... Таназлы Николай Иванович родился 10 января 1926 г. в дер. Джаме (Подгорное). В деревне школы не было и он начальную школу окончил в соседней деревне Султановка (Южное). Семилетнюю же школу, с 5 по 7-й класс, закончил в селе Насып-Кой, ныне Насыпное. В Насып-Кой он ходил пешком, это примерно 7 км. Учился очень хорошо и родители хотели, чтобы он поступил в университет. Но помешала война. Во время оккупации в деревне находились немцы, австрийцы, итальянцы, румыны. Отец неплохо играл в шахматы и как-то один из немцев, увидев шахматную доску, спросил его: "Schach spielen?" Получив утвердительный ответ, предложил сыграть. Отец обыграл его. Тогда немец выругался, смахнул фигуры с доски и ударил его шахматной доской по голове. Другой случай рассказанный отцом. У них была собака, которую немцы подстрелили. Отец её спрятал и тайно подкармливал. Однажды ночью, когда он нёс миску с супом для собаки, его увидел часовой и решил, что он идёт кормить раненого партизана, начал стрелять и кричать "Партизанен, партизанен!". С большим трудом удалось успокоить немцев и убедить, что корм предназначен для собаки. Папа сказал, что его жизнь тогда висела на волоске.
В 1943 году его, как и многих других молодых ребят, угнали на трудовые работы в Германию. Там он находился вместе со своим будущим тестем
Георгием Дмитриевичем Анори в трудовом лагере в Австрии. Позже дед мне рассказывал, что он Марию, мою маму, не выдал бы за него замуж, если бы не узнал его так хорошо во время пребывания в немецком лагере. Освобождён он был в 1945 году частями Советской армии, 20 апреля Полевым военным комиссариатом 4-го Украинского фронта был признан годным к строевой службе и по 16 сентября 1945 года проходил службу в 74 гвардейском артиллерийском полку орудийным номером 76-мм войсковой пушки, закончил войну в Вене. Когда уходил в запас, его предупредили, в Крым не возвращайся, там ваших никого нет, поезжай в Свердловск, там скажут, куда ехать дальше. В Свердловске он узнал, что вся семья депортирована и находится в г. Черниковске. Его же отец, Таназлы Иван Савельевич, находился в трудовом лагере под Ярославлем.
Депортация началась утром, в четыре часа, дали полчаса на сборы, бабушка не знала, что взять с собой. Офицер, который руководил погрузкой, сказал ей: "Мамаша, Вас направляют далеко, возьмите тёплые вещи, какую-нибудь посуду".
После прибытия в Черниковск, всех поставили на учёт в спецкомендатуру, взрослых разделили на пятёрки, старший пятёрки должен был сообщать обо всём, иначе говоря "стучать".
Всех спецпереселенцев распределили на работы, на пригородное хозяйство, на химзавод. Жизнь была трудной, и чтобы как-то выжить один из депортированных, Иван Христофорович Петриди, работавший в селе Найман (ныне Абрикосовка) учителем, организовал артель по ремонту обуви. Он обучил молодых ребятгреков сапожному ремеслу, папа называл его своим учителем.
У моего прадеда по материнской линии
Анори Дмитрия Николаевича, были братья Харлампий и Иван, а также сестра Елена. Елена вышла замуж за Христофора Петриди, его младшего внука Николая я очень хорошо знаю, мы с ним долго вместе работали. Что касается Харлампия и Ивана, то их потомков я не знал.
...

Источник:
Таназлы И.Н. История семьи // Судьбы крымчан (история греков Южного Урала) /
составители и ответственные редакторы Е.А. Круглов-Мавридис, М.И. Роднов / Общество греков РБ "Ксимерома". – Уфа, 2015.
С. 90 – 92.