⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Чесноковы - Моисеевы ПОЦЕП,СОНКОВСКИЙ,КАЛИНИНСКАЯ ОБЛ. и НОВО СиГОВО Пуд.р-н Олонецкая губ
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модератор: balabolka |
balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8482 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2465 | ... |
balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8482 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2465 | Александр Костин. Пудож, год двадцать девятый. http://pudoga.livejournal.com/24432.html Новое Сигово Моисеева… 1929 год принято называть переломным для Советского Союза. А каким он был для нашего Пудожа? Понять это читателю поможет, я надеюсь, данная публикация. Мной были основательно изучены материалы газеты «Красная Карелия» (далее –«КК») и архивные источники, опубликованные в научной литературе, поэтому за достоверность информации могу поручиться. В результате у меня получилась довольно пестрая и противоречивая картина. Начну я с экономики. ЛЕСОЗАВОД Крупнейшим предприятием края тогда был Шальский лесозавод, восстановленный в 1924 г. В 1928 г. здесь работало 320 человек. Очевидно, и в 1929 г. примерно столько же. Газетные публикации дают неоднозначную оценку работе предприятия. Одна из них под заголовком «Прогулы - враги производства» сообщает, что во время местного праздника «Варвара» , который длился 3 дня, 50 рабочих не вышли на работу, а расхлябанность, прогулы и частые бюллетени на заводе в полном расцвете. Много симулянтов. Но сообщается и приятная новость – при заводе открылся зубоврачебный кабинет. ЛЕСОЗАГОТОВКИ В 1929 г. произошло троекратное увеличение объема лесозаготовок в Карелии по требованию союзного центра. Очевидно, с этим было связано создание ряда леспромхозов в том же году, в т. ч. Пудожского. Госзадания по лесозаготовкам получили и все колхозы, а ЦИК Карелии принял решение отправить на работу в лес в январе 1930 г. все трудоспособное население колхозов. В том же 1929 году началось строительства бараков для сезонных рабочих. До этого сами рабочие строили в лесу временные жилища. В 1926 г. они описывались так: «Избушки, в которых живут лесорубы, освещаются лучиной. Попадать в них нужно ползком. От грязи стоит вонь. В каждой такой избушке живет по 8 -13 чел. Нигижемские лесорубы делают шалаши, спят на голой земле». Надо думать, что и спустя три года положение вряд ли кардинально изменилось. Неудивительно, что такие условия могли любого отпугнуть от работы в лесу, как это произошло в 1929 г. на Вирозерском лесопункте, где для приехавшей из Череповецкого округа бригады не было подготовлено ни жилья, ни питания. В результате рабочие через месяц засобирались обратно. В ответ руководители лесопункта назвали их контрреволюционерами, а инспектор Пудожского угрозыска М. приказал арестовать 18 лесорубов. Лишь вмешательство Главсуда КАССР спасло череповчан от произвола. Об этом сообщила «Красная Карелия» в статье под хлестким заголовком «Пудожские головотяпы» (30.03.1930) ГОЛОД Централизованное снабжение находилось на крайне низком уровне. Некоторые слои населения вообще не подпадали под него (сельская интеллигенция и служащие). Да и снабжение рабочих было ниже всякой критики. А часть населения просто бедствовала, о чем буквально кричит каждая строка из письма М. И. Калинину от крестьянина П.А.Подгорного из д. Маткажа.(11.12.1929). «…Уже второй год нам выдают только по четыре кг (хлеба – А.К.) на месяц и то не на каждый и не всем…Мы голодаем…А наши местные власти …принуждают нас записываться на 3-й заем индустриализации и всех гонят на работу в Севзаплес и там заставляют работать почти голодом, давая 1 кг хлеба на сутки, а семье рабочих ничего не дают. Дорогой наш староста,… Михаил Иванович, помогите нам, разъясните, почему не дают нам хлеба, морят нас голодом…Кто является причиной нашего голода - наши ли местные власти или центральная власть нашего АКССР (т. е. Карелии-А. К.)