Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Гнеушевы

Гнеушевы из Бичуры Республика Бурятия

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
ЭТНОГРАФИЯ

Ф.Ф. Болонев1 , Е.Д. Федотова2

1 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: Bolonev@rambler.ru 2 Совместное предприятие межгосударственная корпорация «СпецТехСтрой» ул. Смолина, 81, Улан-Удэ, 670000, Россия E-mail: evgenia-fedotova@yandex.ru СЕЛО БИЧУРА (ЗАБАЙКАЛЬЕ): ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОСТ НАСЕЛЕНИЯ (XVIII – конец XX века)
В статье на основе архивных и полевых материалов воссозданы фрагменты истории возникновения крупнейшего в Восточной Сибири села Бичура. Описаны его заселение первыми поселенцами, условия их быта, взаимоотношения с коренным местным населением. Рассматривается динамика численности населения села на протяжении почти двух с половиной столетий. Ключевые слова: заселение, старообрядцы, численность населения, земледельческое освоение, миграция.


СЕЛО БИЧУРА (ЗАБАЙКАЛЬЕ):
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОСТ НАСЕЛЕНИЯ (XVIII – конец XX века)

В статье на основе архивных и полевых материалов воссозданы фрагменты истории возникновения крупнейшего в Восточной Сибири села Бичура. Описаны его заселение первыми поселенцами, условия их быта, взаимоотношения с коренным местным населением. Рассматривается динамика численности населения села на протяжении почти двух с половиной столетий. Ключевые слова: заселение, старообрядцы, численность населения, земледельческое освоение, миграция.
Бичура – крупнейшее старообрядческое село не только в Забайкалье, но и во всей Восточной Сибири. Ныне это центр Бичурского р-на Республики Бурятии. Село протяженностью ок. 20 км раскинулось по берегам речки Бичурки, впадающей в р. Хилок. Появление сел такого масштаба и стремительный рост их населения не остались без внимания известных исследователей и путешественников, не только российских, но и иностранных. В 1735 г. о Бичуре сообщал Г.Ф. Миллер, в 1772 г. – П.С. Паллас. О ней проникновенно писали публицист и этнограф М.И. Орфанов, исследователь общинного быта К. Михайлов, врач, археолог и этнограф, проф. Краковского университета Ю.Д. Талько-Грынцевич. В январе 1861 г. в Бичуре побывал писатель и этнограф С.В. Максимов. В 1871 г. там жил крупнейший славист П.А. Ровинский, в 1890-е гг. – известный врач и исследователь Н.В. Кириллов. В начале XX в. о Бичуре писал французский путешественник Поль Лаббе, который останавливался у бичурянина Михаила Климыча Петрова. Бичуру по ряду причин не забывали и чиновники. Так, в связи с бунтом староверов-семейских против закрытия их церкви и «укрыванием» беглого попа в село из Иркутска прискакал сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Интересные наблюдения оставил исправник В. Глуховцев и многие миссионеры, которые вели борьбу со старообрядчеством. Несмотря на многочисленность историко-этнографических описаний, начальный этап заселения и земледельческого освоения территории Хилоцкой вотчины Забайкалья, где в первой трети XVIII в. была основана Бичура, пока слабо освещен в исторической литературе. По данному вопросу имеются труды Е.М. Залкинда, В.И. Шункова, Л.В. Машановой, М.М. Шмулевича, Ф.Ф. Болонева. Названные авторы сообщают, что заселение Забайкальского края, занимавшего особо важное место в хозяйственной жизни Восточной Сибири, происходило в XVII – начале XIX в. в значительной степени стихийно. Это был довольно беспокойный район, где пашенные крестьяне, находившиеся в окружении кочевого аборигенного населения, не чувствовали себя в полной безопасности. Некоторая стабильность в Забайкалье в целом наступила лишь после заключения в 1727 г. Буринского трактата. С того времени началась более оживленная русская земледельческая колонизация региона, стали закладываться основы для сближения пришлого и местного населения, а также взаимного ведения хозяйства. Новокрещеные буряты и ясачные осваивали новые для них приемы хлебопашества, перенимали русские обычаи, переходили к оседлому образу жизни, а крестьяне и казаки знакомились с хозяйством скотоводов-кочевников. Важную роль в освоении территории и возникновении поселений здесь сыграл Троицко-Селенгинский монастырь. В 1704 г. он получил в свое владение самую богатую и большую вотчину по р. Хилок – Хилоцкую. Основание в ней русских поселений относится к первой четверти XVIII в. По архивным данным, в 1723 г. в д. Куналейской было 11 дворов, Буйской – 6, Еланской – 10, к 1731 г. в д. Топкинской насчитывалось 14 дворов [Машанова, 1973, с. 154; Шмулевич, 1985, с. 9]. В 1729 г. монастырь получает обширные сенные покосы между реками Чикой и Хилок. В 1720 г. его собственностью стала верхнехилоцкая д. Буй. В том же году Селенгинская земская изба издает указ, по которому пахотные земли и скотский выпуск по левому берегу р. Хилок до рек Бичура и Киреть переходят во владение Троицко-Селенгинского монастыря [Шмулевич, 1982, с. 19]. Начинается более активное заселение этих богатых мест. В материалах Г.Ф. Миллера за 1735 г. историк А.Х. Элерт обнаружил документ под названием «Руские деревни Селенгинского ведомства а именно по Хилку»* (*Его ксерокопия была нам любезно предоставлена А.Х. Элертом, за что мы выражаем ему благодарность. Ныне копия документа хранится в личном архиве Ф.Ф. Болонева.). В нем названы 12 поселений. Среди них перечислены: «Елань Троицкого монастыря Бичюрская того ж монастыря по левой стороне от берегу верстов в 5, а от Елани деревни в 15 над речкою Бичюрою, которая впала в Хилок. Куналейская – тово ж монастыря на левой стороне от Бичюрской деревни верстов в 15». В документе названы д. Красная слобода, Монастырский дворец, Буйская деревня и др. Как видим, д. Бичюра (Бичура) в системе хилоцких поселений существует, по всей вероятности, с начала 1730-х гг. Ф.Ф. Болоневым найден любопытный документ о монастырском крестьянине Стефане Васильеве, сыне Новокрещенове. «В допросе» он сказал, что «является уроженцем с оного Троицкого монастыря умершего бывшего крестьянина Василья Новокрещенова сына а от рождения мне лет с тринадцать и в нынешнем семьсот тридцать шестом году – в том же Троицком монастыре записали, чтобы быть в вотчине на Хилке в Бичурской деревне в крестьянстве и в подушном платеже вместо умершего крестьянского брата Калины Митяшиных и платить подушные деньги в оный монастырь на сей семьсот тридцать шестой год по окладу сполна… а буде я Стефан сказал в сей сказке что можно или утаил и зато учинил мне после императорского величества указа, чем и буду достоин» (ГАРБ. Ф. 262. Оп.1. Д.13. Л. 4 об.). Для нашего исследования в этом свидетельстве важны упоминание фамилии Новокрещеновых, т.е. ее носитель был новокрещеный из бурят, а также информация о переселении подростка из Троицкого монастыря в Бичурскую деревню и записи его в крестьянство, в подушный платеж, причем в 1736 г. Следовательно, д. Бичура существовала до 1736 г. Согласно архивным материалам, обнаруженным Л.В. Машановой, в 1737 г. крестьяне Бичуры проживали в шести дворах, относившихся возможно, к Троицко-Селенгинскому монастырю [1973, с. 154], поскольку земли по р. Хилок были его вотчиной. Первые дворы русских крестьян на этой земле появились на месте, которое сегодня называют Старой Бичурой, за Камнем (ныне ул. Кирова). Таким образом, документально подтверждено, что в начале 1730-х гг. д. Бичура уже существовала. Каков был состав крестьянского населения в названных монастырских деревнях по р. Хилок? К 1723 г. в них было поселено 56 пашенных крестьян из пришлых гулящих людей [Там же, с. 155], в основном выходцев из городов и уездов Поморья. Значительную долю составляли крещеные буряты и ссыльные. Так, д. Еланскую заселили новокрещеные пашенные буряты. Крещеных бурят было немало и среди жителей других сел – Малый Куналей и Бичура. Примечательно, что 17 сел по рекам Хилок и Чикой основали жители Селенгинска. Изначально указанные населенные пункты или деревни состояли, как правило, из одного – трех дворов. Позднее с притоком населения их численность постепенно стала расти, что характерно для большинства селений Забайкалья. Троицко-Селенгинский монастырь был феодальной вотчиной. Его хозяйство держалось на труде лично зависимых людей. Для освоения земель на огромном пространстве по рекам Селенга и Хилок монастырю были нужны прежде всего пашенные крестьяне. Их монастырь старался «посадить на землю», определить в новые деревни. Вольных гулящих людей, оказавшихся в Забайкалье, по указу от 2 марта 1694 г. монастырь имел право записывать в свое хозяйство, «женить на монастырских купленных иноземных бабах и девках», наделять их землею, денежной, хлебной и скотиной ссудой. Например, в 1734 г. крестьянину Илье Кочмареву были выделены монастырская земля «по Хилку под пашню под сенные покосы и под двор в деревне Куналейской», казенная ссуда, «железный сошник, топор, коса, два серпа, да двадцать пудов ржи, да лошадь, а вместо коровы кобыла», а также даны льготы с условием, чтобы «мне Илие Кочмареву и детям моим из означенного монастырского тягла никуды не отъезжать, но вечно пребывать в род и род», т.