⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Тавастшерна И еще темы по Тавастшерна - https://forum.vgd.ru/1257/15201/
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 17 18 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | В конце ХV века, рядом с вотчинными землями Троицкого монастыря на речке Выжге стояло село Волковские Новоселки. Владельцем его был Семен Иванов сын Борисов. Род Борисовых является древнейшим Муромским родом. По версии историка С.Б. Веселовского, он пошел непосредственно от Бориса сына Матвея Иватина. От Матвея также пошли род Чаадаевых и род Чертковых. Версия С.Б. Веселовского выглядит более убедительной и подтверждается источниками. Иван Борисов сын Матвеев упоминается в духовной грамоте Василия Матвеевича Иватина в середине XV века наряду с его детьми Матвеем и Григорием. В XV веке крупная вотчина Борисовых находилась в селах Волковские Новоселки, Санниково, Пополутово, Польцо, сельце Копнино, деревнях Дубенки, Веретея, Иванцово, Старое Ярцево и Туртапка. Соседство с монастырской вотчинной для Борисовых было очень беспокойным. Только к 1525 году были полюбовно все спорные вопросы о межевании земель, прилегающих к селу Волковские Новоселки и Троицкому вотчинному селу Чегодаево. Начиная с конца XVI века в грамотах село Волковские Новоселки уже писалось по фамилии землевладельцев – Борисово. В 1630 году это село было в вотчине за Семеном и Дмитрием Федоровыми детьми Борисова. Еще в середине XV в. - в 1455 г. - боярин Василий Матвеев (Иватин) завещал своим детям Григорию и Василию земли, деревни и села в Муромском уезде в бассейне рек Ушны и Мотри [8]. У Григория Васильевича было два сына: Дмитрий и Иван Черток. От прозвища последнего пошла известная дворянская фамилия Чертковы. Василий Васильевич Матвеев имел прозвище "Чегодай" (русская форма от татарского "Джагатай"). От него пошли не менее известные Чаадаевы. От брата Василия Матвеева - Бориса - ведет свое начало род Борисовых. Согласно завещанию Василия Матвеева (Иватина) Василий Васильевич Чегодай передал село Бестуницкое (Бестумицы, позднее Чегодаево, а ныне Чаадаево) Троице-Сергиеву монастырю. Это вызвало протест со стороны его родного брата Григория и двоюродного брата Ивана Борисова. В 1484-85 гг. в царствование Ивана III происходило судебное разбирательство. Учитывая желание завещателя, земли и села (в том числе и Чаадаево) остались за монастырем [9]. Впоследствии Борисовы не раз вступали в конфликт с приказчиком Троице-Сергиева монастыря относительно села Чегодаево. Так, 20 июня 151О г. Андрей, Иван, Давид, Борис Борисовичи Борисовы потребовали разграничить земельные владения монастырской вотчины от их собственной [10]. Борисовым принадлежало одноименное село Борисово, сохранившееся до наших дней. ы не случайно сделали это небольшое отклонение от основной темы нашего повествования. Дело в том, что в настоящее время к северу от Рождественской церкви бывшего Борисоглебского монастыря находятся пять бесценных белокаменных надгробий XVI - XVII вв. с высеченными надписями. Некогда они лежали на могилах уже известных нам Борисовых. Из исторической заметки В.Добролюбова следует, что до революции надгробия лежали напротив алтаря соборного храма, то есть на самом почетном месте. В те годы надгробий было семь. Текст первой плиты гласит: "Лета ЗЧВ (7О92 г. т.е. 1584 г. - В.Ч) июля В (2) дня преставися раб Божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен бысть на государеве службе" . На второй плите читаем: "Лета ЗРЗ1 (7117 г. т.е. 16О9 г. - В.Ч) апреля дня преставися раб Божий Федор Алексеевич Борисов убиен бысть на государевой службе" . На третьем: " Лета ЗРМS (7146 г. т.е. 1637 г. сентябрьский стиль - В.Ч.) декабря КS (27) преставися раба Божия Агафия, во иноцех Александра" . На четвертом: "Лета ЗРНВ (7152 г. т.е. 1644 г. - В.Ч.) июля В (2) дня преставися раб Божий Симеон Федорович Борисов, во иноцех Сергий" (текст местами утрачен; цитата приводится по В.Добролюбову - В.Ч.). На пятом: "Лета ЗРZЗ (7167 г. т.е. 1659 г. - В.Ч) генваря 29 дня преставися раб Божий Дмитрий Федорович Борисов" . На шестом: "Лета ЗРZГ (7163 г. т.е. 1655 г. - В.Ч.) преставися раба Божия девица Пелагия Димитриевна дочь Димитрия Федоровича Борисова" .Текст седьмой плиты, ныне утраченной, читался только частично: "Лета ЗРНА (7151 г. т.е. 1643 г. - В.Ч.) апреля в 5 день преставися раб Божий Фома Осипович ..." Борисовы принадлежали к древнейшим дворянским родам России. Их предок Василий Матвеев (Иватин), как уже отмечено выше, во второй половине XV столетия верой и правдой служил царю Ивану III, за что и был награжден многочисленными вотчинами в Муромском уезде. В XVI в. его потомки продолжили дело основателя рода. В Муромской Десятне 1597 г. записан дворянин Иван Афонасьевич Борисов [11]. За несение военной службы он владел 400 четей (224 гектара) земли и ежегодно получал из государственной казны денежное жалование в размере семи рублей. Там же находим сведения о Федоре Алексеевиче Борисове, убитом, как гласит надгробная надпись, "на государевой службе" в апреле 1609 года. В 1590-е гг. Ф.А.Борисову принадлежало 250 четей (140 гектар) земли, а также семирублевый денежный оклад [12]. По всей видимости, Ф.