Для начала следует подчеркнуть, что в казацко-старшинском роду Лизогубов самый "древний предок", который точно фиксируется, это Кондрат Лизогуб - отец полковника каневского Ивана Лизогуба и черниговского полковника Якова Лизогуба. В генеалогических таблицах Милорадовича и Модзалевского мифический дед последних по имени "Иван" является лишь попыткой проанализировать документы "на шляхетство" Лизогубов конца 18 ст. Проблема в том, что официально Лизогубы никогда (sic!) не были нобилитированы польским королём. Некий предок "Иван" может претендовать на роль семейной легенды, но не существует ни одного подтверждения о его реальном существовании.
Самые важные документы для установления происхождения многих Лизогубов это... поминальные книги, синодики.
Итак, обратимся к самому известному синодику, в котором был записан род Лизогубов - Любецкий. Записывался и дописывался он предками Якова Кондратьевича по линии его внука Семёна. Имена, упомянутые в нём, следующие:
Помяни Гди рабов своих
Іакова, Евфімія (грубую ошибку совершил В. Кривошея, когда решил, что это женское имя и в своих генеалогических таблицах Лизогубов вписал некую "Евфимию" в жены Кондрата Лизогуба),
Кондратіа, Їоана, Агафію, Евдокїю, Алексіа, Климентія, Григоріа, Павла, Марію, Анастасію, Агрипину, Анастасію, Симеона, Симеона, Ірину, млднцев: Григорія, Їоана, Їлію, раба Їоана.Разберём самые интересные для нас имена:
Яков - Яков Кондратьевич Лизогуб
Евфімій - его сын, полковник черниговский Ефим Яковлевич Лизогуб
Кондратій - Кондрат Лизогуб
Їоан - можно устроить маленькую дискуссию. Да, возможно это и есть "мифический предок" по имени Иван. Но в списке "почившие в Бозе" родственники Я.К. Лизогуба. Среди них должен быть обязательно его брат Иван. Отмечу только, что полковником Каневским И.К. Лизогубом, убитым гетманом Ю.Б. Хмельницким, никак не может быть ни "младенец Їоан", ни "раб Їоан" (который к тому же и записан в Синодике совсем иным подчерком). Выводы оставляю Вам самим.
Агафія - жена Я.К. Лизогуба из рода Баранов
Климентій - самое важное имя в этом списке. В "Лизогубовской летописи" упоминается некий Клим Лизогуб, что погиб на "герце" под Львовом в 1648 г.
Павел и Григорий - про них есть информация в тестаменте Я.К. Лизогуба 1698 г.: "Тєди з тих грошєй, єсли жона моя Павлови, брату своєму, и знову Григориєвим Барановим сином даст по сто золотих."
Остаётся одно мужское имя между упомянутыми - "
Алексій". Запомним его. Оно должно относится к Лизогубам, так как стоит перед Климом.
P.S. Кстати, упомянутые подряд три женских имени (Мария, Анастасия, Агрипина) скорее всего принадлежат 3 дочерям Якова Лизогуба.Существует также синодик Киево-Николаевского монастыря. Он был исследован всё тем же В. Кривошеей. В этом синодике записан также род Я.К. Лизогуба:
Яків, Гафія, Юфим, Любов, Стефан, Пелагея, Іван, Григорій, Василь, Іван, Леонтій, Дмитро, черниця Анастасія, ієрей Григорій, Максим, Настасія. Список интересен следующим тем, что в отличие от предыдущего, в нём записаны только живые, таким образом - это список "за здравие". Создан он был в промежутке между 1673 (год брака Ефима Лизогуба с дочерью гетмана Петра Дорошенко Любовью) и 1698 годами (год смерти Якова Кондратьевича Лизогуба).
Увы, в этом списке связать имена с реальными историческими лицами куда как сложнее.
Известно,
Пелагея - это дочь И.К. Лизогуба, которая была еще жива в 1698 г. (В. Модзалевский упоминал дочь Я.К. Лизогуба также по имени Пелагея. Скорее всего оная является на самом деле всё той же дочерью И.К. Лизогуба).
В списках отсутствует сестра И.К. Лизогуба и Я.К. Лизогуба - Христина (упомянута в 1698 г. в тестаменте Я.К. Лизогуба). Это очень странно. Возможно, некая "черниця (монахиня)
Анастасія" и является сестрой Христиной, которая ушла в монахини. Но это предположение, признаю, не выдерживает должной критики.
