На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Замуж Софья Михеевна не выходила, детей у нее не было. Умерла она в 1965 году и похоронена на Серафимовском кладбище. А известно об этом стало благодаря тому, что на форуме появился родственник Софьи Михеевны Лазуко, и оказалось, что в его семейном архиве хранится свидетельство о ее смерти (но, к сожалению, только свидетельство, а никаких "семейных преданий" о жизни Софьи Михеевны не сохранилось)
Василий Михеевич Лазуко (1903 - 1980) О Василии Михеевиче Лазуко я писала раньше здесь и здесь. Новой информации с тех пор появилось не так уж много
В ЦГИА я посмотрела личное дело ученика 3-й Петроградской мужской гимназии Василия Лазуко - это действительно "наш" Василий Михеевич (ЦГИА ф.439 оп.1 д.1003) Влагодаря метрической выписке(л.13) удалось найти запись о рождении Василия Михеевича: он родился 30 января 1903 года и был крещен 5 февраля в Казанском соборе. Крестными были "Гдовский купеческий сын Александр Иванов Игнатов и мещанская девица Анастасия Никифорова Харитонова" - эти имена мне ни о чем не говорят. В справке от 25.06.1912, хранящейся в гимназическом деле, указано, что "Василий Лазуко принадлежит к числу мещан города Невеля и записан по посемейному списку Управы под №284" (л.1) В приготовительный класс гимназии Василий Лазуко поступил в 1912 году, в деле хранится экзаменационный листок о оценками: закон Божий 5, русский 5, математика 4 (л.4) В 1918 году Василий Лазуко окончил 5-й класс гимназии, но к тому времени семья уже уехала в Невель, и по прошению отца Василий Лазуко был переведен в Свенцянскую мужскую гимназию, куда и были выслано его "свидетельство об успехах и поведении".
Точно так же, как и Василий Михееви Лазуко, в 1918 году из 3-й Петроградской мужской гимназии в Свенцянскую мужскую гимназию был переведен брат моей бабушки Петр Василевский, только он тогда закончил первый класс. Так что хотелось бы понимать, что это за Свенцянская гимназия такая, но я так до сих пор точно это и не выяснила. Свенцянск (Свенцяны) - это Швенчёнис, город на востоке Литвы, который был уездным центром Виленской губернии. Невель относился к Витебской губернии. Тем не менее там находилась относящаяся к Виленскому учебному округу Свенцянская мужская гимназия - во всяком случае, именно так написано на ее штампе (ЦГИА ф.439 оп.1 д.600 л.4)
Если я правильно понимаю, Свенцянская мужская гимназия была затем преобразована в Невельскую единую трудовую школу. Возможно, что Василий Михеевич эту трудовую школу окончил. А может быть, в 1918-20 году ему учиться и не пришлось. А вот почему он в РККА призывался в 1920 году не из Невеля, а из Гомеля - непонятно.
Немного сведений о дальнейшей жизни Василия Михеевича нашлись в анкетах его сестры Софьи Лазуко: в сентябре 1925 года, описывая свое материальное положение (ЦГА ф.4331 оп.3 д.969 л.35) она пишет, что ей помогает брат, который является курсантом военно-теоретической школы, расположенной на ул.Красного Курсанта 21. В декабре 1925 года Софья Михеевна пишет, что ее брат является слушателем 1-й военной школы летчиков в Севастополе, "а до октября находился в Ленинграде, как и указано в анкете" (л.36)
Что касается семьи Василия Михеевича, то, как я уже писала, с адреса Колпинская 27 были эвакуированы Лазуко Елизавета Васильевна, 1905 г.р., Лазуко Ирина Васильевна 1930 г.р. и Лазуко Александр Васильевич 1933 г.р., и я предположила, что это жена и дети Василия Михеевича. Домовые книги по адресу Колпинская 27 (ЦГА ф.2965 оп.80 д.270, 271) я посмотрела, и там действительно есть записи о Елизавете Васильевне Лазуко, находящейся на иждивении военнослужащего, которая в 1935 году приезжала в Ленинград с Дальнего Востока, а в 1936 года - из Липецка. Так что вроде как мои предположения подтверждались. Но сам Василий Михеевич, видимо, в Ленинград не приезжал, во всяком случае, сведений о нем в домовой книге нет. А имена других жильцов квартиры (Семашко и Мизернюк) мне ничего не говорили. Но вот на форуме появился родственник Лазуко - Валентин Алексеев и оказалось, что фамилии Семашко и Мизернюк ему хорошо знакомы, они тоже приходятся ему какими-то родственниками, правда, какими - он не знает. А главное, что у него хранится свидетельство о смерти Василия Михеевича Лазуко и Ирины Васильевны Лазуко!
