Исследовательская работа "Смерть за веру"
Ученицей Тисульской школы Яной Брандт ,под руководством Елены Викторовны Великих ,написано исследование о судьбе церкви и священников после 1917 года.
http://nsportal.ru/ap/drugoe/l...rt-za-veruВведение
Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.
Засверкал золотом купола и наш Тисульский храм, установленный в самом центре поселка и напротив того места, где когда-то располагался старый собор. Первая Тисульская каменная церковь Святой Троицы была построена в 1880 году и вмещала в себя более 300 человек (приложение 1). На старых помутневших от времени фотографиях можно разглядеть, как среди приземистых изб возвышается белокаменный собор. В храме была большая звонница, а главный колокол весил 122 пуда 22 фунта (около двух тонн), звук от него распространялся на 20 верст (более 20 километров). А в 1935 году местные жители наблюдали, как колокол-великан летел с высоты и как при ударе о землю раскололся, издав глухой звук. Этот звук возвестил о страшном времени, времени невероятных, чудовищных испытаний для Русской Православной Церкви. Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны известны в истории как репрессии. За период с 1920 по 1938 гг. было репрессировано более 21 тыс. священнослужителей, судьба многих из них неизвестна до сих пор. Для каждого православного россиянина изучение истории гонений на Русскую Православную Церковь и подвигов ее защитников всегда будет актуальным.
Целью данной исследовательской работы является изучение и анализ репрессивной церковной политики советской власти в 1918- 1938 гг. на примере краеведческого материала. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить репрессивную политику Советской власти по отношению к Русской Православной Церкви, проследить общий ход гонений, привести статистические данные по этим событиям.
2. Собрать информацию о гонениях на духовенство на территории Мариинского и Тисульского районов; проследить судьбу репрессированного священника Топорова Евдокима Васильевича. 3.Систематизировать материал в рамках в рамках краеведческой работы для использования его на уроках истории, обществознания, на классных часах
Основным методом исследования является историко-сравнительный метод, кроме этого использовался метод анализа и интервьюирования.
Объект исследования: Репрессивная политика против Русской Православной Церкви.
Предмет:
Новизна работы заключается в том, что ряд современных исследований проливают свет на эти события. Однако многое остаётся неизвестным и сейчас, тема полностью не разработана до сих пор. Многие источники стали доступны лишь в последнее время.
Практическая значимость исследования выражается в восстановлении исторической правды о репрессиях в отношении РПЦ.
Глава 1. Репрессивная политика большевиков против церкви
1.1. Основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь
Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как «социально-чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия, было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и «религиозных пережитков» в народе.
Можно выделить несколько периодов в гонениях на РПЦ (Русскую Православную Церковь):
1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.);
2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.);
3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)
Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании.
В период религиозного НЭПа (1921–1928 гг.) большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее.
Самый страшный период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Лишь начало Второй мировой войны вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.
Начало репрессивной церковной политике советской власти было положено декретом СНК «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 года. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Таким образом, 1918 год стал первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих. Духовенство рассматривалось большевиками наряду с кулаками, «спецами» как «социально чуждый элемент», они под разными предлогами были выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав, изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по ступеням социальной лестницы, отправлены в ссылку.
В первые годы советской власти восемь тысяч православных священников пали жертвами большевистского террора. Киевский митрополит Владимир был изуродован, а затем расстрелян. Жестоким пыткам был подвергнут Пермский архиепископ Андроник. Ему вырезали щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши и в таком изувеченном виде водили по городу. Расправлялись и с другими священнослужителями.
Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. По официаль ным данным в 1937–1938 годах было репрессировано около 165 тысяч православных священнослужителей, из них расстреляно 106 800 человек.
По распоряжению Наркомата юстиции в 1919-1920 гг. было проведено вскрытие святых мощей и их освидетельствование, что стало настоящим потрясением для церковного народа. Этот акт проводился особыми комиссиями в присутствии священников, результаты пропагандировались в сугубо антирелигиозном ключе. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре властями производится вскрытие святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Невзирая на протесты верующих, большевики продолжали свое черное дело. Всего за период с 1 февраля 1919 года по 28 сентября 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия святых мощей.
Также одним из направлений репрессивной политики большевиков против церкви являлось закрытие и разрушение церквей, закрытие монастырей, ликвидация монастырских кладбищ, передачи зданий сельскохозяйственным коммунам или трудовым колониям для малолетних. По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные книги, колокольный звон и крёстные ходы были запрещены. Все храмы были закрыты 1930-е гг., церкви после их закрытия зачастую разбирали и материалы использовали на постройку школ, гаражей, клубов.