Реальная личность "
Стефана" не установлена точно, но здесь несколько вариантов таки могу предложить. Первый вариант - Стефан Баран (некий родственник Агафии Баран, вначале 18 в. исполнял роль седневского городового отамана), но в таком случае он должен быть упомянут рядом с "
Григорием". Так как этого не сделано человеком, что подавал список, скорее всего ни Стефан, ни Григорий не имеют отношения к Баранам. Второй вариант - Стефан Бутович, зять Я.К. Лизогуба, муж Марии, заведовал с женой седневскими имениями Лизогубов. Но почему тогда в списке нету Марии? Значит, тоже к Бутовичам "
Стефан" отношения не имеет. Остается только третий вариант (не очень радостный) - неизвестный родственник с фамилией Лизогуб.
Итог: последующие мужские имена так или иначе связаны именно с Я.К. Лизогубом.
Известно всем интересующимся форумчанам, что Лизогубы происходят из рода с основой фамилии на "Кобыз" (нужно быть очень осторожными касательно явной привязке к роду Кобызевичей из ВКЛ). Основа довольно-таки интересна, в переводе - "кобза" (с крымско-татарского или караимского). На украинских территориях было больше распространено турецкое название "кобуз".
Реестр 1649 года подсказал В. Модзалевскому, что козак Рощенковой сотни Каневского полка "Кобызенко Иван" - это И.К. Лизогуб, а козак Гельмязовской сотни Переяславского полка "Яцко Кобызенко" - это Я.К. Лизогуб. Но упомянутый Реестр вмещает и других козаков с фамилий на основу "Кобыз". Впервые на это обратил внимание В. Кривошея, но, увы, выписал не всех. Представляю короткую справку.
Переяславский полк (Гельмязовская сотня) - Яцко Кобызенко.
Каневский полк (Рощенковая сотня) - Иван Кобызенко
Черкасский полк (сотня Марка) - Кобизщенко Харко, Кобыз Иван, Кобыжчиенко Кондрат, Кобищиенко Евсий, Кобыщиенко Яцько (проблема в том, что существует прекрасный городок Кобыжча, которую иногда записывали в 17 в. как "Кобызча". Это порождает возможность, что фамилия "Кобыжчиенко" или подобная происходит от названия населенного пункта. В защиту гипотезы, что упомянутые в этой сотне "Кобызы" являются родственниками Кобызенкам, можем привести лишь один факт. В украинском языке окончание "-енко" в фамилии указывает на кровное родство, а не местность. Отца могли знать как Кобыза, а вот его детей-внуков уже могли величать с окончанием "-енко")
Черкасский полк (сотня Кулаковского) - Кобыз Ничипор
Черниговский полк (полковая сотня) - Кобызей Грышко
Миргородский полк (Уцтивицкая сотня) - Кобзистый Грицько
Особенно радует Черкасский полк. Кстати, сотня Марка должна дислоцироваться на Левобережье Днепра. Более того, когда Черкасский полк был расформирован, большинство фамилий сотни Марка начали встречаться в Переяславском полку, к которому присоединили левобережные сотни первого. Впрочем, это к слову.
Совпадение или же нет, но прошу обратить внимание. В полках, где встречались фамилии с основой на "Кобыз", в реестрах начала 18 в. "Кобызов" нету. Зато из ниоткуда появляются Лизогубы, как козаки, так и посполитые (исключение состовляет реестр Переяславского полка 1718 года, где встречается фамилия и Лизогуб, и Кобызский). Впрочем, мной обработаны не все реестры - буду благодарен за дополнительную информацию.
Самое интересное впереди.
Если в Черниговской полковой сотне в 1649 году встречался Кобызей Григорий, то начиная с 1718 года здесь уже несколько династий Лизогубов обычных козаков и посполитых (уж явно не из линии Якова Кондратьевича Лизогуба). Например, в Понорницкой сотне в 1718 г. в Хлопяниках жил козак Андрей Лизогуб, а недалеко в селе Холмы - посполитый Никита Лизогубенко. Но главное, в селе Голубичи Ройской сотни жил козак Григорий Лизогуб. Именно с последним связана целая генеалогическая ветвь Лизогубов села Великая Весь той же сотни, которая была описана несколько лет тому назад в этой теме форума уважаемым Metallist`ом. Род этой ветви фиксируется весь 18 в. и в нём прослеживается особенность - склонность называть детей именем Григорий. Совпадение? Не думаю. А если учесть, что территории Ройской сотни в 1649 г. должны были входить в состав Черниговской полковой... Ах да, чуть не забыл. В тестаменте Я.К. Лизогуба 1698 г. были упомянуты дедовские отчины (здесь отчина - это поместье, усадьба, хотя по логике была скорее всего просто хата з садом) в Величках (сейчас это где-то вблизи Мокрых Величек Репкинского района Черниговской области) и Плёхове (Черниговский район). Откройте, прошу Вас, карты Гугл или Яндекс и посмотрите как "далеко" друг от друга Голубичи, Великая Весь, Мокрые Велички и Плёхов.
