Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудяковы

Род Кудяковых

Эта тема на карте:  Тархань (тат. Тархан) — некогда известное татарское село.

← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Радомир
Whitesnowy
Новичок

Whitesnowy

Москва-Сан-Франциско-Маями
Сообщений: 6
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 2
Кудяковы

"Предки наши были природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне..., выехали... в давних годах ...из Золотой Орды".

В XVII веке фамилия Кудяков относилась в основном к темниковским служилым татарам, выходцам из Золотой орды, прибывшими на Атемарскую засечную черту (современная Мордовия) для охраны границ государства Российского. Используя архивные данные, например Метрические книги, хранящиеся в архиве г. Саранска, появилась возможность частично установить фамилии жителей Атемара, к которым отосились и Кудяковы. Поскольку острог Атемарский имел исключительно военное значение, то и жители его, до определенного времени - все были служилыми людьми, несшими службу государю и кормившихся с выделенной им земли и денежного оклада. В первых церковных метрических книгах жители острога Атемара записывались как ''пахотные салдаты'', которые поселялись правительством в ХVI – ХVII вв. на засечных чертах южных и юго-восточных рубежей государства с целью охраны от набегов кочевников. Предки рода Кудяковых несли пограничную службу вдоль засечных линий, охраняли посольские пути, были служилыми татарами, выходцами из Татарской аристократии. Древние представители рода Кудяковых именовались Мурзами-это высший слой татарского дворянства. На службу эту брали рослых, здоровых людей, что досталось по наследству многим потомкам. Служилые татары — этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской Империи в XIV - XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств. Служилые татар сохраняли свою национальную систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям) даже будучи подчиняясь государств Русскому. Например Кудяковы упоминаются в документе Атемарские десятни 1669 -1670: “Полковые жъ мурзы и Татаровя, которые служатъ по Саранску, съ отцовскихъ поместныхъ земель, не верстанные: …15.Кулмаметко Кудяковъ”.)
 
К территории, где сложился мишарский этнос, имели отношение последовательно Тюркский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда (улус Мукши), Большая Орда, Темниковское княжество, Русское государство.
 
Если смотреть еще глубже, то история рода Кудяковых, как и история других старинных татарских служилых родов, начинается в седой степи "Дешт-и-Кипчак", т.е. в "Золотой Орде". Но могучая Золотая Орда, распавшись на враждующие улусы, погибла в междоусобной борьбе. В 1502 г. после кровопролитной войны с Крымским ханством Золотой Орды, или, как она уже в то время называлась, Большой Орды, не стало. Мурзы, оставшиеся в опустошенной степи, вынуждены были искать себе пристанища на Руси. Так, очевидно, и предки мурз Кудяковых оказываются на службе у русских царей.
"...Имеется ряд источников XVIII в., указывающих на происхождение служилых татар, к которым относились первые Кудяковы, оказавшиеся на территории Мордовии еще в 17 веке. Например, из наказов служилых татар, подготовленных ими для Екатерининской комиссии видно следующее. Служилые мурзы Казанского уезда сообщают: "...Предки наши природные Золотой Орды и старинные казанские..." Служилые мурзы и татары Свияжского уезда отмечают: "...Предки наши природные Золотой Орды Ахтубы". Депутат от служилых татар и мурз Пензенской провинции А.Еникеев подчеркивает: "Предки наши были природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне..., выехали... в давних годах ...из Золотой Орды". Служилые мурзы и татары Пензенского и Саранского уездов заявляют: "...роду нашего предки... выехали... из Золотой Орды, что ныне именуется Ахтуба". Аналогичная идея находит отражение и в других документах XVIII в. Так, в "Прошении мишарских депутатов" за 1794 г. из Уфимской провинции, высказывается такое мнение: "Мещерятский наш народ... переселившись из Золотой Орды...". Надо отметить, что осознание своей былой связи с "Золотой Ордой" у мишарей оказалось настолько прочным, что даже в начале ХХ в. известному татарскому историку и этнографу Г.Н.Ахмарову удалось записать среди них предания, отмечающие это обстоятельство.
Итак, применительно к сословию служилых татар можно говорить о том, что их историческое сознание - один из важнейших элементов идентичности - концентрировалось на "Золотой Орде", а не на "Булгаре". Представители этой группы не только возводили своих предков к определенным татарским государствам золотоордынского и позднезолотоордынского периодов как к источнику, давшему начало сословию "служилых татар", но и подчеркивали преемственность поколений от "предков" к "дедам" и "отцам", утверждая, что все звенья этой линии принадлежали к сословию служилых князей, мурз и татар (отмечу, что достаточно часто эти утверждения основывались на жалованных грамотах и генеалогиях). Несомненно, конкретизированное таким образом самосознание, имевшее этносословный оттенок, являлось не новым и обладало значительной устойчивостью. Поэтому, вряд ли можно отрицать существование у волго-уральских татар, во всяком случае, у служилой их части, особого "татарского" этносословного самосознания, основывающегося на исторической памяти о принадлежности предков к "Золотой Орде" и к последующим татарским ханствам."

Появление мишарей Кудяковых в Пензенской и Рязанской Губерниях:

Существует распространённое мнение что село Тархан было родовым гнездом рода Кудяковых.
Тархань (тат. Тархан) — некогда известное татарское село. Расположилось оно на живописном берегу Цны. Название села восходит ко временам золотоордынского времени. Тарханы-крупные воины, наделяемые землей и не платившие за нее налогов. Большинство населения было татарским. Интересно в "метрических книгах" села Тархан, начиная с 1870-х годов большинство населения уже имели фамилию Кудяков. Интересно что первое известное упоминание в селе Тархан братьев Кудяковых относится аж к 1585/86 году! Жители Тархан являлись непосредственными потомками феодальной знати и князьями. Предполагается что именно из данного села представители фамилии Кудяков переселились в другие села Пензенской убернии, такие как Татарские Юнки и многие другие близлежащие деревни, а также в некоторые села Рязанской губернии.