?» Добавлю, что голод в Карелии в советские довоенные годы отмечался также в 1918, 1923, 1933,1937 гг. ПАРТИЯ Пудожская организация ВКП(б) переживала в 1929 г. не лучшие времена , что подтвердила проводившаяся в том же году партийная чистка. «Весь Пудож побывал на чистке», читаем в газетной статье. Здесь же описана процедура этого мероприятия. «Приходит т. Ф-н (бывали случаи выпивки). Поставлено на вид. М-в запивал, был исключен из партии. Без партии жить не может. Дал крепкое коммунистическое слово – бросить пить». Главной бедой пудожских партийцев, как можно понять из публикации, было пьянство, что подтверждают и другие примеры: « Т. Г-в: Выпивает – строгий выговор. Х-в – выговор за свой семейный быт и пьянку». И т.д. (Фамилии в «КК» названы полностью, но я их сократил по этическим соображениям – А. К.) Низкий авторитет партийного и советского руководства района подтверждает статья в той же газете под заголовком «Советские мещане», где речь идет об аморальности местной власти. «Совершенно случайно вскрылось липкое грязное болото, в котором, прикрывшись партбилетом, …барахтались те, кому поручено было ...дело советского строительства». Автор публикации, Е. Бернштейн, делает совершенно логичный вывод: «Советский и партийный аппарат надо …чистить». КОМСОМОЛ «Пудожская ячейка ВЛКСМ накануне развала» - это заголовок заметки, из которой следует, что зимой в местной организации числилось до 60 членов, но многие в комсомоле состояли только на бумаге, собрания не посещали, газеты не выписывали. В 1928 г. на одном из собраний пудожской ячейки ВЛКСМ. было вынесено красивое постановление: «Ни одного комсомольца без «Комсомольской правды». Но… В июне сама «Комсомольская правда» напомнила пудожским комсомольцам о постановлении. В августе – новое напоминание. И - никакой реакции. И в довершение всего, уполномоченный по подписке собрал деньги и скрылся.» На очередном собрании была заслушана информация комсомолки Бриткевич о туризме и об организации ячейки туристов в Пудоже. Записалось более 10 чел. Но, грустно констатирует газета, «скоро уже 2 месяца,…а никакой работы не видно. И далее: «…Туристы приходятся сродни нашим безбожникам (т. е. Союзу воинствующих безбожников – А. К.). Последние спят с начала организации. Ячейка туристов распалась». Разумеется, не все было так мрачно. Местные комсомольцы вели культурно-просветительную работу в Сумозере, Рындозере и т. д. Осенью в д. Рындозеро была создана комсомольская ячейка (10 чел.), пионерский отряд, выпущена стенгазета «Маевка». 1 мая комсомольцы устроили в деревне демонстрацию и митинг. Правда, после этого ячейка развалилась. 7 января группа легкой кавалерии (форма молодежного движения, что-то вроде народного контроля –А.К.) пудожского комсомола сделала «наскок» на детский дом и увидела там безотрадную картину: «Комнаты наполнены едким дымом, печки без дверец, стены с побитой штукатуркой. Полы грязные… Технические кружки: комната площадью 10 кв.м., 1 верстак и 2 маленьких столика. Никакого материала. Еще 3 кружка помещаются в одной комнате». Подготовка уроков сопровождалась топотом и криком. По материалам этого рейда были приняты, надо надеяться, какие-то меры. Не прибавило авторитета пудожскому комсомолу уголовное дело Богданова. Как сообщает «КК», «комсомолец Н. Богданов, приехавший в Пудожский район, познакомился в д. Киково с гражданкой М…и предложил ей выйти за него замуж. Она отказалась. Тогда он проводил ее в д. Новое Сигово, по дороге изнасиловал и избил». Пудожская организация комсомола исключила Богданова из своих рядов. Райком комсомола потребовал жесткого наказания. Это преступление вызвало большой общественный резонанс по всей республике. В «КК. » появилась подборка материалов под заголовком «Комсомол Петрозаводска резко осуждает Богданова …». В петрозаводских учебных заведениях состоялись собрания с осуждением Богданова. Забегая вперед, отмечу, что в январе 1930 года Пудожский нарсуд при громадном стечении крестьян окрестных деревень разобрал дело Богданова и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с содержанием в лагерях особого назначения. КУЛЬТУРА Здесь