Гнеушевы
Гнеушевы из Бичуры Республика Бурятия
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:06 11 января 2021 18:02 ГАУКРБ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» Ф. 530. «Бичурская Успенская церковь (1902–1918 гг.)
Метрическая книга Бичурской Успенской единоверческой церкви на 1913 год (на 12 листах)...не полностью.
лист 1 О родившихся
лист 1 об, 2
04.01.1913 Татияна. Крестьянин СтароБичурскаго селения Спиридоний Деомидов Гнеушев, его жена Васса Максимова, оба православные Восприемники. Дмитрий Леонов Арсентьев, девица Мария Леонова Тислова
06.03.1912 (крещ. 17.01.1913) Марфа.Крестьянка Малокуналейскаго села Евдокия Прокопиева Осиновская, православная Восприемники. Крестьянин Иннокентий Прокопиев Непомнищий, девица Марфа Зайкова
21.12.1912 (крещ. 17.01.1913) Татияна. Крестьянка Малокуналейскаго села Евдокия Прокопиева Осиновская, православная Восприемники. Крестьянин Иннокентий Прокопиев Непомнищий, девица Марфа Зайкова
30.01.1913 Георгий. Крестьянин СтароБичурскаго селения Аггий Зотиков Савельев, его жена Екатерина Дмитриева, оба православные Восприемники. Крестьянин Андрей Андреев Гнеушев, крестьянская жена Евдокия Стефанова Гнеушева
17.02.1913 Иоанн. Крестьянин СтароБичурскаго селения Гавриил Филиппов Чубаров, его жена Иулита Иванова, оба православные Восприемники. Крестьянин Иван Яковлев Савельев, крестьянская жена Матрена Иванова Гнеушева.
13.03.1913 Василий. Крестьянка Сухоручскаго селения Евдокия Никифорова Сафонова, православная Восприемники. Крестьянин Константин Матвеев Сафонов, девица Анастасия Анисемова Сафонова
лист 2 об, 3
04.03.1913 Матрена. Крестьянин СтароБичурскаго села Илья Арсениев Гнеушев, его жена Александра Деомидова, оба православные Восприемники. Крестьянин Козьма Дорофеев Гнеушев, девица Евдокия Андреева Гнеушева
24.03.1913 Георгий. Крестьянин СтароБичурскаго села Никифор Арсениев Петров, его жена Агафия Яковлева, оба православные Восприемники. Крестьянин Дорофей Андреев Гнеушев, крестьянская жена Агрипина Леонова Гнеушева
07.04.1913 Ирина. Сс.поселенец Окиноключевскаго села Георгий Меркуриев Кутузов, его жена Пелагия Поликарпова, оба православные Восприемники. Крестьянин Трофим Варлаамов Варакин, девица Клавдия Козьмина Ганина
05.06.1913 Кирилл. Крестьянин СтароБичурскаго села Иван Афанасиев Гнеушев, его жена Афанасия Савватиева, оба православные Восприемники. Сс.поселенец Николай Петров Исааков, крестьянская жена Пелагия Леонова Оленникова
18.06.1913 Марфа. Крестьянин СтароБичурскаго села Гавриил Гавриилов Чубаров, его жена Анастасия Иванова, оба православные Восприемники. Крестьянин Илия Иванов Верхушин, девица Феодосия Гавриилова Чубарова
17.06.1913 Иоанн. Крестьянин Верхнемаргинтунскаго села Матвей Иванов Перевалов, его жена Евдокия Григорьева, оба православные. Восприемники.Крестьянин Симеон Петров Сафонов, девица Варвара Васильева Пахорукова
лист 3 об, 4
22. 07.1913 Марфа. Крестьянин СтароБичурскаго села Григорий Афонасиев Гнеушев, его жена Феоктиста Алексеева, оба православные Восприемники. Крестьянин Григорий Алексеев Сафонов, крестьянская жена Евдокия Стефанова Гнеушева
28.07.1913 Андрей. Крестьянин СтароБичурскаго села Иван Иванов Гнеушев, его жена Мелания Сергеева, оба православные Восприемники. Крестьянин Георгий Иванов Гнеушев, девица Ксения Сергеева Перфильева
28.07.1913 Евдокия. Крестьянин СтароБичурскаго села Дорофей Андреев Гнеушев, его жена Анна Спиридонова, оба православные Восприемники. Крестьянин Константин Васильев Соболев, девица Ирина Савватиева Гнеушева
04.08.1913 Лаврентий Крестьянин СтароБичурскаго села Архип Петров Савельев, его жена Татиана Никифорова, оба православные Восприемники. Крестьянин Петр Александров Петров, крестьянская жена Анна Петрова Петрова
07.08.1913 Василий. Крестьянин СтароБичурскаго села Андрей Саввин Шарапов, его жена Ольга Васильева, оба православные Восприемники. Крестьянин Тимофей Андреев Шарапов, крестьянская жена Соломония Шарапова
22.09.1913 Ефросиния. Крестьянин СтароБичурскаго села Константин Феодоров Гнеушев, его жена Анисия Деонисиева, оба православные Восприемники. Крестьянин Еремей Деонисиев Сафонов, крестьянская жена Анна Васильева Гнеушева
лист 4 об, 5 04.10.1913 Алексий. Крестьянин СтароБичурскаго села Владимир Евфимов Таскаев, его жена Екатерина Антонова, оба православные Восприемники. Крестьянин Феодот Алексеев Бутаков, крестьянская жена Агрипина Леонова Гнеушева
10.10.1913 Андрей. Крестьянин СтароБичурскаго села Павил Ильин Гнеушев, его жена Неонилла Дорофеева, оба православные Восприемники. Крестьянин Лаврентий Павлов Гнеушев, девица Евдокия Тимофеева Куршина
15.10.1913 Парасковия. Мещанин гор. Троицкосавска Александр Леонов Самуилов, его жена Клавдия Гавриилова, оба православные Восприемники. Мещ. фельшер Стефан Яковлев Куликов, жена почтово-телег.чиновника Агрипина Феодорова Тараканова
15.10.1913 Парасковия. Крестьянин Сухоручской деревни Андрей Димириев Сафонов, его жена Гликерия Саввина, оба православные Восприемники. Крестьянин Андрей Никифоров Сафонов, крестьянская жена Дария Феодосиева Перфильева
23.10.1913 Дмитрий. Крестьянин Сухоручской деревни Иван Калинин Сафонов, его жена Евдокия Петрова, оба православные Восприемники. КрестьянинГригорий Алексеев савельев, девица Мавра Петрова Сидинкина
01.11.1913 Михаил. Крестьянин СтароБичурскаго села Иван Яковлев Савельев, его жена Феодора Гавриилова, оба православные Восприемники. Крестьянин Стефан Ильин Гнеушев, Феодора Гавриилова Чубарова
лист 5 об, 6 03.11.1913 Михаил. Крестьянин СтароБичурскаго села Афанасий Изотов Савельев, его жена Пелагия Ипатова, оба православные Восприемники. Крестьянин Аггей Изотов Савельев, крестьянская жена Мария Николаева Гнеушева
08.11.1913 Иоанн. Крестьянин СтароБичурскаго села Леон Васильев Кислов, его жена Дария Михайлова, оба православные Восприемники. Крестьянин Михаил Саввин Шарапов, крестьянская жена Пелагия Леонова Оленникова
22.11.1913 Иннокентий. Крестьянин СтароБичурскаго села Лаврентий Матвеев Гнеушев, его жена Феоктиста Яковлева, оба православные Восприемники. Крестьянин Евстафий Дорофеев Гнеушев, девица Евдокия Миронова Гнеушева
25.11.1913 Варвара. Крестьянин СтароБичурскаго села Иннокентий Феодоров Гнеушев, его жена Агрипина Ильина, оба православные Восприемники. Крестьянин Иван Васильев Сафонов, девица Таисия Васильева Гнеушева
10.12.1913 Даниил. Крестьянка Узколускаго села Агафия Симеонова Потемкина, православная Восприемники. Крестьянин Стефан Захаров Иванов, девица Евдокия Михайлова Лебедева.
