Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Священнослужители

Священнослужители Олонецкой губернии и не только

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 28 ... 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: balabolka
Вероника78

Вероника78

Санкт-Петербург
Сообщений: 417
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 145
Есть фотография священника с женой.
Фото хранилось в альбоме Каргопольского купца Серкова Н.Г.

Ателье "Фотографiя М. Сорокина въ Архангельскљ Негативы хранятся".
Поверх печатного текста рукописный текст "Родился 15 января 1883 года. Умеръ 22 марта 1913 года священникомъ села Прилукъ Онежского уезда Архангельской губернии".
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7899744
---
Нечаев, Нифантов, Фофанов, Ершов, Ощов, Вахрамеев (Олонецкая губ Пудожский, Каргопольский, Вытегорский уезды)
Николаев (С.Петербургская губ Шлиссельбургский уезд /г.Череповец/ г.Железнодорожный, г.Вытегра)
Воробьев, Банков, Мосягин, Асафов (Ярославская губ; Иркутская обл; Мурманская обл; Алмалык)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Попробую посмотреть.


---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Великорусский шовинизм царского самодержавия //
Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв


Данная работа посвящена изучению процесса насильственной христианизации коренных народов Сибири. Если говорить в общем, миссионерская деятельность церкви широко не изучалась и характеризовалась только как часть колониальной и русификаторской политики царского самодержавия. Христианизации придавалось первостепенное значение как средству духовного подчинения. В способах достижения этой цели не стеснялись.

Миссионерство в Сибири прошло долгий путь, отмеченный на разных этапах разными приемами, методами, средствами: от насильственного крещения и уничтожения традиционных культовых атрибутов, гонений и преследований тех, кто продолжал упорно держаться своих исторически сложившихся религиозных убеждений (XVIII v), до добровольного принятия православия в XIX— XX в. Однако на всех этапах христианизации коренных обитателей Сибири миссионеры руководствовались одной идеей — внушить населению смирение и терпение.

Не менее важной стороной политики самодержавия была русификация. «Русский царизм, — отмечал В. Д. Бонч-Бруевич, — давно уже объявил, что основа его политики определяется тремя словами: самодержавие, православие, народность. Подведение всех инородцев и всех иноверцев к знаменателям «русская народность» и «православие» — вот задача, осуществить которую неуклонно стремятся хранители заветов русского самодержавия».

Великорусский шовинизм, русский шовинизм - термины, используемые только для обозначения лиц, носителей имперской идентичности, не признающих равенство с народами России, не уважающих культуру, традиции и веру иных национальностей. Ни в коем случае это не относится ко всем русским, среди которых огромное количество людей уважающих и ценящих другие народы.

Насильственная христианизация - насильственное обращение в официальную веру государства - православие - нехристианских народов; притеснение т.н. "вероотступников" - старообрядцев "иконоборцев", "не молящихся за царя" и др.). Меры против старообрядцев запечатывали молитвенные дома и монастыри, отбирали недвижимое имущество, закрывали кладбища и богадельни, лишали права выступать свидетелями, высылали в Закавказье, крестили по православному обряду.В XVII в. происходили выступления населения Сибири, вызванные в т.ч. и насильственным введением христианства. Царское правительство проводило политику притеснения нерусских народов. Соборное Уложение 1649 возводит это на уровень закона: "А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям" (гл.16, ст.42). Однако, тут же приводилось исключение: "А которые князи, и мурзы, и татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки крестилися в православную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати" (гл.16, ст.44).

В первом десятилетии XVIII в. среди населения Поволжья и Приуралья - башкир, марийцев, татар, чувашей - происходили восстания, вызванные насильственным введением православия, произволом петровской администрации и местных феодалов, а также были непрерывными (напр., вооружённая борьба, развернутая башкирским народом в 1705-1711). Обострилось положение и на севере Сибири - если прежде русские почти не встречались там с сопротивлением, то в 1677 тунгусы осадили Охотск, а в 1679 вооружённые стычки происходили в Западной Сибири под Обдорском и в Якутии. Гнев населения был вызван насильственным крещением, самодурством и поборами чиновников, причём в некоторых случаях против них восставали и русские служилые люди. https://vk.com/@-97220602-nasilstvennaya-hristianizac..
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Великорусский шовинизм царского самодержавия //
Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв


Данная работа посвящена изучению процесса христианизации коренных народов Сибири. Если говорить в общем, миссионерская деятельность церкви широко не изучалась и характеризовалась только как часть колониальной и русификаторской политики царского самодержавия. Такой подход являлся не полным и не отражал всех сторон процесса христианизации и его влияния на аборигенов.В процессе христианизации можно выделить несколько основных этапов. I этап может быть охарактеризован малоэффективным и незначительным, так как была еще слаба развита система христианизации. II этап связан с открытием новых приходов, охвативших со временем большую часть территории Сибири. Также можно выделить одно из основных препятствий распространению православия, заключавшееся в лице шаманов – служителей дьявола. Они подвергались преследованиям и гонениям, у них отбирались и сжигались бубны, уничтожались различные шаманские атрибуты (шаманское одеяние, тёсы – овеществленные духи). Утрата бубна у шамана обычно вызывала сильный стресс, сопровождавшийся обмороком, тяжелым заболеванием, а иногда и смертельным исходом.Также одной из основных черт христианизации является то, что начали «смешиваться» православные праздники с праздниками коренных народов Сибири.Также при сохранении шаманских верований и принятии нового вероучения происходил некий синкретизм в виде двоеверия.

