Левковские
Общая тема Эта тема на карте: Левковский (после 2009)
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 14:35 27 января 2019 17:48 Другие дела с Левковским в ЦГАСО: ф.32 оп.14 д.42 Клировые ведомости 22-х церквей ведомства Благочинного села Заплавного священника Левковского ф.32 оп.14 д.46 Клировые ведомости 23-х церквей Самарской Епархии Бузулукского уезда, состоящих в ведомстве Благочинного с. Заплавного свящ. Левковского ф.32 оп.14 д.50 Клировые ведомости 22-х церквей Самарской Епархии Бузулукского уезда, состоящих в ведомстве благочинного, села Заплавного священника Левковского ф.32 оп.14 д.58 Клировые ведомости 22-х церквей Самарской Епархии Бузулукского уезда, состоящих в ведомстве Благочинного села Заплавного, священника Левковского ф.32 оп.14 д.64 Клировые ведомости о церквях и причтах, состоящих в ведении Благочинного села Заплавного, свящ. Левковского [q] Священник Михаил Тимофеев Левковский, священнический сан по окончании полного курса богословских наук в Уфимской семинарии, уволен с аттестатом второго разряда в епархиальное ведомство. 1844 года, Преосвященнейшим Иоаникием епископом Оренбургским и Уфимским посвящен в священники к Троицкой церкви в крепость Нагайбакскую Белебеевского уезда. 1844 года октября 13 дня перемещен к Михайло-Архангельской церкви в Смагинск Бугурусланского уезда. 1845 года апреля 13 дня перемещен к Крестовоздвиженской церкви в крепость Токскую (Тоцкую) Бузулукского уезда. 1851 года сентября 10 дня перемещен в настоящее место. 1852 года августа 4 дня обратил раскольника из секты безпоповской в православие. 1858 года определен по благочинию иерея Михаила Макиева духовником. 1859 года августа 12 дня в память минувшей войны 1853-1856 гг. имеет Крест. Преосвященным Агафеном, епископом Самарским и кавалером за особые труды по должности духовника, награжден набедренником. Свидетельство на получение набедренника за №1823 имеет. Ставленную грамоту №98, Указ №6011 имеет.
Лета-----------41 год.
В семействе у него: жена Мария Михайлова ----36 лет.
Дети их: Александр обучается в высшем отделении Самарского духовного училища на содержании отца -----17 лет. Елизавета ------15 лет. Ольга -----------13 лет. Екатерина--------10 лет. Елена----------8 лет. Варвара --------6 лет. Аркадий--------3 с пол. лет Клавдий --------1 год.
Диякон Владимир Леонтиев Николаев, пономарский сын ------------42 года.
Далее идут сведения о дьяконе....
[/q]
Михаил Тимофеевич Левковский в завершающей стадии своей духовной карьеры был священником в селе Васильевка Бузулукского уезда (современное село Васильевка, Курманаевского района Оренбургской области). В подтверждение есть МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА данная изъ Самарской Духовной Консiстрорiи (причту) села Васильевки Бузулукского уъзда для записи родившихся, бракомъ сочетавшихся и умершихъ на 1869 годъ http://nashi-predki-ru.1gb.ru/...2%D1%80.85 и МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА данная из Самарской духовной Консистории приходу Васильевка Бузулукского уезда для записи родившихся, бракомъ сочетавшихся и умерших, на 1877 годъ http://nashi-predki-ru.1gb.ru/...%D1%80.175Самое интересное, что еще одним сыном Михаила Тимофеевича Левковского был известный представитель нашего рода, который родился в том же селе Васильевка (на момент составления клировой ведомости он еще не родился, поэтому не внесен в нее), давно описанный в моей статье о Левковских https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D0%BA, а именно, Левковский Аристарх Михайлович (14.04.1865, с. Васильевка Бузулукского уезда Самарской губернии — 09.03.1922, Саратов). Психиатр, доктор медицины, статский советник, профессор Саратовского университета. Из духовного звания. Окончил Самарскую духовную семинарию, медицинский факультет Императорского Томского университета. С 1902 по 1903 гг. находился в клиниках Франции, Бельгии, Германии, Австро-Венгрии. С 1913 года — профессор кафедры нервных и душевных болезней Императорского Николаевского университета в Саратове. В 1915 году награждён орденом Святой Анны второй степени. Скончался от сыпного тифа. http://neuro-sgmu.ru/?p=36
  | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 14:40 15 сентября 2016 9:47 [q] Священник Сергей Тимофеев Левковский, вдов, священнический сан по окончании полного богословского курса Оренбургской семинарии, уволен с аттестатом второго разряда в епархиальное ведомство. 1846 года 15 июля в священника рукоположен Иоаникием, бывшим епископом Оренбургским и Уфимским в селе Подкабова Уфимского уезда. 1846 года 30 августа перемещен в село Красный Городок Бузулукского уезда. 1855 года 13 августа переведен в село Вязовку Самарского уезда. 1857 года 2 апреля перемещен в Гвардейскую Слободу того ж уезда. 1858 года 11 июня перемещен в село Миролюбовку Бузулукского уезда. 1859 года 15 октября в заштат послан по болезни. 1861 года определен в село Тростянку Бузулукского уезда. Сего 1863 года 13 июля в заштат за болезнью впредь до выздоровления, уволен в сентябре. Ставленную грамоту и указы имеет.
