Чудовы
Томская Губерния, Барнаульский уезд,Тальменская волость Эта тема на карте: Чудовы (1700-2018), Чудовы (1700-2018), Чудовы (1700-2018), Чудовы (1700-2018)
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 12:38 Экскурс в историю произвели.В РГАДА вроде как 1 ревизию нашли. Vasily_ написал: [q] Интересно узнать родословную Елены Епифановой, там еще с десяток Тальменских фамилий добавится [/q]
Поиск брака Андреяна Чудова и Елены Епифановной в процессе.Надеюсь все получится.Сразу поделюсь всем найденным. Впереди еще фото по Чудовым и информация по Павлу Андриановичу.Очень большие сдвиги у меня в этом направлении.Все позже выложу --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2306 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5154 | Наверх ##
25 апреля 2019 15:02 25 апреля 2019 15:10 Evdjiniya написал: [q] В переписи 1719 г. в ведомстве Белоярской крепости было учтено 316 душ мужского полу[/q]
Все фамилии из этого дела выписала Елена Чернова (Elcher). Выписки можно посмотреть здесь и здесь.К сожалению, Чудовых в этом деле нет В РГАДА есть еще такое дело: Ф. 214, Оп. 1, Д. 1626.Скаски пришлым людям Берскаго острогу (Л. 388-414 об.) и Белоярской крепости 721 годуд. ЗабродинойЛист 424. Явилса пришлой человек Авдей Семенов сын Чюдов, сказал себе восмидесяти лет, у него дети Харитон тритцати лет, Мосей двацати пяти лет, Галахтион пятнацати лет. Пришел в Кузнецкой уезд в Белоярскую крепость в 720м году в бытность прикащыка Алексея (Л. 424 об.) Горлевского и ему Горлевскому явилса, и оной де Горлевской жить ему велел. А живет де он в той деревне своим двором. А родом он Сибирской губерни Верхотурского уезду Ирбицкой слободы жыл во крестьянех. А в переписных книгах 719го году нигде не написан. А оттоль сшел без указу и без отпуску. А что он Авдей в скаске своей сказал ложно, то повинен смерти. По его велению Гаврило Бобровской руку приложил.Из этой записи можно сделать вывод, что Авдей Чудов пришел в Белоярскую крепость в 1720 году, поэтому его нет в переписи 1719 года. В книге Ю.С. Булыгина есть ссылки на 1 ревизию 1726 года, только реквизиты этого дела не указаны. Поэтому существование этой переписи под вопросом... | | |
Vasily_ Сибирь Сообщений: 2306 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5154 | Наверх ##
25 апреля 2019 15:08 25 апреля 2019 15:17 Vasily_ написал: [q] А родом он Сибирской губерни Верхотурского уезду Ирбицкой слободы [/q]
Думаю, что нужно искать Чудовых в переписи 1710 года по Ирбитской слободе. Только они могут быть записаны под другой фамилией, такое часто бывало. Пробовал искать в интернете разные варианты: "Чудов Ирбитская" , "Авдей Ирбитская перепись 1710" , "Семен Чудов Ирбитская" и т.д. Найти информацию не получилось, хотя иногда такой способ срабатывает. Попробуйте поискать, может быть Вам повезет... | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 20:16 Vasily_ написал: [q] К сожалению, Чудовых в этом деле нет [/q]
В Забродиной есть только: elcher написал: [q] Владимир Авдеев сын (Чудов), на подворье нищей беспомочной Иван Курятников[/q]
Про Харитона ни слова.... --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 21:01 25 апреля 2019 21:01 В первых жителях Чудовых нет. Буду искать.
Архивы сохранили список первых жителей Ирбитской слободы в крестьянской книге 1632 года. Да в нынешнем же во 140-м году при воеводе при Федоре Михайловиче Баяшеве да при подьячем при Втором Шестакове прибрано на льготу из верхотурских изо всяких людей в новую слободу в пашенные крестьяне на Ирбет.
Олешке Поткорытникову пахать десятина.
Ивашку Михайлову сыну Утке пахат полдесятины.
Кондрашке Олексееву Устюжанину пахать полдесятины.
Демке Степанову Важенину пахать полдесятины.
Олешке Олексееву Лузянину пахать полдесятины.
Игнашке Петрову да Левке Федорову, прозвище Кукав (Кучков), пахать полдесятины.
Филатке Диеву Устюжанину пахать полдесятины.
Гурейку Иванову Перевозникову пахать полдесятины.
Ондрюшке Офонасеву Рубцову пахать полдесятины.
Гришке Прокопеву Устюжанину пахать полдесятины.
Ивашку Бугрышу пахать полдесятины.
Фетке Белоусову брату пахать полдесятины.
Трофимку Сидорову Пенежанину пахать полдесятины.
Фетке Степанову да Ондрюшке Онофрееву пахать полдесятины.
Мишке да Терешке Лихановым пахать полдесятины.
Потапку Иванову Голому пахать полдесятины.
Степанку Гаеву з детьми пахать десятина.
Пятунке Иванову пахать полдесятины.
И всего в новую слободу на Иръбит прибрано пашенных крестьян 20 человек. А государевы десятинной пашни пахать как выидут изо льготы ко 146-му году под рожь 10 десятин.
Справил Михалко Исаков.
В итоговой части небольшая ошибка: в списке не двадцать, а двадцать один человек, шестеро из которых объединены попарно общим тяглом. Конечно, население слободы не ограничивалось этими людьми, так как в списке названы только главы семей. Не учтена и семья слободчика Шипицына. Указание на то, что поселенцы на Ирбит прибирались из верхотурских людей, весьма расплывчато. Из всего списка в Верхотурском уезде удалось найти только двоих – Федьку Белоусова и Степанка Гаева. Оба в 1624 году были крестьянами Тагильской слободы, откуда пришел и основатель Ирбита Иван Шипицын.