18.12.1913 Феодор Крестьянин Сухоручской деревни Николай Спиридонов Панкратьев, жена его Марфа Николаева, оба православные Восприемники. Крестьянин Лаврентий Кононов Перфильев, девица Ирина Николаева Сафонова
лист 9 УМЕРШИЕ
лист 9 об., 10
22.02.1913 Крестьянка Тобольской губернии Анастасия Федорова Благинина, 30л 29.03.1913 Крестьянский сын СтароБичурскаго села Николай Демьянов Гнеушев, 4 месяца 20.04.1913 Крестьянский сын Малетинской волости Иннокентий Алексеев Казловский, 13 л. 01.05.1913 Крестьянский сын Малетинской волости Афонасий Алексеев Казловский, 1 г. 20.07.1913 КрестьянкаСтароБичурскаго села Ксения Стефанова Чуборова, 60 л. 20.08.1913 Крестьянский сын СтароБичурскаго села Василий Андреив Шарапов, 2 недели 24.08.1913 Сс. поселенец Бичурскаго села Алексий Тимофеев Тимофеев, 78 л.
Священник Акиндинъ Павловъ
--- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:06 11 января 2021 18:03 ГАУКРБ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» Ф. 530. «Бичурская Успенская церковь (1902–1918 гг.)
Метрическая книга Бичурской Успенской единоверческой церкви 1914 год (на 14 листах)...не полностью
лист 1 об., 2
29.12.1913 Ксения. Крестьянин СтароБичурскаго села Федор Никитин Гневушев, его жена Васса Никифорова, оба православные. Восприемники. Александр Никифоров Паньков, девица Марфа Никинина Гневушева
12.01.1914 Татиана. Крестьянин СтароБичурскаго села Иван Иванов Гневушев, его жена Екатерина Андрианова, оба православные Восприемники. Прокопий Засимов Гневшев, крестная жена Анна Павлова Гневушева
12.01.1914 Григорий. Крестьянин Сухоручской деревни Ксенофонт Лукин Сафонов, его жена Феодосия Константинова, оба православные Восприемники.Амос Иванов Попов, девица София Ксенофонтова Сафонова
04.02.1914 Анна. Крестьянин СтароБичурскаго села Иннокентий Андреев Шарапов, его жена Серофима Владимирова, оа православные Восприемники. Александр Владимиров Карпов, крестная жена Мария Владимирова Гневушева
лист 2 об, 3
03.03.1914 Евдокия. Крестьянин Архангельскаго села Красноярской волости Димитрий Тарасов Иванов, его жена Марена Никитина, оба православные. Восприемники. Никифор Димитров Иванов, жена священника Епистимия Саввина Павлова
08.03.1914 Василий. Крестьянин СтароБичурскаго села Домиан(прим. Демиан) Иванов Гневушев, его жена Агрипина Георгиева (прим. правильно Аграфена Егоровна), оба православные. Восприемники. Никифор Феодоров Гневушев, крестная жена Агрипина Леонтиева Гневушева
17.03.1914 Василий. Крестьянин Малетинскаго села Алексий Иванов Казловский, его жена Варвара Иванова, оба православные Восприемники. Виктор Лебенкин Матвеевич, крестная жена Парасковия Ианова Лебенкина
18.03.1914 Василий. Крестьянин СтароБичурскаго села Гавриил Домианов Оленников, его жена Пеоагия Леонова, оба православные Восприемники. Павел Васильев Кислов, девица Иулиания Васильева Лизунова
01.04.1914 Георгий. Крестьянин Сухоручской деревни Прокопий Феофанов Перфильев, его жена Агрипина Гавриилова, оба православные Восприемники. Гавриил Иннокентиев Борисов, девица Екатерина Никифорова Мальцева
лист. 3 об, 4
28.04.1914 Николай. Крестьянин Енисейской губернии Петр Александров Петров, его жена Агафия Филимонова, оба православные Восприемники. Николай Стефанов Патрушев, девица Лидия Петрова Петрова
10.05.1914 Петр. Крестьянин СтароБичурскаго села Певал Иванов Гневушев, его жена Дария Иванова, оба православные Восприемники. Никифор Сидоров Синицин, девица Агрипина Иаковлева Савельева
24.05.1914 Феодосия. Крестьянин Сухоручской деревни Михаил Афонасиев Телешев, его жена Анна Прокопиева, оба православные Восприемники. Георгий Прокопиев Сафонов, крестная жена Агафия Александрова Сафонова
13.06.1914 Леонтий. Крестьянин СтароБичурскаго села Феодор Константинов Новожененов???, его жена Иулиания Ксенофонтова, оба православные Восприемники. Домиан Гавриилов Непомнищий, крестная жена Анна Петрова Петрова
14.06.1914 Агрипина. Крестьянин СтароБичурскаго села Петр Иаковлев Гневушев, его жена Ирина Феодорова, оба православные Восприемники. Деонисий Феодоров Перевалов, девица Евдокия Михайлова Гневушева
лист?
11.07.1914 Марина. Крестьянин СтароБичурскаго села Прокопий Андреев Гневушев, его жена Анна Иоанова, оба православные. Восприемники. Стефан Илин Гневушев, Екатерина Сергиева Шарапова
02.07.1914 Гликерия. Крестьянин Томской губернии Самуил Евграфов Бобринский, его жена Ольга Матвеева, оба православные Восприемники. Демид Ксенофонтов Сафонов, девица Гликерия Михайлова Сафонова
29.07.1914 Евдокия. Крестьянин СтароБичурскаго села Стефан Иаковлев Савельев, его жена Анна Гаврилова, оба православные Восприемники. Василий Иаковлев Савельев, девица Агрипина Иаковлева Савельева
31.07.1914 Матфей. Крестьянин Сухоручской деревни Алексий Андреев Сафонов, его жена Ольга Васильева, оба православные Восприемники. крестьянин Константин Матвеев Иванов, девица Ирина Романова Сафонова
11.08.1914 Васса. Крестьянин СтароБичурскаго села Григорий Стефанов Гневушев, его жена Елисовета Михайлова, оба православные Восприемники. Илья Стефанов Гневушев, девица Марина Никитина Гневушева
лист.?
28.08.1914 Марфа. Крестьянин СтароБичурскаго селения Козьма Дорофеев Гневушев, его жена Агрипина Ев..енова, оба православные Восприемники Иван Ев..енов Лизунов, крестная жена Пелагея Леонтиева Оленникова
03.09.1914 Михаил. Крестьянин Сухоручской деревни Василий Михайлов Сафонов, его жена Лукия Иванова, оба православные Восприемники. Константин Михайлов Сафонов, девица Варвара Михайлова Сафонова
05.09.1914 Анна. Крестьянин СтароБичурскаго селения Иннокентий Матвеев Гневушев, его жена Васса Алексеева, оба правосланые Восприемники. Лаврентий Матвеев Гневушев, вдова Анастасия Кириллова Савельева
15.09.1914 София. Крестьянин СтароБичурскаго селения Гавриил Гавриилов Чуборов , его жена Анастасия Иванова, оба православные Восприемники. Матвей Иванов Гневушев , Феодора Гаврилова Савельева
27.09.1914 Харитина Крестьянин СтароБичурскаго селения Феодот Афонасиев Гневушев, его жена Евдокия Стефанова, оба православные. Восприемники. Тимофоей Васильев Колесов, девица Евдокия Николаева Шайдорова
лист?
