Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Гладышевы

Вологодская губерния, Великоустюжский уезд

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Вероятные отцы для нашего Андрея Тимофеевича:

РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, Д. 3757. Книга переписная черносошных, помещичьих, монастырских, епископских, церковных крестьян и половников Двинской, Южской и Суконской третей Устюжского уезда (лл. 1-732, 831-1301). (1722-1727)
Деревня Пестова, Большей Двор тож
Андрей Тимофеев Гладышев 55 - это 1664 год
дети его: Иван 15
Сергей 4

РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 214. Устюг Великий Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г.
Деревня Пестово а Большой двор тож на речке на Шарденге а в ней крестьян
В. Пантелейко Иванов да дети ево Тимошка да Ивашка да Спирка - надо найти их фамилию в более поздних летописях, может быть они не Гладышевы.
Это Репцовские.

РГАДА, Ф. 1209, Оп.1, Д.15041 Переписная книга дворов и людей черных и монастырских деревень... 1667-1668 гг.
(дрвн) Чернышева
(в) Ермолка Леонтьев Гладышевых, дети ево Тимошка да Якунка, Тимофеев сын Кондрашка
Этот Тимофей не моложе 1632 г.р., если в 67-68 году его взрослого сына забирают в рекруты.
Переписная книга дворов и людей черных и монастырских деревень для солдатского сбора на службу в станах и волостях Устюжского уезда переписи Г.М. Мыщецкого. 1667/68 г. РГАДА, Ф. 1209, Оп.1, Д.15041
Д. Буслаева В. Тимошка Ермолин сын Гладышев сын ево Конашка
На Государеву службу взят салдат Конашка Тимофеев сын Гладышев

РГАДА, Ф. 1209, Оп.1, Д.15041 Переписная книга дворов и людей черных и монастырских деревень... 1667-1668 гг.
(дрвн) Шудрина
(в) Ивашко да Тимошка Родионовы дети Гладышевы

РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 15047 (1677/78 г.г.) Переписная книга г. Устюга и Устюжского уезда переписи Л.М. Лодыженского. — Быкокурский стан https://1670.ru/census/1678/ustyug/bykokursky-stan/
Тот же Тимофей, что в д. Шудрина - мне все интересно, может там было написано "Мурдинс..."? Ш и М могли смешаться между собой. Это Шудрино больше нигде не встречается.
Деревня Кишкина Гора на речке на Шарденге
(в) Тимошка Родионов Гладышевых. У него дети: Данилко четырнатцати лет, Никитка семи лет, Власко трех лет.
Не моложе 1635 г.р.

Его же сын Евдоким из Кишкиной Горы 1696 г.р.? Староват Тимофей Родионович, надо другого Тимофея искать на роль отца Евдокима.

Еще Тимофей Иванович Гладышев, но у него дети 1714 и 1716 г.р.
д. Большое Заломово
ГАВО 1782 г

В общем, пока остаемся на уровне гипотез.
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Деревня Пестово (Большой Двор тож)

А ведь речь идет не о Пестово в Трегубовском сельсовете, и даже не о Пестово в Нижнешарженском сельсовете.

Если посмотреть расстояния от волостного центра, то мы видим, что на расстоянии 48 верст находится деревня Выставка, которая рядом с Подволочье.
А Пестово и исчезнувшая Кишкина гора находятся на расстоянии 50 и 49 верст соответственно.
А почему мы не смотрим в сторону Пестово в Нижнешарженском с/с? Потому что Биричево находится на расстоянии 50 верст, а это Пестово намного дальше.

Вологодская губерния список населенных мест по сведениям 1859 года
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/1...-goda-1866

После 1850 года большая часть Гладышевых массово переселились в Подволочье.
Они не переселились, это Пестово переименовали в Подволочье. А Кишкину Гору переименовали просто в Гору.

Похоже, мы все-таки Филлиповичи, а не Борисовичи. Борисовичи вполне могли из Чернышова переселиться в Пестово, Но вероятность этого намноооого ниже, чем то, что подросток Андрей, Тимофея сын, 1664 г.р. просто не попал в перепись Лодыженского.
Тем более, что есть там в батраках некий Лучка Тимофеев 14 лет, в Большом Заломово. То есть, это в принципе штатно, когда подросток в этом возрасте работает у других людей. А иметь свою собственную семью им еще рано.
"У Фетки ж работник Оска Федоров двенатцати лет." - даже в 12 лет норма идти в работники.

