Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

97-й отдельный Краснознаменный авиаполк ГВФ


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Крылатый партизан

«В одну из ночей января 1943 г. десять У-2 стояли на аэродроме, готовые к вылету. В 9-ю бригаду Калининских партизан потребовалось доставить оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Полет должен был выполняться парами. Первыми вылетали И. Суницкий и Л. Горяков. Они — «ночники». Умеют летать ночью и над своей территорией, и за линией фронта в расположении противника», — так начинается небольшая заметка о «крылатом партизане», летчике Иване Иосифовиче Суницком, помещенная в сборнике «Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне» [Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне». М., 1985, с.139.]. Я хорошо знаю Ивана Суницкого и, встретив краткое упоминание о нем в этой книге, решил рассказать читателям о его подвигах. На войне Суницкий выполнял очень трудную, серьезную и важную работу: летал к партизанам, и вовсе не зря его прозвали «крылатым партизаном».

Известно, что боевые действия партизанских групп против немецко-фашистских войск начались в первые же недели войны.

В глубоком тылу противника сражалась огромная армия народных мстителей, образовались целые партизанские районы, в которые фашисты не решались соваться. В этих районах активно функционировали райкомы партии и комсомола, исполкомы Советов депутатов трудящихся. Население оккупированных сел и городов оказывало партизанам всестороннюю помощь продовольствием, одеждой, медикаментами, многие села стали прочными партизанскими базами. Народные мстители громили фашистские гарнизоны, взрывали мосты, железнодорожные эшелоны, выводили из строя вражеские коммуникации. Для борьбы с партизанскими силами немецко-фашистское командование бросает отряды полевой жандармерии, выделяет крупные воинские части и соединения. Фашисты вынуждены снимать с фронта полки и дивизии и направлять их против партизан. В боях оккупанты использовали артиллерию, танки и даже бомбардировочную авиацию.

В этих условиях отряды народных мстителей часто оказывались в трудном положении и нуждались в поддержке. При штабах фронтов были созданы специальные десантные части и авиационные группы из числа кадровых воинов и авиаторов. Особенно действенную помощь партизанскому движению оказывали транспортные авиаполки Гражданского воздушного флота. Они в основном подчинялись штабам воздушных армий фронтов и выполняли ответственные задания различного характера: занимались разведкой, бомбометанием, летали в тыл врага к партизанам, перебрасывали войска и боеприпасы.

В составе 9-го, 13-го и 97-го авиаполков ГВФ было много летчиков-казахстанцев. Среди них выделялся Иван Иосифович Суницкий. Вот некоторые данные его биографии. Иван Иосифович родился в 1918 году в поселке Спасский Завод Карагандинской области. В 1938 году будущий авиатор поступает в Алма-Атинский техникум связи, оттуда по путевке комсомола уезжает в Тамбовское летное училище. После окончания учебы в 1940 году Иван Суницкий получает свидетельство пилота ГВФ и летает линейным пилотом ГВФ на местных воздушных линиях.

С начала Великой Отечественной войны Суницкий подавал командованию рапорт за рапортом с просьбой отправить на фронт. Однако с передовыми позициями ему пришлось познакомиться лишь в феврале 1942 года. Молодого пилота направляют служить в состав 9-го отдельного авиаполка ГВФ, затем перебрасывают в 134-й, а позже в 97-й авиаполк. Пришлось сражаться на Юго-Западном, Центральном и Прибалтийском фронтах, воевать в составе 1-й и 16-й воздушных армий. Боевая работа до конца захватила летчика, он много летает, выполняя самые различные задания.

В ноябре 1942 года на Юго-Западном фронте сложилась напряженная обстановка. Гитлеровские войска вели упорные бои на Северном Кавказе и на многих направлениях сильно потеснили наши части. Фашистам удалось прорваться к Нальчику. В ущельях близ города была окружена и прижата к горам наша 37-я армия. Действия авиации были чрезвычайно затруднены, по узкому ущелью не могли летать ни тяжелые бомбардировщики, ни штурмовики. Как всегда, в таких случаях выручал неутомимый трудяга По-2. Именно такие самолеты наше командование особенно интенсивно использовало в оборонительных боях на Кавказе.

Ивану Иосифовичу Суницкому надолго запомнилось одно боевое задание по бомбежке передовых позиций противника. Звено в составе 3-х самолетов взлетело с аэродрома подскока в районе города Орджоникидзе и взяло курс вдоль Главного Кавказского хребта к населенному пункту Мухов. Используя рельеф местности, самолеты пролетели, оставаясь незамеченными, довольно большое расстояние и внезапно обрушили весь свой бомбовый груз на передовые позиции немцев. Развернулись на второй заход и забросали фашистов мелкими бомбами и гранатами, которые летчики дополнительно брали в свои кабины.

Обратный путь оказался сложным, так как горючего оставалось мало. К тому же вблизи Нальчика подверглись атаке четырех мессеров. Они появились с юга и стремительно догоняли тихоходные ПО-2. Оценив всю опасность положения, Суницкий подал сигнал рассредоточиться. С двух тысяч метров наши летчики снизились до бреющего полета и стали маневрировать, всеми способами уклоняясь от огня противника. Два Ме-109 пытались оттеснить самолет Суницкого к своему аэродрому у города Моздока, но маленький юркий По-2 уверенно уходил от преследования, стремился скорее долететь до нашего переднего края. Немцы намеревались посадить советский самолет на свой аэродром, а когда убедились, что им не удастся этого сделать, решили уничтожить его. Фашисты били по хвосту пулеметными очередями, давали отсечный огонь. Самолет Суницкого получил много пробоин, стал плохо слушаться рулей управления, потерял скорость.

Надо было срочно садиться. Но куда? Внизу — разбомбленная, разбитая снарядами земля. К тому же вся местность изрезана старыми, заброшенными окопами. Суницкий с большим трудом отыскал более или менее подходящую площадку и посадил самолет. Летчик со штурманом покинули кабины и укрылись в воронках. Солнце клонилось к закату, но до темноты было еще далеко. А ведь только она могла спасти пилотов. «Мессеры» атаковали стоявший на земле самолет Суницкого и с первого же захода подожгли его. Но и у них, видимо, тоже кончалось горючее, и вскоре они улетели. Ночью Суницкий и его штурман благополучно добрались до своих.

В январе 1943 года 9-я бригада Калининских партизан оказалась в критической ситуации. Не хватало оружия, боеприпасов, одежды и медикаментов. Большие трудности создались и с продовольствием. Им на помощь были посланы десять самолетов и среди них машина И. Суницкого, летевшего в паре с летчиком А. Горяковым. Маршрут полета пролегал у населенного пункта Идрица, где находились мощные зенитные батареи противника. Обычно летчики старались обходить Идрицу, но на этот раз все сложилось иначе. На высоте в две тысячи метров самолеты попали в сильный встречный ветер, потеряли много времени и в конце концов пошли напрямую через Идрицу. Суницкому удалось проскочить незамеченным, а Горяков попал в лучи прожекторов и был обстрелян зенитным огнем. Уходя от прожекторов, он резко спикировал вниз, и Суницкий тут же потерял своего ведомого из виду. ; Дальше И. Суницкий продолжал полет в одиночку. Приземлился на партизанской базе благополучно, самолет быстро разгрузили. Можно было бы улетать обратно, но что-то удерживало летчика на земле. В душе Суницкий надеялся, что его товарищ прорвался через огонь противника и вот-вот появится в небе над партизанским аэродромом. Так оно и случилось. Чуткое ухо летчика уловило знакомое тарахтенье мотора. Сначала подумал, что это приближается пара самолетов, которая летела вслед за ними. Но самолет был один. Когда он приземлился, из кабины проворно выбрался Горяков. Самолет его оказался простреленным во многих местах, к тому же была пробита верхняя часть бензобака. Встал вопрос: как быть? Лететь с осколком в бензобаке? Но в любую минуту может прекратиться подача бензина. Оставить самолет у партизан? Это невозможно: партизанский аэродром находился неподалеку от дороги, и днем немцы могли ^легко обнаружить самолет. Решили лететь. Договорились так: если мотор машины Горякова откажет, то он пойдет на вынужденную. За ним приземлится Суницкий и подберет своего ведомого. Так и сделали. Полет, к счастью, прошел благополучно. Когда вернулись на аэродром, узнали неприятную новость: все восемь самолетов из-за встречного ветра не смогли выполнить задания и прилетели назад. А командир авиаполка В. А. Седляревич в это время уже снаряжал экспедицию с горючим для Суницкого и Горякова, не без основания предполагая, что они где-то сидят на вынужденной. Полет был повторен в следующую ночь и закончился успешно.

Иван Иосифович летал много, и почти все его визиты к партизанам заканчивались благополучно. Конечно, и он попадал под зенитный огонь, и его машину прошивали осколки и пули, но это, как говорится, было в порядке вещей. Летчика Суницкого всегда выручали спокойствие, выдержка и, конечно же, высокое летное мастерство и мужество. Он совершил 110 вылетов к партизанам. Доставлял им оружие и боеприпасы, вывозил через линию фронта раненых, детей, собранные партизанскими разведчиками важные разведывательные данные. Партизаны, заслышав рокот самолета, радостно говорили: «Опять летит наш Иван-партизан». И редко ошибались.

Боевому, испытанному летчику приходилось не только летать во вражеский тыл, но и выполнять задания по бомбежке переднего края противника... Вылеты на бомбежку преимущественно проходили ночью, и таких вылетов на счету Суницкого насчитывается восемьдесят. Каждый вылет — это риск подвергнуться обстрелу, а в лунные ночи — нападению ночных истребителей противника. Но шла война, и риск был нормой.

А когда наступил мир, Иван Иосифович Суницкий снова вернулся в родной аэрофлот. Он был и линейным пилотом, и командиром корабля, летал исправно, надежно, получил за свою работу много благодарностей и поощрений. За долгие годы летной службы Иван Иосифович Суницкий провел в воздухе 11500 часов и налетал миллионы километров. Таких пилотов обычно называют летчиками-миллионерами.

За большие боевые заслуги летчик Иван Иосифович Суницкий награжден орденами Боевого Красного Знамени, Богдана Хмельницкого III степени. Отечественной войны I степени и многими медалями. Но самая главная его награда, которой отважный летчик особенно гордится, — это медаль «Партизан Отечественной войны» I степени. Она по праву украшает грудь воина-ветерана, славного «крылатого партизана».
ИСТОЧНИК :

http://militera.lib.ru/memo/russian/dzhilkishev_sd/01.html

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Крестьянский паренек из села Большое Савино Пермской области Иван Баландин до начала войны жил в деревне и даже не успел окончить среднюю школу. Диплом о десятилетием образовании он получил только в 1956 году. Что поделаешь: война не оставила времени на учебу. Юноше предстояло учиться воевать. Он едет в город Курган и поступает в 73-ю авиаэскадрилью Гражданского воздушного флота, сравнительно легко осваивает летное дело на самолете По-2, получает звание пилота. И вот девятого сентября 1943 года молодой летчик прибывает на фронт. Здесь он служит в составе 97-го отдельного Краснознаменного авиаполка ГВФ на 2-м Прибалтийском фронте.

В годы войны, согласно директиве главнокомандования, из летчиков Гражданского воздушного флота формировались отдельные транспортные авиаполки, призванные обслуживать боевые нужды фронтов. В их обязанности входило выполнение самых различных и весьма ответственных задач: снабжение войск, связь, вывозка раненых, поддержка операций партизанских отрядов в тылу врага. Словом, было много серьезной и важной работы.

Осенью 1944 года поиски прибалтийских фронтон во взаимодействии с Балтийским флотом наголову разгромили врага под Ригой и Таллином. Советская Прибалтика была почти полностью освобождена от оккупантов, однако более тридцати немецких дивизий «застряли» на Курляндском полуострове и были блокированы нашими войсками. Краснознаменному авиаполку ГВФ, вместе с другими авиасоединениями было приказано активно поддерживать боевые действия наземных войск, проводивших широкие операции по уничтожению блокированного противника.

Полк проводил также разведывательные полеты, участвовал в ночных бомбардировках коммуникаций противника, нанося врагу ощутимый урон в живой силе и технике. Летчики много раз получали благодарности от партизан и командования боевых частей за отличные боевые действия.

Вообще весь личный состав 97-го Краснознаменного авиаполка пользовался большим уважением наземных подразделений, которые он поддерживал в боях. Об успешных действиях полка сообщал начальник штаба партизанского движения Калининской области. Он указывал, что весной и летом 1944 года летчики авиаотряда вывезли из оккупированных районов несколько тысяч советских граждан. Эта работа проводилась в исключительно трудных условиях, под постоянным зенитным обстрелом, при атаках вражеских истребителей. Однако летчики с честью выполнили порученное им задание. Операция по спасению женщин и детей проводилась под непосредственным руководством командира авиаполка В. А. Седляревича, который уже после войны некоторое время возглавлял Казахское управление гражданской авиации.

В послевоенные годы Иван Михайлович Баландин долгое время работал линейным пилотом гражданской авиации. Летал на различных типах самолетов, перевозил пассажиров и грузы. И все время не переставал учиться. За те 17 тысяч часов, которые пилот провел в воздухе, он приобрел и опыт, и мастерство, и большие профессиональные знания. Пришла пора и самому учить молодежь. И он переходит на инструкторскую работу на тренажере ТУ-154, помогает молодым пилотам успешно овладевать новейшей авиатехникой. Бывший летчик стал педагогом-наставником. К боевым наградам, полученным Иваном Баландиным, прибавились награды, поощрения и благодарности за добросовестный и плодотворный труд. Пилот-ветеран по-прежнему в боевом строю.

ИСТОЧНИК http://militera.lib.ru/memo/russian/dzhilkishev_sd/01.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
16-я воздушная армия (СССР)
Материал из Википедии — свободной

У этого термина существуют и другие значения, см. 16-я армия.
16-я воздушная армия
Годы существования 1942 - ?

Страна СССР

Входит в Сталинградский фронт
Донской фронт
2-й Прибалтийский фронт

Тип авиация РККА (ВВС) ВС СССР

Участие в Сталинградская битва
Курская битва
Орловская наступательная операция
Белорусская стратегическая операция
Старорусская операция
Ленинградско-Новгородская операция
Рижская операция (1944)
Берлин

Командиры
Известные командиры П.С. Степанов, генерал-лейтенант авиации (с 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года)
С.И. Руденко (с 28 сентября 1942 года — до конца войны)


16-я воздушная армия (16ВА) — оперативное объединение авиации РККА (советских ВВС) в составе ВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Содержание
1 Формирование воздушной армии
2 Боевой путь
3 Командный состав
3.1 Командующие армией
3.2 Заместитель командующего по политической части (до 9 октября 1942 года военный комиссар)(Член Военного Совета)
3.3 Начальники штаба[источник не указан 359 дней]
4 Боевой состав
4.1 на 5 июля 1943 года
5 Примечания
6 Ссылки

Формирование воздушной армииПриказом НКО 8 августа 1942 года было положено начало формированию 16-й воздушной армии (ВА). Временно командующим был назначен генерал-майор авиации П.С. Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром полковой комиссар А.С. Виноградов, заместителем командующего - генерал-майор авиации С.И. Руденко.

Приказом НКО 8 августа 1942 года было положено начало формированию 16-й воздушной армии (военный комиссар — полковой комиссар А.С. Виноградов, заместитель командующего — генерал-майор авиации С.И.Руденко. Командный пункт армии находился в совхозе Сталинградский. Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15 августу 1942 года в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отелы и службы возглавляли полковники Н.Г. Белов (начальник штаба), А.С. Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В.И.Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В.И.Ребров (главный инженер), подполковник А.П.Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А.С. Черный (начальник разведывательного отдела), Е.И.Матов (начальник отдела связи) и Ф.С.Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.

Формирование воздушной армии затягивалось. 1 сентября 1942 года представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г.К. Жуков и А.А. Новиков объявили окончательное решение об ускорении формирования 16-й ВА. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, П.С.Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С.И.Руденко — руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.

Боевой путь2 сентября 1942 года 16-я ВА включена в состав Сталинградского фронта.

4 сентября 1942 года генерал С.И. Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. Хотя и до этого дня подразделения ВА вели бои. Всего к 4 сентября 1942 года в составе ВА было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик. Боевые действия воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад и 220-й иад. Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я шад — 5 сентября 1942 года, 283-я иад — 8 сентября 1942 года и полки ночников — 10—12 сентября 1942 года).

С 28 сентября 1942 года Сталинградский фронт стал именоваться Донским.

В конце октября 1942 года начальником штаба армии был назначен генерал-майор авиации Михаил Макарович Косых.

За октябрь - ноябрь 1942 года боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

К 19 ноябрю 1942 года в составе армии было 342 самолета (из них исправных 249), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолетов связи.

В начале декабря 1942 года на должность заместителя командующего ВА прибыл полковник И.К.Самохин.

На 10 января 1943 года в боевом составе воздушной армии было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолетов связи и транспортных. Всего в ВА насчитывалось 600 самолетов и 488 боеготовых экипажей.

За период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолето-вылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия - 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов - 4116, на удары по аэродромам и их блокирование - 3087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолетов - 4262, на воздушную разведку - 2402, на перехват самолетов и "свободную охоту" - 1508. За пять месяцев летчики провели 820 воздушных боев и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолета противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6 тыс. автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

В феврале 1943 г. решением Ставки ВГК был образован Центральный фронт во главе с генералом армии К.К.Рокоссовским, и 16-я ВА вошла в состав Центрального фронта.

В апреле 1943 г. начальником штаба 16-й воздушной армии был назначен полковник Петр Игнатьевич Брайко. Заместителем командующего ВА назначен генерал-майор авиации М.М.Косых.

После передислокации на Центральный фронт и пополнения ВА в течение марта-апреля 1943 г. действовала по железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту, резервам, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые порядки своих войск и коммуникации от налетов вражеской авиации, вела воздушную разведку.

05.07.43 г. насчитывалось 1052 исправных боевых самолета, в том числе 260 дневных и 74 ночных бомбардировщика, 241 штурмовик, 455 истребителей, 22 разведчика и корректировщика. В каждой авиадивизии было по 75 - 95 исправных самолетов (в 299-й шад было до 150 самолетов). Боеготовых экипажей в армии было 1028. В этот день начались ожесточенные бои на Курско-Орловском направлении.

Авиасоединения 16-й ВА за период оборонительных боев с 05. по 12.07.43 г. произвели около 7600 боевых вылетов, оказали большую помощь войскам в срыве вражеского наступления и во взаимодействии с соседними воздушными армиями завоевали господство в воздухе. За это время летчики армии провели 380 воздушных боев, в которых сбили 517 самолетов противника. Сброшено около 20 тыс. фугасных и осколочных бомб, более 23 тыс. противотанковых бомб, около 4 тыс. реактивных снарядов.

В соответствии с решением командующего войсками фронта командарм 16-й ВА на период контрнаступления поставил авиасоединениям следующие задачи:

- бомбоштурмовыми ударами уничтожать живую силу и боевую технику противника на поле боя и в глубине обороны. Эта задача возлагалась на бомбардировщиков 241-й и 301-й бад (3-й бак), прикрываемых истребителями 6-го иак, и на бомбардировщиков 221-й бад (6-й сак), обеспечиваемых 282-й иад (6-й сак), а также на штурмовиков 2-й гв. шад и 299-й шад, прикрываемых истребителями 283-й и 286-й иад. Ночью эту задачу надлежало выполнять силами 271-й нбад;

- прикрыть боевые порядки наступающих войск истребителями 6-го иак (в состав корпуса входила и 1-я гв. иад);

- вести разведку силами 16-го одрап и эскадрильями 283-й и 286-й иад.

Всего за три дня контрнаступления с 15 по 17.07.43 г. армией было выполнено 4478 самолето-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолетов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка. За эти дни немецкие войска были отброшены на рубежи, которые они занимали до 05.07.43 г.

За период с 13.07. по 15.08.43 г. авиасоединения армии произвели свыше 22 000 боевых самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и действия по железнодорожным перевозкам противника - свыше 13 800, на прикрытие своих войск - до 2000, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - около 4200 и на разведку - до 2000 вылетов. В 425 воздушных боях было сбито до 400 вражеских самолетов. В результате бомбардировочных и штурмовых ударов противник потерял большое количество танков, автомашин и орудий, а также несколько тысяч солдат и офицеров.

Зимой 1943 года поддерживала войска фронта в Воронежско-Касторненской наступательной операции. В июле — августе 1943 года участвовала в Орловской стратегической наступательной операции. В сентябре 1943 года поддерживала войска фронта в Брянской наступательной опе­рации. В октябре 1943 года армия была передана в состав Прибалтийского (с 20 октяб­ря — 2-го Прибалтийского) фронта. Под­держивала наступление его войск на витебско-полоцком направлении, в ходе Ленинградско-Новгородской, Старорусско-Новоржевской, Режицко-Двинской и Рижской наступательных операций, затем участвовала в разгроме соединении южного фланга группы армий «Север», содействовала успешному форсирова­нию реки Великая. В летних наступательных операциях 1944 года армия содействовала войскам фронта при прорыве сильно укреплен­ной обороны противника в районе Идрица, Себеж, Дрисса, участвовала в Режицко-Двинской операции, в сентяб­ре — октябре принимала участие в боях за освобождение Латвии, ее столицы города Рига. В 1945 году в составе 2-го Прибалтийского, с 1 апреля — Ленинградского фронтов армия участвовала в ликвида­ции курляндской группировки против­ника. За годы Великой Отечественной войны летчики армии совершили около 160 тыс. самолето-вылетов, участвовали в 4 воздушных операциях.

Командный состав
Командующие армиейс 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года — П.С. Степанов, генерал-лейтенант авиации ( ) (врем. исп. обязанности);
с 28 сентября 1942 года — до конца войны — С.И. Руденко ();, генерал-полковник авиации.
Заместитель командующего по политической части (до 9 октября 1942 года военный комиссар)(Член Военного Совета)17.07.1942 - до конца войны — М. Н. Сухачев, полковой комиссар, с 05.12.1942 полковник, с 19.01.1944 генерал-майор авиации.
Начальники штаба[источник не указан 359 дней]22.07.1942 — Семенов И. С., полковник;
24.08.1942 — до конца войны - А. А. Саковнин, генерал-майор авиации.
Боевой составВ разное время в состав 16-й ВА входили следующие подразделения:

228-я штурмовая авиационная дивизия
220-я истребительная авиационная дивизия
291-я штурмовая авиационная дивизия
283-я истребительная авиационная дивизия
284-я ночная бомбардировочная авиационная Новосокольническая дивизия ( преобразована в 284-я истребительная авиационная дивизия)
286-я истребительная Нежинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия
225-я штурмовая Рижская авиационная дивизия
15-я отдельная дальняя разведывательная авиационная эскадрилья
32-й бомбардировочный авиационный полк (преобразован в 32-й отдельный разведывательный авиационный полк)
3-й бомбардировочный Бобруйско-Берлинский ордена Суворова авиационный корпус
315-я истребительная Рижская авиационная дивизия
50-й отдельный разведывательный Львовский Краснознаменный авиационный полк
1-й гвардейский истребительный Минский авиационный корпус
3-й штурмовой Минский ордена Кутузова авиационный корпус
313-я ночная бомбардировочная Бежицкая авиационная дивизия
11-й смешанный авиационный корпус (преобразован в 14-й истребительный авиационный Рижский корпус)
2-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус
113-я бомбардировочная Ленинградская Краснознаменная авиационная дивизия
224-я штурмовая Жмеринская Краснознаменная авиационная дивизия
13-й отдельный авиационный полк ГВФ
214-я штурмовая Керченская авиационная дивизия
187-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк
188-я бомбардировочная Рижская авиационная дивизия
5-й гвардейский бомбардировочный Витебский авиационный корпус
7-й штурмовой Севастопольский авиационный корпус
305-я штурмовая Павлоградская Краснознаменная авиационная дивизия
336-я истребительная Ковельская Краснознаменная авиационная дивизия
13-я отдельная корректировочная авиационная эскадрилья
[править] на 5 июля 1943 года3 бак (ген.-майор авиации Киривацкий А. З.) 6 сак (ген.-майор авиации Антошкин И. Д.) 6 иак (ген.-майор авиации Ерлыкин Е. Е.) 2 гв. шад (полковник Комаров Г. И.)

299-я штурмовая авиационная дивизия — (полковник Крупский И. В.)
1 гв. иад (подполковник Крупенин И. В.) 283 иад (полковник Денисов С.П. ) 286 иад (полковник Иванов И. И.) 271 нбад (подполковник Рассказов К. И.)

Состав на 25.12.1944:
6 шак - 240 самолетов Ил-2, 9 мак - 240 самолетов Ил-2, 2 гв. шад - 120 самолетов Ил-2, 11 гв. шад - 120 самолетов Ил-2, 3 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9, 13 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9, 6 иак - 240 самолетов Як-3, Аэрокобра, 1 гв. иад - 120 самолетов Аэрокобра, 286 иад - 120 самолетов Ла-5, Ла-7, 282 иад - 120 самолетов Як-1, Як-9, 176 гв. отд. иап - 40 самолетов Ла-7, 3 бак - 192 самолета Пе-2, 183 бад - 96 самолетов Пе-2, 221 бад - 96 самолетов Бостон, 9 гв. нбад - 120 самолетов По-2, 242 нбад - 120 самолетов По-2 Всего самолетов - 2384 Из них: штурмовиков - 720, истребителей - 1120, бомбардировщиков - 324, ночных бомбардировщиков - 240.

За успешное выполнение заданий командования несколько соединений и частей армии получили почетные на­именования и были награждены ордена­ми. 19 975 воинов награждены ордена­ми и медалями, 72 летчикам и штурма­нам присвоено звание Героя Советско­го Союза, а А. К. Рязанов и И. Н. Степаненко удостоены этого звания дважды
http://ru.wikipedia.org/wiki/1...%A1%D0%A0)
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Курляндская группа войск.
http://donnica.userforum.ru/viewtopic.php?id=21

15-я воздушная армия

1639-й зенитный артиллерийский полк
1683-й зенитный артиллерийский полк
1685-й зенитный артиллерийский полк
5-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
4-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия
5-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия
14-й истребительный авиационный корпус
185-я истребительная авиационная дивизия
315-я истребительная авиационная дивизия
284-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия
313-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия
214-я штурмовая авиационная дивизия
225-я штурмовая авиационная дивизия
305-я штурмовая авиационная дивизия
336-я истребительная авиационная дивизия
99-й гвардейский разведывательный авиационный полк
187-й корректировочный разведывательный авиационный полк
699-й транспортный авиационный полк
97-й авиационный полк Гражданского Воздушного Флота
87-я ночная бомбардировочная авиационная эскадрилья

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?p=161603
На 1 декабра 1944 года:

2-й Прибалтийский:
Фронтового распоряжения: 1003 санап
15-я Воздушная армия: 14 иак (185, 315 иад), 188 бад, 214, 225, 305 шад, 284,313 нбад, 99 гв. рап, 187 крап, 699 трап, 97 ап ГВФ
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Седляревич В. Боевой Краснознаменный // Гражд. авиация. – 1985. - № 3. – С. 22-23.
Об участии 97-го (13-го) отдел. авиаполка ГВФ в боевых действиях калинин. партизан и в операции “Дети”.
http://www.tverlib.ru/kalinin_war/tvz-biblio-05.htm
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=4806.0;wap2
13-й Отдельный авиационный полк ГВФ (01.04.1943 – 29.11.1944) – см.далее 97-й Отдельный авиационный Краснознамённый полк ГВФ
97-й Отдельный авиационный Краснознамённый полк ГВФ (30.11.1944 – 09.05.1945)

ОБСЛУЖИВАНИЕ:
132-й батальон аэродромного обслуживания 97-го Отдельного авиационного Краснознамённого полка ГВФ (30.11.1944 – 09.05.1945)
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Здесь есть информация:
http://may1945pobeda.narod.ru/perez/gwf1941.htm
Список воинских частей и подразделений
Главного Управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Народных Комиссаров Союза ССР,
входивших в состав Действующей Армии в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.


13 оап ГВФ Отдельный авиационный полк ГВФ см.далее 97 оап ГВФ Отдельный авиационный Краснознамённый полк ГВФ 01.04.1943 – 29.11.1944
______________________________________________________________
97 оап ГВФ Отдельный авиационный Краснознамённый полк ГВФ 30.11.1944 – 09.05.1945
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
В Сталинградской операции были задействованы три особые авиагруппы ГВФ: Московская, Киевская и Связи. На Северном Кавказе, где велись бои за перевалы, совершали боевые вылеты самолёты Северо-Кавказской особой авиагруппы. Они доставляли грузы на самолётах У-2 из Сухуми. К участию в Курской битве, начавшейся 5 июля, были привлечены 62-й гвардейский авиаполк ГВФ, действовавший на Центральном фронте, и 8-й отдельный авиаполк ГВФ (Воронежский фронт). В этой битве участвовали также 13 и 14 отдельные авиаполки ГВФ в составе Брянского и Юго-Западного фронтов.
http://www.aviasouz.com/GA-vov.html
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 963
Алексей Неклюдов

Алексей Неклюдов воевал на Западном фронте, в составе 13-й особой авиагруппы ГВФ. Был командиром звена связи отряда Б-2, заместителем командира отряда Б-3 — подразделения ночных бомбардировщиков. Стал признанным асом ночных полетов. Летчики полка летали на самолетах DC-3 (знаменитых «Дугласах»), Ли-2, ТБ-3, Р-5. Доставляли партизанам оружие, боеприпасы, военное снаряжение, продовольствие, медикаменты. Выбрасывали в тылу врага диверсионные и разведывательные группы, разбрасывали листовки, эвакуировали семьи партизан и спасенных детей из детских домов, поддерживали связь штабов фронта и армии с частями и соединениями. На популярном в то время По-2 наносили бомбовые удары по фашистам. 13-я авиагруппа была задействована в боевых операциях, проводимых в районах Сталинграда, Орла, Брянска…
http://gate.belta.by/7days_plu...enDocument
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