На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Калашникова Р.Б. (г.Петрозаводск) Священники бытописатели Олонецкой губернии середины 19 века. (А.Петропавловский, И.Ивановский, А.Георгиевский)
Выбрать язык▼ Музей-заповедник Кижи Электронная библиотека публикации о музее-заповеднике «Кижи» Музей Кижи авторыметкипоиск → Электронная библиотека → Кижский вестник №8 → Священники бытописатели Олонецкой губернии середины 19 века. (А.Петропавловский, И.Ивановский, А.Георгиевский) Метки текста: Бытописание Духовенство Кижский вестник Олонецкая губерния Калашникова Р.Б. (г.Петрозаводск) Священники бытописатели Олонецкой губернии середины 19 века. (А.Петропавловский, И.Ивановский, А.Георгиевский) VkontakteFacebook
К середине ХIХ века в Олонецкой губернии полностью оформилось одно из сословий традиционного общества — сельское духовенство [1] , а приходские церкви стали духовными центрами округи. Изучение архивных документов и материалов дореволюционной печати второй половины ХIХ века свидетельствует об огромном просветительском потенциале сельского духовенства. Его просветительская миссия состояла не только в том, что, начиная с конца 1830-х годов, церковнослужители Олонецкой губернии стали «безмездно», в собственных домах, обучать крестьянских детей (и делали это несколько десятилетий, вплоть до 1870–х годов). Историческая заслуга церковного причта заключалась и в том, что именно священники и учителя, выходцы из Олонецкой Духовной Семинарии [2] , были лучшими бытописателями крестьянского уклада, традиционной обрядности. От сельских священников, «бок о бок» живших с «предметом исследования», зачастую непосредственно занятых крестьянским трудом, можно было получить детальную и вместе с тем многокрасочную, «объёмную» информацию. Трудами священников были сформированы фонды многих архивов, в том числе фонд Олонецкой губернии Русского Географического общества (С.-Петербург).
Русское Географическое Общество было основано в 1845 году в С.-Петербурге с целью сбора «географических, этнографических и статистических сведений преимущественно в России». В августе 1846 года в Петрозаводск в адрес Его Преосвященства Венедикта, Архиепископа Олонецкого и Петрозаводского, пришло послание РГО за подписью вице–адмирала Федора Литке с просьбой о содействии. «В Архивах Монастырских и Архиерейских библиотеках нередко встречаются описания мест, церквей, монастырей и пр., дневники путешествий, старинныя карты и планы, заметки географическия, энографическия и статистическия. Все сиё, принадлежа к предметам Географического Общества, может служить для него обильным материалом» [3] . Географическое Общество просило Владыку сообщить о рукописях и картах, которые могли сохраниться в Олонецкой Епархии. Полученные сведения Общество намеревалось печатать в своих записках или издавать отдельными книгами. Было бы «желательно, чтоб наибольшее число образованных Русских приняло участие в трудах Общества, ибо в настоящем случае, чем более будет делателей, тем обильнее получится жатва» [4] . 23 сентября 1846 года вышел Указ Олонецкой Духовной Консистории, в котором ключарю Петрозаводского Кафедрального Собора Иерею Антонию Нечаеву предписывалось по третям года доставлять сведения, требуемые Русским Географическим Обществом.
В августе 1853 года ИРГО выслало Архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию очередное письмо, в котором отмечались первые результаты работы: «Особенно теплое и плодотворное сочувствие к трудам общества оказали Архипастыри Православной Церкви, а также вообще лица городскаго и сельскаго духовенства; Общество с особою признательностью может назвать весьма многия, доставленныя ему от членов духовнаго сословия, любопытныя и важныя статьи…» Для более подробного и тщательного описания предлагалась новая уточнённая Программа исследования русской народности, 40 экземпляров которой Общество просило разослать «тем лицам городскаго и сельскаго духовенства… которыя… могли бы доставить Императорскому Географическому Обществу желаемыя сведения» [5] . Программа состояла из множества вопросов, распределенных по разделам: «Наружность», «Язык», «Домашний быт», «Особенности общественного быта», «Умственные и практические способности и образование», «Народные представления и памятники». В Епархии сразу составили списки лиц, которым нужно разослать этнографические программы. В основном списке было указано 37 адресатов, в дополнительном — 18. Надо учитывать, что в своих посланиях к священникам Епархия обязывала их всемерно помогать Географическому Обществу.
Вскоре после рассылки программ Архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий получил 44 рапорта, говорящих о содействии инициативе РГО. Среди первых горячо откликнувшихся был священник Янгозерского погоста Повенецкого уезда Александр Петропавловский: «… я, с горячею любовию принял Ваше избрание, — согласен и с искренним усердием и старанием, — сколько имею сил и средств, готов исполнять желаемое упомянутым Обществом» [6] . В этом же году он выслал в адрес РГО сорокастраничную тетрадь «О происхождении Янгозерскаго погоста» [7] . Кроме того, им была послана двенадцатистраничная тетрадь (без подписи) под названием «Этнографические сведения о жителях приходов Семчезерскаго, Янгозерскаго и Гимольскаго, Повенецкаго уезда», полностью посвященная «корелам» и содержащая уникальные сведения об их языке («Лапиксе»), наружности, жилище, утвари, одежде. Эта рукопись неоднократно цитировалась в работах известных этнографов Карелии Ю.Ю.Сурхаско и Р.Ф.Тароевой. Через два года в 1855 году священник высылает в Географическое Общество ещё 2 тетради (40 и 44 страницы) с сообщением «Этнографические сведения о Янгозерском погосте Повенецкого уезда» [8] .
Рассмотрим несколько подробнее то, о чем автор сообщал только в одной — 44-х страничной тетради. Напомним, что священнику на момент записи было 25 лет, что в состав прихода входило 12 деревень, в том числе: Погоская, Келлоева, Кургила, Совдозеро, Поросозеро, Кудамагуба, Коштомукса. Это были погосты, заселенные карелами по преимуществу. В рукописи приводилось большое число пословиц и поговорок, примет и загадок, описывались животный и растительный мир прихода, климат, местные полезные ископаемые, а также разнообразные занятия жителей (ловля птиц, белок, оленей, лесной сплав, добыча руды и т.д.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Часть сообщения посвящалась церковным праздникам и увеселениям местных жителей. Так, например, автор замечал: «…в самый праздник первым долгом считают сходить в Церковь или Часовню, помолиться Богу и поставить свечу. После Богослужения обед, за которым мужички выпивают и водки. Нетерпеливые не ожидая Богослужения сходив в Церковь и поставив свечу напиваются до обеда… После обеда молодежь — девицы и холостяги в приятную погоду сбираются на нарочитое место, называемое игрище, и начинают петь и плясать. Песни поют по–русски и слаженно, — ничего не понимая. Пляшут по песням и гармонии. Прочих музыкальных орудий нет». «Кроме Праздников молодежь в каждой деревне в Воскресенье собирается в одно место: здесь поют песни, играют шином, столбом, мячком и вертятся. Зимою почти в каждый вечер ходят на беседу в одну избу, а большею частию в ригачу: где поют песни и пляшут. Пожилые мущины играют в рюхи, мячком и в карты–дураки. Женщины посещают ближних и знакомых. — Дети играют: в рюхи, в лодышки, мячком, имушкой, шильцом, в деньги, волкушком, оленем… При споре — в игре — кидают рукавицу. Если рукавица, брошенная на имя подозрительнаго или виноватаго, падает пальцом: то оправдывает его. А если падет затылком: то осуждает. Причем предварительно говорят: Рукавица, рукавица! Скажи Божью правду».
А. Петропавловский приводит примерный годовой расчет жизненных средств на крестьянина с семьей (жена и двое детей) и хозяйством (1 лошадь, 3 коровы, 4 овцы). Среди этих сведений немало любопытных данных. На две мужские души крестьянин каждый год высевает в поле 2 маленки ржи и 8 маленок ярового хлеба, оставив две маленки под пар. Малёнка весит 1 пуд 3 фунта. В лес, на подсеку, высевают 2 маленки (так называемая подсека). За год семья крестьянина из четырех человек потребляет своего хлеба 100 маленок + прикупает 2 маленки или 3 куля муки, расходуя каждую неделю примерно 2½ маленки. Репы за год выращивают до 100 кошелей, в кошель входит пуд и более. Репа — первое кушанье, замечает автор, она заменяет все овощи. Корова стоит 7½ рублей, жеребенок — 5 р., овца — 1½ р., трое дровней — 3 рубля. Лодка делается на 10 лет и стоит 5 рублей серебром. Податей и повинностей государственных за две души крестьянин платит 16 рублей серебром. Праздничное годовое угощение стоит три рубля, на церковь и причт тратится за год — 1 рубль, на щегольство — 8 рублей. Свадьба крестьянину обходится в 10 рублей, похороны — 1 рубль, крестины — 30 копеек серебром.
По требованию Олонецкого Духовного начальства священник в 1850-е годы усердно собирал сведения о раскольниках. Среди 26 сообщенных в РГО примеров есть общеизвестные, такие, как, например, неприязнь к табаку, отдельная посуда или строгие ограничения в пост: «если узнают, что в чашке их был табак, то чашку разбивают. Если кто из православных напьется с чашки раскольника, то чашка оскверняется и должна быть брошена». Бороды и усы раскольники не стригут: «а верховище на голове стригут, оставляя виски». В понедельник не едят скоромного. Есть «скором» в пост хотя бы один день – величайший грех, «неумолимый».