28.09.1914 Пелагия. Крестьянин СтароБичурскаго селения Феодор Деомидов Гневушев, его жена Мария Тимофеева, оба православные Восприемники. Иван Деомидов Гневушев, девица Евдокия Тимофеева Колесова
25.09.1914 Пелагия. Крестьянин Сухоручской деревни Архип Ксенофонтов Сафонов, его жена Акилина Васильяева, оба православные Восприемники. Максим Васильев Перфильев, девица Харитина Ксенофонтова Сафонова
08.11.1914 Михаил. Крестьянин СтароБичурскаго селения Иван Афонасьев Гневушев, его жена Анастасия Савватиева, оба православные Восприемники. Козьма Афонасиев Гневушев, девица Клавдия Саввиниева Гневушева
15.11.1914 Екатерина. Крестьянин СтароБичурскаго селения Козьма Филлипов Шайдоров, его жена Феония Корнилова, оба православные Восприемники. Кирилл Засимов Гневушев, девица Екатерина Сергиева Шайдорова.
лист ?
21.11.1914 Стефан. Крестьянин СтароБичурскаго селения Леонтий Васильев Кислов, его жена Дария Михайлова, оба православные Восприемники. Владимир Евфимов Таскаев, девица Агафия Матвеева Петрова
24.11.1914 Екатерина. Крестьянин СтароБичурскаго селения Никита Феодоров Гневушев, его жена Дария Владимирова, оба православные Восприемники. Евдоким Никитин Гневушев, крес. жена Феоктиста Иаковлева Гневушева
25.11.1914 Варвара. Крестьянин СтароБичурскаго селения Спиридоний Деомидов Гневушев, его жена Васса Максимова, оба православные Восприемники. Василий Деомидов Гневушев, девица Матрена Деомидова Гневушева
07.12.1914 Павел. Крестьянин Сухоручской деревни Николай Афонасиев Сафонов, его жена Наталия Деомидова, оба православные Восприемники. Прокопий Иванов Непомнищий, девица Васса Афонасьева Сафонова
09.12.1914 Анисия. Крестьянин Сухоручской деревни Константин Матвеев Иванов, его жена Мелания Васильева, оба православные Восприемники. Николай Васильев Игумнов, девица Гликерия Михайлова Сафонова
лист?
08.12.1914 Евгения. Крестьянин СтароБичурскаго селения Никонор Феодоров Гневушев, его жена Анисия Иннокентиева, оба православные. Восприемники. Флегант Иннокентиев Манохонов, девица Евдокия Иванова Гневушева
15.12.1914 Стефан. Крестьнин Сухоручской деревни Георгий Прокопие Сафонов, его жена Фекла Михайлова, оба православные Восприемники. Василий Прокопиев Сафонов, девица Васса Михайлова Телешева
16.12.1914 Анисия. Крестьянин СтароБичурскаго селения Петр Терентиев Скуратов, его жена Ксения Андреева, оба православные Восприемники. Борис Ильин Гневушев, крет. жена Матрена Довыдова Савельева
18.09.1914 (крещ. 26.12) Вера. Троицкосавский мешанин Константин Михайлов Попов, его жена Александра Леонтиева, оба православные Восприемники. Лично почетный гражданин Генрих Домиников Криштапонис, мещанка Мария Леонтиева Бародий.
лист 11 УМЕРШИЕ
лист 11 об.
07.03.1914 СС поселенец Бичурской волости Терентий Саввин Калашников, 75 л. 13.03. 1914 Крестьянский сын СтароБичурскаго села Василий Домианов Гневушев, 1 неделя 27.07.1914 Крестьянин из сс Бичурской волости Клементий Тимофеев Мартинюк, 70 л 10.12.1914 Крестьянин СтароБичурскаго селения Павел Ильин Гневушев, 40 л. 01.12.1914 Крестьянская дочь СтароБичурскаго селения Марфа Григориева Гневушева, 1 г.
Священник Акиндин Павлов --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:07 11 января 2021 18:04 ГАУКРБ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» Ф. 530. «Бичурская Успенская церковь (1902–1918 гг.)
Метрическая книга Бичурской Успенской единоверческой церкви на 1916 год (на 10 листах)...не полностью
лист 1 О РОДИВШИХСЯ
лист 1 об, 2
15.01.1916 Григорий. Крестьянин СтароБичурскаго села Леон Васильив Тислов, его жена Дария Михайлова, оба православные Восприемники. Крестьянин Андрей Андреев Гневушев, кре. жена Матрена Довидова Савельева
01.01.1916 Георгий. Крестьянин Окиноключеской волости Андрей Васильев Деменко, его жена Анна Афонасиева, оба православные. Восприемники. Крестьянин Василий Андреев Деменко, девица Матрена Андрееваи Деменко
14.02.1916 Архип. Крестьянин Сухоручскаго села Иннокентий Стефанов Сафонов, его жена Парасковия Васильева, оба православные Восприемники. Петр Прокопиев Сафонов, девица Анастасия Александрова Игумнова
01.03.1916 Евдокия. Крестьянин Малокуналейской волости Феодор Сергиев Осиновский, его жена Анастасия Петрова, оба православные Восприемники. Петр Кондратиев Лебедев, крес. жена Евдокия Петрова Лебедева
04.05.1916 Николай. Крестьянин Бичурскаго села Василий Никифоров Сукнев, его жена Васса Козьмина, оба православные Восприемники. Крестьянин Иван Никифоров Ткачев, крестьянка Наталия Иванова Ткачева
лист 2 об, 3, 3об, 4, 4об, 5, 5 об, 6 -пропущен
лист 6 об., 7
28.10.1916 Николай. Мещанка г. Иркутска Екатерина Афонасиева Ащенкова, православная. Восприемники. Павел Андреев Козьмин, девица Саломонида Терентиева Агапитова
03.11.1916 Михаил. Крестьянин СтароБичурскаго села Афонасий Изотов Савельев, его жена Пелагия Ипатова, оба православные Восприемники. Аггей Изотов Савельев, кре. жена Мария Николиева Гневушева
08.11.1916 Григорий. Крестьянин СтароБичурскаго села Стефан Филиппов Шайдоров, его жена Парасковия Васильева, оба православные Восприемники. Роман Стефанов Шайдоров, дочь пристова Августа Петрова Шангина
08.11.1916 Иоанн. Крестьянин СтароБичурскаго села Захар Саввин Шайдоров , его жена Иульяния Никонорова,оба православные Восприемники. Андрей Андреев Гневушев, кре. жена Елена Владимирова Шарапова
14.11.1916 Стефанида. Крестьянин СтароБичурскаго села Архип Петров Савельев, его жена Татиана Никифорова, оба православные Всприемники. Макар Архипов Савельев, девица Агафия Деомидова Савельева
Лист 8 УМЕРШИЕ
лист 8 об.