е. быть закрепощенными [Болонев, 2005, с. 152]. Так, в хилокских селениях формировалось крестьянское пашенное население. При водворении крестьяне наделялись землей «под двор, под пашню и под сенные покосы». Иными словами, крестьяне попадали в полную крепостную зависимость от монастыря. Село Бичура в Хилоцкой монастырской системе поселений не было исключением. В 1768–1980-е гг. на земли Бичуры прибыло много семей старообрядцев, выведенных из Речи Посполитой и получивших название «семейские». После их поселения здесь отмечены быстрый рост населения и значительный подъем в земледельческом хозяйстве. Много позже П.А. Ровинский о времени прихода старообрядцев в Забайкалье писал следующее: «Вся область по Селенге и ее притокам в конце прошлого столетия представляла пустыню. Только в низовьях, да в местности Верхнеудинского округа население группировалось, их можно было назвать селением, остальное пространство было пустое, или занято кочевниками, и только кое-где появились заимки и хутора. В это время приходят семейские в значительном числе, с их приходом тотчас Чикой становится тесен, в конце же прошлого столетия уже нашли поселения по Хилку и окрестностям… Они пришли большой массой и с самого же начала брали верх над старожилами численностью. Такого быстрого заселения такого огромного пространства мы не находим нигде в Забайкалье, да, кажется не найдем и в целой Восточной Сибири. Быстрый рост этого населения совершался путем нарождения» [1872, с. 132].
О приходе старообрядцев в Бичуру известно, что прежде всего «ими были заселены земли по Чикою и по р. Джиде, притоку Селенги. Первые были в ведении Троицкосавского Пограничного комиссара, а вторые относились к Селенгинскому ведомству. Те, которые поселились по Чикою, там и остались, а Джида не понравилась, поэтому новые поселенцы направились на Хилок, где в то время кочевали буряты и коегде были поселения из ясачных… Одни из них сели на Ключах, близь Сухой реки у самого южного колена Хилка. Там жил в то время богатый и знатный бурят Акинь, по имени которого и называется речка Акинька, текшая в Хилок, в настоящее время сухая, забитая песком и текущая только весной и во время сильных дождей. Другие пошли дальше, где в глубине Бичурской долины было уже 2–3 дома старожилов, а вся равнина к Хилку верст на 10 в ширину занята бурятскими казаками» (ГАИО. Ф. 293. Оп.1. Д. 511. Л. 15, 15 об.). Впервые данные о численности проживавших на р. Иро людей опубликовалС.В. Максимов. Он сообщил о 26 семьях, или о 70 душах муж. п., и привел фамилии всех семей [1871, с. 323]. «Не страшил их никакой труд и борьба с природой, – писал П.А. Ровинский, – не встретили они сопротивления в русских посельщиках, сидевших в какой-то трущобе, в самом тесном месте Бичурской долины, среди болот, почему и названа эта часть Грязнухой… Первоначально они занимали противоположную православным сторону реки» (ГАИО. Ф. 293. Оп.1. Д. 511. Л. 21 об.) (рис. 1). От старожилов села Е.А. Петрова и Евстигнея Антоновича Куприянова (1898 г. р.) Ф.Ф. Болоневым в 1969 г. записано: «…семейские ехали в Забайкалье три года… Жители Елани, Малого Куналея, Буя на 40 лет раньше семейских поселились в своих селах. А поселиться в Бичуре помог один из бурят, он указал падь, не занятую никем». «Бичура стала селиться там, где нынче улица Маскова. Граница с бурятами и монголами была по Утесу», – сообщил Филипп Иванович Авдеев (78 лет). В 1982 г. Евдоким Никитович Гнеушев (1900 г. р.) рассказывал: «Гнеушевых в Бичуре было два брата. Один черный, другой белый и до сих пор бытуют прозвища: белоусята и корнеушата, т.е. коренные, похожие на бурят. Потом из русских первыми попали сюда Савельевы. До сих пор сохранились бурятские фамилии Шойдуровы, Шараповы. Позже из ссыльных появились Чубаровы…» Житель с. Мотня Мартын Ипатович Афанасьев (75 лет) указывал: «Семейские поселились в Бичуре в 1666 г. (Эту же дату называли в Тарбагатае, старики на целое столетие удревняют свое поселение. – Авт.). Сначала семейские остановились в Хаяне, Торме, затем им сказали, что в Грязнухе большая речка, а в Торме нет воды. Начали строиться в Грязнухе, ставили избы. Что за день семейские мужики построят, монголы ночью растащут по степи». По сведениям Агафона Анкиндиновича и Екатерины Карповны Павловых (1890 и 1900 г. р.), «в Бичуру сначала пришли с Иро (река) 7–12 семей. Они поселились в Грязнухе (это остров напротив Утеса). Но там стало тесно, тогда стали заселять Большую улицу. Первыми там стали строиться Петровы. Сколько бревен (венцов) оклада за день положат. За ночь их буряты растащат. Потом один из семейских сходил в Иркутск к губернатору, с ним пришла комиссия, и дела уладили». Первые поселения семейских в селе, по словам жителя Бичуры Е.Д. Луговского, появились на увале Ромашенька, за утесом (рис. 2). По сообщению Андрея Иммануиловича Иванова (1890 г. р.), жителя Петропавловки, в Бичуру пришли девять-десять домохозяев: Ивановы, Слепневы, Афанасьевы, Ткачевы, Савельевы, Перелыгины, Авдеевы, Терюхановы, Белых, Просвиренниковы. В найденной и опубликованной Н.Н. Покровским «ведомости» генерал-майора П. Ивашева от 25 сентября 1768 г. Бичура еще не упомянута. Будущие бичуряне-старообрядцы – 72 души м. п. и 68 душ ж. п., всего 140 чел. – еще числятся в с. Покровском «в верховых от Селенгинска местах» [Покровский, 1975, с. 111–112]. В «Ведомости, учиненной по силе повеления генерал-майора Лариона Тимофеевича о живущих в Верхнеудинском округе старообрядцах-посельщиках, выведенных из Польши в разных селениях» в феврале 1795 г. указывалось «число душ при поселении» мужского пола – 70, женского пола – 66. «По 4-ой ревизии» (1781–1782 гг.) зафиксировано душ мужского пола – 129, женского – 106. «Переведеныиз Польши и поселены наперво по речке Иро слободой под названием Покровского села. Из них осталось при оной речке по 4-ой ревизии мужеска пола 2 и женска 2 и приписаны к Жидинскому ведомству. А потом переведены на речку Бичуру под названием Бичурской деревни… Ныне вновь рожденных муж. п. 77, жен. п. 85» (цит по: [Болонев, 2009, с. 312]). Село относилось к Усколутскому обществу. Ф.Ф. Болоневым в ГАИО найдены списки старообрядцев по селам за 1795 г., составленные посельщиками-крестьянами этих селений. В Бичуре числилась 31 семья и проживали 186 мужчин и 185 женщин, всего 371 чел. [Там же, с. 316]. В списке указаны главы семейств – Петр Нестеров, Семен Гладких, Трифон Просвирельников, Андрей Белой, Никифор Афанасьев, Федор Разуваев, Семен Нестеров, Сидор Киприянов, Сильвестр Пантелеев, Мамант Иванов, Епифан Тюрюханов, Логин Иванов, Андронник Гаврилов, Василей Петров, Дмитрей Савельев, Василий Пузанов, Трофим Тимофеев, Фирс Иванов, Никита Ткачев, Иван Ткачев, Иван Голованов, Иван Родионов, Аврам Утенков, Ефим Мартынов, Сергей Перелыгин, Данило Перелыгин, Михайло Турчанинов, Андрей Слепнев, Никита Клычин, Федор Михеев, Тимофей Авдеев [Там же]. Е.Д. Федотовой собраны и проанализированы статистические данные, которые позволяют проследить динамику численности населения Бичуры и его этноконфессиональный состав. Среди жителей села преобладали старообрядцы – 90 %, старожильческое православное население составляло 10 %. Это соотношение практически не изменялось на протяжении всей дореволюционной истории Бичуры. Небольшую долю в общей численности составляли т.н. посельщики. В документах о Бичуре с 1810 г. встречаются указы о водворении посельщиков на места. Об этом населении в одном из приказов Верхнеудинского земского комиссара Измайлова сообщается следующее: «Во всех селениях усматриваю я, что присылаемые на пропитание ссыльные вместо того, чтобы они снискивали оное посильной труду работою по возможности у поселян, шатаются постыдно по миру из одного селения в другое… совершенно бродягами, чрез что иногда по испорченности нравов могут происходить дурные последствия» (ГАИО. Ф. 293. Оп.1. Д. 511. Л. 19 об.). Там же говорится о необходимости прикрепления их к определенной территории. Посельщики, как правило, селились среди православных и к ним же приписывались. Семейские жили обособленно; согласно документам, «ссыльные даже если попадали в их среду, то тут же в ней растворялись» (Там же). Ценные данные о начальном этапе переселения старообрядцев в Бичуру и о росте их численности более чем за 50 лет собрал П.