Однако среди заметок о раскольниках есть очень интересные. Священник описывает, как в воскресенье в избе староверы первым делом кадят образа и крест свой ладаном, а потому каждый из них имеет кадельницу. Они строго наблюдают, чтобы никто не умер без ладана, говоря: «…надобно караулить, чтобы без ладану не умер». Поминовение по усопшим совершают следующим образом: «нанесут на кладбище пирогов, которые полагают на верхнюю часть могилы, а сами хвоиною пашут по могиле приговаривая: «Упокой Господи душу рабы (имрек)». Всякое дело, тем более важное, начинают «обварачиваясь по солнцу». О происхождении сект даниловской и филипповской рассказывают следующее: «Данила и Филипп были праведные мужья. Живя между собою согласно, раз поспорили: Данила говорил: Надобно Бога молить за Православнаго Царя; а Филипп сказал: не надобно. – Не согласуясь в этом между собою они разделились: а потому произошли одни Даниловцы, другие Филипповцы». Молятся староверы всегда с листовками или четками. И молятся так, чтобы «листовка была пройдена в каждый день. Когда пройдут листовку, тогда говорят: «…листовку прочел, довольно молиться» [9] . По мнению священника, главными и необходимыми добродетелями раскольники считают: подаяние нищим, невозможность есть скоромное в понедельник, а рыбы во все постные дни, ношение староверческой одежды (у женщин — сарафан–костыч, рубашки с длинными рукавами, похожие на одежду монашескую). Нужно всё время ходить с листовкою, в запасе держать свечи и ладан, в праздничные дни зажигать свечи перед иконою и кадить их ладаном.
Мы рассмотрели малую часть этнографических сведений, сообщенных священником А. Петропавловским. Кто же такой Александр Петропавловский? Из какой он семьи? Как «взросли» его этнографические интересы? Какова судьба священника?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Александр Николаев Петропавловский родился в 1828 году в Вырозерском погосте Повенецкого уезда [10] . Отцом его был приходской пономарь Николай Федоров Петропавловский, поступивший в штат в 1820 году из Водлозерско–Пречистенского погоста Пудожского уезда. Там служил его дед диакон Феодор Алексеев.
Об отце Александра Петропавловского мы имеем следующие сведения: он родился в 1804 году, закончил Каргопольское уездное училище, почти двадцать лет прослужил в Вырозере, затем в 1838 году был перемещен в Великогубский погост близ Кижей и рукоположен во Диакона. Скорее всего был Николай Федоров человеком замечательным. Хотя звание носил почти всю жизнь скромное — диакон. В мае 1848 года Николай Федоров Петропавловский стал Наставником Великогубского сельского училища. Учительской должности остался верным до конца жизни. В 1871 году за обучение детей по должности Сельского Наставника был Высочайше награжден Орденом Святой Анны 3-ей Степени. Получение такой высокой награды — большая редкость среди сельских учителей. В этом же году 67-летний Н.Ф.Петропавловский был рукоположен во Священника к приписной Варваринской Яндомозерской церкви Великогубского прихода, но прослужил там недолго. В 1877 году он вышел в отставку на учительский пенсион (90 рублей в год) и уехал доживать свой век к младшему сыну священнику Стефану Петропавловскому в Кулгальский приход Пудожского уезда. Всего у Николая Федорова и его жены Параскевы Петровой было трое детей: Александр, Александра, 1832 г.р., впоследствии вышедшая замуж за купца города Ревеля, и Стефан, 1835 г.р. Стефан Петропавловский стал известным в Олонецкой губернии священником, Благочинным, а также Духовником для церковнослужителей.
В такой семье вырос Александр, будущий корреспондент Русского Географического Общества. Он женился на дочери пономаря из деревни Кузаранда Алексея Иванова Параскеве Алексеевой, родившейся в 1830 году. Александр Петропавловский служил в Повенецком уезде (Янгозерский и Юштозерский приходы), потом в Петрозаводском уезде (Шуйский приход близ Петрозаводска). Умер рано, от холеры, ему было 38 лет [11] . Похоронен на шуйском кладбище близ церкви. После его смерти вдова Параскева Алексеева с одиннадцатилетней дочерью и трехлетним сыном уезжает к свёкру в Великую Губу. Там она почти 25 лет служит просфирней, проживая при великогубской церкви. Лишь когда её сын Николай получил Леликовский приход близ Сенной Губы, она выехала в Леликово, где до самой смерти жила с его семьёй.
Сын Александра Петропавловского Николай родился в Юштозерском погосте Повенецкого уезда 18 апреля 1863 года [12] . В 1883 году окончил Олонецкую Духовную семинарию. С 1883 по 1890 гг. был, как и дед, учителем Великогубского земского училища. Женился он на дочери толвуйского священника (к тому времени умершего) Василия Герасимова Соловьева Параскеве Васильевой в 1889 году [13] , а 5 августа 1890 г. был рукоположен во Священника к Леликовской Предтеченской церкви и определен законоучителем Леликовской церковно–приходской школы. Он прослужил в этой церкви без малого 30 лет. С началом гражданской войны в 1918 году выехал с семьей в Киев к одной из старших дочерей. Во время Второй мировой войны его дочь Вера вместе с мужем и детьми была репатриирована в Германию, откуда после войны переехала в Америку. Внук Александра Федоровича — Святослав Поллак, профессор Калифорнийского университета, физик–атомщик, — ныне проживает в Лос–Анджелесе. В 2001 году он прислал в музей «Кижи» краткие воспоминания и семейные фотографии. * * *
Ещё одним из многочисленных корреспондентов ИРГО был священник Пудожской градской Троицкой церкви Иоанн Васильев Георгиевский. В ответ на просьбу о содействии Географическому Обществу 24 сентября 1853 года он написал Владыке следующее: «… я по месту своего служения с полным удовлетворением по силе возможности употребить всевозможный труд к пользе Общества желаю, и готов заняться сим предметом, сколько дозволит мне мои силы» [14] . К моменту написания рукописи священнику Иоанну Георгиевскому 50 лет, он уважаемый и известный в Пудоже человек, получавший неоднократные благодарности и награды за свою деятельность. С присущей ему основательностью и тщанием Иоанн Георгиевский начинает собирание сведений, интересующих Общество, и через два года высылает в С.-Петербург 70-ти страничную тетрадь, названную «Этнографические сведения Олонецкой Губернии о Городе Пудоже с принадлежащими к Оному окрестными селениями» [15] . Вскоре в его послужном списке появляется письменная благодарность ИРГО: «в 1856 г. за доставленныя в Императорское русское Географическое общество сведения, объявлена ему от онаго искренняя признательность» [16] .
Рукопись отличает скрупулезность и серьезность исследования. Начинается она с рассказа об истории города Пудожа: «Город Пудож учрежден Императрицею Екатериною Великой в 1785-м году из большаго тут селения. Название свое получил Оный по преданию старожилов от пудовой дуги издревле вытащенной сетями одного рыбака в одном небольшом озере, при коем существовавшие в то время жители дали название своему селению «Кондакова» от слова конда - пуд, а отсюда и самому городу усвоили наименование Пудога…» Автор характеризует местных жителей как русских, потомков новгородцев, и приводит небольшой словарик местных слов, «свойственных дикопоселянам». Так, например, базловать значит щеголять, бачага — это лужа, бабка — десятеричное число ржаных снопов, бахилы — кожаные сапоги, божатка — крестная мать. Волок — дорога, вопить — плакать, загоска — кукушка, курева — падение снега. Казак — работник, лонский — прошлогодний, ляга — скопление грязной воды, грязь. Шишкун — колдун, корба — дикое болото, клить — чулан возле избы. Очень интересны слова, раскрывающие оттенки человеческого облика и характера. Выродок — человек малого роста, а долочня — человек большого роста. Гулень — праздный, гуня — тихий человек. Дрочень — одинокий, детина — молодой, жидомир — скупой, заброда — бродяжий, избрюшник — ненасытный, муня — неопрятный, дюк — праздный ленивый человек. Отёк — ленивый, росказ — болтливый, роззиня — полоротый, соныря — сонливый, стороник — упрямый человек и т.д. [17]
Вслед за рассказом о языке священник переходит к рассмотрению домашнего быта пудожан. Описав крестьянскую избу, подробно останавливается на одежде: «…особенно замечателен праздничный наряд девушек и вообще женщин. Первое достоинство в праздничном порядке для девицы составляет убранство головы и вот в чем состоит оно: Волосы девицы заплетываются на одну косу, которая обвивается шелковыми ленточками разного цвета, коих концы остаются в висячем положении на две и на три четверти; лоб девицы украшается по местному названию, поднизью, низанною жемчугом, простирающеюся от одного уха до другого, а в широте на один вершок, по коей привешивается подзор, называемый короною; в уши вдеваются низанные также жемчугом серьги; Иногда же вместо короны, голова девицы подвязывается шелковою косынкою в виде простонародного названия моды, но только с тем различием, что коса остается не под косынкою, но в висячем положении. Стан девицы украшает штофный или парчевый сарафан, обшитый по подолу золотыми позументами, — по сарафану развиваются концы длинного шелкового пояса: Поверх сарафана одевается штофная душегрейка имеющая в окружности от 18 до 20 сборов, из под которой выказываюся коротенькие белокисейные рукава рубашки. Оконечности рук покрываются бумажными перчатками, а иногда эти перчатки бывают нанковые и простираются до самых локтей и замечательно то, что в них нет перстов, вероятно для того, чтобы можно было видеть на голых перстах перстни и кольца. Из под сарафана выказываются ноги обутые в портные беленькие чулки и сафьянные башмаки разного цвета. Тот же самый наряд принадлежит и замужним женщинам, с тем только различием, что на голове бывает бархатный повойник, называемый в простонародьи цепцем. Зимою этот наряд изменяется только тем, что вместо душегрейки, по сарафану одевается штофная или парчевая фальдистая шубка не длиннее колен; Наряд этот есть общий — Горожанок и Поселянок. Но так как этот полный наряд, по бедности здешних жителей не для всех доступен, то беднейшие из женщин поставляют себе за необходимость обзавестись помянутым головным убором, и потому надобно сказать, что здесь последняя работница (казачиха) непременно имеет жемчужную поднизь, и если не богатую коронку, то по крайней мере в том же формате, штофную или бархатную ленту, называемую здесь подберихою» [18] .
Далее 20 страниц рукописи посвящены описанию свадебного обряда пудожан. Замечательно, что священник приводит многочисленные тексты причетей, исполняемых невестой и вопленицей во время свадьбы. Следующий за свадьбой рассказ о праздниках украшают приведенные тексты пяти плясовых песен и десяти молодежных гаданий. Повествуя о занятиях жителей пудожских приходов, священник особое внимание уделяет описанию заготовки льна как дающей главную прибыль крестьянам. «Круглым числом выпахивается льна на семейство от 10–ти до 30–ти и более пудов, это можно сказать и есть главный источник денежных приобретений всех жителей здешнего края, и только при посредстве его и могут уплачивать казенные повинности. Запашкою льна занимаются мужчины, а выделкою его женщины. Надобно между прочим заметить, что в сем промысле преимущество в выделке льна всегда на стороне Селений окружающих Пудож, нежели в самом Пудоже. Лен высевается вместе с яровыми хлебами около половины Мая, под борону, которою угляживается земля до большей плотности, так что едва знать бывает на полосе копыто лошади. Сряду по выходе его из земли женщины стараются очистить его от всех сорных трав или как они говорят «выполоть». Затем в 1–х числах Сентября, а когда и ранее, лен срывают с земли и связав в снопы, отвозят к рекам и озерам, — и для промочки погружают в воду, где и удерживают его от 2–х до 3–х недель, смотря по надобности. Чтобы узнать, вымок ли лен, берут для опыта, по–местному названию «опыток» из мочища, пясть льна и просушив его отделяют костицу; если вместе с костицею ломается и волокно, то это признак того, что лен ещё не готов; есть ли же костица свободно отделится от волокна — то лен готов. В последнем случае, лен вытащив из воды расстилают на земле на неделю и более, чтобы его промыло росою и дождями, и вместе с тем, чтобы несколько обсохнул. — Затем для окончательной обсушки сваживается в топленые овины, где просушив его, отделяют от костицы. После сего лен идет уже в продажу. Продаваемым льном с Пудожского уезда снабжаются все уезды Олонецкой Губернии и сверх того значительное количество онаго отпускается в Архангельскую Губернию и в С. Петербург. В зимнее же время женщины занимаются заготовкою холста тоже в большом количестве и хорошей доброты».
Иоанн Васильев Георгиевский — дьяческий сын — родился в 1805 году, обучался сначала в Каргопольском Духовном уездном училище, возможно, вместе с отцом Александра Петропавловского, а потом в Новгородской Духовной Семинарии. В 1828 году он был рукоположен во Священника Шальского погоста Пудожского уезда церкви Преображения Господня, а через год по прошению к Пудожской Троицкой церкви. У него было много обязанностей: член оспенного и тюремного Комитетов, увещеватель раскольников и т.п. В 1843 году Иоанн Георгиевский по собственному желанию, был командирован во флот, где находился на фрегате «Венус» в течение нескольких лет. Все священнические документы характеризуют его поведение как «очень хорошее». Жена Мария Васильевна была младше его на 4 года, «грамоте не учена». Сын – Василий, 1837 года рождения [19] . По окончании Олонецкой Духовной Семинарии Василий Георгиевский в 1860 году был рукоположен во Священника Каргопольского Христорождественского Собора, а в 1862 году определен законоучителем в Каргопольское Приходское градское училище и переведен в Предтеченский приход города Каргополя к церкви Спаса Нерукотворного. Жена его — Анастасия Антониева, 1842 года рождения, «читать и писать умеет», малолетние дочери — Мария и Александра [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru] * * *
Посланные в 1850-е годы в ИРГО рукописи священников описывали с этнографической точки зрения практически все уезды Олонецкой губернии, кроме Каргопольского. Возможно, часть рукописей не дошла до Географического Общества, но была опубликована в периодической печати [21] либо «осела» в рукописных фондах музеев и библиотек. Среди таких примеров — рукопись священника Каргопольской Градской Предтеченской церкви Иоанна Матфиева Ивановского 1860–1861 гг. [22] Материал составлен из подробных ответов на вопросы Программы РГО и адресован Благочинному г. Каргополя Христорождественского Собора Протоиерею Василию Яжелбицкому. В своем сообщении автор описывает наружность каргополов, их домашний быт, умственные и нравственные способности и образование, рассказывает о народных преданиях и памятниках, ремеслах и занятиях (земледелие, скотоводство, садоводство, пчеловодство, рыболовство, извозничество, бурлачество, сбор ягод и грибов и т.д.). Среди разнообразных этнографических материалов имеются очень интересные подробности о свадебных обычаях, народном веселье и праздничном костюме. Так обрисовывает священник отец Иоанн Ивановский праздничное платье мужчин и замужних женщин: «Платье мужское в Городе у купцов и мещан праздничное синяго сукна и суконные или плисовые панталоны; зимою сверху оных тулуб на бараньем или на беличьем или на лисьем меху, крытый сукном или нанкой, имеются также и енотовыя шубы… У крестьян платье мужское праздничное, синий кафтан или полукафтаны и сверху оных старый армяк на распашке. Зимою вместо армяка тулупы бараньи покрытые нанкой или сукном синим, панталоны, суконные, плисовые или пиковые, на головы шапки или фурашка, на головы сапоги… У женщин: …парчевые, шелковые и ситцевыя сарафаны, коленкоровые или кумачные или ситцевыя русския рубашки, на шее платки или бамажные, или шелковые; на передники или фартуки длинные: коленкоровые и ситцевыя; на голове у женщин здерихи, которые попереди делаются в виде конскаго копыта, на верх которых окручивается сорока или из какой–либо материи или из белаго кружева или кокошника вынизанные жемчугом или бусами; а у девиц перевяски из широких гасов, золотых, полузолотых мишурных; в косу распущенную сзади сплетается или привязывается широкая долгая лента шелковая; сверху оных здерих или перевязок надевается большой плат или шелковый или бумажный, на ногах башмаки. Ситцевый сарафан называется ситцевик, штофный сарафан — штофник, парчевый — парчевник. Зимою сверх сего платья надеваются шубы или ватныя, или меховыя, крытыя синим сукном или нанкою. У женщин прежде бывали да иные есть хотя редко сукманы, сделанные из домашняго сукна, окрашеннаго в красную краску, вывариваемую из матурнаго коренья, они шьются также, как и сарафаны». В дальнейшем, рассказывая о современных особенностях общественного быта, автор добавляет: «Кокошники вместо жемчугу ныне вышиваются бусом, впрочем кокошники и здерихи вовсе вывелись в городе, а носят оные одни только крестьянския женщины; Повязки на голове носят также одни только деревенские девушки, а городовые носят гребенки» [23] . Описывая праздники, священник замечает: «Праздники в городе в приходе главный Иванов день 24-го Июня, а в деревнях Иоанну Златоусту и Фролов день, впрочем о праздниках особенностей никаких не бывает. В городе веселятся: ходят друг к другу в гости на обеды, вечера и ужины и угощаются кофием, чаем, винами и приятным десертом, играют господа и купцы в карты, а кавалеры и дамы танцуют под орган; а мещане с девицами играют…» Среди молодёжных игр, названных автором («в соседи», «по трое», «в веревочку», «городом»), рассказывается и об игре «ковром», исполняемой чаще на свадьбах: «…сперва мущина берет девицу и ходит по комнате приплясывая, а девицы и молодцы поют песню: девушки пива наварили, зелена вина накурили; за ковром послали и прочее, песня кончается, кого я люблю, того я возьму, за собой поведу; и ходившая девица берет молодца, какого хочет и ведет за собою, и песня опять поется снова; и таким образом наберется пар десять и 15-ть, и когда в одной комнате не помещаются, то переходят в другую и третью комнату; а если в доме кругом комнаты, то ходят по всем комнатам кругом, поют ту же песню и пляшут» [24] . Рассказывая о заветах, которые делают крестьяне, священник упоминает часовню Ивана Волосатого, славящуюся своим действием: «Для купанья в означенной часовне приходят люди издалека, даже и зимою, почитая воды из источника целебными. В нынешнюю Зиму в конце Февраля приходила женщина с Кленова верст за 60-т и отслужила в нашей Предтечинской церкви молебен Иоанну Предтечи, а потом отправилась в означенную часовню Ивана Волосатого окупаться, сказывая что был такой завет положен» [25] .
Священник Иван Матфиев Ивановский, автор цитируемой рукописи, сын пономаря Ухотского прихода Вытегорского уезда Матфея Ивановского, родился в 1816 году. После окончания Олонецкой Духовной Семинарии 25 декабря 1839 года был рукоположен во Священника города Каргополя к церкви Рождества Иоанна Предтечи. Поначалу священническая судьба его складывается успешно. С 1846 по 1862 гг. он одновременно с церковным служением был увещевателем подсудимых в Каргопольском уездном суде, в 1853–55 гг. – временным присутствующим в Каргопольском Духовном правлении. Пять лет – с 1857 по 1862 годы – прослужил законоучителем Каргопольского градского приходского училища. В 1862 году его увольняют от священнической должности г. Каргополя и отправляют в Лепшинский приход Каргопольского уезда. На момент написания рукописи он вдов, имеет двух сыновей — Александра и Илию, обучающихся в Каргопольском Духовном уездном училище. Его мать, вдова пономаря Матфея Ивановского, живет в семье брата – дьячка Ухотского прихода Вытегорского уезда Василия Матфиева Ивановского.
Из значительного числа корреспондентов Императорского Русского Географического Общества мы выбрали трёх священников, служивших в середине ХIХ века в Повенецком, Пудожском и Каргопольском уездах Олонецкой губернии. Это было время стабильного существования традиционного крестьянского уклада, ещё не испытавшего на себе сильного влияния городской культуры. Священники сумели запечатлеть этот момент, ярко, с обилием деталей, обрисовав повседневную жизнь крестьян и мещан, занятых крестьянским трудом (даже череда многочисленных праздников считалась делом обычным). Сбор материалов, предпринятый священниками по требованию Епархии и не осознаваемый ими как некая научная деятельность, привел к созданию богатейшего фонда этнографических материалов, который будет полностью проанализирован и по достоинству оценен, видимо, исследователями ХХI века как замечательный вклад российского духовенства в российскую этнографическую науку. Семья Ефремовых. Д. Лахта. 1910-е гг. Слева от матери дочь АннаСемья Ефремовых. Д. Лахта. 1910-е гг. Слева от матери дочь АннаЧасовня Положения Пояса Пресв. Бог. в д.Кургеницы. 28.02.1943 г. Л. Петтерссон. № 13867/46Часовня Положения Пояса Пресв. Бог. в д.Кургеницы. 28.02.1943 г. Л. Петтерссон. № 13867/46Дом в д. Кургеницы. 28.02.1943. № 13867/47 294Дом в д. Кургеницы. 28.02.1943. № 13867/47 294Часовня Кирика и Улиты в д. Воробьи. 1980-е гг.Часовня Кирика и Улиты в д. Воробьи. 1980-е гг.Анастасия Федоровна Ковина с дочерьми Александрой (слева) и Марией (в замужестве Широковой). 1950-е гг. НВФ 13911Анастасия Федоровна Ковина с дочерьми Александрой (слева) и Марией (в замужестве Широковой). 1950-е гг. НВФ 13911Семья Клиновых из д. Клиново. 1930-е гг. Слева Клавдия Егоровна (урожденная Ковина)Семья Клиновых из д. Клиново. 1930-е гг. Слева Клавдия Егоровна (урожденная Ковина)Григорий Маньшин. 1940-е гг. (муж Александры Ковиной)Григорий Маньшин. 1940-е гг. (муж Александры Ковиной)Семья Маньшиных из д. Маньшина. 1910-е гг.Семья Маньшиных из д. Маньшина. 1910-е гг.Ольга Григорьевна Куделина (Серова) с детьми. 1950-е гг.Ольга Григорьевна Куделина (Серова) с детьми. 1950-е гг.Алексей Титович Серов (справа) с женой и родственниками. 1920-е гг.Алексей Титович Серов (справа) с женой и родственниками. 1920-е гг.Григорий Титович Серов с женой и дочерью Ольгой. 1914 г.Григорий Титович Серов с женой и дочерью Ольгой. 1914 г.Дом в д. Мальково. 1980-е гг.Дом в д. Мальково. 1980-е гг.Часовня Петра и Павла на Волкострове. Д. Насоновщина. 1943 г.Часовня Петра и Павла на Волкострове. Д. Насоновщина. 1943 г.Окно в резном наличнике. Дом Елупова, д.Ерснево. 1980-е гг.Окно в резном наличнике. Дом Елупова, д.Ерснево. 1980-е гг.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаамия Хутынского, д.Подъельники. 1980-е гг.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаамия Хутынского, д.Подъельники. 1980-е гг.Священник М.А.Русанов. 1914 г.Священник М.А.Русанов. 1914 г.Дети священника Русанова. В верхнем ряду справа М.М.Русанова. 1950-е гг.Дети священника Русанова. В верхнем ряду справа М.М.Русанова. 1950-е гг.
[1] Мы имеем в виду и священников небольших городков. [2] Среди учителей до середины 1870-х годов подавляющее большинство (101 из 118, или около 90%) являлось выпускниками духовной семинарии. См.: Афанасьева А.И. Сельская интеллигенция Олонецкого края во второй половине ХIХ - начале ХХ веков // Международной научная конференции по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера "Рябининские чтения-95": сб. докладов. Петрозаводск, 1997. С.287-288. [3] НА РК. Ф.25. Оп.2. №4/65. Л.1 (О поручении ключарю Антонию Нечаеву собрать географические и этнографические сведения). [4] Там же. Л.2. [5] Там же. Л.4. [6] Там же. Л.51 (Рапорт от 15 сентября 1853 г.) ( В цитатах здесь и далее сохранены орфография и пунктуация подлинника). [7] Рукопись основана на древних актах и народных преданиях. Они рассказывают о заселении края выходцами с Чудозера, о войне со шведами в начале 18 века, о "панах" литовских и их кладах. Приводятся документы об основании церкви и прихода, о числе жителей и их пашен в 18 в., о появлении староверов и их самосожжении и др. [8] Архив РГО. Р.25. Оп.1. №№ 4, 22, 34. Принадлежность рукописи без подписи А.Петропавловскому подтверждает тот факт, что в ответ на "репорт" священника Преосвященный Аркадий предлагает ему дополнить данные по Янгозерскому погосту данными по погостам Гимольскому и Семчезерскому: "Священники сих мест, надеюсь, окажут вам доброе содействие в собирании сведений" (см. сноску №6). [9] За подавшего гривну должны пройти 8 Листовок (замечание на полях). [10] НА РК. Ф. 25. Оп. 22. № . Л. 365 (Метрические книги Петрозаводского и Повенецкого уездов за 1828 год). [11] Там же. №248. Л.615-616 (Метрическая книга Петрозаводского уезда за 1866 год). [12] Там же. Оп.25. №73. Л.699-700 (Метрическая книга записей о рождении, браке и смерти Повенецкого уезда за 1863 г.). [13] Там же. Оп.22. №396. Л.427-428 (Метрические книги Петрозаводского уезда за 1889 год). [14] О поручении ключарю Антонию Нечаеву собрать... Л.93. [15] Архив РГО. Ф.25, оп.1, №30. [16] Клировые ведомости по благочинию Протоиерея Иоанна Звероловлева... л.6. [17] Ударение здесь и далее обозначено жирным шрифтом. [18] Авторский знак - курсив - приведён в статье для удобства прочтения диалектных названий. [19] НА РК. Ф.25. Оп.12. №8/1. Л.5-6 (Клировыя ведомости по благочинию Протоиерея Иоанна Звероловлева за 1856 г.). [20] Там же. №28/3 (Формулярные ведомости г. Каргополя и уездов Карг., Выт. и Пуд. 1863). Дальнейшая судьба этой семьи нам пока неизвестна. [21] Как, например: Св. Александр Мегорский. Свадебные обряды Пудожского уезда Ундозерского прихода // ОГВ. 1853. №2. [22] Рукописный отдел Каргопольского музея, КП № 10538. [23] Там же. С. 7-8, 68-69. [24] Там же. С.48. [25] Там же. С.32. В Каргополе до сих пор сохранился источник Ивана Волосатого.
// Кижский вестник №8 Ред. И.В.Мельников Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003. 270 с.
Здравствуйте. Ищу любые сведения о моих предках: Новожилов Фёдор Афанасьевич. Его отец Новожилов Афанасий. Его жена Ксения Сайжина или Шайжина ( дочь священослужителя). Жили: Рахкова гора,Кудома, Анхимово Вытегорского погоста.
Ф. 4, оп.18, д.45/431 Ревизские сказки Каргопольского уезда Александро-Ошевенского монастыря и находящихся при нем служителях, их женах и детях обоего пола 1816 на 10 листах
Л.2об 1. Подьячий Иван Иванов 23 27,ИИ жена Федосья 20, ИИ братья Григорий 10 – перемещен в Ошевенскую вотчину в д.Борок? в крестьянство в 1815 и Федор 3 7 2. Иван Иванов Полянин 36 40… 3. Иван жена Домна 35, дочь Параскева 10 5. Андрей Никифоров Харитонов 22 26.. 6. Макар Козьмин Черепанов 22 26.. 7. Федор Иванов Попов 13 17.. 8. Иван Матвеев МушницСкий?? 53, сыновья Николай 14 18 и Яков 3 перемещены в Ошевен вотчину в крест в 1815 * Петр Иванов Пригодин 39 перем д.Боронь в кр
Л.8об Успенский монастырь 1. Иона Тиханов 33 37.. 2. Андрей Трофимов Шулепов 29 33.. 3. Захар Никитин Кудрин 24 28..
Кожевникова Ю.Н. Священно-церковнослужители Александро - Невской церкви. Священник Иаков Васильевский (с 31.01.1826); Священник Василий Зверев (с 13.02.1843); Протоиерей Трофим Звероловлев (с 06.08.1847); Протоиерей Александр Надежин (с 28.02.1846, являлся настоятелем более 34 лет); Протоиерей Адриан Благовещенский (настоятель в 1882); Протоиерей Михаил Рыборецкий (с 17.12.1880, настоятель); Священник Василий Нименский (с 19.12.1882); Священник Петр Охотин (с 15.03.1894); Протоиерей Андрей Братолюбов (1910-е); Иеромонах Иоанн Братолюбов (1910-е); Священник Павел Герасимов (нач.20 в.); Протоиерей Василий Хазов (1920-е, настоятель); Священник Георгий Гумилев (1920-1923); Протоиерей Викентий Красов (1919); Протоиерей Иоанн Дроздин (1924); Священник Феодор Молчанов (1924).
Диакон Иоанн Гиляранский (с 08.02.1820); Диакон на вакансии дьячка Иоанн Замошский (с 04.11.1851); Диакон на вакансии псаломщика Петр Миролюбов (с 09.02.1865); Диакон на вакансии псаломщика Николай Смирнов (с 15.03.1876); Диакон Иоанн Благовещенский (с 19.05.1886); Диакон Андрей Тихомиров (с 07.06.1888); Диакон на вакансии псаломщика Василий Соколовский (с 6.11.1888); Диакон на вакансии псаломщика Николай Первенцев (с 25.07.1893); Диакон Тимофей Петровский (н.20 в.); Диакон Константин Мизеров (1920-е).
Дьячок Феодор Афанасьев (с 10.11.1800); Дьячок Николай Романов (до 1857); Дьячок Иоанн Перский (с 12.10.1857); Пономарь Евсигний Аменов (с 13.09.1828); Пономарь Петр Шабров (с 29.007.1846); Пономарь Павел Покровский (с 18.04.1849); Пономарь Андрей Веселовский (1864-65); И.о. псаломщика Николай Климовский(1881); Псаломщик Виктор Воздвиженский (с 30.07.1882); Псаломщик Петр Устьвольский (с 22.02.1887); Псаломщик Константин Дорошин (с 04.1897); Псаломщик Петр Рождественский (1910 - нач. 1920-х)
В тех местах жили ШАЙЖИНЫ Михаил(1810г.р)и Мария(1812г.р),у них был сын Семеон (1850г.р) и дочь,может как раз речь о Ксении.Она была учителем.До затопления Волго Балтом деревень многие перенесли свои дома в д.Анхимово.поэтому у нас много Новожиловых.Узнаю про корни Федора Афанасьевича.Есть статья в сети ШАЙЖИНЫ,ДИНАСТИЯ СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛЕЙ,ПЕДАГОГОВ,
Архиве внешней политики Российской империи ф. 161 Санкт-Петербургский Главный архив Д. 37. 1867 г . О помещении детей певчего Копорского в учебные заведения.
Вышла книга Православные приходы Пряжинского района по материалам НА РК автор: Велеславова Ирина Николаевна Приход Покрова Богородицы п.Пряжа 2016
Ведлозерский приход (Николаевская и Ильинская церковь) Церковь Св Пророка Божия Ильи - в 1990 на срдства Петрозаводского и Петербургского 1ой гильдии купца Григория Павловича Зизерина ...
Михаил Андреев, Николай Артемьев, о. Иланн Иоаннов Беляев, о.Виктор Братолюбов, о. Косбма Федоров, о. Иван гедевский, Иван иванович Горский, о. Косьма Евфимов, о.Михаил Знаменский, Амос Иванов, Евгений иванов, иван Иванович Ильинский, о.Федор Кузьмин, о. Иоанн Логиневский, о. Андрей Малинин о. Петр Малинин, о. Иоанн Мегорский, .о. Николай Мегорский, Михаил Митропольский, Матвей Морошкин, Николай Матвеевич Морошкин, Иоанн Никитин, Андрей Стефанович Николаевский, Иван Андреевич Николаевский, о. Федул петров, Федор Андреев Пименов, л. 35 о. Иаков Попов Священник Ведлозерской церкви (сл с 05.02.1856-1858) Родился в 1831г. Пономарский сын. В июле 1853 закончио ОДСеминариюс атестатом 2 разр. С Сентября 1853 по 05.09.1855 состоял наставником в Оштинском сельском училище Лодейнопольского уезда. 05.02.1856 архиепископом Павлом рукоположен в священники Ведлозерской церкви. Был зятем заштатному священнику о.Косьме Феодорову (Ведлозерскому), Родион Семенов, Антон Петров Скворцов, о. Павел Скворцов, Петр Иванович Скворцов, Павел тванович Соловьев, о. Андрей Федоров, о. Семен Феодулов, Иван Васильевич Флеренский. Церковные старосты и просфирня: Наталья Елисеева Модестова, Михаил Иванов, Ирина Логинова, Анна ивановна Минорская, Иван Никитин, Пелагея Никонова, иван Федоров, Иоанн терентьев
Виданский приход (Николаевская и Преображенская) Священнослужители, Иоанн Акимов, Михайла Андреев, Александр Баженов, Марк Романов Виноградов, Александр Волокославский, Алексей Добряков, Егор Епифанов, Симеон Иванов, Тит Иванов, Иван Михайлов Ивановский, Архип Исидоров, Мина Лазорев, ... О. Александр Баженов. Священник Виданской церкви (служил в приходе с 25.06.1867-1871) Родился в 1840. Сын пономаря Виданской церкви в 1819- 1821 гг, затем пономоря и дьякона Шуйской церкви Иоанна Акимова. Закончил в 1861 году ОлДухСем с аттестатом 2 разряда. 18.09.1861 рукоположен..во священники Святозерской церкви. 21.06.1866 назначен депутатом во 2 Благочиние Петрозаводского уезда. с 25.06.1867 по 1871 служил священником Виданской Николаевской церкви, затем...переведен к Шуйской РБ церкви на эту же должность. С открытием в Шуйском приходе в 1874 годк училища назачен законоучителем. Награжден знаком священнического отличия: 13.08.1871 - набедренником "за заботливость при исполнени Виданской церкви". 15.04.1878 - бархатной фиолетовой скуфьей. ......В 1874 был вдов. В 1883 проживал при самостоятельной РБ церкви, имел дочь Анну (1864) грамотную. Сын Петр Баженов в 1907 подал прошение на должность псаломщика Виданской церкви Константин Михайлов Лесков (16.05.1883). Родители Михаил Семенович - псаломщик Пудожской градской Троицкой церкви, в последствии священник Корбозерского прихода. Закончил Каргопольское духовное училище и ОлДухСеминарию (1898-1904). Определен псаломщиком Виданской церкви 30,01,1907 и Евдокия Васильва. Иван Матфеев, Панфил Минин, Тихон Минин, Трофим Миронов, про о.Михаила Муравьева Священника Виданской церкви (сл с 1771года) Родился в 1826г. Ляконский сын. В 1847 заончил ОлДухСем...в 1872 перемещен в Марциальноводский приход.....Жнгп Пннп Апсильева 1829гр Дети: Иоанн Муравьев В 1789 3 младших Стефан 1856 - в ОлДухСем, Александр 1862 - Ладвинское сел учил, Павел 1866 учился дома ... Василий Островский, Михаил петров, Корнилий Петрович Пономарев, Стефан Корнилович Пономарев, Филип Корнилович Пономарев, Алексей Матвеевич Почезерский, Алексей Федорович Преображенский, Василий Савойский, Павел Семенов, Николай Скворцов, Иоанн Смирнов, Жанил Степанов, Николай Суперанский, Георгий Трифанов, Александр Васильевич Фомин. Церковные старосты и просфирин: Февронья Архипова, Матрона иванова, Николай Лукин, Михаил Спиридонович Рябоев, Рябоева,Петр Тимофеев, Николай Григорьевич Фарков.
