GalinaSam Новичок
Москва Сообщений: 41 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
28 августа 2019 9:13 28 августа 2019 9:19 Поиск веду по представителям рода - Самохины. Деревня Глотаево и ее жители. 50-е г.г К моему искреннему удивлению, оказалось, что д. Глотаево была когда-то большой и многолюдной. В ней был Сельсовет, две школы (деревянная 4-ех летка, которую позже переделали под библиотеку и каменная -7-милетка), клуб, чайная, скотный двор. По линии домов в сторону Михайловского, у березовой рощи была тракторная база и кузница, где работал кузнецом мой прадед Василий Прокопьевич Лактюшин. Глотаевцы называли свою деревню «граблями». Дома в ней действительно стоят буквой «Т». Так и говорили: «Пошли на грабли!» имея ввиду дома по короткой линии, или «идем на палку! » - дома по длинной линии. Во дворах держали коров, коз, редко свиней, обязательно овец и кур. Гусей и уток помечали, чтобы не перепутать.
Интересно, что в Глотаево существовали специальные колодцы на несколько домов для хранения мяса и творога. Привязывали на веревку и опускали.. А так, мясо засаливали и хранили в бочках в погребах. В 50-е годы коренных глотаевцев разбавили семьи из других областей. Например, из Рязанской области приехали мои предки по материнской ли-нии: Софьины, Лактюшины, Гавриковы, а также Козины, Ивашкины и Рогачевы. Одно время, на другом берегу речки на поле высадили яблоневый сад и кусты черной смородины. Но очень быстро от них решено было избавиться (думаю, из-за непосильных планов по сбору урожая). Яблони и смородину разобрали по дворам. В эти годы, в Глотаево было много молодежи. Когда сломали тракторную базу и кузницу, на их месте устроили площадку, которую называли «десятиной», и играли в футбол «деревня на деревню» глотаевские и михайловские парни. Болельщиков было много. Подростки и молодежь смотрели в клубе кино, а после шли на «пятачок», где на гармошке играл Виктор Крутилин. На этом мес-те земля была так утоптана, что даже трава не росла. Пели, плясали..
Бывало, хулиганили. Однажды подростки, среди которых была моя т. Валя /Коновалова/ зимой приволокли тяжелые сани во двор Крутилиных и подперли ими входную дверь. Сделали это не со зла, а для «прикола». Утром хозяева дома вылезали на улицу через окно. У моей прабабушки Кати были две закадычные подруги: Анисья Орехова и Катя Жукова. Они ходили друг к другу в гости. Все носили длинные широкие юбки и фартуки. Пережила деревня и трагические моменты. Буквально сразу после войны, в окрестностях деревни орудовала банда. В дом председателя колхоза – Анны Насокиной ночью ворвались бандиты. Искали золото. Насокины до революции были очень зажиточными. Наводчиками банды были соседи Насокиных - Александр и Петр Царевы. Анна в момент нападения сидела на крыльце, ей на голову накинули мешок. На шум поспешили недавно вернувшиеся с фронта муж Анны – Дмитрий и их старшая дочь Зоя. Их убили. Младшая дочь Нина, была глухая и спала в дальней комнате, это ее спасло. Бандиты ничего не нашли..
Деревенские прозвища. В Глотаево было два дома Самохиных. Один на «граблях», там жил Василий Петрович Самохин /возможно родственник/и наш «на палке». Так вот, наших Самохиных по деревне звали «Оржанниковы». Пошло это прозвище от того, что мой прадед Иван Григорьевич Самохин брал в школу ржаные лепешки. Уже в почтенном возрасте, будучи человеком очень общительным, он уходя из гостей прощался словами: «Наговорился! Пойду кашки оржаной поем!» Жуковых прозвали «Печушкины», потому-что Екатерина Жукова пекла витые лепешки «печушки». Крутилиных по деревне называли «Осиповы», т.к. отцом многодетного семейства был Иосиф Степанович, по-простому Осип. Рязановы были «фанами», Чуфаровы - «Петра-Федоровы», Леоновы – «Максяшины». Жили на деревне Морозиха (Шура-дочка Анисьи Ореховой), Киска (Маруся Лизанова), Любопытиха (Любопытова), Князиха (Князева). Сейчас, в наши дни, деревня расстраивается. Даже поселился в бывшем клубе француз.