Распространение и внедрение православного христианства среди народов Сибири и Севера составляло одну из важнейших сторон колониальной политики царского самодержавия. Христианизации придавалось первостепенное значение как средству духовного подчинения. В способах достижения этой цели не стеснялись. Вслед за административными учреждениями в Сибири создавались духовные, которые с самого своего основания идеологию правительства — православное христианство. Активными проводниками его были миссионеры. Более двухсот лет шло усиленное насаждение и пропаганда христианства. Усердие миссионеров не прошло бесследно для религиозного сознания коренных обитателей севера и юга Сибири. Они восприняли ряд положений православия, которые слились с их традиционными религиозными представлениями, наслоились на них, создав причудливую картину религиозного синкретизма.

Миссионерство в Сибири прошло долгий путь, отмеченный на разных этапах разными приемами, методами, средствами: от насильственного крещения и уничтожения традиционных культовых атрибутов, гонений и преследований тех, кто продолжал упорно держаться своих исторически сложившихся религиозных убеждений (XVIII v), до добровольного принятия православия в XIX— XX в. Однако на всех этапах христианизации коренных обитателей Сибири миссионеры руководствовались одной идеей — внушить населению смирение и терпение.

Не менее важной стороной политики самодержавия была русификация. «Русский царизм, — отмечал В. Д. Бонч-Бруевич, — давно уже объявил, что основа его политики определяется тремя словами: самодержавие, православие, народность. Подведение всех инородцев и всех иноверцев к знаменателям «русская народность» и «православие» — вот задача, осуществить которую неуклонно стремятся хранители заветов русского самодержавия». Еще при Петре I были пересоставлены все службы и порядок чинопочитания так, чтобы жители империи твердо знали, что на небе есть «един бог, а на земле есть и будет един царь». Этими положениями пронизаны все деяния миссионеров на всех этапах истории христианизации народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, Преподавание в школах, пропаганда христианства, богослужение велись на русском языке.

Дело в том, что православие и его распространение рассматривались как действия, призванные привести к русификации обращаемых не только по языку, но и по укладу быта. По мнению иркутского архиепископа Вениамина, сущность и смысл деятельности русских миссионеров в Сибири заключались в борьбе «не только с чужой верою, но и с чужой национальностью, с нравами, привычками и всею обстановкою обыденной жизни инородцев… чтобы сделать их не по вере только, но в по национальности русскими». Такова была клерикальная точка зрения на задачи, характер и приемы христианизации. Была и другая — официальная, «Устав об инородцах» 1822 г. утвердил принцип религиозной терпимости (не без влияния руководителей Русского библейского общества).
Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв, изображение №2

В 1868 г. по указанию московского митрополита Иннокентия (И.Е. Вениаминова) епископом камчатским, курильским и алеутским был назначен преосвященный Вениамин, отличавшийся крайне реакционными взглядами, впрочем вполне согласовывавшимися в области национальной политики со взглядами помещичье-дворянского правительства Александра П. Это был оголтелый русификатор, считавший, что «миссия православная по отношению к инородцам есть миссия обрусения». Поэтому он полагал: «Крестить желающего можно и прежде уничтожения в нем шаманских воззрений; но болванчиков у крещеного истреблять необходимо, потому что он их сравнивает с иконами; также нужно запрещать ему ходить к шаманам, как русским запрещается ходить к колдунам». Таким образом, он поддерживал крутые меры приобщения к православию «сибирских инородцев».

Далее этот духовный наставник сибирской паствы утверждал, что и просвещение для местного населения необязательно. «По-моему, — говорил он, — общечеловеческое образование полезно только крещеному, христианину с убеждениями, а без этого оно порождает только нигилизм». Все это шло вразрез со взглядами на данный вопрос И.Е. Вениаминова. Вениамин откровенно осуждал деятельность И.Е. Вениаминова на Камчатке, где «приобщение новых чад церкви не составляет никакого труда». Тем не менее И.Е. Вениаминов «считал нужным запрещать приглашать язычников креститься, а крестить только тех, которые сами будут искать крещение. Это уже было новое веяние в миссионерской деятельности, направлявшееся официальными представителями православной церкви. Они давно убедились в том, что принудительная христианизация не дает желаемых результатов. «В прежнее время обращение инородцев в христианство ... было чисто внешнее... Совсем другим характером отличается (за последние 30—40 лет) деятельность миссионеров нового времени. Здесь па первый план ставится забота о сознательном усвоении инородцами христианского учения и особенно о христианском воспитании детей, новокрещенных. Поэтому устройство инородческих школ — одна из первейших забот миссионеров... Теперешние миссионеры старались изучить язык инородцев и на нем излагают евангельские истины и совершают богослужение … Миссии устраивают ... больницы, богадельни и пр.» Как видим, методы распространения христианства в Сибири изменились: от принуждения к относительной добровольности принятия крещения. Успех обеспечивала хорошо придуманная система воздействия па туземное население.