А. Ровинский, работая с материалами ряда волостных архивов, которые впоследствии не сохранились [1872]. Согласно его сведениям, в 1804 г. в Бичуре было 186 старообрядцев м. п. В 1809 г. в селе насчитывалось 220 ревизских душ, а в 1820 г. – 472. В 1825 г. в нем зафиксированы старообрядцы – 381 ревизская душа (в 150 домах), старожилы – 34, различные посельщики – 57, всего 614 мужчин и 584 женщины, из них старообрядцев 530 мужчин и 539 женщин. В 1825 г. в Бичуре насчитывалось всего 1 069 старообрядцев, которые проживали в 150 домах. В том году у семейских родилось 45 детей, умерло 23, т.е. прирост составил 22 чел. Среди старообрядцев 1 чел. умер в возрасте 55 лет, 5 чел. – от 6 до 14 лет, остальные 17 чел. – до 5 лет. Эти данные свидетельствуют о высокой детской смертности. В 1825 г. самую старшую возрастную группу составляли двое мужчин 81 года и 77 лет, группу от 72 до 75 лет – шестеро мужчин, 70 лет – три женщины. Следовательно, население в целом было молодым [Там же]. К 1835 г. численность старообрядцев в селе увеличилась – 764 мужчины и 778 женщин. В 1860 г. население Бичуры включало старообрядцев 1 178 мужчин и 1 258 женщин, православных сибиряков 172 мужчины и 102 женщины. С 1808 по 1860 г. численность жителей села возросла в 4,5 раза. За 1830–1860 гг. численность старообрядцев увеличилась почти в 2 раза, а сибиряков-старожилов – почти в 1,5 раза [Там же]. Такого высокого прироста не было больше нигде во всей истории народов Сибири. В основе интенсивного роста численности населения села – высокая рождаемость, которая достигала максимально возможных показателей у женщин. Религиозно-этическими нормами староверов были закреплены мировоззренческие установки на высокий уровень рождаемости и укрепление семейно-брачных отношений. Однако непризнание научной медицины являлось причиной очень высокой детской смертности. По данным Ю.Д. Талько-Грынцевича, в 1894 г. в Бичуре насчитывалось 700 домов, население составляло более 5 тыс. чел. Село протянулось на 11 верст. В конце XVIII в. в нем проживала 31 семья, в т.ч. по две семьи Нестеровых, Ткачевых, Перелыгиных. В 1894 г. семейные кланы бичурян сильно разрослись: Перелыгиных – 64 дома (450 чел.), Афанасьевых – 43, Савельевых – 39, Терюхановых – 88 домов (547 чел.), Белых – 20, Утенковых – 41 дом. Следовательно, население Бичуры увеличилось в 17 раз [Талько-Грынцевич, 1894]. Стремительный рост населения стал причиной нехватки земли в крестьянских хозяйствах Бичуры. Это вызвало миграцию на новые места жительства. В начале ХХ в. бичурянами было основано несколько новых селений: Мотня, Новосретенка, Петропавловка, Покровка. Часть бичурян откочевала на Амур и в Приморье. Численность населения в Бичуре продолжала расти и в годы Первой русской революции, Русско-японской войны, Первой мировой войны. На начало 1919 г. в селе проживало ок. 7 тыс. чел. С момента поселения в Бичуре семейских и до начала XX столетия численность жителей села выросла примерно в 50 раз. Высокие нравственные принципы, веками пестовавшиеся старообрядческой церковью, здоровый образ жизни, трудолюбие, неприятие спиртного и табака, разрешение завязывать брачные связи внутри своей общины только через семь поколений – все это, несомненно, способствовало формированию духовно и физически здорового населения. Об этом писали декабристы, путешественники и исследователи быта старообрядцев. Как отмечал М. Геденштром, «старообрядцы в Забайкалье составляли здесь коренную, полезнейшую часть поселян. Народ рослый и красивый, в чем выгодно отличается от сибиряков, в строении домов и селений, в пище и одежде, в наречии имеют они совершенное сходство с русскими внутренних губерний, которых в чистоте и опрятности даже превосходят. Увидев старообрядцев и их селения, забываем, что в глубокой Сибири, и воображаем, что перенесены в богатые села среди России. Старообрядцы твердо держатся веры своих отцов. По большей части имеют они беглого попа, главное достоинство коего, по мнению их, должно состоять в том, чтоб он не имел паспорта и привезен был из их монастырей в России, куда для сего посылают нарочных людей с большими издержками… Есть между ними и соединенцы и беспоповщина…» [1830, с. 63]. М.Е. Салтыков-Щедрин называл старообрядцев цветом русского простолюдья [1955, с. 5]. О Бичуре собирал материал М.И. Орфанов, он прожил в селе около двух месяцев на квартире «завзятого семейского почтенного старика, отца 8 сыновей, из коих каждый был бы годен в гвардейские правофланговые» [Мишла (Орфанов), 1883, с. 44]. Староверы из Черниговской и Могилевской губ. в Забайкалье развели такое хлебопашество, которое сделало всю эту местность «неисчерпаемой житницей всего этого края и далекого Амура». М.И. Орфанов восторженно писал о красоте семейских: «Что за красавцы! Что за богатыри!.. Мало того, что красивых людей между ними много, они к тому же весьма крупный и сильный народ. Я встречал даже женщин и не особенно редко, вершков в 8–8 ½ и более росту. Старики же бывают такие красивые, сановитые, что прямо просятся на полотно. Они могли бы послужить отличными натурщиками для библейских сюжетов» [Там же, с. 41–44] (рис. 3). Семейские, по оценке М.И. Орфанова, сохранили свои бытовые черты во всей их чистоте. Они «рук не покладают, а работают, по признанию их же соперников, старожилов, за пятерых каждый и потому сравнительно со своими соседями, русскими и бурятами, являются богачами. Главное их средоточие с. Бичура, имеет в длину до 9 верст» [Там же, с. 43]. В книге М.И. Орфанова имеются очень важные сведения о заселении села староверами, их взаимоотношениях с местным населением. От «завзятого семейского» автор записал: «Заведовать ими назначен был один чиновник и назывался комиссаром. Лихой он был человек, и тяжело приходилось нашим. Брать то хоть брал и немного – можно было жить – да строг был, – непременно, чтоб его воля была исполнена. К, примеру требовал, чтоб обстроиться им в одну зиму» [Там же, с. 44]. С установлением советской власти старообрядческая церковь постепенно вытеснялась из жизни семейских, существенно сокращалось ее влияние на новые поколения. Широкое распространение получил процесс обмирщения. Религиозно-этические нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, репродуктивные установки – один из определяющих факторов высокой рождаемости – перестали быть незыблемыми. Постепенно нормой стали применение средств контрацепции и аборты; население перешло к сознательному планированию семьи. Однако еще в 1950-е гг. в мировоззрении небольшой части населения сохранялась установка на высокий уровень рождаемости. В 1960–1970-е гг. показатели прироста населения в Бичуре были выше среднереспубликанских и среднесоюзных. Прирост численности населения села продолжался и в 1980-е гг., хотя его темпы снизились. В 1995 г. в Бичуре проживало 11 783 чел. Это максимальный показатель численности населения села за весь период его существования. С 1996 г. наблюдается убыль населения. По данным на 2008 г., в Бичуре было 9 798 жителей. Убыль ее населения отчасти сдерживается притоком жителей из малых сел. Никогда в старообрядческих селах численность населения так не сокращалась, как в последние 10–15 лет. Устойчивость проявляют тенденции к снижению рождаемости, старению населения и др.; они складывались на протяжении последних 20–40 лет, а сегодняшнее экономическое состояние сельского хозяйства только способствует их развитию. Потенциальные возможности этнографической группы семейских к воспроизводству существенно ослабевают, что усиливает процесс потери этнокультурного колорита и уникальных традиций. Сегодня с. Бичура остается самым крупным сибирским селом с самым длинным в мире сельским проспектом (ныне ул. Коммунистическая), занесенным в Книгу рекордов Гиннеса (рис. 4). Старообрядцы во все времена жили в сложных условиях. При этом историческая память, вера в себя спасла не одно поколение прародителей староверов-семейских, позволила сохранить лицо народа, его духовную крепость, традиции и культуру.

