Дрозд Дмитрий | Наверх ##
7 августа 2007 15:43 7 августа 2007 15:54мысли вслух (в основном для себя) Казалось бы, что вот сижу я здесь и ничего не делаю – в архив не хожу, и дело стоит на месте. А вот нет… Анализ полученного материала – это, знаете ли, тоже большое дело…. Так я вам скажу, ибо то, что я нашел, пожалуй, несколько перевернет, ну или по крайней мере, несколько разнообразит мои поиски. И это не на какой-то там левой шестиюродной линии, а на главной ветви Дроздов, где, казалось бы, не должно ничего от меня ускользнуть…. Ну сначала по порядку. Своих Дроздов я начал искать, а точнее, находить в исповедальных ведомостях Минского Екатерининского Собора, естественно, что были они православные. К приходу этого собора предположительно принадлежала их деревня, эти книги я взял в первую очередь и сразу нашел нужную запись. Правда, здесь же я столкнулся с первым открытием: оказывается, что мои Дрозды жили не в деревне Дрозды, как я думал, а в деревне Заречье, о которой до этого я не слышал. В принципе, не так уж и далеко – кто Минск знает, то от одной деревни до другой можно пешком дойти вдоль Свислочи – в сторону Минского моря, под коим, при строительстве водохранилища и погребли сию деревню. Жили Дрозды там и не тужили, сено косили, продавали – места заливные, болотистые, трава хорошо росла. Вот на траве, судя по всему, и сделали они свой бизнес. И, судя по всему, не очень-то тяготились своим крепостным положением, ведь по документам даже их хозяйка Броницкая должна была им ни много, ни мало 400 рублей. Ну, это я уже все позже узнал. Но первая находка задала направление всем поискам. Во-первых, узнал я в какую церковь они ходили, что позволило мне брать книги метрик Минского уезда и потихоньку докапываться до таинств их рождения, брака и смерти, а, во-вторых, взять ревизские сказки по Заречью этой самой Броницкой… Уже на первых этапах пришлось столкнуться с некоторыми нестыковками, объяснение которым найти очень тяжело. Так, все источники: могильный камень, запись в ревизской сказке и запись в исповедальных ведомостях давали разные даты рождения моего прапра… Павла. На плите черным по черному написано: что жил 65 лет, умер в 1898 году. Математика для первого класса… Значит, родился приблизительно в 1833 году. Все просто. В исповедальных ведомостях 1888 года Павлу Алексеевичу 44 года, т.е. родился в 1844 году. В ревизских сказках 1850 года Павлу Алексеевичу 9 лет, т.е. родился в 1841 году. В ревизских сказках 1834 года его еще нет. В записи о браке в Тарасовской церкви за 1860 год Павлу Алексеевичу 25 лет, т.е. он родился в 1835 году. Т.е всего 5 источников, упоминающих моего предка, дают мне 5 вариантов года его рождения: 1833, после 1834, 1835, 1841 и 1844 годы. При этом, хотя разница в возрасте достигает 11 лет, то, что это один и тот же Павел у меня сомнений не вызывает. Его жена носит не столь распространенное имя отчество Домицелия Матвеевна и, кажется, второй такой в этой местности нет. Но в записи о браке с Павлом 1860-го года ей 20 лет, что даёт 1840 год рождения. В исповедальных ведомостях за 1888 она неожиданно помолодела и родилась в 1844 году, став всего лишь на год моложе своего мужа (в записи о браке разница в 5 лет). Исповедальные ведомости 1915 года, практически дают ту же дату рождения: 1915 – 70 = 1845. Ну, это еще половина путаницы. В ревизской сказке за 1858 год в имении Ярково помещица Броницевой записаны следующие: 16. 9. Алексей Семенович Дрозд 49 56 Жена Кристина Яковлевна - 54 Сыновья: Николай 19 26 Павел 9 16 Василий 8 15 Франц 7 14 Николая Алексеева жена Анна Степановна – 20 За 1850 год 16 Антона Семеновича брат Алексей Жена Кристина Яковлевна 30 47 Сыновья: Николай 3 19 Илья 1 умер 1837 Павел – 9 Василий – 8 Франц – 7 С комментарием: по 8 ревизии числились за протоиереем Ситкевичем, возвращены из имения Яркову. Более подробно сказано в титульном листе самих сказок: 1850 года октября месяца 30 дня Минской губернии и уезда фольварка Яркова деревни Ярково и двух участков, наделенными было из эксдивизии Петуха дворянину Игнатию Верниковскому и протоиерею Ситкевичу, каковые по решению общего собрания правительствующего сената возвращены во владение наследнице означенного Пиотуха помещице Нимиры Казимировны дочери Броницевой. Крестяне, состоящие в означенном фольварке Ярково, числились по 8 ревизии за матерью ее Броницевой ейной Пиотуховою, а ныне возвращены решением Минской казенной палаты 23.01.1850 года.