Если брать в общем, то в данной работе приведена поверхностная характеристика. Это может быть обусловлено как малой исследованностью данного вопроса учеными, так и узостью направления данной работы, т.е. отражения основных черт процесса христианизации народов Сибири.

Но в заключении следует привести наиболее важные черты процесса христианизации.

Прежде всего стоит заметить, что процессу христианизации способствовало смещение культур, т.е. процесс взаимопроникновения культур «инородцев» и местного населения. Так, например отмечается большое сходство быта у казаков с аборигенами, в частности, с якутами.

Другой чертой являлись смешанные браки пришлых с туземками, как крещеными, так и оставшимися в язычестве. Эти браки приобретали массовый характер. Следует иметь ввиду, что церковь относилась к этой практике с большим неодобрением. В первой половине XVII в. духовные власти высказали беспокойство по поводу того, что русские люди «с татарскими женами смешиваются … а иные живут с татарками некрещеными как есть с своими женами и детей приживают». Церковь считала, что данные браки подрывают положение православия, но в общем случае в какой-то мере они способствовали развитию христианизации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

Институт информатики и телематики. Кафедра информационных технологий и систем
Начало христианизации аборигенного населения Сибири в XVIII веке
Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв, изображение №3

В 1702 г. Петр I назначил митрополитом Сибирским и Тобольским Филофея (Лещинского), выпускника Киевской духовной академии, эконома Киево-Печерской лавры, пламенного сторонника и почитателя царя-реформатора. Одна из главных целей его назначения на Сибирскую кафедру заключалась в том, чтобы он насаждал православную веру не только во вверенной ему митрополии, но и на сопредельных землях, включая Китайскую империю.

По инициативе нового иерарха были открыты миссионерские школы в Верхотурском и Кондинском монастырях[1]. В 1706 г. Петром был издан указ, согласно которому церковные власти должны были заняться массовым крещением северного населения, исповедующего язычество. Предписывалось сжигать языческих идолов, строить на их местах церкви и часовни, а всех жителей приводить к святому крещению «от мала до велика»[2].

Но первоначально Петр I хотел попытаться, как делали некогда его предшественники, окрестить на добровольных началах местную знать, о чем Березовскому воеводе и был направлен специальный указ от 2 декабря 1706 г. В нем предлагалось пригласить в Тобольск на Софийский двор двух остяцких князей, ляпинского Шекшу и обдорского Тучабалду и предложить им там принять христианскую веру, «но силою не крестить»[3]. В случае, если те примут крещение, то «обнадежить их царскою милостью и жалованьем и объявить им, что они будут владеть своими улусами и людьми по-прежнему»[4]. Но по словам В. Н. Герасимова: «Князцы, однако, отказались от монаршего приглашения»[5].

Не встретив взаимопонимания в вопросах веры со стороны северной элиты, Петр I в том же году (1706) решился на всеобщую христианизацию края, о чем и известил «молитвенника нашего» Филофея (Лещинского): «ему ехать к остякам и вогуличам с проповедью Евангельскою», и всех их «от мала до велика крестить», а их «все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять, и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы». За переход в православие обещалось: «сложить все прежних годов недоимки и выдавать из казны кафтаны, рубашки и хлеб». Миссионеры же могли «требовать от гражданского начальства летом судов, а зимой подвод, проводников, толмачей и обороны». Первая экспедиция 1707 г. к березовским остякам не дала ощутимых результатов: «немногие из остяков согласились креститься», поскольку они «по привязанности к вере своих отцов и дедов о новой для них вере и слышать не хотели, и миссионеров принимали и провожали с ожесточением»[6].

В 1710 г. Петр I направляет сибирскому митрополиту новую грамоту с требованием: «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить» вместо них митрополит должен был «часовни строить и святые иконы поставляти, и их остяков приводить ко крещению». В случае «если кто остяки учинят противность сему нашему великого государя указу, и тем будет казнь смертная»[7].

Летом 1712 г. Филофей (Лещинский) предпринял следующую на этот раз более успешную поездку в южные районы Березовского края, в Кодское княжество. Кроме гребцов с ними были толмачи (переводчики), о которых не упоминается в предыдущей экспедиции, а так же дюжина казаков для охраны, 2000 рублей на расходы и подарки. Местным властям было предписано содействовать миссии митрополита и «собирать инородцев в приречные места»[8]. Аналогичные поездки были предприняты в 1713 и 1714 гг., которые вновь были инициированы императорским указом, направленным Сибирскому губернатору князю М. П. Гагарину с требованием «новокрещеным остякам, которые близ Березова, построить церкви Божьи, в каждой волости сделать по церкви», что и было исполнено[9]. За довольно короткий срок были возведены следующие церкви: Успенская в Казымском городке, Богоявленская — в Ляпинском и Христорождественская — в Сосьвинском и Кушеватском городках[10].
Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв, изображение №4

