ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудар, Кударенко

восстановление родословной со времен Геродота или как минимум с 15 века

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Этноним Кудар (вероятно, от иранского Xudāyār «возлюбленный Богом») прошло в упоминаниях от ираноязычных скифов 5 века до н.э у Геродота (катиары) и 2 века н.э у Плиния (котиары), кутар , покорившихся гуннам в 4 веке, кудариты 4-7 века, затем к кочевникам тюркского периода времен хазарского каганата (второй язык после хазарского), у половцев 12 века и далее к периоду Золотой Орды, в том числе личного имени у Чингизидов и египетских мамлюков.. И наряру с именами Хазарин, Русин, Татар, Мещерин в 14-20 вв.встречается в качестве личного имени (Кудеяр=Кударь у Ширинских беев Крыма в Литовской Метрике под 1508 годом) на Руси и у кочевников Орды, и нынешних Казахстана, Киргизии, и в Южной Осетии.

Согласно легенд о кудеярах (народе) они говорили на непонятном местному населению языке. Но в !6-17 веках на Руси татарский язык был достаточно известен и употребим. Значит, язык народа кудияров был иной. Скифский (один из иранских диалектов) ?

А имя Кудаш = уменьшительная форма от Кудар ???
Tugan
N1с2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 731
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15966
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ

К ВОПРОСУ
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР


Изучением происхождения и функционирования названий таких
человеческих общностей, как род, фратрия, племя, народ, занимается
этнонимика. Этнонимы, будучи древними терминами, несут в себе
ценную информацию. Поэтому знание истории, ареала распространения,
употребления и современного состояния какого-либо из них может
оказаться важным компонентом при комплексных исторических
реконструкциях.
Исследования ученых в этой области языкознания позволили
частично сгруппировать этнонимы по семантическим типам. Так, самыми
древними из этих типов являются, как полагают специалисты,
самоназвания, означавшие своих («народ», «люди», «настоящие люди» и
т.д.) в противоположность всем чужим. Другим распространенным
видом этнонимов считаются тотемные, посредством которых племя
связывало себя сверхъестественным родством с животным, растением,
иногда силой стихии. Выявлены патронимические – по имени
родоначальника, топонимические – по названию местности, и ряд
других типов этнонимов. При всем этом, значительная масса этнонимов
пока не может быть классифицирована, т.к. по каждому из них имеются
взаимоисключающие гипотезы. Поэтому специалисты осторожны в своих
выводах, предусмотрительно предупреждая, что «на каждую сотню
этнонимов трудно найти один, этимологию которого можно признать
бесспорной», и прогнозируя будущий, по мере накопления новых
данных, пересмотр значений многих из них (1).
Далее предлагаем рассмотреть одно из субэтнических
наименований современных осетин – кудар (русск. ед.ч. кударец;
осет. мн.ч. къуыдар, ед.ч. къуыдайраг), которым именуются жители и
выходцы из Кударского ущелья и некоторых прилегающих районов Южной
Осетии. Установлено, что при общем самоназвании ирон, у осетин
отдельные этнографические группы имеют свои субэтнонимы: дигора,
туал, чсан, кудар и др. Эти группы отличаются некоторыми
особенностями своих диалектов и говоров (2). Наиболее
аргументированные гипотезы по этимологии термина кудар выдвинули
Ю.А. Дзиццойты и А. Агнаев.
Версия Ю.А. Дзиццойты сводится к тому, что лексема, лежащая в
основе этно-топонима кудар, восходит к одному из самоназваний
скифов – скуда, означавшему, по В.И. Абаеву, «стрелок из лука»,
«лучник». Ученый продемонстрировал возможные варианты фонетических
изменений, которые могло претерпеть данное слово в процессе
многовекового употребления. В результате проведенных изысканий он
пришел к выводу, что топоним «Къуыдар» в древнеосетинском языке
означал «скифская земля», «страна скифов» (3). Гипотеза Ю.А.
Дзиццойты вполне убедительна: его лингвистические изыскания
учитывают сведения письменных, археологических и др. источников,
введенные в оборот к концу 80-х годов XX века, что позволило
включить данную гипотезу в учебник по истории Осетии (4).
Не менее убедительна догадка, высказанная Нафи Джусойти и в
развернутом виде представленная А. Агнаевым. Ученые предложили под
этнонимом кудар разглядеть одно из родовых скифских подразделений –
катиаров, сведения о которых имеются в поведанной Геродотом
генеалогической легенде скифов. А. Агнаев лингвистическими методами
продемонстрировал возможность перехода катиар в кудар, а его
этимология близка к значению «люди, занимающиеся разведением
скота», «скотоводы» (5). Семантическая составляющая данной гипотезы
не противоречит имеющимся научным сведениям, удостоверяющим
преимущественно скотоводческий уклад хозяйства скифских племен.
Авторы обеих гипотез, несмотря на различные представления путей
генезиса, рассматриваемых этнонима и топонима, едины в том, что
слово кудар связано со скифами. Предлагаемая ниже этимология этого
термина также неотделима от истории скифских племен.
1. Прежде всего, напомним о произошедшем в начале I тыс. до
н.э., в эпоху раннего железа, важном событии, связываемом учеными с
североиранскими племенами. В этот период в степях Евразии
утвердилась новая эффективная форма производящего хозяйства –
кочевое скотоводство, возникновению которого способствовали