Cписок литературы
Болонев Ф.Ф. Новые документы из материалов Селенгинского Троицкого монастыря за 1734 год, хранящиеся в Национальном архиве Республики Бурятия // Проблемы трансмиссии и бытования этнокультурных традиций славянского населения Сибири XVIII–XX вв. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. – С. 152–156.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII– XX вв. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – 340 с.
Геденштром М. Отрывки о Сибири. – СПб.: [Тип. мед. департамента МВД], 1830. – С. 60–63. Максимов С.В. Сибирь и каторга. – СПб., 1871. – Ч. I. – 323 с.
Машанова Л.В. Хозяйство Селенгинского Троицкого монастыря в первой половине XVIII в. // Вопросы истории Сибири досоветского периода. – Новосибирск: Наука, 1973. – С. 150–165.
Мишла (Орфанов М.И.) В. Дали. (Из прошлого). Рассказы из вольной и невольной жизни. – М., 1883. – 105 с.
Покровский Н.Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Изв. СО АН СССР. – 1975. – № 6: Сер. обществ. наук, вып. 2. – С. 109–112.
Ровинский П.А. Этнографические исследования в Забайкальской области // Изв. Сиб. отд. ИРГО. – 1872. – Т. 3, № 3. – С. 128–132.
Салтыков-Щедрин М.Е. Мелочи жизни. – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. – 356 с.
Талько-Грынцевич Ю.Д. Семейские (старообрядцы) Забайкалья // Протокол Троицкосавского Кяхтинского отделения Приамурского отдела РГО. – 1894. – № 2 (28 окт.). – С. 14–15.
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья XVII – середины XIX в. – Новосибирск: Наука, 1985. – 286 с.
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. – 64 с. Материал поступил в редколлегию 08.05.13 г., в окончательном варианте – 13.05.13 г.