Кинелахтинский приход Алексей Константинович Вешкельский, Александр Иванович Надеждин, Петр РЯбков, Церковные старосты: Василий Гиппиев, Иван Стефанович Леонтьев
Колатсельгский приход Василий Николаевич Ладвинский, Федор Христафорович Молчанов, Александр Мудролюбов, Василий Остроумов Церковные старосты: Алексей Осипович Евсеев
Крошнозерский приход Василий Преображенский, Алексей Александрович Фомин (05.10.1855 в Юшкозерском приходе, После окончания 2 класса ПетрДухУч занимался сельскими работами. в 09.1885 определен псаломщиком Вешкельской Покровской церкви, в 1895 Салменижской, в 1896 в Крошнозеро. Жена Елена Павлова (1846гр) дочь пономаря. В семье было 3 сына, которе родились в Вешкельском приходе Феодор (12.06.1881) зак ПетрДухУчил находился в монастыре, Андрей (15.08.1883) зак ПетрДухУчил - в Никифоровскую пустынь. Петр (24.06.1887) зак КрошнЗемУчил ЦСП: Михаил Максимов Мария Павлова Фаворитская
Лахтинский приход Павел Христофорович Молчанов Алексей Матвеевич Почезерский о. Иоанн Успенский ЦСП: Ерофей Иконников ( жена Наталья Иванова (18,08,1877 г.П), теща Анна Константинова Рыбакова (1854гр), прож в 1898)
Пряжинский приход о. Федор Васильев, (сын Павел Пряжинский (1809) пономарь Сямозерского погоста, 6 детей, мл сын о. Иоанн Пряжинский священник в Вещкельском погосте), 3 дочери о. Тимофей Велеславов (его дед и прадед - в Толвуйском, ........ Окончил ОлДухСем 1851, священник в Пряжинской ц. Мунозерской, Пряжинской. Вся семья помещалась в маленьком домике рядом с церквью. Юедность была такая, что 2 сыновей продал оллнецким купцам в СПб в подмастерье. Ивана убили утюгом, а Евфим служил у генерала Романова, после рев вернулся в Пряжу и прожил до 1965г) Аврам Стефанович Вешкельский Михаил Матфеевич Воронов (после Пряжи служил в Святозере) Антон Гаврилов, Сергей Григорьев, Георгий Гумилев, Иван Матвеевич Гумилев, Зотик Дьячков, Антон Евфимов, о. Вечеслав Лесков Дьякон Пряжинской Покровской церкви с 10.1900 по 1904 Иоанн Лоянский, Андрей Лукин, Стефан Любимский, Григория Дмитриевич Любославский, Николай Печниковский, Виктор Пономарев, Захар Исаевич Рыболовлев, (.род 1834, Хак ПетрДухУч в 1858, в Уножскую церковь, Петрозаводск звонарем, Янгозерский прих, пономарь в 1870, ид псаломщика Гимольской церкви, пономарь Пряжинской в 1880, .жена его Анисья Владимировна (Васильева) Рыболовслева (30.12.1840), после смерти мужа - просфирня в Сямозерском приходе (1898). 5 сыновей Василий Захарович (01.01.1860) крест, Петр (13,06,1863) оконч Гимол уч псаломщик Вешкельского прихода, Иоанн Захарович Рыболовлев (29.08.1869) ПетрДухУч Священник Муромского прих, его жена Мария Иванова Скворцовадочь Сямозерского свящ. Стефан Захарович (02.08.1874) дьякон Митрофановского кл в СПб) Никита Успенский, о. Василий Фаддеев, Иоанн Федоров, Матфей Федоров, о. Иоанн Флоренский, Захарий Иванов Фортунатов пономарь Пряжинского прих (12,03,1825-1827), о. Николай Николаевич Цветаев ЦСиП: Семен Богданов, Осип Власов,Тимофей Зайцев, Венедикт Киккиев, г.Петунов, Григорий Федоров, Мария Иванова Флеренская, Меланья Яковлева.
Салменижский приход (Ильинская, Петропавловская, Преображенская, св.Василия) Ближйшими к приходской церкви были Сямозерская Богоявленская 22, Ведлозерская Николаевская 23, Вешкельская Покровская 30, Расстояние до консистории 105 верст. Василий Николаевич Алексеев, о. Петр Альбинский, о. Федор Альбинский, Дмитрий Яковлев Беляев, Яков Беляев, Алексей Константинович Вешкельский, о. Иоанн Власов, о. Иоанн Григорьев, л. 115 Петр Федоров ДАМАНСКИЙ - Пономарь Салменижсой церкви. Служил в приходе в 1826-1864. Как пономарь показан в документах 1826,1839,1842, 1864 Мина Евсеев (Евгениев, Евстигнеев), Иоанн Еофеев, Евстигней Иевлев, Максим Иванов, Тимофей Иконников, Федор Корнилов,Андрей Малинин, Константин Михайлов, Федул Михайлов, о. Маьфей Морошкин. Иоанн Островский, Петр Островский, Иоанн Покровский, Василий Преображенский, Филипп Семенов, Андрей Стефанов, Иоанн Ухотский, Антон Фаворитский, Афанасий Евсеев Фаворицкий, Павел Фаддеев, Тимофей Феодотов, Архип Федулов, Иван Федулов, Яков Федулов, Ерофей Яковлев ЦСиП: Федор Афанасьев Андреев, Мария Николаевна Беляева вдова Иоана Беляева, Ангелина Евсеева (), Леонтий Евфимов, Мария Павлова Фаворитская , Настасья Федорова
Святозерский приход (Никольская, Ильинская, Власиевская) о. Александр Баженов, Евфим Васильев, Павел Васильев, Тимофей Велеславов, Петр Стефанов Вешкельский, Михаил Матфеев Воронов, Григорий Герасимов, Василий Григорьев, Тимофей Иванов, Александр Ивинский, Федор Ильинский, Антоний Кипреев, Степан Куликовский, Василий Лебедев, о.Феофилакт Лесков сын пономаря Адриана Григорьева Лескова из Пряжинской церкви, жена Евгения Васильевна Дочь ОЛьга вышла замуж за св.сыана Михаила Дмитриева Георгиевского (20.10.1860 Остреч прих), сын Николай (29.10.1871-05.11.1915) - стал известным человеком.. о.Григрий Любославский, Михаил Миролюбов. Адроник Михеев, о.Федор Михеев, о.Григорий и Иоанн Надеждины, Федор Николаев Образцев, о. Василий Остроумов, Павел Иванович Павлов, Петр Владимирович Погорский, о. Владимир Петров, л.148 О. Андрей Пономарев. Священник Святозерской Николаевской церкви. Родился в 1878. Место жительство в 1930-е с.Святозеро. Подвергся репрессиям в 1930 гг.Мог быть сыном святозерского священника о. Иоакима Пономарева, л.148 О.Иаков ПОНОМАРЕВ . Священник Святозерского прихода (служил в приходе в 1899-1904 году). Баллотировался в депутаты на Олонецкий Общеепархиальный съезд Духовенства на трехлетие с 1900 по 1902 год. В 1904 также занимал священническое место в Святозере. Мог иметь сына священника о.Андрея Пономарева, проживавшего в 930-е гг в с.Святозеро и репрессированного Советской властью Николай Романов, Филимон Тимофеев, Матфей Федоров, о. Михей Федоров, о. Иоанн Ухотский, Иов Егорович Форсинонов УСиП: Алексей Артемьев, Алексей Вешкельский, Василий Триффонов Воронов, Марфа Иванова, Анна Касьянова, Евдокия Степанова, дарья Федрова,АЛексей КУзьмич Филатов, Петр Алексеев Фомин .
Сямозерский приход (Богоявленская, Успенская, Петропавловская, Михайловская, д.Эссойла) О. Федор Амассийский Священние Сямозерской церкви (служил в приходе с 1870 г) все Егор и Иван Андреевы Щегловы, Иоанн, Филипп и Иуда Вороновы, о. Иоанн Гедевский, Антоний и ИоаннГригорьев, Филипп Матвеевич Гумилев, о. Иоанн Деплоранский Священник Сямозерской церкви (с 1822-1825). Родился в 1797. Сын сямозерского священника о.Федора Дмитриева. В Новгородской семинарии прошел полный курс обучениям накувм словесным, философским, Богословским, математическим и историческим, сзыкам Латинскому, Греческому, немецкому, Еврейскому. В 1822 рукополоден во священника Сильвестром, Епископом Старорусским .... Поведеня Похвального и трезвенного. Все священнические обязанности знал и выполнял хорощо, был к чтению поучений очень способен. В 1825 году с женой Стефанидой Петровой (1796гр) имел дочь Татьяну (1822гр). В это же время с ним проживала его мать Ирина Филиппова (1762гр), поведения хорошего и честного, вдова умершего к тому времени мвященника о. Федора Дмитриева о. Федор Дмитриев, Андрей Иванов, Стефан Июдин, Макарий Крючков, Тихон Куйский, Андрей куин, Петр Лавров, Григорий Макаров, Прохор Максимов, Михаил Миролюбов, Петр Молчанов, Иван Васильевич Назаретов, Федор Степанович Покровский, л. 169 о. Иоанн Попов, Дьякон Семозерской церкви (служил в приъходе с 18.11.1839-1883) Родился в 1822 Священический сын. Закончил низшее отделение Каргопольского Духовного училища 18.11.1839, по прошению определен в Сямозерский пр, в должность пономаря. 23.04.1840 получил благословление СВ.Синода за содействие в обучении поселянских детей. Обучал детей и в последующие годы довольно хорошо. 25.0.1843архиепископом Венедиктом посвящен в стихарь. Рукоположен в диакона епископом Олонецким Павлов 30.05.1882, но в 1883 продолжал состоять н длжности псаломщика. По характеристике начальства в 1883 г "читае, поет, устав и катихизис знает хорошо; поведения очень хорошего" (нарк ф. 25, оп. 20, д. 26/267), Был связан родственными узами с другими членами причта:являлся кумом священнику о.Александру Шуйскому изятем просфирни Ивановой. В семействе имел жену Пелагею Иванову(1823гр?), дочь сямозерского дьяконв о.Иоанна Щеглова. Известны 4 детей: Александр (1845),Евдокия (1847), Петр (1850), Василий (1857), Василий пользовался почетным гражданством и в последствии записался в крестьяне Сямозерско-Кунгозерского об-ва в д.Погоской. Проживал в доме отца Павел Федорович Пряженский, Капитон Романов, Иоанн Рыболовский, Иоанн Скворцов, Василий и Иван Феодоровы, Иван Филиппов, Алексей Шуйский, Георгий Андреевич Щеглов, Иоанн Щеглов, Андрей Яковлев. ЦСиП: Матрена Антонова, Ирина Никитина Воронова, Ольга Ивановна Гедевская, Анна Ивановна, Еремей Васильев Макаров, Анна Никитина, Анисья Владимировна Рыболовлева, Николай Трофимов.