географический, климатический, экономический, культурно-
исторический и др. факторы. Новый метод хозяйствования
способствовал массовому освоению североиранцами верховой езды, и с
этого периода начинается собственно скифская история. Благодаря
своей мобильности, скифские племена быстро распространились по всей
Великой Евразийской степи, протянувшейся от Дуная до Хуанхэ. К
середине I тыс. до н.э. на этих пространствах археологически
отчетливо прослеживаются следующие культуры скифского типа:
культура скифов Причерноморья; савроматская – на равнинах
Предкавказья, в низовьях Волги и на Южном Урале; культура саков в
Казахстане и Средней Азии; пазырыкская культура на Алтае; тагарская
культура Тувы; культура юэчжи в северо-западном Китае; культура
Ордоса на Хуанхэ и др. Известный скифолог Д.С. Раевский отмечал:
«Те, кто в наши дни говорят об особом евразийском характере
Российской державы, оперирует, по существу, теми же географическими
категориями, которые для античного мира стояли за названием
“Скифия”» (6). Наукой надежно установлено, что прямыми потомками
североиранских (скифо-сарматских) племен по языковой
принадлежности, религиозным, культурным и др. воззрениям являются
современные осетины. Данные факты предоставляют возможность
расширить поле поиска, не ограничиваясь при рассмотрении этнонима
кудар только древнегреческим материалом.
2. Взгляд на вопрос с позиций, учитывающих евразийский характер
скифского мира, позволяет выделить в этом ареале ряд топонимов и
этнонимов, имеющих с термином кудар схожий согласно-частотный ряд к-
д-р. Топонимы: а) Кударинская степь и река Кудара в Бурятии (к югу
от Байкала); б) Кудара – название реки и населенного пункта на
Памире; в) река Годор, приток Андийского Койсу в Дагестане; г) река
Кудиал в южном Дагестане; д) река Кодор и одноименное ущелье в
Абхазии. Этнонимы: а) Кударинские Буряты – одна из этнографических
групп у современных бурят; б) кудариты – ираноязычные кочевники
Средней Азии в IV-V веках н.э.; в) кудар – одна из составных частей
современных осетин. Добавим сюда и фамильные названия (патронимы):
а) Кударенко на Украине; б) Кударян в Армении; в) Гудериан в
Германии; г) Кадырбаев (-биев; -беков) в Средней Азии. Данный
перечень можно пополнить. И хотя по некоторым позициям он
полемичен, но, зная, например, о племени саков на Памире (по Б.А.
Литвинскому), о малой Алании в районе Кодорского ущелья (по К.Г.
Догузову), мы видим некоторые исторические основания для помещения
термина кудар в один ряд с этими наименованиями (7).
3. В самом рассматриваемом этнониме, который мы считаем
сложносоставным, предполагается наличие двух осетинских лексем:
къуди – хвост и дар – носящий (глаг. дарын – носить), т.е. «носящие
хвосты». В результате сложения и последующего стяжения основ,
словосочетание «къуди дар» трансформировалось в кудар, что не
противоречит нормам словообразования как древне-, так и
современного осетинского языка (8). В данном термине под лексемой
къуди – хвост разумеется тот вид прически, при котором на голове,
чаще обритой, оставляют прядь волос, так называемый «хохол». Ирано-
и тюркоязычные народы этот пучок волос называли кекил, какул,
индийцы – шикханда, украинцы – оселедец. Данный атрибут
демонстрировал принадлежность его обладателя к воинскому сословию.
Так, для индийских воинов-кшатриев, наряду с брахманами,
принадлежавшими к высшему слою традиционного индийского общества,
была характерна данная прическа. Поэтому их называли шикханди –
чубатые. По сведениям, разбросанным в различных источниках, схожую
прическу носили вождь гуннов Аттила (V век н.э.), русский князь
Святослав (X век н.э.), тюркоязычные кочевники кызылбаши (XVI
в.н.э.), черкесские и кабардинские уздени, запорожские казаки,
воинская знать у западных славян и мн. др.
4. Еще одним элементом в наших построениях является славянская
лексема, обнаруживающая с рассматриваемым термином формальную и
семантическую близость. Это: русск. кудерь, кудря (ед.ч.), кудри
(мн.ч.); украинск. кудер (ед.ч.), кудри (мн.ч.); болг. къдър и