Д. Глотаево во время ВОВ.
Благодаря моему троюродному брату сохранились воспоминания его бабушки - Клавдии Николаевы Самохиной ( девичья фамилия Харламова, из с. Михайловское)..
Начну с походного дневника генерала Белова Павла Алексеевича. Из Дневника Белова 5 ноября 1941 года близ Михнево (Глотаево) Около двух часов, наконец, приехали. Нас встретили организованно: комиссар штаба Резник и помощник начальника связи Неделькин. Подали лошадей, и штаб поехал верхом. Легкий мороз. Получил вызов в Москву. Авиация противника действует активно. В 15.00 приехал в Москву вместе с комиссаром корпуса тов. Щелаковским и начальником шифротделения Ефимовым. Был в Генштабе у дежурного офицера, которым оказался полковник Клименко, бывший мой подчиненный в штабе 5 кк. Получил очень общую ориентировку. Многое скрывается. Ночевал в гостинице ЦДКА. Принял ванну. Нахожусь в чистом номере и слушаю радио. Хорошо! 5 ноября 1941 года. Москва Был в вещевом отделе. Нам все дают в первую очередь. Даже для меня шьется бекеш, китель и шаровары, так как на мне все страшно изодрано еще на Украине. Был у товарища Хрулева и у Буденного. Много от них узнал интересного и главное приятного в отношении оценки действий корпуса. Утром послал телеграмму с оплаченным ответом жене, но ответа не получил. К 22.00 вернулся на машине в штаб (в Глотаево). Провел ответственное совещание с командирами и комиссарами. Около часа ночи совещание закончил и вместе с товарищами встретил наш праздник. 6 ноября 1941 года. Всю ночь дул сильный ветер. Хотя мороз около 5°, но, кажется, холодно. Моя квартира у председателя сельсовета. В мое распоряжение прибыл полк М-13. Командир полка подполковник Дегтярев, ранее служил в 7 кавдивизии. Маршевых эскадронов прибывает все больше и больше. Это дает всем больше уверенности в успехе в предстоящих боях за Москву.
Через д. Вельяминово л на Москву летели немецкие бомбардировщики. Наши истребители атаковали их. Клавдия Николаевна видела, как подбивали немцев, и летчики спускались на парашютах. Один такой летчик приземлился недалеко от Глотаево, и вся деревня побежали на него смотреть. Он был мертв. Говорили, что под д. Коченягино бабы закололи вилами упавшего парашютиста. Был случай, когда тяжелый бомбардировщик, напуганный нашим истребителем, полетел в сторону д. Парышево, сделал круг, и развернулся на нашу деревню. Поняв, что к Москве ему не прорваться, немец полетел над домами и стал сбрасывать бомбы. То ли у него не было времени выбрать прицел, но по счастливой случайности бомбы разрывались в огородах. У кого-то в избах вылетели стекла, пострадала крыша, но главное, все остались живы. Одну воронку от снаряда Игорь видел возле клуба. С годами, она превратилась в заросший пруд диаметром метров 20-ть. Еще был страшный момент, когда осенью 1941 года женщины докапывали картошку на поле за речкой, появился немецкий истребитель «Мессер» и открыл по ним пулеметную очередь. Возможно, пугал, потому что никто не пострадал. Интенсивные бомбёжки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943 года. С лета 1943 и до лета 1944 года над Москвой на больших высотах продолжали появляться лишь одиночные немецкие самолёты-разведчики. В военные годы в д. Глотаево жили только старики, дети и женщины. Клавдия Николаевна вместе с другими женщинами грузила на телеги валуны с речки, потом на быках (лошадей изъяли для армии) возили их под Каширу; копала противотанковые рвы. Это было страшное, голодное время. Иногда выручали солдаты, делились пайком. Женщины до заморозков искали на поле оставшиеся после уборки урожая колоски, корешки, картофелинки. Все было для фронта. --- Ищу сведения о Софьиных / Виноградовых/, Лактюшиных, Гавриковых из Рязанской области; Самохиных из д. Кошелевка Московской области, Князевых из д. Усады Московской области, Козловых из с. Истленево Богородицкого уезда. |