19.02.1916 Крестьянка Еланскаго села Мария Тимофеева Логовская, 26 л. 04.04.1916 Крестьянская вдова Нионилла Садонова Петрова, 50 л. 12.11.1916 Сын сс поселенца Окиноключевской волости Иван Василиев Деменков, 2 г 23.11.1916 Крестьянин СтароБичурскаго села Захар Савельев Шайдоров, 44 г 23.11.1916 Крестьянка СтароБичурскаго села Анисия Деонисиева Гневушева, 28 л.
Священник Акиндин Павлов
--- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:08 11 января 2021 18:05 ГАУКРБ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» Ф. 530. «Бичурская Успенская церковь (1902–1918 гг.)
Метрическая книга Бичурской Успенской единоверческой церкви на 1917-18 год (на 16 листах)...не полностью
лист 1. О Родившихся
лист 1об, 2
08.02.1917 Евдокия. Крестьянка Буйского села Евдокия Сергиева Санжинова, православная Восприемники.Анастасия Гаврилова Агапитова
09.04.1917 Александра. Крестьянин СтароБичурскаго села Козьма Филиппов Шайдоров, его жена Феония Корнилова, оба праволавные Восприемники. Лаврентий Миронов Гневушев, Мария Николаева Шайдорова
24.05.1917 Феодосия. Крестьянин СтароБичурскаго села Филипп Иванов Гневушев, его жена Евдокия Николаева, оба православные Восприемники. Лаврентий Миронов Гневушев, Мария Николаева Шайдорова
08.06.1917 Петр. Крестьянин СтароБичурскаго села Аггей Зотиев Савельев, его жена Екатерина Дмитриева, оба правосланые Восприемники. Феодор Афонасиев Савельев, Марфа Васильева Савельева
23.07.1916 Анна. Крестьянская дочь девица Сухоручскаго села Наталия Михайлова Сафонова, православная Восприемники. Казачка Елена Логгинова Измайлова
лист?
21.09.1916 Роман. Гражданин СтароБичурскаго села Петр Иванов Гнеушев, его жена Мария Леонова, оба православные
17.09.1916 Харитина. Гражданин СтароБичурскаго села Домиан Иванов Гнеушев, его жена Агрипина Георгиева (прим. Аграфена Егоровна), оба православные
30.09.1916 Роман. Гражданка Усть-Урлукской станицы Марфа Васильева Бурчевская, православная
29.10.1916 Анастасия. Гражданин Дунайскаго села Филипп Филлипов Золотарев, его жена Мария Васильева, оба православные
лист ?
08.10.1916 Пелагия. Крестьянин Якутской области Трифон Макаров Перелыгин старообрядец, его жена Александра Васильева, православная Восприемники. Крестьянин Николай Ильин Братеньков, казацкая жена Агафия Антонова Босоваева
10.10.1917 Парасковия. Крестьянка Малокуналейскаго села Евдокия Козмина Осиновская, православная Восприемники. Крестьянская жена Феодосия Иванова Иванова
01.12.1917 Варвара. Крестьянин СтароБичурскаго села Дорофей Андреив Гневушев, его жена Анна Спиридонова, оба православные Восприемники. Георгий Петров Гневушев, девица Марфа Андреева Гневушева
13.12.1917 Павел и Стефан (близнецы) Крестьянин Верхнемаргинтуйскаго села Борис Гергиев Боженов, его жена Варвара Михайлова, оба православные Восприемники. Евстафий Васильев Боженов, девица Мария Васильева Боженова
лист ?
07.01.1918 Павел. Крестьянка СтароБичурскаго села Агрипина Константинова Петрова, православная Восприемники. Казак Павел Нестеров Измайлов
20.01.1918 Анна. Крестьянин СтароБичурскаго села Иннокентий Матвеев Гневушев, его жена Васса Алексеева, оба православные Восприемники. Крестьянин Порфирий Лаврентиев Гневушев, кре. жена Мелания Сергеева Гневушева
04.02.1918 Агафия. Крестьянин СтароБичурскаго села Исаак Петров Савельев, его жена Мария Васильева, оба православные Восприемники. Иаков Васильев Гневушев, девица Макрида Исаакова Савельева
23.02.1918 Евдокия. Крестьянин СтароБичурскаго села Иван Афонасиев Гневушев, его жена Анастасия Савватиева, оба православные Восприемники. Григорий Афонасиев Гневушев. кре. жена Агрипина Евгениева Гневушева
лист ? 23.02.1918 Евдокия. Крестьянин Сухоручскаго села Иннокентий Степанов Сафонов, его жена Парасковия Васильева, оба православные Восприемники. Василий Прокопиев Сафонов, девица Мария Павлова Сафонова
24.03.1918 Гавриил. Крестьянин СтароБичурскаго села Матвей Иванов Гневушев, его жена Анна Павлова, оба православные. Восприемники. Илья Никитин Гневушев, кре. жена Евдокия Павлова Бурсова
17.07.1918 Трофим. Гражданин Бучурскаго села Елистрат Харитонов Григорьев, его жена Фекла Иванова, оба православные Восприемники. Гражданин Иван Никифоров Ткачев, жена гражданина Дария Иванова Петрова
08.09.1918 Ефимия. Гражданин СтароБичурскаго села Тимофей Михайлов Гнеушев, его жена Васса Константинова, оба православные Восприемники. Гражданин Иван Константинов Боженов, жена граж. Мария Владимирова Гневушева
Священник Акиндин Павлов --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:15 12 мая 2019 15:38 РГАДА ф.350 оп.2 д.3070 Третья ревизия 1763 г по Селенгинскому дистрикту ……… Л.403об Да сверх той же переписной Генералитецкой книги по промемориям Иркуцкой провинцыи что ныне губернская города Селенгинска канцелярии ревизионных дел определенные по ильинскому острогу в подушной оклад ис прописных в прежную 722 году перепись в разночинцы и во крестьяне состоящие в семи и четрыгривенном окладе....
.Л.406 Петр Иванов сын Гневящев, у него дети Алексей, Степан; - в прошлом 748 г высланы на поселение в Колывано-Воскресенские заводы.