+ 400 многоюродных родственников, йомайо.

Прикрепленный файл: M Вологодская губерния список населенных мест по с (3).pngM Вологодская губерния список населенных мест по с (4).png, 274034 байтM Яндекс Карты - Google Chrome 2025-03-19 09.58.06.png, 464334 байтM Яндекс Карты - Google Chrome 2025-03-19 10.04.27.png, 227386 байт
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Прямая линия от нашего патриарха Филипа.

До 1623-1626 гг, скорей всего в деревне Мурдинской на реке Шарденге, живет некий Филип.

В летописи 1623-1626 появляются:
Трофим Филлипович в д. Мурдинская
Ярофей Филлипович в д. Мурдинская
РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 214. Устюг Великий Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г.

В летописи 1645 года появляются
Трифан Филлипович /Гладышев/ /в д. Мурдинская/
Дети Трифана:
Яким Трифанович
Родион Трифанович
Внук Иван Якимович или Иван Родионович
РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 68 Устюг Великий Крестоприводная книга г. Устюга и Устюжского уезда 7153 года (1645 г.)

В летописи 1658 года появляются
Гладышев Родион Трифанович в д. Мурдинская
РГАДА, Ф.1209, Оп.1, Д.15040. Переписная книга дворов и людей черных деревень и монастырских вотчин «для солдатского сбора на службу» в станах и волостях Устюжского у. переписи Семена Стефановича Юрьева (1658) — Быкокурский стан, Верхний конец

В летописях 1667-1668 гг появляются:
Гладышев Тимофей Родионович в д. Шудрина
[РГАДА, Ф. 1209, Оп.1, Д.15041 Переписная книга дворов и людей черных и монастырских деревень для солдатского сбора на службу в станах и волостях Устюжского уезда переписи Г.М. Мыщецкого. 1667-1668 гг.

В летописях 1677-1678 появляются:
Гладышев Тимофей Родионович в д. Кишкина Гора
Дети Тимофея:
Гладышев Данила Тимофеевич
Гладышев Никита Тимофеевич
Гладышев Влас Тимофеевич
РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 15047 (1677/78 г.г.) Переписная книга г. Устюга и Устюжского уезда переписи Л.М. Лодыженского. — Быкокурский стан

В летописи 1722-1727 года появляются:
Андрей Тимофеев Гладышев 55
дети его: Иван 15
Сергей 4
РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, Д. 3757. Книга переписная черносошных, помещичьих, монастырских, епископских, церковных крестьян и половников Двинской, Южской и Суконской третей Устюжского уезда (лл. 1-732, 831-1301). (1722-1727)

В летописях 1747 года появляются:
Иван Андреев Гладышев 40
брат его Сергей 29
Ивана дети: Яков 25
Никифор 21
Федот 16
Павел 14
Иван 7
Якова сын Иван 3
РГАДА, Ф. 350, Оп., ДД.3762-3763 Переписная книга Великоустюжского уезда 1747 г. Книга переписная посадских людей, разночинцев, дворовых, государственных, монастырских, архиерейских, церковных, помещичьих крестьян и половников Великоустюжского уезда.

Все, глубже найти никого не получится.
Но если вы встречали в летописях Филлипа, который родился в деревне Мурдинской на реке Шарденге около 1600 года...

Прикрепленный файл: M GenoPro 2019 - [Воронины_Гладышевы @ GenoMap1] 2.png
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Я все же смотрю вот на эту запись еще:
РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 214. Устюг Великий Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г.
Деревня Ондрейково а Репцово тож на речке на Шарденге а в ней крестьян
В. Якунка Гаврилов
В. Поздейко Леонтьев Ильин
В. Филипко Петров Володимеров

Мы вступаем на территорию догадок и натяжек.
Фамилия Володимеров больше не всплывает в Быкокурском стане, верхнем конце.
Или он помер без детей. Или же это Филип Петрович, сын Петра Владимировича.

От Репцово до Мурдинской 20 минут пешком.
В Мурдинской целых три сына Филлиповича, из которых Трифан точно Гладышев.

Но. Если это так, то остальные Петровы – точно Петровы или тоже Петровичи?

Допустим, здесь:
Деревня Заломово Болшее на речке на Шарденге а в ней крестьян
В. Ивашко Петров да дети ево Терешка да Сенка
В. Левка Борисов да дети ево Ивашко да Кручинка
В. Ерофейко Исаков
В. Ермолка Леонтьев
Левку Борисова с детьми и Ермолку Леонтьева я посчитала Гладышевыми. По тому же принципу «взрослый сын живет рядом с отцом». Потом выкладки отдельно по ним сделаю.