Василий Михеевич Лазуко умер в 1980 году, и свидетельство о смерти выдано отделом ЗАГС Московского района Ленинграда. Значит, Василий Михеевич, помотавшись за время службы по всему Советскому Союзу, вернулся в Ленинград. Ирина Васильевна Лазуко, 1930 года рождения, умерла от рака в 1986 году, и свидетельство о смерти тоже выдано отделом ЗАГС Московского района Ленинграда. Ирина Васильевна - дочка Василия Михеевича. А вот куда делись Елизавета Васильевна (жена) и Александр Васильевич (сын) Лазуко - совершенно непонятно. Во всяком случае, возникло желание посмотреть еще одну домовую книгу по Колпинской 27 - в свое время я сделать этого не смогла, так как с крайней даты документа не прошло 75 лет, а вот теперь срок уже прошел, и можно будет попытаться разобраться в родственных связах Лазуко и Семашко, и может быть, появиться какая-то ниточка для поиска Александра Васильевича Лазуко.
О Булатовых я уже писала здесь Собственно, информации никакой не было, кроме того, что Анна Станиславовна вышла замуж за Кирилла Булатова, и у их сына Николая было двое сыновей, один из которых был артистом, а другой инженером. Но в ЦГИА нашлось дело "Николай Булатов о сыне Кирилле" (ЦГИА ф.19 оп.114 д.750), и это оказался как раз наш Булатов. А "дело" было заведено в связи с тем, что родившегося сына Николая Булатова, Кирилла, записали девочкой Кириллой. Вот этот Кирилл Николаевич Булатов как раз и был артистом, и информации о нем нашлось довольно много, а вопросов возникло еще больше.
Кирилл Николаевич Булатов родился 19 января 1905 года и крещен 2 февраля 1905 года в церкви Св.Петра Митрополита на Ульянке. На момент его рождения его родители не состояли в браке, так что в графе "родители" указана только его мать: "Псковской губ. Великолуцкого уезда Миритиницкой волости и села крестьянская девица Мария Алексеева Бруева". Крестные - Псковской губернии Великолуцкого уезда Максимовской волости Великих Лук безземельный крестьянин Иван Дмитриевич Тулутов и города Невеля мещанская жена Мария Кириллова Лазуко. Мария Кирилловна Лазуко - это сестра Николая Булатова и, соответственно, тетя новорожденного, а вот имя крестного мне ничего не говорит, вероятно, это родственник Марии Бруевой. В метрическую книгу ребенок был записан как девочка Кирилла. Ошибку, видимо, сразу не заметили, а вот через пять лет по каким-то причинам обнаружили, и Николай Кириллович Булатов 23.10.1910 подал в Санкт-Петербургскую духовную консисторию прошение об исправлении ошибки. В связи с этим было заведено "следственное дело об исправлении метрической записи", вел которое протоиерей Михаил Славнитский. В рамках этого дела была осмотрена метрическая книга церкви Св.Митрополита на Ульянке, опрошены Николай Булатов и Мария Лазуко (а другие участвующие в крещении лица не найдены) и по результатам принято решение ошибку исправить, что и было сделано (см.фото)
Благодаря этому делу известно, что Николай Кириллович Булатов являлся крестьянином Витебской губернии Невельского уезда Шалаховской волости деревни Юроси и в 1910 году жил в собственном доме в Невеле по адресу "Петербургское шоссе №105". Мария Бруева на момент рождения сына жила по адресу Богомолова ул. д.32 кв.3 (Богомолова ул. - нынешняя ул.Возрождения, на которой располагались доходные дома, где снимали комнаты и углы рабочие Путиловского завода; улица была очень бедной и запущенной)
Николай Булатов и Мария Бруева венчались 6 июня 1905 года в Иоанно-Златоустовской церкви при Алафузовской больнице - метрическая запись о браке тоже нашлась в ЦГИА (ф.19 оп.127 д.1712 образ 367) В записи о венчании указан возраст жениха и невесты: Николаю Булатову было в 1905 году 34 года, значит, он примерно 1870-1872 года, а Марии Бруевой было 29 лет, то есть она примерно 1875-1877 года рождения. Поручителями по жениху были мещанин города Петергофа СПб губернии Николай Яковлев Левашов и отставной унтер-офицер Лейб-гвардии драгунского 1-го Московского полка Матвей Афанасьев Солдатов, поручителями по невесте безземельные крестьяне Псковской губернии Великолуцкого уезда Максимовской волости Петр Дмитриев Тулутов и Иван Дмитриев Тулутов. Опять же, имена поручителей мне ничего не гворят. Зачит, в 1905 году Николай Булатов жил в Петербурге, а затем по каким-то причинам семья перебралась в Невель (во всяком случае, в 1910 году в прошении он указывает невельский адрес, и опросный лист Николая Булатова был направлен в Невель, где опрос провел полицейский надзиратель) фото 1 - запись о рождении Кирилла Булатова ( ЦГИА ф.19 оп.127 д.1654 образ 47)