Следующие крестьянские книги позволяют проследить процесс заселения слободы в первые десятилетия ее существования. При работе с этим источником надо иметь ввиду, что появление новой семьи датировалось только в случае вступления в новое тягло. Если же новый крестьянин заменял кого-то из прежних, его имя вписывалось вместо заменяемого и он оказывался в списке старожилов.
 --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 21:11 25 апреля 2019 21:12 Россия открывала новые земли, обороняла присоединяемые. Брать в руки оружие доводилось часто. Настал такой день и для Ирбеевского острога. В 1662 году слобода защищалась от потомков сибирского хана Кучума. К этому времени ее укрепления обветшали, рвы осыпались. Кочевники напали на деревню Белослудскую (в 38. километрах от Ирбита), разорили ее, сожгли церковь с укрывшимися в ней крестьянами и приказчиком, опустошили другие деревни по реке Ирбее, убили много людей, угнали скот.
Слобода действовала решительно. Полтораста ее охотников, то есть добровольцев, под началом Федора Мокренского, сына основателя Долматовского монастыря, вышли навстречу татарам. Отряды сошлись в четырех верстах от слободы. Ожесточенная схватка закончилась победой русских.
Победа имела важное значение для Ирбеевской слободы. Было выиграно время. Вскоре подоспела помощь из Туринска. Прибыли рейтары и драгуны из Тюмени. Слобода уцелела, сохранив и ярмарку. До сих пор местные жители называют возвышение между Ирбитом и деревней Шмаковой «татарским побоищем». Вскоре после кровавой стычки слобода стала зваться на русский лад — Ирбитской.
Сохранились итоги первой переписи населения Ирбитской слободы в 1666 году: два двора верхотурского сына боярского Семена Миронова, двор дьяка Федора Миронова, 19 дворов беломестных казаков, два двора беломестных казаков «бездомовых» и 112 дворов оброчных крестьян. Всего числилось 153 двора.
Вторая перепись относится к 1680 году. Из Верхотурской дозорной книги Льва Поскотина узнаем: в Ирбитской слободе кроме острога есть церковь, при ней два попа. Перечислены 22 деревни, подчиненные слободе,— Зайкова (33 двора), Шмакова (14), Речкалова (тоже 14 дворов). Эти названия сохранились и поныне. Зайково, самый крупный по тому времени населенный пункт, сохранило «лидерство» до наших дней. Не случайно это село стало недавно рабочим поселком. Всего же слобода с деревнями насчитывала 220 дворов оброчных крестьян.
Как видим, во второй половине XVII века Ирбитская слобода значительно разрослась.
 --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 21:32 Краткая предыстория
Вслед за покорением Сибирского ханства, в конце XVI века началось освоение новых земель.
1584-1589 гг. Первым русским опорным пунктом восточнее Уральского хребта был Верхне-Тагильский городок. Через него проходила главная «государева» дорога в Сибирь.
В 1586 г. Поставили город Тюмень.
1587 г. Основан Тобольск, главный русский город Сибири.
1598 г. Построен город Верхотурье. В Верхотурье устроена таможня, контролировавшая потоки людей и товаров в Сибирь и обратно.
1600 г. Построен город Туринск (Епанчин городок).
В 1612 г. была подписана грамота московского правительства верхотурскому воеводе об отводе крестьянам, ямщикам и посадским людям земель под пашню по рекам Тагил и Мугай. Этот документ дал жителям Верхотурского уезда законное основание селиться по берегам Тагила и Мугая и, таким образом, положил начало Тагильской слободе как одной из важнейших административных единиц Верхотурского уезда XVII века.
1619 г. В месте слияния Нейвы и Режа произошло первое внедрение верхотурских поселенцев в туринские земли.
1619 г. Основана Невьянская слобода (острог).
С 1620 г. весь огромный Верхотурский уезд в церковном отношении зависел от архиепископов Сибирских и Тобольских, живших в Тобольске.
1621 г. Основан Невьянский Богоявленский монастырь.
1622 г. На реке Нейве поселились переведенцы из Казанских крестьян. Верхотурским ямским охотникам велено давать по 15 рублей, взамен прежних десяти.
1622/23 гг. Основана Чубаровская слобода, основатель Максим Егошин.
К 1624 г. Верхотурский уезд состоял из подгородной волости и двух слобод – Невьянской и Тагильской.
1626 г. Невьянская слобода имела деревянные укрепления (острог), для сбережения от набегов башкиров и калмыков.
1626/27 гг. На территории Тентюковой и Ермолаевой волостей была основана Ницынская слобода. Основатель Петуня Ощепков.
1626 г. Произошел крестьянский бунт в Ницынской слободе.
1627 г. На реке Нице основана Еланская слобода (впоследствии относилась к Ирбицкому уезду).
1628 г. Становится известно о рудном болоте на Нице между Невьянской и Ницынской слободами, где в 1629/30 годах верхотурскими служилыми людьми было организовано железоделательное производство в Рудной слободе.
Русские земледельцы интенсивно осваивают бассейн реки Ницы.
1631 г. С целью развития хлебопашества основана Арамашевская слобода.
Ирбицкая (Ирбеевская) слобода
1631/32 гг. Первое упоминание о русском поселении на месте г.Ирбита, возникшем при слиянии реки Ирбита (по-татарски Ирбея) с рекою Ницей на юго-востоке от Верхотурья. Основатель слободчик Иван Шипицын (иногда записан как – Спицын). Возможно, Ирбицкая слобода основана в конце 1631г. (сентябрь 1631 – август 1632 гг.).
Местность, занимаемая Ирбитом, разделяется на две различных части: на низменную – болотистую, идущую на северо-восток, и возвышенную – холмистую, идущую на юго-запад.