Допустим, вот запись 77-78 гг:
Деревня Фроловская, а Елохино тож, на речке на Шарденге
(в) Мишка Петров Поряднин. У него дети: Фетка, Гришка семи лет. У него ж Мишки внук Пантелейко Назаров Петровых дву лет.
Пантелей не Поряднин, а Петровых. Явно отчество расшифровано как фамилия в этом месте.

Петровы в 1658 г. вот так представлены:
Деревни Буслаева (в) Федор Ларионов Петровых
Деревни Буслаева (в) Лука да Ондрей Семеновы дети Петровых, Лукин сын Кирило.

В 1677-78 годах потомки:
Деревня Ананьино, а Чернишево тож, на речке на Шарденге Герасимко Терентьев Петровых. У него дети: Харитонко, Сидорко.
Деревня Заломово Большое на речке на Шарденге (в) Фетка Ларионов Петровых. Никифорко, Елфимко Лукияновы Петровых.

У этих Петровых есть Терентий, а мне Михаилу Терентьевичу Гладышеву, кстати, папа нужен. А то он там с кабальным долгом в летописях.
Афанасия и Ивана не помню, где взяла, найду еще раз.

На этапе 1623-26 года у нас тут с фамилиями вообще не очень. Трифан Филлипович и прочие без фамилий, это отчества.
Петров должно стоять на месте отчества как минимум у Ивана, отца Семена и Терентия.
Но тогда мы видим, как оно превратилось в фамилию уже в следующем поколении.

Причем, этот Петр Владимирович жил и умер тут же, на реке Шарденге. Слишком много сыновей в одном месте, переезжали все же не всем кагалом, а отец в этой местности доживал при младшем сыне, которому доставался дом.

Я ещё думаю, что это мы всё жёстко привязываем к фамилии, она важнее отчества. А если у этих людей в массе своей не было представлений даже о делении и умножении в 1876(!) году, не говоря уж о прочих научных и культурных излишествах, то в 1576 году ценности фамилии как явления точно не было. И точно так же, как в 1623 появилась из отчества фамилия Петров, всего парой поколений назад могла появиться и фамилия Гладышев от имени Гладыш. То есть, это вполне штатно: перестать называться Гладышевыми и начать называться Петровыми.
На 1623 год в летописи даже в нашем роду есть престранные Калина, Кручина, Нечай, Незнай. В одном ряду с Гладышем.

В общем, тут надо переписывать "поимянно" всех жителей деревень в Быкокурском стане Верхнем конце за 23-78 гг, пытаться исключить лишних, кто точно имеет уникальные фамилии, далеко ушедшие от отчеств. И думать над оставшимися.

Прикрепленный файл: M GenoPro 2019 - [Воронины_Гладышевы _ @ GenoMap1] (1).png
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Михаил Терентьевич Гладышев обнаружен на сайте ГАВО.

КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области», Ф. 1260, Оп. 1, Д. 2774, 1667-1669 гг.
Роспись Михаила Терентьева сына Гладышева о количестве за ним кабального долга (л. 36 об.).

Папеньку я ему еще не нашла.

Прикрепленный файл: Михаил Терентьевич Гладышев, 1667-1669 гг..jpeg
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
К вопросу о смене фамилии семьи. Кроме того, там описаны сложности работы с источниками и, собственно, причины и статистика внутриволостных миграций.
К сожалению, Быкокурский стан не захватили, но, думаю, выводы можно распространять и на него.

Жиборкина Анастасия Владимировна Внутриволостная миграция в Устюжском уезде в XVII В. По материалам писцовых и переписных книг: первые наблюдения // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2019. №2. (дата обращения: 20.03.2025).
Киберленинка, полный текст

"...исследование могут усложнить вопросы антропонимики. Зачастую крестьянин наряду с календарным, христианским именем мог иметь нехристианское или же прозвище. При этом в разных источниках могли встречаться как имена, так и прозвища. То же самое происходило и с отчествами, когда в одном источнике оно указывалось по христианскому имени отца, а в другом — по его прозвищу. Кроме того, процесс идентификации людей из разных книг усложняет проблема фамильных прозвищ.
В изучаемый период крестьяне не имели юридически закрепленных фамилий, но, тем не менее, источники отразили наличие уличных, или деревенских фамилий. Но в отличие от княжеских и дворянских они не были стабильными. Крестьянская семья могла сменить свое фамильное прозвище в связи с переездом, сменой рода деятельности главы семьи и т.д."
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
В 23-26 гг в летописях (РГАДА, Ф. 137, Оп. 1 Великий Устюг, Д. 214, л. 231 об) появляется некий Яким
Деревня Кишкина гора на речке на Шарденге а в ней крестьян
В. Якимко Сидоров Каптина

В 1658 г
Деревни Мурдинской Яким Трифанов Гладышев, сын ево Левонтей.
Деревни Кишкины Горы (в) Иван да Микита Якимовы дети.