Дело "Николая Булатова о сыне Кирилле" я посмотрела еще в 2020 году, и в то время, вбивая в поисковик "Кирилл Николаевич Булатов", никакой подходящей информации не находила. Правда, правнучка Евфимии Семеновны Синицкой вспоминала, что ее отец, бывая в Ленинграде в командировках, останавливался у Кирилла Николаевича Булатова, и что тот действительно был артистом, но вот в каком театре служил - неизвестно. Но весной 2023 года информация о Кирилле Булатове появилась на сайте Кино-Театр ( https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/274553/bio/ ) и на сайте Александринского театра ( https://collection.alexandrinsky.ru/entity/PERSON/3508474 ) Согласно этим сведениям, Кирилл Николаевич Булатов родился 1 (14) февраля 1905 года в Невеле (это небольшая неточность, о рождении Кирилла Булатова написано в предыдущем посте), в 1924 году окончил Институт сценических искусств, с 1924 по 1931 год был актером БДТ, с 1937 по 1938 год - архангельского ТЮЗа, с 1938 по 1939 — новосибирского ТЮЗа, с 1939 по 1942 — ленинградского театра им. Ленингр. Совета (п/р С.Э. Радлова), в 1942 — вновь новосибирского ТЮЗа. В труппу Александринского театра вошел в Новосибирске во время эвакуации. Исполнял небольшие и эпизодические роли. Согласно характеристике, данной в Александринском театре, считался «характерным актером, ярко и сочно исполняющим эпизодические роли». Входил в состав бригад, обслуживавших тружеников целинных земель. В 1976 вышел на пенсию. До конца года продолжал быть актером по срочным договорам. До 1979 работал в гардеробе АТ. Умер Кирилл Николаевич в 1980 году. На сайте есть и фотографии Кирилла Булатова.
Информация на сайте Александринского театра составлена, как я понимаю, на основе личного дела К.Н.Булатова, которое, видимо, хранится в этом театре и до которого без подтверждения родства мне не добраться.
Информации вроде достаточно, но захотелось узнать подробности и найти архивные документ, подтверждающие эти сведения, ну и еще узнать о семейной жизни Кирилла Булатова.
Легче всего оказалось найти сведения о службе Кирилла Булатова в Архангельском ТЮЗе - благодаря Яне Кудряшовой, которая перефотографировала в Архиве Архангельской области личное дело Кирилла Булатова (ГААО ф.Р-1474 оп.2 д.65 л.9-15, в дальнейших ссылках просто "А")
Но хронологически первым учреждением, связанным с Кириллов Булатовым, был Институт Сценических Искусств (ИСИ, это учебное заведение много раз переименовывалось, но сейчас снова называется "Институт Сценических Искусств" и находится на Моховой улице). Как написано на сайте Александринского театра, Булатов окончил ИСИ в 1924 году. Срок обучения в ИСИ составлял около 3-х лет (четыре семестра плюс "вольная мастерская", ф.2552 оп.1 д.795 л.7-22), тогда получается, что Кирилл Булатов поступил туда в 1921 году в возрасте 16 лет. Наверное, могло быть и такое, только вот, как я понимаю, на самом деле Булатов ИСИ не окончил. Во всяком случае, в графе "образование" Булатов пишет "незаконченное высшее" (А, л.10), а если бы он окончил ИСИ, то образование было бы "высшее". Перечисляя учебные заведения, в которых он учился, Булатов указывает, что в 1921 году он окончил Невельскую Единую трудовую школу, а с 1922 по 1925 год учился в ИСИ (А, л.11) Хотелось бы найти его в списках студентов ИСИ, но это мне тоже не удалось, хотя, кажется, я пересмотрела все доступные документы, где мог бы быть список студентов.