А.Борисов погиб в Смутное время, сражаясь на стороне царя Василия Шуйского против сторонников Лжедмитрия. Сыновья Федора Борисова Семен и Дмитрий впоследствии были погребены вместе с отцом - за алтарем Вознесенской церкви Борисоглебского монастыря, ставшим родовым некрополем этого древнего рода. Судя по надгробной надписи, Семен Борисов принял иноческий постриг в обители. Здесь же нашла свой последний приют и дочь Дмитрия Федоровича Борисова Пелагея. Из других представителей рода Борисовых отметим дворянина Третьяка Ивановича и Семейку Романовича. Оба они упомянуты в Десятнях 1597 и 1605 гг. [13]. Первый имел земельное поместье в 35О четей (196 гектар) и 12 рублей денежного оклада, а второй получал жалованье в размере 9 рублей. В 1597 г. на государеву службы был записан сын Третьяка Борисова Федор [14]. Он служил за отцовское поместье и пять рублей денег. 12 мая 16О6 г. муромец Григорий Семенов сын Борисов получил из казны шесть рублей за службу в Рязани и Васильеве [15]. Впоследствии ратную службу Г.С.Борисова продолжил его сын Степан. Сохранилась любопытная грамота, датированная 3 февраля 1682 г. об отставке Степана Борисова: "От царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца в Муром столнику нашему и воеводе князю Михаилу Федоровичу Шейядякову (Шелудякову - В.Ч.). По нашему великого государя указу, муромец Степан Григорьев сын Борисов за его службы и для старости и увечья от нашие государевы полковые службы отставлен, а в его место нашу государеву полковую службу с поместья его велено служить сыну его Ивану. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б муромца Степана Борисова в нашу государеву службу в полки бояр наших и воевод ныне и впредь высылать не велел, а прочет сю нашу великого государя грамоту и списав с нее список, отдал ему, Степану, а список за своею рукою оставил бы в Муроме в приказной избе впредь для иных наших воевод и приказных людей." [16]. В XVIII в. Борисовы стали потомственными дворянами и получили свой герб. В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи находим его описание: "Щит разделен на четыре части. В первой и четвертой части, в голубом поле изображены по одной серебряной луне. Во второй части в золотом поле шпага, эфесом в верхнем левом углу обращенная. В третьей части в золотом же поле три страусовы пера. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом" [17]. В царствование Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Борисоглебский монастырь был одарен новыми землями. Некоторые краеведы (В.Добролюбов) связывают это c близкими родственными отношениями Борисовых и правителя Бориса Годунова. Не вдаваясь в подробности, отметим, что действительно, на рубеже XVI - XVII веков владения монастыря простирались более чем на двадцать пять верст. Обители принадлежало: Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково Степаньково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово с разными землями и угодьями, известными под названиями Пролом, Вострена, Волчье болото, Бучиха, Чертежи, озеро Замоцкое, Крины, Благая рамень,Тюжицы, Степахино, Оксенов куст, Новосельские старухи, Ельхово, Каметово, Вознесенье [18]. О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита (почетный титул игуменов крупнейших российских монастырей). Одним из первых известных нам архимандритов обители стал Симеон. Его имя упоминается в грамотах 1531- 1548 гг. (Список архимандритов Борисоглебского монастыря приведен в Приложении - В.Ч.). од Борисовых является древнейшим Муромским родом. По версии историка С.Б. Веселовского, он пошел непосредственно от Бориса сына Матвея Иватина. От Матвея также пошли род Чаадаевых и род Чертковых. Версия С.Б. Веселовского выглядит более убедительной и подтверждается источниками. Иван Борисов сын Матвеев упоминается в духовной грамоте Василия Матвеевича Иватина в середине XV века наряду с его детьми Матвеем и Григорием. Боярский род Борисовых тянется от Василия Матвеева (Иватина), который в 1455 г. по духовной завещал сыну Григорию свою вотчину в Муромском уезде. В этой духовной сказано, что у Григория были дети Дмитрий и Иван, да Иван Борисов.74 В меновой грамоте 1495 г. упоминается Семен Иванов сын Борисова как вотчинный землевладелец,75 внуки которого Васюк и Афоня Федоровы дети Семенова Бориса, занесены в дворовую тетрадь 50-х гг. XVI в. в списке муромских бояр, дьяков, князей и детей боярских дворовых московских. В Боярском списке 1588-89 гг. Василий Федорович сын Борисов записан как губной староста в окладе 500 четей.76 Василий Федоров сын Борисова во второй половине XVI в. дал в дом Борисоглебского монастыря свою вотчину в Унженском77 и Дубровском станах.78 В дворовой тетради 50-х гг. XVI в. мы встречаем и других представителей рода Борисовых: Борис Борисов сын Борисова, со ссылкой – отставлен от службы, - Ивашко и Офоня Давыдовы дети Борисова, Тимоха Андреев сын Борисов, который к этому времени умер. Грамота от 1510г. свидетельствует о наличии у Бориса Борисова детей: Андрея, Давида, Ивана и Бориса.79 Андрей Борисов сын Борисова встречается в источниках как лицо, привлекаемое