Тут неясно, какого из Якимов эти дети. Я их бодро приписала Якиму Трифанову, а потом проверяла 23-26 гг и не поняла.

В 77-78 г их уже называют Гладышевыми
Деревня Мурдинская на речке на Шарденге
(в) Ивашко Якимов Гладышевых. У него дети: Перфирейко, Фетка тринатцати лет.
(в) Никитка Якимов Гладышевых же. У него дети: Кирилко, Феоктистко пяти лет.


Отец второго Якима - Трифан Филипович. Если у этого Якима забрали сына в рекруты в 1658, то Яким не моложе 1620 г. Он мог уже попасть в эту летопись.
Как ни кручу, не могу понять, как можно провести параллель между Яким "Сидоров Каптина" и Яким "Трифанов / Филипов / Гладышев". По идее, это один и тот же человек.

Денис d_tropin помог с нужными сканами. И, в общем, там действительно Якимко Сидоров Каптина.

У нас там есть еще некий Сидор Леонтьев, который оставил свой дом в Мурдинской и живет в Левино. "Д. пуст Сидорка Леонтьева"
Но они все существуют одновременно: Сидор в одной деревне, Яким Сидоров Каптина в другой, а дом остался в третьей.

В 1658 г еще есть Якимовичи:
Деревни Бакшиева (в) Леонтей Якимов Бакшиев, брат ево Фома. Для них в 23-26 как-то никто не подходит в Бакшиева.
Деревни Мурдинской Леонтей Якимов Гладышев – этого не считаем, он наш.
Кстати, у нас два Леонтия Якимовича Гладышева. В 58 первого забрали в солдаты, а в 77 второй присутствует в Горбачево и у него есть сын Козма.
Поскольку других Якимов нет, значит, в семье два Леонтия.

Есть еще Сидоров, но это Бутусиков.
Деревня Белая гора а Бакшеево тож на речке на Шарденге а в ней крестьян
В. Осипко Сидоров

Есть еще женское имя Каптелина. Но жен в этой летописи крайне редко указывают, особенно в отдаленных деревнях.

Что такое каптина? На "кап" в словаре ничего не нашлось, на "коп" - вариации от слова "копоть" и с натяжкой "копщик".
Скорей всего, это имя собственное: Каптин.
В ведомостях других регионов оно встречается изредка.

Вот, в списке старинных имен:
Капитон - Капитон (ц.)
Каптелина - Капитолина (ц.)

Вероятно, в данном случае Каптина надо читать как Капитон. Яким, сын Сидора Капитоновича.

Интересно, может ли быть он вот этим Евдокимом по РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Устюг Великий, Д. 68 Крестоприводная книга г. Устюга и Устюжского уезда 7153 года (1645 г.)?
Да староста судецкой Митка Сидоров
да отец ево Сидорко Леонтьев
да сын ево Евдокимко Сидоров


"Е" в "Я" превращается легким росчерком пера, по аналогии с Ерофей / Ярофей.
Тогда "Каптина" - это какая-то функция.

Авдокимко Евдоким муж.
Евдокимка Евдоким муж.
Овдакимко Евдоким муж.
Овдокимка Евдоким муж.
Овдокимко Евдоким муж.
Овдокимько Евдоким муж.
Авдокимко Евдоким (ц.) м. Евдоким Евдокимов
Евдокимка Евдоким (ц.) м. Евдоким Евдокимов
Овдокимка Евдоким (ц.)
Овдокимко Евдоким (ц.)
Овдокимько Евдоким (ц.)
Овкадимко Евдоким (ц.)