В ЦГАЛИ документов ИСИ (фонд 352) за 1922-1925 годы не обнаружилось. Есть замечательный фонд 283 (обком профсоюза работников искусств СОРАБИС), в котором помимо всего прочего есть списки членов профсоюза. Фамилия Булатова в этих списках действительно нашлась, но не среди студентов ИСИ, а среди артистов БДТ, о чем позже. В ЦГА есть фонд 2556 (управление уполномоченного Наркомпроса по делам вузов) в котором я просмотрела дела, относящиеся к институту сценических искусств (оп.1 д. 60, 92, 93, 249, 407) В деле 92 - есть списки студентов, окончивших институт в 1923-1924 году, они почти совсем нечитаемые, поскольку микрофильмированные, но ничего похожего на фамилию "Булатов" там я не обнаружила. Дело 93 - это протоколы педсоветов и утверждение протоколов комиссии по платности, нигде фамилия Булатова не встречается В деле 249 есть списки студентов, но это студенты школы Сорабиса, которая присоединялась к ИСИ. В остальных делах фамилия Булатова тоже не упоминается. Я смотрела также дела фонда 2551 (оп.1 д.1647, 1648, 2138) - Петроградский окружной комиссариат просвещения (смотрела скорее "для очиски совести" поскольку это документы 1918-1921 года, а Булатов учился в ИСИ с 1922 года) В деле 1647 есть (л.31) просьба выдать парфюмерию, косметику и головные уборы для 137 человек учеников, преподавателей и служащих школы, и прилагается соответствующий список, в котором, естественно, Булатова нет В других делах есть сведения о преподавателях, но не о студентах. Смотрела также документы фонда 2552 - Отдел народного образования Ленинградского губсовета (оп.1 д.794, 795, оп.2 д.757, 758, 1138, 1245, оп.3 д.1149) Дело 794 - это протокол заседания мандантной комиссии о зачислении студентов школы актерского мастерства на государственное снабжение, но за 1921 год, так что Булатов туда попасть не мог В деле 1245 есть "список штатного комплекта учащихся Ленинградского государственного театрального техникума 1925-1926 год" с разбивкой по курсам, но если Булатов в 1925 году из техникума ушел (или закончил его), то в этот список он тоже не должен попасть В деле 1138 л.101-108 есть список кандидатов на стипендию по Техникуму сценических искусств за 1925 год, Булатова там тоже нет. Но если в это время он работал в БДТ, то вряд ли мог получать стипендию в ИСИ. А вот в промежутке - за 1922-1924 годы списков студентов не обнаруживается((( Есть еще дела "по руководству и контролю" (ф.2552 оп.1 д.1739, 1740), но там нет списков студентов, так что их я не смотрела. И еще в фонде Ленгубвоенкомата есть список студентов ИСИ на отсрочку от призыва с приложением удостоверений (ф.6690 оп.5 д.25), но это 1924 год, так что документы относятся к людям 1901-1903 г.р., а Булатов младше
Вообще-то, если Булатов учится в ИСИ, то там могло сохраниться его личное дело, но, опять же, без подтверждения родства добраться до него проблематично, хотя попытаться надо)))
А вот архивные документы, связанные с работой Кирилла Булатова в БДТ, обнаружились в ЦГАЛИ.
Кирилл Булатов был принят в БДТ с 5.10.1923 года - в протоколе тарифно-расценочной комиссии от 8.11.1923 (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.2 л.9) есть пункт "о тарифах сотрудников, принятых в штат в этом сезоне", и там указано, что Булатов зачислен в штат с 5.10.23 и тарифицируется по 5 разряду. На листе 10 этого же дела есть список сотрудников БДТ с указанием должности, разряда и ставки в золотых рублях от 25.11.1923. Кирилл Булатов (артист-сотрудник) в этом списке уже есть, ставка по его 5 разряду составляет 17 золотых рублей (5 тарифный разряд - очень низкий, такой же у прачки, у уборщиц и билетерш 4 разряд, у рассыльного 3)
17-разрядная тарифная сетка была введена как раз осенью 1923 года В протоколе от 22.11.1923 есть "сетка заработка по разрядам исходя из средней зарплаты в 1 млн руб" (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.1 л.), которую я пожалуй приведу: 1 разряд - 500 тыс руб 2 - 650, 3 - 700, 4 - 800, 5 - 900, 6 - 1000, 7 - 1150, 8 - 1200, 9 - 1350, 10 - 1500, 11 - 1600, 12 - 1500, 13 - 1850, 14 - 2000, 15 - 2150, 16 - 2300, 17 - 2500 Как эти миллионные зарплаты соотносятся с "золотыми рублями", я не очень поняла. В деле есть таблица перевода товарных рублей в золотые, которую я не списывала. Чем именно и как платили зарплату - не поняла тоже. Во всяком случае, в протоколах заседаний комиссии можно прочитать следующее: "произвести оплату облигациями золотого займа, вычеты за облигации производить не по курсу дня выдачи жалования, а по курсу дня покупки учреждением, стоимость облигаций поднимается каждые 2 недели пропорционально росту индекса товарного рубля" (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.2 л.5) или "Выплатить за вторую половину сентября вознаграждение в размере 25% ставки по индексу на 22.09.1923, если средств в кассе не окажется, реализовать на эти цели необходимое количество холста из кладовой театра" (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.2 л.4) Вообще финансовое положение театра было тяжелым, в связи с чем было решено "допустить сдачу театра в аренду под киносеансы и концерты, в том числе под киносеансы больших фильмов на 2 недели вперед ... разрешить артистам совмещение на стороне" (там же)
В БДТ Кирилл Булатов вступил в члены профсоюза. Произошло это на общем собрании работников БДТ 30.01.24. Началось собрание так: "Председатель общего собрания (Монахов) предлагает всем встать. Все встают. После минутной паузы Монахов предлагает на будущее время все общие собрания БДТ начинать вставанием и минутной паузой, отдавая этим дань великой памяти В.И.Ленина". Предложение принимается. А вопрос о приеме в члены профсоюза шел 10-м пунктом повестки: рассмотрев заявление т.Всеволожского, Булатова, Тихонова, Парыгина о принятии их в число членов Сорабиса, постановили "единогласно поддержать желание товарищей и предложить месткому в кратчайший срок оформить это в Сорабисе"
Кирилл Булатов, видимо, показал себя талантливым артистом, поскольку его разряд (и соответственно зарплата) регулярно повышался. Так, в протоколе от 18.11.1924 "о пересмотре разрядов и тарификации работников театра" (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.4 л.18) разряд Кириллу Булатову был повышен с 5 сразу на 8 (в то время как большинству сотрудников повышение было на 1 разряд, в частности, принятому вместе с Булатовым Парыгину - с 5 на 6) А 30.11.25 (ЦГАЛИ ф.268 оп.2 д.5 л.9) Булатову был присвоен 10 разряд, при этом с должности "артист-сотрудник" он был переведен на должность "артист".
