Теребенские истории
Теребня Новгородской обл. Боровичского р-на. Моей любимой бабушке посвящается.
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
17 апреля 2013 23:32 18 апреля 2013 22:16 ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Занятия и промыслы.Мне почти семь. Ночной штурм общего вагона на Московском вокзале (плацкартный в поезде один, билетов в него не купить). Наша компания многочисленна — прабабушка, прадед, бабушка, мама, папа, я, провожающие бабушкина сестра с мужем и эрдель-терьером плюс «корзина, картина, картонка...». Мне передается волнение взрослых, пытаюсь вникнуть в обрывки фраз («сначала заходим мы», «главное, чтоб ребенка не задавили», «багаж подальше от края платформы»), но никакое напряжение не может омрачить детский восторг, неповторимое ощущение романтики первого большого путешествия. Утренний вокзал Боровичей. После каменного мрачного ночного города — солнце, аромат сирени, деревянный скрипучий перрон. И люди... совсем другие... Все женщины — в платках или косынках, с загорелыми лицами, с особенным говорком. Мужчин меньше, многие небритые, и из-за этого кажутся мрачными. Берем два такси, долго-долго куда-то едем (до Волока около двадцати километров). Высаживаемся возле одного из домов со всем скарбом, поднимаемся по крутым ступенькам крыльца, через темные сени и дверь с высоченным порогом попадаем в небольшую комнату с одним окном. (Почти все дома в местности построены одинаково: фасад обращен к улице, перед ним обязательно деревья или палисадник с цветами, с правой или с левой стороны дома, ровно в середине строения — крыльцо. С крыльца вход в сени, или «колидор», из сеней две двери, расположенные друг против друга, ведут одна - «на двор», то есть в ту часть дома, где держат скотину, другая - «в избу», то есть в жилую часть. Сени — то место, где запахи людей и домашней стряпни смешиваются с запахами животных, навоза, дерева, веников , керосина. Запах этот особенный, и если сейчас я бы оказалась с закрытыми глазами в сенях любого из домов в деревне периода моего детства, то безошибочно бы определила, к кому в гости попала) У окна стоит стол, два стула, вдоль одной стены — оттоманка, в противоположной стороне комнаты — проходы в другие помещения дома, прикрытые льняными занавесками. На одном из стульев сидит старая женщина, она с трудом встает при виде нас. Из-за болезни суставов скрюченные пальцы рук и ноги колесом. Ее глаза слезятся: «Жоланные приехали!» Тут же приходят еще люди, мужчины, женщины, все возбужденно-радостные. Начинают обниматься, меня целуют и тискают, я терплю, понимая, что, наверное, незнакомцы как-то связаны с моей семьей. Нас угощают свежим молоком, потом бурно обсуждается, какой дорогой лучше ехать в деревню — длинной или короткой, что надо погрузить на телегу, кто поедет с нами... В разговоре постоянно упоминается какая-то баба Матрена. Спустя некоторое время я уже сижу на телеге с прабабушкой и прадедом в окружении выделенных нам родней кроватей, матрасов, подушек, самовара, чемоданов, а конопатый мужчина в кепке весело понукает лошадь. Остальные взрослые, чуть отстав, идут пешком. И вот долгожданное прибытие на место: тишина, изредка раздающиеся крики петухов, хлопанье крыльев, останавливающиеся встречные с неизменным «здравствуйте» и тот же, что и шесть лет назад, покосившийся дом...