Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Спектор

разыскиваю документы прапрапрадеда село Великая Березянка, Ковшеватая (укр. Ківшовата) — село, входит в Таращанский район Киевской области Украины.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Лейб Спектор был б-гобоязненным безграмотным болезненного вида флегматиком, и охотно предоставлял своей жене ведение семейного бизнеса , все домашние и семейные заботы и право вести отчаянную борьбу за существование без помощи мужского пола.

Такое положение в те времена было в порядке вещей. Лейб целыми днями молился, что у евреев считалось почетней, чем думать о хлебе насущном. Все его мысли были связаны с религией и общинной жизнью.
Истинной главой семьи была Марим-Суры или Сурка, как называли ее односельчане. Это была высокая - не менее 1, 80 м, стройная, крепкая здоровьем и очень решительная женщина. Сурка закончила бейс-мидраш*, умела считать, читать и писать по-русски и по-украински, в то время как большинство евреев не умели писать и говорили только на идиш.
По тем временам образованная женщина - большая редкость, так как в хедере могли обучаться только мальчики. Можно предположить, что она была из богатой еврейской семьи, в которой могли себе позволить дать частное образование дочери или семьи меламеда (домашнего учителя). Для еврейской женщины нежелательно было быть учёной. В тяге к наукам усматривали недостаток женственности, даже своего рода развращённость и кокетство. Существовала даже пословица: «Лучше иметь сына-разбойника, чем дочь-раввина». Согласно закону 1836 г. евреи Российской империи должны были зарегистрировать и закрепить за всеми членами семьи свои постоянные фамилии, до этого каждый иудей имел только прозвище. Фамилии, часто образовывались от профессий и занятий, так Спектор от польского слова, означавшего «помощник меламеда». Очень вероятно, что Лейб или его отец был помощником учителя. Работа меламеда плохо оплачивалась и считалась не престижной. Как правило, меламедами становились неудачники, не годные в раввины, не нашедшие себя ни в коммерции, ни в достойном ремесле. Была такая пословица: «Умереть и родиться меламедом ты всегда успеешь». Ниже «помощника меламеда» в социальной лестнице были только ремесленники.


Где она могла закончить женскую школу?
Очень хотелось бы понять,где в середине века могла девушка получить хорошее образование,учитывая,что замужем была за бедным парнем из крошечного села в глубинке.

SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
В Великой Березянке у Марим-Суры родилось трое детей: Тойба Голуб - примерно в 1862 году, Ицек - в 1868 и Срулык - в 1872 году. К чести Сурки, она позаботилась о том, чтобы все дети были грамотными и знали языки. Дочь Тойба закончила в Тараще Бешмедресс, а сыновья Ицек и Сруль — Ешиву **(среднее еврейское учебное заведение).

опять женская школа ,где? В Тараще была только мужская школа

В Великой Березянке у Марим-Суры и Лейбы Спекто была корчма. Со временем, они открыли небольшую лавку со всякими сельхозтоварами в селе Лука в 12 км от В. Березянки.

Можно ли где-то найти сведения о существовавших на рубеже веков лавке?

SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Дочь Тойба часто рассказывала своим внукам удивительные примеры из жизни Марим - Суры из своего детства. Вот несколько семейных легенд. в 1880-х годах в этих местах было очень не спокойно.
Сурка послала дочь Тойбу в центр села за солью. Была очень холодная и снежная зима, буря и очень холодно. На обратном пути незнакомый еврей попросил проводить его к корчме. В то время было много кочующих евреев из села в село, и среди них были евреи — разбойники. Тойба привела его к дому, постучала в дверь и сказала матери, что с ней пришел чужой человек-еврей, просится переночевать. Марим-Суры ответила, что чужого не пустит. И тогда он начал угрожать, что отрежет Тойбе уши, зарежет, снимет с нее обувь. Сурка поняла, что это бандит и ей ничего не оставалось, как открыть им дверь. Мужик зашел в дом и стал требовать деньги. В те времена шкафов не было, а стояли большие сундуки, в которых хранились одежда и ценности. Не долго думая, Сурка сказала бандиту, чтобы он сам открыл сундук, а когда он поднял крышку и заглянул внутрь, она со всей силой захлопнула крышку, сломав ему шею и придавив насмерть. Дело получило огласку и пришлось заплатить не мало денег, чтобы все уладить.
Это был не единственный случай с летальным исходом обидчиков семьи Спектор. Пьяный грабитель через дымоход пытался забраться в дом. Марим-Суры зажгла подушку и заткнула ею печь. Мужик задохнулся. Чтобы уладить это дело, рассказывала Тойба, пришлось «полуразориться, но через год восстановились».