для мирового разрешения земельных споров между землевладельцами.80 Ктиторами монастыря были представители старинного рода Борисовых36. Предок их – боярин Василий Матвеев (Иватин) еще в 1455 г. завещал своим детям земли, деревни и села в Муромском уезде в бассейне рек Ушны и Мотры37. Борисовы ведут родословие от родного брата Василия Матвеевича – Бориса38. Они строили здесь каменные храмы; постригались в монашество, как Симеон (Сергий) Федорович Борисов (ум.1644 г.); находили покой в семейном некрополе. В 1888 г. в монастыре еще сохранялось семь белокаменных надгробий (ныне – пять). Самое раннее – 1584 г., поздняя – 1659 г.; два с надписями об «убиении на государевой службе»– Алексея Тимофеевича (1584) и Федора Алексеевича (1609) Борисовых (отца и сына)39. Имена их вписаны в рукописные синодики муромского Благовещенского монастыря 1695, 1713 гг. (МИХМ)40. Чудом уцелели здесь эти надгробия, в отличие от ростовского монастыря, употребившего подобные исторические памятники «на починку лестницы» и др. построек41. |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | 1/ Иватин Матвей Иванович (1426,1433 помещик). ________________________________________________ 2/ Борис Матвеевич Иватин - Боярский род Борисовых тянется от брата Бориса - Василия Матвеева сына Иватина, который в 1455 г. по духовной завещал сыну Григорию свою вотчину в Муромском уезде. ________________________________________________ 3/Борис Борисов и его брат Иван Борисов сын. ________________________________________________ 4/ Андрей, Давид, Иван и Борис Борисовичи - Впоследствии Борисовы не раз вступали в конфликт с приказчиком Троице-Сергиева монастыря относительно села Чегодаево. Так, 20 июня 151О г. Андрей, Иван, Давид, Борис Борисовичи Борисовы потребовали разграничить земельные владения монастырской вотчины от их собственной В дворовой тетради 50-х гг. XVI в. мы встречаем и других представителей рода Борисовых: Борис Борисов сын Борисова, со ссылкой – отставлен от службы, Грамота от 1510г. свидетельствует о наличии у Бориса Борисова детей: Андрея, Давида, Ивана и Бориса. Андрей Борисов сын Борисова встречается в источниках как лицо, привлекаемое для мирового разрешения земельных споров между землевладельцами. В меновой грамоте 1495 г. упоминается Семен Иванов сын Борисова как вотчинный землевладелец, внуки которого Васюк и Афоня Федоровы дети Семенова Бориса, занесены в дворовую тетрадь 50-х гг. XVI в. в списке муромских бояр, дьяков, князей и детей боярских дворовых московских. В Боярском списке 1588-89 гг. Василий Федорович сын Борисов записан как губной староста в окладе 500 четей.76 ------------------------------------------------------------- 5/ В дворовой тетради 50-х гг. XVI в. Ивашко и Офоня Давыдовы дети Борисова, Тимоха Андреев сын Борисов, который к этому времени умер. 1572/73 г. – Данная Афанасия Давыдова сына Борисова арх. Борисогл. м-ря Самоилу на две трети сц. Иванцово в Дубровском ст. Муромского у. Се яз, Офанасей Давыдов сын Борисова, дал есми великим страстотерпцем Борису и Глебу и великим мучеником Фролу и Лавру в дом Ушенскаго манастыря при архимарите Самоиле з братьею вотчину дядь своих Ондрея да Бориса Борисовых детей Борисова, и по их братье по Давыде и по Иване, и по их женах и детех, и по их отце и матере, и по их прародителех в Муромском уезде в Дубровском стану две трети селца Иванцова, новые выставки из села из Борисова, со всеми угодьи, что х той земле истари потяглу, впрок без выкупу, в наследье в ветшныи благ. А та наша вотчина Иванцова дядь маих Ондрея и Бориса ни у кого не заложена, ни закобалена, ни в каких в ыных крепостех не записана. А хто будет в ту нашу вотчину в две трети селца Иванцова учнет вступатися по каким крепостям, и нам от тех крепостей, мне Офонасью, та вотчина очищати. А хто будет которой вотчич захочет тое вотчины две трети селца Иванцова выкупити из манастыря, и тому вотчичу за ту вотчину Борисуглебскаму манастырю дати сто рублев денег. А на то послуси Василей Федоров сын Борисова, да Иосип Васильев сын Агаткина, да Иван Хрипунов сын Опраксина. А даную писал Василей Григорьев сын Глебова, лета 7081-го. Федор Семенов сын Борисов _______________________________________ 6/ Василий Федоров сын Борисова во второй половине XVI в. дал в дом Борисоглебского монастыря свою вотчину в Унженском и Дубровском станах. Афанасий Федоров сын Борисова Александра Ивановна Борисова (дочь Ивана Давыдовича Борисова) = за Иваном Ковериным Рудиным Мещериновым _____________________________________________________ |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | РГАДА. Ф. 281. Муром. № 23/7755. Л. 1. Подлинник 310 X 460. № 12 1572/73 г. – Данная Афанасия Давыдова сына Борисова арх. Борисогл. м-ря Самоилу на две трети сц. Иванцово в Дубровском ст. Муромского у. Се яз, Офанасей Давыдов сын Борисова, дал есми великим страстотерпцем Борису и Глебу и великим мучеником Фролу и Лавру в дом Ушенскаго манастыря при архимарите Самоиле з братьею вотчину дядь своих Ондрея да Бориса Борисовых детей Борисова, и по их братье по Давыде и по Иване, и по их женах и детех, и по их отце и матере, и по их прародителех в Муромском уезде в