---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Версии поселения Гнеушевых в Бичуре
1. Из рукописи Ф.С.Гнеушева. Василий с сыновьями в 1710 году
2. Со слов Таисии Филипповны Петровой (Гнеушевой). Ее отец Филипп Иванович Гнеушев служил при Успенской единоверческой церкви в Бичуре, был грамотный. Кстати при церкви существовала церковно-приходская школа. Также она рассказала, что со слов ее родственников, первый пришел в Бичуру Гнеушев Василий. Его сослали в Сибирь, на рудники, за какую провинность не знает, по дороге под Красноярском умерла жена. Вели их под конвоем, до Красноярска или Новосибирска, а потом отпустили. При себе Василий имел книги, которые потом хранились в церкви. Когда церковь разграбили, а книги сжигали, эти книги кто-то спас из огня, в впоследствии за ними охотились коммунисты.
В то время, это примерно 1710 год, единственные рудники на которые ссылали, были Нерчинские серебряные рудники и туда действительно ссылали людей.
3. Со слов моего прадеда, Гнеушева Ивана Васильевича, что были сосланы 2 брата из Орловской губернии.
4. Болонев Ф.Ф.: В 1982 году Евдоким Никитович Гнеушев(1900г.р.) рассказывал: "Гнеушевых в Бичуре было два брата. Один черный, другой белый и до сих пор бытуют прозвища: белоусята и крнеушата, т.е. коренные, похожие на бурят."
Дополнение со слов Валерия Гнеушева. Ссыльные Екатериной дворяне Тимофей и Матвей которых заставили жениться на бурятках и только поэтому сняли с них кандалы, один жил бедно а другой богато, один светлый, а другой темный
Со слов Едвокима Никитовича: предки его были дворяне и двоих Гнеушевых освободили от кандалов, когда они женились на местных жительницах, бурятках, один был светлый, а другой темный. Они солдаты бежавшие где-то в Москве из армии, их поймали и сослали в Сибирь. От них пошла ветвь "деменята" у которых было еще две ветви "корнеусята"(были темные) и "белоусята"(светлые) оба основателя были женаты на бурятках. Евдоким Никитович относится корнеусятам!!!
5. Сослан революционер из Астраханской губернии