сербо-хорватск. кудар, кудра в значениях «кудрявый»; польск.
kedzior, чешск. kudrna, словенск. koder в значениях «локон, завиток
волос» (9). Если исходить из предлагаемой нами этимологии, то
налицо скифо-славянская изоглосса. Исследовавший проблему подобных
лексических схождений В.И. Абаев, отмечал: «По количеству и весу,
сепаратные скифо-славянские изоглоссы далеко превосходят сепаратные
связи скифов с любым другим европейским языком или языковой
группой» (10). По нашему мнению, лексема кудар в славянские языки
могла попасть из североиранского (скифо-сарматского) и, судя по
единообразию форм, – в эпоху общеславянского единства. Позволим
себе также предположить, что слово кудрявый в древнерусском было
наполнено иной, чем в современном русском языке, семантикой, и
обозначало человека с «кудрей» (хохлом, оселедцем и т.д.) на
голове.
5. Отдельного рассмотрения заслуживают некоторые данные
этнографического характера. В XVIII-XIX веках, когда в сферу
жизненно важных интересов Российской империи попал Кавказ, началось
всестороннее изучение населяющих его народов. Вместе с другими
сведениями было выявлено, что представители многих фамилий Южной
Осетии, и Кударского ущелья в частности, возводят родословную к
различным коленам своего прародителя Ос-Багатара (11). Позже, в
результате исследований, проведенных несколькими поколениями
этнографов, историков и представителей смежных наук, выяснилось,
что Ос-Багатар – это титул военного вождя, выходца из высших
аристократических слоев средневековой Осетии-Алании. Так, в
греческих, арабских и грузинских письменных источниках сохранились
сообщения о трех различных аланских вождях (царях) эпохи
Средневековья (V, IX, XIV века), носивших имя Ос-Багатар. Лексема
«багатар» в этом имени равнозначна русск. богатырь, монголо-
тюркскому багатур, иранск. бахадур (12). Эти сведения, как и само
имя Ос-Багатара, дают возможность отнести происходящие от него рода
и фамилии к воинскому сословию, высокий социальный статус которого
у индоиранских народов в науке хорошо известен.
Совокупность изложенных в тезисном виде материалов позволяет
сделать определенные выводы. Происхождение субэтнонима кудар мы
связываем с обозначенной выше прической, полное семантическое
значение которой еще предстоит прояснить. Этимология самого термина
кудар близка, на наш взгляд, таким понятиям, как «человек
благородного происхождения», «принадлежащий к воинскому сословию»,
«воин». Предлагаемая версия, однако, не выходит за рамки
предположений, и нуждается в дополнительной аргументации.
7 января 2011 г.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. В.А. Никонов. Этнонимия/сб. Этнонимы. М., 1970, с.14-15.
2. Т.Т. Камболов. Очерки истории осетинского языка.
Владикавказ, 2006.
3. Ю.А. Дзиццойты. ж-л «Фидиуёг». 1990, №8; В.И.Абаев. Скифо-
европейские изоглоссы/Избранные труды, т.2., Владикавказ, 1995,
с.318, 422.
4. М.М. Блиев, Р.С. Бзаров. История Осетии. М., 2005, с.67.
5. Ахсар Агнаев. газ. «Растдзинад». 1992, №№81,82.
6. А.И. Мартынов. Археология. М., 2002; Н.Н. Лысенко. Асы-аланы
в Восточной Скифии. Санкт-Петербург, 2002, с.26; А.Д.Грач. Древние
кочевники в центре Азии. М., 1980, с.29, 95; Д.С.Раевский. Скифы.
Кто они и откуда пришли?/Властители евразийских степей.
Владикавказ, 1995, с.14.
7. Б.А. Литвинский. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972;
К.Г. Догузов. К вопросу о расселении алан в раннем
средневековье/Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992, стр.12-
26.
8. В.И. Абаев. ИЭСОЯ, т.1, М.-Л.,1958, с.345-347, 638-639;
Т.Т. Камболов. указ. соч., с.112.
9. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1968,
с.400.
10. В.И. Абаев. Указ. соч. (т.3), с.408-409.
11. М.М. Блиев, Р.С. Бзаров. указ. соч., М., 2005, с.167.
12. Ф.Х. Гутнов. Аристократия алан. Владикавказ, 1995, с.17,
42; А. Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных
источниках. М., 2003, с.423-424, 551; Б.А.Калоев. Осетинские
историко-этнографические этюды. М., 1999, с.218, 222, 231-233;
В.И.Абаев. ИЭСОЯ, т.1, М.-Л., 1958, с.245-246.