Во время крещения далеко не все жители края изъявляли желание принять новую веру. Как сообщают Н. А. Абрамов, а вслед за ним А. И. Сулоцкий: «около ста человек жителей Малого Атлыма, по предварительному убеждению шамана своего Полемхи, выехали с ним навстречу схимнику и все 6 августа охотно крестились, кроме тридцати человек, которые заранее убежали за Обдорск, в Воксарковы юрты и там поселились»[11]. В 1714 г. последовали примеру своих соседей и другие югорские князья: Подгородной волости — Никифор Еуров, Казымской — Дмитрий Юзорин, Куноватской — Игорь Данилов, Ляпинской – Матвей Шекшин, Сосьвинской — Петра Османов. Пожелал перейти в христианскую веру и Обдорский князь Тайша Гындин, но, как показали дальнейшие события, крещение он принял с единственной целью, — показать свою лояльность властям, а на деле оказывал всяческое сопротивление не только миссионерам, но и силой побуждал соседних князей отказаться от принятия христианства. Вслед за тем и многие их подданные по словам очевидцев «принимали крещение без сопротивления»[12]. В 1715 г. православные миссионеры побывали на реке Конде, где местный старейшина Нахрач Евплаев принял крещение и его примеру последовали все соплеменники.. В 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам а так же в Нарымский и Кетский уезды, Мангазею и в Восточную Сибирь; а в 1719 г. в районы Томска, Енисейска, Туруханска и Иркутска.

Кроме крещения миссионерами одновременно велось уничтожение различных культовых атрибутов, так называемых «идолов и «шайтанов», служащих культовыми предметами поклонения. Участвовали в этом предприятии кроме самого митрополита и рядовые священники, «которые данное им поручение исполнили с успехом: крестили множество и истребили всех идолов, каких только нашли»[13].

Для «утверждения» вновь окрещенных в православии митрополитом в Березовском крае были оставлены священники игумен Гедеон и иеромонах Зиновий, в Сургутском округе — иеродиакон Никодим, в Пелымкском – священник Михаил Степанов. А «для надзирания и смотрения тамошняго ведомства над ясашными людьми» митрополит назначил Григория Новицкого и православного шведа Карпа Андреева[14]. С целью ограждения крещеных аборигенов от самоуправства наезжавших к ним русских казаков и купцов, Филофей (Лещинский) через Св. Синод настаивал на принятии указа «по защите инородцев», который был утвержден Сенатом в 1726 г. Согласно ему, «запрещалось притеснять инородцев», покупать их в рабство, продавать им алкогольные напитки, но положительных результатов он не дал, поскольку исполнение его легло на плечи региональных властей, в чем они не были заинтересованы.[15].

К 1717 г. большая часть аборигенного населения Березовского края была окрещена[16]. Своеобразной границей оказался Обдорск, где в тундровой зоне остались «кочующие инородцы» не пожелавшие принимать православную веру. Посещение в 1717 г. Обдорска Филофеем (Лещинским) не дало положительных результатов, хотя через боярского сына Никифора Палтырева местным жителям предписывалось быть «в готовности, чтоб они, остяки, никуда не разъезжались… и в Обдорском городке… все были в собрании»[17]. Но «крепкие в язычестве приобдорские инородцы», «возмущенные против святителя своим князем Тайшиным Гындиным, не допустили его даже сойти на берег»[18].

Филофей (Лещинский) в 1726 г. решился вновь посетить Обдорск и склонить к переходу в православие обитавших вблизи него аборигенов. Но и эта попытка закончилась неудачей: «остяки и самоеды в числе ста человек под предводительством Митры Каптылева и Кунема и Мели Бударевых, по внушению Тайши Гындина» не позволяли миссионеру даже пристать к берегу, где находились их летние юрты. Когда же он, несмотря на угрозы, сошел на берег и «начал убеждать оставить идолов и поклоняться истинному Богу», то обстреляли из луков, «так что старец должен был оставить Обдорск и возвратиться обратно»[23]. Обдорские остяки и самоеды «с необыкновенным упорством держались язычества и никто из них не принял христианства». В 1726 г. принял крещение обдорский князь Василий Тайшин, но «язычество в обдорском крае цвело и укреплялось»[24]. Процесс крещения северных аборигенов продолжался на протяжении всей первой половины XVIII в. В него были вовлечены не только значительные силы православного духовенства, но и гражданские власти включая сибирских губернаторов.

Священникам было «велено тайным и явным образом наведываться между крещеными», где будут найдены «у новокрещеных шайтаны или шайтанские кумиры и богомерзкие чтилища оное со всеми прикладами сжеч», а отступивших «в прежнее злочестие и суеверия» жестоко наказывать кнутом. В Нагакарском и Шоркальском городках Березовского ведомства были привлечены к ответственности более 60 крещеных остяков[35].