мы видим столь же противоречивую картину. С одной стороны, заметны положительные примеры. Так, в д. Кривцы был организован кружок селькоров. Вышел первый номер стенной газеты «Труд». В Пудоже одно время существовал литературный кружок, правда, в 1929 г. он распался. Или - в Пудожской центральной библиотеке насчитывалось 8 тыс. книг и 800 читателей. Ежедневно ее посещали от 50 до 100 человек. И при этом здесь работал всего 1 библиотекарь (декабрь 1928 г.) Но немало и других примеров. Скажем, в читальне при Пудожском домпросвете можно было наблюдать неприглядную картину: «Газеты и журналы разбросаны не только по столам, но и под столом. Помещения утопают в облаках удушливого дыма. Половина стульев – непригодна. Часто газеты и журналы бывают аккуратно разорваны и брошены или же унесены совсем. Иногда на журналах пишутся слова и изречения, не поддающиеся передаче». А вот еще цитата из газетной статьи: «Беспорядки в Пудожском клубе достигли небывалых размеров. Члены музыкального кружка пьянствуют, драмкружок ничего не делает. На спектаклях молодежь устраивает драки». Пьянство Говоря о 1929 г., нельзя пройти мимо этой проблемы. Надо думать, что она обострилась после отмены в 1925 г. «сухого закона», введенного в 1915 г. «В Пудоже и в районе есть много любящих заложить» - эта фраза из газеты находит множество подтверждений на ее страницах. «В д. Ижгора работает учителем комсомолец Ф.…Он здорово зашибает горькую». «В д. Рындозере председателем селькресткома был избран кандидат в члены ВКП(б) П. Всю зиму пропьянствовал». «Песчанцы пропили на Пасху 8 тыс. рублей и натворили кучу уголовных дел». «Л., председатель Канзанаволокского сельсовета, постоянно пьянствует» «В., милиционер (д. Семеново), пошел пьяный по деревне, стал избивать девушку». И так далее. Интересно, что население само пыталось справиться с «пьяной» проблемой и ее последствиями. Например, в ряде деревень были организованы кружки трезвых и непьющих, а в дер. Пелусозеро - кружок по борьбе с хулиганством. Религия 1929 год - год решительного наступления Советской власти на религию. Пудожский край не был в этом смысле исключением, что подтверждают сообщения с мест. Характерный пример – Каршево и Нигижма, где тогда насчитывалось 2 церкви и 21 часовня. «В д. Карташевской (так в тексте, надо - Каршевской – А. К.) крестьянин М. Сперов, почитав безбожные книжки, …выбросил из своей квартиры все иконы и с женой вступил в союз безбожников. Крестьянин Д. Горбачев вместо крестин принес своего ребенка в избу-читальню, где были проведены …красные октябрины. Из 9 последних свадеб только 2 были в церкви. В ячейку безбожников вступили 43 человека». В апреле 1929 г. заведующий Нигижемской избой-читальней по фамилии Полевой сделал доклад о праздниках. В итоге слушатели приняли резолюцию со следующими словами: «Просим избу-читальню закрепить за нашей деревней празднование 1 Мая взамен религиозного праздника «Весенний Егорий». В деревне Юрпучи местные комсомольцы и профсоюзные активисты решили использовать Каршевскую Георгиевскую церковь под народный дом. Верующие этому воспротивились, тайно собрались и решили послать делегатов на райпартконференцию. Однако там, как сообщает «КК», сделали им от ворот поворот, а их руководителя оштрафовали на 10 рублей. Не отставали от нигижемцев жители районного центра. 25 апреля на собрании женщин Пудожа была устроена читка о Пасхе и беседа на тему: «Был ли Христос?» После беседы участницы собрания постановили: «Мы, женщины села Пудож, обсудив вопрос о Христе, окончательно убедились в том, что никакого Христа нет…Мы отказываемся от празднования Пасхи» Тогда же по району прокатилась волна отказов от празднования религиозных праздников. Крестьяне д. Водла решили прекратить празднование Троицы, д. Погост – Николина дня, д. Дубово - Алексеева дня. Даже школьники не остались в стороне от нового веяния: ученики Пудожской школы-семилетки отказались от празднования Пасхи. Развитию культуры в районном центре мешало отсутствие центра досуга. С завистью кое-кто из пудожан посматривал на церковные здания. «В Пудоже с населением в 2 тысячи человек нет приличного помещения для культурной работы. Бывшая чайная, отведенная для этой цели, не отвечает своему назначению …требует большого ремонта. В селе же две церкви. Из которых одну можно без больших затрат переделать в Дом культуры. (Имелся в виду Троицкий собор – А.