Дубровском стану две трети селца Иванцова, новые выставки из села из Борисова, со всеми угодьи, что х той земле истари потяглу, впрок без выкупу, в наследье в ветшныи благ. А та наша вотчина Иванцова дядь маих Ондрея и Бориса ни у кого не заложена, ни закобалена, ни в каких в ыных крепостех не записана. А хто будет в ту нашу вотчину в две трети селца Иванцова учнет вступатися по каким крепостям, и нам от тех крепостей, мне Офонасью, та вотчина очищати. А хто будет которой вотчич захочет тое вотчины две трети селца Иванцова выкупити из манастыря, и тому вотчичу за ту вотчину Борисуглебскаму манастырю дати сто рублев денег. А на то послуси Василей Федоров сын Борисова, да Иосип Васильев сын Агаткина, да Иван Хрипунов сын Опраксина. А даную писал Василей Григорьев сын Глебова, лета 7081-го. |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | Пересекин, Пётр Филиппович Родился в 1671 году. на службу поступил солдатом в 1703 году. В 1705 году из унтер-офицеров произведен в прапорщики, в 1707 году получил звание лейтенанта, и в 1708 году произведен в капитаны. В 1724 году во время коронации Екатерины I, принятых в Cavalier. В том же году, Peresekin был переведен в Санкт-Петербургский гарнизон, в 1727 году в Нарву, гарнизон премьер-майором, и в 1732 году в Endelecki Ново-Оскольский полк, до полковников. Peresekin был в боях против предательских мятежников и Булавинцев боя была послана Его Императорскому Величеству от губернатора Толстого на слайдах с заявлением. Участвовал в делах дифференциации земли от Днепра и Дона с турецкими уполномоченными, также участвовал в польской и Крымской кампании. В 1736 году Peresekin болезни, просила об увольнении с военной службы, но медицинская комиссия постановила, что Peresekin могут продолжать военную службу. Однако, 21 мая 1736 года Peresekin был уволен с военной службы и определен к статским делам, что ему дали отпуск за два года. но в отпуск Peresekin только останавливались в год и 3 мая 1737 года был назначен вице-губернатором Воронежской области. В Воронеже, служил до 1744 года выполнение последнего времени как губернатор. В том же году, Peresekin подал прошение об отставке в связи с болезнью, будучи присвоено звание бригадного генерала, он получил увольнение с приказом явиться в Вестник. умер 23 август 1750 года. Пётр Филиппович Пересекин (1671—23 августа 1750) — Полковник,вице-губернатор, губернатор Воронежской губернии. Родился в 1671 году. На службу поступил солдатом в 1703 году. В 1705 году из унтер-офицеров произведен в прапорщики, в 1707 году получил чин поручика, а в 1708 году произведен в капитаны. В 1724 году на время коронации Екатерины I, взят в кавалергарды. В этом же году Пересекин был переведен в Санкт-Петербургский гарнизон, в 1727 году в Нарвский гарнизон премьер-майором, а в 1732 году в Ландмилицкий Ново-оскольский полк, с производством в полковники. Пересекин был на баталиях против изменников-бунтовщиков Булавинцов и из той баталии послан был к Его Императорскому Величеству от губернатора Толстого в Горки с ведомостью. Принимал участие в делах разграничения земли от Днепра и Дона с турецкими комиссарами, участвовал также в Польском и Крымском походах. В 1736 году Пересекин по болезни просил увольнения от военной службы, но врачебная комиссия постановила, что Пересекин может продолжать военную службу. Однако 21 мая 1736 года Пересекин был отстранен от военной службы и определен к статским делам , при чем ему был дан отпуск на два года. Но в отпуске Пересекин пробыл всего год и 3 мая 1737 года был назначен на должность вице-губернатора Воронежской губернии. В Воронеже он прослужил до 1744 года исполняя в последнее время должность губернатора. В этом же году Пересекин подал прошение об отставке по болезни, с награждением чином бригадира, он получил увольнение от должности с приказанием явиться в герольдию. Скончался 23 августа 1750 года. |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | Фамилии Мертвого, как показано в справке Разрядного Архива, многие Российскому престолу служили дворянские службы в разных чинах, и жалованы были от Государей в 7088/1580 и других годах поместьями. А по преданиям известно. что род Мертвого происходит от Царевича Золотой Орды, именовавшегося Благоден и выехавшего в 14-м столетии к Великому Князю Ольгу Рязанскому. Потомки сего Царевича именовались титулом предка своего до времени царствование Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, а тогда по повелению Царскому, каждый потомок получил особое название и от них пошли разные фамилии. Родоначальник же фамилии Мертвого будучи в отлучке умер, то малолетних детей его Царь Иоанн Васильевич назвал: дети Мертвого и от того сие фамилия и начала свое имение. царевич БЛАГОДЕН - это ставленник Мамая - рожденный около 1360 г. Булак (Бюлек) Гияс ад дин Мухаммад - он же Мамат-Салтан, Мамат Баков сын. БУЛАК-..АД ДИН...