«Русские стали селиться в этой местности вскоре после открытия руды на берегу реки Ницы, привлекаемые сюда как розыском руды, так и благоприятными условиями для поселения, что послужило основанию Ирбицкой слободы. Местность, окружавшая слободу, представляла собой девственный лес, с многочисленными представителями лучших пушных пород (соболей, бобров, куниц, горностаев и др.). В лесах водились медведи, волки, лоси, лисы и зайцы. Река Ница изобиловала рыбою, в ней водились нельма, язь, щука, налим, линь, окунь, ерш, чебак и елец. В озерах водились пескарь, гольян и карась. Эти условия были настолько заманчивыми, что колонизация русскими шла быстрым шагом». Первыми поселенцами в Ирбицкой слободе были крестьяне из Верхотурья и Казани.
1634 г. 16 июня. Оборона Чубаровской слободы от степных калмыков.
1634 г. Пригожие земли и выгодное местоположение Ирбицкой слободы притягивает новых поселенцев. По реке Нице поселяются «прихожие всякие люди волею своею потому, что им тут жить иных сибирских городов Тюмени и Туринска и Тобольска прибыльнее». Торговые и промышленные люди, приезжающие в Сибирь из Руси, покупают для своих промыслов хлебные запасы и речные суда, причем дорогою ценою. Местным крестьянам нет необходимости даже вывозить свой хлеб на продажу – «продают меж себя в деревнях, а затем ждут торговых людей (купцов)».
Ирбеевская слобода становится центром возникших вблизи ее новых поселений, в ней открывается Торжок.
1634/35 гг. Тобольские власти основывают Киргинскую слободу.
1635/36 гг. В Ирбицкую слободу вновь прибрано одиннадцать человек, на которых расписано семь тягл. Первым священником в Ирбицкой слободе был Михаил Парфенович Удинцов.
1636/37 гг. В Ирбицкую слободу прибрано четыре человека на три тягла.
1637/38 гг. В Ирбицкую слободу прибрано восемь человек на семь тягл.
1638 г. Осень. Слободчик Иван Шипицын сообщает приказчику Киргинской слободы Исаку Обрядову о возможном нападении калмыков.
1638/39 гг. В Ирбицкую слободу прибрано 35 человек на 28 тягл.
1638/39 гг. Шипицын наделяет землей Игнашку и Ивашку Петровых детей ШМАКОВЫХ (льготные годы у первых прибранных крестьян давались на шесть лет). Известно, что у Петра ШМАКОВА было трое сыновей: Иван, Игнатий и Петр. Все они родились в Тагильской слободе в 20-х годах семнадцатого века. Интересно отметить и то, что Андрей Сидоров ШМАКОВ (внук Никиты ШМАКОВА) родился в той же Тагильской слободе. Возникает предположение, не являются ли они родственниками? Кроме того, в переписи 1625/26 годов рядом с двором Никиты ШМАКА отмечен двор Гуляйко ШМАКОВА.
Первоначально ирбицкие крестьяне были посажены на «государеву пашню», но к 1639 г. добились перевода в оброк, что еще больше способствовало росту населения на Ирбите. Начинается освоение земель вверх по реке Ирбит. «Надобно полагать, что пашенная земля здесь была настолько плодородна и столь заманчива, что вскоре, по основании слободы, в нее стали самовольно переселяться многие крестьяне из пашенных слобод, как-то: Тагильской и Невьянской. Проходившая через слободу из Верхотурья в Тобольск известная Бабиновская дорога также способствовала скорейшему заселению слободы и дальнейшему развитию в ней торговли. С самого начала Ирбицкая слобода была окружена палисадом с двумя воротами, которые на ночь запирались».
Вскоре после основания Ирбицкой слободы сухопутный торговый путь принял несколько другое направление, по местам, более заселенным и безопасным. Он шел из Вархотурья через села Салдинское и Мугайское. затем поворачивал несколько вправо и шел на Невьянскую, Рудную, Киргинскую. Чубаровскую, Верхнее-Ницинскую. Краснослободскую и Усгь-Ницинскую слободы, потом на Тюмень и Тобольск. Путь этот назывался «слободским».
1639 г. Воевода Никита Васильевич Кафтырев селит туринских крестьян в Ницынской слободе.
1639 г. На реке Нейве основана Мурзинская слобода.
1640 г. Открыто судоходство по реке Нице.
1640/41 гг. В Ирбицкую слободу прибрано семь человек на пять тягл. Всего в 1640/41 гг. в Ирбитской слободе было 111 крестьян.
Шипицыны и другие ирбицкие крестьяне промышляют на реке Исети (ловят рыбу) в районе будущего Далматова монастыря и даже подговаривают местных татар избавиться от старца Далмата.
1641 г. Сентябрь. Ирбицской слободой управляет приказчик Василий Муравьев.
1641-1644 гг. Приказчик Ирбицкой слободы Василий Муравьев построил в слободе хлебные житницы, мельницу на реке Ирбите, судоверфь – плотбище для строительства дощаников, на которых отправляли хлеб в Сибирь для пропитания служивых людей.
1641-1645 гг. В Ирбицской слободе усилиями приказчика Василия Муравьева построен «храм во имя Богоявления господа нашего Иисуса Христа да предел святых мучеников Фрола и Лавра».
1642/43 гг. На реке Бобровке (приток р. Ирбита) основана Усть-Ирбицкая слобода, основатель Пятунко (Пятый) Ощепков.
1643 г. Начала функционировать Ирбицская (Ирбеевская) ярмарка. Первым поводом к образованию Ирбицкой ярмарки был местный праздник 6 января, в день Богоявления Господня. К этому дню народ приезжал попраздновать из соседних деревень и слобод. Слобод в округе было много, и Ирбицкая слобода была между ними центральной. Во время праздника сельские люди обменивались своими произведениями. К ним вскоре пристали коренные жители инородцы, богатые произведениями своих лесов, пушниной, и стали обменивать ее на русские товары.