---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
http://www.megamatrix.ru/varang/saki.htm
Андрей Леонов
Потомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до фрягов
Глава Народы скифского Турана


http://kitap.net.ru/bayar3.php
Александр Баяр
«Тайная история татар»
Глава 3. Пратюрки и иранцы.
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Мирза Улугбек (1394-1449) «Улус-и арба-йи Чингизи» («Четыре улуса Чингизидов»). Труд написан на персидском языке в 1425 г. и представляет собой важный источник по истории Чингизидов. Сочинение «Улус-и арба-йи Чингизи» посвящено правителям четырех государств империи Чингиз-хана: Улус Угедей-каана, Улус Джучи-хана, Улус Хулагу-хана, Улус Чагатай-хана.

"После завершения его правления один из его рабов, человек по имени Кудар, сел на трон повелителя и стал править под прозвищем Малик Музаффар."

Аль-Малик ас-Салих Наджм аль-Дин Айюб ( Каир , 5 ноября 1205 - 22 ноября 1249 в Аль-Мансуре), - правитель Египта в 1240 – 1249 гг., из династии Айюбидов


аль-Малик аль-Музафар Сайф ад-Дин Кутуз (араб. الملك المظفر سيف الدين قطز‎; ? — 23 октября 1260) — мамлюкский султан Египта (1259—1260).
О происхождении Кутуза Макризи сообщает следующее: «Говорят, что его звали Махмуд ибн Мамдуд, что его мать была сестрой султана Джалал ад-Дина хорезмшаха, а отцом его был дядя по отцу султана Джалал ад-Дина. Кутуза взяли в плен татары, которые продали его в Дамаске, откуда он был перевезён в Каир» [1].
Кутуз, старший эмир му‘иззи, мамлюков аль-Му‘изза Айбека, после прихода к власти последнего занял пост наместника султаната Египта (наиб ас-салтана Миср). В январе 1254 года он принял непосредственное участие в организованном в Каирской цитадели убийстве лидера мамлюков-бахритов эмира Фарис ад-Дина Актая, соперника султана. Многие бахриты, в том числе Бейбарс, опасаясь за свою жизнь, бежали из Каира. Дважды (1257, 1258) они совершали нападения на Египет, но были отражены Кутузом; с пленными бахритскими предводителями он жестоко расправился.


Джелал ад-Дин Манкбурны или Джелал ад-Дин Менгуберди (узб. Jaloliddin Manguberdi, جلالیدین منگوبیردی; перс. جلال الدين منکوبیردی‎, полное имя — Джалал ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Музаффар Мангуберди ибн Мухаммад) (1199—1231) — последний хорезмшах (с 1220 года), старший сын Ала ад-Дина Мухаммеда II и его жены Айчичек[1].

Ала ад-Дин Мухаммед II (перс. علاءالدين محمد‎ — Alā al-Dīn Muhammad, полное имя — Ала ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Фатх Мухаммад ибн Текеш) (1169—1220) — шах Хорезма в 1200—1220 гг. Младший сын хорезмшаха Текеша, от которого унаследовал огромную империю со столицей в Гургандже



представителями рода Ашина являются Ашина Чеби (предок карлукских каганов, выходец из восточной ветви Ашина), Бильге Кюль Кадыр-хан (джабгу карлуков, принявший титул каган), Седе Иши (басмылский каган, казнивший Озмыша, последнего кагана второгого тюркского каганата), Хорезмшах Мухаммед (потомок западнотюркских каганов-караханидов, последний правитель Хорезмского государства).
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0


Ашина (阿史&#37027a_003.gif — тюркютский род, правящая династия правителей Тюркского каганата и Хазарского каганата, древнемонгольского происхождения
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

результате очередной междоусобицы 630-634 годов уцелевшие представители рода Ашина бежали к хазарам и основали там правящую династию. Западные Ашина правили Хазарией в 650-810-х. Около 650 года Ашина подчинили образовавшийся в 635 году в приазовских степях племенной союз болгар (булгар).

Объединение хазар и болгар привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал правящий тюркютский род Ашина; он занимал территорию междуречья Волги и Дона, со столицей ханства(каганата) Итиль(Атила)на Волге и городом Саркел( по русски - Белая Вежа) на Дону, а также территорию Северного Кавказа(Дагестана, Чечни, бассейн Кубани, Приазовье и степи Северного Причерноморья). Его первой столицей был Семендер. Вассалами тюркютских ханов Хазарского каганата был Киев и Волжская Булгария.
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Потомки

К роду Ашина имеет отношение и такая историческая личность как Чингисхан. Дальнего предка всех монголов и в том числе - Чингисхана звали Борте Чино (слово "Бор Чон" на монгольском и калмыцком(ойратском) языках означает - « серый волк»).
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Возможно, Иван Кударский, получивший в 1630 г. в компенсацию за потерянные поместья в смоленской земле взамен поместье в Ярополчской волости, из числа козаков, получивщих поместься в смоленской земле в 1616 г.:

А. Л. Станиславский. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории
http://historylib.org/historyb...-istorii/6