= БЛАГОДЕН |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | с 1361 г. до примерно 1 марта 1370 г. - хан Абдуллах (Авдуля); далее до второй половины марта 1377 г. - хан Мухаммед-Булак (Мамат Салтан); далее до падения Мамаевой орды осенью 1380 г. - хан Тюляк 1400 г. Олег Рязанский - Червленый Яр. « избиша множество татар , и царевича Мамат - салтана яша , и иных князей ординских поимаша » |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | 1. хан Узбек исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года[1][2][3][4]; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как Алабуга, Азбяк, Озбяк. 2. ИРИНБЕК (ИРАН-БЕК) 3. БАКИ-бек 3. хан Булак Гаяс Эддин Мухаммед Ставленник Мамая - МАМАТ СУЛТАН БАКОВ СЫН * около1360-62, упомянут в 1400 - как попавший в плен к Олегу Рязанскому. под 6878 годом в Рогожском летописце помещено известие, согласно которому «Мамаи у себе в Орде посадил царя другого Маматъ Солтань» Это первая запись указанной годовой статьи, датированной по мартовскому летоисчислению. Следовательно, смена Мамаем хана произошла около 1 марта 1370 года. Очевидно, что Мамат-Салтан русского источника - это хан Мухаммед, которому в сентябре 1374 г. составлял послание Эль-Мухибби. Продержался Абдуллах на ханском троне, судя по чеканке монет с его именем, до 771 г.х., т.е. до времени между 5 августа 1369 г. -25 июля 1370 г. Эта дата также совпадает с датой Рогожского летописца, по свидетельству которого Абдуллах оставил свой стол около 1 марта 1370 г. Многочисленны и монеты с именем хана Мухаммеда: «Султан правосудный Гаяс-Эддунья в-Эддин Мухаммед-хан»48 или «Гаяс Эддин Мухаммед Булак хан». Они чеканились в 763 и 767 г.х. в Сарае ал-Джедид, в 780 г.х. в Орде, в 782 г.х. в Хаджи-тархане. Находки таких монет единичны. Несколько больше монет 770 г.х., чеканенных в Орде53. Основная же масса монет с именем Мухаммед-Булака чеканилась в Орде в 771-775 и 777 г.х., причем в 774 г.х. выпускались монеты этого хана еще и в Маджаре ал-Джедид, т.е. в городе Маджаре, самом крупном золотоордынском центре на Северном Кавказе. Начальная дата массового выпуска монет Мухаммед-Булака - 771 г.х., т.е. период с 5 августа 1369 г. по 25 июля 1370 г. - согласуется с уже приводившимся известием Рогожского летописца о возведении Мамаем около 1 марта 1370 г. на престол нового хана - Мамат-салтана. Конечная дата массовой чеканки монет Мухаммед-Булака может свидетельствовать о том, что после 777 г.х. (2 июня 1375 г. - 20 мая 1376 г.) Мухаммед-Булак уже не занимал ханского стола, хотя отсутствие массового выпуска монет с именем этого хана в 776 г.х. следует объяснять иными причинами. Дело в том, что летом 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович разорвал отношения с Мамаем. Следствием этого был отказ от уплаты дани Орде. Скорее всего, прекращение поступления русского серебра в Орду и объясняет отсутствие там массовой чеканки монет в период с 12 июня 1374 по 1 июня 1375 г. Причина утраты Мухаммед-Булаком ханского стола выясняется из анализа сообщений русских летописных источников. Отметив под 1370 г. посажение Мамаем нового хана, Рогожский летописец почти сразу же сообщает, что летом того же года «посол царевъ именемъ Ачихожа» вместе с полками нижегородских князей предпринял поход на булгарского князя Осана (Хасана). Хасан без боя покорился Ачихоже и русским князьям, которые «на княжении посадиша Салтанъ Бакова сына». Ачихожа служил Мамаю, следовательно, вся операция 1370 г. против булгарского князя Хасана была делом рук Мамая. Посаженный в Булгаре ставленник Мамая, судя по его имени, был сам Мухаммед-Булак, Бак (Бакибек - сын Иранбека - внук хана Узбека) был его отцом. Как бы там ни было, Булгар с 1370 г. стал частью владений Мамая. Но когда в 1374 г. отношения русских князей с Мамаем резко обострились, угроза нападения на Русь Мамаевой орды не только с юга, но и с юго-востока, со средней Волги стала весьма реальной. Поэтому в начале 1377 г. московский великий князь послал свою рать под командованием Д.М. Боброка Волынского, к которой присоединились нижегородские князья, на Булгар. 16 марта 1377 г. русские осадили город. Осада была успешной. «И высла изъ города князь Болгарьскыи Осанъ и Махматъ Солтанъ и добиста челомъ князь великому и другому 2000 рублевъ, а воеводамъ и ратемь 3000 рублевь». Взяв контрибуцию и оставив в Булгаре свою администрацию, московские и нижегородские полки ушли домой. Показательно свидетельство русской летописи о лицах, правивших в Булгаре в начале 1377 г. Это уже знакомый нам по известию 1370 г. князь Хасан, а также «Махматъ Солтанъ», под которым следует разуметь хана Мухаммед-Булака. Описанные русским летописцем события 1377 года поясняют, почему Мухаммед-Булак лишился ханского трона. Очевидно, Мамай сместил его за капитуляцию перед враждебными ордынскому правителю Москвой и Нижним Новгородом. Произошло это не ранее второй половины марта 1377 г. Выпуск же монет Мухаммед-Булака прекратился почти за год до этого: до 21 мая 1376 г. Однако громадная сумма выкупа, полученная русскими с Хасана и Мухаммед-Булака (5000 рублей составляли пятилетнюю сумму дани, уплачивавшейся Орде с территории собственно Московского княжества), может свидетельствовать о том, что ставленникам Мамая пришлось отдать все серебро, в том числе и предназначавшееся для чеканки монет в 778 г.