Лет------------40.
В семействе у него:
Дочь Людмила ----- 15 лет.
Посворическую должность занимает вдова, дьячиха Авдотья Тимофеева Пономарева ----- 50 лет. Дочь ее Варвара Алексеева ---- 20 лет.[/q]
[q] Псаломщик Михаил Михайлов Левковский сын священника, по окончании курса во 2-м классе Самарского духовного училища в 1882 году поступил в Самарскую учительскую семинарию, где по окончании курса в 1887 году удостоился звания учителя начального училища; с 1887 года состоял учителем земских школ в Новоуземском уезде; 3 июля 1892 года определен на должность псаломщика в село Колышкино Новоуземского уезда с тем, чтобы он принял участие в деле народного образования, и при содействии местного священника, постарался открыть школу грамоты. Указ имеет.
Лет от рождения -------------24.
В семействе у него: жена Феодосия Васильева, грамотная----------30 лет.
дети: Александр------4 года. Владимир-------2 года. Вячеслав--------2 мес.
Просфорня из крестьян девица Анастасия Филиппова Кудренко ------46 лет. 19 января 1893 года.
[/q]
  | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 14:42 25 сентября 2016 22:23 [q] Бывший благочинный священник Николай Васильев Левковский, вдов, сын умершего пономаря села Покровка Василия Климонтова по окончании богословского курса Оренбургской семинарии 1817 года августа 16 дня Преосвященным Августином епископом Оренбургским и Уфимским произведен в диакона Бугурусланского уезда в село Неклюдова к Богородицкой церкви, а 1819 года сентября 14 Преосвященным Феофилом епископом Оренбургским и Уфимским рукоположен в священника к той же церкви. 1822 года июля 8 переведен на настоящее место. 1830 года сентября 24 был определен Преосвященным Аркадием епископом Оренбургским и Уфимским депутатом. 1841 года февраля 4 Преосвященным Иоаникием епископом Оренбургским и Уфимским награжден набедренником, а 1843 года февраля 16 определен благочинным, а 1844 года июля 7 награжден фиолетовою бархатною скуфью, а 1846 года апреля 27 от благочиннической должности уволен. Грамоту на должность благочинного и свидетельство на набедренник и скуфью при себе имеет.
Лет-----------52.
В семействе у него дети:
Александр Левковский находится ныне в городе Белебей священником -----------29 лет. Мария Николаева, вдова, жена умершего священника Бугурусланского округа села Вечканова Александра Михайлова Щербакова, находится при отце ------------------27 лет. Александра, выдана в замужество за священника кафедрального Вознесенского собора города Уфы, Иоанна Образцова ---------------23 года.
Священник Левковский 1848 года помер. На его место определен испр. должн. благочинного свящ. Кандаменский.[/q]
Можно предположить, что протоиреей Симеон Васильевич Левковский (1854-1857) при штабе войск 3, 4 и 5 корпусов (впоследствии Южная армия) https://forum.vgd.ru/file.php?fid=181946&key=1487371962 - не племянник Григория Федоровича из волынской ветки священнослужителей Левковских https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=, а скорее - из самарской, а именно сын пономаря села Покровка Василия Климонтова и брат, указанного выше, священника Николая Васильевича Левковского. Это вполне возможно, посколько южная армия скорее всего находилась в Крыму и "По преклонности лет были уволены полевые оберъсвященники, служившіе въ крымскую войну, протоіереи: Мицкевичъ, Левковскій и Мaзюкевичъ (указ от 1856 года), при этом получив пенсию в размере 696 рублей 90 копеек." (см. сноска 1 - Об управлении русским военным духовенством Автор: Т. В. Барсов https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false) Так как протоиерей Левковский Семен Васильевич уволен по преклонности лет, то физически он вполне мог быть сыном Василия Климонтова из самарской ветки Левковских. На основании документов из ЦГАСО, Сергеей Левковский составил таблицу по самарским Левковским-священнослужителям. Связи с волынской веткой священнослужителей пока не обнаружено.
 | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 21:49 21 января 2019 13:57 ЦГАСО: Ф. 356, оп. 1, Д. 66, Л. 19-21: [q] Дело со списками окончивших курс Самарской духовной семинарии за разные годы и с их характеристикой с 1875 по 1890 гг.