информация предоставлена Юлией Александровной Григорьевой, старейшиной сайта Предыстория
Колывано-Воскресенские заводы. В 1729 году А. Демидовым был пущен медеплавильный завод, названный Колывано-Воскресенским (в 1800–1802 гг. перестроенный в Колыванскую шлифовальную фабрику), в помощь ему в 1739 г. был заложен завод Барнаульский. С того времени на Алтае стало быстро развиваться горное дело, руководимое сначала Демидовым, потом с 1747 г. Кабинетом Его Величества. С открытием новых рудников шла и постройка новых заводов: в 1763 г. был построен Павловский завод, в 1774 г. – Алейский, в 1783 г. – Локтевский, в 1804 г. – Змеевский завод. Увеличиваясь численно, заводы, благодаря руководству лучших техников, совершенствовались и в техническом отношении --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:23 1 июня 2019 15:40 Источник http://www.predistoria.org/for...0#msg51370
Проект сайта Предыстория "Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии". Исповедные ведомости Еланской Введенской Богородской церкви за 1825 год, ГАЗК, 282-1-191. л. 201 об. Куналейской волости Бичюрской деревни Государственные крестьяне 85 - 274 Василей Алексеев сын Гневышев ? Гневушев?Ф. 407 Л. 202 86 - 282 Василей Алексеев сын ? малой 87 - 277 умершего крестьянина Семена Шарапова Жена вдова Вера Семенова дочь - 288 у ней сын Арефей 88 - 289 Устин Семенов сын Шарапов Ф. 408 Л. 202 об, 89 - 292 Петр Моисеев Шайдуров Ф. 409 Л. 203 90 - 299 Мирон Петров Шайдуров 91 - 302 Варфаламей Есипов сын Савельев 92 - 305 Григорей Есипов сын Савельев Ф. 410 Л. 203 об. 93 - 307 Андрей Петров сын Петров --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:30 1 июня 2019 15:41 ГУТО государственный архив в городе Тобольске ФИ 156 Оп.2 Д.1983 Разбор священноцерковнослужителей и их детей – 1769 год. священник Лев Корнилиев Гневышев - 1740 г.р.* дьячок Леонтий Корнилиев Гневышев - 1748 г.р.* дьячок Семен Семенов Гневашев - 1744 г.р.* пономарь Яков Гневашев - 1740 г.р.* г.р.* - год рождения вычислен. https://forum.vgd.ru/16/28293/...iew&o= --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:37 1 июня 2019 15:41 ИРКУТСКІЯ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТІ 21 СЕНТЯБРЯ № 38. 1863 ГОДА - 610 — МНИМАЯ МОГИЛА МИТРОПОЛИТА АРСЕНІЯ ВЪ ВЕРХНЕУДИНСКЪ. Кто именно былъ Арсеній умершій и погребенный въ Верхнеудинскѣ, это довольно обстоятельно объяснилъ еще покойный Преосвященный Йркутскій Михаилъ Бурдуковъ въ письмѣ своемъ отъ 21 іюня 1816 года къ покойному же издателю Йсторіи Іерархіи Росс. Церкви Преосв. Пензенскому Амвросію Орнатскому, писанномъ въ отвѣтъ на вопросъ сего послѣдняго: какой это Арсеній погребенъ въ Верхнеудинскѣ? и въ самомъ дѣлѣ не бывшій ли это Митрополитъ Ростовскій Арсеній Мацѣевичь? —Вотъ это письмо (*). *Копія съ сего мною была получена отъ покойнаго, прежде упомянутаго Тоб. купца Ан. Мир. Гнѣвашева, съ которымъ Преосв. Михаилъ до конца жизни велъ переписку и котораго онъ всегда принималъ съ любовію, познакомившись съ нимъ еще въ Тобольскѣ въ бытность свою тамъ сначала (до вдовства) соборнымъ священ' и учит. Сем. а потомъ Ректор, оной л Архиманд. Зн. монастыря. (**) Здѣсь разумѣется тотъ самый Лопухинъ, который въ 1813 г. въ честв Арсенія Мацѣевича устроилъ памятникъ въ помѣствѣ своемъ въ селѣ Воскресенскомъ, Орловской Губ. (см. № 19 газ. День). При атомъ замѣчу, что И. Вл. Лопухинъ дѣло Митр. Арсенія зналъ почти также хорошо, какъ въ послѣднее время узналъ его г. Чистовичъ. Имъ оно со всѣми подробностями въ 1813 г. было сообщено Преосв. Калужскому, въ послѣд. Митр. Кіевскому, Евгенію, а симъ послѣднимъ передано Преосв. Амвросію .Орнатскому, который составлялъ Исторію Іер. Росс, Д. подъ его (Евгенія) руководствомъ. Источник http://pravoslavnoe-duhovenstv...b012f4.pdf --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:46 1 июня 2019 15:50 https://forum.vgd.ru/post/12/4...#pp1306489ВЫЧЕГЖАНЕ НА УРАЛЕ И В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (кон. XVI– нач. XVIII вв.) Добрыднев В.А. Торговые и военные экспедиции за «Камень», организованные Новгородом и Москвой, деятельность Строгановых в Приуралье свидетельствовали о том интересе, который издавна проявляли жители Русской земли к Сибири. Эти первые контакты дали россиянам общее, пока еще смутное и мифическое, представление о Зауралье и создали предпосылки для дальнейшего освоения этого региона силами государства и населения России. Поход Ермака 1581-1584 гг. и последовавшие за ним военные экспедиции открыли дорогу на восток широким массам россиян. Были в этом потоке и уроженцы Сольвычегодского уезда. В конце XVI – начале XVIII века их можно было встретить среди сибирских служилых людей, промышленников, торговцев, гулящих людей и крестьян. Выходцы из Поморья за Уралом часто получали прозвище по той местности, откуда они были родом: двинянин, пинежанин, устюжанин и т.д. Иногда это прозвище превращалось в фамилию и передавалось потомкам переселенцев. Нередко характерное «географическое» именование сибиряка в документах является единственным указанием на его родину. Соответственно, за Уралом им присваивались прозвища-фамилии Вычегжанин, Вилежанин, Лузянин и т.п. Сохранение «поморского» прозвища указывало на сохранение мигрантами прежней идентичности, связанной с сохранением памяти о родине предков – Сольвычегодском уезде. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. эта память исчезает, а вместе с ней исчезает и большинство «географических» прозвищ, которые заменяются на отыменные, «профессиональные» или связанные с особенностями характера и внешности новые фамилии[1]. Судя по распространенности в Сибири «поморских» прозвищ-фамилий, здесь были хорошо известны выходцы из Поморья, в том числе и уроженцы Сольвычегодского уезда. Как правило, переселенцы устраивались не в глухой тайге, а в уже заселенной, обжитой местности (острог, деревня), где можно было рассчитывать на поддержку земляков. Можно сказать, что здесь создавалась родная среда, благоприятная для адаптации все новых и новых групп мигрантов[2]. Вначале переселялся глава семьи, затем он перевозил из Поморья своих близких, а потом и дальних родственников. Со временем к этим переселенцам переезжали и другие земляки. Такая практика особенно широко распространилась в конце XVII века, что вызывало беспокойство у сибирских воевод и подьячих Сибирского приказа. Они неоднократно сообщали в своих отписках о сотнях поморцев (в том числе вычегжан), с семьями проехавших в Сибирь[3]. Северян не задерживали, так как они перевозили своих родственников легально. Официальным разрешением на это были проезжие грамоты, выданные им в Тобольске и Тюмени. Это означает, что их уже считали сибиряками, что они уже успели легализоваться в Сибири. То есть обрести там какой-то (иногда новый) сословный статус: торговых людей, посадских, служилых людей или крестьян[4]. Самые успешные из мигрантов после истечения льготных лет на свой участок, покидали его и начинали осваивать новые земли, не облагаемые податями. Так, постепенно, расширялись территории сельхозугодий, возникали новые заимки и слободы. При этом освоение сибирских земель шло, в основном, в восточном и южном направлении. Царское правительство при колонизации Сибири придерживалось принципа сохранения переселенцев в их прежнем сословии и на новом месте. То есть переселяемые за Урал купцы оставались купцами, посадские – посадскими, крестьяне – крестьянами, служилые – служилыми, гулящие и работные люди – гулящими и работными. Но часто на практике этот принцип не соблюдался и, в зависимости от возникшей необходимости, крестьянин мог стать промышленным, посадским или служилым человеком, дети служилого человека могли стать крестьянами, промышленный человек мог стать крестьянином, посадским, служилым или гулящим человеком и т.