свечи в память о миллионах россиян, отдавших свои жизни ради свободы Отечества. В преддверии этой даты мы предлагаем нашим читателям публикацию, в которой рассказывается о малоизвестных страницах героического прошлого наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Все документальные сведения и свидетельства очевидцев о событиях 1942 года важны нам, чтобы полнее представить картину происходившего на территории Хлевенского района в годы Великой Отечественной войны. Документы из разных источников позволяют сделать это. До сих пор главными сведениями о происходящем на хлевенской земле с лета до зимы 1942 года служили оперативные донесения штабов подразделений Красной Армии, дислоцированных на территориях, непосредственно примыкающих к району. И зачастую эти донесения имели противоречивый характер. В преддверии 70-летия Великой Победы по поручению редакции «Донских вестей» я обратился в Управление Федеральной службы безопасности России по Воронежской области с просьбой предоставить для публикации имеющиеся в архиве сведения о положении дел на территории Хлевенского района (в годы войны Воронежской области) по линии НКВД. И ответ от воронежских чекистов был недавно получен.
ОБ ОККУПАЦИИ ХЛЕВЕНСКОГО РАЙОНА
Обращаясь к УФСБ по Воронежской области, мы исходили из следующих соображений. В случае если часть советской территории была оккупирована фашистами и в последующем освобождена Красной Армией, то по линии Наркомата внутренних дел в обязательном порядке проводились специальные мероприятия, направленные на выявление диверсантов, предателей Родины, согласившихся сотрудничать с фашистами, завербованных немцами агентов из числа местного населения. На прямой вопрос редакции о проводимых на территории Хлевенского района подобных мероприятиях ответа мы не получили. Как не получили ответа от воронежских чекистов и о том, входил ли Хлевенский район в перечень территорий области, временно оккупированных немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. К сведению, соседние Землянский, Семилукский, Тербунский, Воловский районы в подобные перечени Воронежской и Курскской областей входят. Поздней осенью и зимой 1942—1943 года в ходе Касторненской контрнаступательной операции Красной Армии они были освобождены от захватчиков. Об этом есть документы, а даты освобождения районов от фашистов стали главными праздниками жителей Землянска, Семилук, Тербунов, Волово.
ДВЕ ЛИНИИ ОБОРОНЫ
Из истории известно, что главные сражения лета 1942 года на Воронежском направлении развернулись в непосредственной близости от хлевенской земли. Ожесточённые бои с применением танков и авиации происходили севернее Воронежа в районе Землянска, Семилук, Малой и Большой Вереек. По количеству задействованной в боях бронетехники и живой силы с обеих сторон сражение севернее Воронежа летом 1942 года едва ли уступает сталинградскому, поэтому бои под Землянском справедливо называют «Малым Сталинградом». Командование Красной Армии, как потом отмечали маршалы Г. К. Жуков, А. М. Василевский, М. Е. Катуков и другие военачальники высшего звена, считало ожесточённость боёв за Воронеж свидетельством направления главного удара немецкой летней кампании 1942 года на Москву. Главный же удар немцев летом 1942 года был направлен на юг: их целями были Кавказ с бакинской нефтью, Волга и Сталинград (операция «Фалль Блау»). После неудачного контрнаступления Красной Армии под Харьковом, немцы развернули операцию «Фалль Блау» и стремительно повели наступление на юг и Сталинград. Боеспособные и обстрелянные под Воронежем дивизии немцы скрытно перебросили в направлении своего главного удара, заменив их под Воронежем на румынские, венгерские и итальянские части, не отличавшиеся ни военной дисциплиной, ни высоким моральным духом. Возможно, именно этим и объясняется стремительность и успешность контрнаступления Красной Армии под Касторным, Щиграми, а также деблокирование Воронежа зимой 1942—1943 года и создание Курского выступа («Курской дуги»).
Командование советских войск для исключения прорыва немцев к Москве с юга и юго-востока распорядилось организовать две глубоко эшелонированных линии обороны. Первая линия пролегала по левому берегу Дона, а вторая — по правому берегу реки Воронеж в направлении возможного удара на Липецк, Усмань и Тамбов.
Летом 1942 года большинство населения Задонья было эвакуировано в сёла левобережья Хлевенского района. Трудоспособные граждане привлекались к строительству оборонительных сооружений в районе донских переправ. Рылись окопы и сооружались противотанковые рвы вблизи Хлевного,
Старого Дубового, Конь-Колодезя. Подобные сооружения делались и в районе Подгорного, Синдякино, Малинино, Курино. Это был поистине адский труд, и лёг он в основном на плечи женщин и подростков — всех, кто не был на фронте. Остатки этих оборонительных линий можно и сейчас увидеть в окрестностях сёл, например, возле моста через реку Дон. Линия окопов хорошо просматривается на космических кадрах «Гугл». Оперативная же линия обороны была выполнена в районе села Дмитряшевка. Старожилы рассказывают, что первая линия окопов проходила по тому месту, где впоследствии был построен свинокомплекс, а последняя, седьмая, находилась в районе Покровского храма. Другими словами, командование Красной Армии проводило все военно-инженерные мероприятия на случай прорыва немцев к донским переправам. И, судя по ожесточённости боёв в июле—августе 1942 года, такой прорыв не исключался.
ПАРТИЗАНСКИЕ ТАЙНИКИ
На тот случай, если территория района будет захвачена немцами, планировалось создание на оккупированных землях партизанских отрядов из числа хлевенских жителей. Воронежские чекисты предоставили интересный документ. Это копия оперативного донесения сотрудника НКВД своему руководству (орфография документа сохранена):
«Сообщаем, что для партизанских отрядов нами произведена закладка в тайники продуктов и боеприпасов в следующем количестве:
1. Продукты заложены из расчёта на три месяца ниже поименованы:
а) ржаная мука 27 ц;
б) пшено 4 ц 40 кг;
в) мясо 13 ц;
г) масло растительное 135 литров;
д) сахар-песок 3 ц 24 кг;
е) спирт 48 литров;
ж) соль 3 ц;
з) сухари 4 ц.