1886 год.
Сведения об учениках Самарской духовной семинарии, окончивших полный курс учения в 1885-86 учебном году...
25. Левковский Аристарх [Михайлович]. Читает и поет в церкви довольно хорошо, но грудь имеет весьма слабую. Вследствие болезненности весьма раздражителен, но не злопамятен. Направления благонадежного. Ни в каких важных проступках замечен не был.
[/q]
См. также: АРИСТАРХ МИХАЙЛОВИЧ ЛЕВКОВСКИЙ — ОСНОВАТЕЛЬ САРАТОВСКОЙ НЕВРОЛОГИИ (К 150‑ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО) https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p2540776.htm
    | | |
| Левковский Сообщений: 241 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 210
| Наверх ##
14 сентября 2016 21:56 Уже подкорректировал таблицу, Вам отправил. Иван Андреевич внук Василия Клим. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 22:02 [q] ...Дьячек Андрей Васильев Левковский, сын умершего дьячка Василия Климентьева, бывшего в с. Покровке Бугурусланского уезда. По исключении из низшего отделения Оренбургской семинарии 1812 года Преосвященным Августином, бывшим епископом Оренбургским и Уфимским посвящен в стихари и определен Бугурусланского уезда в село Мордовский Бугуруслан к Христорождественской церкви дьячком. 1824 года февраля 20 дня переведен на настоящее место [Вечканово]. Грамоту и перехожий указ имеет.
Лет-------------------57.
В семействе у него: жена Агриппина Алексеева------------61 год. дочь их Евгения--------------------------14 лет.[/q]
 | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
14 сентября 2016 22:15 8 марта 2024 16:10 [q] 1851 год. Священник Сергей Тимофеев Левковский священнический сан обучался в Оренбургской семинарии до окончания курса богословских наук 1846 года августа 30 дня Преосвященным Иоаникием епископом оренбургским и Уфимским и кавалером рукоположен в священника Уфимского уезда села Подлубова к Христорождественской церкви, а в 1848 году 11 февраля по резолюции его Преосвященства определен на настоящее место. Ставленную грамоту и перехожий указ при себе имеет.
Лет--------------28.
В семействе у него: Жена Агриппина Андреева --------21 год. Дети их: Людмила----------------- 3 года. Аделаида-------------------2 мес.
Села Красного Городка.
Состоит под следствием по доносу приходского помещика Юматова в притеснении его крестьян и по доносу от поверенного графа Зубова Кирунтлеева в притеснении своих прихожан.[/q]
Плюс, Ваша Сергей, исправленная таблица. Кстати, возможно родоначальником самарской ветки был Олешко Устимович Левковский, "выходец черкашенин", в 1628 году с Москвы послан «в сибирскую службу» или «в казачью службу» «в сибирские понизовые городы» (Тару?), через города Верхотурье и Тобольск https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=
  | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
15 сентября 2016 10:08 13 февраля 2020 17:51 В дополнение: 1) 1885 год: Николаевскаго уѣзда [Самарской губернии], церкви села Александровки, священникъ Александръ Левковскій (Церковный вѣстник, 1885 - Страница 200 https://books.google.com.ua/bo...1%96%D0%B9). Думаю, речь идет о старшем сыне священника Михаила Тимофеевича Левковского и Марии Михайловны села Васильевка Бузулукского уезда, который в клировой ведомости обозначен: Александр обучается в высшем отделении Самарского духовного училища на содержании отца -----17 лет. 2) Священникъ Никольской церкви села Князева (Марьиной Пустоши тожъ) Мензолинскаго уѣзда Александръ Левковскій, согласно предложенію Его Преосвященства, данному Консисторіи, отъ 5 Ноября 1891 года за № 1135, пёреведенъ на священническое мѣсто къ Никольской церкви села Дарьина, Стерлитамакскаго уѣзда. (УЕВ №23, 1891, стр. 837 https://duhovenstvo.solovki-mo...6414af.pdf) волынская ветка 1) Брат Александра Евменьевича оказывается стал в 1905 году «церкви села Бодакъ, Кременецкаго уѣзда, священникъ Алипій Левковскій» (Церковныя вѣдомости, Том 18. Русская православная церковь. Святѣйшій правительствующій синод: 1905. С. 171. https://books.google.com.ua/bo...96%D0%B9++). 