Подскажите,пожалуйста, может сохраниться где-то в полицейском архиве описание таких случаев?

SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Село лежит на берегу реки Березянка (Березовки). Название его происходит от березовых рощ, которые росли здесь в древности.
Нынешнее поселение образовалось в начале XVII в. В 1765 году здесь проживает около 300 жителей (49 дворов). Административно село подлежит Белоцерковском староству, позже переходит к выходцам из Волыни помещикам Млодецьким.

В 1766 году священник Н. Крыжановский (дед архиепископа рязанского Изумруда) закладывает здесь церковь Св. Михаила (обновленная в 1873г.)
Во времена Млодецьких в селе действует экономия, кирпичный и конный заводы.

В 60-х годах XIX в. здесь проживает более 2 тысяч жителей, а в 1880-м году в местной церкви приписано 2500 прихожан. Здесь обучается 26 учеников.

Село живописное, расположено в котловине реки Березянка, что вподает в Гнилой Тикич, приток Южного Буга.
В Киев от Великой Березянка 150 км, до райцентра - г.Тараща - 20 км, в 40 км от села - ближайшая железнодорожная станция Ольшаница, в 8 км - дорожное сообщение Тараща - Лысянка.
Село лежит в лесостепной полосе. Почвы здесь преимущественно черноземы и суглинок. Естественных водоемов нет, а в русле реки Березянка последние годы сделаны четыре пруда. Общая территория села - 552 га (без сельхозугодий). Из полезных ископаемых есть песок и глина.
Мало кому из нынешних жителей Великой Березянки достоверно известна история села. Нет в нем ни старых уникальных памятников архитектуры (церковь ХVII в. Была разрушена в советское время), ни замков или других сооружений древности, которые бы напоминали о далеком прошлом. Почти ничего не упоминается и в летописях. И все же его история уходит в глубину веков - впервые в исторических документах о селе упоминается в 1743 году.

В исторических журналах 1864-1900 годов о Великой Березянке упоминается, что в селе насчитывается земли - 3882 десятин. Из них относится: церкви - 61 десятина, крестьянам - 2449 десятин. Село подлежит графу Владиславу Иосифу Млодецькому. Хозяйство имущественного положения вел арендатор Марцель Казимирович Лукашевич. В селе дворов - 609, жителей - 2899 из них мужчин 1400, женщин 1499.
Действовали в то время одна православная церковь, церковно-приходская школа (грамоты обучали детей зажиточных крестьян), двадцать четыре ветряные и одна водяная мельницы, семь кузниц.
Известно также, что после революции 1905 года господин Млодецкий раздал 150 десятин земли зажиточным крестьянам, остальные сдавал в аренду посессору Дженецкому и Бобинская. Беднота нещадно эксплуатировалась. Так, местный священник имел 4 батрака постоянно, а на сезон жатвы и молотьбы обязывал каждого верующего отработать два дня бесплатно и на собственных харчах.
В 1905 году у В. Березянки произошло волнения крестьян против помещичьего произвола под руководством Ивана Коберника, которое было подавлено силой.

В 20-х годах в селе появились избы-читальни, библиотека, фельдшерский пункт (медицинскую помощь у себя дома предоставлял сельчане фельдшер Павел Гандзевич), впоследствии Киртов, Лигаченко, Г. Статкевич, В. Чуколовська, П. Кучеренко и другие. В эти годы крестьяне организовывались в кооперации, кредитные товарищества, товарищества по совместной обработке земли. Так, в 1926 году здесь действовали 2 таких обществах: "Радуга" (председатель Клим Шпилевой) и "Звезда" (председатель Матвей Оноприенко) . 1927 года стали 8 обществ.

В 1927-1928 гг действовала начальная школ.

После октября 1917 года руководящим органом в деревне стал ревком (революционный комитет). Первым председателем сельревкома был Шунька, демобилизованный красноармеец, секретарем сильревкому - Андрей Шпилевой, а комитет бедноты возглавил Андрей Кириленко.
1928 председателем сельского совета был избран Котовец Григор Кучерук. В этой должности он работал до 1960 (!) года.
С этого года по 1967 год сельский совет возглавлял участник Великой Отечественной войны Андрей Тимошенко. Его сменил Дмитрий Емельянович Нечай.




SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Сегодня нашла замечательный ресурс,может быть еще кому-то пригодится.
Список погибших в голодомор на Украине.Списки фамилий по селам и городкам и любопытная информация о 1931-32 гг этих поселений.