Также, Лизогубы "из ниоткуда" появлялись в Гадяцком (полковая сотня), Лубенском (Пырятинская сотня, с. Меченки) Миргородском полку (в Уцтивецкой сотне в 1718 г. был козак Харко Лизогубенко. А упомянутые на этом форуме бедные козаки Лизогубенко Яков и Кондрат Зинця сын Лизогуб, которые в 1723 году в Уцтивице считались казаками з деда и отца, лишь подтвердают, что дело тут не такое уж и прострое).
Но самый большой сюрприз таит в себе Переяславский полк, где в Гельмязове, по утверждению Я.К. Лизогуба живут еще 1698 г. его бедные родственники. Да, согласен, под родственниками черниговский полковник мог понимать и женщин, которые вышли замуж, сменили фамилию и таким образом окончательно вышли из поля зрения современного исследователя. Но! Давайте просто сделаем предположение, что остались родственники по мужской линии "Кобызов". Хотя бы вспомним Черкасский полк с уймой этих самых Кобызов (которые, де-факто, фиксировались сравнительно недалеко от Гельмязова, на том же левом берегу Днепра). Предположим, что у Кондрата Лизогуба были родственники/братья с именами Алексей и Клим (Любецкий синодик). Последний точно носил фамилию-прозвище Лизогуб, но ушел из жизни еще в 1648 г. Про первого мы не знаем вообще ничего. Возможно, эти особы оставили после себя наследников мужского пола, а эти наследники были довольно бедными? Почему бы и нет. Достаточно посмотреть дальнейшие переписи населения Переяславского полка, чтобы хоть как-то прояснить ситуацию. Увы, присяга 1654 г. Переяславского полка до сих пор не издана, а добраться до РГАДА для меня сейчас трудновато, поэтому ближайший по времени документ - это Переписная книга 1666 г. Минус книги в том, что заносились в неё только мещане, посполитые, бобыли, а вот казаки и духовные особы остались вне рассмотрения. В Гельмязове неказаческого населения в 1666 г. было совсем немного - 27 человек, из них 11 были "пашенные" (имели возможность пахать землю волами), остальные - нет. Если внимательно осмотреть перепись, заметно одно: нету никаких "Кобызов", нету также и Лизогубов. Нету "Климовичей", нету некоего Алексея... Зато среди "непашенных" последним числится некий Василий Алексеев сын мельник (последнее слово именно с маленькой буквы, хотя не суть). Бедным его назвать особо нельзя - среди его имущества числится мельница на реке Супое. Кажется, расследование зашло в тупик, но...
Реестр Переяславского полка 1718 г. Посполитые местечка Воронкова (на севере от Гельмязова и Переяслава).
Васил ЛИЗОГУБ (sic!). Не его ли упоминал Я.К. Лизогуб в синодике Киево-Николаевского монастыря под именем "Василий"? Отмечу, что в 1732 г. в Воронкове уже фиксировался мещанин Андрей Лизогубенко.
Как Вы считаете, уважаемые друзья, имеет ли место быть такие метаморфозы с фамилиями в полках, где сначала встречались "Кобызы", а потом, вдруг, появлялись Лизогубы? Признаю, что в 18 ст. фамилия Лизогуб, Лизогубенко, Лизогубенков, могла возникнуть особенно среди посполитых или же бобылей, если они были в подданстве у дворянской ветви Лизогубов (нобилитация царём Алексеем Михайловичем была осуществлена ещё в 1665 г. Детальнее в моей статье "Справа про підтвердження дворянства генерального обозного Війська Запорозького Якова Юхимовича Лизогуба":
http://nz-hlukhiv.com.ua/wp-co...a_2017.pdf) или происходили родом из сел, осаженными казацко-старшинским родом (Лизогубовка, например, и т.д.). Но и Вы должны признать, что до 1720-х годов, когда внуки Я.К. Лизогуба обрели настоящую власть и известность в Левобережной Украине (прежде всего это касается генерального обозного Якова Ефимовича Лизогуба), случаев получение фамилии Лизогуб "с нуля" должно быть ничтожно мало.
Благодарю всех, кто осилил сей длиннопост.