Игнатий Иванович Малюшицкий (1884 - после 1933), упомянутый в предыдущем посте, приходится мне прадедом. Именно из-за него я начал исследование рода Малюшицких.
В ходе изучения его биографии мне удалось выяснить следующее:
При крещении, его отец - Иван (Иоанн) Леонардович Малюшицкий (р.1854) был католиком, а мать - Елизавета Тимофеевна (р.1852) - православной, т.о. Игнатий Иванович при рождении был крещен в православие.
При этом, на момент рождения младшей сестры Анны, через 6 лет, в 1890 г., оба родителя уже числились в метрике православными.
Он родился в дер. Умырки, а позднее владел хутором/околицей Ляхово Шамовской волости Мстиславского уезда Могилевской губернии, совместно с дворянином Печковским (согласно информации из "Списка населенных мест 1910 г.")
Высшего образования не имел.
Военную службу не проходил, был ратником ополчения II разряда.
В период Первой Мировой войны, с 1915 по 1918 г. проживал в Петрограде, работал на заводе А.Д. Благодарева, расположенном на Фонтанке.
В советский период познакомился и вероятно, женился на
Анне Николаевне Мельниковой (1906-1968), которая была уроженкой деревни Пацково (
или Малое Пацково) Шамовской волости Мстиславского уезда Могилевской губернии, что располагалась поблизости от хутора Ляхово.
7 января 1930 у них родилась дочь -
Нина Игнатьевна (
моя бабушка).
Чуть позднее в этом же году Игнатий Иванович поехал в Ленинград, чтобы навестить свою сестру - Анну Ивановну (р.1890), которая проживала там со своим супругом Леонтием Ильичем Жабыко (р.1891), детьми и их пожилой матерью - Елизаветой Тимофеевной (р.1852).
Приехав в город, Игнатий Иванович остановился у сестры, в квартире на бульваре Профсоюзов (ныне - Конногвардейский).
В это же время, работая по агентурным сведениям, им заинтересовались ленинградские органы ОГПУ. Он был арестован 9 февраля 1930 г., как "
кулак-лишенец", который якобы "
за несколько дней до ареста бежал с места родины". Согласно материалам архивного уголовного дела, с которыми мне удалось ознакомится, Игнатию Ивановичу вменялась антисовесоветская агитация (ст. 58-10).
Ниже привожу выдержку из обвинительного заключения:
"
На основании данных сведений МАЛЮШИЦКИЙ 9/II- c.г. был арестован. Следствием установлено – МАЛЮШИЦКИЙ в прошлом крупный помещик, имел пахотной замели до 300 десятин, в 1922 г., будучи членом Правления сельского кооператива «Славное», совершил растрату, в результате кооператив был закрыт. Во время пребывания в Курмановском сельсовете состоял членом кулацкой группировки, но не был арестован ввиду своего бегства в Ленинград.
Приехав в Ленинград МАЛЮШИЦКИЙ также продолжил нести антисоветскую агитацию, что подтверждается рядом допрошенных свидетелей. Свидетель ЦИРУЛЬ И.И. член ВПИК СССР показал, что когда он спросил МАЛЮШИЦКОГО, как обстоят дела в деревне, то он ответил: «С крестьянством поступают плохо и неправильно, их насильно загоняют в колхозы, под насилием ничего не выйдет. Крестьян середняков облагают большими непосильными налогами, отбирают все до последнего зерна, если бы была свободная торговля, то рынки были бы насыщены продуктами и не пришлось бы голодать». /см. лист дела № <...>./. Сам МАЛЮШИЦКИЙ себя виновным не признал."
Согласно решению Тройки ПП ОГПУ от 22 апреля 1930, Игнатий Иванович был признан виновным. В качестве меры пресечения была избрана высылка в Северный край сроком на 3 года.
На момент ареста Игнатий Иванович с семьей имел на хуторе Ляхово дом, сарай, амбар, овин, баню, одну лошадь, и "
проч. сельско-хоз. инвентарь", был официально лишен избирательных прав.
Приговор был приведен в исполнение. И.И. отбыл наказание в ИТР, расположенном в Архангельской области. Согласно справке полученной из местного информационного центра МВД, Малюшицкий после освобождения в 1933 г. остался проживать в Архангельске, что впрочем, вызывает сомнения. Предполагаю, что прадед мог вернуться в Ленинград семье, однако уверенности в этом у меня нет.
К архивному уголовному делу прилагаются сведения о
реабилитации И.И. Малюшицкого от 17 ноября 2004 года.
Задуматься относительно позднего места проживания, меня в частности, заставляют фотографии, которые сохранились в семье: на них можно видеть уже подросшую дочку Игнатия Ивановича в возрасте 3+ лет, что наводит на мысли о воссоединении семьи после ссылки.
Фото прилагаю ниже.
(
Игнатий Иванович, май 1917 г. //
семья, вероятно в 1930 г., до ареста И.И. //
семья, вероятно, после ареста И.И. //
с семьей сестры Анны Ивановны Жабыко)
Кроме фото выкладываю версию древа Малюшицких, с Игнатием Ивановичем, построенную на основании схем из предыдущего поста с доработками.