Кроме того, русские промышленники доставляли товары до Соликамска водой, оттуда везли их по зимнему пути в Тюмень и Тобольск по Бабиновской дороге, через Верхотурье и далее по ближайшим населенным местам через Ирбицкую слободу, которая оказалась на половине пути из Верхотурья в Тобольск. Здесь промышленники останавливались сначала на неопределенное время.
Случайно побывавши в слободе в январе или наслышавшись о местном Торжке, они не могли не обратить внимания на значительное стечение здесь народа. Их собственные выгоды побуждали останавливаться на более продолжительное время. Начался оживленный обмен. Местные зверопромышленники рады были случаю сбыть свои товары, а российские рады были обменять их на свои. Год от году число промышленников и торговцев стало быстро увеличиваться. В Ирбицкую слободу стали приезжать из других мест татары и калмыки.
Таким образом, завязалась ежегодная ярмарка. Царь Михаил Федорович, видя в Ирбицкой ярмарке средство к сближению с Сибирью, указом 1643 г. утвердил ее существование. После этого ярмарка стала развиваться все более и более, так что, по сказанию исторических актов, в 1649 г. сюда уже стекалось множество промышленников и торговцев.
Со второй половины XVII века Ирбицкая ярмарка стала местом закупки хлеба и вообще всех товаров, идущих в Сибирь. Сюда, кроме сибирских и бухарских товаров, стали привозить еще и китайские, для вывоза в Россию.
Спустя 50 лет после начала торговли в Ирбицкой слободе, местная ярмарка настолько расширилась, что почти совершенно подорвала торговлю города Верхотурья и нанесла ущерб городам Тобольску, Туринску и Тюмени.
До 1689 г. в Ирбицкой слободе торговали беспошлинно, собирались только полавочные деньги за занятые торговцами склады и амбарные лавки.
На протяжении всего XVII века этот район подвергается нападением со стороны Кучумовичей и других кочевников. В 40-ые годы в Сибирском приказе принимаются меры, для того чтобы район поставить под охрану служивых людей.
1644 г. В Ирбеевской слободе строится укрепленный острог с 2 башнями.
1644 г. Основана Белослудская слобода.
1645 г. Сентябрь. В Ирбицской слободе первый набор беломестных казаков из гулящих людей. Всего 16 человек. Тогда же в слободе был поставлен и острог. Местные торжки функционируют круглый год и приносят казне существенный таможенный доход. В 1644/45 гг. таможенный сбор в Ирбицкой слободе составлял 67 рублей, 31 алтын, 5 денег. Крестьяне на протяжении всего года на рынке своей слободы продают друг другу, приезжающим из других слобод, служилым и посадским людям из Верхотурска и Тобольска лошадей, рогатый скот, рыбу, зерно, иногда невыделанные кожи.
Важную роль в хозяйствах ирбицких крестьян занимает животноводство. Среди крестьян встречаются владельцы 20 и более лошадей. Торговцы мясом систематически скупают скот на убой.
1645 г. (конец). Крестьяне Ирбицской слободы присягают на верность новому царю Алексею Михайловичу. Впервые отмечен мельник.
Среди ирбицких крестьян упоминаются Онтонко Прокопьев ШМАКОВ, Игнашко Петров и Ивашко Петров ШМАКОВЫ.
1646 г. Август. В Ирбицкой слободе зафиксирован дьячок.
1646/47 гг. В слободе отмечен ирбицкой мельницы кузнец Микитка Сысоев (был зарезан в этом году).
1649 г. В Ирбицкой слободе приказчик Григорий Барыбин.
1651/52 гг. В Ирбицкой слободе значится «оброчных крестьян и подрядчиков 129 человек». Местные крестьяне берут в оброк рыбные ловли на озерах, либо также с оброка получают право ловить рыбу неводами или бредниками, постановкой запоров или езов на реках. «Игнашко Петров з братею сам третей с Ывашкою да с Петрушкою у них четыре сына ныне платит з десятины». Кроме того, в слободе проживал Онтонко Прокопьев ШМАКОВ, который к тому времени уже умер, а на его месте жили Онтоновы дети Федька и Митька.
1659 г. По переписи впервые показывается распределение крестьян Ирбицкой слободы по деревням, всего 123 крестьянских двора.
В деревне Шмаковой над рекою Ирбитом жил оброчный крестьянин Петрушка Кондратев сын ШМАКОВ (возможно, здесь описка в отчестве).
1661 г. Распоряжением тобольского воеводы Хилкова положено начало «для опыту» унаваживания пашни в Ирбицкой и Ницинской слободах. В Ирбицкой слободе приказчик Михаил Литвинов.
1662 г. Ирбеевская слобода переименована в Ирбицкую. Верхотурские власти разрешили ирбицким крестьянам покупать соль, только при условии подвоза всякого харча. С Ирбита на Верхотурье привозят значительные партии мороженой рыбы. К примеру, Фрол Лаптев привез 4 воза рыбы, оцененной в Ирбите в 60 рублей.
В 1662 г. случился башкирский бунт, по заговору старшины Сеита. Башкиры, соединившись с татарами Уфимскими, Сылвинскими, Казанскими, Вятскими и Уржумскими, увлекли за собою вогул, мордву, калмыков, черемис и других инородцев. Выждав, «как крестьяне хлеб пожнут и складут», воровские люди напали на плохо защищенные русские поселения, в тех местах, где они соприкасались с их кочевьями. Бунт распространился весьма широко, и известен под именем «первого башкирского бунта». Бунтовщики разорили множество поселений: «Катайский острог, Павловы пустыни, слободы и деревни по реке Утке, Далматов монастырь, Новую Ощепкову слободу, Салухи Пястелеву слободу и Невьянский монастырь, а также немало людей побили и скота отогнали».
Вскоре князь Семен Пелымский, приказчик Невьянской слободы, извещал о нападении воровских людей на Мурзинскую слободу и село Покровское. Они побили многих мужиков, вместе с церковью сожгли около девяноста «баб и робят», а молодых женщин угнали в плен. Затем бунтовщики отошли за Аятское озеро. Откуда они имели намерение направиться на Нейву и Арамашевскую слободы, чтобы соединиться с князем Сары Мергенем.