В ревизских сказках 1834 года: … Антона брат Алексей 15 33 Алексей жена Кристина 25 Алексей сыновья Николай – 3 Илья – 1 И на титульном листе сказок: В Минскую Уездную Ревизскую Комиссию Минской губернии и Уезда Соборного Греко-Униатского Протоиерея Минского Декана Петра Ситкевича проживающего в городе Минске
На основании правил народной переписи составил ревизскую сказку о крестьянах деревни Заречья мужеска пола восьми и женска пола семи душках, выделенных мне из той же деревни с участком решением Ярковского эксдизиорского суда 1821 года апреля 2 дня от помещика Казимира Пиотуха, которые крестьяне на имя мое причислены… Соборный протоиерей Декан Минский Петр Ситкевич Апреля 16 дня 1834 года.
Т.е в принципе ясно, что помещик Казимир Пиотух подарил моих предков протоиерею Ситкевичу, который и подавал на них ревизию в 1834. Но решением сената моих предков вернули наследнице, дочери Пиотуха – Нимире Броницевой. Есть надежда поискать и найти все эти решения Суда, что конечно, бы прояснило причину этих маневров.
И вот дальше путаница усугубляется. В брачном обыске Минского Екатерининского Собора за 1873 год сохранился следующий брачный обыск: 1873.28.01 Франц Алексеевич 28 лет д. Заречье и Ева Ивановна Витковская 18 лет. Д. Тарасово. Этот Франц Алексеевич указан в ревизских сказках, как сын Алексея – моего предка, годы рождения приблизительно совпадают и других Францев в Заречье не было. Но… В метрической записи Минского Екатерининского Собора за 1880 год указано: 15.10 родился Петр сын деревни кр. Заречья Франца Александровича Дрозда и его жены Евы Ивановны…. Т.е., Алексеевич записан как Александрович, что в первый раз я запросто списал на описку писаря. Но… Запись за 1863 год из Минского Екатерининского Собора: 10.02 Анна кр. Деревни Заречья Павел Александров Дроздовский и его жена Домицелия Матвеевна, оба православные. Причем, и здесь не возникает сомнения, что речь о том же Павле – хоть и Александрович он, хоть и Дроздовский… Ну, к счастью, не было в Заречье других Павлов Дроздов… Запись того же года в крестных у Адама Матвеевича Шиманского (брата Домицелии): Павел Александров Дроздовский. Казалось бы на опечатку уже не похоже – тут какой-то иной поход – что Алексеевича начали Александровичем именовать… Ну, и ладно, подумал я, в конце концов, сомнений, что это один и тот же человек не возникает… И вот буквально в последний свой визит, просматривая метрики Семково-Городецкого костела… Запись за 1831 год: 22.2 кр. Александр Дрозд сын Сымона лет 25 з Заречья и Кристина Садовская дочка Ильи. Лет 20 з Лапоревич. Поручители Иван и Михаил Шиманские. И в тот же день к. Иван Садовский сын Ильи 18 и Анна Бабицкая дочь Михаила. Ну вот, как меня озарило! Оказывается, был это загадочный Александр, и даже запись о его браке сохранилась. И был он католиком! Дальше в записях я нашел даже несколько записей о детях этого брака: 1831 год Николай кр. Александра и Кристины з Садовских Дроздов Заречье. 1834 год Александра и Кристины Дроздовских дочери Анелия и Пелагея, крестные: Ян Мороз и Пракседа Шляхтенок, Василий Садовский и Марианна Сопотькова Значит, у моего Алексея Дрозда был брат Александр! Ну, честно говоря, был брат и был. Тогда у меня все двинулось с Борейками, наконец-то нашел мой предок – и все двинулось в ту сторону… И вот уже в Москве меня еще раз осенило… Это ж мой предок!!! Вот этот Александр, он же Алексей – это, все-таки, один и тот же человек!!! 1. Родился он по записи о браке 1831 – 25 = 1806 Алексей брат Антона по ревизским сказкам родился в 1801 или 1802 году. Но учитывая, всю путаницу с Павлом в 11 лет разницы, пять лет – это не срок. 2. Жена Кристина. Правда, опять же, в поздних ревизских сказках она названа Яковлевна, в ревизии 1834 года еще просто Кристина, по метрикам дочь Ильи. Она 1809 года рождения по ревизии и 1811 по записи о браке. 3. Сын Николай. В ревизии у Алексея и Кристины есть сын Николай 1831 года рождения. Здесь же сохранилась запись о его рождении и даже нет разницы в возрасте – тоже 1831. Вот такое вот открытие. Во многом спорное, но…. Вот поэтому и хочется мне скорее ворваться в архив и заказать наконец-то эти недоступные ревизские сказки 1816 года, которые я жду уже целый год, а также еще раз лист за листом просмотреть метрики Семково-городецкого костела…
|