Новый выпуск Youtube-передачи ВГД уже доступен, смотрите интервью с Милой Куликовой
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Пуцыло Андрей Иванович

Могилевская губерния, Чериковский уезд, с. Доброе

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 41 42 43 44 45 46 *
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
[q]
Центром торговли древнего Смоленска была территория, расположенная между реками Смядынью и Кловкой, впадавшими в Днепр, и тремя монастырями, один из которых - Борисоглебский - был заложен в 1145 году (от храма остался лишь фундамент). От этого места, впоследствие называемого Смядынью, вдоль Днепра шла дорога, которая сегодня называется Большой Краснофлотской, а раньше - до реки Чуриловки - Свирской, а от реки Чуриловки до Центрального моста - Богословской (по храму XII века Иоанна Богослова). Название Свирская отражало не только наличие прекрасного храма XII века Михаила Архангела (Свирская церковь), но и место обитания вначале наместников киевских князей, а потом и первых смоленских князей.
[/q]


[q]
Ростислав правил в Смоленске 35 лет
(1125–1159 годы), за это время у него родились пять сыновей и, можно полагать, существовали уже и внуки. Семьи сыновей выделялись, многие из них получали, несомненно, земельные наделы в городе в княжестве (в Торопце, мы знаем, позднее сидели князья младшей линии Ростиславичей), но не приходится сомневаться, что каждый Ростиславич, подобно уже упомянутому Давыду, имел свой двор в княжеской столице. Чуриловка была, по-видимому, той территорией вне пределов детинца и окольного города, где селились князья. Лучшее место занял, как мы видели, первенец Ростислава Роман. Его двор был у самого Торга.
При выделении этого княжича городские конфликты ещё так князьям не угрожали. Двор Давыда с церковью Михаила Архангела был уже значительно дальше и ближе к Борисоглебскому монастырю. Ростиславичей было пять, и можно ожидать, что на Богословской и Свирской улицах было ещё три двора остальных княжичей и, вероятно, с особыми церквами, которые могли носить названия по их христианским именам.
[/q]


Другое, стариное название Свирской Слободы - Смядынь.
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
Список 1881 г.

Прикрепленный файл: дом Пуц Смоленск.jpg
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
Так выглядела эта часть Смоленска, с домами, садами спускавшимися к Днепру. Это часть современной Б. Краснофлотской называлась ул. Боголюбовской, она переходила в Свирскую.

Прикрепленный файл: свир.jpg
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
Сложность, с которой я столкнулась в своих поисках по обеим фамилиям (Пуцилло и Ильиничам), как теперь понимаю, связана со спецификой шляхетской "демократии" в конце 17го- 18 веке.
Именно этот период сохранился боле-менее в архивных источниках, по которым я и вела свой поиск.

При том, что обе фамилии древних родов, получившие привилегии и имения еще при Мстиславских князьях ВКЛ, одна из них - Путило (Пуцилло) вообще не упоминается в каких-либо источниках вплоть до присоединения к Российской Империи в конце 18 века. Вторая - Илиничи, наоборот, отметилась в 18 веке среди урядников Мстиславского повета. Однако, как теперь я вижу, это относилось только к одной-двум веткам Мстиславских Илиничей. И моей ветки это практически не коснулось - ни нашла я их ни среди урядников (пара человек, разве что, да и то еще в 17 веке), ни среди прихожан католических костелов. Опять-таки, ее представители появляются в архивных источниках только после присоединения к России. И еще Путило из Мстиславского повета дружно явились на последний сейм перед разделом Польши, на котором под влиянием России стоял вопрос о восстановлении прав "диссидентов", то есть части некатолической (православной) шляхты, которая именно в Мстиславском повете была многочисленна.
Пожалуй, этот феномен - не частный. Его в некоторой мере описывает Е. Онищенко в работе "Ураднікі беларускіх земляў ВКЛ пры Станіславе Панятоўскім".


Прикрепленный файл: уряды.jpg
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
Онищенко говорит о чинопочитании и любви к урядам как нравственной характеристике. Однако тут нужно кое-что уточнить.
Во-первых, нравы выражают моральные ценности эпохи, а иногда нравами называют полезные нормы поведения в конкретный исторический период.
Понятно, что нормы поведения регулируются не только моральными ценностями, но и в первую очередь властью, через формальные нормы, через законы, писаные правила и т.п.
И тут, говоря об эпохе, уряды оказались очень действенным инструментом формирования "новой" элиты на восточных землях ВКЛ - через новые нормы , обычаи и нравы . "Полезно" было для их получения дистанцироваться от православия, стать по началу униатом, а потом католиком. Полезно было проявить рвение в передаче православных храмов в униатство, проявить себя в обращение той же шляхты и их крестьян в униатство. Полезно было отдавать свои голоса за того или иного магната или имеющего важный уряд шляхтича на уровне повета. Прижились ли эти нравы среди основной массы шляхты? Не факт - и исторический отрезок времени был для этого малым, да и власти, как это и в другие эпохи происходит, достаточно "обратить в свою веру" небольшую часть, сделав ее поветовой властной верхушкой.