Итак, репрессивная церковная политика советской власти стала духовной и нравственной катастрофой для народа в целом. Террористический план уничтожения значительной части духовенства и церковного актива привел к росту насилия и агрессивности, к обострению социальных конфликтов.
1.2. Репрессии в п. Тисуль
В 1917 году п. Тисуль относился к Томскому уезду. После революции было сформировано Временное Сибирское правительство. С 1920 года власти ведут активную антирелигиозную пропаганду. Было запрещено преподавание каких-либо вероучений, церковно-славянского языка, изымались учебники и учебные пособия на религиозную тему. Все церковно-приходские школы были закрыты, на их месте возникли школы крестьянской молодежи.
Все священнослужители заполняли специальные анкеты (эти анкеты сохранились и находятся в Кемеровском областном архиве). В 1923 году священнослужители были лишены избирательных прав.
Начиная с конца 1920-х - начале 1930 - х годов в Западно- Сибирском крае началось закрытие и разрушение храмов, расправа над священниками.
В 1935 году большинством голосов местного населения было решено закрыть Тисульский храм. Колокол увезли тогда в Новокузнецк на переплавку: стране нужен был металл. По воспоминаниям очевидцев, через неделю вынесли из церкви все иконы, священные книги. Кое-что успело спасти население, остальное бросали в костер, пускали по воде. В церковь вошли солдаты и, увидев возле алтаря троих священнослужителей, расстреляли их в упор. Отодрав доски от пола, они сбросили убитых вниз. А еще за год до закрытия церкви солдаты под предлогом необходимости причастить больного в одном из сел отвезли настоятеля церкви отца Николая ночью на озеро Большой Берчикуль, где и расстреляли.
Впоследствии пять лет в здании бывшего храма размещался склад для хранения зерна, а в 1940 году после капитального ремонта — районный Дом культуры. Он существует там и поныне.
В 30-е годы в поселок Тисуль привозили осужденных священнослужителей из области и других регионов. На Флоре, на месте старого сереброплавильного завода, были казнены около 20 человек. После войны 1941-45 гг. останки убиенных тайком вытащили местные жители и похоронили на Тисульском кладбище.
По дороге на кладбище была тополиная роща, в этой роще также происходили расстрелы. Убитых волокли через дорогу, как собак, закапывали как попало, некоторых заставляли копать себе могилу, а потом расстреливали.
Из воспоминаний Карпова: «Мне было 10 лет, нас вместе с другими осужденными привезли на кладбище, заставили копать могилы. Когда начали стрелять, я упал, и меня завалило трупами. Нас присыпали землей 30 см. Ночью я выбрался и убежал. Не всех, видно, убили, кто-то был ранен, шевелился, умирая, поэтому земля буграми была. Люди боялись ходить».
Отца Владимира выманили обманом, вывезли за Тисуль, в Ремок, расстреляли. Позже дьякона на площади (где сейчас больница) скинули в кипящий котел, его жену расстреляли.
Такие расправы творились по всей области. Священников обвиняли в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов; такие обвинения попадали под ст. 58-10, 11 УК РСФСР – расстрел. На территории Мариинского района располагалась расстрельная тюрьма, где приводились в исполнение приговоры. Среди заключенных Сиблага были и священники, и прихожане, которые даже под страхом смерти не отреклись от христианских заповедей. В годы сталинских репрессий они были сосланы, замучены, расстреляны или умерли в застенках Сиблага.
Кто-то из них служил на Кузнецкой земле, кто-то прибыл сюда по этапу. Но всех их объединяло одно – твердое исповедание своей веры в Бога.
Глава 2. Новомученик Евдоким Топоров
С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства. Новомучеником будут называть человека, который пострадал за веру в XX веке. О таком человеке мы хотим рассказать.
Евдоким Васильевич Топоров родился в 1888 году в Самарской губернии. С 1913 по 1931 год служил протоиереем в селе Введенка Боровского района Кустанайской области (приложение 2,3). Когда начались гонения на церковь, продолжал сохранять свой приход, не принимал новых законов, продолжал нести службу, несмотря на притеснения властей. В газетах «Красная степь» и «Степная заря» от 1923-25 годов пролетарские корреспонденты высмеивали священнослужителя, называли прихожан «духовными овцами», «православными горлохватами», призывали народ к расправе над попом (приложение 4,5). В 1925 году Топоров Е.В. был лишен права голоса и не мог участвовать в выборах местной власти. Несмотря на то, что в семье Евдокима Васильевича было восемь человек детей - четыре сына и четыре дочери, его пытались выселить из дома, обложили высоким налогом. В 1926 году у Топорова умерла жена, не выдержав постоянного давления со стороны властей.