х. Если последнее соображение верно, тогда открывается возможность решить вопрос, до сих пор остававшийся без ответа: где находилась Орда, в которой чеканил свои монеты Мухаммед-Булак? Не располагалась ли она в Булгаре или в пределах прежней Волжской Булгарии? Впрочем, как ни решать вопрос о локализации места чеканки монет в «Орде», свидетельство русской летописи, отчасти подкрепляемое нумизматическими данными, позволяет определить причину и время смещения Мамаем второго хана в своей орде: весна - лето 1377 г. Самому Мамаю оставалось жить три с половиной года. Возвел ли он на ханский стол нового хана-марионетку, или правил сам, уже не считаясь с древней традицией иметь во главе государства чингизида? В.Л.Егоров склонен думать, что после Мухаммед-Булака в орде Мамая хана-чингизида не было, ханом стал сам Мамай. Основанием такого мнения послужило для В.Л.Егорова то обстоятельство, что после 777 г.х. монеты в орде Мамая не выпускались. Причину этого В.Л.Егоров видит в том, что не было правителей, от имени которых могли бы чеканиться монеты. Но ведь нет монет и с именем Мамая. А это означает, что прекращение выпуска монет в орде Мамая в 1377-1380 гг. было связано не с отсутствием в этом государстве верховного правителя, а скорее с отсутствием необходимого количества серебра, которое требовалось для выпуска монеты. Полагая, что у Мамая после Мухаммед-Булака иных ханов не было, В.Л.Егоров, тем не менее, как объективный исследователь привел одно свидетельство Рогожского летописца, которое следует процитировать полностью: разбитые на р. Воже ордынцы «прибегоша въ Орду кь своему царю, паче же кь пославшему Мамаю, поне же царь ихъ, иже въ то время имеяху оу себе, не владеяше ничимъ же и не смеаше ничто же сотворити пред Мамаемъ, но всяко стареишинство сдръжаше и Мамаи и всеми владеаше въ Орде». Достоверность этого известия В.Л. Егоров поставил под сомнение ввиду неизвестности монет с именем не названного в Рогожском летописце хана. Но поскольку прекращение монетного чекана в Орде Мамая могло быть вызвано совсем иными причинами, приведенное свидетельство Рогожского летописца не может быть отвергнуто столь решительно. Каких-либо текстологических или исторических признаков, свидетельствующих о недостоверности сообщения летописца, не обнаруживается. Наоборот, четкое противопоставление фактического правителя Орды - Мамая и номинального ее правителя - не названного по имени хана - показывает, что русский летописатель четко представлял себе политическую ситуацию в Орде. Ситуация эта относится ко времени после поражения мамаева темника Бегича на р. Воже, т.е. после 12 августа 1378 г.. Последнее означает, что после смещения Мухаммед-Булака Мамай возвел на ханский стол нового, по счету уже третьего, хана-марионетку. О существовании этого хана сообщает, как показано было в начале работы, и Новгородская первая летопись младшего извода, но уже не под 1378, а под 1380 г. Сообщение новгородского летописца, к сожалению, ускользнуло от внимания В.Л.Егоров. Как же звали третьего хана Мамаевой орды? Имя его содержится в подтвердительном ярлыке, данном кандидату в митрополиты всея Руси Михаилу - Митяю. Ярлык этот начинается так: «Бесмертного бога силою и величьством из дед и прадед. Тюляково слово Мамаевою дядиною мыслию...». Очевидно, что мамаева хана звали Тюляк. Михаил-Митяй получил ярлык в 1379 г. после 26 июля. Следовательно, по меньшей мере летом 1379 г. Тюляк ханствовал в орде Мамая. Еще одно упоминание Тюляка содержится в рассказе о Куликовской битве, читающемся в Софийской I и Новгородской IV летописях и восходящем к митрополичьему своду 1423 г.: «Самъ же великий князь наеха наперед в сторожевых полцех на поганаго царя Теляка, нареченаго плотного дьявола Мамаа...». Анализируя эту фразу, В.Л.Егоров выразил мысль, что под царем Теляком здесь разумеется сам Мамай, а поскольку Теляк по-тюркски означает «заика, бормотун», фраза принимает саркастическую окраску: Дмитрий выехал биться с царем-заикой Мамаем. Однако в рассматриваемом летописном рассказе Мамай нигде не титулуется царем. Он характеризуется как «ордыньскии князь Мамаи», о нем сказано, что он «разгордевся, мневь ceбе аки царя», но он не царь. Царь же Теляк достаточно точно соответствует хану Тюляку, от имени которого был выдан ярлык Михаилу-Митяю. Правда, нуждаются в комментарии слова «нареченаго плотного дьявола Мамаа», которые действительно позволяют ставить знак равенства между Теляком и Мамаем. В указанном месте рассказа Мамай ранее этой фразы не упоминается, поэтому ссылка на «нареченаго» (или «реченаго») «плотного дьявола» имеет в виду сказанное о Мамае в летописном повествовании значительно раньше. Очевидно, слова о Мамае представляют собой пояснение более позднего летописного редактора, не знавшего, кто такой хан Теляк, и принявшего его, исходя из общего содержания рассказа, за Мамая, Но в том источнике, над которым работал редактор XV в., имя царя Теляка было названо совершенно точно. Эта деталь повествования о Куликовской битве в своде 1423 г. отразила реальность. Таким образом, в годы существования Мамаевой орды ее номинально возглавляли три хана: со времени между 1 марта и 30 октября 1361 г. до времени около 1 марта 1370 г. хан Абдуллах, со времени около 1 марта 1370 г. до