козис Албанская фамилия это
Вот цитата
В декабре 66 года до н. э. албаны под предводительством сына
Оройза Ко-
зиса, чувствуя неудовлетворительный для себя исход битвы, согласились на
перемирие. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться
вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время
которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не по-
разил полководца Помпея.
Козис получил смертельную рану, а албаны рас-
сеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албан-
ском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —
храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до наших
дней.
После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи,
воодушевленный победами, не соглашался на это. Ка-к бы он ни зверствовал
на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор мест-
ных племен, ччо в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Алба-
нии. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел
другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту
гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время
от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных
побед не достигали.
http://www.turan.info/forum/archive/index.php/t-3879.htmlАлбаны
Этническая принадлежность носителей этнонима албан до сих пор не установлена.Во всяком случае,письменные источники не сообщают об этом.Между тем выяснение этого вопроса имеет принципиальное значение,потому что только после этого можно говорить о языковой принадлежности албанского этноса в целом и этнической принадлежности албанского языка.
К сожалению,на этот вопрос не могут ответить и археологические данные.Керамика,каменные или металлические изделия,составляющие основную часть находок,обнаруживаемых археологами при раскопках,не могут пролить свет на решение этнических вопросов.
Выше было сказано,что в советской исторической литературе носители этнонима албан считается кавказоязычными.Сторонниками этой концепции являются Г.А.Меликишвили,А.Г.Шанидзе,И.М.Дьяконов,К.В.Тревер,И.Г.Алиев,А.П.Новоцельцев,Г.А.Климов и др.Это мнение является господствующим и в настоящее время и оно отражено в "Истории Азербайджана".
Согласно нашей концепции,конкретное племя албан говорило на тюркском языке и албанский язык-как общеразговорный язык в раннем средневековье-был тюркским.На основе этого языка,а возможно,и некоторых других,был создан албанский алфавит.Албанский язык не вымер,как до сих пор полагают,он является одним из компонентов современного азербайджанского языка,о чем будет подробно сказано в V главе этой книги.Итак,выдвинута новая концепция:носители этнонима албан были тюркоязычными.В пользу этого можно привести следующие аргументы.
1)Племя албан как тюркоязычное племя до сих пор существует среди казахов,киргизов,узбеков,каракалпаков и туркмен.Кроме того в Туркменистане есть два топонима Албан.В.В.Востров и М.С.Муканов пишут,что среди казахов племена матай и албан считаются древними.В XIX веке племя албан в Казахстане обитало в юго-восточной части Верненского уезда,от реки Или на севере до предгорий Алатау на востоке.Тамговый знак племени албан был Q.Правда,сравниваются этнонимы различных исторических периодов,но эти параллели,по нашему убеждению,не случайны.
2)Для раннего средневековья в Кура-Араксинском междуречье,за исключением албанов,гаргаров,саков,каспиев и утийцев,другие племена не свидетельствованы,и в древнеармянских источниках его население называется собирательным наименованием агван(албан);среди этих племен основное место,несомненно,занимали представители конкретного тюркоязычного племени албан,в противном случае этот этноним не стал бы собирательным именем.Этим же можно объяснить наличие древнейших тюркских макротопонимов на территории Албании-Албан(I в.),Алам,Гангар,Кемахия(II в.),Аран(III в.),Аранрот,Мец-Аранк,Мец-Колманк(VII в.),Халхал,Хунан,Чол,Гаргар(V в.),Тертер,Пазканк,Казах(VII в.),Тавус(VIII в.),Баку,Шаберан(IX в.),Бармак,Санар(X в.),не говоря о ряде других топонимов в Албании в древнеармянской передаче-Гороз,Гош,Каруеч,Урек,Урди,Члах и др. в сочинении Моисея Каланкатуйского.Надо иметь в виду,что даты этих топонимов в источниках не говорят еще об их образовании в тех веках,к которым относятся,ибо в источниках отражены наименования уже существовавших,возможно,древних для того времени топонимов.
3)Одна тюркская племенная общность в Передней Азии в XIII-XIV вв. называлась элван,вероятно,фонетически этот этноним происходит от этнонима албан.
4)Нам неизвестно,когда появилась на этой территории тюркская этническая общность,для которой "албан" было самоназванием.Во всяком случае в источниках албаны известны в связи с событиями четвертого века до н.э. и,следовательно,являются автохтонным населением края.В "Истории албан" Моисея Каланкатуйского происхождение албан объяснено следующим образом:"От них,от киттийцев-сыновей Иафета,отделились и ушли на языческие острова киприты,живущие же в северных странах-соплеменники киттийцев,от них и происходят албаны".Б этом сообщении много неясного.Но важно одно,что автор происхождение носителей этнонима албан связывает с миром северных стран-т.е. с Северным Кавказом.В древнеармянских источниках и в "Истории албан" во всех случаях под выражением "северяне" подразумеваются тюркоязычные народы(басилы,булгары,гунны,хазары и др.).Обращает на себя внимание гуннское племя hайландур(у Егише),hалуандур(у Моисея Каланкатуйского) на Северном Кавказе в связи с событиями V века.Исконной формой этого этнонима,по видимому,следует считать алуандур(с протезом "h" в армянской передаче),исходя из того,что он в усеченной форме олонд упомянут еще Птоломеем-от алуан,алван(попытку связать это слово с Алан,мы считаем неверной) и компонента дур,характерного для ряда древнетюркских племен-байандур,чавундур,утидур и др.Нельзя ли сопоставить компонент алуан,алван с этнонимом албан и допустить,что племя албан было и среди гуннов? В этой связи привлекает внимание топоним Албановичи на Северном Кавказе в XIX веке.Несомненно,этот топоним состоит из этнонима албан,тюркского оба "кочевье" и русского патронимического окончания "ичи".Для сравнения отметим,что в русских летописях отмечены кыпчакские племена бурчевичи,кучебичи,кулобичи,терьтробичи,токсобичи,которые также состояли из бурчоба-ичи,кучоба-ичи,тертероба-ичи,токусоба-ичи.В Азербайджанской топонимии эти этнонимы отражены в топонимах Тертерчай,Хуч и Гуллар.
5)Ряд древних и раннесредневековых личных имен-антропонимов Албании являются тюркскими(Оройс,
Козис,
Зобер,Аран,Асей,Андок,Урнайр,Урбатайр,Давдак,Мате,Казан,Манас,Сато,Абиказ,Аратан Хурс,Хочкорик и др.).О дополнительных аргументах в пользу тюркоязычности албанской этнической общности будет сказано в ниже(см. главы IV-V).