д. Особенно часто власти «закрывали глаза» на социальное происхождение кандидатов в служилые люди[5], поскольку они требовались государству для закрепления в новых землях в первую очередь[6]. Первоначально служилых людей переводили из европейской части страны (в том числе из Поморья), а затем «верстали» из появившихся в Сибири переселенцев, представителей коренных народов, военнопленных и ссыльных. Именно они создали ту инфраструктуру, благодаря которой стала возможной крестьянская (земледельческая) колонизация. Были среди сибирских служилых людей и вычегжане, а также их потомки. Наряду с поморскими крестьянами и промышленниками они принимали активное участие в колонизации Сибири, в сельскохозяйственном и торгово-промышленном развитии края. Набор служилого населения в Поморье для отправки в сибирские города и остроги начал проводиться одновременно со строительством последних. В 1587 г. был основан Тобольск, столица Сибири. Для службы в новом городе решено было набрать даточных людей в поморских уездах. В тот год, согласно Вычегодско-Вымской летописи, «князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми». Подобные распоряжения правительства продолжали поступать на Вымь и позднее. Так, в 1593 было «велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей»[7]. Освоившись на новом месте, служилые люди старались при первой же возможности перевезти в Сибирь своих родственников, прежде всего жен и детей, которые, лишившись кормильца, обычно влачили жалкое существование и «скитались меж двор». Чаще всего такой случай представлялся тем служилым людям, которые отвозили в Москву государеву соболиную казну или ездили «на Русь» по другим поручениям. Так, например, оказались в Москве кузнецкие казаки Федор Петров и Кирилл Афанасьев. По своей челобитной (см. Приложение) они в 1629 г. получили разрешение вывезти в Сибирь на казенной подводе «с санми и с хомутом» своих жен из Устюга Великого и Соли Вычегодской[8]. В Тобольске были сосредоточены главные военные силы Сибири. «Оттуда отправляли служилых людей в дальние места, и редко кто-либо из них возвращался обратно. Было необходимо как-то их заменять[9]». Пополнения набирались главным образом в Поморье. Например, в 1630 г. по указу царя Михаила Федоровича дворянину Григорию Шестакову было велено «на Вологде, на Тотьме, на Устюге Великом, у Соли Вычегодской, прибрати из вольных гулящих людей в Сибирь, в Тоболеск, 500 человек казаков», выдать им по подводе на человека и подорожные до Тобольска[10]. Вскоре 485 уроженцев Поморья пополнили гарнизоны сибирских городов и острогов[11]. Возможно, некоторых из тех новобранцев отправили в Томск. По крестоприводной книге 1646 г. в Томске к сословию служилых людей относилось не менее 44 поморцев. Из них 33 пеших казака, в том числе трое вычегжан, один лузянин, один уроженец Соли Вычегодской[12]. Многие сибирские казаки в 20-х годах XVII в. «служили с пашни». Например, пеший казак Субботка Михайлов Вычегжанин имел 14 четвертей пахотной земли и 7 четвертей перелогу[13]. Он был не единственным в Тюмени выходцем из Сольвычегодского уезда. В начале 60-х гг. XVII в. в Тюмени в пеших казаках служил Дружина Терентьев Вилежанин, находясь к тому времени уже в престарелом возрасте. По этой причине им была подана челобитная царю Алексею Михайловичу об отставке от службы[14]. В те годы было принято, чтоб освободившаяся после отставки вакансия переходила к сыну служилого человека или другому его родственнику мужского пола. По-видимому, у Д.Т. Вилежанина таких родственников не было. Поэтому занять его место пешего стрельца в феврале 1665 г. изъявил желание стрелецкий сын Абрам Данилов Проскурнов[15]. В 80-х годах XVII в. в Тюмени проживали конный казак Григорий Вилежанин и стрелец Кузьма Вилежанин, которые также имели земельные наделы[16]. Вероятно, еще их отцы или деды переселились в Сибирь с Виледи. Поморские крестьяне нередко были единственным резервом для пополнения военного контингента в регионе. Даже в конце XVII в., когда государственные указы предписывали проводить набор в служилые люди исключительно по сословно-родственному принципу, на южных рубежах Сибири продолжали «верстать» в стрельцы и казаки крестьян-переселенцев. Именно тогда стал казаком Колчеданского острога бывший крестьянин Андреевской волости Сольвычегодского уезда Симанко Иванов сын Суворков.[17]. Вслед за служилыми людьми, а иногда и впереди их, на восток шли торговые люди[18]. Русский Север в XVI-XVII вв. становится одной из самых оживленных областей России – благодаря расположению на пересечении основных торговых путей: Москва-Архангельск и Москва – В. Устюг – Соликамск – Верхотурье – Сибирь. На всем протяжении пути из Сибири на «Русь» велась оживленная торговля пушниной, что, безусловно, содействовало экономическому развитию края. «Через Лальск проходил зимний путь из Устюга на Урал, в Сибирь. Здесь создавались промысловые и торговые артели, караваны для сибирских экспедиций с грузом заморских товаров и русских изделий”[19]. Именно эти исторические обстоятельства способствовали обогащению лальских купцов Норицына, Горяиновых, Юрьевых, Басановых, Бобровских[20]. Путь в Сибирь через Центральное Поморье был основным вплоть до открытия в 1763 г. Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург[21]. Торговые люди способствовали вовлечению масс свободного поморского населения в промысловую деятельность за Уралом. Большая часть добываемой в Сибири пушнины скупалась крупными торговыми людьми Великого Устюга и Соли Вычегодской, которыми организовывались промышленные экспедиции за Урал[22]. В первой половине XVII в. центром сосредоточения промышленных людей и торговцев пушниной в Сибири был город Мангазея. Например, в 1631 г. сюда пришел 281 поморец. Более половины из них были выходцами из Двинского и Кеврольского уездов, остальные – из Тотемского, Устюжского, Важского и Сольвычегодского уездов[23]. Второй по значимости для государства и наиболее многочисленной категорией русского населения Сибири уже в первой половине XVII в. стали крестьяне[24]. Основным их предназначением в новых землях было выращивание хлеба для обеспечения им сибирских служилых людей. В конце XVI в. крестьяне переселялись принудительно преимущественно из Поморья. Согласно царской грамоте 1589/90 г. к старостам, целовальникам и всем крестьянам Соли Вычегодской и всего Усольского уезда требовалось: «у Соли на посаде, и во всем Усольском уезде выбрати в Сибирь, на житье тридцать человек пашенных людей, с женами и с детьми и со всеми их животы…». В наказе воеводы говорилось, «чтобы у каждого хозяина (переселенца) было по три мерина добрых, да по три коровы, да по две козы, да по три свиньи, да по пять овец, да по два гуся, да по пяти кур, да по двое утят, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да сани и всякая житейская рухлядь», а на подмогу сольвычегодские посадские и уездные люди должны были им дать по 25 рублей человеку[25], да