Туломозерский приход (Нколаевская и Власиевская) о.Евдоким Александров, Никон Александров, Михаил Антонов,Павел Евфимович Борнин, о. Алексей Борзов, Иван Алексеевич Волокославский, *. о. Василий Грандов, Родился в 1862.Состоял Священником в Туломозерском приходе в 1897 г. В это время в семействе имел жену Татьяну Семеновну 1868 гр и детей: Ольгу (1890гр), Николая (1892гр), Петр (1894гр), Дмитрий (1895 гр) и Сергея (4 мес в 1897г) Алексей Доканчаев, Игнатий Иванов, Иоанн Ивинсский, Федор Игнатьев, Иоанн Исаев, Андрей СТефанович Николаевский, Симеон Озерский, Василий Островский. Василий Остроумов, Михаил Петровский, Иоанн Пономарев, Павел Скогорский, Александр Степанов, Евфим Степанов, Захарий Иванович Судьбинин, Иоанн Титовский, Назарий Прокофьевич Фарисьев, Василий Феодоров, Иван Федоров, Василий и Иоанн Флеренские, Михаил николаевич Широкий, о. Николай Юксовский ЦСиП: Ларион Иванов, д.Кажеев, Евдокия Федоровна Лебедева,Евдокия Феодорова, Тимофей Федоров.
Комментарий модератора: Содержание: Ведлозерский приход (Николаевская и Ильинская церковь) Виданский приход (Николаевская и Преображенская) Кинелахтинский приход Колатсельгский приход Крошнозерский приход Лахтинский приход Пряжинский приход Салменижский приход (Ильинская, Петропавловская, Преображенская, св.Василия) Святозерский приход (Никольская, Ильинская, Власиевская) Сямозерский приход (Богоявленская, Успенская, Петропавловская, Михайловская, д.Эссойла) Туломозерский приход (Нколаевская и Власиевская) Список источников и литературы
Валенти́н Па́влович Свенци́цкий (30 ноября 1881, Казань — 20 октября 1931, Канск, Восточно-Сибирский край) — священнослужитель Православной Российской Церкви, протоиерей, настоятель московского храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке. Проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов.
Публицист
Родился в семье присяжных поверенных: потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832—1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852—1927). Поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь, признан незаконнорождённым; отчество получил по имени восприемника при крещении. Учился в гимназиях: 3-й казанской (1890—1895), 1-й московской (1895—1898, выбыл из-за конфликта с законоучителем), московской частной Креймана (1900—1903); на историко-филологическом факультете Московского университета (1903—1907, исключён за невзнос платы с VII семестра). Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, Андреем Белым. Мировоззрение сформировали христианство, идеи В. С. Соловьёва, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта.
В 1905 году вместе с Эрном создал первую в России христианскую политическую организацию Христианское братство борьбы, дабы обличать религиозную неправду самодержавия, содействовать освобождению Церкви от порабощающей опеки светской власти, созыву Поместного Собора и установлению более справедливых социально-экономических отношений. Дух Братства был в корне противоположен идеологии христианского социализма: экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом провозглашалась Церковь, а не государство. Одной из форм легализации ХББ стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. Талант оратора обеспечивал неизменную популярность его выступлениям и проповедям. На суде за призыв ко всенародному посту в знак покаяния за расстрелы рабочих был оправдан после яркой речи в свою защиту. В 1905—1908 годах сделал около двадцати докладов (в том числе в Петербургском религиозно-философском обществе и Братстве ревнителей церковного обновления), опубликовал десять книг и около пятидесяти статей.
Со строго православных позиций критиковал социалистическую утопию, позитивизм, ницшеанство, клевету В. В. Розанова на Церковь, толстовство, пошлость кадетизма, смирно-либеральное, барское христианство Н. А. Бердяева и Е. Н. Трубецкого, черносотенную подделку Христа, сектантство представителей нового религиозного сознания Д. С. Мережковского и Д. В. Философова, духовный блуд мистическо-декадентских кружков, языческий цезарепапизм. Требовал созвать Церковный Собор, уничтожить эксплуатацию труда и частную собственность на землю, права отказываться от воинской повинности. Категорически отвергая хилиазм, считал долгом каждого верующего стремиться освятить духом Христовым не только частную, но и всю жизнь; в реформах видел не политический, а религиозный смысл — борьбу со злом мира.
Прозаик и драматург
Своеобразным продолжением «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского стала книга «Второе распятие Христа (Фантазия)», обличающая государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей: явившийся в современную Москву Иисус Христос арестован, судим за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой. Роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» с необыкновенной откровенностью рассказывает о проникновении в человека инородного существа — чужого, изнутри пожирающего жертву; раскрытие таинственных глубин сердца и мастерство психологической рисовки соответствуют лучшим образцам русской литературы, а образ главного персонажа стал воплощением антигероя посеребрённого века.
Игравшиеся лучшими актерами дореволюционной России пьесы Свенцицкого охватывают жанры от мистической трагедии («Смерть») до бытовой драмы с элементами комедии («Интеллигенция»), проникнуты духом обличения пороков (построенный на автобиографическом материале «Пастор Реллинг») и пророчествуют о судьбе страны («Наследство Твердыниных»). Для рассказов характерны острые сюжеты и психологическая напряженность повествования, герои представлены в переломные моменты жизни. Выделяются написанные от женского лица новеллы «Ольга Николаевна» и «Любовь» (предвосхищает тему романа К. Абэ «Чужое лицо»), а также светящаяся мягким, лесковским юмором «На заре туманной юности», сказ о явлении Спасителя детям («Христос в детской»). Церковной жизни и борьбе с искушениями посвящены рассказы «Старый чорт», «Отец Яков», «Песнь песней».
Богослов и философ
Уже в ранних работах выступил как оригинальный мыслитель, оказал большое влияние на Бердяева («Философия свободы», «Философия свободного духа») и И. А. Ильина («О сопротивлении злу силою»). Полагая, что православная метафизика «целиком заключается в догматах», этическое учение строил на идее бессмертия и библейских заповедях, следование велению долга считал путём к полной материальной и духовной свободе, а существом её — охотное самопожертвование. Диалектически трактуя свободу как дар и долг (возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения её Божественного начала), полагал реализацию предвечного замысла смыслом земной жизни. Целью всего мирового движения считал воплощение Божественной идеи, прогресс определял как «медленную и мучительную дифференциацию добра и зла», а во всем космосе видел становящуюся Церковь. Свободный человек — сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Оговаривая, что «всякое логическое познание есть ограничение, потому ничто безграничное познано быть не может», установил формальные признаки свободы — вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал её внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость); первым её выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт — хотение, осуществляемое путём воли. При истинной свободе хотение следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог бессмертия человека) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства — значит очистить свой дух от всякого зла, то есть стать абсолютно свободным. Но это недоступно одному: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими, дает простор индивидуальным силам человека. Развивая учение А. С. Хомякова о соборности, надеялся, что религиозная общественность (не механическое, но внутреннее объединение в одно тело людей, не перестающих быть различными его членами) способна вывести церковь из пассивного состояния и преобразить социальный строй.
Разграничил социалистическое учение и движение, указав на их коренные противоречия. Оценивая первое как ненаучное, несправедливое и бессодержательное, а второе рассматривая как явление не экономическое, а биологическое (стихийный протест против буржуазного строя), отметил различие их устремлений и интересов. Выявив несоответствие сущности социалистического движения, лишенного положительных идеалов и разумно поставленных нравственных целей, с ложно понимающим его природу теоретическим обоснованием, пришел к выводу, что «в науке не дано и не может быть дано точного определения социализма»; понятие «христианский социализм» считал такой же бессмыслицей, как «сухая вода» или «мокрый огонь». Коммунистический режим определял как «ужасающую смесь дикой анархии и самого жестокого деспотизма».
Видя в «преступном самодовольном непротивленстве» одного из самых опасных врагов Церкви, предостерегал от смешения любви со слащавой улыбкой: «Больному, все спасение которого в ампутации ноги, вместо „жестокой операции“ давать сладенькую водицу — это не любовь!» Обличая подмену сожигающей огнём проповеди Христа — сантиментальными словами, обосновывал допустимость «насильственного ослабления зла» как «подлинного служения свободе». Провозгласил, что для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву». Считал, что благословить войну иногда «есть прямой долг Церкви».
Определяя её роль в политической жизни, указывал: Церковь не должна быть подчинена государственной власти (как при российском самодержавии) или включать её в себя (как добивается католичество), но должна стоять выше власти и благословлять достойную, заботиться о соответствии её деятельности идеалам христианства. А народ вправе знать, признает Церковь данный государственный акт соответствующим Христовым целям на земле или власть действует от своего имени. Преодоление соблазнов
Осенью 1908 года вышел из состава МРФО, признав справедливость обвинений «в ряде действий, явно предосудительных» (рождение внебрачных дочерей). Молитвами преподобного Анатолия Оптинского (Потапова), к духовной помощи которого прибегал с 1898 года, преодолел жесточайший внутренний разлад, победив в себе врага, и никогда более не поддавался плотским соблазнам.
С 1909 года перешёл на нелегальное положение, скрываясь от уголовных преследований за печатные выступления. Странствия по России (от Выборга до Иркутска) описал в циклах газетных очерков и книге «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор». Поддерживал дело голгофских христиан, понимая его не как сектантство, а религиозно-общественное движение, пробуждающее сознание народа к религиозному творчеству. Призывал к живой деятельной любви и раскрытию внутренних сил души в приходской общине; считал, что вся жизнь должна объединиться вокруг храма, а несовместимое с ним отпасть вовсе. С 1915 года вёл несколько рубрик в петроградской «Маленькой газете» и обширную переписку, помогая нуждающимся советом и деньгами, стараясь собрать единомышленников в общую семью и создать христианскую организацию («свободный приход»), спаянную единством духовной жизни. Завершил философскую работу «Религия свободного человека» (полностью не сохранилась), где индивидуализму Ф. Ницше, «отрекающемуся не только от толпы, но и от Бога (то есть от самого себя)», противопоставлял христианский персонализм.
Священник, аресты и ссылки
После венчания с дочерью священника Евгенией Сергеевной Красновой, по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, 9 сентября 1917 года рукоположен во священника епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым) и назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 года стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора (работа в комиссии по составлению грамот и воззваний, доклад о деятельности прихода); в печати и с амвона призывал народ к покаянию за богоотступничество (поклонение мамоне) и борьбе с большевизмом. Только Церковь признавал нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия; главную роль в объединении живых сил страны отводил приходам, превращённым в сплочённые верой и любовью общественные организации, способные взять в свои руки устроение местной жизни, а впоследствии и общегосударственной: «Приходы должны сознать себя не только религиозными, но и общественными единицами. Они должны организоваться для общественных выступлений и взять в свои руки всё, что касается жизни православного человека, начиная с решений продовольственного дела и кончая самыми высшими запросами духа». Призывал пастырей стать представителями приходов, на основе которых «может воздвигнуться освобожденная государством свободная церковь».
С осени 1920 года служил и проповедовал в московских храмах, в том числе за службами Патриарха Тихона, которого почитал совестью Российской Церкви. Летом 1922 года дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С. И. Фуделем); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого и написал практическое руководство по овладению навыками молитвы Иисусовой — «Тайное поучение».
По возвращении в Москву в декабре 1924 года создал общину в храме сщмч. Панкратия на Сретенке, вёл еженедельные беседы о прп. Серафиме Саровском и творениях прп. Иоанна Лествичника. Осенью 1925 года представил доклад «Против общей исповеди» Патриаршему Местоблюстителю митр. Петру (Полянскому) и по его благословению провёл Великим постом 1926 года шесть чтений «О Таинстве покаяния в его истории». Летом 1926 года вместе с общиной совершил паломничество в Саров и Дивеево, где получил предсказание блаженной Марии (Фединой) о переходе в другой храм. Через месяц назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»). В 1928 году провёл с возросшей и окрепшей общиной двадцать бесед о монастыре в миру — основной идее своего служения и задаче современной церковной эпохи — духовной преграде внешним соблазнам жизни и борьбе с внутренними страстями. Указанные труды и проповеди, записанные его духовными детьми (в том числе матерью И. А. Ильина), распространялись в самиздате и вошли в сборник «Монастырь в миру».
С 1927 года стал активным деятелем Иосифлянского движения. В январе 1928 года по благословению еп. Димитрия (Любимова) разорвал каноническое и молитвенное общение с митр. Сергием (Страгородским) и вышел из его юрисдикции вместе с паствой. 19 мая 1928 года арестован за неприятие т. н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский район Иркутской области), где написал итоговый труд «Диалоги». В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента, дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины.
В 1930 году начались долгие мучения от абсцесса печени, разрешения на операцию добиться от властей не удалось. Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства. Признал Заместителя Патриаршего местоблюстителя законным первым епископом и получил прощение. Скончался в больнице г. Канск на руках у жены, родные получили разрешение перевезти тело в Москву. 9 ноября на отпевании, при огромном стечении народа, оно было обнаружено нетленным; покоится на Введенском (Немецком) кладбище Москвы (участок 5/7, слева от главного входа).
Труды
Не мир — но меч // С.-Петербургская государственная театральная библиотека. Драматическая цензура. № 44171. 1915 г. Взыскующим града. — М., 1906 (совм. с Эрном). — 63 с. Христианское братство борьбы и его программа. — М., 1906. — 30 с. Что нужно крестьянину? — М., 1906. — 15 с. Правда о земле. — М., 1907. — 80 с. Религиозный смысл «Бранда» Ибсена. — СПб., 1907. — 31 с. Лев Толстой и Вл. Соловьев. — СПб., 1907. — 16 с. Письма ко всем (Памфлет). — М., 1907. — 84 с. Второе распятие Христа (Фантазия). — М., 1908. — 84 с. Антихрист (Записки странного человека). — СПб., 1908 (2-е изд.). — 188 с. Смерть. Пастор Реллинг. — М., 1909. — 180 с. Жизнь Ф. М. Достоевского. — М., 1911. — 77 с. Интеллигенция. — М., 1912. — 175 с. Христос в детской. — М., 1912. — 16 с. О свободе человека. — М., 1912. Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор. — Пг., 1915. — 167 с. Война и Церковь. — Ростов н/Д, 1919. — 36 с. Общее положение России и задачи Добровольческой армии. — Екатеринодар, 1919. — 23 с. Россия — встань! (Две проповеди). — Ростов н/Д, 1919. — 14 с. Монастырь в миру. Проповеди и поучения. — Т. 1-2. — М., 1995—1996. Собрание сочинений. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901—1917). — М.: Даръ, 2008. — 800 с. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: обращения к народу 1905—1908. — М.: Даръ, 2011. — 752 с. #Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Свенцицкий #30ноября
Кондратьева Ольга Лаврова Александра Ульянова Клавдия Лаврова Ольга Петропавловская Александра Остроумова Елена Первенцева Мария Мегорская Анна Кудрявцева Вера Петровская Мария Ольгская Анна Соколова Елизавета Туманова Аполлинария Козлова Феоктиста Громова Елизавета Соколова Александра Орлова Антонина Охотина Валентина Красова Мария Альбова Александра Амассийская Вера
Разряд 2:
Чекрыжева Елена Лядинская Ольга Преображенская Варвара Фортунатова Ольга Громова Вера Ржановская Ольга Темномерова Мария Преображенская Елизавета Прилежаева Вера Румянцева Надежда Лаврова Евгения Гурьева Евдокия Лебедева Зоя Мегорская Вера Пятницкая Вера Романова Татьяна Маклионова Мария Гумилева Мария Толстова Мария
Выпуск 1916 года
Разряд 1:
Звероловлева Анна 2-я Попова Ольга 1-я Петровская Таисия Молчанова Мария Павинская Антонина Соболева Мария Мусатова Антонина Вознесенская Мария Машезерская Анна Логинова Анна Пачакова Параскева Петровская Вера Рыболовлева Вера Попова Ольга 2-я Маклионова Мария Ивановская Елизавета Цветаева Лидия Лебедева София
Разряд 2:
Сидонская Екатерина Иванова Александра Звероловлева Анна 1-я Чернявская Александра Ошевенская Екатерина Громцова Валентина Малиновская Ольга Преображенская Антонина Лескова Клавдия Вифлеемская Мария Фортунатова Мария Веселовская Поликсена Николаевская Александра Фомина Клавдия Николаевская Серафима Прилежаева Надежда Кипреева Екатерина Звероловлева Мария Дворжецкая Анна Магаева Антонина Поповская Елизавета Ржановская Александра Дикаревская Мария Ордомская Елена Попова Александра Прозорова Зоя Сермягина Евдокия Филимонова Феодосия Устьволгская Анна Ильинская Вера
Содержание:
Ведлозерский приход (Николаевская и Ильинская церковь)
Виданский приход (Николаевская и Преображенская)
Кинелахтинский приход
Колатсельгский приход
Крошнозерский приход
Лахтинский приход
Пряжинский приход
Салменижский приход (Ильинская, Петропавловская, Преображенская, св.Василия)
Святозерский приход (Никольская, Ильинская, Власиевская)
Сямозерский приход (Богоявленская, Успенская, Петропавловская, Михайловская, д.Эссойла)
Туломозерский приход (Нколаевская и Власиевская)
Список источников и литературы