В ЦГАЛИ в фонде Управления Ленинградских Государственных театров есть оцифрованный список личного состава ГБДТ на сезон 1925/26 годов (ф.260 оп.1 д.787). Там под номером 57 (образ 23) значится Булатов Кирилл Николаевич, артист, работает с 5.10.1923, 1905 г.р. обр.среднее, национальность русский, из крестьян, родился в Витебской губернии, беспартийный, в Красной Армии не служил, разряд 10, адрес Загородный пр.д.23 кв.45 Аналогичный список есть в деле ф.260 оп.2 д.460, там указана и зарплата Булатова - 50 руб 40 коп. (10 разряд все-таки "нижняя граница" для артистов, в этом списке артистов - именно артистов, артистки идут отдельным списком - всего 25 человек, из них 6 человек по 17 разряду, 4 человека по 16, 4 человека по 15, 4 человека по 14, 4 человека по 12 и 3 человека по 10 разряду. С другой стороны, за три года подняться с "артиста-сотрудника" 5 разряда до "артиста" 10 разряда - наверное, не так уж плохо)
Летом 1927 года БДТ отправился на гастроли в Свердловск. В архивном деле (ф.260 оп.2 д.460) есть гигантская афиша этих гастролей, где в составе труппы указана и фамилия Булатова.
Программа гастролей была насыщенной, показывались пьесы "Слуга двух господ", "Пурга", "Продавцы славы", "Царевич Алексей", "Блоха", "Анна Кристи", "Двенадцатая ночь", "Женитьбы Фигаро", "Грелка", причем, как указано в афише, "спектакли идут полным составом, с полными установками, декорациями, костюмами, мебелью и бутафорией, выполненными по эскизам аннонсированных художников", а художники ни много ни мало А.Бенуа и Б.Кустодиев.
Поскольку Кирилл Булатов был членом профсоюза, то информацию о нем я попыталась найти в ЦГАЛИ ф.283 - обком профсоюза работников искусств (Сорабис). И такая информация нашлась.
В алфавитном списке членов союза за 1922-1923 год указан Булатов Кирилл Николаевич артист драмы Госбодрат Фонтанка 103 кв.30 (ф.283 оп.2 д.506 1922-1923 образ 24). Госбодрат (о новояз 20-х годов!) - это и есть БДТ, Государственный Большой Драматический театр. В "списках членов союза по предприятиям" на 1 декабря 1923 года (ф.283 оп.2 д.791 образ 35 и 39) также есть Булатов, и адрес тот же - Фонтанка 103 В списке 1924 года в списке членов профсоюза "Госбодрата" тоже есть артист-сотрудник Булатов, адрес указан Средняя Подъяческая д.7 кв.4 (ф.283 оп.2 д.1162 образ 228)
А кроме того, выяснилось, что Кирилл Булатов избирался членом месткома БДТ - во всяком случае, в протоколе заседания месткома от 10.11.1928 (ф.283 оп.2 д.1408 образ 17) при распределении обязанностей членов месткома Булатов определен секретарем, так что его размашистая подпись стоит на протоколах заседаний месткома. Есть в протоколе и сведения о том, сколько голосов получил каждый кандидат на выборах в местком (фото) - судя по результатам, Булатов пользовался безусловным авторитетом (там же, образ 18)
В документах фонда 283 встречаются и другие Булатовы. Есть, например, некий Алексей Михайлович Булатов, которому поручается вести переговоры по вопросам открытия Союзом коммунальной столовой" (Ф.283 оп. 2 д.13 образ 145); видимо, он же был "Заведущим хозяйством Союза" (там же, образ 148) и делегировался на собрание в Продовольственный отдел (там же, образ 146). Есть упоминание о конторщице Александринского театра Нине Эмильевне Булатовой (ф.260 оп.1 д.10А образ 32, ф.260 оп.1 д.166 образ 38) и о зав.сапожной мастерской Александринского театра Александре Варфоломеевиче Булатове (ф.260 оп.1 д.166 образ 10, ф.260 оп.1 д.238 образ 8) А еще в дореволюционных афишах Народного дома, найденных в электронной театральной библиотеке, среди артистов упоминается "г.Булатов" - например, он исполняет роль Самозванца в "музыкальной драме" "Борис Годунов". Вполне возможно, что кто-то из этих Булатовых является родственником "наших" Булатовых - и это повлияло на выбор профессии артиста.