Верхотурский воевода Иван Камынин послал из Тюмени против татар приказчика Ницынской слободы Федора Головкова с охочими людьми. Вскоре в вершинах рек Ирбита и Пышмы был большой бой, в котором русские «тех воровских татар человек с 20 и больше побили и многих переранили, а остальные разбежались». Всем слободам был дан приказ: жить от воровских людей оберегаясь, и весь государев хлеб перемолотить и свезти без промедления в город в государевы житницы. Воеводы и приказчики занялись укреплением острогов и слобод.
18 сентября. «Воровские люди, возглавляемые тюменским ясачным татарином Лабашкой с братом, да Туринскими татарами Безпелдючкой да Кучембетко малым с сыном, повоевали Белослудскую и Усть-Ирбицкую слободы. Дворы выжгли без остатку и остроги взяли и церковь пожгли, и людей побили, и хлеб и сено выжгли и скот отогнали», а также выжгли все деревни с верховья реки Ирбита до деревни Шмаковой. Затем они сделали нападение на Ирбицкую слободу, но, узнав о приближении ратных людей из Киргинской слободы и Тюмени, отступили. «Деревню же Шмакову отстояли охочие люди, присланные из Ирбита, в количестве полуторых сот, под начальством Федора Мокринского, сыном преподобного Далмата».
Среди охочих людей было 70 ирбицких человек, да 80 людей киргинских и ницынских.
25 сентября русские люди встретили воровских татар в 4 верстах от деревни Шмаковой и после небольшой стычки прогнали тех. В ходе действий было убито 6 татар и один взят в плен. Затем дошли до деревни Зайковой, где остановились. От пленного узнали, что татары расположились ставкой, в ожидании царевича Сары Мергеня, недалеко от разоренной ими Бело-Слудской слободы. Численность татарского войска простиралась до 400 человек, пришедших от озера Иска. «Огненаго оружия у татар 30 пищалей, в Белой Слудке оружия и пороху они не взяли, так как воинские припасы все сгорели вместе с жителями в церкви, в которую последние заперлись, во время погрома слободы. По причине многочисленности мятежников Федор Мокринский, напуститца на них не смел».
В 1662-1664 гг. вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам (пострадали свыше семидесяти хозяйств Ирбицкой слободы, в основном крестьяне, потеряли хлеб и скот). После нападения кочевников в слободе оставалось лишь 112 крестьянских дворов.
1663 г. Оборона Киргинской слободы от степных калмыков, возглавляемая Василием Поярковым, выдающимся русским землепроходцем. В этом же году воровские люди напали на Арамашевскую слободу, где сожгли церковь и учинили погром.
1664 г. Башкирцы нападали на деревни Беляковской и Невьянской слобод. Волнения между башкирцами и татарами продолжались еще долго. Только в 1669 г. «спокойствие было водворено».
1664 г. Данило Аршинский с тобольскими служилыми татарами, с литвою и новокрещеными казаками прибыл для охраны Ирбицкой и Невьянской слобод. В Ирбицкой слободе начато «исправление острога».
1665 г. Основана Кочневская слобода на реке Ляге, приток реки Ирбита.
1666 г. Проведена первая перепись населения Ирбицкой слободы (117 крестьянских дворов и 18 новоприборных крестьян, не вышедших из льготных лет). В слободе было 127 крестьянских дворов. 1 бобыльский двор, 17 дворов беломестных казаков, в слободе два кузнеца, затинщик (пушкарь), две семьи ямщиков – братья Бердюкины. Своим двором жил крестьянин Игнашка Петров сын ШМАКОВ. С детьми: Ульянкой двадцати /пяти/ лет, Ивашкой дватцати лет. Кирилком пятнадцати лет. Рядом с ним в особом дворе жили братья Иван и Петр Петровы дети ШМАКОВЫ.
1667 г. Основана Юрмыцкая слобода (Печерская) на реке Юрмыче. Основана Камышевская (будущее село Камышловское) слобода на реке Пышме.
1667-1678 гг. На Верхотурье 18 ирбицких крестьян привозят рыбу на 91 возе. Вероятнее всего это были скупщики.
1668 г. На реке Исети застраиваются Башкарская и Терсюцкая слободы. Строится Маслянская слобода.
1669 г. Основана Аятская слобода крестьянином Фролом Араповым, который с Афанасием Гиляевым строил Чусовскую Уткинскую слободу.
1670 г. В Ирбицкой слободе появляются 5 мыловарен.
1672 г. Произошло крестьянское волнение в Белослудской слободе.
1672 г. Написан чертеж сибирской земли с городами, и слободами, и острогами, и урочищами. В нем сказано: «...От Усть-Ницынской слободы до Нижнее-Ницынской 20 верст; а от Нижнее-Ницынской до Верхней-Ницынской 20 верст; а от Верхнее-Ницынской до Чубаровы 7 верст. А от Чубаровой до Киргинской слободы 7 верст. А от Киргинской в Верхотурский уезд до Ирбицкой слободы 7 верст; а с устья Ирбита до Усть-Ирбицкой слободы, что на Бобровке реке 20 верст; а от Усть-Ирбицкой в сторону до Бело-Слудской слободы, что на Ирбите реке 20 верст...».
1673/74 гг. В Ирбицкой слободе 187 дворов.
Собственно сама Ирбицкая слобода была невелика. Подавляющая часть населения обитала в окружающих ее деревнях. Центром слободы являлся острог, в котором располагались дворы местного гарнизона. Земледелие составляло основную отрасль хозяйства местного населения. Подобная ситуация сложилась в Тагильской, Невьянской, Ницынской и Арамашевской слободах.
