В первых двух кварталах Александровской улицы, на территории известной как Кузнечный ряд, несколько домовладений с кожевенными предприятиями принадлежало заводчикам Семовских. О масштабах дела этих купцов можно судить по зданию их завода, сохранившемуся до наших дней. В начале ХХ века предприятие входило в список двенадцати крупнейших кожевенных заводов Кунгура. Сейчас здесь размещается ООО «Амкар».
В начале XVIII века первые представители рода Семовских, как и многие другие, появились в Кунгуре. Первоначально их фамилия звучала как «Семовской». Так они были указаны в переписных книгах. Уже в конце восемнадцатого столетия написание изменилось. Появился следующий вариант – «Семовских». Позднее, в начале XIX века, в записи метрических книг ошибочно малограмотным дьячком была внесена буква «и»: «Симовских».
Уже с конца XVIII века некоторые из Семовских имели непосредственное отношение к кожевенному делу. Пошивом котов занимался Косьма Васильевич, прапрадед известного кунгурского купца-кожевника Степана Евдокимовича Семовских. Внук Косьмы Васильевича, Евдоким, основал уже собственный кожевенный завод. Это произошло в 1814 году63. Двое из его сыновей, Дмитрий и Степан, продолжили семейное дело. На территории своих усадеб они выстроили и кожевенные заведения.
Домовладение на углу улиц Александровской (Труда) и Антоновской (Свердлова) принадлежало Степану Евдокимовичу Семовских, кунгурскому купцу второй гильдии 64. Слева на углу усадьбы стоял каменный двухэтажный особняк с оштукатуренными фасадами, единственным декором которых являлись строгие рамочные наличники коробовых окон, дополненные на втором этаже сандриками. Весь двор был разделён на три части. Здесь, кроме заводского корпуса, располагались и различные хозяйственные постройки. В конце XIX века на небольшом расстоянии от особняка по улице Александровской был построен ещё один двухэтажный краснокирпичный дом. Его окна обрамлены наличниками с замковыми камнями. Крышу украшают фигурные декоративные фронтоны.
Первоначально предприятие С.Е. Семовских было сравнительно небольшим. На заводе в 1902 году работало всего шестнадцать человек, среднегодовая зарплата которых составляла 150 рублей65. В основном, рабочие были иногородними. Они жили в так называемой «чёрной кухне», построенной в глубине одного из дворов. Производство расширялось, и в 1905 году число мастеров увеличилось до восьмидесяти66.
На предприятии С.Е. Семовских работали и крестьяне-отдельщики, которые получали кожи на дом для окончательной отделки. Особенно много таких ремесленников жило в деревнях Жилино и Подкаменной. С одним из отдельщиков произошла трагичная история, ставшая достоянием газеты «Екатеринбургская неделя»67. Как-то зимой крестьянин Попов из деревни Подкаменной приехал в Кунгур сдавать кожи заводчику и таинственным образом исчез. Его труп обнаружили только через сорок дней в сугробе на дальнем дворе завода Семовских. Кто и с какой целью совершил убийство, установить тогда так и не удалось.
В начале ХХ века Степан Евдокимович Семовских осуществил строительство нового здания кожевенного завода на берегу реки Ирени в самом начале улицы Александровской. Стоимость нового двухэтажного сооружения в 1910 году составляла 5 000 рублей68. Ещё в 1907 году на предприятии был установлен свисток «Сирена», который гудел в рабочие дни в 5, 5 1/2, 7 и 8 часов утра, тем самым тревожа мирный сон большинства кунгуряков69. Здесь, в краснокирпичном корпусе разместились кожевенный паровой завод и механическая фабрика обуви. В то время общее количество рабочих, занятых на всех предприятиях С.Е. Семовских, составляло сто двадцать человек. В 1910 году ими было произведено кожевенного товара на сумму в 115 000 рублей70.
Для покупателей обуви и для удобства торговли был отпечатан в типографии подробный прейскурант всех выпускаемых товаров. Кроме разнообразных сапог на фабрике шили штиблеты, бахилы, ичеги, ботинки, гетры, гусарики, туфли, огромные рукавицы, изящные перчатки и… даже чемоданы.

На заводе С.Е. Семовских существовал табель взысканий за «неисправную работу». Этот документ распространялся на чеботарей-надомников. За пошив «недоброкачественных изделий», порчу материалов, машин и орудий труда с каждой принимаемой пары обуви удерживалась определенная сумма.