Фамилию Булатова я искала в списках не только для того, чтобы подтвердить определенный факт его биографии, но и в надежде найти адрес. Адрес нашелся, даже три: в 1923 году это Фонтанка 103 кв.30, в 1924-1925 году - Средняя Подъяческая 7 кв.4 В 1925-1926 году - Загородный 23 кв.45.
До списков налогоплательщиков по первым двум адресам я пока не добралась, а по адресу Загородный 23 списки посмотрела: ЦГА ф.1963 оп.180 д.2534, 1925/26 год (1) ЦГА ф.1963 оп.180 д.2608 1926/27 год (2) ЦГА ф.1963 оп.180 д.4442 1926/27 год (3) ЦГА ф.1963 оп.180 д.2694 1928 год (4) Кирилл Булатов в этих списках значится, но, по всей видимости, он просто снимал комнату (или, может, даже "угол"), во всяком случае, никого из "знакомых" по этому адресу не обнаружилось. В квартире 45 живут: Кокк Иосиф Петрович, военнослужащий, и его жена Кокк Мария Иосифовна (2 комнаты площадью 29 кв.м) Никифорова Евгения Валериановна - домработница Кокков, на их площади Свержанская Ада Моисеевна, разведенная с двумя детьми (1 комната 18 кв.м) Ветвеницкая Александра Валериановна (1 комната 10 кв.м) Вот эта Ветвеницкая Александра Валериановна была артисткой, место работы ее в разных ведомостях записано по-разному: артистка БДТ, артистка эстрады, театр "Кривое Зеркало". Видимо, она и помогла Булатову с жильем. Правда, где он помещался - не очень понятно. Вероятно, в квартире была еще одна комната 13 кв.м, во всяком случае, в списках 3 и 4, помимо уже перечисленных жильцов, есть еще Пименов Павел Петрович, занимающий одну комнату 13 кв.м. Может, в отсутствие Пименова Булатов жил именно в этой комнате. Но для него не указано, какую площадь он занимает (или на чьей площади живет), а в списке (1) вообще указано "данные не заполенны штраф 5 руб". В списке (4) Булатов записан уже не в кв.45, а в кв.1 на площади Лесниковых (Лесников Василий Михайлович работает на фабрике "Большевичка", его жена Зинаида Алексеевна - на фабрике "Красная Нить") В общем, "квартирный вопрос" был для Кирилла Булатова, видимо, весьма острым)
Как написано на сайте Александринского театра, С 1924 по 1931 год Кирилл Булатов служил в БДТ С 1937 года по 1928 год - в Архангельском ТЮЗе а вот с 1931 по 1937 год его жизнь (во всяком случае, профессиональная) сделала резкий зигзаг.
В анкете (А, л.11, 12) Булатов пишет, что с 1931 по 1934 год учился в планово-экономическом институте в Москве (причем институт, по всей видимости, тоже не окончил, раз образование "незаконченное высшее"), при этом одновременно работал в Госпроекте в Москве, с 1934 по 1935 год - в Горжилстройтресте в Лениграде, с 1935 по 1937 год - в Строительном управлении Ленсовета (если я правильно разобрала) Почему вдруг Булатов решил расстаться с профессией актера и почему в 1937 году вновь к ней вернулся - очень интересно, но непонятно. Искать документы, связанные с этим этапом его жизни, я пока не пыталась.