1674 г. Заложена Красномыская слобода на реке Исети. Основатели Мишка и Афонка дети Первушины.
Основана Калиновская слобода. Основатели Алексей Мещеряков и Федор Качусов.
1675 г. Основана Арамильская слобода. Слободчик Мишка Сарапулец.
1678 г. В мае ирбицким приказчиком Шубиным, вследствие распоряжения воеводы, в слободе было нагружено шесть государственных дощаников, с хлебными запасами ирбицкой пахоты.
1677/78 г. Степан Федоров сын Нестеров строит Белозерскую слободу.
1678/79 г. Тимофей Онисимов (Невежин) приступает к строительству слободы Царева Городища.
В 1680/81 гг. Василий Константинов сын Пухов строит Усть-Суерскую, а Кондратий Кондратьев сын Замятнин Иковскую слободы.
1680 г. Проведена перепись (в ней учтено все мужское население независимо от возраста). В Ирбитской слободе 220 крестьянских дворов, в которых кроме дворохозяев было еще 599 «детей, и братьи, и племянников, и внучат, и пасынков, и зятей». Всего в 1680 году в слободе насчитывалось 818 мужчин крестьян, и 11 беломестных казаков.
В переписи отмечено происхождение жителей, где указывается место рождения хозяина двора. В Ирбитской слободе при церкви Богоявления Господня: два попа (Елисей Захаров и Ефимей Нестеров), дьячок и пономарь «попов сын», всего четыре двора. В слободе проживали дети боярские: Каменской, Будаков и Голодков. В судной избе находился дьячек Мартын Посников. При слободе были свои пушкарь, мельник и кузнец.
По количеству крестьянских дворов Ирбицкая слобода уступала только Невьянской слободе. В слободе развивались крестьянские промыслы и мелкие торжки. Кроме государственного, развивалось и частное мукомолье. В одиночку или сообща ирбицкие крестьяне ставили водяные мельницы колотовки на реках или кючевых протоках. У крестьян Новгородова, Подкорытова, Долгушина, Клементьева, Симанова. Суботина, Коновалова, Бородина и ШМАКОВА были мельницы. Мельница Ивашки ШМАКОВА (с братьями) находилась на речке Кочевке.
К слободе относились деревни: Подкорытова над озером, Кекурская, Гаева над озером, Кекур над озером, Ерзовка, Подкорытова, Березовка и Речкалова над речкою Березовкою, Грязнуха и Шипицына над рекою Грязнухою, Трубина, Чютаи Чюсовская, Зайкова. На речке Кочовке расположены деревни Кочовка и Коморникова. На реке Ирбите находились деревни ШМАКОВА, Кирилова и Речкалова.
В Деревне Кочовке (название получившей от одноименной реки), жили три родных брата ШМАКОВЫХ. У каждого из них был свой двор и заимка на реке Ляге. В переписной книге указаны дворы, в которых жили ШМАКОВЫ.
«Двор Игнашка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него дети: Ульянко, да Ивашка, да Кирилко, да Микитка. У Ульянка дети Якушко 15 лет, Михейко 5 лет, У Ивашка дети Ивашка 11 лет, Кирилко 3 лет, у Кирилка сын Карпунка 5 лет, у Микитки сын Коземка 2 лет. Государева оброчного хлеба платит четыре чети ржи, пять четей овса. А своей пашни пашет 5 десятин в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка 2 десятины, с пол десятиною, в поле, а в дву потому ж. И на тую лишнюю пахоту прибавлено на него Государева оброчного хлеба 4 чети ржи, овса тож. А сенных у него покосов в розных местах около Поль и по дуброва на пятьсот копен.
Двор Ивашка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него дети: Стенка, Мишка, Тимошка 18 лет, Гришка 17 лет, Офонка 13 лет. У Стенки дети: Ивашко 4 лет, Федка полутора году, У Мишки сын Васка году. Государева оброчного хлеба платит три чети с пол осминою ржи, 2 чети с осминою и четвериком овса. А своей пашни пашет 5 десятин с четью и полпол чети в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка 3 десятины, с полчетью в поле, а в дву потому ж. И на тую лишнюю пахоту прибавлено на него Государева оброчного хлеба 5 чети ржи, овса тож. А сенных у него покосов по дуброве и полям на четыреста копен.
Двор Петрушка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него сын Савка. У Савки дети: Митка 3 лет, Данилка полутора году. У него ж внучата Петрушкины дети: Петрушка 7 лет, Ивашко 6 лет, Савка 3 лет. Государева оброчного хлеба платит семь четей с пол осминою ржи, восемь четей с полосминою овса. А своей пашни пашет 3 десятины с пол десятиною в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка нет. Сенных у него покосов по дуброве и полянам и около полян на четыреста копен.
На речке Ляге построен на заимке двор Игнашки да Ивашки ШМАКОВЫХ, а та заимка отведена им в 1672/73 году, при стольнике и воеводе при Федоре Большом Хрущеве. А платят они с той заимки государева денежного оброку 20 алтын на год. А по досмотру и по смете в той заимке паханые земли 4 десятины в поле, а в дву потому ж. И на тою их паханую землю к старому денежному оброку прибавлено вновь 13 алтын, 2 деньги. Да в той же их заимке по смете непаханой, заложной земли на 30 десятин в поле, а в дву потому ж. Да сенных покосов на 200 копен.
Мельница Ивашки ШМАКОВА с братиею на речке Кочевке оброку платят 4 алтына. И на тою мельницу вновь прибавлено 4 алтына 2 деньги».
С 1659-1680 гг. В Ирбицкой слободе появилось три новых деревни: Шипицына над речкою Грязнухою (1 двор) и две деревни над речкою Кочовкою – Кочовка (8 дворов) и Коморникова (8 дворов).
«Где родились и откуда переселились жители Ирбицкой слободы: В самой слободе родилось 86 человек (имеются в виду хозяева дворов). На Верхотурье 15 человек: из них в самом городе 3.