Прикрепленный файл: M IMG_20250210_130156_TIMEBURST34.jpg 2025-03-20 2.pngM Словарь вологодских говоров Вып. 3. Иваник – Кро (1).png, 150855 байтM Словарь вологодских говоров Вып. 3. Иваник – Кро.png, 151108 байт
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Я решила считать, что уж в 16 веке все крестьяне на этом пятачке земли друг другу братья, если не прямые, то двоюродные, если не через мужчин, так через женщин. И смотреть надо на всех, как на родственников.
Я помню, конечно, что в самые ранние летописи попали не все. Возможно, по мере появления опыта работы с древними актами у меня позже будут другие гипотезы, а пока остановимся на том, что единственный Филип на реке Шарденге в летописи 23-26 гг – это наш дед через Трифана Гладышева.
А «Петров Володимеров» надо читать как имя и отчество его отца.

Меня интересует, кого звали или прозвали Гладышем в нашем роду, и как соотносятся между собой Гладышывы в Пантусове, Чернышово и Ребцово.

Из Ребцова, где жил Филипко Петров Володимеров, одна ветка с Гладышевыми уходит вверх в Пестово/Кишкину Гору, а другая вниз – в Чернышово/Пантусово/Быслаево.

Допустим, если у Филипа сыновья Ярофей и Трифан, и у обоих из них потомки Гладышевы, то Гладыш – или Филип или его отец / дед. Прозвище появилось одновременно или раньше Филлипа.

Работа в процессе, выложу отдельным постом.

Скан летописи с дедушкой Филипом в 15 поколении добыт через Дениса d_tropin .



Прикрепленный файл: IMG_20250210_130156_TIMEBURST36.jpg
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Народный именослов Русского Севера XV - XVII веков: происхождение имен (прозвищ), отчеств, названий деревень / составитель А. В. Кузнецов. - Вологда : ВОУНБ, 2020.-398 с.
Полный текст

ГЛАДЫШ:
1) «Иванко Мартемьянов сын по прозв. Гладыш», Устюж. уезд. // Челоб. гр. 1627 [ИРС: 69];
2) «Федор Гладыш», был на таможне г. Тотьма. // Тамож. кн. 1634 [ТКМГ-1: л.350об];
3) «Фомка Гладыш», Кириллов мон. Белозер. уезда. // Прих.-расх. кн. 1611 [ПРДК: 71].
• Ср. гладыш - «гриб серого цвета, сыроежка» или «берёзовая ветка без листьев», а также «полный, рослый, здоровый чел.; крепыш» [Д 1: 353; СВГ 1: 111; Он.: 78].
Отч. Гладышев [ВФ: 25; К-1: 285], Вологда (1649), Белозер. уезд (1661). #Дер. Гладышевская [ПСУ: л.611], Усол. уезд (1710).

История русского слова: Ономастика и специальная лексика Северной Руси. Межвузовский сборник научных работ. Выпуск 2. Отв. ред. С.Н. Смольников. - Вологда, 2004.-228 с.
Полный текст

«Иванко Мартемьяновъ сынъ по прозвищу Гладышъ» (Челоб УВ 1627; АХУ III: 43);
АХУ III - Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Т. 25. Ч. З. СПб. : 1908.
Полный текст
Это из посадских людей.
(Суть жалобы, конечно, феерическая: "царь-батюшка, Михаил Федорович, Зотий морду набил и про то тебе ябедничаем". Вот больше нечего делать царю, как такие жалобы разбирать. И ведь принял их царь-батюшка).

В Устюге есть как минимум две семьи Гладышевых чуть позже:
РГАДА, Ф. 210, Оп. 7а, Кн. 96. Крестоприводная книга г. Устюга 1682 г.
Устюжаня посацкие люди
Козма Стафиев сын ГЛАДЫШЕВ
Федор Родионов сын, Иван Федоров ГЛАДЫШЕВЫХ


