Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ершовы/Ершевы Удорской земли

Все ЕРШОВЫ Яренского уезда Вологодской губернии,с середины 17в и до 20-х годов 20в, по моему глубокому убеждению,принадлежат одному роду.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Строгая и скупая на краски красота Удорских коми деревень.

Слово о Владимире Стожарове
Галина Кириллова
http://www.artlad.ru/magazine/all/2008/1/180/195


Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207
http://www.maslovka.org/module...amp;page=2
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Топонимика реки Яренги

В. Лизунов

[материалы IV конференции
«Материальная и духовная культура населения
Европейского Севера России в XIX--XX вв.»
Яренск, 18--19.09.2003]


Из 30 притоков р. Яренги (8 левых и 22 правых) 24 притока имеют коми-названия. Например:
Ручей Пэма -- «пэ» -- «камень», «устье реки» с ненецкого или «лес» с коми, т.е. «лесное озеро».
Река Кижмола -- «киж» -- каменное дно, «ма» -- вода, т. е. река с каменистым дном.
Р. Черванка -- от названия деревни Чорва, где «чер» -- житель, «ва» -- вода, т. е. «деревня у реки».
Р. Седдель -- «сед» -- от коми «сейод» -- глинистая почва, суглинок, «дэль» -- топкое место, т. е. лесной ручей с топкими, глинистыми берегами. Другой вариант «съод ель» -- черный, т. е. глубокий ручей.
Р. Очея -- можно сравнивать с разными языками, например, хантыйское «оч» -- нарост на дереве; «в(оч)» -- «городок, укрепление» -- с коми, «ось» -- с мансийского «узкий». Все фонетические варианты соответствуют, считает А. Г. Мусанов. Окончание «я» -- русское, значит «река».
Р. Тора -- от русского «торкать», т. е. быстро говорить; шумная, порожистая река.
Р. Мадмас -- в коми языке похожие названия зафиксированы в Удорском районе, в бассейнах рек Вашка и Мезени. По мнению А. Г. Мусанова, название происходит из коми языка «мoд» -- второй, «мoд» -- источник.
Р. Суровель -- «суров» -- с русского яз. «суровый, строгий», «вель» -- с коми яз. «довольно, порядочно», т. е. довольно суровый, ручей имеет высокие и крутые берега.
Его приток Уктым -- «ук -- юк» -- часть, делить; «ты» -- озеро. С коми яз. «делящийся». Действительно, Уктым делится на Большой и Малый.
Р. Лунмич -- «лун» -- день, «мич» -- красота с коми яз. красивый ручей, южный приток, на полуденную сторону.
Р. Турас -- «объемный» с коми яз. или ручей -- Тур (Кина)?
Р. Судэль -- «су» -- растянутый, «дэль» -- топкое место.
Р. Китбель -- «кий» -- стрекотать, «бель (вель)» -- довольно, т. е. ручей сильно шумит на перекатах.
Р. Киваж -- «ки» -- река, «важ» -- старый, т. е. старый приток.
Р. Войваж -- «вай» -- северный, «вож» = «важ» -- приток, т. е. северный приток.
Р. Четгер -- «чод» -- черника, черный; «чер» = «шор» -- ручей с коми яз., т. е. черный, грязный ручей, или на ручье есть поселение людей.
Левые притоки:
р. Ягвель -- «яг» -- сосна, «вель» -- порядочно, т. е. ручей в сосновом бору.
Р. Собнындель -- «собны» -- брести, «дель» -- топкие берега, т. е. ручей с топкими берегами.
Р. Вежай -- «веж» -- зеленый, «ай» -- «самец» или «плыть вверх -- вниз по реке», т. е. ручей с темно-зеленым дном, по которому можно плыть в обе стороны.
Р. Унавож -- его приток. «Уна» -- много, «вож» -- приток (с коми яз.)
Р. Оскаож -- «оска» -- скалистый, место, где отшебень (псковское); «оска» -- торопыга (пск.-тверское); «в(ож)» -- приток с коми яз., т. е. порожистый ручей.
Р. Ичтом -- «ич» -- малый, «том» -- место, т. е. малый ручей.
Всего 6 притоков р. Яреньги имеют русские названия, например:
р. Светло-каменный, р. Крюковка (у одноименной деревни), р. Черванка, р. Яреньга. Соотношение 4:1. Из этого следует, что коренными жителями этих мест были коми-пермяки, их названия ручьев сохранились до наших дней. Все верхние притоки были труднодоступны, т. к. берега скалистые, глинистые, есть большие перепады высот до 120 метров. Это были охотничьи и рыбные места. Низовые притоки с плодородными, заливными лугами берегов заселяли русские, которые занимались здесь земледелием и скотоводством.
Топонимика населенных пунктов