от земских властей вдобавок к этой «подмоге» еще по 110 рублей[26]. В 1593 г. десять семей с Вычегды и Выми при переводе в Сибирь получили по 60 рублей[27]. В следующем столетии правительство переходит от принудительного перевода крестьян в Сибирь к набору «охочих людей». И опять источником людских ресурсов служит Поморье. В 1632 году в Вологде, Тотьме, Устюге Великом и Соли Вычегодской воеводы набрали для переселения в Сибирь 500 «вольных гулящих людей» и 150 «жонок и девок» пашенным крестьянам «на женитьбу»[28]. Чтобы поселиться на государственной земле и воспользоваться льготами, переселенец должен был оформить свои обязательства в особом документе – поручной[29]. Они давали возможность установить время закрепления переселенца на новом месте жительства. В июне 1625 г. «Верхотурсково города пашенные крестьяне» Аксен Артемьев, Третьяк Савельев сын Таскин, Федор Филипов сын Щапов, Терентей Григорьев сын Желобов, Шестак Андреев сын Удимцов и «тагилской пашенной крестьянин» Филипп Васильев сын Борчанин поручились по Даниле Яковлеве сыне Вычегжанине[30], обязавшемуся пахать осмину государевой пашни, «всякие поделки с пашенными крестьяне делати вместе, сено государево ставити и в поборы денги с тое пашни десятником давати с осмины» и взявшему 1,5 рубля «подможных денег». В феврале 1626 года Третьяк Васильев сын Пинежанин и уже упоминавшийся Данило Яковлев сын Вычегжанин[31] выступают в роли поручителя «по верхотурском пашенном крестьянине по Алексее по Афонасьеве сыне»[32] взявшемуся пахать «на Туре вниз осмину государевы пашни» и получившему на подмогу 1,5 рубля. Первые сибирские пашни в конце XVI в. заводились под стенами городов и острогов. Основным типом сельского поселения Зауралья в следующем столетии стала слобода. Она представляла собой административно-территориальную единицу, состоявшую, как правило, из нескольких деревень. Их заселением ведали слободчики, занимавшиеся поиском крестьян, желающих поселиться за Уралом. Но в XVII веке необходимости ехать за крестьянами в Поморье уже не было, они сами в большом количестве «приходили» в Сибирь. Не были исключением и вычегжане. В 1646 г. в Новой Арамашевской слободе проживал «пашенный крестьянин» Оска Ярафеев Лабутин Вычегжанин[33]. В д. Черемисской Аятской слободы проживали крестьяне Климовых-Шаманаевы – из Соль-Вычегодского уезда[34]. Весьма многочисленной категорией русского населения Сибири были гулящие и работные люди[35]. По сохранившимся источникам не всегда возможно определить, кто из них находился здесь временно, будучи занятым на промыслах или в торговле, а затем вернулся обратно «к Руси», а кто остался здесь жить, стал сибиряком. Большие массы гулящих людей скапливались в городах на торговых путях между европейской и азиатской частями страны. Одним из таких транзитных центров был г. Верхотурье. В крестоприводной книге Верхотурского уезда 1645/46 г. [36] (КПК) перечислено около 612 гулящих людей[37]. Из них не менее 542 человек – гулящие люди северных и северо-восточных уездов России (Поморья), в том числе 49 представителей Усолья Вычегодского и 20 вычегжан. Некоторые из них были записаны в КПК не только по месту рождения, но и по фамилии (прозвищу): Савка Шадра Вычегжанин, Мишка Пятово Уваров Соли Вычеготцкой. Подобная информация может существенно облегчить поиск родовых корней уральских первопоселенцев. Беднота из поморских городов и деревень часто не находила работы у себя дома и поэтому уходила на заработки в Приуралье и Сибирь. Некоторых из них вербовали в Поморье сибиряки. Например, тюменский пашенный крестьянин Сила Чувашев в начале 1636 г. повез на Тюмень «своих наемных работных людей: с Устюга вдову Ульянку Михайлову дочь з детьми з двемя сыны, с Сергушкою да с Пронькою, да з дочерью с Настасьицею, да с снохою с Ульянкою. Да от Соли Вычеготцкой вдову ж Оленку Филиппьеву дочь». Интересно, что последняя обязалась «за провоз у него, Силки, живучи, работать 4 года». До того как стать работными людьми С. Чувашева эти вдовы «скитались меж двор по миру»[38]. В сибирских документах начала XVIII в. гулящие люди Поморья упоминаются намного реже, чем в предыдущем столетии. Связано это с экономическими причинами и, прежде всего, с развитием ремесла и сельского хозяйства Сибири, к тому же естественный прирост населения обеспечил этот регион своей собственной рабочей силой. Например, в верхотурской «записной книге проезжих людей» за весь 1709 г. собственно гулящие люди упомянуты только два раза: 8 декабря проехали «из Сибири в руские городы по нарымской оброчной устюжанин гулящей человек Никита Пустохин», и 14 декабря проследовали из сибирских городов с сольвычегодским торговым человеком Афанасием Ведровым «по таможенным оброчным гулящие люди Соли Вычегоцкой Иван Яковлев, лалетин Василей ГНЕВАШЕВ, Соли Вычегоцкой Петр Козлов, Иван Суботин». Поскольку в книге не сказано, что перечисленные люди «его, Афанасия Ведрова, работные люди», можно предполагать, что сольвычегодский купец просто предоставил гулящим людям (за определенную плату) место в своих санях. 18 февраля “из сибирских городов в руские городы” проследовали Соли Вычегоцкой торговый человек Афонасей Быковской и “двое человек работных людей Михайло Пустохин, Кирило Иванов”, “пежемец торговой человек Михайло Зензинов… да работные люди Яков Лаврентьев, Петр Кирилов”. Второго декабря “ис Тоболска в руские городы” проехали Соли Вычегодской торговый человек Михайло Барсуковской и устюжанин Алексей Кочетов “ да с ними четыре человека работных людей”. 17 декабря из Сибири ехали 5 торговых людей Соли Вычегодской, 2 торговых человека Яренска, 1 торговец из Лальска “да работные люди Никита Новосилцов, Иван Иванов, Осип Иванов”. 19 декабря “явились на Верхотурье в приезде” 2 торговых человека Соли Вычегодской, 3 торговца из Лальска “да работной человек Сава Суботин”. Тогда же “ехали из Сибири в руские городы” 4 торговых человека из Лальска “да с ними работной человек”, 6 торговых людей Соли Вычегодской и с ними 4 работных человека. Тогда же из Тобольска проехали 4 торговых человека из Лальска “да два человека работных людей Федор Максимов, Иван Микифоров”[39]. Быстро развивающаяся горнорудная промышленность Урала нуждалась в большом количестве рабочих рук. Экономический гнет со стороны государства вынуждал обеднев-шую часть населения Поморья идти на уральские заводы, где можно было добыть средства к существованию. Кто-то приходил сюда лишь на время, чтобы потом вернуться на родину, а кто-то оставался здесь навсегда. Известно, что в 1717 г., среди рабочих Невьянского завода были выходцы из Устюжского, Важского, Вологодского, Каргопольского, Кеврольского, Архангельского, Олонецкого и Белозерского уездов, из Тотьмы и Сольвычегодска[40]. Сибирские монастыри также привлекали для обработки своих пашен поморских крестьян[41]. Немало выходцев из Поморья обосновалось на землях Знаменского монастыря на Иртыше близ Тобольска. За пользование землей они ежегодно платили монастырю денежный оброк. Оська Микитин сын Вычагжанин, видимо, был одним из здешних старожилов. Во-первых, на это указывает то, что в переписной книге 1684 г. он назван монастырским крестьянским сыном, а значит – уже его отец жил за монастырем. Во-вторых, ничего не сказано о родине его отца и времени его появления в монастыре. Видимо, за давностью лет эти сведения забылись, либо уже не имели значения. У