второй половины марта 1377 г. хан Мухаммед-Булак и со второй половины марта 1377 г. до падения Мамаевой орды осенью 1380 г. хан Тюляк. |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | в 1370 году, и Мамай провозгласил ханом Золотой Орды 8(10)-летнего Булака при регентстве своей жены Тулунбек-ханум, дочери Бердибека. Була́к (ок. 1360(22)—, Мухаммед Булак, Гияс-ад-дин Мухаммед-хан, Мухаммед-хан, Гияс-ад-дин Буляк-хан, тат. Möxämmät Bulaq, Мөхәммәт Булак) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1370—1372 и 1375 годах, хан Мамаевой Орды (1370—) Был посажен в детском возрасте на ханский престол Улуса Джучи (Золотой Орды) беклярбеком Мамаем после смерти хана Абдуллаха. При Мухаммед Булак-хане чеканилась монета в Хаджи-Тархане, Крыму и Маджаре. В 1372 году столицу Сарай захватил правитель восточной части Улуса Джучи (Золотой Орды) Урус-хан, и Мухаммед Булак бежал к Мамаю в Крым. После ухода Урус-хана на восток в 1374 году Сарай захватил Черкес и был провозглашён ханом Улуса Джучи (Золотой Орды). Однако, Черкес-хан правил недолго — в начале 1375 года Мамай захватил Сарай и вернул ханский престол Мухаммед Булаку. Вскоре с востока вернулся Урус-хан и на месяц захватил Сарай, но закрепиться не смог — Мухаммед Булак вновь захватил столицу и вернул ханский престол. В конце 1375 году столицу Сарай захватил Каганбек-хан. Мухаммед Булак уже не смог вернуть ханский престол |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | В связи с тем, что Благоден (Булак) оказался у Олега Рязанского, интересно также посмотреть, кто еще из ордынцев оказался в Рязанском княжестве. В 1375 г. к власти в Хаджи-Тархане пришел эмир Салчи, который был сыном эмира Амата б. Исыгургена и дочери хана Джанибека. (он приходился близким родичем ханам из дома Бату и, следовательно, был лоялен «Мамаеву» хану из этой династии. Новый астраханский правитель предпочел признать своим повелителем Мухаммад-хана Булака. ) - мать Салчи Эмира (он же САЛАХМИР - родоначальник русских родов) - дочь Джанибека Узбековича, сестра Бердибека Джанибековича - также Мамай был женат на Тулунбек дочери Бердибека, и позже на ней был женат Тохтамыш. Тулунбе́к-хану́м (— 1386, Сарай-Берке) — дочь хана Золотой Орды Бердибека, жена темника и беклярбека Мамая, регент Золотой Орды в 1370—1372 годах при хане Мухаммед Булаке (773 г. х.), жена хана Тохтамыша с 1380 года. зимой того же 1371 г. Олег, при помощи татарского мурзы Салахмира, вновь захватил Рязань в свои руки ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПОЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА IВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА IОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИКОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИСКОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАНДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ САЛАХМИР - ИВАН В КРЕЩЕНИИ ЕДУХАН - АНДРЕЙ В КРЕЩЕНИИ Православное крещение принимали и другие ордынские выходцы, оказавшиеся волею судеб в рязанском княжестве: Мурза-Батур принял имя Мефодия, Кичибей стал Василием (или Селиваном), Таптык — Даниилом. Впрочем, известно, что подобный выбор совершали практически все татарские ханы, мурзы и беки, приходившие на службу к русским князьям разных земель. Насколько известно, у Салахмира/Ивана был только один сын — Григорий Иванович. В свою очередь, у Григория Ивановича было четыре сына. Д.И. Иловайский приводит сведения о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается выражение: “Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем”». Значительная роль, которую играл Григорий Иванович в жизни Рязанского княжества, тоже не случайна, более того, типична. Дети выходцев из Орды были уже православными христианами, носили православные имена, и, помня о своём происхождении, гордясь им, тем не менее, ощущали себя уже русскими людьми, вливались в состав русской знати и русского дворянства. Вот и от Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские, Апраксины, Апраксины-Вердеревские, Ханыковы, Крюковы, Шишкины, Дувановы, Ратаевы, Пороватые. Во многом именно они образовали верхушку рязанского дворянства в последующие столетия. Основателями русских дворянских фамилий стали и другие ордынские выходцы, пришедшие в Рязань. От Еду-хана ведёт своё начало дворянский род Хитрово, от Мурзы-Батура — род Петрово-Соловово, от Кичибея — род Коробьиных, от Таптыка — Таптыковы, от царевича Благодена — род Мертваго. |