"В столь сложной ситуации правительство пошло по испытанному пути привлечения на свою сторону [159] верхушки казачества. Не ясно, имел ли место «разбор» казаков под Смоленском — возможно, и нет, так как сил для освобождения города у воевод и без того было недостаточно. В то же время известно, что в 1615/16 г. воеводы князь И. А. Хованский и М. А. Вельяминов (отличившийся в борьбе с И. М. Заруцким) провели под Смоленском верстание казаков поместными и денежными окладами. И хотя сама верстальная книга сгорела в 1626 г., в «памяти» из Разрядного приказа в Посольский 1645 г. сохранилось указание на то, что в 1615/16 г. верстались казаки, служившие «под Москвою до московского очищенья з бояры со князем Дмитреем Тимофеевичем Трубецким с товарыщи во 119-м и в 120-м году (1611—1612 гг. — А. С.), а после московского очищенья во 121-м, и во 122-м, и во 123-м и во 124-м году (1613—1616 гг. — А. С.) были они под Смоленском з бояры и воеводы». Поместные оклады назначались под Смоленском исключительно участникам подмосковных ополчений в награду «за многие службы, а иным за раны, и за полонское терпение, и за московское очищенье». Верстание, возможно, происходило в марте 1616 г., во всяком случае 20 марта этого года четвертное жалованье было назначено сразу нескольким казакам: А. и С. Вениковым, И. Желсзкову, О. Сафонову, И. Семенову, И. Гомзину, Б. Моклакову и Д. Кузьмину.8)

Непосредственным результатом верстания (или верстаний) 1815/16 г. было испомещение казаков в том же году в Шацком у.: получивший там поместье Г. Черницын писал позднее, что он был поверстан «поместным окладом и деньгами» в 7124 г. Писцовая книга 1616/17 г. по Шацку отразила итоги верстания,9) но в дошедшем до нас тексте писцовой книги (она сохранилась в виде более поздней копии, сделанной для «приправки» в связи с другим земельным описанием), возможно, есть пропуски. Так, из челобитной Т. Куликова известно, что он получил поместье в Шацком у. в .1616 г., однако в писцовой книге атаман не упомянут. Всего в книге значатся 74 атамана, есаула и рядовых казака. Поселены они были на землях, отписанных у стольников князя Д. М. Черкасского, И. С. Погожего, А. И. и В. И. Нагих и московского дворянина Д. С. Погожего (причина конфискации не известна, возможно, размер поместных владений этих представителей столичной знати превышал их поместные оклады). [160]

Большинство казаков служили в момент наделения их поместьями в отрядах под Смоленском: атаманы Третьяк Куликов, Василий Мачехин, Василий Ломонос, Дмитрий Конюхов, Василий Жекакин, Иван Адамов, Андрей Свищов, Иван Титов, Михаил Горчаков, Ануфрий Марков, Фатьян Докучаев, Яков Макеев, есаулы Абрам Федосеев и Бессон Маслов, казаки Воин Березкин и Гаврила Микифоров. Атаманы Булгак Алексеев и Гаврила Черницын в сентябре 1615 г. были направлены в Псков. Дружина Белый возглавлял в 1616 г. станицу в Ржеве. Есаул Будалей (русская транскрипция татарского имени Бадави) Деев служил в 1613—1614 гг. в Тихвине и под Ладогой.10)

Самые крупные поместья получили в Шацком у. два заслуженных атамана: Булгак Алексеев (133 четверти) и Михаил Горчаков (101 четверть). Алексееву еще в 1614 г. за подмосковную, новгородскую, бронницкую и осташковскую службы был установлен денежный оклад 20 руб. из Галицкой четверти, поместный оклад атамана составлял в 1616/17 г. 500 четвертей. Горчаков впервые упоминается в документах в 1613 г., когда он уже в качестве атамана приехал в Москву с сеунчем об освобождении Белой. Его поместный оклад был в 1616/17 г. на 50 четвертей выше, чем у Алексеева, а к 1622 г. возрос до 700 четвертей. Потомки этого атамана прочно закрепились в дворянском сословии. Его правнук Иван Алексеевич был статским советником (6-й класс по Табели о рангах), а праправнук Николай Иванович — бригадиром (5-й класс). Родоначальником дворянской фамилии стал и шацкий атаман Андрей Свищов, получивший поместье в 53 четверти земли. Правда, его праправнуку Михаилу Афанасьевичу, «актуариусу с приписью» (мелкому чиновнику, имевшему право подписи) в Коломне, пришлось, кажется, прилагать усилия, чтобы доказать свое право на дворянство. Дети Михаила Афанасьевича служили в 1778 г. в армии: один — подпоручиком, другой — лейб-гвардии сержантом.11) Дворянами стали, вероятно, потомки и большинства других шацких казаков.

В писцовой книге Шацкого у. отмечено, что у одного из шацких помещиков — «казачьего головы», бывшего атамана Заруцкого М. Маркова — уже было к этому времени поместье в Вологодском у. в 150 четвертей (в Шацком у. он получил дополнительно 53 четверти при окладе 600 четвертей). М. Маркову шацкое поместье [161] было пожаловано не сразу, а лишь после смерти М. Лукинского, в 1616 г. еще возглавлявшего станицу под Смоленском. Кроме того, известно, что в 1613 г. вологодское поместье в 100 четвертей принадлежало Г. Попову (в Шацком у. за ним было 89 четвертей при окладе 500 четвертей), а ростовское поместье в 96 четвертей — В. Жекакину (в Шацке он получил 79 четвертей при окладе 500 четвертей). Подавляющее большинство остальных казаков, по-видимому, получили поместья впервые.12)

В пределах каждого населенного пункта, вокруг которого казаки получали поместья (села Оладьино, Кочармино, Серовская слобода, Гавриловская слобода и деревня Лукьяновская), лица с одинаковыми поместными окладами владели, как правило, равными наделами, а также равным количеством пашни и перелога, причем между реальными дачами и поместными окладами существовало известное соотношение. На 100 четвертей оклада (средний оклад помещика составлял около 350 четвертей) казаки получили несколько более 17 четвертей реальной земли; на одного казака пришлось приблизительно 59 четвертей и 3 крестьянских и бобыльских двора (или на 100 четвертей земли — более 5 дворов). По данным той же писцовой книги 1616/17 г., 49 % землевладельцев (включая дворян) Мещерского у., в состав которого в качестве Подлесского стана входил Шацкий у., т. е. 263 человека, вообще не имели крестьян.13) По сравнению с поместьями, которые жаловались казакам в 1613—1614 гг., владения шацких казаков, как правило, меньше, хотя соотношение между казачьими поместьями и поместными окладами с 1613 г. не изменилось.

Значительно в меньшем масштабе, чем в Шацком у., было осуществлено в 1616—1617 гг. испомещение верстанных казаков в Путивльском у., где из дворцовых земель получили владения всего 18 человек: есаул Ермола Руднев — 25 четвертей земли с 2 крестьянскими дворами, казак Ефим Нестеров — 25 четвертей с одним двором, остальные казаки — по 10 четвертей без крестьян. В путивльской десятне 1626 г. значатся 27 верстанных атаманов, есаулов и казаков, из них у 11 человек поместий в это время не было и только в поместьях трех казаков жили крестьяне. Один из путивльских верстанных казаков, Василий Федоров, занялся торговлей и в 1625/26 г. имел в городе лавку. В 1617 г. в [162] Путивльском у. были также пожалованы «белые» земл 32 наверстанным казакам — атаману Федору Рябом «с товарыщи».

Правительство предполагало провести в 1616 г. раздачу поместий и «белых» земель 350 казакам в Белевском, Волховском, Орловском и Кромском уездах. Однако в обстановке ухудшения военного положения на западной границе осуществить этот план не удалось, деньги, присланные на «селитьбу», раздали казакам осенью того же года в счет жалованья.14)

В весьма подробных войсковых росписях 1617—1618 гг. упоминаются только вологодские, белозерские, шацкие и ростовские поместные казаки. Это позволяет считать, что значительных испомещений верстанных казаков, помимо отмеченных выше, до этого времени не было. Самые крупные корпорации неверстанных казаков были созданы в первые годы царствования Михаила Федоровича в Путивле и Новгороде Северском. Но основная масса «вольных» казаков, находившихс в составе армии, вплоть до 1619 г. не имела постоянного места поселения.
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
из интернета
Кудоровские -дворяне Виленской губернии
Валериан Иосифович Кудоровский, Адрес-календарь 1823 1824 1825 1828 1829 1830, (Кударовский = Адрес-календарь 1827), Гродненская губерния, РГИА
Бернард Осипович Кудоровский, Адрес-календарь 1841 Виленская губерния, РГИА


РГИА
Шифр: Ф. 577 Оп. 3 Д. 1945.
ГЛАВНОЕ ВЫКУПНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МФ.
Дело о выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами у Кудоровского Б.В. по имению "Пештовяны". (Виленская губ.) 19 октября 1866 г. - 5 июля 1867 г..


Кудоровский С. дворянин список , РГИА



Кудоровский - Центр генеалогических исследований
RosGenea.ru›?a=11&r=4&s=Кудоровский
Кудоровский Константин. (1846) мещан.?-г.Вильно выпуск.I-гимназии(1846).


Б.Н.Тарасов. Николай I и его время
gosudarstvo.voskres.ru›Николай I и его время›Эвальд
...причем были отправлены в местный тюремный замок врач Ходорович, губернский архитектор Кудоровский, его брат лесничий Кудоровский...



imli.ru›images/Diss_2017_Sorokina/Disser-2017-…
Сохранившиеся у о. Иоанна письма были переданы Страхову костромским архитектором Кудоровским в конце февраля–начале марта 1848 г...



Aleksander Walerian Kudorowski
Родился: 1805
Умер: 1882 (в возрасте ‎~77‏ лет)



Jan Ciechanowicz
Rody rycerskie Wielkiego Księstwa Litewskiego
Rzeszów, 2001

Ян Цеханович
Роды рыцарские Великого княжества Литовского

...., Кудоровский Kudorowski, ...




Full text of "Vilna Provincial Gazette 1838 - 1917"
archive.org›stream/VilnaProvincialGazette/1874
5) Бернарду Кудоровскому. і 6) Ивану Зѣневпчу.
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Кавказская Скифия
Ю. А. Дзиццойты
http://mcir.ru/index.php?page=stat&id=13

http://www.bulgari-istoria-201...adarcy.pdf



severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
гунны-кидариты

А.М. Мандельштам, 1958 | К вопросу о кидаритах.
kronk.spb.ru›library/mandelshtam-am-1958.htm
Он сообщает, что в 456 г. персы не смогли оказать помощь лазам, воевавшим с Византией, так как были заняты борьбой с гуннами, именуемыми кидаритами.

А.Н. Бернштам, 1951
kronk.spb.ru›library/bernshtam-an-1951-13.htm
Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты 1. [6] Греческие источники употребляют также для названия эфталитов нафтал (Феофан)...
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Пётр Козаев: «…Не всякий народ способен создать эпос»
terskievedomosti.ru›Публикации›petr-kozaev-ne-vsyakiii…
...Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, называемого в источниках термином Курдар (Кудар), пришла на Кавказ ещё одна часть осетинского народа – аланы-кудариты...
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Кубаръ Опанас, Реестр Войска Запорожского 1649 г., Барышполская сотня Переяславского полка

иногда читали "б" вместо "д" -Кударъ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