Сейчас все эти детские впечатления переосмыслены, персонажи и события заняли свои места в истории моих предков. Дом, в котором я проводила лето в детстве, не был нашим «родовым гнездом». Этим объяснялась необходимость обжить его заново, вот мы и везли мебель, посуду, постельное белье, даже немного дров на первое время. Дом же, построенный прадедом незадолго до начала войны, был продан в 60-х годах, когда он с прабабушкой перебрался в Ленинград, к своей дочери, моей бабушке. Сруб разобрали и перевезли в другую деревню, так что я, к сожалению, знаю только место, где он стоял. А изба, которую мы заняли, принадлежала как раз той загадочной бабе Матрене, которая упоминалась в разговоре родных при встрече. По воспоминаниям, женщина была своенравная, что, видимо, передалось и жилищу. Любопытно, что баба Матрена (Матрена Дмитриевна) приходилась родней и прабабушке, и прадеду: она была женой брата прабабушки, Трофима Михайловича, и сестрой Прасковьи Дмитриевны, матери прадеда. После смерти бабы Матрены, которая пережила всех своих пятерых детей, дом остался в наследство младшей сестре прадеда, Марии, а та жила в Волоке со старшей сестрой Анной, больной женщиной, (встретившей нас в то лето первой), и дом пустовал. Тогда тете Ане было 77 лет, тете Марусе 62 года, моим прадеду и прабабушке по 79. Вот так и началась новая жизнь старой деревенской избы. А я постепенно постигала ее историю вместе с историей людей. [ Изображение на стороннем сайте: 99102f255a38.jpg ] Вид на "центральную улицу" Теребни с северной стороны. --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
17 апреля 2013 23:38 Чем же они занимались, жители этого уголка новгородчины? На первый взгляд, все просто. Раз деревня, значит, крестьяне. Раз крестьяне, значит, либо земледелие, либо животноводство. Но когда я углубилась в вопрос, все оказалось гораздо интереснее. А началось опять же, с избушки. Мой прадед, Константин Сидорович, был печником, как и его старший брат, Федор Сидорович. Переехав в Ленинград, он работал на Кировском заводе, восстанавливал мартеновские печи. Федор Сидорович, к слову сказать, перебрался в Питер раньше, еще в тридцатые годы, и клал печи и камины на Монетном Дворе. Поселившись в свое последнее лето в доме бабы Матрены, дед все время наставлял свою дочь, мою бабушку, как надо пользоваться печкой. Бабушка, вроде бы, и умела, но все время у нее то убежит, то подгорит. Позже я выяснила, в чем была загвоздка, - печка в доме стояла особенная, для выпечки баранок. От обычной русской печки она отличается тем, что шире и приземистее, устье у нее значительно больше, чтобы удобнее было размещать баранки на поду (их пекут без противня, прямо на кирпичах), соответственно, больше и площадь пода (слева и справа должно оставаться место для тлеющих поленьев), и свод не полуциркульный, а трехцентровой. Такая конструкция требует времени на топку, но зато тепло потом печка держит несколько дней. Долгий жар нужен баранкам для сушки после выпекания. Кстати, о баранках: Баранки – русская национальная выпечка. Особенно славился баранками Валдай; об этом есть у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?» и у Пушкина в «Письме к Соболевскому»:
«У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай) К чаю накупи баранок И скорее поезжай».
Валдайские «разрумяненные девки», а также все прочие представительницы женского пола выпекали из заварного теста маленькие обвараночки – то есть обваренные, ошпаренные. И было это весьма прибыльным делом – продавались обваранки не только на Валдае и в окрестностях, но и в самых разных уголках России. Названия со временем менялись, и в итоге «обваранки», «обвараночки», «абаранки» стали баранками. Есть и другие версии возникновения современного названия, менее ладные – схожесть баранки по форме с буквой «б» или со скрученным бараньим рогом.
