temkin+ написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя baresivan от 8 июня 2024 22:53
Удалось что-то еще узнать? Поделитесь своей гипотезой на 6 поколений. Очень интересно.
Исследовали ли архивы РБ?
[/q]
К сожалению, моё желание узнать правду о предках проснулось очень поздно. Мне хотелось понять, кем они были, чем жили, что им пришлось пережить. Однако это стремление сразу же натолкнулось на стену: родственники, которые могли бы что-то прояснить, утверждали, что ничего не помнят, ссылаясь на то, что правду говорить не было принято — уж слишком часто она оказывалась неприятной, особенно из-за войны.
В итоге на старте моего исследования я располагал лишь обрывочными сведениями: имя деда — Пётр и приблизительная дата его рождения; имя его отца — Марк; имя отца Марка — Карп; имя бабушки — Татьяна Ивановна, которая была внебрачным ребёнком; и то, что прабабушка Елена была из соседней деревни Вязовец.
Прежде чем начать, я долго смотрел видео опытных генеалогов-блогеров, и в какой-то момент решился на собственные изыскания. Мне крупно повезло, что я нахожусь в Минске, где расположен Национальный исторический архив.
Первым делом я определил приход, к которому относилась родная деревня. Снова удача — церковь находилась в том же селе, Муравилье, и носила название православной церкви Божьей Матери, открытой ещё в 1786 году. По неизвестным мне причинам от её метрических книг сохранились лишь разрозненные фрагменты, в основном о рождениях, в то время как данные о браках и смертях практически отсутствовали.
Поиски быстро дали результат: в одном из фрагментов я обнаружил запись о рождении и крещении моего деда, Петра Марковича. Любопытно, что дата в документе — 1 июля — не совпадала с той, что традиционно отмечалась в семье (7 июля). Однако я не сомневался, что это именно он, поскольку отцом был указан Марк Карпович Листопадов. Новое несоответствие ждало в графе о матери: вместо ожидаемой Елены значилось имя Васса Карповна. Изучив другие сохранившиеся фрагменты, я нашёл записи о рождении двух его братьев, Ивана и Михаила, о которых упоминал мой отец. У обоих родителями были указаны Марк Карпович и Васса Карповна. Там же я нашёл и сестёр Петра — Елену, Матрону и Евфросинью.
Изначально меня смутили одинаковые отчества Марка и Вассы, но я вспомнил, что Васса была из Вязовца, и сделал своей следующей целью найти записи о них там. Однако здесь меня ждало разочарование. Приход деревни Вязовец относился к церкви в Церковище, но ни там, ни в Муравилье, ни в Прусино мне не удалось найти метрических книг с упоминанием Марка и Вассы.
Не имея особого опыта, я решил пойти другим путём и начал искать обоих «Карпов» — отцов Марка и Вассы — в ревизских сказках. Я начал с переписи 1858 года. Учитывая, что первый подтверждённый ребёнок Марка и Вассы родился в 1891 году, я предположил, что в 1858 году оба Карпа уже должны были родиться. В Муравилье я нашёл лишь одного подходящего Карпа, которому на тот момент было 22 года (предположительно 1836 г.р.). В Вязовце же оказалось двое Карпов. Один явно не подходил по возрасту, а вот второй, также 1836 года рождения, оказался крайне интересной находкой. В предыдущей ревизии он значился дворовым в фольварке, но к 1858 году был переведён в деревню, где у него уже была жена Христина. Возможно, именно женитьба и послужила причиной перевода.
Я понимаю, что это пока лишь гипотеза, но, развивая её, я смог начать строить генеалогическое древо. Благодаря ревизской сказке 1858 года я проследил несколько поколений назад и выяснил, что мои предки по линии Марка восходят к Титу, а по линии Вассы — к Савелию. Эти люди жили ещё во времена Речи Посполитой и пережили всю трагедию её разделов. В ту же эпоху в Муравилье функционировал Маривильский Базилианский униатский монастырь с собственной школой, который был закрыт под давлением Российской империи в 1836 году.
У меня сложилось стойкое ощущение, что жизнь Муравилья была тесно переплетена с монастырём. Возникает вопрос: что появилось раньше? По данным на 1802 год, в монастыре проживало 5 монахов и 12 человек челяди, а в самом селе — всего 10 домов и 100 жителей. Побывав там на Радоницу, я нашёл лишь несколько древних стен со старинной кирпичной кладкой. И словно в подтверждение этой связи, само название села отсылает к чуду: на итальянском la meraviglia означает «чудо», «изумление», «восхищение» — от латинского mirabilia. Сегодняшнее название Муравилье отличается от старых упоминающихся Маривиль, Моравиль, Маровиль.
В Литовском историческом архиве я уже нашёл конкретное дело (ф. 634, оп. 3, д. 565) с документами, касающимися этого монастыря. Пока я даже не представляю, как туда попасть, но надеюсь, что зимой мне удастся изучить новые ревизские сказки и наконец подтвердить свою гипотезу.