На протяжении нескольких десятилетий приказчики Степана Евдокимовича торговали на крупнейших российских ярмарках в Нижнем Новгороде и в Ирбите. Связь с Кунгуром о необходимости доставки того или иного товара они поддерживали с помощью телеграмм. На Нижегородской ярмарке обувь завода В.Е. Семовских продавалась в строго определённом месте только в павильоне № 19 по 6 линии71.
Техническое перевооружение предприятия очень скоро дало свои результаты. Обувь завода С.Е. Семовских была удостоена наград на общероссийских и зарубежных выставках. Особенно удачным стал 1907 год. Золотые медали кунгурский заводчик-кожевник привёз с выставок из Брюсселя и из Мадрида72.
После смерти Степана Евдокимовича, в 1913 году, его наследники преобразовали предприятие в Торговый дом «Степан Семовских и сыновья». Дети оказались достойными своего отца. Василий Степанович был гласным Кунгурской городской думы73, а Александр Степанович служил церковным старостой Благовещенского собора74. По завещанию отца А.С. Семовских унаследовал здание завода на берегу Ирени и один из особняков (ул. Труда, 19) стоимостью 3 200 рублей75. А краснокирпичный дом, оцененный в 5 150 рублей, достался его брату, Василию Степановичу (ул. Труда, 21)76. Братьев Семовских, их семьи, их заводы не миновали потрясения революционной эпохи. В 1915 году забастовали рабочие на предприятии. Жёсткой рукой тринадцать чеботарей-зачинщиков были отправлены на фронт77.
Октябрьские события внесли окончательный разлад в большую семью и разрушили Торговый дом.
Сын В.С. Семовских – Николай, член партии большевиков, после возвращения в Кунгур из революционной Москвы стал работать зампредседателя укома РКП(б), и одновременно – редактором газеты «Голос Кунгурского Совета»78. Осенью 1918 года его отец и дядя были расстреляны «как враги Российской Социалистической Советской Республики»79.
Вслед за отступающими белогвардейцами Кунгур покинули и наследники А.С. Семовских80. Их заводы и особняки, конечно же, были муниципализированы. Паровой завод и механическая фабрика обуви получили название «Механическая фабрика № 2» и были переданы государственному кожзаводоуправлению81. Позднее стали составной частью Кунгурского кожевенно-обувного комбината, цехом № 5. В 1919 году были «изъяты» и особняки купцов-кожевников, ставшие муниципальной собственностью82. В доме В.С. Семовских разместили маленьких кунгуряков и особняк стал называться детские ясли № 483.
62. Ренёва О., Ёлтышева Л. Завод в Кузнечном ряду // Добрый день. 2007. 22 февр. – С. 2;
63. Список фабрик и заводов России 1910 г…. – С. 444;
64. Имянной список… – С. 76;
65. ГАПО. Ф.65. Оп. 1. Д. 105. Л. 24 об. – 25;
66. Вся Россия… - Стб. 1347;
67. Кунгур // Екатеринбургская неделя. 1894. № 6. – С. 126;
68. Раскладка казенного налога с недвижимых имуществ домовладельцев города Кунгура на 1910 год. – С. 60;
69. Журналы Кунгурской городской думы на 1915 год. – Кунгур, 1916. – С. 196;
70. Список фабрик и заводов России 1910 г…. – С. 444;
71. Реклама Торгового дома «Степан Семовских и сыновья» // Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1916 год. – Пермь, 1916. – С. 31;
72. Реклама // Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
73. Журналы Кунгурской городской думы за 1914 год. – Кунгур, 1915. – С. 1;
74. КГА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 14. Л. 3 об.;
75. Раскладка городского оценочного сбора с недвижимых имуществ домовладельцев города Кунгура на 1914 год. Кунгур, 1914. – С. 60; Список № 2 лиц, имеющих права участия в Кунгурском Избирательном Съезде для выбора уполномоченных в Земское Избирательное Собрание для выбора гласных на 16-е трёхлетие с 1915-1917 гг. – Пермь, 1915. – С. 5;
76. Там же;
77. Ряписов А. Ссылка под пули // Крот. 1923. № 2. – С. 5-6;
78. Шихвинцева Н.В. Семовских Николай Васильевич // Краеведы и краеведческие организации Перми и Пермского края. Биобиблиографический справочник. Т. 2. – Пермь, 2006. – С. 296-297;
79. Список расстрелянных // Часовой революции. 1918. 6 окт. – С. 2;
80. ГАПО. Ф.р. 814. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.;
81. Наша кожевенная промышленность // Искра. 1922. 4 авг. – С. 2;
82. Перечень домов…
83. КГА. Ф. 307. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.
https://kungur.forum2x2.ru/t315-topicСергей Королёв