alexander gupalov Сообщений: 1860 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 226 | Под 1371 г. известен боярин Софоний Алтыкулачевич, вышедший на рязанскую службу из татар поволжских и крещеный. БАТУРИНЫ. От мурзы Батура, выехавшего в начале XV века из Орды к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому. В крещении Мефодий. В родстве с Леонтьевыми, Петрово-Солововыми От тюрко-булгарского Батыр, батур "богатырь" БИРКИНЫ. От Ивана Михайловича Бирка, выехавшего в начале ХV века на службу к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому (1402-1427 гг.) Фамилия от тюрко-монгольского Бирке, берке крепкий, могучий" БУЛГАКОВЫ От Ивана Ивановича Шая — Булгака, рода ханского, вышедшего на службу в начале XV века к Ольгу Рязанскому с сыновьями Голицей (Голицыны) и Куракой (Куракины) ДУВАНОВЫ. Дворяне в рязанских землях с XVI века. От Дувана, вышедшего в XV веке из Большой Орды к рязанским князьям. Фамилия от тюркского прозвища дуван "майдан, открытое место, казачья сходка для дележа добычи". В родстве с Темирязовыми и Турмашевыми ИЗМАЙЛОВЫ. Видные бояре и дворяне уже в XV — XVI вв. От Измаила (Исмагила) — внука Шая, племянника князя Солохмирского (Солых эмир), вышедшего на службу к Великому князю Ольгу Игоревичу Рязанскому в 1427 — 1456 годах. При дворе рязанских князей был сокольничим Шабан Измаил. В 1494 году Иван Иванович Измайлов по прозвищу Инка был воеводой рязанских князей. Упоминаются и его родичи того же времени — Кудаш, Харамза Многие имена, связанные с ранними Измайловыми— Измаил, Солых эмир, Шабан, Кудаш, Харамза имеют тюркское происхождение КАРАГАДЫМОВЫ – ТАПТЫКОВЫ. В середине ХVI века в Рязанском уезде записан дворянином Карагадымов Тимофей Таптыков. В генеалогии рода Таптыковых записано о происхождении последнего в результате выхода Таптыка из Золотой Орды к Великому князю Олегу Рязанскому. Основой её служит татарское слово Таптык "рождённый, найденный". КАРАНДЕЕВЫ. "Предок фамилии Карандеевых Кичибей Карандей, а по крещении названный Павлом, выехал в Россию в 1401 году из Большой Орды. В "Бархатной книге" прозвище-фамилия несколько уточняется - Каранды имеет булгаро - казанское звучание и, очевидно, происхождеие и означает "солидный", "с большим животом", а Кичибей "молодой бей, барин" КИЧИБЕЕВЫ. Связаны с родами Коробьиных, Селивановых, Карандиевых . Все они восходят к выехавшему в 1401 году к рязанскому князю из Орды Кичибею Карандеевичу, в крещении принявшего имя Василий По Н.А.Баскакову , фамилия от тюркского Кичи бей "молодой князь”. КОРОБЬИНЫ. В официальной родословной записано происхождение рода от Ивана Васильевича Коробья (Карабея), сына КичиБея, вышедшего из Орды в начале ХV века к Фёдору Ольговичу Рязанскому. В некоторых документах отмечен и год выхода - 1401. А.А.Зимин считает, что это был более ранний выход, т.к. под 1352 годом упоминается Артемий Коробьин, а несколько позднее, но также около середины ХIV века, Иван Артемьевич Коробьин-боярин митрополита Алексея. Вместе с тем А.А.Зимин не сомневается в тюрко-ордынском выходе и сообщает, что Кара-Бей в крещении был назван Василием, а его сыновья носили уже русские имена Иван и Селиван (основатель рода Селивановых). Н.А.Баскаков основу фамилии Кара-бей переводит как "черный, старый бей". КУРАКИНЫ. , князья Куракины происходят от третьего сына Ивана Булгака, вышедшего в начале ХV века к Олегу Рязанскому из Орды. В родстве с Булгаковыми, Голицыными (ИРРД, I, с. 192), а также с Гедиминовичами, в родословии которых отмечаются два тюркских прозвища: Булгак и Курак (Баскаков 1979, с. 47). По Н.А.Баскакову, фамилия Куракиных происходит от тюркского Курак "сухой, высохший", но, может быть, и от монгольского Курван "третий". ПОРОВАТЫЕ. Выход рода в 70-е годы XIV века из Орды вместе с предками Апраксиных. Поселены в рязанских землях, где в 1556 году отмечается Иван Андреевич Пороватого Чеботарев Канчеев, а до этого там же в 1521 году — Андрей Олтуфьев Пороватой СУНБУЛОВЫ (СУМБУЛОВЫ). От боярина Ковыла Вислого, по прозвищу Сунбул, выехавшего на службу в 1371 году к Ольгу Рязанскому. Дети Сунбулова и его родичи в XV — XVI веке числились детьми боярскими по Рязани и имели там земли (Зимин 1980, с. 280). В 1514 году в Рязани отмечен боярин Сунбул Фёдор Иванович Тутыхин (сын Ивана Яковлевича Тутыхи — Ковыла) (Веселовский 1974, с. 306, 327). Сын Фёдора Сунбулова, очевидно, хорошо знавший тюркские языки, Михаил Сунбулов (Сумбулов) был неоднократным послом в Казань (под 1530 годом ) (ПСРЛ, 34, с. 194) и Ногаи (в 1565 — 1566 гг.) (ПСРЛ, 29, с.345, 348). Фамилия имеет в основе тюркско — персид. сунбул "цветок гиацинт" ТАПТЫКОВЫ. От Таптыка из Золотой Орды, перешедшего на службу к Ольгу Рязанскому (ОГДР, VI, с. 11; БК, II, с. 383). Поместия с землевладениями в Рязанском и Каширском уездах с 1517 года. Известен Григорий Дмитрович Таптыков, убитый в 1531 году под Казанью (Веселовский 1974, с. 312). В родстве с Каравдымовыми (см.). Фамилия Таптыковы от тюркского таптык "найденный" (Баскаков 1979, с. 189). 399. ТАРАКАНОВЫ. В ОГДР (IX, с. 65) отмечено, что "Фёдор Иванович Тараканов в 1627 году уже владел старой вотчиной своего отца". Н.А.Баскаков (1979, с. 225 — 226) не сомневается в тюркском происхождении рода и выводит фамилию от тюркского тар аган. "беженец". Уже в начале XVI века, в 1510 — 1519 гг., отмечаются Владимир и Василий Никитичи Таракановы, московские гости (Веселовский 1974, с. 312). Матвей Тараканов, очевидно, знавший казанскотатарский язык, был государственным таможенником, переписчиком Казанского торга в 1568 году |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 17 18 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
Генеалогический форум » Фамильные темы » Поиск предков, родичей и/или однофамильцев » Т » Та - Тё » Тавастшерна [тема №6267] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |