http://worlddocuments.org/docs/index-159.html?page=65ТКАЧЕНКО С.Н.
партизанам. А всего, по данным музейных фондов, экипаж Ли-2 во главе с Моска-
линой летал в Крым с 25 июня по 26 октября 1943 года, сделал 32 посадки, более
сорока сбросов грузов, освоил 16 августа 1943 г. новую посадочную площадку
«Иваненкова казарма» в северной части нагорья Долгоруковская яйла, привёз с
«Большой земли» командный состав, награды партизанам и новое оружие – назем-
ные установки реактивных снарядов [44, л. 22, 25, 31].
8-й отдельный авиационный полк ГВФ (08.11.1942 – 24.11.1944) назывался да-
лее 23-й отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Бо-
гдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ. Именно звено 5-й эскадрильи этого
полка под командованием И.Я.Нижника совершило беспримерные полёты на поса-
дочные площадки крымских партизан на легкомоторных самолётах типа У-2 и ПР-5
в изучаемый период. В звене были самолёты У-2, С-2 (санитарный вариант У-2) и
ПР-5 (санитарный вариант разведчика Р-5). Пилотами были И.Я. Нижник,
Н.А. Огарков, Л.К. Краснов, В.И. Царевский, В.И. Булгаков, Я.М.Фадеев,
Ф.Мордовец [41, л. 26-27, 29, 31-33]. Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была
сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ. Приказом Начальника ГУГВФ
от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й от-
дельный авиационный полк ГВФ. По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944
полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ [9, с. 30]. Приказом
ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский». Указами
Президиума Верховного Совета от 26.04.1945г. и 04.06.1945г. награжден орденами
Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени. В тыловом отношении
полк обслуживала 16-я рота аэродромного обслуживания 8-го Отдельного авиаци-
онного полка ГВФ (08.11.1942 – 12.04.1943 гг.) – далее 91-й батальон аэродромного
обслуживания 23-го Отдельного авиационного Берлинского орденов Александра
Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полка ГВФ [9, с. 31]. Полк имел в
своём составе четыре эскадрильи легкомоторных самолётов У-2 и одну эскадрилью
транспортных самолётов ПС-41 (СБ), АНТ-9, К-5, ПС-84 (Ли-2). Большую роль
авиаторы авиаполка выполнили при боях за перевалы Большого Кавказа (выполняя
по 12-15 боевых вылета в день для доставки различных грузов в высокогорные рай-
оны и эвакуации оттуда раненых). Одновременно с транспортной работой
8-й оап
ГВФ проводил разведывательные полёты в горах в интересах ВВС Закавказского
Фронта и других штабов [44, л. 6-7, 9]. Количественный состав самолётного парка названных полков пока не поддаётся
точному подсчёту – в крымских архивах таких данных нет, вероятно, закрыта числен-
ность авиатехники и в других специализированных архивах. Однако анализ косвенных
данных позволяет говорить минимум как о 12-15 самолётах Ли-2 (С-47), до десяти са-
молётов У-2, С-2, ПР-5, привлекаемых к полётам в Крым в исследуемый период.
Указанные типы летательных аппаратов принадлежали: Ли-2 (до сентября
1942г. назывался ПС-84, производился в Советском Союзе) и его аналог С-47, изго-
товленный в США и поставляемый по ленд-лизу в СССР, в авиационном обиходе
называемый «Дуглас» – к средним транспортным самолётам; легкомоторные У-2 (и
его санитарная модификация С-2) и ПР-5 – к соответствующим учебным и разведы-
вательным самолётам.