В юрты Обдорской, Куноватской, Казымской, Ляпинской, Сосьвинской, Подгородной волостей был отправлен отряд казаков во главе с пятидесятником Иваном Усковым, которому предписывалось «в каждой юрте, где новокрещеные остяки живут, осмотреть самолично, не имеют ли те у себя богомерзких идолов и шайтанов», а «в тех юртах, где они жительствуют с некрещеными, то велено запретить, чтоб они при них не жили». Однако, опасаясь «побегу… за Камень, как то учинили самоеды,» Ускову строжайше повелевалось «ясашным обид и притеснений не чинить», «никаких подарков и взятков» не брать[36].

В конце XVIII в. среди туземцев восточной части Европейской России начались волненияи бунты дальнейшие действия проповедников на севере были приостановлены[37]. Но к тому времени практически все аборигены, проживавшие на территории Березовского и Сургутского уездов, были крещены, где к концу XVIII в. на территории Березовского уезда функционировало 4, а в Сургутском – 7 приходов[38].

Итак, начало XVIII в. на Северо-Западе Сибири ознаменовалось активной насильственной христианизацией автохтонного населения, позволившего окрестить значительную его часть. Но ряд аборигенов не пожелали расставаться с «верой отцов» и всеми возможными способами оказывали сопротивление властям. Процесс христианизации в Приобье продолжился и во второй половине XVIII столетия, когда для привлечения аборигенов к обряду крещения, согласно указу императрицы Елизаветы, им стали выдавать небольшие подарки, освобождать на определенный срок от уплаты ясака, что дало положительные результаты. Но при этом многие из окрещенных не отказывались от старых верований, продолжая приносить жертвы своим божествам, что говорит о синкретизме их мышления. Попытки миссионеров XVIII в. провести всеобщую христианизацию аборигенов Приобья показали неготовность к тому не только предполагаемых христиан, но и самих крестителей, которые пытались как можно быстрей совершить обряд крещения, не особо заботясь о дальнейшей судьбе своих адептов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX – начало XX в.) Л.: Наука, 1999, - 226 с.

2. Олех Л. Г. История Сибири: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2001. 314 с.

3. История Сибири. С древнейших времен и до наших дней.: В 5-ти Т. (Гл. ред.: Окладников А.П.). М.: СО АН СССР. Отд-ние ист. Наук, 1965. – Т. 2. Сибирь в составе феодальной России.

4. Гладышевский А.Н. К истории христианства в Хакасии., 2004.

Примечания

ПСЗ. Т. VI. 1018, 1382, 4123.- Т. XI. 8349, 8792.
ПСЗ. СПб., 1885. Т. XV. С. 189.
РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 7-7 об; Абрамов Н. А. Филофей Лещинский, митрополит тобольский и сибирский // Журнал министерства народного просвещения. 1846, № 12. С. 3.
Иринарх (Шемановский И. С. ) Хронологический обзор // Православный благовестник. 1912, №2. С.87.
Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень.1909. С. 30.
Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М., 1915. С. 30.
Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. I, II. СПб., 1882. С. 413-414.
Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М., 1915. С. 32-33.
Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн.II. СПб. 1885. С. 22-23
Абрамов Н. А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 72. 1951, № 10-12. С.15-16.
Абрамов Н. А. Указ. соч. С. 8; Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. 1915. С. 38-42.
Абрамов Н. А. Указ. соч. С. 15; Он же. Описание Березовского края // Зап. РГО. СПб. Кн. 12.1957. С. 336; ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 23об.
Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. 1915. С. 49.
Аблажей А. Н. История распространения христианства // Ямал – знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995. С. 56.
Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. М., 1836. Кн. 1. С. 36.
Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера в 18 в. Л., 1941. С. 48; Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XX в. Новосибирск, 1975. С. 265.
Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. II. СПб., 1885. С.179-180.
ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 45-а. Л. 1. об.-2.
Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн.II. СПб., 1885. С.181-182; Головнев А. В.Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. С. 104-105
Абрамов Н.А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 72. 1851. № 10-12. С. 20; ГУТО ГА В ТОБОЛЬСКЕ. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 37-37об.
Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень, 1909. С. 32-33.
Абрамов Н. А. Филофей Лещинский, митрополит тобольский и сибирский // Журнал министерстванародного просвещения. № 12, 1946. С. 16; ГУТО ГА В ТОБОЛЬСКЕ. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 37об.].
Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень, 1909. С. 32-33.
Иринарх (Шемановский И. С. ) История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М., 1906. С. 3-4.
Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. С. 90; Перевалова Е. П. Обдорские князья Тайшины // Древности Ямала. Екатеринбург-Салехард, 2000.
Абрамов Н. А. Описание Березовского края // Зап. РГО. СПб. Кн. 12. 1857. С. 336
ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 43. Л. 28-28об.
РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 1-4.
ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Оп.1. Д. 43. Л. 28-28об.
Абрамов Н. А. Антоний Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский (1742-1748) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 213.
РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 1. Л.401
РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 4-6.
НА ТГИАМЗ. №84:2].
Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири (1742-1823). Кн. 2. СПб, 1844. С. 94
РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-11.
РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 2. Л. 76-91об.
ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 144. Д. 45а. Л. 2об.-3.
Зольникова Н. Д. Сельская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990. С. 25.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

ЦИРКУЛЯР
от 9 февраля 1922 г. N 11

ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ ПРОСЬБ О РАСТОРЖЕНИИ
ЦЕРКОВНЫХ БРАКОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОСЛЕ 20 ДЕКАБРЯ 1917 Г.