В Тагильской слободе 9, в Невьянской 2, в Ницынской 1 человек.
В Поморье 82 человека (Устюг – 34, Вага – 24, Пенега – 10, Соль-Вычегодск – 4, Яренск – 4, Кеврола – 3, Колмогоры – 2, Сысола – 1).
В Прикамье 33 человека (Чердынь – 19, Чусовая – 7, Соликамск – 3, Кайгородок – 3, Пермь – 1).
По одному выходцу было из Вятки, Новгорода и Нижнего Новгорода».
1682 г. Основаны Теченская и Белоярская слободы. Основатель Иван Синицин.
1684 г. Основана Крутихинская слобода. Слободчик Семен Белошейкин.
1686/87 гг. В Ирбитской слободе построен деревянный гостиный двор.
1686 г. Основана Барневская слобода Слободчик Федор Мазихин.
1687 г. Разрешен сбор пошлины с привозимых на Ирбитскую ярмарку товаров на месте, минуя Верхотурье.
1692 г. Июнь. Мимо Ницинской, Ирбитской и Чубаровской слобод проследовало русское посольство Избранта Идеса, направлявшееся в Китай.
В 1693 г. братья ШМАКОВЫ жили тремя дворами, в деревне Кочевке.
«Игнашка Петров ШМАКОВ з детьми с Ульянком, с Ивашком, с Кирилком, с Микиткою, да со внучаты с Якушком, с Михейком, с Ивашком, с Кирилком, с Карпушкою, с Коземкою...
Петрушка Петров ШМАКОВ с сыном с Савкою, да со внучаты с Ивашком, с Федкою, с Петрушкою, с Ивашком же, с Савкою...
Ивашко Петров ШМАКОВ з детми с Стенкою, с Тимошкою з Гришкою, с Офонкою да со внучаты с Ивашком, с Федкою, с Васкою...». --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | Лайк (2) |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 22:24 Vasily_ написал: [q] В книге Ю.С. Булыгина есть ссылки на 1 ревизию 1726 года, только реквизиты этого дела не указаны. Поэтому существование этой переписи под вопросом...[/q]
В 1724 г. на территории Верхнего Приобья проходила первая ревизия, то есть проверка переписей населения. Во время ревизии в Белоярской крепости было учтено 194 души мужского пола, женщины не учитывались, так как не платили податей. Белоярская крепость стала тыловым населенным пунктом, надобность в службе казаков отпала, они слились в единую категорию государственных крестьян. Взято здесь: http://www.merzlikin.info/beloyarsk.html --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 22:28 Впервые русские поселенцы на территории Алтая были учтены в 1719 г. Тогда в ведомстве Белоярской слободы было записано 311 душ мужского пола в 95 дворах, в том числе в самой Белоярской крепости — 46 дворов и 143 души мужского пола. Остальные жили в деревнях Филиппа Попова на р. Повалихе, Усть-Чумышской, Чумышской, Забродиной, Дранишниковой, Инюшевой на Чумыше, Красиловой, Заплывиной и Переборной. В 1719 г. в южной части ведомства Бердского острога, в пределах нынешнего Алтайского края и южной части Новосибирской области, были учтены деревни: Каменская, Чингисская, Челтемова, Аллацкая, Поротникова, Малышева, Нижне-Сузунская и Верхне-Сузунская, в них 70 дворов, 234 души мужского пола. Кроме того, в Бердском ведомстве были записаны 113 дворов и в них 347 душ мужского пола, живших в деревнях по Чумышу без указания конкретных населенных пунктов. Жители Белоярской крепости были записаны как беломестные казаки и казачьи дети, обязанные за безоброчное пользование землей нести военную службу по охране новоприсоединенной территории без дополнительного жалованья. Остальные жители первых верхнеобских деревень были записаны оброчными крестьянами, обязанными платить государству хлебный оброк. В 1721 г. в Кузнецком уезде проводились две дополнительные переписи, в которой были учтены, как не включенные в перепись 1719 г., так и новопришлые поселенцы. В этих переписях впервые были учтены на юге Бердского ведомства деревни: Каргополова, Марецкая, Инская, а в Белоярском ведомстве — Кармацкая, Речкунова, Шишкина, Кашкарагаиха, Черемшанская (Копылова), Казанцева и Тальменская [10, л. 342-445]. Результаты переписей 1719-1721 гг. были проверены и дополнены первой ревизией 1722-1724 гг. В ревизские списки (сказки) в последующие годы вносились имена новых переселенцев. К сожалению, подлинные материалы первой ревизии в архивах не сохранились, и содержание их приходится восстанавливать по материалам второй ревизии и другим документам. По реставрированным данным на территории Верхнего Приобья в 1724 г. было учтено 1178 душ мужского пола в 34 населенных пунктах. Почти все деревни располагались на правой, защищенной от нападения кочевников стороне Оби. Вероятно, первыми русскими населенными пунктами на левом берегу Оби были деревни Усть-Барнаульская и Верх-Барнаульская, возникшие в промежутке между 1721 и 1727 гг. Первая из них находилась близ устья р. Барнаулки на правой стороне (там, где ныне расположены улицы Олонские), вторая — неподалеку от бывшего заводского пруда . Есть некоторые основания относить к 20-м годам XVIII в. возникновение на обском левобережье д. Ересной. В 1722 г. южная часть ведомства Бердского острога была выделена в отдельное ведомство, центром которого стала д. Малышева (ныне в Сузунском районе Новосибирской обл.). Отсюда началось постепенное освоение левого берега Оби. Примерно в 1734 г. на левобережье возникла деревня Кучуцкая, а во второй половине 30-х годов деревня Идолова. В конце "30-начале 40-х годов XVIII в. появились деревни Шишкина (ныне с. Киприно) и Шелаболихинская . Взято здесь: http://starshoes.su/prisoedine...ntsyi.html --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
Evdjiniya Серпухов Сообщений: 1401 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1635 | Наверх ##
25 апреля 2019 22:31 «Чудские городки» в Ирбите «Чудь белоглазая!». «Дивьи люди!». Кто это? Писатель В.И. Даль считал, что «Чудь – народ-дикарь, живший, по преданиям, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах)». Предание старины глубокой
Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в полночь слышится звон: слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…» Действительно, вблизи села Стриганского среди ровной местности возвышается холм. Однажды местные жители обнаружили, что вершина его провалилась. Любопытные спустились в возникшую яму. Оказалось, что холм искусственный — внутри жерди, сложенные в виде шалаша и засыпанные сверху землей. Концы жердей от времени сгнили, и надстройка провалилась. В этом древнем жилище были обнаружены старинные вещи… Такие же, внешне ничем не примечательные курганы, известны в окрестностях сел Килачевского и Ницинского, деревни Шушариной, пригородной Мельниковой и бывшей деревни Мыс. Местные жители называют небольшие холмы могильниками», большие курганы — «городищами». Известны случаи, когда таинственная сила сгоняла с этих мест даже просто разместившихся на них туристов, рыбаков и охотников. По преданиям, эти курганы — чудские. За их сохранностью зорко следит чудская княжна Анна. А к тем, кто решается вести здесь раскопки, она приходит во сне и грозит покарать смертью. Мнение археологов Похоже, грозная хранительница чудской истории благоволит к ученым мужам. По меньшей мере, уже трижды принимались археологи исследовать ирбитские курганы. Были произведены плановые раскопки поселений, селищ и могильников, обнаруженных вблизи населенных пунктов, по берегам реки Ницы. Установлено, что люди селились в этих местах неоднократно, начиная с VI тысячелетия до нашей эры. Был ли это чудской народ? Археологи считают, что чудь — это предки нынешних манси и сибирских татар, обитавшие в Зауралье с незапамятных времен. Поэтому их не удивляет то, что археологические памятники, сохранившиеся на территории нашего района, в точности соответствуют описанию легендарных «чудских городков». При раскопках обнаружены не только вещественные остатки, но и следы древних, давно уничтоженных временем и людьми сооружений, чаще всего полуземлянок. Об этом свидетельствуют котлованы прямоугольной и радиальной формы, очажные ямы, ямки от столбов, древесные остатки построек разного тина. Самые известные у нас археологические памятники-«городища» — Ирбитское, Юдинское и Чубаровское — располагались на высоких речных мысах. Все они имели общие черты: поселение было укреплено — окружено частоколом, рвом и валом, который состоял из деревянных клетей, заполненных песком или землей. Вал и ров сооружались в наиболее доступных местах, ограждая жилую территорию от вторжения незваных «гостей». Такие укрепления обеспечивали круговую оборону от врагов. Внутри поселения располагалось несколько срубных (зимних) и шатровых (летних) жилищ. Внешне «городище» выглядело как большой курган или круглый холм. Многовековая история нашего края оставила нам богатое культурное наследие в виде более сорока разведанных археологических памятников. Их историческая и научная ценность хорошо известна не только российским ученым. С открытием «Юдинского городища» (древнего поселения предков манси в окрестностях деревни Юдиной) в археологию вошло новое понятие — Юдинская культура, характеризующее целую эпоху истории Зауралья. О другом нашем археологическом памятнике — укрепленном городке сибирских татар «Зубар-Туре», существовавшем в ХIV-ХVI вв. на окраине нынешнего села Чубаровского, упоминается даже в Сибирских летописях. Не менее известно и «Ирбитское городище», обнаруженное археологами прямо на окраине Ирбита. «Ирбитскому городищу» — вторую жизнь!
Самым доступным для гостей является археологический памятник «Ирбитское городище», расположенный на северной окраине города. Местные жители называют его Мельниковским курганом. Он сразу обращает на себя внимание тем, что на двадцать пять метров возвышается над окружающей его равниной. За время своего существования курган заселялся людьми неоднократно. Самое раннее поселение датируется эпохой бронзы (II-е тысячелетие до нашей эры), самое позднее — Х-ХIII вв. В прошлом веке вершину кургана венчала Власиевская часовня. В непосредственной близости от кургана обнаружены еще четыре археологических памятника эпохи поздней бронзы и раннего железа. Курган с трех сторон окружен подковообразным озером. Внутри этого замкнутого пространства образовался своеобразный природный комплекс, существенно отличающийся от окружающей природы. Березово-осиновые «колки», имеющие значительную ольхи и сосны, чередуются с пойменными лугами. Под пологом леса произрастают черемуха, рябина, калина, шиповник, летом среди разнообразной травянистой растительности немало съедобных грибов — подберезовиков, подосиновиков, сыроежек. Вершина кургана изобилует клубникой. Этим наследием мы должны разумно распорядиться. Федеральный закон РФ «Об объектах культурного наследия» провозгласил, что памятники археологии представляют собой уникальную ценность и являются частью всемирного культурного наследия. Тем самым гарантировал их сохранность «в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации». Мировая практика показывает, что это возможно только при условии организации специальных охранных зон, которые позволяют сохранить археологические памятники только в комплексе с окружающей природной и антропогенной средой, существенно дополняющей их историческую характерность. Взято здесь: http://kraeved.biblio-irbit.ru/chudskie-gorodki-v-irbite/ --- Ищу: Зевакиных(д.Зиновьевка,Ефр.уезд),Шерстневы (д.Гнилая,Ефр.уезд), Шинские(мещане г. Тула),Савельевы (Тул.губ.,Алекс.уезд),Чудовы (Томская губ.,Барнаульский уезд),Черновы(Моск.губ.,Серпуховский уезд),Золотаревы(Тул.г.,Ефр.у.,с.Семенек), Голубковы(Богород.уезд, Щелкуновка), Наумовы(д.Федоровка) | | |
|