Наример в "метрической книге" от 1911 года деревни Татарские Юнки упоминается брак, который показывает, что Кудяковы в разных сёлах губернии вполне могли быть выходцами из Тархана. Документ показывает что приглашенные на свадьбу Кудяковых в деревню Татарские Юнки были Кудяковы из деревни Тархан.
Другим примером вышеупомянутой теории может служить документ о разделении от 1826 года.
Л 23 документа от 1826 года:
..."Л.23
Копия
1826 года августа 12 дня в Краснослободском уездном суде в журнале записано
Сей уездной суд имея разсуждение по делу произходящемуся в сем суде о разделении здешней округи деревни Татарских Юнок татарам из числа 606го на 445 душам в деревнях Юнках Рахманпе засецком в пустошах и Дзекова и Девлякаева на число оных душ земли со всеми угодьи о том что как по планам в оных дачах значутся взладельцами помещики.... подпорутчик князь Иван Енгалычев...".
Князь Гафур Енгалычев-мурза знатного шацкого рода имел поместье и крестьян в Тарханах. Очевидно что представители дворянского рода Енгалычевых из Тархан владели землями и в Татарских Юнках.

Досконально известно что татары в *Татарских Юнках появились только во 2-й половине XVII века. После опроса татар близлежащих деревень Шуструй и Богдановки («Шукстров тож») в 1665 г., выяснилось наличие лишней земли в «даче» Бегиша князь Еникеева в «в бегишевом кругу и ободу». Для 40 человек Темниковских татар-мишарей «рейтарского строю верстанных и неверстанных, беспоместных и малопоместных» тут были отмерены «под усадьбы дворовые места и животинный выпуск». Среди этих татар встречаются представители таких известных фамилий татарской знати как Кудяковы, Агишевы, Торпищевы и др.

* В Торбеевском районе, у небольшой речушки Юнки, стоит старинное село Тат-Юнки. Татарские Юнки - тат., село в Торбеевском районе. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Татарские Юнки - село казенное из 191 двора Краснослободского уезда Пензенской губ. В 1929 г., во время образования Средне-Волжского края стало входить в Мордовский автономный округ края, а в 1936 г. - уже в Мордовскую АССР.
Название-гидроним: населенный пункт возник на речке Юнки (Ювня). Гидроним Юнки (Ювня) восходит к прамордовскому юнге "овраг с водой", "река". O финно-угорском происхождении гидронима пишет и профессор И. С. Галкин; "Юнга - название двух рек - Большой и Малой Юнги, впадающих в р. Волгу на территории Горномарийского района Марийской АССР. На материале современного марийского языка это название нельзя объяснить. Оно очень древнее, видимо, финно-угорского периода, со значением "вода" (см. И, С. Галкин. "Тайны марийской топонимики", Иошкар-Ола, Маркиз, 1985).

Итак, подходя к истории субъэтноса татар-мишарей ( о названии "мишар" , котор. приклеилось к мишарям относительно недавно,всего последние сто лет , еще будем писать) мы плавно подошли к описанию воинской прослойки служилых татар Касимовского ханства:
«мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими». Впоследствии на этой территории — на правом берегу Волги — были основаны города Пенза, Симбирск и многие другие. Среди сел «Мишары» Мордовии находится деревня «Татарские Юнки», а также большинство близлежащих к ней деревень, таких как «Шуструй», «Нижняя и Верхняя Богдановка» и многие другие деревни. Моя Родина - «Мишарские территории», говорят местные жители этих деревень. Местные татары - это 100-процентные "Мишари".
Исходя из вышеизложенного, можно сделать ввод что Кудяковы (Худяковы) - это татарские мурзы из татар-мишарей. В Пензенской губернии находятся родовые села мурз Кудяковых.
Чередование К/Х характерно для мишарей - одни говорят Катын, другие Хатын и т.д.

Формирование мишарей:

Хотя сейчас мишарские населенные пункты расположены по всему Поволжью, Приуралью и есть даже за Уралом, первоначальный ареал формирования мишарей, как этноса – это достаточно компактная территория – улус Мокши, часть Золотой Орды, которая на момент начала 14 века состояла из 14 улусов.

Этнографы полагают, что основной этап формирования мишарей из разных племен и народов происходил именно в первой половине 14 века. Это совпадает по времени с принятием ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. В этот период хан Узбек перенес свою ставку в улус Мокши и сделал город Мокши столицей огромного государства – Золотой Орды. К моменту провозглашения ислама в качестве государственной религии, к 1313 году, здесь, в городе Мокши и в поместьях, расположенных в его окрестностях, собрались лучшие мусульманские умы со всей Золотой Орды – богословы, ученые, поэты, архитекторы, строители, ремесленники, инженеры. Особенности текстов таких видных золотоордынских поэтов, как Кутб и Сайфи Сараи, позволяют филологам утверждать, что они были мишарями. Мокши был одним из самых благоустроенных городов того времени – здесь были не только мечети, но и общественные бани с бассейнами, канализация, водопровод, отопление по системе канов (дымопроводящих каналов в полу и стенах жилищ) и т.д.
Лайк (4)
← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