2) Псаломщик церкви с. Пражов Житомирского уезда Левъ Григорьевичъ Левковскій, съ 1862 по 1872 г. (Н. Теодорович Староконстантиновкій уѣзд. Дополнение к 1-му тому, 1899 - Страница 907, см. файл). Похоже речь идет об еще одном сыне Григория Федоровича и Александры Тимофеевны из волынской ветки? https://forum.vgd.ru/file.php?fid=250121&key=1696100351
 | | |
| Левковский Сообщений: 241 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 210
| Наверх ##
15 сентября 2016 20:32 Буду просить, что бы заказали клировую по с.Александровка | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1493 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8778 | Наверх ##
16 сентября 2016 12:54 16 сентября 2016 13:10 В поисках родоначальника волынской ветки священнослужителей Левковских В контексте данной проблемы обращает на себя внимание следующий факт: как известно, при основании Киево-Братской коллегии митрополитом Петром Могилой в 1632 году в числе 30-и киевских шляхтичей под «Актом Киевского Братства, данным Киевопечерскому архимандриту Петру Могиле с изложением условий, на которых воспоследовало соединение лаврской Могилянской школы с братской Богоявленской 1631 года декабря 30», стояли подписи Куприяна (Супреяна) Левковского и Ивана Невмержицкого. Но, при рассмотрении предков Супруна мы не находим священников или лиц духовного состояния. Так может быть следовало подойти с другой стороны, а именно, с изучения окружения Петра Могилы? Опираясь на это, я и начал поиски, которые, к счастью, увенчались успехом. В Інституті рукопису Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського до наших дней сохранился уникальный документ - собственноручные записки Петра Могилы. Мало того, как оказалось они не раз издавались, в том числе и Архиве ЮЗР. Среди многочисленных записей Петра Могилы находится одно "пророчество" о том, почему пресекся могущественный род князей Острожских. Суть данного пророчества состоит в том, что после смерти князя Острожского Александра Васильевича https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87 в его вдовы Анны Костчанки https://uk.wikipedia.org/wiki/...0%BD%D0%B0 осталось еще два сына - продолжателя рода: Адам-Константин и Адам-Иван (так они указаны в записках Могилы). Не раз княгиню "предупреждали" не отступаться от православной веры: " Богъ пророческимъ духомъ подвиже іерея нѣкоего латинскаго, именемъ Станислава, отъ предградія ярославскаго, отъ костела, нарицаемаго святаго Якова, иже, пришедъ къ княгини, рече: „престани, княгини, отвращати своя дѣти отъ отеческіа ихъ вѣры; аще бо отвратиши ихъ, конечнѣ княжатъ Острозскихъ домъ и племя ихъ ты погубиши; въ младости бо своей сына твоя оба измрутъ, и не вьзрадуешись въ нихъ, тебе жъ гнѣвъ Божій постигнетъ; аще жъ оставиши ихъ въспитатись въ своей ихъ отеческой вѣры, Богъ ихъ имать благословити, и възвеличати, и множите, якъ же прародителей ихъ и отца ихъ, и тебе съ нимъ възблагословитъ“.—Іезуити же, слышавше се, рѣша: „не подобаетъ сего безумнаго іерея послушати ти, о княгини, изумибось и не вѣстъ, что блядословитъ“,—и аки безумному ругахусь, и изгнаша отъ княжеской палаты..." В августе 1609 года пришел в Ровно до войта Тимофея Ольшевского какой-то паломник Хоментовский, дал ему письмо, написанное на польском языке, и попросил передать это письмо княгине Анне Острожской. В письме, между прочим, говорилось: "... явился мне (то есть, Хоментовському) Ангел с огненным мечом, и приказал мне, чтобы я шел к тебе, княгиня Анна, и пригрозил тебе гневом Божьим, что ты лишаешь сыновей Константина и Ивана их веры; когда же у них останется вера отцовская своя, то сохранен будет и возвышен Константин, якo великий предок его Константин; и Иван яко его предок Иван: и будут долго жить и счастливо и их Бог благословит. Если же лишишь их своей веры, то, умрут они в одни лета, а ты окажешься в аду..." Далее, Петр Могила пишет о том, что в подтверждение того, что данное послание действительно существовало "... прочтошажъ сіе писаніе мнози отъ благородныхъ и отъ гражданъ ровенскихъ, вѣдущихъ ляцкаго писаніа, изряднѣе жъ Янъ Бопдзынскій, мечникъ земли волынскои, Іоаннъ Левковскій и Іоаннъ Немилскій, иніи же мнози, невѣдущіи чести, отъ прочетшихъ слышавше и донынѣ сіа повѣтствуютъ". В продолжение, Петр Могила, сожалеет, что княгиня Анна под воздействием иезуитов не послушала пророчество, изгнала войта из города и забрала его имущество. Но, о, мистика!, пророчество действительно сбылось "...пророчество онаго іереа и сего пустынника,—увы, увы!—на нихъ исплънись..." и молодые князья скоропостижно умерли "...въ лѣто #ахиі [1618] старшій Константинъ, егожъ по ляцкому Адамъ злополучнѣ нарекоша, первѣе въ любельскомъ градѣ въ дворѣ Стадницкаго мѣсяца „ “ напрасно мало поболѣвъ, люто умре; потомъ же въ лѣто #ахѳі [1619] тогожъ мѣсяца и дня и часа, въ томъ же градѣ и въ томъ же дому, исполнившусь единому лѣту, Іоаннъ—юнѣйшій, его же нарекоша Адамомъ по ляцкому (оле праведнаго суда Божіа и неизмѣннаго и неложнаго его обѣщаніа!), скорою смертію скончась..." Правда, наши современники не очень-то верят в подобные совпадения, скорее всего имело место отравление князей ядом, впрочем, как и других известных персонажей нашей истории (см. "Отравление по-украински" http://maidan.org.ua/arch/hist/1097842406.html). Но, самое главное здесь другое: благородный (гражданин?) ровенский Іоаннъ Левковскій, который якобы был знаком с "лядским письмом" на самом деле ведь существовал! И был он из доверенного окружения Петра Могилы (а значит духовного состояния!), поскольку Могиле нужны были надежные люди, которые могли подтвердить, что такое "пророчество" существовало! Кто же он, этот загадочный Іоаннъ Левковскій, который волею судьбы (случайно ли?) оказался в вотчине княгини Марии Степанской-Ровенской, первой жены Якова Немирича? Думаю, ответ очевиден: это Иван Гридкович Левковский, который еще с малолетства в родовом гнезде Левковичах начал штудировать церковную грамоту: "...иж диялося то на року идучом 1586-м, учил деи есми сынов его двух грамоте на имя Ивана а Яцка Гридковичов Левковских, которым сыном его вивчив деи читати грамотне письмо, першому деи сыну его Ивану вивчив азбуки вечернюю и заутренюю по части..." https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p1448176.htm Так не этот ли Іоаннъ Левковскій (уп. август 1609 года) и стал родоначальником волынской ветки священнослужителей Левковских? Смотрим первоисточники: [q] ||(23 л . об.) По умертвіи князя Александра Острозкого Ярославскаго, осташа сыны его два въ малыхъ лѣтехъ,—единому,имя Константину другому жъ Іоаннъ, въ православной церкви восточнаго благочестіа крещеннаа; мати жъ ихъ княгинѣ Анна Костчанка, латинскіа