---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Бичура - Бичурский район - Республика Бурятия
Фотография с сайта: https://sobory.ru/article/?object=45284
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1900

Церковь была перестроена из старообрядческой часовни в 1848 г. В связи с этим часто встречается упоминание "старообрядческая церковь". В действительности церковь была единоверческой. Русский историк, этнограф и публицист Павел Аполлонович Ровинский, побывавший в этом селе в 1871 г., так описывал церковь: "Здесь на широкой и ровной плоскости длинною полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно; только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен во 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, названная по имени тамошних старожилов; тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переходами из плах и досок. Промежуток (сажен в 200, 300 и до версты) неудобен для заселения, потому, что затопляется, но и тут нашлись высокие места; по этим гривкам приютились кабачки, склады и другие жилища без симметрии и почти вразброс. Главным образом все это промежуточное пространство занято огородами. На всем протяжении реки, покуда она протекает по селению, работают более 20 мельниц. Свежестью и прохладой обдает река среди знойного дня; холодом веет от ее мрачной пади, когда поравняешься с нею, проходя ночью. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четыреугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого у огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же так называемые телятники, огороженные места для выпуска мелкой скотины, добавляют зелени.
Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила: это полости из оболонков или полукруглых плах на четырех столбах вышиною с одной стороны аршина 2 1/2, с другой в 2 со склоном на полдень; здесь просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба.Как все великорусские селения, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже полисадничками; ни одного деревца ни на улице, ни во дворе. Кое-где только близь речки сам собою разросся чернотал, да группы черемухи и дикой яблони, никем не посаженые и уцелевшие случайно, попавши во время в изгород двора или огорода, и те однако изувечены, потому что здесь нет обычая обирать плоды, а ломают целые ветки…На Московской улице, немного уступивши с нее, подле тропинки, ведущей к водопою, между огородами и дворами, на маленькой площадке, вы не сразу заметите церковку: она деревянная, потемнела от времени и будто с намерением от стыда или скромности скрылась на глухом закоулке: только крест, обитый жестью, блестит издали и новоприезжему гостю указывает путь к святому храму. Прежде это была старообрядческая часовня, а теперь представляет единоверческую церковь. Сиротливо она смотрит по наружности, сиротою оказывается и на самом деле, потому что, как мы видели, стадо ее 10 лет остается бесплодною смоковницею.В то время; как здесь сиротою стоит церковь, в верхнем конце селения, в самой холодной, сырой и неприютной его частя, в так называемой Грязнухе живут более 300 дворов сибиряков, которые также сиротствуют, представляя из себя стадо без церкви….