В 1931 году Топоров Е. В. был арестован, как сказано в обвинительном заключении, за "невыполнение государственных обязательств". Отправлен вместе с семьей в ссылку и с 1931 года проживал в п. Тисуль, работал в артели «Универсал» (приложение 6-7). Но ссылка не сломила духа Евдокима Васильевича. Он продолжал проповедовать христианские заповеди, осуждал советскую власть, говорил о гонении на верующих и на церковь, хвалил старый режим. Нашлись те, кто готов был выслужиться перед новой властью, и на священника донесли.
Топоров Е.В. был арестован Тисульским РО УНКВД Кемеровской области в 1937 году за агитацию против советской власти, за «распространение слухов о скорой гибели Страны Советов». В обвинительном заключении записано: «В марте месяце 1937г. клеветал на Советскую власть и партию, распространял клеветнические измышления о гонении на верующих и служителей культа. В июне месяце 1937г. распространял клеветнические слухи о разорении деревни соввластью и о голоде в колхозах» (приложение 8-10).
Топоров Е.В. был отправлен в Мариинскую тюрьму. На допросах виновным себя не признал, за что был расстрелян 7 декабря 1937 года в окрестностях Мариинска. Место захоронения Евдокима Васильевича неизвестно, но в последние годы в окрестностях Мариинска были найдены массовые захоронения расстрелянных заключенных (приложение 11), также проводятся археологические раскопки, идет работа с архивами по поиску имён жертв политических репрессий, по поиску мощей кузбасских новомучеников, которые отдали жизнь за веру и причислены Русской православной церковью к лику святых.
Нам удалось разыскать внука Топорова Евдокима Васильевича – Топорова Игоря Вячеславовича. Его отец проживал в п. Тисуль в период ареста Топорова Е.В. и вспоминал, что когда отца арестовали, то следователь Макаренко сообщил, что священник арестован на 10 лет без права переписки. После ареста семья переехала в Кашино, Алейского района, Алтайского края. Все годы Топоров Вячеслав Евдокимович думал, что отец жив и пытался его разыскать. Он умер в 1988 году, так и не узнав, что отец расстрелян. Поиск деда продолжил внук, Топоров Игорь Вячеславович. Только в 1995 году он смог получить сведения о расстреле деда. До нынешнего года дело Топорова Е.В. было засекречено и можно было ознакомиться лишь с отдельными страницами.
Игорь Вячеславович сообщил нам, что в Тисульском районе в п. Берикульский проживала дочь Топорова Е. В. – Галина Мальдина.
В 1989 году Топоров Евдоким Васильевич был реабилитирован прокуратурой Кемеровской области (приложение 12).
Заключение
Изучив архивные и исторические материалы, проанализировав воспоминания родственников репрессированных, мы пришли к выводам:
Во-первых, церковь стоит на крови мучеников. Это ясно подтвердилась в XX веке. Целью всех потрясений начала века было уничтожение Православной Церкви. Сразу же после большевистского переворота Русская Православная Церковь подверглась неслыханным гонениям, сила которых не ослабевала целую четверть века.
Во-вторых, победа Церкви над силами зла осуществилась благодаря великому числу новомучеников и исповедников Российских. Среди них 36 человек новомучеников и исповедников российских, которые в годы сталинских репрессий приняли кончину за православную веру на Кузнецкой земле. Совместно с Кемеровской и Новокузнецкой епархией на местах массовых расстрелов и захоронения репрессированных сейчас строятся храмы. Также проводятся археологические раскопки, идет работа с архивами по поиску имён жертв политических репрессий, по поиску мощей кузбасских новомучеников, которые отдали жизнь за веру и причислены Русской православной церковью к лику святых.
Список литературы и источников
Белоусова, О. А. Сиблаг в годы войны // Вестник УИС Кузбасса. - 2009. - № 1-2. - С. 36-37
Гвоздкова, Л. И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе / Любовь Ильинична Гвоздкова . - Кемерово : Кузбассвузиздат. - 1997. - 516 с.
Культурно-массовая работа и воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа//Сибирь: вехи истории./Тезисы докладов. – Иркутск. – 2004.
Мить, А. А. Численность и состав заключенных сибирского исправительно-трудового лагеря (1942-1960 гг.) : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Александр Анатольевич Мить ; Кемеровский государственный университет. Кафедра политических наук . - Кемерово : [б. и.]. - 1997. - 25 с.
Моруков, М. Правда о ГУЛАГе из первого круга / Михаил Моруков. – М.: Алгоритм. – 2006. – 187 с.
Павлов, С. М. Кузбасская Голгофа: [очерки о политических репрессиях] / С. М. Павлов. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2008. - 367 с.