Самое первое письменное упоминание этой выпечки обнаруживается в указе Петра I от 1725 года. В петровские времена баранки обваривали кипятком и только потом припекали. А со второй половины XVIII века тестяные заготовки стали обрабатывать паром – как это делают и по сей день. В настоящее время к бараночным изделиям относятся различные виды баранок, сушек и бубликов, имеющих форму кольца или овала, образованного жгутом круглого сечения. Они отличаются друг от друга влажностью, размерами и массой. Наибольшую влажность (22-25%) имеют бублики, приближающиеся по свойствам к хлебобулочным изделиям. Влажность баранок составляет 14-19%, а сушек – не более 13%. Географически местность, где находится Теребня, относится к Валдайской возвышенности, так что бараночная традиция Валдая вполне закономерно жила и процветала в лавке бабы Матрены. Да-да, именно в лавке! Избушка-то, оказывается, была торговым местом до революции, и не единственным в деревне! [ Изображение на стороннем сайте: d949b96102d3.jpg ] --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
KarLa Барнаул Сообщений: 9446 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23116 | Наверх ##
18 апреля 2013 2:15 MATAE написал: [q] Кстати, о баранках:[/q]
Не люблю прерывать повествование, но не удержалась с вопросом. Маша, Вы наверняка сами пробовали эти валдайские баранки, каковы они на вкус, сухие, мягкие, с нашими сегодняшними баранками есть что то общее? Уж так Вы "вкусно" о них рассказываете --- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Консультирую по вопросам поиска в ГААК (Барнаул). Все вопросы в личку.
Мой дневник | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
18 апреля 2013 12:06 KarLaУважаемая Лариса! Мне наоборот, очень приятно, что есть читатели! И чем больше вопросов, тем занимательней рассказывать! Признаться, баранки из печки я ни разу не пробовала, увы... Но промышленного производства, которые продаются в тамошних булочных, конечно, дегустировала  . Вкус у них чуть сладковатый, и, достаточно твердые на ощупь, они мягкие, сухие и рассыпчатые на зуб. Возможно, значение имеет степень сушки, - если не досушить в тепле, они начинают подсыхать естественным путем, и просто-напросто черствеют, а правильно высушенные свежие баранки с румяным бочком очень даже вкусны с горячим чайком Нашла еще такую историю про валдайские баранки: Слово «баранка» имеет в корне своем старославянскую основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка», польский вариант «obwarzenek» и украинское название «обарiнок». В древнерусском языке «баранок» был мужского рода и использовался преимущественно в единственном числе. Однако в простонародном варианте слово «баранка» была среднего рода, и имелось множество вариантов фонетического преобразования. В XVII веке организуется Сморгонская школа белорусских скоморохов и дрессировщиков медведей, в простонародье называемая «Медвежья академия». В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до десяти медведей. «Обваранки» служили сухим кормом для танцующих животных. Тесто из муки и воды круто замешивали, раскатывали в полоски и варили в кипящей воде. Сена с собой не навозишься, а хлеб дорогое удовольствие, обваренное тесто в самый раз. Эти пластинки еще солью посыпали: «академикам» очень нравилось. Это уже потом баранки приобрели современную форму, в них стали добавлять мед, кагор, мак, сахар. Рецепт изготовления баранок в город Валдай завезли жены ремесленников переселившихся из Белоруссии, для строительства Иверского монастыря. Одно из первых упоминаний о валдайских баранках встречается в источниках XVII века. В Приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665 год записано: «Куплено братии в Богородицино (ныне город Валдай) боранков и яиц на десять алтын...». В те времена было принято выпекать изделия дома, соблюдая традиционный рецепт приготовления и форму изделия, которая напоминала ручную сумку или замок. Не вдаваясь в кулинарные тонкости, баранки готовятся из влажного теста, которое может быть постным, сдобным, яичным, сладким с сахаром или фруктами. Было также принято добавлять в баранки тмин или мак, которые в те времена считались символом лакомого блюда. Сортов баранок было множество, но наиболее популярным считался валдайский сорт, который был лучшим в своем роде и упоминался практически в каждом литературном произведении. Баранки всегда считались самыми диетическими, в сравнении с другими хлебными изделиями, так как в них содержится всего один процент сахара и практически не содержится жиров. Поэтому традиционно на Руси баранки считались не только лакомым изделием, но и лечебным продуктом. При появлении простуды баранки обычно замачивались в теплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном. Пекли их в специальных пекарнях, которых в 1874 году насчитывалось около тридцати. Муку привозили из Рыбинска и Вышнего Волочка. Приезжие заказчики отправляли баранки и «барашки» - этот «нетленный и несокрушимый зубами продукт» по городам и селам Новгородской и Псковской губерний, особенно в бойкие места – на пристани и почтовые станции. Зимой мешками вывозили их мужики в Москву, в волжские города и даже в Сибирь. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. В течение года из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками. О валдайских баранках писали Радищев и Пушкин. Панаев В.А. рассказывал в своих воспоминаниях: «Когда бы вы ни приехали, утром, в полдень, в полночь ли, сонный или бодрствующий, веселый или печальный — вас тотчас обступят десятки белокурых красавиц с большими связками валдайского произведения — баранками (крупитчатые круглые крендели), и каждая из них с особенным красноречием, доходным до сердца, и выразительною нежностью пропоет в похвалу своему товару и покупщику громкую арию на известный цыганский мотив с вариациями: «Миленький, чернобровинький барин! Да купи у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, мягкую, хорошую, что сахар белую! Да, пожалуйста, купи, я тебя первая встретила с хлебом-солью.» «Никакое красноречие ваше не устоит против сладких убеждений продавщицы, никакие отговорки ваши не помогут вам спастись от покупки: вас будут преследовать по селу, ежели вы пойдете; за вами побегут в комнаты постоялого двора; вас разбудят, если вы покоитесь в экипаже - и до тех пор, пока вы не уедете, вас ничто не избавит от покупки предлагаемого товара. Но как бы ни были скупы, или скучны, вы смягчитесь, растаете и не будете в состоянии грубо презреть расточаемые вам ласки белокурою красавицею, у которой нередко на чистеньких щечках цветут живые розы, не коснувшиеся хищного мороза, и непременно купите хоть связку кренделей, весьма вкусных, впрочем, и для чаю и для кофе, и удобных для дороги.» Пекли их в четверг вечером, далеко за полночь, а в пятницу, в день торга, обвешанные вязками, женщины с утра торговали на базаре и на Посадской улице. Девушки продавали на улицах баранки с поцелуем, в праздники, летом, вырядившись в жемчуг, штофы и парчу, выходили на площадь играть в лунки или хороводы; зимой же, днем, в штофных, со стоячим воротником полушубках, накинутых на одно плечо, катались на лошадях по улицам, а ввечеру с гор, на саночках с подрезами, управляемых парнями.[ Изображение на стороннем сайте: 1093a88d643d.jpg ] --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
18 апреля 2013 21:41 18 апреля 2013 21:44 Прадед, помимо того, что промышлял печником, имел пасеку и большой яблоневый сад. Мед заготавливал только он и еще одна семья в соседней деревне, Горах. Прабабушка, Екатерина Петровна, была повитухой, причем с хорошей репутацией. Почти всем рождавшимся в деревне в 30-х, 40-х, 50-х годах именно она помогала появиться на свет (среди прочих и моя мама). Рассказывали, что в некоторых сложных случаях ей удавалось исправить чужие ошибки: однажды при рождении двойняшек один из малюток скончался по оплошности акушерки, но благодаря подоспевшей бабушке, второго удалось спасти. Своих троих младших детей бабушка рожала без чьей-либо помощи. По воспоминаниям близких, она говорила: «Как чувствую, что пора, стоплю баньку, обедом накормлю всех, и пойду потихоньку. Возвращаюсь уже с кульком». На самом деле, обычно в банях и рожали: Часто предпочтительным местом для родов считались хлев и, особенно, баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. Считали также, что в этом случае ребенок будет крепче. Полки и пол устилались соломой, служившей постелью и в первые дни после родов. В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в доме, то женщина рожала на пороге жилого помещения или в самом доме. Бабушка никогда не распространялась ни на тему своих занятий, ни как она этому научилась, видимо, считая это естественным порядком вещей: ведь должен в деревне кто-то уметь помочь роженице. Однако, читая про повитух, мои догадки по поводу преемственности в этой области подтвердились: Свои знания повитухи, как правило, получали по наследству, но только тогда, когда этому подойдет срок. Повивальной бабкой становилась только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте. Обязательно, чтобы у нее были свои дети, ведь как можно пособлять в родах, если сама ни разу этих трудов не испытала? Хорошо, если у повитухи много детей, обязательно здоровых и красивых, тогда и рожать с ней будет легко. Ученицу повитуха обычно выбирала из своих дочерей. С подросткового возраста она брала ее с собой на роды, где будущая повитуха помогала и обучалась основам своего ремесла.