Там же:
«На наш взгляд, слово прозвище, включаемое в именование лица, в официально-деловой письменности XVII в. давало антропониму модальную оценку облигаторности, различало «настоящее», обязательное, требуемое официальными нормами, и ненастоящее, необязательное имя. Оно не имело строгого терминологического значения, свойственного ему в современном русском языке. При помощи слова прозвище в XVII в. выражалась модальная оценка именования или одного из его компонентов...
Выражение модальной оценки антропонима связано с наличием определенных отношений между именами одного лица в пределах именования. Модальную оценку предполагала и идентификация разных именований одного и того же лица в официальном документе, то есть модальная оценка имени собственного имеет относительный характер. Для ее наличия обязательно, чтобы в именовании лица присутствовало, как минимум, два антропонима, оцениваемых как правильный, соответствующий норме документального именования, обязательный, а другой - как неправильное, ненастоящее документальное имя. Слово прозвище тем самым выражало отношения антропонимов в пределах именования лица, давало модальную оценку одному из них по отношению к другому. Вместе с тем слово прозвище маркировало антропоним по сфере функционирования, знаменовало его отнесенность к разговорно-бытовой речи противопоставляло имя, которым называют («прозывают») человека в быту, тому антропониму, который следует употреблять в документе.
При изучении случаев одновременного именования сразу несколькими личными именами в ономастике принято разграничивать основные и дополнительные имена. За вторыми, как правило, закрепляется уточняющая, характеризующая функция. Модальная оценка обязательности (необходимости) антропонима современным исследователем не всегда соответствует распределению функций между антропонимами в реальном именовании лица в старорусском документе. «Добавочные» имена не просто помогали календарному имени идентифицировать лицо, а нередко являлись главным средством создания уникальной референции. Дополнительность компонента именования может трактоваться как его добавочный характер с точки зрения деривации составного именования. В процессе создания развернутой антропонимической номинации в документе на базе употребительного в ограниченной сфере устойчивого антропонима «распространителями» мотивирующего «базиса» могут выступать и компоненты, стержневые для сочетания антропонимов. Например, отмечены случаи, когда к идентифицирующему некалендарному имени в официальном именовании добавлялось требуемое писцовым стандартом календарное (крестильное) имя, занимающее в именовании центральное положение, но менее значимое для уникальной референции именования. В силу этого крестильное имя не являлось устойчивым компонентом именования..."

Упомянутого выше Фомку Гладыша, вернее его потомков, можно поискать вот в этом документе:
Исповедные ведомости церквей г. Вологды, г. Белозерска, Вологодского и Белозерского уездов и Чарондской округи за 1718, [1722]-1724 годы.
1 января 1718 — 31 декабря 1724
Яндекс-архив

Прикрепленный файл: M Русская историческая библиотека, издаваемая Архе.png
yagaya_baba

yagaya_baba

Сообщений: 1239
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 213
Мы ведем речь о людях, относящихся к вотчине "Троицкого монастыря что на Глядине".
Крайние территориальные точки для Гладышевых, насколько я пока вижу в ранних летописях:
- д. Герасимова на Шарденге (Гладышев Вавила Никифорович, Троицкий Гледенский монастырь. Книга записная выдачи хлеба взаймы монастырским половникам 1705-1713 гг.)
- д. Кишкина Гора на Шарденге (Игнашко Ярофеев, РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 214. Устюг Великий Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г.)

Троице-Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в селе Морозовица Великоустюгского района Вологодской области, в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухона и Юг. Относится к Великоустюжской епархии Русской православной церкви.

Местоположение: Вологодская область, Великоустюгский район, село Морозовица

Troitse-Gledensky_Monastery_1910s.jpg

Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появились в середине XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.
С ростом торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начала застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждено архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить».

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем — тёплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.

В 1784 году были завершены работы по созданию местными мастерами жемчужины обители — нового иконостаса в барочном стиле, длившиеся восемь лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.

Монастырь был упразднён за малобратностью в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители.

В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплён за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

В начале 1980-х годов здания переданы музею.
16 июля 2014 года Епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь».

Настоятели
1539—1558 игумен Пимен,
1558—1588 игумен Мисаил,
1588—1599 игумен Варсонофий,
1599—1616 игумен Павел,
1616—1618 игумен Мисаил,
1620—1659 игумен Иона, РГАДА, Ф. 137, Оп. 1, Д. 214. Устюг Великий Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г. Л. 52 - если вы хотите поразить классного руководителя своего ребенка супер-презентацией по генеалогическому древу, добудьте копию этого листа 101.gif
1659—1674 игумен Афанасий,
1674—1683 игумен Иосиф, РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 512. Писцовая книга Устюжского уезда 1675-1683 гг. Л. 7 - или этого 101.gif
1684—1690 игумен Андроник,
1697—1721 архимандрит Филарет,
1722—1737 архимандрит Иоасаф,
1738—1757 архимандрит Сергий,
1757—1765 архимандрит Мисаил,
1765—1766 игумен Асигкрит,
1766—1771 игумен Авраамий,
1771—1794 игумен Геннадий,
1794—1798 игумен Никон,
1799—1809 игумен Герман,
1809—1826 игумен Варлаам,
1826—1840 игумен Пахомий,
1840—1841 игумен Вениамин,
1912—1925 игуменья Рипсимия.

Источник

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