http://virbur.ru/index.php/bichurskij-rajon/educ3 Малокуналейская церковно-приходская школа открыта в 1885 году, в Узком Луге – в 1889 году, Ара-Кирети – в 1894 году, в Топке – в 1895 году.
Бичурская Успенская (единоверческая) церковь открыла школу в 1897 год
В 1910 году на территории района насчитывалось девять школ. В этот год были открыты школы в Верхнем Мангиртуе, Поселье и Старой Бичуре.
В 1912 году в Еланской и Топкинской школах уже обучались 93 мальчика и 37 девочек.
В 1914 году начались занятия Бичурской начальной школы в доме священника Анкиндина Павлова.
В 1917 году в районе было 7 начальных школ.

В 1894 год декабрь 24 дня —Бичурская Успенская церковь священник -1. В приходе Бичурской Единоверческой Успенской ЦЕРКВИ-священник Николай Писарев-1855 год.

Фонд№282 Опись №1 Том1-Церкви Забайк а льской области начато 1722- окончено 1856..


Успенская церковь в Старой Бичуре.

Предписание старообрядческого епископа Сибири и Дальнего Востока
священнику Тарбагатайской единоверческой церкви об освящении
Бичурской единоверческой церкви по старопечатным книгам
Сентябрь 1848 г.


Тарбагатайской единоверческой церкви священнику Знаменскому
Препровождая при сем древний Антимин, освященный в лето от
сотворения мира в 7151 ноября в 6-й день на память Св[ятого] отца нашего
Павла Исповедника при благоверном царе и великом князе Михаиле
Федоровиче и при Патриархе Иосифе Московском и всея Руси, –
предписываю совершить освящение по старопечатным книгам
новоустроенной в Бичуре единоверческой церкви, предварив о том всех
тамошних единоверцев. При том известить их, что утварью охотно могут
послужить для сей церкви обители и церкви православные. О
последующем рапортуйте*
ГАРБ. Ф.478. Оп.1. Д.2. Л.178. Рукопись. Подлинник.