Большинство русских названий поселений произошли от фамилии, имени или прозвища человека, например:
д. Паладино -- от имени первого поселенца -- Палладия, получившего свое имя при крещении по списку имен святых в честь преподобного Палладия (от греч. слова «Бог войны», день ангела которого 28 января и 27 ноября).
От имен первых поселенцев, основателей деревни, происходят названия деревень Микулино -- от коми Микола (в рус. яз. -- Николай), Макаровская, Даниловская, Еремеевская, Антоновская, Артюкинская (от Артюша), Оксеновская (от Аксен).
От фамилий образованы названия деревень Помолево, Шубинская и др.
От прозвищ -- деревни Богатырева, Мальцова, Дедовская, Глотовская («глот» -- обжора), Лутмановская -- «лут» -- черпак берестяной для воды, в виде воронки; Демасово -- от Дема, демкины дети -- черти, бесенята.
Многие коми названия деревень указывают на природные особенности местности, где они находятся, например:
д. Матлуз -- с коми -- ближнее пастбище,
д. Козновицы -- луг, в окружении ельника,
д. Сироканская -- «сир» -- щука, «кань» -- кошка,
д. Увдор -- нижний край,
д. Иб -- возвышенность,
д. Юргино -- начало большого луга,
д. Гортион -- дом собаки, конец,
д. Сиричкож -- щучий омут, за перекатом,
д. Чорва -- «шор» -- середина, «ва» -- река, на середине Яреньги, «чер» -- житель.
Русские деревни упоминаются уже в переписной книге за 1646 год, например: д. Княжщина (красная смородина -- с волог. говора), д. Антонков починок, д. Демки Яковлева починок, д. Зосимовская (скотная изба на дворе мужика, с нижнекостромского говора), д. Старое городище на месте старого Еренского городка и др.
Подведем итоги.
Из географических названий становится ясно, что коренными жителями р. Яреньги были народы коми -- пермяки, заходили сюда со стадами ненцы, ханты и манси, охотники и рыболовы, оленеводы, они-то и дали первые названия рекам, возвышенностям и озерам.
С XIV века в этих местах появляются и оседают русские. Судя по названиям деревень, это были выходцы с северо-запада (Новгород, Псков) и юго-востока (Верховья Волги, Кострома и Вологодчина). Они видоизменили коми названия (Матлуз -- Матлуг) и внесли свои, типично русские (д. Борок, д. Заозерье, д. Зосимовская, д. Оксеновская). Процесс русификации шел медленно в деревенской местности, в силу удаленности от торговых путей в XIX-XX веках край сохранил богатую коми-топонимику. В данной работе сделана первая попытка обобщить топонимический материал на основе анализа письменных источников (переписных книг за 1646, 1678 года и Клировых ведомостей за 1916 год, а также научной литературы по данной теме). Работа далеко не закончена, она еще ждет своих новых исследователей.
«Расшифровка «языка Земли» -- очень нелегкий труд. Географические названия хранят еще много тайн, но любознательному краеведу, который не поленится заглянуть в книги, топонимы могут рассказать много интересного.

Поверьте, окружающий мир воспринимается совершенно иначе, когда знаешь его историю».
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Ершов
Имя Михаил
Отчество Егорович
Дата рождения/Возраст __.__.1907
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, д. Лязью
Дата и место призыва Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы 54 сд
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 28.01.1945
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18003
Номер дела источника информации 277
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4370463
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Ершов
Имя Анатолий
Отчество Ильич
Дата рождения/Возраст __.__.1924
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, д. Лязиво
Дата и место призыва Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы штаб 173 сд
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 04.09.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 926
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Ершов
Имя Михаил
Отчество Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1913
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, д. Венденка
Дата и место призыва __.__.1942, Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы 265 сд
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 14.04.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 324
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Ершов
Имя Александр
Отчество Георгиевич
Дата рождения/Возраст __.__.1921
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, с. Ертоша
Дата и место призыва __.__.1942, Сыктывкарский РВК, Коми АССР, Сыктывкарский р-н
Последнее место службы 153 арт. пуш. Бр.
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия умер
Дата выбытия 02.02.1945
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18003
Номер дела источника информации 241
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из картотеки

Фамилия Ершов
Имя Антон
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, Устовачерский с/с
Дата и место призыва Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы СФ, 4 ОБМП
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.05.1942
Название источника информации ЦВМА


Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Фамилия Ершов
Имя Антон
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1921
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, Устовачерский с/с
Дата и место призыва __.__.1940 Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы СФ, 5 бат. 12 ОБМП
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия Между 28.04.1942 и 15.05.1942
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 864
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 1312
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Информация из картотеки