Любопытно, как проявляется связь между получением уряда в 18 веке и активными связями с иезуитским орденом, с участием в передаче православных храмов униатской церкви.
Читая жалобы мстиславской шляхты друг на друга после событий 1654-1665 г.г., очевиден раскол в ее рядах, выходящий за рамки бытовых споров и распрей. Да и сам термин "диссиденты" говорит о расслоении, о наличии "инакомыслящих", не получавших ни урядов. ни земель... И этот раскол, идущий со времен унии, на протяжении нескольких десятилетий 18 века обусловил одновременное существование двух сильно отличающихся систем ценностей. Одни были на виду, другие как бы ушли в подполье. Мутное и смутное время...
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
И, видя по документам, что Илиничи, условно говоря, находились в разных лагерях с Пуцило, брак Пуцилло и Илинич (а такие были и в конце 18 века) не вписывался в мои представления.
Так что попыталась я нарисовать картинку относительно того, в каких "лагерях" находились эти два рода.
Результат моего исследования таков:
1. И Илиничи, и Пуцилло во времена мстиславских князей, то есть до середины 16 века - православные. Имения их были рядом, статус одинаковый, - по крайней мере, никак эти две фамилии не проявили себя в числе "новой элиты" до конца 16 века. Жили в своих небольших имениях, службу военную неся время от времени.
2. Вхождение Илиничей в "новую" мстиславскую элиту связано с активностью иезуитского ордена. И по документам в 1690 г. один из Илиничей - Базилий Константин, подсудок мстиславский женат на Гноинской. Вот с этой фамилией и связано, по-видимому дальнейшее положение представителей этой ветки в Мстиславском повете. Если бы это было не так, и Илиничи изначально тяготели к новым порядкам и служили новой власти, то и другие бы ветки были представлены среди урядников. А этого нет.
3. По документам появление иезуитов и учреждение ими школы в Мстиславле в 1690 г. особенно активно поддержали Гноинский Станислав (умер в 1720 г.), Голынские и Волловичи.. Близость с этими тремя фамилиями была своеобразным пропуском в местную власть и давала сопряженные с этим привилегии в виде земельных наделов и т.п. И брак Базилия Константина Илинича с Люцией Гноинской оказался, в этом смысле, удачным. Гноинская Илинич становится во главе общества любителей Иисуса в Мстиславле. А через нее в нем оказываются и Базилий Илинич, и, вероятно, его брат Самуэль Казимир Ильинич (вероятно здесь по поводу степени родства, не известно точно имя их отца - в поколенной росписи указан Андрей, но как внук магната Ивашки Ильинича, что и вызывает сомнение, тем более, что единственный раз упоминается в источниках отчество Базилия - Константинович. Так что Базилий Константин мог быть дядей Самуила Казимира, а не братом). Уже в первой трети 18 века среди представителей этих веток упоминаются члены иезуитского ордена, занимающие довольно высокие посты, а практически все их дети и внуки наделены либо рабочими, либо номинальными (для чести) урядами. И если в конце 17 века представители этой ветки принимают униатство, то к середине века они уже католики.
4. Относительно же своей ветки Илиничей известные мне факты, скорее, позволяют отнести их к "диссидентам", то есть в одном "лагере" с Пуцилло. То ли они не так решительно порвали с православием, то ли не проявили рвения ... Показательно и то, что именно представители этой ветки Илиничей в 19 веке - в большинстве православные, идут в военную службу и ... женятся опять-таки на православных.
5. Конечно, это слишком общая картинка, не без исключений. Но она как-то объясняет, почему разные ветки Илиничей практически не поддерживали родственных связей. Другое дело - Пуцилло, там родовые связи сохранились. Это, кстати, хорошо видно по делам, связанным с выводами на уровне ДДС и в Герольдии. Так, потомки Андрея Ивановича Ильинича не только выводились с потомками других братьев порознь, но и некоторые факты представили противоречивые. Я уж не говорю о других ветках, где вообще нет упоминания об общих предках, Подумала бы, что это разные роды, но мешает этому то, что все дела о выводе опираются на одного предка по имени Иван и на имение Деснокита. Кстати, сохранялось оно, судя по сохранившимся документам, которые и представляли в Герольдию вплоть до второй половины 18 века за потомками Андрея и Тимофея Ивановичей (моя ветка). Иван, упоминаемый в выводах этих двух ветвей родился на рубеже 16 и 17 века. Судя по именам детей (Иван, Василий, Андрей и младшийТимофей), был он еще православным.
lipa

Сообщений: 558
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 92
Тему закрою, все, кому было интересно, за два года, надеюсь, успели с нею познакомиться.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 41 42 43 44 45 46 *
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