Книги памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине
http://www.memory.gov.ua/ua/publication/content/1090.htm

и фотодокументы
http://fundholodomors.org.ua/Fond/Proekt/32-33/Foto/Foto.htm


По легенде село Ківшовата основано в XIII в. В XVIII в. с. Ківшовата стал сотенным городком, казаки которой принимали участие в Полтавской битве 1709 года.
В 1922 г. в селе создан сельскохозяйственные кооперативы: «Волна»(руководитель И.А. Бучинский), «Мошкара»(И.М. Ивашина), «Рой», «Красный хутор»,«Роща». В 1926 году были созданы лесомелиоративное и мелиоративное товарищества.В 1929 г. началась коллективизация. Организовывались колхозы: имени. Шевченко, им. Петровского, ТСОЗ. В феврале 1930 г. они объединились в один - им.Ленина. Возглавил его Цыганенко И.Л. В
1932 г. создана Ківшоватська МТС,что обслуживала 25 колхозов.Во время искусственно созданного голодомора в с. Ківшовата только по официальным с. Ківшовата, 24 марта 1930 года. На снимке надпись: «Демонстрация производственных сил Ківшоватського колхоза
им. Ленина - 1-й день до выхода в поле Фот. Юровского. м. Тараща.»
По данным дошедшим до наших дней, умерло 388 жителей. Причем, если в январе-декабре 1932 года умерло 104 жители, то в 1933 году - 284.
В центре села в 1993 году сооружен мемориал памяти невинно погибшим.
Мартиролог жителей с. Ківшовата - жертв Голодомора 1932-1933 годов заключен по архивным данным (ДАКО, фр-5634, оп.1, спр. 1185, арк. 130-233; спр.1206, арк. 1-250; спр. 1207, арк. 1-34).
В мартирологе в алфавитном порядке помещены при наличии данных фамилия, имя, отчество, род занятий, дата смерти, возраст и причина смерти.

Нашла своего двоюродного деда, подтвердилась семейная легенда о том,что он умер,отказываясь есть не кашерную пищу, выдаваемую администрацией, а другой еды не было.

Маляр Ицько Йонович,
селянин, вировочник,
05.11.32, 74, порок серця

с. Ковшеватая, 24 марта 1930. На снимке надпись: «Демонстрация производственных сил Кившоватського колхоза им. Ленина - 1-й день до выхода в поле. Фот. Юровского. г. Тараща. » Киевская область. - Белая Церковь: Белоцерковская книжная фабрика, 2008. - С. 930.

Прикрепленный файл: фото Ковшовата 1930г.jpg
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Обнаружила чудесный ресурс

United States Holocaust Memorial Museum - Jewish Refugees in Tashkent
картотека еврейских беженцев в Ташкенте

http://resources.ushmm.org/uzbekrefugees/name_list.php#top

и нашла своего прадеда! Спектор Ицко Лейбович 1868гр
Теперь точно знаю как пишется его имя по-русски,подтвердилась дата рождения и профессия. Жалко,что не оказалось списка иждивенцев, с ним была моя бабушка и мой папа.
Семья жила в Янг-Юль, там же умерли два прадеда и прабабушка.
Надо искать захоронения в Ташкенте.
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Чудеса встречаются! мне сегодня переслали запись из синагоги Ташкента. Список захоронений на кладбище Боткино.
Теперь я знаю точную дату смерти прадеда и ,наверное,прабабушки.
Спектор Ицко Исаакович и Спектор Мерим (Мария) приехавшие в Ташкент в 1941г и живущие в Янгиюль, в списке еще фамилии, вдруг кому-то пригодится?

Прикрепленный файл: 20130829_175435.jpg
Irina Perlowska
Участник

Poltawa, Ukraine
Сообщений: 63
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 25
Ребята, нашла еще один полезный ресурс по Голодомору 32-33 гг.

Голодомор 1932-1933 рр.
---
Перловский, Гута-Забелоцкая, Радомышльский, Украина
Бобровский, Гута-Забелоцкая, Радомышльский, Украина
Хоменко, Шиловка, Решетиловский, Украина
Забрамный, Полтава, Украина
Эдлин, Полтава, Украина
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 26
Вероятно, список не полный, в селе Кившоватая никаких жертв голодомора не нашла
radmila70

Санкт-Петербург
Сообщений: 8613
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1117
Есть почтовая открытка до 1917
Поля Альтман
Г Изяславль
Волынская Губерния
Писал А Спектор из Лодзь
---
Если поискать в архиве, можно найти что-то интересное. Если поискать в частной коллекции - что-то уникальное.
Жалоба (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