С 1937 года Булатов стал артистом Архангельского ТЮЗа. Причем в графе "Амплуа" (А, л.9) он без ложной скромности пишет: "играю всё". Про Архангельский ТЮЗ на сайте Кино-Театр https://www.kino-teatr.ru/teatr/820/ написано следующее: "Идея создания специального театра для детей реализовалась в Архангельске в 1933 году... Организаторы ТЮЗа - творческая молодёжь - воспитанники Ленинградского академического театра им. А.С.Пушкина - Елена Зоргенфрей, Сократ Арутюнов, А.Н.Энгельгардт, А.С.Николаев, М.Я.Саватеева. После в состав театра влилась талантливая молодёжь из архангельского театрального училища... ТЮЗ прекратил своё существование в начале 1940-х годов, когда политические репрессии 1930-40 гг. и война практически оставили театр без актёров." В списке артистов театра, приведенном на сайте, есть и К.Н.Булатов. Как я понимаю, коллектив ТЮЗа сильно пострадал от репрессий. И в связи с этим "В августе 1937 года актерский состав театра был обновлен на 75-80% за счет набора актеров из окончивших театральное училище в Ленинграде и работников молодежного театра. Вместе с ними был приглашен и художественный руководитель тов. Суслович. …Состав группы актеров сформирован дирекцией с учетом на сезонность, так, например, группа Ленинградских актеров приглашена на сезон и теперь по целому ряду причин (квартира в Ленинграде, ссылка на то, что их якобы отпустили в Архангельск с условием возвращения осенью 1938г., обеспеченность себя командировочным удостоверением на сезон и т.п.) доводят до сведения дирекции, что они уедут после сезона." (ГААО, Ф. Р-1474 Оп.1 Д.54 Отчет о состоянии работы Архангельского ТЮЗ им. А.С. Пушкина, 1938г - еще раз спасибо ЯЧне Кудряшовой ) Вот наверное в составе "группы приглашенных актеров" был и Булатов. Правда, не очень понятно, как он попал в эту группу, работая в строительном управлении, но тем не менее.
Проявил себя Булатов с лучшей стороны, его роль Медведя в спектакле по пьесе Евгения Шварца "Красная Шапочка" отмечена в числе "больших актерских удач"
Ну а в 1938 году, получается, Булатов перебрался из Архангельского ТЮЗа в Новосибирский. О его работе в Новосибирском ТЮЗе я ничего не знаю, документы, если есть, по всей видимости хранятся в этом театре (сейчас он называется "Глобус").
Анкета Кирилла Булатова, хранящаяся в ГААО, ценна еще и тем, что в ней указано семейное положение ("женат") и адреса: временный - видимо, в Архангельске - ул.Свободы д.18 кв.2 и постоянный - в Ленинграде - ул. Некрасова д.60 кв.43. Разумеется, домовую книгу по ул. Некрасова 60 я сразу же посмотрела, благо, она оцифрована, но о ней и о семейной жизни Булатова напишу позже.
Как написано на сайте Александринского театра, с 1939 по 1942 год Кирилл Булатов был актером ленинградского театра им. Ленингр. Совета (под руководством С.Э. Радлова). Может, конечно, Булатов и в театре Радлова служил, но те упоминания о Кирилле Булатове, которые мне удалось найти, относятся совсем к другому театру - Ленинградскому Драматическому театру
На сайте Театральной библиотеке ( http://lib.sptl.spb.ru/ru/node...-1937-1941 ) информация об этом театре относится к разделу "театры, которых нет". Написано о нем следующее: "Ленинградский драматический театр был образован после слияния двух передвижных коллективов в 1937 г. под художественным руководством Л. С. Рудника. Когда театр начал выступать в помещении Дома культуры Промкооперации на Харьковской улице 9, в печати встречалось название – Ленинградский драматический театр промкооперации. Главным режиссером был Л. П. Юренин, а с 1940 г. и художественным руководителем"
В журнале Искусство и жизнь №2 за 1940 год на стр 16-17 опубликована статья об этом театре ( http://lib.sptl.spb.ru/ru/node.../41/zoom/4 ) В основном статья посвящена разбору трех пьес, поставленных в театре: "Мой сын", Повесть о женщине" и "Царь Потап". В описании последнего спектакля есть и упоминание о Кирилле Булатове: "Рядом с ним (с Потапом) его сыновья - могучий Степан (артист А.Ольховский) и буйный, вечно пьяный Мишка (артист К.Булатов). Все это люди сильные, люди больших чувств и в то же время люди, искалечнные хищнической грызней кулацкого дома". Что касается собственно судьбы театра, то ее описание уместилось в один абзац: "Ленинградский Драматический театр работает как стационар меньше года; раньше были странствования, нервная, напряженная работа в трудных условиях передвижного коллектива".
О том, как Драматический театр из передвижного стал стационарным, есть сведения в ЦГА. На заседании президиума Ленсовета 17.10.1938 вопрос "О стационировании передвижного Ленниградского Драматического театра" рассматривается под номером 11 (ЦГА ф.7384 п.18 д.798 образ 8, ф.7384 оп.18 д.800 образ 4-7) Принято решение: "1. Согласиться с предложением Управления о делам искусств при Ленсовете и Смольнинского райсовета о превращении Ленинградского Передвижного Драматического театра в районный драматический театр Смольнинского района. 2. В соотвествии с этим, передать Ленгосдрамтеатр из Управления по делам искусств при Ленсовете в ведение Смольнинского райсовета и предоставить театру помещение Смольнинского Дома Культуры (прим - этот то самое здание на Харьковской 9) 3. Установить, что театр будет представлять самостоятельную творческо-хозяйственную единицу, действующую на началах хозрасчета..."
Название "Театр Промкооперации" действительно существовало, во всяком случае, имеется письмо от директора театра Норкина на имя зам. председателя Ленгорисполкома Решкина от 19.09.1940 (ф.7384 оп.1 д.55 образ 74) с просьбой о выделении грузовой машины. Письмо написано на бланке с шапкой "Ленинградский Дрматический театр промкооперации", и адрес указан - Харьковская 9. Сведения о том, каким образом Дом Культуры Смольнинского района стал Домом культуры Промкооперации, и соответственно театр перешел из ведения Смольнинского Райсовета в ведение Промкооперации, может быть, есть в фонде Смольнинского райсовета, но я там пока не искала.
В Театральной библиотеке есть подборка газетных вырезок о спектаклях этого театра с 1937 по 1941 годы, в частности, о гастролях в Сочи в декабре 1940 года. Упоминается там и Булатов: В статье о спектакте "Царь Потап" ("Курортная газета", Сочи, 15 декабря 1940 года) говорится: "Удачно выведен в спектакле забулдыга и буян Мишка (артист Булатов)" В статье "Романтика плаща и шпаги" (Курортная газета", Сочи, 19 декабря 1940 года), где рассказывается о постановке пьесы "Дама-невидимка" Кальдерона читаем: "прекрасно играет дона Луиса артист Булатов. Он будто вообще переселяется в Мадрид XVII века, будто и не был никогда Булатовым, а всю жизнь мечтал о рыцарских поединках, о романтических интрижках с очаровательными незнакомками и о том еще, чтобы нежнейшая Беатрис отдала ему свою руку и сердце. Но Беатрис любит брата дона Луиса, то есть Дона Хуана, и, узнав об этом, Луис-Булатов вынужден лишь отдаться гневу. Это получается у него великолепно. Все осенено в Луисе-Булатове благородным трепетом: и жесты, и выражение лица, и оттенки речи..."
Подробный отчет о работе Лендрамтеатра в 1940-1941 году есть в ЦГАЛИ (ф.283 оп.2 д.3832). Насколько я понимаю, Обком профсоюза разослал руководителям театров анкету с вопросами, на которые следовало ответить. Возможно, что сведения эти нужны были для подготовки какого-то большого материала о соцсоревновании в учреждениях культуры, во всяком случае, начиная с образа 6 в этом деле идет, по-видимому, черновик какой-то статьи "о состоянии соцсоревнования и ударничества" (вот интересно, какое соцсоревнование в театрах? автор статьи и сам это признает: "Развертывание соцсоревнования и ударничества в театрах упирается в ряд трудностей..."). В этой статье приведены примеры соцсоревнования, заимствованные как раз из имеющихся в этом же деле отчетов руководителей театров. Не знаю, была закончена эта статья или нет - потому что отчеты датируются июнем 1941 года. Отчет Лендрамтеатра (образы 26 - 39) датирован 13.06.1941 и подписан Самариным-Эльским. В отчете говорится о трудностях, с которыми столкнулся театр в конце 1940 года: "В связи с переходом Смольнинского Дома Культуры из ведения Промкооперации, которой Ленгосдрамтеатр был подведомствен, в ведение НКВД, отказавшегося от театра, Ленгосдрамтеатр оказался в положении бесхозной единицы. Управление по делам Искусств включило его в сеть подведомственных театров, но т.к. он не был предусмотрен в финансовом плане Управления на 1940 год, то до 1941 года должен был находиться на полной самоокупаемости, причем ему было предложено воздержаться от выпуска в 4-м квартале 1940 года новых постановок, дабы избежать расходов на их оформление."
Помимо отчета о выпущенных спектаклях и выполнении планов, в отчете рассказывается об организации соцсоревнования при подготовке спектакля "Фельдмаршал Кутузов". И к отчету приложена выписка из протокола заседания месткома Лендрамтеатра. В нем, в частности, Булатов отмечается с числе товарищей, имеющих лучшие показатели в соцсоревновании, и ему в числе прочих был вручен увеличенный его портрет в роли из "Фельдмаршала Кутузова" (образ 35, 36)
Так что в 1940 - начале 1941 года Булатов работал в Ленинградском Драматическом театре.