сущи вѣры, къ своей вѣры ихъ обратити хотя, учителя ихъ православнаго іерея Лаврентіа Зизаніа Тустановскаго и отъ нихъ и отъ церкве Ярославскіа изгна, и тако облести отрочища отврещися православныя отеческія ихъ вѣры, своей же съвъкупи. Въ тожъ время, егда увѣщаваше ихъ православіа отврещись, Богъ пророческимъ духомъ подвиже іерея нѣкоего латинскаго, именемъ Станислава, отъ предградія ярославскаго, отъ костела, нарицаемаго святаго Якова, иже, пришедъ къ княгини, рече: „престани, княгини, отвращати своя дѣти отъ отеческіа ихъ вѣры; аще бо отвратиши ихъ, конечнѣ княжатъ Острозскихъ домъ и племя ихъ ты погубиши; въ младости бо своей сына твоя оба измрутъ, и не вьзрадуешись въ нихъ, тебе жъ гнѣвъ Божій постигнетъ; аще жъ оставиши ихъ въспитатись въ своей ихъ отеческой вѣры, Богъ ихъ имать благословити, и възвеличати, и множите, якъ же прародителей ихъ и отца ихъ, и тебе съ нимъ възблагословитъ“.—Іезуити же, слышавше се, рѣша: „не подобаетъ сего безумнаго іерея послушати ти, о княгини, изумибось и не вѣстъ, что блядословитъ“,—и аки безумному ругахусь, и изгнаша отъ княжеской палаты. Не по многихъ же днехъ, не послушавши княгяни Господня гласа, бывшаго къ ней о сынехъ ей іереемъ тѣмъ, увѣща сыны своя, и отвратишась отъ православіа въ латинскои вѣри, и егда исповѣдашась' у латинскихъ іереи и въ великомъ костели, нарицаемымъ Фарра, въ Ярослави, причастишась и начаша по обычаю своему (благодаряще Бога о семъ) те Деум лаудамус, се есть Тебе Бога хвалимъ, пѣти,—іерей онъ пріиде къ княгинѣ, въ костели сущима и сынома ей тамо близъ ея, и рече къ ней въ услышаніе
||(24 л.) всѣмъ: „радуешись нынѣ, о княгини, и поеши—Те Deum laudamus, якъ отвратила еси сына своа отъ отеческіа вѣры: нъ виждь, якъ не по мнозѣмъ вре мени, оба сіа на носилахъ) мертва зря, горко въсплачеши и и възридаешись“. Сежъ глаголя, съ гнѣвомъ и жалостію рукою показоваше на княжата.—Прежде же сего всего сицево наказаніе къ княгини отъ Господа и пророчество о сынахъ ей пріиде. Въ лѣто #ахѳ [1609] мѣс. августа „ “ въ Ровенскій градъ пріиде нѣкто пелгримъ, се есть странникъ, къ вуйту града того, Тимоѳею Олшевсвому именемъ, и отдаде ему писаніе, ляцкимъ писменемъ написанное, глаголя: „отдаждь сіе княгини Ярославской; азъ бо далекости ради пути не могу ити къ ней“. Вуйтъ же, вземъ, не възможаше прочести, понежъ не вѣдаше ляцкаго письмене. Странникъ же онъ отъиде въ путь свой. Вуйтъ же, хотя увѣдѣти, чго есть въ хартіи оной написано, умоли нѣкоего благороднаго, нарицаемаго Улятицкій, латинскіа вѣры сущаго, писменника добраго, прочести ему сіе. Онъ же, прочетъ, не хотяше изреіци въ немъ написанное, нъ рече: „вуйте, или съжжи или раздери писанie cie; не добро ти будетъ, аще отдаси е княгини; понежъ злое пророчество есть о погибели дому княжатъ Острозскихъ. Вуйтъ же намнози умоливъ его, да прочтетъ ему, и ели умоленъ, прочте ему. Сицево же писаніе бѣ ляцкимъ языкомъ и писмены: Miłościwa Xiężno Anno! Ja Heliasz pustelnik puszczy Narewskiey, w którey puszczy mieszkałem lat siedmnaście, pokarmy mnie były ziółka у iagody suche, a s potoka ciekącą wodę piałem у to nie codzieri у nie dosytości, co pod przysięgą powiadam sprawiedliwie. A gdy poczęli ludzie o życiu moim swiedziec у mnie nawiedzać, iam umyślił yść do ziemie świętey у puściłem się wprzód do Krakowa, gdziem nawiedził grob św. Stanisława. A potym puściłem się drogą według obetnice swey, w którey drodze ydąc noclegi moie zawsze miewałem w polu albo w lesie, gdzie mnie noc zastawała, a we wsi у w mieście nierad nocowałem; iałmużny nie prosiłem ni odkogo,