Таким образом, вполне возможно, что моя прапра БАБКА, тоже Екатерина Петровна, и была наставницей, и передала секреты повивального мастерства своей единственной дочери, моей прабабушке. Интересно было бы найти какое-нибудь документальное подтверждение этому предположению... [ Изображение на стороннем сайте: 05902471930b.jpg ] Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910) Новое знакомство --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
20 апреля 2013 16:13 Интересная информация про историю повивального дела в России представлена на сайте http://www.povituha.ru:В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА" (высшее медицинское образование), "сельская ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование). Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их". На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний. Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал. Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет. Сельская ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти. Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства. Сельская ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень. Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ. Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь." (Собственноручная подпись).Вот интересно, был ли у прабабушки какой-нибудь документ, свидетельствующий о полученных навыках... Знаю только, что образования она получила всего 4 класса церковно-приходской школы... --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
22 апреля 2013 22:38 22 апреля 2013 22:43 Однако печки, баранки, повивальные бабки - это все, пусть дорогие мне, но частности... Интереснее взглянуть на занятия местных жителей в целом, учитывая исторические предпосылки развития тех или иных видов деятельности, региональные традиции, географические и экономические особенности. Как уже говорилось выше, в старину "обслуживание" волока по моим предположениям требовало определенных профессий: - кормчих; - охранников; - тягловых; - проводников; - хозяев постоялых дворов; - торговцев и менял Отголоски этой специфики должны были сохраниться хотя бы частично, и в поисках следов я обратилась к историческим документам и исследованиям. И вот что обнаружилось: основанные на Мсте княгиней Ольгой погосты постепенно развивались в "рядки", т.е. в торговые поселения. Об этом подробно рассказывается в книге профессора В.Н. Бернадского "Новгород и Новгородская земля в XV веке": [ Изображение на стороннем сайте: 1c55e7228ea3.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 49269f988ac7.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: a8b38b7be341.jpg ] Как видно из представленных выдержек, поселения составляли в основном непашенные крестьяне, а Волок Держков считался даже ремесленным центром!
--- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
23 апреля 2013 23:29 23 апреля 2013 23:31 В известной книге Константина Алексеевича Неволина "О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты" Санкт-петербург: Тип. императорской Академии Наук,1853, в приложениях, где представлены выдержки из писцовых книг, находим следующую информацию: [ Изображение на стороннем сайте: e02b21b0c8f2.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b9d919f8925f.jpg ] Интересная складывается картина: если в переписи 1564 года указывается 14 лавок в Волоке, то по книге 1682 года - всего 5, к тому же говорится об опустевших поместьях, и даже селениях ("живущих 57, пустующих 261"), о "порожжих землях", о доживающих свой век "старицах", о боярских детях, которые померли без наследников... Такое впечатление, что период расцвета миновал и наступил упадок. Любопытно, с чем это могло быть связано? Не с тем ли фактом, что все большее значение приобретает Вышневолоцкая система переправ, и Нижний Волок утрачивает былую значимость? Думаю, что такая версия имеет право на существование. --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
27 апреля 2013 21:17 Из следующей переписной книги, 1710 года, удалось не только почерпнуть интересную информацию по персоналиям, но и получить массу зацепок для дальнейшего разматывания "теребенского" клубка.