Фамилия Ершов
Имя Степан
Отчество Кесаревич
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Коми АССР, Удорский р-н, с. Ертома
Дата и место призыва 13.09.1938 Удорский РВК, Коми АССР, Удорский р-н
Последнее место службы 331 сп 100 сд
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия попал в плен (освобожден)
Дата выбытия 08.08.1941
Название источника информации ЦАМО
Название картотеки Картотека ФЗСП и АЗСП
http://obd-memorial.ru/Image2/...2505_0.JPG
http://obd-memorial.ru/Image2/...2506_0.JPG
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
КРАЙ УДОРСКИЙ

Справка из архива: "К местностям, называемым Удорой, можно причислить одиннадцать селений: Княжпогостское - по-зырянски Вис, Онежское - Турья-иб, Турьинское, Веслянское, Глотово-Слободское, Косланское, Селибское, Венденгское, Ертомское, Важгортское, Чупровское, стоящие на значительных расстояниях на реках Вымь, Мезень и башка на пространстве 350 верст. Сами же зыряне считают границу Удорского края далее на 150 верст, а именно от с.Глотово-Слободского, стоящего уже при Мезени. К этой местности принадлежат семь селений, расположенных на расстоянии ста верст. Поэтому при вопросе зырян: "Кытысь тэ?" (откуда ты), они отвечают: "Удораысь" (с Удоры), не называя при этом села или деревни... В 1,5 верстах от Княжпогоста находится д.Удор. И не от этой ли деревни происходит название всего края? Есть предположение, что в Княжпогосте жил зырянский языческий князь Удор, от которого, возможно, и произошло название края.
Удорцы - мужчины телосложения крепкого, плечисты по сравнению с другими зырянами, рослы. Женщины тоже выше обыкновенного роста, но не отличаются красотой и по типу лица подходят близко к самоедкам. Удорец - житель северных окраин - настойчив, тверд по характеру и трудолюбив. Он не расточителен, не склонен к роскоши, воздержан и экономен в высшей степени, так что у него каждый грош наперед рассчитан. Старается беречь копейку на черный день. Удорские зыряне вследствие строгой жизни и соблюдения многих гигиенических правил отличаются здоровым долголетием. Есть немало стариков 70-80 лет и более. Оспа и горячка не часты. Преступления также редки. Тяжебные раздоры бывают редко, а если и случается ссора, то стараются кончить миром и многие самосудом, при помощи местного начальства, но никогда не доводят до высшего чиновничьего начальства". (По Иннокентию Попову).
КРЕЩЕНИЕ и ПОХОРОНЫ.
Удорцы редко крестят новорожденных в церкви, редко посещают и сами богослужения. Делается это по обычаю и с тех пор, когда у них церкви не было, а до ближайшей далеко. "Не имея возможности посещать церковь, молятся дома. У всех есть запасные восковые свечи. В праздничный день, когда хозяйка приготовит кушать и оденется, а глава семьи зажжет свечи перед иконами, они, встав впереди, молятся, заставляя других молиться вместе с ними. В будни же каждый молится отдельно. Также поминают и усопших в день их кончины, когда к обеденному столу приглашают и многих родных. Кроме того, усопших поминают в Троицкую и Покровскую субботы, но уже в храме. Тогда в церковь с собой приносят блины, рыбные пироги, кашу, молоко, вареных и жареных рябчиков. Часть еды оставляют причету, а остальное выносится на могилы, где все садятся в круг и съедают другую часть принесенного, выпрашивая у бога царства небесного умершим, наконец, остальная часть еды уносится домой тем, кто не был на поминках".
ШКОЛЫ НА УДОРЕ.
Проживая по соседству с русскими жителями Архангельской губернии, удорцы довольно свободно изъясняются на русском языке. Тому способствуют и промыслы, коими занимаются ежегодно мужчины. И только женщины, живущие постоянно дома, не умеют говорить по-русски, хотя и поют на свой лад русские песни. Владению русской речью мальчики учатся и в школах. А школы открывают сами родители. "Для обучения детей грамоте более состоятельные отцы в числе нескольких лиц нанимают чаще на зиму какого-нибудь учителя за небольшую плату, дают ему помещение и еду. Такой педагог обучает мальчиков азбуке словесного чтения, заканчивая часословом и псалтырем. Внятное беглое чтение считается верхом совершенства - "ладдьысьо тай зэв и нин шаня". Но хороших учителей нет. Учителя - те же зыряне, которые обучались вышеназванным образом. Имеющиеся два земских училища в Глотово-Слободе и Важгорте (в них вполне подготовленные учителя) начали распространять грамотность по всем селениям".