||(24 об.) a nocleg, stoiąc zawsze pod drzewem, na modlitwie odprawowałem. A gdym barzo osłabiał od snu, tom trocha wsiadszy sen morzył; toć pod przysięgą prawdę powiadam. A gdym przyszedł do Lwowa [y obaczyłem cerkwie ruskie, o których wierze ledwiem kiedy co słyszał, a nabożeństwa ich nigdym nie znał, у tak mi się zdarzyło być w monastyrze św. Jerzego, у coś mi się nabożeństwo podobało. Jednak drogi swojey oney zwyczayney nie zaniechawszy, przyszedłem do miasta Ostroga, gdzie przyszli mi na pamięć oni wielcy xiążęta Ruscy Ostrozcy, chcąc tedy więcey ich nabożeństwu się przypatrzyć, poszedłem do cerkwie, gdzie mu się przypatrzywszy, barzo mi się podobało, у tam bywszy wspomniałem, żem kiedyś słyszał o Kiiowie, у o pieczarach у w nich o ciałach świętych, у tak puściłem się do Kioiwa, tak iako у ріеrwеу drogę odprawuiąc. Bywszy tedy w Kiiowie у pieczarach, puściłem się znowu w drogę do ziemie świętey, a gdym przyszedł trzeciego noclegu od Kiiowa pod iedno drzewo, у począłem według zwyczaju mego modlitwy odprawować, ukazał mi się anioł Pański z nieba z gołym ognistym mieczem, grożąc mi у roskazując, abym szedł do ciebie, xiężno Anno, a opowiedział ci gniew Boży, у to tobie oznaymił, abyś ty synów swoich Konstantyna у Iwana od ich wiary nie odwodziła; gdy oni przy wierze swoiey oycowskiey zachowani będą, wywyższy Konstantyna, iako onego wielkiego ich przodka Konstantyna; a Iwana iako onego ich przodka Iwana: у będą długo wieczni у szczęśliwi, у ciebie Pan Bóg błogosławić będzie. A ieśli ich odwiedziesz od ich wiary, tedy, państwa swego nie doczekawszy, w iednym roku pomrą, a ciebie żywą robacy ziedzą, у do piekła oddana będziesz;
||(25 л.) co pod przysięgą powiadam a niełgę. A iż sam do ciebie za pilną tą moią drogą iść nie mogę, posyłam ci przez pielgrzyma iednego to moie pisanie, któremu we wszystkiem wiarę day, boć prawdę powiadam a niełgę, Panu Bogu cię oddaię. Napisan pod drzewem, gdzie mi się Anioł Pański ukazał]. Слышавъ же се вуйтъ чтомое, рече: „не хощу азъ господіемъ моимъ навѣтникъ быти, нъ аки рабъ вѣрный и всѣхъ благъ пріискренно имъ желательный не раздеру, нижъ съжгу, нъ по повелѣнію страннаго онаго, давшаго ми се, княгини пошлю; азъ бо разумѣю, якъ отъ Бога наказаніе се въ истинну есть, она же, якъ же въсхощетъ, сице сътворитъ; боюбось, да не отданіа ради сего казнь Божаа не постигнетъ мене“,—ивзя писаніе,отъ Улятицкаго “. Сей же Улятицкій повѣда сему вуйтови о пустынницѣ ономъ, глаголя: „азъ мяу, якъ пустынникъ сей Илія есть Chomentewski, его же азъ добрѣ вѣмъ; бѣ бо воинъ прежде въ Литвѣ, и пришедъ единою къ мнихомъ въ костели „ “ съвлече одежда воинская, и облекоша его въ страническая, и, изшедше, иде въ пустыню оную“.—Прочтошажъ сіе писаніе мнози отъ благородныхъ и отъ гражданъ ровенскихъ, вѣдущихъ ляцкаго писаніа, изряднѣе жъ Янъ Бопдзынскій, мечникъ земли волынскои, Іоаннъ Левковскій и Іоаннъ Немилскій, иніи же мнози, невѣдущіи чести, отъ прочетшихъ слышавше и донынѣ сіа повѣтствуютъ. Вуйтъ же писаніе сіе посла къ княгинѣ, нѣкіимъ Петромъ, десятникомъ предѣла ровенскаго. Княгиня же, прочетши е, и ничтожъ разсудивши, ниже пріемши се, якъ Божій съвѣтъ, нъ наущенна отъ езуитовъ, вуйта онаго повели огнемъ съжещи, глаголя, якъ онъ се, русинъ сый, смысли и сицевая хуленіа написати дързну. Прежде убо многу испытанію бывшу въ градѣ ровенскомъ о семъ, аще онъ сіа написа, и егда мнози свидѣтели быша, иже страннаго онаго, егда даде ему писаніе, видѣша, и якъ самъ вуйтъ ниже писати поляцку вѣсть, и проста его быти человѣка, сицевая смышляти не могуща, вѣдяху .............................