Полное отделение церкви от государства, провозглашенное еще в самом начале установления в России советского строя, должно было быть проведено в жизнь без каких бы то ни было изъятий.

В связи с этим, как непосредственный вывод из указанного положения явилось установление исключительно гражданского брака, т.-е. брака, заключаемого в соответствующих органах советской власти.

Всякого рода религиозные обряды и церемонии, в том числе так называемое "венчание", с точки зрения советской власти, является фактом, не имеющим, конечно, никакого юридического значения.

Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (Собр. Узак., 1918, N 76 - 77, ст. 818) устанавливает, что только браки, зарегистрированные в гражданском порядке, имеют законную силу, религиозные же браки, заключенные после 20 декабря 1917 года, никакой юридической силы не имеют и не порождают никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших (ст. 52).

В виду этого расторгать браки можно только гражданские, расторгать же брак церковный, т.-е. брак, с точки зрения закона несуществующий, конечно, нельзя.

Между тем поступающие с мест сведения указывают, что народные суды принимают иногда к своему производству дела о расторжении браков, заключенных после 20 декабря 1917 года только путем церковного "венчания" и записи в церковных книгах.

Народный Комиссариат Юстиции считает такие действия нарсудей явно противоречащими действующему законодательству, почему и предлагает всем отделам юстиции указать подведомственным им народным судьям на необходимость точного соблюдения действующих узаконений о заключении и расторжении брака, в частности, чтобы всякого рода просьбы о расторжении так называемых "церковных" браков, заключенных после 20 декабря 1917 года и в подлежащих советских органах не зарегистрированных, оставлялись народными судами без рассмотрения, и о принятых мерах сообщить в Народный Комиссариат Юстиции.
____________________________________


Комментарий модератора:
Делюсь интереснейшим нормативным актом первых лет СССР. Полная версия, без каких-либо правок и сокращений. Читается на одном дыхании. https://vk.com/rod_poisk

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Кюршин Катри
Начинающий

Петрозаводск
Сообщений: 33
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 16
24.01.1892г - учитель Мунозерского министерского однокласного училища Дикаревский  Семен Яковлев выступал поручителем по невесте Силиной Матрене Трофимовой. Жених  - госкрестьянин  Дмитрий Терентьев Мюзиев, поручитель по жениху - крестьянин д. Спасская Губа Алексей Кононов Ешаков, Дм.Ник. Мюзиев. Ф. 25 опись.27 д.577 "О бракосочетавшихся", Мунозерский приход.
---
ищу Кюршиных из Мунозера, Пешеевых из Шапши, Козиных из Пялозера, Багге из Петрозаводска.
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Фонд 277 опись 1 дело 1852 1837-1838 гг
Олонецкая Духовная семинария