2. Все нижеименованные продукты разложены в 20 тайниках, которые подбирались непосредственно командирами и комиссарами партизанских отрядов с последующей нашей проверкой.
Тайники расположены в следующих сёлах Хлевенского района: Муравьёвка, Крещенка, Доно-Негачёвка, Фомино-Негачёвка, деревня Дувановка Нижнеколыбельского сельсовета, Воробьёвка, Покровка Конь-Колодезского сельсовета,
Елец-Маланино, Введенка, Ново-Дубовое, деревня Подгорное Куринского сельсовета, Ворон-Лозовка, Малый Мечёк, Отскочное и Дмитряшевка.
Все вышеперечисленные тайники находятся в погребах и сараях жителей Хлевенского района.
3. Все боеприпасы и взрывчатые вещества разложены в 9 тайниках в сёлах: Муравьёвка, Доно-Негачёвка, Нижняя Колыбелька, Хлевное, Подгорное, Ворон-Лозовка, Малый Мечёк и Отскочное:
а) гранаты 333 шт;
б) мины 108 шт;
в) толовые шашки 108 шт;
г) бикфордов шнур 48 м;
д) детонаторы 48 шт;
е) охотничий порох 7 кг;
ж) патроны к винтовкам «Маузер» 8560 шт.
При уходе частей Красной Армии каждый партизан будет иметь винтовку «Маузер» и к ней по 60 патронов.
Что касается обмундирования, то оно не закладывалось за отсутствием такового.
Начальник Хлевенского РО НКВД, младший лейтенант Гос. Безопасности (подпись неразборчива)».
Этот документ свидетельствует о том, что немцев хлевенские жители не собирались встречать хлебом-солью, а готовились сражаться с захватчиками у них в тылу. Интересен и сам факт, что из числа местных жителей было сформировано несколько партизанских отрядов общей численностью около 150 бойцов, в каждый назначены командиры и комиссары. И недостатка в добровольцах, готовых в случае оккупации уйти в партизанское подполье, среди хлевенцев не было. За завесой служебной военной тайны и по прошествии времени мы вряд ли сегодня сможем установить имена рядовых партизан, а также их командиров и комиссаров. А жаль, это были настоящие патриоты страны, готовые рисковать своей жизнью ради освобождения Родины от врага.
НЕ ДАЛИ РАЗОРИТЬ ХЛЕВЕНСКУЮ ЗЕМЛЮ
Обстановка на территории Хлевенского района, непосредственно прилегающего к местам ожесточённых сражений летом—зимой 1942 года была архисложной. Немецкая авиация, господствующая в это время в воздухе, подвергала жестоким бомбардировкам не только части Красной Армии, находящиеся в походном марше к Землянску и Верейкам, полевые госпитали в сёлах по обоим берегам Дона, но и строителей оборонительных сооружений — это женщины и подростки, всех мирных колхозников, убиравших выращенный летом 1942 года урожай.
Наши читатели постоянно спрашивают: «Были ли немцы на территории Хлевенского района»? Конечно же, были. Немецкие моторизованные разведки неоднократно «навещали» сёла Задонья. И, как правило, немцы на быстроходных танкетках и мотоциклах быстро уничтожались мобильными оперативными частями Красной Армии. Есть свидетельства очевидцев, что такие «набеги» неоднократно совершались немцами на Муравьёвку, Аникеевку, Верхнюю Колыбельку, Крещенку, Долгое, Среднюю Долину. Один из рейдов немецкой полевой разведки в Крещенку едва не привёл к трагедии, подобной хатынской. Вот фрагмент ещё одного документа, который предоставили воронежские чекисты:
«Народному комиссару Внутренних дел Союза ССР товарищу Берия.
«О положени дел в оккупированной части Воронежа и Воронежской области»
6. В селе Крещенка Хлевенского района (по другим сведениям — в деревне Средняя Долина — прим. авт.) немцы согнали жителей в здание школы, заперли там, обложили школу соломой и намеревались сжечь её вместе с жителями, но были отогнаны Красной Армией.
14 августа 1942 года».
Фактов создания немцами оккупационных администраций на территории сёл Хлевенского района ни воронежскими чекистами, ни другими документальными источниками, а также свидетельскими показаниями по разным причинам не эвакуированных жителей на сегодняшний момент не обнаружено.
То, что наш район немцам так и не удалось захватить — это не чудо и не счастливый жребий судьбы. Этим мы, ныне живущие, обязаны массовому героизму тысяч красноармейцев и командиров, сумевших удержать оборонительные позиции, перемолоть в ожесточённых боях отборные немецкие дивизии, сдержать их танковые атаки, выстоять под шквалистым артогнём. Ценой своих жизней они не позволили фашистам разорить хлевенские сёла, прорваться на левобережье Дона.
Наша вечная им благодарность и память!
Источник:
Сайт газеты "Донские вести"
Автор статьи- В. ПОЧЕРНЯЕВ.
http://donvesti.ru/new_info.php?newid=2263
На фотографии:
Берег Дона, хлевенская сторона. Рытвины и канавы — это те самые окопы, которые рыли местные жители более семидесяти лет назад
http://ok.ru/profile/562034064823/pphotos/802928185783
Действительно, не все жители были эвакуированы из сёл Дубовое и Маланино.
Семья моей бабушки не была эвакуирована, жили в военное время в Дубовом.