
Пока "чума 21 века" шагает по планете, Медведь с присущей ему основательностью, выпустил в свет книгу о своих родных на 9 поколений до него.
Книга составлялась и писалась 15 лет (2004-2019).
В неё вошли: содержательная часть кандидатской диссертации, защищенной по генеалогической тематике (изучение процесса адаптации рода в Российской империи), поколенная роспись рода, охватывающая период 1735–1970 гг.; огромный объём прежде не опубликованных мемуаров и эпистолярий, среди которых выделяются мемуары полковника лейб-гвардии Конной артиллерии Михаила Алексеевича Бера, описывающие его службу при двух последних русских императорах. Десятки страниц прежде не публиковавшихся иллюстраций. Домашний архив рода, хранящийся в России, Франции и Великобритании, был собран, изучен, отсканирован и частично опубликован. Об объёме проделанной работы косвенно свидетельствует именной указатель на 25 страниц.
Благодарю всех, кто за эти 15 лет помогал советами и материалом, помогал с доступом к фондам, рецензировал, делал корректуру, хвалил и ругал.
Москва. Издательство "Старая Басманная". 2020 год.
750 страниц.
https://www.academia.edu/42273...енты_2020_Настоящая книга представляет собой результат 15-летнего исследования, предпринятых автором, историком и антропологом; исследования истории его собственного рода, рода Бер, происходящего из семьи бюргеров и купцов, немцев по национальности, евангелико-лютеран по вероисповеданию, проживавших в Риге в сер. XVIII в. и достигших вершин сословной лестницы Российской империи в сер. – 2-й пол. XIX в.
За 15 лет (2002–2017) мною как автором была проделана значительная работа по поиску, копированию и изучению прежде не опубликованных архивных документов; проработаны фонды десятков российских и зарубежных архивов. При написании этой работы мной также были использованы семейные архивы: как моей семьи, так и дальних родственников, живущих в разных городах России и других стран. Материал был собран и этот труд написан «с нуля»: в 2002 г., когда я начал исследование, в опубликованной литературе и в зарождавшемся тогда российском сегменте интернета можно было найти лишь крупицы той информации, которая сейчас столь щедро украсила эту книгу.
За это время автором был написан и опубликован десяток статей в научных изданиях и свыше десятка статей в «Википедии», посвященных роду Бер и его отдельным представителям. За эти 15 лет автор защитил кандидатскую диссертацию по избранной теме – социальной адаптации рода Бер в Российской империи, обнаружил в частных архивах и подготовил к печати несколько мемуаров и множество писем. Также автором были выявлены, атрибутированы и опубликованы свыше сотни фотографий и несколько живописных полотен XIX–ХХ столетий. Результатом этого труда стала книга, которую вы, дорогой читатель, держите в руках.
В книгу вошли:
1)поколенная роспись Рижского рода Бер;
2)диссертационное исследование, посвященное социальной адаптации рода в Российской империи в 1762–1920-х гг.;
3) обширный, не публиковавшийся прежде, мемуарный, эпистолярный и иллюстративный материал.
Рижский род Бер замечателен тем, что на его примере можно наглядно наблюдать процесс изменения социального статуса немцев-иммигрантов в Российской империи XVIII–XIX столетий. Небогатый лифляндский купец, переселившийся из Риги в Украину, путем упорного труда и посредством правильного применения правовых норм Российской империи достиг звания купца 2-й гильдии и положения городского головы; его сыновья вышли из податного сословия, и один из них приобрел дворянское достоинство; его внуки уже всецело относились к служилому сословию и были дворянами почти поголовно, а правнуки заняли достойное место в среде чиновничьей элиты империи. Поколенная роспись рода, составляющая второй блок настоящего издания, охватывает период с 1735-го по 1970-е гг. и содержит сведения о 90 персоналиях, объединенных в шесть поколений. Она снабжена многочисленными ссылками на архивные источники и также включает в себя сведения о десятках фамилий, пересекавшихся с родом Бер на разных отрезках его исторического пути. Среди них: Головины, Шуваловы, Анисимовы, Протасьевы, Чирковы, Шеншины, Половцовы, Карцовы, Евреиновы, Молоствовы, Дубовицкие, Крыжановские, Ковалевские, Шидловские, Можневские, Семигановские, Мерхелевичи, Лансере, Бенуа, Глинки, фон Весели, фон Людвиги. Этот список может быть продолжен. Поколенная роспись снабжена многочисленными фотографиями. Отдельную часть второго блока составляет исследование, посвященное дворянскому достоинству рода и родовому гербу.
Диссертационное исследование «Социальная адаптация немцев в Российской империи в 1762–1920-х гг. (на примере Рижского рода Бер)», защищенное автором в 2012 г. в Москве под руководством д-ра ист. наук О.Н. Наумова, занимает первый блок настоящей публикации. В диссертации на конкретных документах рассмотрен и проанализирован процесс интеграции представителей Рижского рода Бер в общество Российской империи. В исследовании раскрыты экономический, правовой, этнический, культурный аспекты этого процесса; проанализированы общественная, правовая и экономическая среда Российской империи как принимающей страны. Диссертация – исторически первое исследование процесса социальной адаптации немцев в Российской империи. В настоящее издание вошла бóльшая, наиболее содержательная часть диссертации.
Третий блок настоящей книги – мемуарное и эпистолярное наследие Рижского рода Бер. Наибольшую его часть занимают мемуары Михаила Алексеевича Бера – подлинный отпечаток эпохи. Выпускник элитного Пажеского корпуса и полковник лейб-гвардии Конной артиллерии, М.А. Бер был лично знаком с двумя последними российскими императорами, представителями высшего генералитета и чиновничества Российской империи, вхож в дома многих высокопоставленных родов. Помимо того, сам он был связан родственными узами с представителями десятков уже упомянутых выше родов, сыгравших важную роль в жизни империи. Воспитанный с раннего детства в соответствии с нормами воспитания столичного дворянского мальчика, Михаил развил превосходный художественный вкус и унаследовал от матери любовь к театру. Одаренный живым и наблюдательным умом, владея хорошим литературным языком, обладая точной, «фотографической» памятью и при том прекрасным чувством юмора, он фиксировал в мемуарах подробности, которые редко становились предметом мемуарных записок: организацию придворных празднеств и официальных мероприятий, высочайших военных смотров и будни полкового быта. Образы Александра III и Николая II, великих князей и княгинь, французских маршалов и президентов, английских принцев и итальянских королей, С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, Ф.И. Шаляпина и Н.А. Римского-Корсакова, П.С. Ванновского и И.И. Воронцова-Дашкова, графа Ностица и князя Юсупова, самолетостроителя И.И. Сикорского и балерины М.Ф. Кшесинской, генералов, министров, губернаторов, военных советников и послов высвечиваются в мемуарах М.А. Бера в кратких, но выразительных эпизодах.