Высшаго отделения
1 Александр Сретенский Вытегорскаго уезда Шильдскаго погоста
Священника Мануила Федорова сын 20
2 Егор Покровский Вытегорскаго уезда и погоста Дьячка Федора
Егорова сын 21
3 Михаил Конозерский Пудожскаго уезда Конозерскаго погоста
пономаря Алексея Петрова сын 22
4 Фома Надпорожский Каргопольскаго уезда Надпорожскаго погоста
умершаго Дьячка Якова Петрова сын 22
5 Федор Гурьев Каргопольскаго уезда Вохтомскаго погоста Диакона
Ивана Никифорова сын 21
7 Александр Любимский Вытегорскаго уезда Исаевскаго погоста
пономаря Якова Филиппова сын 21
Л 1
13 Иван Ивановский Вытегорскаго уезда Ухотскаго погоста Пономаря
Матфея Иванова сын 23
14 Владимир Шабров г. Каргополя Благовещенской церкви умершаго
Священника Андрея Шаброва сын 21
15 Федор Поповский Вытегорскаго уезда и погоста Священника
Николая Поповскаго сын 23
16 Федор Охотин Вытегорскаго уезда Верхопятницкаго погоста
Пономаря Александра Феофилактова сын 24
Л 2
22 Стефан Энохов Вытегорскаго уезда Рубежскаго погоста умершаго
дьячка Аврамия Васильева сын 24
26 Иван Смирнов Вытегорскаго уезда Кондушскаго погоста Священника
Василья Иванова сын 24
Л 3
28 Александр Шабров г. Каргополя Благовещенской церкви умершаго
Священника Андрея Шаброва сын 22
29 Федор Фортунатов Петрозаводскаго уезда Мунозерскаго погоста
Священника Иоанна Афанасьева сын 22
Л 4
Ученики Средняго отделения
6 Савва Баженов Петрозаводскаго уезда Мунозерскаго погоста Дьячка
Александра Иванова сын 20
Л 4
12 Филипп Студитов Вытегорскаго уезда Бадогскаго погоста Диакона
Ивана Васильева сын 20
14 Михаил Молчанов Пудожскаго уезда Пещанскаго погоста Пономаря
Ивана Семенова сын 18
16 Федор Шежемский Каргопольскаго уезда Шежемскаго погоста
умершаго Священника Иоанна Гаврилова сын 17
Л 5
28 Александр Беляев Петрозаводскаго уезда Деревянскаго погоста
Священника Саввы Иванова сын 20
31 Тимофей Пименский Каргопольскаго уезда Пименскаго погоста
Дьячка Ивана Григорьева сын 21
32 Александр Смирнов Вытегорскаго уезда Кондушскаго погоста
Священника Василья Иоаннова сын 20
33 Тимофей Николаевский Каргопольскаго уезда Вадвинскаго погоста
Священника Николая Васильева сын 19
35 Василий Смирнов Вытегорскаго уезда Кондушскаго погоста
Священника Василья Иоаннова сын 17
36 Гавриил Васильевский Вытегорскаго уезда Тудозерскаго погоста
бывшаго Священника Захарии Иоаннова сын 19
Л 7
39 Андрей Благовещенский Новгородской епархии Кирилловскаго уезда
Кимосельскаго Ильскаго погоста Священника Стефана Семенова сын
18
Л 8
Ученики Нисшаго отделения
12 Петр Павинский Вытегорскаго уезда Корбозерскаго погоста Дьячка
Трофима Иванова сын 19
Л 9
14 Иван Молчанов Вытегорскаго уезда Ухотскаго погоста Дьячка
Семена Яковлева сын 19
Л 10
24 Семен Любимский Вытегорскаго уезда Исаевскаго погоста Пономаря
Якова Филиппова сын 18
26 Иван Флёренский Олонецкаго уезда Тулмозерскаго погоста умершаго
Священника Федора Игнатьева сын 16
29 Михаил Гумилев Вытегорскаго уезда Куштозерскаго погоста
пономаря Гордея Иванова сын 15
Л 11
38 Андрей Звероловлев Петрозаводскаго уезда Шокшинскаго погоста
Священника Афанасья Иванова сын 15
39 Александр Фаворский Олонецкаго уезда Важинскаго погоста
Священника Матфея Дмитриева сын 18
Л 12
48 Андрей Усердов Петрозаводскаго уезда Сямозерскаго погоста
Священника Георгия Андреева сын 15
49 Александр Васильевский Каргопольскаго уезда Ковженскаго погоста
Дьячка Ивана Васильева сын 17
51 Федор Ладвинский Петрозаводскаго уезда Ладвинскаго погоста
Священника Ильи Ладвинскаго сын 15
Л 13
54 Алексей Покровский Вытегорскаго уезда и погоста Дьячка Федора
Егорова сын 18
56 Никита Сперанцев Петрозаводскаго уезда Шуйскаго погоста Диакона
Василья Ильина сын 17
57 Евсевий Беляев Петрозаводскаго уезда Салменижскаго погоста
Дьячка Якова Федулова сын 17
58 Афанасий Фортунатов Петрозаводскаго уезда Мунозерскаго погоста
Священника Иоанна Афанасьева сын 17
59 Алексей Кенозерский Пудожскаго уезда Кенозерскаго погоста Дьячка
Василья Кенозерскаго сын 16
60 Иоаким Михайловский Вытегорскаго уезда Куштозерскаго погоста
Дьячка Федора Трофимова сын 14
Л 14










---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29617
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31596
Священники - Георгиевские кавалеры.

Иеромонах Иоанникий 2-й Добротворский
с первых дней осады Севастополя постоянно был в траншеях, ежедневно обходил батареи с крестом в руках, вдохновляя солдат на подвиги.
В ночь со 2-го на 3-е марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в ожесточённом бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязывал раненных. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мёртвым, которого пленил и сдал военному начальству.
За отличие и мужество иеромонах награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Источник:
Протоиерей Георгий Поляков. Военное духовенство России. – М.: ТИИЦ, 2002. С. 414.
---
Знания - сила
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Профессор Л.Петтерссон (12.08.1918–3.04.1993) – финский исследователь средневековой архитектуры Финляндии, Скандинавии, Карелии и Византии. Во время 2-й мировой войны (1942–1944 гг.), он вместе с художником и скульптором О.Хелениусом (1910–1976 гг.) провел тщательную инвентаризацию деревянных церквей и часовен той части Карелии, которая была занята тогда финской армией. Им удалось обмерить и сфотографировать, все существовавшие на территории Заонежского полуострова, храмы. Исследователями было выполнено более двух тысяч фотографий, сотни чертежей, составлены подробные описания памятников, иногда и с выписками из сохранившихся на своих местах церковных архивов. Эти материалы стали основой монографии Л.Петтерссона «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой была впервые разработана типология культовых построек Карелии и представлена их эволюция.

В 1989–1990 гг. фонды музея «Кижи» пополнились материалами, полученными в дар от Ларса Петтерссона. В коллекции представлены копии документов (книги, ксерокопии и репродукции чертежей, оригинальных фотографий, документов из церковных архивов), которые были собраны финским ученым в ходе исследования и изучения архитектуры Заонежья в период 1942–1944 гг. Оригиналы документов хранятся в архиве ученого в Финляндии. В коллекцию музея «Кижи» вошла только часть материалов (копии) по Заонежью из архива Ларса Петтерссона. Оригинальные фотографии, акварели, чертежи, репродукции которых представлены в собрании музея, являются одним из бесценных, а иногда и единственным источником для изучения архитектурного наследия Заонежья. Благодаря работе проведенной финскими учеными был сохранен облик, зафиксированный на фотографиях и чертежах, многих ныне утраченных памятников архитектуры Заонежского полуострова. Ими было обмерено и сфотографировано 242 церкви и часовни, из которых сохранились теперь всего 32.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта музея – заповедника «Кижи», 2020 год.

http://eparhia.karelia.ru/news2020.05.18_1589793166

в первоисточнике фотографий больше

Прикрепленный файл: Церковь  2.jpgЦерковь За.jpg, 390145 байтЦерковь Тереова.jpg, 172101 байтЦерковь Рими.jpg, 319522 байтЦерковь трутнева...jpg, 467171 байтЦеркви.jpg, 285054 байтЦерковь Типиницы.jpg, 410685 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8472
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2462
Ф. 25, оп. 12, д. 47/12 Клировые ведомости 2Благочинческого округа Пудожского уезда 1883 священник Плотников (36л)
1. Кенозерскиой Успенской церкви 1, Приписной Кумбас-озерской Ильинской церкви 3, Корбозерской Николаевской церкви 11, Приписной Георгиевской церкви 12, Коодозерской Пречистенской церкви 15, Приписной Отовазерской Ильинской церкви 17,Почезерской Спасской церкви 25, Упраздненного Кенского монатыря Преображенской церкви 29, Кривопольско Янгорской Введенской церкви 33

1. Кенозерскиой Успенской церкви 1
2. Приписной Кумбас-озерской Ильинской церкви 3,
Церковь построена в 1875 г усердием прихожан
Наст св Александр Никоаев Фрязинов 56, жена Ираида Александрова 50, дети Клавдия 22, Мария 21, Анна 19, Стефанида 18, Павел 14, Елизавета 10, Екатерина 7
*. Пом наст св Иоанн Михайлов Казанский 29,жена Варвара Иванова 21, сын Александр о.5 года
*. Ид псалом Павел Марков Крючков 31, жена Анна Ивановна 31…
*. Ид псалом Александр николаев Почезерский 60, жена Агафья Васильева..
ЗШ пон Марк Захарьев Крючков 78
*. Св вдова Евдокия Вас Георгиевская
Св вдова Анна Матфеева Кенозерская 49
Св вдова Мария Федорова Малиновская 27 муж ея св Николай Львов Малиновский служил с 1878-1880 , дети Клавдия 5, Анна 3
дев дьякона Петра Ив Благовещенского дочь Мария 18
дев Параскева Алексеева Кенозерская 64
дочь Параскева Петрова Грандова 48….

3. Корбозерской Николаевской церкви 11, Приписной Георгиевской церкви 12,
св Похор Иванов Карпов 66 и Евфимия Егорова 64
ид псал Степан Васильев Попов 49 и Мария Антонова 44…
просф дочь м Янгозер св Михаила Лядинского Анна Михайловна 42

4. Коодозерской Пречистенской церкви 15, Приписной Отовазерской Ильинской церкви 17,
наст св Николай Иоаннов Тихомриров 35 и Екатерина Прохорова 30 …
пои Иоанн Евфимов Велеславов 59 и Пелагея Васильева 55…
ид псал Федор Прокопьев Ухотский 50 и Любовь Иванова 54 Ю дети Александр 11 обуч в Каргоп ДухУч, Мария 25, Клавдия 19
ид псал Иосиф Иванов Кипреев 61 и Васса Иванова 60 ..
Настав Колод Учил Константин Иванов Говадовский 20
Настав Отовоз учил Антонина Васильева Попова 21
Сиротств: Грандовы….

5. Почезерской Спасской церкви 25,
наст Петр Яковлев Фомин 28 и Анна Петрова 29, дочь Мария 2
ид псал Михаил Федотов Веселовский 35 и Анна Иванова 34…
сирот Кудряшов….

6. Упраздненного Кенского монатыря Преображенской церкви 29,
наст св Федор Иванов Плотников 69,
ид псал Клавдий Любимский 36 и Татьяна Александрова 28

7.Кривопольско Янгорской Введенской церкви 33
наст св Александр Евсеев Преображенский 26 и Ольга Андреева 23, дочь Анна 4 мес
идпсал Павел Андреев Малинин 19

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 20 21 22 23 24 * 25 26 27 28 ... 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