||(25 л. об.) огневи не предаша. Нъ,— оле безчеловѣчнаго немилосердіа и неправеднаго осужденіа!—ни в ъ чесомъ же повинна старца изъ града отъ жены и отъ дѣтей, и отъ всего имѣніа его (бѣ бо богатъ), въ единомъ токмо рубищи, изгнаша. По семъ же и жену и дѣти его такожде отъ всего въ ину страну изгнаша, вся же имѣніа ихъ разграбиша. Минувшимъ же д лѣтомъ по семъ, егда възвратишась отъ влоскихъ и иныхъ чужихъ странъ юнаа два княжата, пророчество онаго іереа и сего пустынника,—увы, увы!—на нихъ исплънись: оба бо въ единомъ лѣтѣ окааннѣ умроша, се есть, въ лѣто #ахиі [1618] старшій Константинъ, егожъ по ляцкому Адамъ злополучнѣ нарекоша, первѣе въ любельскомъ градѣ въ дворѣ Стадницкаго мѣсяца „ “ напрасно мало поболѣвъ, люто умре; потомъ же въ лѣто #ахѳі [1619] тогожъ мѣсяца и дня и часа, въ томъ же градѣ и въ томъ же дому, исполнившусь единому лѣту, Іоаннъ—юнѣйшій, его же нарекоша Адамомъ по ляцкому (оле праведнаго суда Божіа и неизмѣннаго и неложнаго его обѣщаніа!), скорою смертію скончась. И тако на сихъ двохъ, съ веліею жалостію всѣхъ, конецъ пріятъ славный и великій благочестивый родъ Острозкихъ княжатъ. отступства ради отъ правыя греческіа вѣры и догматъ въсто’чныя святый церкве; ибо небо и земля мимоидетъ, словеса же Божія не мимоидутъ, глаголющаго: аще въсхощете и послушаете Мене, благая, земли снѣсте; аще жъ не въсхощете и не послушаете Мене, оружіе васъ поястъ, уста бо Господня глаголаше сіа. Вни майте убо, о благородіа Россійскаго правовернаго рода оставшіа отрасли, и не прелщайтесь отъ истинныя отпасти вѣры, нъ твръдо и непозыблемо въ ней стояще утвръждайтеся; елици жъ отступисте отъ правовѣріа, обратитеся паки и пріиметъ вы Богъ; не отмещите Господня отъ себе наказаніа, да не когда прогнѣвается на васъ, и не точію отъ пути его праведнаго погибнете, нъ и память ваша отъ земли потребится, ибо въ Левитику глаголетъ: аще въ повелені[ихъ] Моихъ ходите и запоѳѣди Моя сохраните и сътворите я, призрю на вы, и благословлю васъ, и възраш/у вы, и умножу васъ, и проч. „агце жъ не послушаете Мене, ни сътворите повелѣній Моихъ, нъ ниже покоритесь имъ, и судебъ Моихъ възнеюдуетъ душа ваша, якъже вамъ не творити всѣхъ заповѣ
||(26 л.) дей Моихъ, го якъ разорити завѣтъ Мой, и Азъ сътворю вамъ сице: умалены сотворю васъ и погубитъ вы находяй мечь, и будетъ земля ваша ту ста, и дворы ваши будутъ пусты; яко вы ходите къ Мнѣ лукавствомъ, и Азъ пойду къ вамъ въ ярости страною, глаголетъ Господь Богъ святый Израгілевъ. Въспомяните убо себѣ, о преславный благочестивый роде россійскій, колико множество князей и благородныхъ домовъ имѣ Малая Россіа, и како донелиже въ правовѣріи греческомъ, не преступающе предѣлы, ихъже Богоносныи положиша отцы наши, пребыша, — възвеличени, славни и умножени быша; благословяше бо ихъ десница Вышняго, ей же покоряхуся. Егда же отъ православіа отступиша, абіе въскорѣ съ шумомъ погибоша, и память ихъ ищезе богатства же, грады, села и множество подданныхъ, въ нихъ же не надѣяхусь, чуледыхъ впадоша руки. О благовѣрнаго рода исчадіе! не зрите маловременнуго мира сего и скоро погибающую славу, нъ на небесное мздовъздаяніе взырающе, въ правовѣріи крѣпитесь; ниже прельщайтесь почестми вѣка сего, якъ сѣнь мимоходящими, отъ вѣры отступити, почести и небесныя вѣнца поминающе. Не мозѣмъ временныхъ ради вѣчныхъ честіи погубляти. Не ревнуимъ лукавымъ, ни завидимъ творящимъ законопреступленіе; зане (якъ же видимъ) якъ трава скоро иссыхаютъ, и якъ зеліе злака скоро отпадаютъ. Нъ мужайтесь и да крѣпится сердце ваше, и потръпите Господа, и той изведетъ якъ свѣтъ правду вашу, и судьбу вашу, якъ полудне; повинуйтесь Господеви и умолите и, и сѣмя ваше въ благословеніи будетъ, будѣте вѣрни до смерти, и дастъ вамъ вѣнецъ живота, здѣ же на земли благословитъ васъ, и якъ звѣзды небесныя умножитъ, и якъ песокъ въскрайній моря сѣмя ваше распространить; отъ Того бо милость и много отъ Него избавленій, и Той избавить вы отъ всѣхъ скорбій вашихъ. Тому бо подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, въ вѣки вѣкомъ. Аминь.[/q]
Для пущей уверенности вот фотокопия листа, где указан Іоаннъ Левковскій (ІР НБУВ. — Ф. 312. — № 367/676 С. Лист 25).
 | | |
|