К.) В стенгазете «Красный Пудож» поднят вопрос об отведении под театр собора. Но…никто не поддержал «Красный Пудож». Молчит комсомол, молчат профсоюзы». Забегая вперед, отмечу, что через несколько лет все-таки власти отобрали у верующих практически все церковные здания. В том числе и Троицкий собор. Спорт В отличие от религиозной, спортивная жизнь в 1929 г. переживала подъем. Местный Осоавиахим (Общество содействия обороне, химическому и авиационному строительству) провел состязания по стрельбе. Действовали 4 стрелковых кружка. Числился физкультурный кружок, но занятия его часто срывались. Жители районного центра провели соревнования по легкой атлетике с Пудожским лесозаводом. Футболисты из Соломенного сыграли товарищеский матч с футболистами лесозавода. Новое в деревне О переменах в деревне можно судить на примере Каршево. По инициативе местного населения здесь образовалось товарищество по энергоснабжению «Путь к свету» с целью - построить электростанцию, лесопилку и мельницу. Для осуществления своей мечты каршевляне приобрели локомобиль в Кондопоге. Но…дело остановилось из-за отсутствия специалиста-техника и проекта. В том же 1929 г. в Каршево появилась сельхозкоммуна (не колхоз! – А. К.) под названием «Парижская коммуна». Объединились 24 хозяйства. Вскоре 9 выбыли, 15 остались. Председателем избрали Г. Татаринова. Архивные источники сообщают: «В коммуне состоят 7 семейств его (т. е. Татаринова – А. К.) родственников. В коммуне ни плана, ни учета. Все делалось на глазок. Канцелярия в очень плохом состоянии. Коммуна плоха. Все это выявлено ревизией по линии партийной ячейки. Председатель снят с работы». В следующем году вместо коммуны был организован колхоз под таким же названием. К слову сказать, первый в Пудоже колхоз «Наш опыт» был организован в апреле 1928 г. Записалось в него 6 чел., затем стало 8. В августе 1928 г. появился колхоз «Новый быт» (6 членов), в мае 1929 г. – «Вперед» (8 хозяйств). В том же, 1929 г. был создан первый в нашем крае рыболовецкий колхоз «Прибой» в д. Теребовской. Надо сказать, что коллективизация у нас шла с большим скрипом. Как отмечал корреспондент «КК» П. Трофимов: «Основной недостаток коллективов – пьянки. Некоторые колхозники запивают по неделям» И далее: «Колхозы не пользуются авторитетом». Кроме того, зарабатывали колхозники намного меньше, чем единоличники. Не случайно в 1930 г. одна треть колхозников Карелии вышла из своих колхозов. |
balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8482 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2465 | ... |
balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8482 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2465 | Слева - родители Моисеева Пудожский, д.Сигово и Ново=Сигово. |
Greshnikova Начинающий Санкт-Петербург Сообщений: 18 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 11 | Ольга, добрый день! Меня тоже зовут Ольга. Нашла у вас в роду фамилию Чесноковых. Возможно, мы с вами где-то пересекаемся по ней. Но, к сожаленью, мне известно только два имени. может быть вы встречали их в своих поисках? Чесноков Иван Ефимович и Чеснокова Пелагия Семеновна(супруги, но впоследствии развелись). Даты рождения Ивана Ефимовича около 1880х годов. Проживал на момент брака в Шахновской волости. |
balabolka Модератор раздела Петрозаводск Сообщений: 8482 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2465 | А кто их моисеевых - в Пряже. Бвл директором школв? |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модератор: balabolka |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Balabolki » Заходите в гости » Чесноковы - Моисеевы [тема №52797] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |