Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Козырь, Козир, Козирь, Kozyr, Козар,

О русинах Козырь (Козир) из Австро-Венгрии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
Молитва Господня

Прикрепленный файл: Молитва господня Отче Наш ruthenian.jpg
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
А. Духнович ВРУЧАНIЕ.

Я Русинъ былъ, есмь, и буду,
Я родился Русиномъ,
Честный мой родъ не забуду,
Останусь его сыномъ;

Русинъ былъ мой отецъ, мати,
Русская вся родина,
Русины сестры, и браты
И широка дружина;

Великій мой родъ, и главный,
Міру есть современнiй,
Духомъ и силою славный,
Всѣмъ народамъ пріемный.

Я свѣтъ узрѣлъ подъ Бескидомъ,
Первый воздухъ русскій ссалъ,
И кормился русскимъ хлѣбомъ,
Русинъ мене колысалъ.

Коль первый разъ отворилъ ротъ,
Русское слово прорекъ,
На аз-буцѣ первый мой потъ
Съ молодого чела текъ.

Русскимъ потомъ я питанъ былъ,
Русскимъ ишолъ росходомъ
Въ широкій свѣтъ; но не забылъ
Съ своимъ знатися родомъ. —

И теперь, кто питаетъ мя?
Кто кормитъ, кто мя держитъ?
Самое русское племя
Мою годность содержитъ!

Прото тебѣ, роде мой,
Кленуся живымъ Богомъ,
За печальный потъ и трудъ твой
Повинуюся долгомъ.
1850 год.
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
В древности русин – человек, принадлежащий к одному из славянских племен, объединенных общим названием Русь. В более позднее время русинами называли закарпатских украинцев.
Древнее личное имя.
Отчество от нецерковного имени отца - Русин.
Имя могло выражать этническое значение, например в Польше, Молдавии эпохи феодализма русин означало украинца, жителя Галиции и Закарпатья. Русинами называли и украинцев Воеводины (Югославия) и др.
Однако нельзя приписывать этническое значение каждому личному имени Русин. Замечательный пример приведен академиком А.И.Соболевским: в одной семье XV в. - родные братья ‘Русин да Мещерин дети Черемисинова’.
В Сл. Тупикова собраны несколько десятков примеров этого имени за 1390-1614 гг. Фамилия часта на Севере, откуда пришла в Зауралье. Есть и фамилия Русин. Но есть и имя Руся, краткая форма имен Руслан, Руслана и редкого крестильного имени Рустик.
В ‘Ономастиконе’ Веселовского Русин, Русиновы- Осип Тимофеевич Русин Мошнин, 1563 г; Русин Степанович Муравьев, 1571 г
Фамилии имеющее такое же происхождение: Русин Русинов Русинович Русняк
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
Лайк (1)
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
Галицкие русины – на двух фронтах, меж двух империй Автор: Владимир ПУКИШ
Галицкие русины оставили свой след на Кубани
В первое десятилетие ХХ в. российское Черноморское побережье Кавказа пестрело переселенцами из разных стран, приехавшими в этот бурно развивающийся регион устроить свою судьбу
Сюда потянулись болгары, греки, армяне, чехи и представители других народов. Среди подданных другой европейской монархии – Австро-Венгрии – на землях Кубанской области (центр – Екатеринодар) и Черноморской губернии (центр – Новороссийск) появились и русины – жители Львова, Тернополя и окрестных сел. Русины – старое, историческое самоназвание западных украинцев. Многие из них, живя в России годами, сохраняли свое австрийское подданство, и потому с началом Первой мировой войны они как подданные воюющей с Россией страны подлежали особому полицейскому надзору.
Правда, в отличие от немцев или венгров, русины, а также чехи и сербы избежали высылки в отдаленные губернии Российской империи. Их как славян считали элементов, благожелательно настроенным к России. Несмотря на это, подробнейшие списки составлялись на всех подданных указанных государств, как высылаемых, так и остающихся на местах. Списки с мест в кратчайшие сроки следовало предоставить Особому отделу Канцелярии наместника. В последнем случае следовало указать мотивы, по которым данное лицо не было выдворено. Кроме славянского происхождения, условием невыдворения было то, что эти лица «не вызывают никаких сомнений» в своей благонадежности.
Кем же были австрийские русины – подданные Австро-Венгрии, проживавшие на момент начала Первой мировой на Кубани и в Черноморской губернии? Ответ на этот вопрос дает архивное «Дело Канцелярии Начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска со списками лиц германско-, австро-венгерско-подданных мужского и женского пола, высланных из Кубанской области и Черноморской губернии», охватывающее период с сентября 1915 по сентябрь 1916 гг. В нем упомянуты 50 русинов, из которых 39 проживали в Кубанской области и 11 – в Черноморской губернии.
В списках указаны 40 мужчин и 10 женщин.
Больше всего – 34 чел. среди русинов было чернорабочих. Далее следуют занятые в торговле – 4; 2 плотника и 2 сапожника; 1 учитель и 1 учительница; 2 женщины указаны как занятые в домашнем хозяйстве; по 1 механику, пастуху, приказчику, 1 служанка и 1 занятая в штопочном деле.
Фото: ycc.milua
В Екатеринодаре проживали 5 русинов, в Новороссийске – 11. Больше всего – 21 человек – жили в Кавказском отделе, из которых 10 работали в экономии Степок на хуторе Лосевском. 17 проживавших в регионе русинов отмечены как «беженцы» (все – в Кавказском отделе).
Двоим русинам, занятым на строительстве Черноморской железной дороги в пределах Сочинского и Туапсинского округов, разрешением на проживание являлось «свидетельство российского генерал-губернатора Галиции во Львове». То был период российских военных успехов, и в принадлежавшей Австро-Венгрии Галиции была установлена российская администрация – Галицко-Буковинское генерал-губернаторство. Соответственно, свидетельство столь высокого чина давало свободу проживания лицам, которым оно было выдано.
Галицкие русины оставили свой след на Кубани и во время гражданской войны. Так, в I Кубанском походе Добровольческой армии генерала А. Деникина принимал участие Галицко-русский взвод. Он был сформирован Григорием Семеновичем Мальцем из 40 русинов – гимназистов и студентов, обучавшихся в Ростове. Заметим, что во время войны в Ростове-на-Дону проживало до шести тысяч галичан-беженцев. Галичане находились в Добровольческой армии до самого конца, вплоть до эвакуации из Крыма (после полученного в ст. Мечетинской и в Таганроге пополнения взвод был преобразован в Карпаторусский отдельный батальон).
В армии ген. А. Деникина служил и известный русинский общественный деятель галицкий русофил Алексей Геровский (1883 – 1972). Он был издателем газеты белого движения «Единая Русь», выходившей в Екатеринодаре во время гражданской войны. Интересно, что А. Геровский являлся двоюродным братом Игоря Грабаря (1871 – 1960), известного русского художника русинского происхождения, директора московской Третьяковской галереи. А отец И. Грабаря Эммануил Грабарь (? – 1910), еще один известный русинский общественный деятель, закончил свою жизнь здесь, на Северном Кавказе – в Адлере.
Но это – лишь одна сторона медали. Конечно же, многие галицкие русины оставались верными государству, подданными которого они являлись, – Австро-Венгрии. Во время войны в австрийской армии они создали воинские формирования под названием Украинских Сечевых Стрельцов. Так же, как и у других славянских народов Австрийской империи, в ту войну у русин были семьи, где брат воевал против брата: один – в австрийской, другой – в российской армиях. А если брать шире, то представители разделенного народа воевали между собой. Вот, к примеру, как описывает очевидец случай, произошедший 25 сентября 1914 года у поселка Сянки в Карпатах: «Сечевые стрельцы столкнулись с конным разъездом кубанских казаков. В этом бою победителями вышли стрельцы, захватив казацкого коня и оружие». Но были и другие бои, другие потери и другие трагедии.
Нам здесь удалось лишь приоткрыть историю связей, соединявших русинов из далекой Галиции с Кубанью. Но и ныне на многих кубанских стройках слышен характерный галицкий диалект – галичане известны как умелые строители и неутомимые труженики, и многие хозяева желают заполучить их в работники. Впрочем, это уже совсем другая история…
Автор: Владимир ПУКИШ

Прикрепленный файл: список.jpg
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
Етноґрафія Русинів________________________________________
Етноґрафія карпатьскых Русинів має дость комплікованый образ. Выходны Карпаты і передгорья, де они жыють, оддавна были контактнов зонов меджі Выходнов, Централнов і Юго-Выходнов Европов, заселенов од середины 1. тісячріча нашой еры Славянами, котры языково суть частёв выходных Славян. Ґеографічны условія (горьскы хребты, долины рік, розділены нима, замкнуты горьскы котло¬вины) припомогли формованю і захованю етноґрафічных особитостей окремых труп в тім славяньскім, пізніше русиньскім масіві.
З другого боку, Русины, якы жыли і жыють на рівнині і передгорью, все контактовали зо своїма сусідами: на выході з Українцями, на севері і западі із западославяньскыма народами - Поляками, Словаками, на юго-западі з народом уґрофіньской трупы - Мадярами, на югу з выходныма Романами - Румунами. Кон-тактна зона меджі Русинами і сусідніма народами ніґда не была стабілна, незмінна (окрем Румунів). Мадяры, Поляци, Словаци і Українці были і суть днесь в порівнаню з Русинами народами чіселно домінантныма, а у вызначеных періодах і народами штатныма, што было і с асімілачнов базов, неґатівно впливаючов на Руси¬нів. Зато теріторія з поселінём Русинів мала і має тенденцію зменшовати ся. В енклавах жыють Русины-переселенці у Войводині (Югославія) і Сримі (Хорватьско), якы ся там переселили в половин і 18. ст.
Самоназваня карпатьского славяньского населіня - "Русины" або "Руснаци" є на цілій теріторії поселіня, в окремых реґіонах - Підкарпатьскы Русины, Лемкы, Гу¬цулы. Окремы реґіоны поселіня карпать¬скых Русинів были описаны етноґрафами в першій половині 19. ст. Кінцём 19. ст. в етноґрафічній науці была розробена схе¬ма розділіня карпатьскых Русинів на Лемків, Бойків і Гуцулів. Тоту схему розробили галицько-україньскы учены, за свою єй прияли і потвердили етноґрафы совєтьской Україны, якы ей дали к діспозіції советьскій владі од 1945 року, коли цілый выходокарпатьскый реґіон із своїм спавяньскым населінём ся став частёв СССР. Тота теорія тыж была прията, без крітічного приступу к ній, етноґрафами сусідніх країн. Але треба повісти, же кідь терміны "Лемко", "Бойко", "Гуцул" были уж у пер¬шій половині 20. ст. шыроко знамы на севернім і выходнім боці Карпат, у передго¬рью і Притіській рівнині такы терміны як самоназвы ту не знали. Навеце, термін "Гуцул" мав ту неґатівне значіня, уражаюче людей. Як самоназва ту функціоновали лем терміны "Руськый", "Русин", "Руснак".
Скоро вшыткы етноґрафы і лінґвісты робили єдну велику хыбу, вымітовали із своїх схем етноґрафічных труп найбівшу спомеджі них, Долинян, Русинів Притіськой рівнины і передгорья. Тото мож высвітлити лем тым, же етноґрафы другой по¬ловины 19. ст., а щі веце першой полови¬ны 20. ст., ся інтересовали лем трупами населіня з патріархалнов културов ці з ей силныма остатками. Лем тоты трупы в думаню етноґрафів были хранителями "істинно народной културы". Но култура Русинів-Долинян такых выразных патріархалных признаків уж кінцём 19. ст. не ма¬ла. Окрем языка они ничім ся не одділяли од своїх сусідів, Мадярів, Словаків, Німців, Румунів.
Окрем того, у лексіці Долинян і жытелів южного передгорья были і суть інакшы назвы взаїмного розділіня. Про Долинян вшыткы жытелі гор суть "Верьховинці". Так як Русины, што жыють на рівнині, про жытелів гор, "Верьховинців", суть "Долиняни", "Долішняни". Якраз "Долиняни" заселяють теріторію Притіськой рівнины і передгорья. Они суть главныма носителя¬ми русиньской самобытности. "Долиняни" заберають теріторію од рікы Тересвы на выході по сучасну україньско-словеньску граніцю на западі, дале по ріку Лаборець під горьскым масівом Вігорлат на выход¬нім Словеньску; од мадярьскых сел на югу по лінію, яка ся зачінать коло Михаловець над Лаборцём і тігать ся поздовж Вігорлату через села Клокочов-Поруба-Глівіштя-Бенятина по теріторію сучасной Україны по лінії сел Дубриничі-Зарічово-Туриця-Туря-Поляна-Плоскоє-Поляна-місто Свалява-Стройно-Керецьки-Кушниця-Довгоє-Липецька Поляна-Монастыриць-Драгово-Угля-Нересниця на севері. I меджі нима выділяють ся дакотры трупы, розділе¬ны долинами рік Тересвы, Тереблі, Рікы, Боржавы, Турі. Гомоґенну трупу творять Долиняни, якы жыють у просторі од Вігор¬лату, нижнего току рікы Уж, середнёго то¬ку Латоріці і сел на юго-выход од Мукачова. Русины-Долиняни уж в 9.-1О. ст. внаслідку ґеоґрафічных і політічных условій ся одрывають од културно-політічного выходо-славяньского масіву і стають ся частёв сістему одношінь і културных процесів народів Централной Европы і конкретно Дунайского басейна. Од 11. ст. теріторія, на якій жыли і жыють Русины-Долиняни, ся стає інтеґралнов частёв Мадярьского кралёвства, што політічно і куптурно дефінітівно одділять Русинів-Долинян од выходных Славян, котрых обьєдинила Кієвска Русь. Приналежность Мадярьско¬го кралёвства к западному, латиньскому світу, а Кієвской Руси к выходному, візантьско-православному, вызначіла і розділность політічных інштітутів, історічно-културных процесів в тых двох штатах і стала ся рішаючім фактором автономности етнокуптурного розвоя Русинів-Долинян. Они избывали веце сполочных знаків у културі, історії, справованю, ґаздованю із сусідні¬ма народами Централной Европы, з котрыма жыли в єднім штаті, спершу в Мадярьскім кралёвстві а од 16. ст. в Габсбурьскій монархії аж до 1918 р., як з языково близкыма выходныма Славянами.
Култура Долинян мае свої локалны розділы. Найвыразнішы суть у марамороськых Долинян, у селах Хустьской котловины і долин рік Тересвы-Тереблі-Рікы-Тісы. Ту ся проявлять вплив сусіднёй Ердели (Трансілванії), а через ню і шырше Балкану, принесеный ту в 14.-15. ст. "волоськов колонізаціёв". Проявують ся тоты розділы в техніці будованя (дерево), орґанізації дво¬ру, одіваню і прикрашованю, вышываню, музичнім фолклорі, стравах. Важне місто в їх ґаздованю має хов рожного статку.
Долиняни на запад од Хустьской кот¬ловины, у селах меджі ріками Боржавов і Латоріцёв, ся занимають інтензівным земледілством, садоводством, виноградарьством. Їх обычаї і домашня култура ся вызначають силныма впливами сусідів - Ма¬дярів. Тото саме мож повісти і о Долинянах на запад і северный запад од Мукачо¬ва, аж по Ужгород.
У Долинян на нижнім тоці Ужа, русиньскых селах передгорья Вігорлату по ріку Лаборець на выходнім Словеньску є силный вплив културы сусідів - Словаків, у ґаздованю - інтензівне земледілство. Северніше, в горьскій части вздовж словеньско-польской граніці, у ґаздівстві бівше місто має хов рожного статку, а в ёго орґанізації остаткы обычаїв з часів "волоськой колонізації".
В часі народного возроджіня народів Централной Европы в 19. ст. якраз меджі Русинами-Долинянами ся обявує і міцніє чувство своёй русиньской самобытности, ідентічности, діференцій од ідентічности сусідів, галицькых Русинів (Українців). Помалы, поступно етноґрафічны діференції Русинів-Долинян ся трансформують на розділы націоналны. Тото нашло свій політічный выраз у їх народі і проґрамі, ядром котрого ся стала потреба даня Ру¬синам автономії.
С іщі єдна, дость велика етноґрафічна трупа карпатьскых Русинів - Лемкы на се¬верных боках Карпат. Дакому ся може видіти проблематічне їх одношіня к южно-карпатьскым і притіськым Русинам-Долинянам. Історічно оно такым не было, бо контакты меджі нима ся утримовали все через низкы і доступны просмыкы Тилич, Лупков, Дукля. К тому треба додати, же вшыткы Русины, т. з. і Лемкы, і Долиняни, до 1918 р. жыли в єдній державі - Австро-Мадярьскій монархії.
Далшов етноґрафічнов трупов кар¬патьскых Верьховинців, дефінованых старшов етноґрафічнов науков, суть Бойкы (Україна, Польско). Заселяють северну, горьску часть Івано-Франківской і Львівской области Україны. К ним етноґрафы рахують і Верьховинців части Межгорьского, Великоберезняньского і цілого Воловецького окресів Закарпатьской области (Підкарпатьской Руси) Україны, а тыж юго-выход¬ной части Польска в долині рік Сан, выходно од міста Леска. Назвы "Бойкы", "Бойківщіна" суть новы, зьявили ся лем кін¬цём 19. ст., даны были, може, карпатьскым Верьховинцям тых областей сусіда¬ми Українцями, Поляками, їх етімолоґія незнама. Самы Верьховинці тоту назву принимали як ганливу, бо їх самоназва была тыж "Русины". Северокарпатьскы "Бойкы" в Галичі до половины 20. ст. при¬яли україньску етнічну ідентіфікацію, юж¬ны дотримують русиньску ідентіфікацію. Основным інтересом "Бойків" є горьске земледілство і хов рожного статку. До 20. ст. утримовали патріархалны одношіня в родині, в обрядовій културі суть сліды язычеськых віровань. Колектівізація ґаздівства комуністічным режімом "Бойків" деформовала а в дакотрых областях цалком знищіла їх обычаї і културу. З теріторії Польска скоро вшыткы "Бойкы" ся перестяговали на Україну в 1945-46 рр. Там часть з них міґровала до міст, передгорьскых областей, на рівнину. В сучасности култівованя у части галицькой і зукраїнізованой підкарпатьской інтеліґенції Укра¬їны "бойківской шпеціфікы" не має ани етнічный, ани етноґрафічный характер, а є яковсь інтелектуалнов реґіоналнов бавков.
На верьхнім тоці Тісы і ей притоків, Чорной і Білой Тісы, жыє карпатьска етноґрафічна трупа Гуцулів, етнічна ідентічность котрой є інша, як ідентічность Ру-синів-Долинян. Тота невелика трупа заселя¬ть Ясиньску котловину і села долины Тісы по Великый Бычков. Гуцулы ся ту зьявили дость пізно, у 17.-18. ст. Етно-куптурно они веце были звязаны з близкыма їм жытелями Гуцупьщіны (днесь теріторія Івано-Франківской і Чернівецькой области Укра¬їны), одкы ся переселили на Підкарпатьску Русь. Кінцём 19. ст. з розвоём україньского руху в Галичі і Буковині тоты контакты і впливы уж мають україньско-націоналный характер. Свою україньску орьєнтацію Гу¬цулы проявили в 1918-19 рр. (Гуцульска републіка, Ясиня) і в часах "Карпатьской Україны" (1938-39).
Сучасны україньскы і підкарпатьскы зукраїнізованы і сполітізованы етноґрафы не хотять видіти тоту реалность. З на¬родной културы Русинів ся намагають выдоловати якысь міфічны "сполочны знакы" то з Галичов, то з Волинёв, то іщі дале - з Поділём! Притім зістають глухы і сліпы, кедь їм говорять, же стачіть попозерати, як вызерають села Русинів, дворы Русинів, хыжы Русинів і вшытко в них, тогды і н嬴рамотному чоловікови буде ясно, же тот народ не має ничёго сполочного з Галичов, Волинёв, Поділём, Покутём і областями іщі дале на выход од Карпат! Наперек то¬му найаґресівнішы україньскы етнолінґвісты все співають єдну співанку. Про них ниякого русиньского языка не є, не было і не може быти, а суть лем "карпатські діалекти української мови", з чого їм выхо¬дить, же їх носителі суть Українці. Лемже і хоцьбы не было "діалектных" розділів і мы, Русины, бы бісідовали такым языком, як напр. в Поділю, і то іщі нич не мусить говорити о народній ідентічности. Доказом повідженого суть штири балканьскы народы - Сербы, Хорваты, Босняци, Чорногорці, якы хоць говорять єдным языком, сербско-хорватьскым (днесь і тот язык розділеный), але каждый з них ся ідентфікує з іншов народностёв, бо ся сфор¬мовав у властнім куптурнім ареалі і, хоць на шкоду вшыткым, воєньскым способом доказують свое право на націоналну державность. Мірнов путёв подобный проб¬лем меджі собов вырішили языково барз близкы Македонці і Булгары, Румуны і Молдаване. Як видно і в тім, найкрайні-шім припаді, язык не є вырішаючім при становліню народной ідентічности. Важнішым є штось інше - властна історічна скусеность, властна култура, властный стереотіп справованя у вшыткых жывотных сітуаціях, што ся споює під єден на¬учный термін - менталіта. А менталіта Ру¬синів с радікално інша, як Українців Гали¬чі, Волині і далшой Подніпровской Украї¬ны.
Также хоць мы, Русины языково належиме к выходославяньскій языковій ґрупі, но наша історічно-културна скусе¬ность, наша менталіта, суть діаметрално іншы, бо были сформованы в історічно-културнім ареалі Централной Европы, што была, є і буде інтеґралнов частёв централно-западоевропской културы.
Проф. Іван ПОП, доктор історічных наук

Прикрепленный файл: Zarubezhnaia_Rus.jpg
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
Что в имени твоем
Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеологии (родословные) были достоянием только привилигированной горстки аристократов. А всей массе простого народа "предков" не полагалось. Но как раз именно миллионы людей вправе гордится своими предками, трудом которых создано богатство Родины. Фамилии своего рода живая история.
На нынешней территории Закарпатья государство заставило каждого иметь фамилию как постоянный признак в 1780 году по наказу австрийского цесаря. На сегодняшний день в нашем крае насчитывается до 10 тысяч самостоятельных оригинальных фамилий. Можно выстроить модель истории народа-этническую и даже социальную. Если сегодня фамилия не имеет реального вещевого значения, то с помощью структурного анализа, методов этимологии мы можем опуститься во времени на 200, 300, 400 и более лет в глубь и сказать когда возникло эта фамилия, кто ее образовал, какой народ, носитель какого языка, что означало это слово, пока оно не стало наследным собственным именем. Название животных, растений, метаморфические их значения- в фамилиях их сколько угодно. Название профессий-легче назвать, какой там нет. Место происхождения или национальности-очень распространено. Вот здесь и вырисовываются законы образования наших фамилий.
В течение 14-16 столетий наши предки непосредственно контактировали с сербами, хорватами, македонцами, болгарами. С Северной Сербии и Хорватии к нам убегали беженцы от турецкой неволи. Много и болгарских священников оставило свой след в Закарпатье. 10% фамилий прямо показывают, откуда пришли их первые носители, 20% фамилий локальные которые употребляются только на Закарпатье, 15% иностранного происхождения, спорные 5%, Остальные более распространены. Среди иностранных влияние немецкое, румынское, словацкое, польское, сербское, хорватское и даже итальянское.
Многие фамилии возникли по топонимике (географическое название). Если, например нанести на карту места распространения фамилий образованных от наименования одного населенного пункта и соединить их линиями с этим пунктом, получим розу лучей, указывающих зону его связей.
Много фамилий напоминают об исчезнувших профессиях.Не раз отмечалось, что некоторые профессии исчезли бесследно и их названия остались неизвестными.
История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения, предметы одежды, обычаи, обряды.
Многие фамилии рассказывают о былых суевериях: в семьях, где часто умирали дети, новорожденным чтобы обмануть "нечистую силу", давали имена0обереги. Некоторые фамилии, как и прозвища, относятся к самым сжатым и выразительным жанрам фольклора.
Немало могут рассказать фамилии и об истории языка. Фамилия - слово и как слово оно составляет неотьемлемую часть языка и подчиняется его законам. В селах люди кроме фамилии как правило имеют и клички.
Имена собственные, как и технические термины, составляют в системе лексики особую подсистему, в которой законы языка преломляются специфически, подобно лучу света при переходе из одной среды в другую. В ней возникают такие закономерности, которых нет в языке вне сферы имен собственных.
Став фамилией (или иным именем собственным -личным именем, географическим названием и т.п.), слово начинает жить собственной независимой от слова предка жизнью, может и полностью утратить с ним связь. Поэтому нелегко бывает раскрыть этимологию фамилии, т.е. выяснить ее происхождение, найти то слово от которого она произошла, понять способы и средства какими она образована.
Те свойства которые делают фамилию ценным научным источником, как раз и создают немалые трудности для ее изучения. Фамилия не возникла из ничего. Раз есть Копыловец значит существовало слово Копыл, но оно давно исчезло, оставив единственный след - фамилию. Но как бывает трудно по полу стертому следу найти ее источник.
Кроме исторической лексикологии и исторического словообразования, при анализе фамилий необходимо знать историческую фонетику. Без нее не раскрыть происхождение многих фамилий. Обычно искажения фамилий в иноязычной среде, где неизвестно не только слово, от которого они образованы, но и нет никаких родственных слов. Фамилия в чужом языке одинока и беззащитна.
Многие фамилии подкарпатских русинов выехавших в США, Канаду, Аргентину переделаны на английский лад. Напрасно думать, что искажения в прошлом. Искажают их и сейчас. Даже малые искажения, накопляясь изменяют фамилию неузнаваемо.
Очень часто подменяют семантику фамилий семантикой ее отдельных основ это так же нелепо, как оценивать учеников по знаниям их предков. Лексические значения основ фамилий ценны для решения совсем иных задач, а выдавать их за семантику фамилий - серьезная и, увы частая ошибка.
краткий экскурс по закарпатским фамилиям.
Буш встречается в двух районах Великоберезнянском и Хустском. А впервые оно зафиксировано в документах еще в 1226 году в Сваляве. Тогда речь шла о каком то священнике Буш.
[b]Духнович-в 19 столетии записано в Ужгороде и Часловцах. Образовано от древнеславянского имени Духно, которое происходит от слова дух. На Закарпатье бытует и фамилия Духнай. Похожие имена со словами "Дух" имеют и чехи, например Душан.
Волошин- фамилия распространена в Мукачевском, Ужгородском, Иршавском, Хустском, Воловецком, Свалявском, Перечинском, Тячевском и Раховском районах. Первая известное упоминание в 1359 году. Происходит от этнонима волох. До недавнего времени употреблялось в значении горный пастух.
Лучкай-фамилия распространена в Иршавском, Межгорском и Хустских районах. Первое письменное упоминание в 1627 году поп Даниель Лучкай. Фамилия образована от названия села Лучки. Обозначает "лучанский" "лучанин".
Иванчо-фамилия распространена в Перечинском, Ужгородском, Мукачевском, Свалявском, Иршавском, Виноградовском и Хустском районах. На Хустщине известный также вариант Иванча. Дьяк Иванча впервые упоминается 1434 году в Сучаве. Закарпатская фамилия Иванчо, как и болгарские и сербские имена Иванчо, Иванче сначала обозначали "малый Иван"
Манайло-фамилия распространена в Иршавском, Виноградовском и Ужгородском районах. Впервые упоминается в 1419 году в Добрянском. Фамилия происходит от мужского календарного имени Манайло (Мануил) которое раньше употреблялось по всей Болгарии и Сербии.
Потушняк-распространено только в селе Осой на Иршавщине. Первое упоминание с польского Пидгалля за 1714 год. Образовано от местного слова "поточный", то есть при потоке. Потушняк обозначает человека, который живет при ручье.
http://karpattour.narod.ru/fam.htm
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
Лайк (1)
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
старые карты и марка

Прикрепленный файл: galicia 1882г.jpgGalicia_1897_1.jpeg, 974951 байтMapa Galicji.jpg, 464602 байтMapaGalicji.jpg, 464602 байтmarka3.jpg, 21492 байтx_813b9f7e галиция и буковина.jpg, 146078 байтАвстро-Венгрия в 1851 г.jpg, 713784 байт
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
Гербы королевства Галиция и Лодомерия, гербы городов Галиции и оберег русинов

Прикрепленный файл: Галицкая_русь.jpegГерб Королевства Галиция и Лодомерия.jpg, 81828 байтГербы_городов_Галиции.jpeg.jpeg, 79760 байтоберег Русинов.jpg, 65145 байт
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
Лайк (1)
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
1915год-именной список, находящихся в лазаретах - Козарь Роман из Полтавской губ

Прикрепленный файл: 005 титул списка.jpg096 Полтавская губ Козарь Роман.jpg, 500899 байтОглавление Пояснение к спискам.jpg, 159137 байт
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
akozyr2005
исследователь

akozyr2005

город Одесса, Украина
Сообщений: 1283
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 390
1916год - именной список, находящихся в лазаретах - Козар Евсей Никитич из Киевской губ

Прикрепленный файл: 003 Киевская губ.jpg003 Козар Евсей Никитич Киевск губ.jpg, 418525 байтОглавление Пояснение к спискам.jpg, 159137 байт
---
мои интересы: Козырь, Козир, Козар, Kozyr, Kozar- Австро-Венгрия; Реутов, Канин - Алтайский край, Рязанская, Тамбовская и Томская губ; Корниенко - Брацлав, Подольской губ; Аврич, Геккер, Луценко, Разлуцкие, Савицкие-Бессарабия, Подольская и Херсонская губ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 ... 25 26 27 28 29 30 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