Итак:
(л.237) № 168 Погост Покровской Иванской волока Дершкова № 169 Тогож погоста выставки Старухина № 170 За Антоновым монастырем Римлянина в вотчины деревни Березиц и з деревнями по скаски прикащика Гаврилы Потапова № 171 За Лисьим монастырем в вотчине села Лес по скаски выборного крестьянина … 268) № 172 За Козьмой Богдановым сыном Лупандиным 261) № 173 За вдовою Овдотьею Прокофьевой дочерью Васильевской женой Лупандина № 174 За Даниилом Ларионовым сыном Козляниновым № 175 За вдовой Василистой Еремеевской женой Лупандина по скаске ее в усадьбе Туемле двор ее помещицын № 176 За Федором Алексеевым сыном Лупандиным № 177 За Парамоном Ивановым сыном Титовым № 178 За недорослем Ильей Ларионовым сыном Козляниновым (л.269) № 179 За Иваном Ларионовым сыном Козляниновым № 180 За вдовой Татьяной Богдановой дочерью Федоровской женой Негановского … муж еее Татьянин Федор Негановской служил великого государя рейтарскую службу и умре на службе в 702-м году … № 181 За вдовой Марфой Федоровской женой Лупандина № 182 За Иваном Петровым сыном Водовским № 183 За вдовой Домной Силиной дочерью Михайловской женой Пестрикова № 184 За Васильем Денисьевым сыном Бачмановым 276) Да в том же Иванском погосте в волоке Дершкове что написано по переписной книги 186-го году в усадище Туемли за Еремеем Лупандиным № 185 За Григорьем Клементьевым сыном Маланьиных 278) № 186 За Степаном Денисьевым сыном Бачмановым по скаске ево № 187 За Трофимом Кондратьевым сыном Веригиным (л.283об.) № 188 За Богданом Сергеевым сыном Аничковым по скаске дворового ево человека усадища Жданей … в том вышеписанном усадтще Жданех двор ево помещиков живет он помещик Богдан Аничков от роду ему 35 лет у него жена Овдотья 40 лет у него дети дочь Оксинья 3 лет сын Иван полутоа года Григорей недели (л.284об.) № 189 По скаске выставки Теребени попа Федора Григорьева да дьячка Афонасья Тимофеева понамаря Ивана Тимофеева на той выставки церковь настоящая Пресвятыя Богородицы Тихфинския Одегитрия в пределе великомученицы Параскевии нарицаемые Пятницы (л.285) деревянная а стоит та церковь на вотчинной земли а при той церкви живет он поп Федор Григорьев с причетники … 285об.) № 190 За Тимофеем Васильевым сыном Квашниным Самариным по скаске дворового ево человека села Теребени Григорья Богданова в том вышеписанном селе живет он помещик ево Тимофей Квашнин Самарин от роду ему 70 лет а ныне он поехал на службу великого государя и в каких 286) чинех служил того он Григорей сказать не упомнит а отставлен в 203-м году за старостью по отставки боярина Тихона Никитича Стрешнева у него помещика ево жена Анисья Федорова 50 лет у него дети 6 сынов большей сын Яков живет в отделе в том же погосте в усадище Черне ручье а другой сын ево Иван живет во Псковском уезде а в остатке в том вышеписанном селе Теребени с ним Тимофеем живут в одном дворе дети ево Григорей да Никита Петр да Осип Григорей 32 лет служитв выборном швандроне порутчиком а с которого году того сказать не упомнит а Никита 20 лет поехал на службу великого государя в 700-м ! году и служил у боярина князь Ивана Юрьевича Трубецкого отъютантом и в ыных полкех служил в том чину и после того отставлен был по приказу светлейшаго князяза болезнью переломки ноги да у него помещика сын Петр 20 лет служит в вышеписанном швандроне капралом у него ж сын Осип 286об.) 12 лет у Григорья жена Анна 27 лет у него Григорья дети сын Никита 4 лет дочь Овдотья году у Никита жена Анна 20 лет у негож Никиты дети сын Григорей полуторых лет Вера 6 недель у Петра жена Анисья 17 лет детей у них нет … дворовых людей … 287об.) Да за ним Тимофеем Квашниным Самариным в дни Ранцы Во дворе крестьянин … (л.289) № 191 За вдовою Федосьею Ивановой дочерью Осиповской женой Аничкова по скаске крестьянина дни Олешина … в том вышеписанном Волоцком погосте усадище Волги двор ее помещицын а в нем живет она помещица ево вдова Федосья от роду ей 70 лет у ней дети сын Андрей 13 лет дочь Овдотья 12 лет сын Петр 10 лет 290) Да за ней же вдовой Федосьей в дни Алешиной Во дворе крестьянин … 290об.) Да втом же Волоцком погосте в дни Кореморы по переписным книгам 186-го году написано за Иваном Лупандиным двор крестьянской а по здаче достался в приданные за помещика ево Осипа Аничкова 291) 186-го за Яковом Аничковым № 192 За Мироном Лупандином по скаске крестьянина ево дни Утки … да Иванова 291об.) крестьянина Бачманова тоеж дни … 186-го году за Иваном Бачмановым полдвора досталось по дачи Петру Васильеву сыну Зиновьеву (л.292об.) № 193 За Федором Лупандиным по скаске крестьянина ево дни Могилин Ивана Иванова в том Волоцком погосте за помещиком ево усадище Березник а в нем живет помещик ево Федор Лупандин от роду ему 40 лет а служит он со 196-го году и ныне служит в выборном швандроне а жена у него Алена 25 лет сын у него Осип 10 лет дочь Анна 15 лет Федосья 11 лет 293об.) Да за ним же Федором Лупандиным в том ж погосте что были прежнего за отцем ево в дни Мощенин двор крестьянской … 294об.) в дни Могилинах перевезены из дни Коремеры полдвора крестьянских а другая полдвора досталась Мины Петрову сыну Хомутову Во дворе крестьянин Иван Иванов 295об.) в дни Вельях 296) за отцом помещика ево в дни в Черне Ручь двор крестьянской 297об.) № 194 За Поликарпом Лупандиным по скаски крестьянина ево дни Водосей Луки Михайлова в том же погосте на Волоке Держкове двор помещика ево а в том дворе живет он помещик от роду ему 50 лет у него жена Орина Степанова дочь 35 лет 298) Да за ним же Поликарпом Лупандиным в дни Водосях Во дворе крестьянин 299) на погосте на Волоке Дершкове Во дворе крестьянин 299об.) Да на пустоши Водосях а в волости зовут Заводье Во дворе задворней человек … 301) 186-го году за отцом Силой Лупандиным да 1 двор в дни Жаворонкове отдан в приданные за сестрою ево Поликарповой Михайлы Андрееву сыну Пестрикову № 195 За стольником за Васильем Ивановым сыном Чаадаевым № 196 За Кирилом Водовским № 197 За вдовой Овдотьей Петровской женой 312об.) Бачманова № 198 За Михалом Водовским № 199 За Федором Тихановым сыном Аничковым № 200 За ним же Федором Аничковым в Богородицком погосте … (л.315об.) № 201 За дьяком Степаном Богдановым сыном Нееловым по скаски дворового ево человека Ивана Томилина за ним помещиком ево Степаном Нееловым в усадьбе Заречье живут оне дворовые люди … 316) а крепки они ему помещику Степану Неелову по зделки Петра Алексеева сына Турова (л.316об.) № 202 За Федотом Максимовым сыном Ханыковым (л.317) № 203 За Иваном Даниловым да за Петром Бачмановым вопче (л.317об.) № 204 За стольником Миною Петровым сыном Хомутовым (л.319) Всего в Покровском Иванском погосте (л.323) № 205 Погост Никольской на волоке Дершкове В том же погосте за помещики № 206 За Тимофеем Лукиным сыном Квашниным Самариным … (л.326об.) № 207 За Иваном Осиповым сыном Благово по скаске ево усадище ево Долгая Лука а в том усадище живет он Иван а служил он великого государя рейтарскую службу на Москве тому лет з 20 за службу и за старость отставлен и живет он Иван в доме своем от роду ему 70 лет у него жена Февронья Григорьева дочь от роду ей 80 лет древна и беспамествует у них дети сын Иван служит в армеи в Нижегородском (л.327) полку в драгунех от роду ему 40 лет у него жена Настасья Иванова дочь 30 лет у них дети дочери Алена 13 лет Офимья 12 лет а живет на отводе в особом доме у него Ивана другой сын Никифор служит в вышеписанном полку в вахмистрах от роду ему 30 лет холост у негож во дворе дворовые люди … а крепки ему Ивану Благово вышеписанные ево люди по старине да у сына ево Ивана дворовой приданой человек … да польского полону человек … (л.327) За ним же Иваном Благово в деревни Засоболье (л.328) во дворе крестьянин … 329) № 208 За Богданом Давыдовым 331) № 209 За вдовой Соломанидой Юрьевой дочерью Гарасимовскою женой Давыдова … № 210 За Семеном Клеопиным № 211 За Семеном Епанчиным по скаске ево усадище ево Тихотиц 335) № 212 За вдовой Анной Федоровой дочерью Богдановской женой Висленева … помещик ево Богдан Андреевич Висленев служил великого государя гусарскую службу … и в нынешнем 710-м году умре да в том же усадище Подоле двор помещицкой … № 213 За Иваном Ивановым сыном Давыдовым (л.333) № 214 За Обакумом Давыдовым … 339об) за дедом помещика ево за Андреем Захарьевым сыном Давыдовым № 215 За И ванном Петровым сыном Давыдовым по скаске ево … № 216 За Козьмой Клеопиным по скаске ево усадище Егилово … № 217 За Федором Большим Клеопиным по скаске ево … 344) в деревнях Чехове да Выглядове … дрсталось ему Федору з братьями вопче с Петром да Иваном Клеопиными … (л.344об.) № 218 За Иевом Тимофеевым сыном Благово по скаске нво служит он Иев великого государя службу с 706-го году в выборном швандроне в полку у князь Тимофея Путятина да в том же погосте в усадище Коломенки двор помещицкой а в том дворе живет он Иев от роду ему 20 лет у него жена Наталья Михайлова дочь 20-ж лет у него дети дочери Марья 2 лет Марфа полугоду у негож мать вдова Парасковья Денисьева дочь 70 лет у нее дочери девки Афимья 21 года Анисья 18 лет … (л.345) У негож Иева во дворе дворовые старинные люди ево Иевлевы крепостные люди … да швецкого полону … (л.345об.) Да в том же погосте на пустоши Залющичье построен двор скотцкой а в том дворе дворовые крепостные ево люди … 346) № 219 За Иваном Свиязевым № 220 За вдовой Степанидой Федоровской женой Давыдова № 221 За Федором Меньшим Клеопиным № 222 За Иваном Клеопиным № 223 За Яковом Висленевым № 224 За Степаном Висленевым (л.357) № 225 За Васильем Федоровым сыном Лупандиным …
Большинство фамилий - известные старинные рода, но меня, конечно, заинтересовало в первую очередь семейство Квашниных-Самариных, владеющих поместьем в самой Теребне, а также в Волоке Держкове. --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1014 | Наверх ##
27 апреля 2013 22:04 --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
|