Секретное донесение протоирея Троицкосавского Троицкого собора
Н. Тихомирова архиепископу Иркутскому, Нерчинскому
и Якутскому и кавалеру Мелетию26
о появлении в селении Бичурском старообрядческого попа
г. Троицкосавск, № 18 25 мая 1835 г.


По дошедшим до меня достоверным слухам известно, что
Верхнеудинского округа Куналейской волости в селении Бичурском,
населенном старообрядцами секты поповщины и входящем по местному
положению в приходе Еланской Богородского-Введенской церкви, с
некоторого времени появился неизвестный человек, почитаемый между
старообрядцами под именем попа, привезенный ими неизвестно откуда,
который выдавал себя за старообрядческого священника и исправляет у них и
мирские требы. Впрочем, они, старообрядцы, тщательно скрывают оного от
всех посторонних лиц, то есть, непоследующих их секте, и содержат его
втайне, а потому оный никогда публично не появляется, разве только в кругу
одних старообрядцев, своих последователей. Справедливость сих слухов о
появившемся сем так называемом попе подтвердил при личном со мной
свидании и г[осподин] Верхнеудинский окружной начальник Протопопов,
тоже известившись о сем через достоверных людей. О каковом обстоятельстве
долгом считаю довести до сведения вашего высокопреосвященства, с тем,
если оное подтвердится, то не благоугодно ли будет вашему
высокопреосвященству через посредство гражданского начальства пресечь
сему лжепастырю всякую возможность принимать на себя власть священства,
вероятно, никем ему не преподанного, поелику, – как достоверное заключить
можно, – оный есть или наемник, подстрекаемый корыстолюбием, или даже
преступник, укрывающийся от праведной кары законов, его преследующих, и
следовательно, или грубый невежда, или человек без нравственности,
естественно влекущий в вещее заблуждение и без того уже заблудших своих
последователей вашего высокопреосвященства.
Протоиерей Н. Тихомиров
ГАИО. Ф.50. Оп.1. Д.3660. Л.1-2. Рукопись. Подлинник.

Получается,что до 1848 года церкви в Бичуре не было и за всеми требами ездили в Елань


Прикрепленный файл: бичура церковь.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
а это фото того же места 13 октября 2018 года

Прикрепленный файл: IMG_20181013_153628 — копия.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
NadejdaOrel

NadejdaOrel

г.Орел
Сообщений: 7158
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 27708
Здравствуйте, Светлана!
Видели Вы Гнеушевых в списках репрессированных? Есть из Бичуры и с Орловщины.
http://base.memo.ru/person/lis...lzgAAAA%2C

В списках потерь в Первую мировую войну:
http://gwar.mil.ru/cartoteka/s...arch=Найти
---
Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Спасибо, помогли. Своего прапрадеда нашла в списка 1ой мировой

---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Источник https://gwar.mil.ru

Первая мировая война 1914-1918


Гнеушев Демьян Иванович
Болен, Место рождения: Забайкальская обл., Верхнеудинский уезд, Еланская вол., с. Бичура, Место службы: 7-й Финляндский стрелковый полк, Рядовой, Дата события: 26.10.1915
Картотека потерь

Прикрепленный файл: Гнеушев Демьян Иванович.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Источник https://gwar.mil.ru

Первая мировая война 1914-1918

Гневашев Василий Демидович
Пропал без вести, Место рождения: Забайкальская обл., Верхнеудинский уезд, Еланская вол., д. Старопечерская, Место службы: 7-й Финляндский стрелковый полк, Стрелок, Дата события: 15.09.1915
Именные списки потерь

Прикрепленный файл: Гневашев Василий Демидович.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Источник https://gwar.mil.ru

Первая мировая война 1914-1918

Гневашев Игнатий Федорович
Пропал без вести, Место рождения: Забайкальская обл., Верхнеудинский уезд, Еланская вол., с. Старое Бегало, Место службы: 7-й Финляндский стрелковый полк, Стрелок, Дата события: 03.08.1915
Именные списки потерь

Прикрепленный файл: Гневашев Игнатий Федорович.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
svetlanochka03

svetlanochka03

Частный специалист

Улан-Удэ
Сообщений: 255
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 76
Источник https://gwar.mil.ru

Первая мировая война 1914-1918

Гневашев Михаил Ильич
Ранен/контужен, Место рождения: Забайкальская обл., Верхнеудинский уезд, Еланская вол., сел. Старо-Бичурское, Место службы: 7-й Финляндский стрелковый полк, Стрелок, Дата события: 04.10.1915
Именные списки потерь

Прикрепленный файл: Гневашев Михаил Ильич.jpg
---
Гнеу(вы/а)шевы - Курганской обл., Старая Бичура (Республика Бурятия)
Соловьевы. Русское Ахметьево Казанская губерния
Бацановы (Боцан), Головины, Богдановы- д.Усть-Колба, Тисульская волость, Томская губерния
Рупа(о)совы- д.Бирюса, Иркутская губерния
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