ПРИВЫЧКИ. ЗАРАБОТКИ.
Питейное заведение, в один год бывшее на краю Удоры, по случаю малого потребления водки закрыто, так как принесло содержателю убыток.
В доме у местных вообще никто не курит. А если и случится такое в праздники или свадьбу, то мать, сестры, тетки быстренько выгоняют курильщиков из избы. Кричат: "Кури на улице хоть до посинения. А сюда запах не носи!" Не так часто пьют чай. Да и то только мужики. Деньги жалеют.
У них оплачены все подати. Как только староста окликнет, отец берет деньги, идет в сельуправление и вносит подати.
Деньги зарабатываются, прежде всего, охотой. Промыслу учатся с малых лет. Почти нет домов, где не было бы винтовки и хоть одной собаки. Промышляют дичь, белок, медведей, горностаев, лисиц (попадаются не часто). Увидев след редкого зверя, охотники готовы выслеживать его целый месяц, уходят за 70 верст. Кроме охоты, удорцы занимаются рубкой леса по подряду купцу (арендатору). Сплавляют лес по Мезени и Вашке к Белому морю в Мезенскую губу для заграничного отпуска. Некоторые с давних времен занимаются коновальством.
БРАКОСОЧЕТАНИЕ.
В брак вступают в 25-30 лет. Но если и в эти годы сын не собирается жениться, родители тому способствуют.
В знак согласия выйти замуж невеста передает жениху определенную вещь, как бы в залог. Сватающие знают - это символ свадьбы: значит, пиру быть. В доме жениха ждут гостей-свадебщиков. Крыльцо заперто, но открыты ворота сзади. Хозяйка подает на стол. Хозяин наливает в рюмки вино, обносит гостей братиной с пивом. За столом вся родня жениха, а от невесты только дружка, крестный отец и мать.
ОТЕЦ-ГЛАВА СЕМЬИ.
В семейном быту отец - глава дома, неограниченный правитель, которому все беспрекословно повинуются. Его слово для всех прочих членов семейства - закон. Хозяин всем назначает занятия. Женщине, как старшей хозяйке в доме, подчиняются в меньшей степени.
Женатые братья в случае желания разделиться заявляют отцу и, получив разрешение, делятся полюбовно.
Разводятся тогда, когда уже есть свой дом.
ДОМ УДОРЦА.
Дома состоят из двух жилых покоев - теплого и холодного, в которых живут попеременно. Не занятая изба служит чуланом-кладовой. Дома у многих наполовину черные, наполовину белые. Впрочем, в последнее время стали строить только белые.
Особенность - под комнатой, где у других голбец, у удорцев хлев (зимний) для коров и телят. Сено в ясли спускают из комнаты через прорубленное около печи отверстие, закрывающееся крышкой. Кроме того, под печкой делается другое большое отверстие с дверью и лестницей, по которой спускаются доить корову. А скот держат в большей степени для навоза, частью - для молока. Для продажи откармливают быков.
На Удоре не держат свиней и кур. Последних - из опасения, что их истребят собаки. Поэтому даже в пасху не найти здесь ни одного яйца в целом приходе.
СТОЛ УДОРЦА.
Стол удорца в основном ячменно-мучной и редко мясной и рыбный. Река Вашка рыбой не изобилует, да и та, что есть, мелкая. За неимением местной рыбы питаются большей частью морской: треской да сигами. Сигов запасают в январе, покупая на ярмарке в Важгорте у самоедов. И запасают только для праздников и торжеств. Продается рыба бочками, поэтому покупают вскладчину. Постоянный тресковый и сиговый стол только у богачей. Бедные же питаются исключительно жидкой кашицей из ячменной муки. Такой стол настолько привычен, что когда варят говядину или рябчика, считают такую еду невкусной.
Щи обычно варят из вяленого на шестах мяса. Непременно с добавлением ячменной муки. Рыбу потребляют с хлебом. Уху не варят вовсе.
Вечерами все в работах. Женщины ткут холсты. Из них шьют рубашки для повседневной работы. Из ситца, нанки, тика - для праздников. А для верхней одежды шьют малицы и совики из оленьих шкур. Мужчины на зиму готовят катанки, а для лета - бахилы, для праздников - сапоги. Такая одежда пригодна как для женщин, так и для мужчин.
Зима. По улице идут люди. Все в малицах и катанках. Ни сзади, ни спереди нельзя отличить, кто из них мужчина, а кто - женщина. Но ошибки не будет, если скажешь: "Это удорец идет!"
Александр ПАНЮКОВ, краевед
"Экспресс-неделя" N 011 от 11.03.2004
http://www.prazdnikinfo.ru/5/5/i21_1368.htm








Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3279
Фотоальбом с. ЙӦРТЫМДІН (ЁРТОМ) Удорского района, июнь 2012.
http://foto11.com/komi/geo/jortymdin-ertom/
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