ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ РАЙОНА
1.03.1943г.
1.03 Южный штаб партизанского движения передал по рации командирам Славянского куста Н.С.Прохоровскому и новороссийской группе отрядов П.И.Васёву боевое распоряжение, в котором говорилось:
Принять решительные меры к нарушению железнодорожной связи Абинская-Новороссийск, Крымская-Варениковская, собрать разведданные о противнике, его технике, в частности об укреплениях в районе Абинской.
В тылу врага в это время действовали партизанские отряды Анапского куста во главе с командиром куста А.А.Егоровым.
Связь Южного и краевого штабов с партизанскими отрядами была нерегулярной из-за отсутствия надёжных раций и опытных радистов. Как впоследствии выяснилось, партизанам была выдана рация с истекающим сроком годности источника питания, которая вскоре вышла из строя. Отряды и группы, находившиеся в тылу врага, вынуждены были действовать на свой страх и риск.
В оккупированных населённых пунктах росло сочувствие населения к партизанам, расширялась социальная база партизанского движения. Партизанский отряд Г.Ф.Блинова, который был создан из местных жителей диверсионной группой Верхнебаканского партизанского отряда «Мститель». Эта группа из шести человек во главе с командиром отряда Д.Н.Кузьменко (председателем Верхнебаканского райисполкома) оперировала в тылу врага на территории своего района, с 27января по 5мая 1943г. Установив связь с населением, партизаны выяснили, что жители ряда хуторов, включая полицейских, хотят «присоединиться к партизанскому движению». Д.Н.Кузьменко вышел на связь с начальником местной полиции (им был бывший шофёр Верхнебаканского райисполкома) и договорился об организации отряда.
В дальнейшем отряд стал действовать самостоятельно. Командиром его являлся Г.Ф.Блинов, бывший зав. орг. Отделом Крымского райсовета. Летом 1942 г. он попал под Таганрогом в плен, откуда бежал и, возвратившись домой, по поддельным документам «устроился полицейским»; по его словам, чтобы искупить свою вину, он решил активно бороться против немцев. Всего в отряд Блинова (неофициально именуемый «Чёрный ворон») вошло до 120 человек – жителей хуторов Грекомайский, Сергиевский и Красный Псебепс, из них старост – 4, начальников полиции – 2, рядовых полицейских – 14, местных жителей – 30, военнопленных – 70 человек.
Оперировал отряд в натухаевских лесах. Используя немецкую форму, партизаны вели разведку в населённых пунктах и передавали полученную информацию группе Д.Н.Кузьменко. Они захватили на «квартирах» 76 немецких и румынских солдат и офицеров и их пособников, 13 гитлеровцев убили при боевых столкновениях, четверых взяли в плен ( из них двое были оставлены в отряде и работали переводчиками). Кроме того были отбиты у врага 24 лошади, две автомашины, мотоцикл , оружие и боеприпасы.
Южный штаб партизанского движения, обнаружив в тылу врага активно действующий партизанский отряд, 16.04 направил его командиру Г.Ф.Блинову боевое распоряжение, которым отряду ставились задачи: систематически препятствовать противнику передвигаться по железным дорогам Крымская-Тамань, Крымская-Тоннельная и шоссейным дорогам Тоннельная-Анапа, Тоннельная-Крымская, Крымская-Варениковская; добывать разведданные о численности гарнизонов, нумерации частей, передвижении противника, о характере и типе оборонительных сооружений и т.д.
Связь с отрядом предполагалась по радио. Для переброски в отряд людей и вооружения самолётами устанавливался условный сигнал – костры, расположенные треугольником.
Но распоряжение штаба опоздало. Отряд Г.Ф.Блинова уже не существовал.
Для разведки его местонахождения немцы применили самолёт, с которого сбрасывали листовки, призывающие партизан сдаться, чинили жестокую расправу над мирными жителями. Так, за отказ выдать место расположения отряда была расстреляна 80 летняя жительница хутора Сергиевский Варениковского района, её хату каратели сожгли. Но в самом отряде оказались предатели. Двое бывших полицейских выдали немцам местонахождение и базы партизан. 29.03 отряд Г.Ф.Блинова был окружён численно превосходящим противником и принял бой, в ходе которого Г.Ф.Блинов был убит а отряд рассеян. Отдельные группы партизан вышли из тыла врага через линию фронта. Несколько человек пойманных немцами, как сообщалось потом в документах, « были растерзаны».
Гитлеровцы начали массовый насильственный угон населения в Германию.
Только из Слободского сельского совета (Крымский район) было угнано в рабство 1087 человек. Казни подвергались те, кто пытался скрыться.
После нескольких дней полной изоляции, во время которых люди голодали и изнемогали от жажды, их погнали, как и жителей станицы Гладковской, Киевской и других в Тамань.
Наши солдаты после разгрома немецкой обороны обнаружили, что вся дорога от станицы до Тамани устлана трупами.
На табачной ферме, расположенной в Табаксовхозе Крымского района было обнаружено восемь трупов, обезображенных пытками.
Жительница хутора Мирошниченко, 16-летние А.Зверюха и С.Яузанова были арестованы и после пыток расстреляны среди бела дня. Трупы было запрещено хоронить, так как это являлось фактором устрашения мирного населения.
С 1 по 7 марта бои за Гривенскую , хорошо укреплённую противником ведёт 317-я стрелковая дивизия 9-й Армии под командованием полковника Ромащенко. За время своего движения 317-я СД сражалась за хутора Редант, Могукоровка и Лебеди. Пять суток бойцы вели бой за хутор Лебеди и одержали победу. Враг потерял 75 человек убитыми, 150 было взято в плен, захвачено пять самоходных орудий, семь автомашин, большое количество автоматов и другого стрелкового оружия. За этот подвиг 143 солдата и офицера были удостоены орденов и медалей, а командир полка Н.Жердиенко награждён орденом Боевого Красного Знамени. За освобождение хутора отдали свои жизни 352 бойца 317 СД.
409 -я стрелковая дивизия вела бои за станицу Старовеличковскую. В этих боях погибло более 300 солдат и офицеров.
19-я и 131 -я отдельные стрелковые бригады освобождали хутора Гречаную Балку, Ангелинский и станицу Хмельницкую.
Утром жителей Троицкой собрали возле управы, построили в колонну и погнали в сторону Крымской в сопровождении Ермака и Дорошенко. Шли не останавливаясь и не отдыхая до хутора Володарского. На окраине хутора остановились и колонна пополнилась хуторянами которых немцы выталкивали из домов на улицу и гнали в строй.
Потом Ермак объявил, что немецкое командование велит всем прибыть в Крымскую. Кто не пойдёт или отстанет от колонны, будет расстрелян.
Немцы гнали по хутору коров. За стадом шли немецкие солдаты с канистрами в руках, заходили во дворы, обливали дома бензином и поджигали их. За солдатами оставался огонь и дым горящих хат.
По дороге Ермак и Дорошенко не желая идти на рытьё окопов оставили колонну, приказав женщинам, под угрозой расстрела, двигаться на Крымскую самостоятельно.
Дождавшись когда полицаи отошли на приличное расстояние женщины скрылись в камышах и к вечеру собрались около вербы росшей на гряде…
Командующий группы армий «А» генерал-фельдмаршал Эван фон Клейст приступил к эвакуации воинских частей с вооружением с линии «Готенкопф». В марте было эвакуировано 101384 солдата и офицера, 10084 пленных, 2989 орудий и миномётов и несколько танков. Было принято решение о замене 46-й и 198-й пехотных дивизий 1-й и 4-й горнострелковыми. Эвакуация доходила до 4000 человек в день В обратную сторону везли через Керченский пролив и по воздуху продовольствие, фураж для лошадей, боеприпасы.
1 марта 77-й стрелковой дивизии удалось достигнуть лишь небольшого успеха – левофланговый 276-й стрелковый полк продвинулся вдоль западного берега реки Протоки на 600 метров. В этот же день в 18.00 противник при поддержке артиллерии из района Володьки контратаковал силами до роты позиции 105-го стрелкового полка, но его атака была отбита.
научный сотрудник С.В.Ростовский.
https://vk.com/wall-204699417_1097