Оськи Вычегжанина проживали его братья: Олешка и Петрушка. По всей вероятности, своим хозяйством они еще не обзавелись. В той же монастырской вотчине с 1659 г. жил Ярофейко Савин сын Вычегжанин. С ним проживали три сына: Якунко 11 лет, Васька 12 лет, Федька 7 лет и брат Ивашка. Здесь же обосновался Климко Мартынов, который родился «в уезде Соли Вычегоцкой на погосте у Спаса на Виледе, жил за великим государем во крестьянех, в Сибирь пришел и живет за монастырем со 171-го (1663) году». Через год у него здесь родился сын Васька, затем появились Куземко и Илюшко[42]. Распространение в Зауралье оброка вызвало уход многих крестьян из Невьянского Богоявленского, Верхотурского Николаевского и других монастырей[43]. Это заставило монастыри перестроить свои отношения с крестьянами и перейти к взиманию в качестве натурального оброка «пятого снопа». Возможно, благодаря введению натурального оброка на землях Невьянского Богоявленского монастыря в середине XVII в. охотно селились приходцы из европейской России, главным образом из северных и северо-восточных уездов. В 15 из 17 монастырских порядных 1653-1657 гг. фигурируют уроженцы Поморья, в том числе двое вычегжан[44]. Принимали людей, пришедших «с Руси», и другие монастыри. Например, между переписями 1662 и 1668 г. крестьянином тюменского Преображенского монастыря стал Сенка Петров Вычагжанин[45]. Большинство монастырских крестьян отмечены в росписи без указания их родины, поэтому число поморцев поселившихся за монастырем вряд ли исчислялось единицами. Льготы, предоставляемые крестьянам монастырями, нередко были меньше льгот, предлагаемых в казенных слободах, но зато и повинности были меньше. Поэтому обещание монастыря «от всяких государевых зделий и от оброков и от всякого насильства … обороняти» не было пустой фразой. В силу этого устроительная деятельность монастырей была небезуспешной и шла вразрез с государственными интересами, состоявшими в расширении десятинной пашни. Проведенная в 1680 г. перепись вотчин Далматовского монастыря показала, что на Исеть в XVII в. переселялись выходцы из Северного Поморья, Перми, Вятки, Западного Урала, Верхнего и Среднего Поволжья, в меньшей степени из Центральной России[46]. Среди вкладчиков и крестьян этого монастыря были выходцы с Вычегды и других северных земель[47]. Активизация миграционных процессов в Поморье и Сибири в XVII – начале XVIII века обусловлена не только климатическими, социально-экономическими и политическими причинами. Было бы ошибкой не принимать во внимание духовные потребности людей того времени. А между тем с ними связаны довольно масштабные перемещения людей из одной части страны в другую[48]. И хотя эти передвижения осуществлялись не с целью переселения на новое место жительства, они, все же, способствовали оживлению транспортной инфраструктуры и получению разнообразной информации о жизни в других регионах страны. Как только на Урале или в Сибири появлялась какая-то новая святыня, к ней вскоре направлялись богомольцы со всей страны с надеждой об исцелении разнообразных недугов. «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы» (список 1641/42 г.)[49] рассказывает о 104 случаях чудесного исцеления богомольцев. Столь большое число исцелений свершилось всего лишь за пять лет. Поэтому не случайно, что слава о чудотворной Абалацкой иконе очень скоро вышла за пределы Сибири. До 1641/42 г. чудесное исцеление на Абалаке получили не менее 13 выходцев с Русского Севера и сибиряков с поморскими корнями. Один из них, Григорий, «от простых поселян пришелец бысть от некоего града Усолия Вычегоцкого… обьят бысть трясавицею… И пребысть в толицем недузе седмь недель». Зная о чудотворной иконе, исцелившей многих верующих людей, он тоже помолился Богородице и дал обет побывать на Абалаке, после чего сразу же «от оныя трясавицы свободися». Поморцы отправлялись к чудотворной иконе и позднее, в начале XVIII века. Так, в феврале 1709 года в Тобольский уезд, на Абалак, «пресвятые Богородице по обещанию молитца» ездил Еренского уезда Ибской волости поп Яков Дорофеев с сыном Григорьем. С теми же целями туда же в мае ездил «сысолец, Зеленецкой волости крестьянин», Ярафий Калинин сын Черенкутов, а в декабре приходили Луской Пермцы Обячевской волости «пахотные крестьяне» Агапит Андреев Изеговых и ВАСИЛИЙ Павлов Изеговых, а так же «Соли Вычегоцкой уезду из Лоемской Волости крестьянской сын» Иван Яковлев Ериловых, той же волости крестьянские дети Алексей Семенов, Иван Андреев Пантелеевых, Степан Афонасьев Исаковых и Иван Смалевых[50]. Представленным материалом не исчерпывается тема связей Сольвычегодского уезда и Сибири. Но даже он ясно свидетельствует, что вычегжане приняли активное участие в освоении Сибири. Многие их потомки считают себя коренными сибиряками, не задумываясь о том, откуда именно пришли в Сибирь их предки. Настало время и северянам и сибирякам объединить усилия и лучше узнать свою семейную историю. Возможно, тогда нам станет ближе и понятней история России. Лелетин - обозначение прибывшего из г. Лальска (близ г. Великий Устюг) Источник: http://names.neolove.ru/last_names/11/la/laletin.html © NeoLove.ru --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
svetlanochka03 | Наверх ##
12 мая 2019 15:53 12 мая 2019 16:04 Переписная книга Тобольского уезда 1719 г. РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Д. 1587. Архангельского Шадринского города 603. В Архангельском Шадринском городе крестьяне 623. Села Сухринскаго Спицын Борисовых, подворник Любимовых Карандышев, подворник Бастрыков 623 об. Баландин Барышников Соломенников, подворники Шубин, Микулин Поповых, подворник Такунцов 624. Двор крестьянской жена Ульяны Лаврентьевы дочери Обакшиной, на подворье крестьянин Кашин Обакшин Замятнин 624 об. Замятнин, подворник Троилов Рысевых Угрюмов, подворник Спиридонов Базанов 625. Полкиных Трупов Борисовых Первушиных 625 об. Летунов, подворник Гаврило Прокопьев Пономарев Смолянининов Оборин 626. Киселев Моклоков Капалиных Метенев 626 об. Быковых Мякушкин Веретнов Тырцов Даниловых 627. Дымшаков, подворник Каполин Зайков Мякушкин, подворник Шулепов Корытовских 627 об. Панов Соломенин Микулиных Чюбаров Дурягин 628. Панов, подворник Дурягин Чаренцов, подворник Никифор Федоров Мироновых, подворник Старцов, у него пасынок Андрей Вавилов 628 об. Лукогорских Морев Дурнягин Дымшаков Черепанов 629. Семен Меркурьев, подворник Сидор Козмин сын Панов, подворник Бульков 629 об. Акулов Кошигин Семеновых Каргаполов 630. Малцов, подворник Дурнягин Шубин, подворник Баканов Бастрыков 630 об. Марков Пупышев Вороновых Беляев, подворник Александр Михайлов сын 631. ГНЕВАШЕВБарышников, подворник Говорухиных Савунин Борисовых 631 об. Сухоплюев Непогодин Захаровых 632. Каргаполов Бакланов Каргаполов Бобыли Тимофеевых, подворник Борисовых Володимеровых, пасынок Хорошевых 643. Деревни Коротковской Овсяников, пасынок Белоруковых Завьялов, подворник Юровских Казанец 643 об. Фролов, повдорник ВАСИЛЕЙ Юрьев Водопьянов Кисилев Шастукин, подворник Глубоких 644. Силкиных, подворник Пермитин Глубоких 644 об. Коркин Блюденовых, подворник Аверкей Андреев сын Макаровских 645. Ярушин Олферов ГНЕВАШЕВ Силкиных645 об. Коркин, подворник Хромой Кунугрец, подворник Сараевых Макаровских 646. Богатинков https://forum.vgd.ru/post/602/35294/p1156825 --- Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
| | |
|