ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО!
http://www.ap.altairegion.ru/074-07/9.htmlГоворят, что война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Но сколько их - похороненных, но безвестных!
Редакция "Алтайской правды", для которой Великая Отечественная - не пустой звук, в меру своих сил и возможностей разыскивает сведения о тех, о ком в Книге памяти Алтайского края написано, что они пропали без вести, или вообще нет ни слова. Будто и не призывался на фронт из села Горновое Троицкого района восемнадцатилетний парень Илья Гуров, не служил рядовым в 760-м стрелковом полку 208-й стрелковой дивизии, не воевал под Сталинградом и не сложил голову в плену на неметчине в 1944 году, не похоронен среди тысяч таких же забытых в местечке Бейстфорд. Таких безвестных рядовых войны в поисковом списке "Алтайской правды" немало.
Мы будем разыскивать родственников солдат, передавать материалы о них в школьные, районные, городские музеи, писать о них на странице "Летят журавли". Пусть они белыми журавлями нашей памяти "подают нам голоса".
Андрей ЛУШНИКОВ. Тел. 26-64-87.
кадуйская трагедия
ДАТА ЗАХОРОНЕНИЯ - 27 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА
В редакцию "АП" пришло письмо от научного сотрудника Кадуйского районного краеведческого музея Вологодской области Геннадия Загребина. Он написал о том, что 27 сентября 1941 года воинский эшелон проходил через станцию Кадуй и через 20 километров был разбомблен.
"Погибло не менее 300-340 человек, - пишет Загребин, - точно сказать трудно, так как приходилось хоронить фрагменты тел. Отрывочные сведения от очевидцев сходятся в том, что большинство солдат в эшелоне было то ли из Башкирии, то ли из Сибири, с Алтая. В эшелоне также везли лошадей.
Мои попытки, как и попытки поискового отряда и прежних краеведов, найти поименный список погибших не увенчались успехом. В документах об этом эшелоне упоминаний нет. В военно-медицинском архиве в Санкт-Петербурге тоже нет сведений по этому случаю. Архивы управлений ФСБ и МВД, в подчинении которых были истребительные отряды, тоже дали отрицательные ответы на запросы. Выходит: нет фамилий, нет номера воинской части и номера эшелона, но есть безымянные братские могилы с датой захоронения 27 сентября 1941 года".
Геннадий Загребин пытается определить номер эшелона, установить списки погибших. А это возможно только с подключением многих заинтересованных людей, в том числе читателей "АП". Возможно, у кого-то сохранились похоронки, и в них указаны это место и время гибели солдат.
В похоронках могут быть сведения: разъезд Холмище Северной железной дороги (могут быть указаны деревни Верховье, Крыльцово, Прямиково, Холмище), Кадуйский район, Вологодская область, бомбардировка N-ского воинского эшелона на 416-м километре линии Ленинград - Вологда (Бабаевское отделение Северной ж.д.).
Адрес Кадуйского районного краеведческого музея и координаты братской могилы можно узнать в редакции "Алтайской правды".
ВОЗВРАЩАЮТСЯ РЯДОВЫЕ ВОЙНЫ
Среди 240835 жителей Алтайского края, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, тысячи и тысячи до сих пор числятся без вести пропавшими. "АП" узнала о судьбе 54 воинов. Все сведения переданы в музеи и родственникам. Недавно удалось восстановить трагические фронтовые судьбы еще более двух десятков солдат, призванных из одиннадцати сельсоветов Троицкого района.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА АСАНОВА
В селе Загайново жил с женой Елизаветой и тремя детьми Александр Яковлевич Асанов. В начале 30-х годов его призвали в армию, откуда он писал домой бодрые письма. Отслужив срочную, вернулся в Загайново. А 22 июня 41-го грянула война. Асанова мобилизовали. Попал он служить в 16-й стрелковый полк 87-й стрелковой дивизии. В жестоких боях 10 сентября 1941 года на подступах к Москве рядовой Асанов попал во вражеский плен. Дальше - мучения по нацистским лагерям. Последним стал распределительный лагерь 304 IV В Мюльберг Цайнхайн, который находился в 60 километрах от Дрездена на окраине городка Риза. Этот лагерь был специально создан для русских военнопленных еще в апреле 1941 года. Но "подготовлена", собственно, была только огороженная колючкой зона. Пленные сами рыли себе землянки. В лагере не хватало воды. Наши солдаты гибли от болезней и голода тысячами. С декабря 1941-го по март 1942-го от сыпного тифа в Цайнхайне из 10677 пленных умерли 6948. 23 апреля 1945 года наступающие части Красной Армии освободили узников Цайнхайна и Мюльберга. Но рядовой Асанов не дожил до этого радостного дня, он умер от истощения и мучений 10 ноября 1943 года и был похоронен на лагерном кладбище.
В советские годы на месте лагеря Цайнхайн одним из первых был создан мемориал памяти. За ним ухаживали и немецкие дети, и советские солдаты из Западной группы войск. После объединения Германии мемориал закрыли. Но по инициативе частных лиц и общественных организаций в июне 2003-го была открыта обновленная экспозиция, рассказывающая о тысячах погибших русских солдат. Лежат на русском кладбище Цайнхайна и косточки нашего земляка Александра Асанова, о котором в шестом томе Книги памяти Алтайского края написано: "Род. 1910, русский. Призв. 1941, рядовой. Пропал без вести дек. 1941".
С помощью главы Загайновского сельсовета Сергея Королева "АП" разыскала дочь погибшего солдата Нину Александровну Кердину (Асанову). Она рассказала при встрече:
- Кроме меня, у папы были дочь Анна с 1930 года и сын Виктор - с 1933 года. Я самая младшая в семье, и папу не помню. А знаю о нем из рассказов мамы. Она говорила нам, что папа был добрый, очень нас любил. А когда его забирали на фронт, сильно плакал, как будто предчувствовал, что не увидит нас больше. Мне тогда год и восемь месяцев всего было. От папы с фронта мы не получили ни одного письма. Только было уже после войны в 1947 году извещение из Троицкого военкомата, что отец наш пропал без вести в декабре 1941 года. Нам всегда очень хотелось узнать, где хоть косточки его лежат? А брат Витя всю жизнь очень страдал от того, что не было рядом отца. Жалко, что не дожил он до этого дня, два года назад умер. И мамы уже год как нет.
Посмотрев на найденную "АП" последнюю фотографию отца, сделанную в фашистском застенке, Нина Александровна заплакала:
- Ой, какой он замученный! Папочка!
После того как Нина Александровна успокоилась, мы сказали, что теперь она сможет посетить могилу отца, если у нее будет возможность. Оказывается, что у Нины Александровны такая возможность есть. Она уже бывала в Германии, у нее там живет племянница. Нина Кердина сказала, что напишет родственнице и попросит ее съездить на кладбище Цайнхайна, где лежит ее отец, и все узнать на месте.
ИХ ИМЕНА НАДО ВПИСАТЬ В КНИГУ ПАМЯТИ
В школе искусств села Троицкое "АП" организовала встречу с родственниками погибших солдат, куда пригласила сотрудников районного комитета по культуре и директора краеведческого музея Валентину Шморину.
Из села Горновое приехал Сергей Васильевич Гуров - племянник Ильи Яковлевича Гурова, о котором нет ни слова в Книге памяти Алтайского края. С начала войны он служил в 760-м стрелковом полку 208-й стрелковой дивизии. Попал в немецкий плен 29 августа 1942 года под Сталинградом, находился в лагере для военнопленных Stalag IID, где и погиб 10 июля 1944 года и похоронен в местечке Бейстфорд. Вместе с Сергеем Гуровым печальную весть из военной поры узнали и сестры погибшего солдата Татьяна и Мария, одна из них живет в Бийске, другая в Москве.
Наконец-то получили достоверные сведения о фронтовом пути и месте гибели своего родственника Григория Козлова Николай Яковлевич Козлов и Пелагея Герасимовна Гатилова из Хайрюзовки, сестра солдата Зоя Никитична Девяткина из Усть-Гавриловки и племянники, живущие в Буланихе. Рядовой 512-го стрелкового полка 146-й стрелковой дивизии Григорий Никитич Козлов попал в плен 16 июля 1941 года под Константиновым, был в лагере Stalag IIA Нойесбранденбург и погиб 1 июня 1944 года, захоронен на русском кладбище в Виртмаршене.
Нет в Книге памяти Алтайского края ничего и о призванном из Троицкого рядовом 612-го стрелкового полка 144-й стрелковой дивизии Андрее Никифоровиче Котове, который попал в плен 8 июля 1941 года под Староконстантиновым, был заключен в Stalag XD 310, погиб 14 января 1942 года и похоронен в Райбурге. Как и о жителе села Новоеловка Троицкого района рядовом 1809-го полка Алексее Ивановиче Скударнове, который погиб в немецком плену 20 августа 1942 года; о жителе Талдинки Алексее Андреевиче Ключанском, рядовом 496-го стрелкового полка 148-й стрелковой дивизии, который был захвачен в плен 29 июня 1941 года под Горохово, находился в лагере Stalag XD 310, погиб 3 февраля 1942 года и захоронен в Хайдкалене.
Погибли за Родину житель села Белое Павел Трофимович Осипенко, призванный на фронт из Большой Речки, Иван Михайлович Акелькин ("АП" нашла в Большой Речке племянницу солдата Анну Кирилловну); Михаил Алексеевич Звягин и Ефим Яковлевич Лапандин из Большереченского сельсовета; Иван Васильевич Мещеряков из Троицкого; Яков Александрович Железнов из Гордеевки (его родственники разысканы "АП" в Большой Речке и Барнауле); его земляк Николай Максимович Болтушкин.
СОЖЖЕННЫЕ В ГОРНИЛЕ ВОЙНЫ
"Алтайская правда" узнала также судьбы 14 уроженцев Троицкого, о которых в девятитомной краевой Книге памяти скупо написано: "пропал без вести", "умер от ран", "умер в плену". Это рядовые: 2-го стрелкового полка 50-й стрелковой дивизии Александр Филиппович Субботин, 698-го стрелкового полка 146-й стрелковой дивизии Филипп Васильевич Дрюпин, 524-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии Михаил Александрович Кочетков, 525-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии Николай Васильевич Боровков, 212-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии Дмитрий Федорович Илюшенко, Александр Степанович Дудин, 70-го стрелкового полка 3-й стрелковой дивизии Михаил Иванович Воронин, Павел Кузьмич Шабалин, 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии Михаил Яковлевич Назаров, Николай Фирсович Соснин, 512-го стрелкового полка 146-й стрелковой дивизии Михаил Никитович Обухов, 66-го стрелкового полка 61-й стрелковой дивизии Иван Пантелеевич Титоренко. Сержанты: 50-го стрелкового полка 39-й стрелковой дивизии Александр Фи липпович Черников, Иосиф Иванович Гаврилин.
"Алтайская правда" установила военные судьбы и обстоятельства гибели 27 наших земляков из Троицкого района, обобщила архивные материалы и передала их директору районного музея Валентине Николаевне Шмориной. Земляки должны знать обо всех, кто погиб за Отечество.
Фото С. БАШЛЫЧЕВА.