Позднякова ТатьянаМодератор раздела  Москва Сообщений: 451 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 123 | Наверх ##
18 мая 2012 16:22 1.1.1.5.3.5. Иоанн Дмитриевич Петропавловский (прапрадед) Родился, вероятно, в июле 1845 г. приселке Русилово Тверской губернии, Корчевского уезда, Горицкой волости. В метрических книгах о рождении он был пропущен. В то время в селах это было нередко. Пропуск этот обнаружили, когда пришло время отдавать Иоанн Дмитриевича учиться. Местный диакон лично зашел в тверскую Консисторию и вписал И.Д. в число родившихся за 1845 г. После этого ему было выдано метрика о рождении. В книгах же села Русилово он так и не значится. По характеру своему еще с детства был вспыльчив. В архивном фонде Тверской духовной семинарии в ведомости о бедных учениках семинарии, имеющих отцов, уволенных от должности и состоящих при оной, составленной за первую половину 1864 года, числится ученик высшего второго отделения Иван Петропавловский, сын дьячка приселка Русилово Корчевского уезда Димитрия. В графе «семейные обстоятельства» указано: «имеет отца, мать, четырех сестер и братьев – Александра, кончившего курс Семинарии, и малолетнего дома». За время обучения Александру и Иоанну Дмитривичам пришлось не мало голодать. Отец оставлял им 2 руб. на все полугодие и 1 руб. за квартиру. Книг своих у них не было – учились по чужим. Иногда к концу полугодия провизии и денег не оставалось вовсе, голодали днями. Был случай, когда они вот так – голодные, шли пешком из Твери в Русилово, останавливаясь на привалы в изнеможении. В 1865 г. обучается в высшем отделении Тверской семинарии на содержании отца с пособием от казны. Во время обучения в последних классах подрабатывал уроками у состоятельных тверяков, часть своего заработка посылал своему отцу. Еще будучи учеником 5-го класса семинарии, был послан семинарским начальством в Московскую Духовную Академию. Однако, по примеру многих семинаристов, он решил ехать не в Академию, а в университет, изменила его намерение – беседа с ректором Тверской семинарии архимадридом Нафанаилом, которого И.Д. очень любил. Во время обучения в академии получил место письмоводителя, и также посылал деньги отцу. Воспоминания Софии Ивановны Поздняковой (Петропавловской): Отец получил образование в семинарии, в Твери. Отец был очень способный, любил науку и из 5 класса семинарии был направлен в Московскую Духовную Академию и по окончании академического курса был оставлен при Академии в звании доцента, а потом профессора. В 1871 году еще будучи доцентом Академии, отец женился. В 1876 году у него было 3 сына. Работа в Академии требовала много сил и здоровья, приходилось работать ночами, тем более что ему была дана совершенно новая кафедра - Основное Богословие или Христианская Апологетика. Сказалось ли тяжелое, голодное детство или трудная работа в Академии, но отец стал часто болеть, пропускать лекции и вскоре почувствовал, что по состоянию здоровья продолжать профессорскую деятельность в Академии не в силах и перешел в Москву в приходские священники. Связь же с Духовной Академией прервал, интересовался всеми вопросами (особенно касающихся Апологетики). Московская Академия это ценила и возвела его в почетные члены Академии. Будучи священником, он много занимался научным трудом, писал «общедоступные статьи» в защиту христианской веры против неверия», которые выдержали два издания, издавались большим тиражом. Кроме этих больших изданий, отец много печатал в разных духовных и светских журналах и газетах различных статей, критических заметок, речей, проповедей, чтений для народа и др. Вообще он был очень отзывчив на текущие события и вопросы жизни времени. Будучи священником сначала в церкви Св.Георгия, потом в Успенской, что в Газетном переулке и наконец, в Спасской на Песках в Каретном ряду (с 1892 г. по 16 октября 1907 г.), он очень заботился о своих прихожанах - своей пастве. В своих проповедях он учил добру, высокой нравственности, любви к ближнему, правде, отзывчивости на чужое горе. Прихожане очень уважали, ценили его и к 25 летнему юбилею священнического служения преподнесли ему наперстный золотой крест с бриллиантами и драгоценными камнями. Семья увеличивалась, и требовалось больше средств к ее содержанию. Отцу предложили уроки Закона Божия в 3-ей Женской гимназии. У отца был свой метод преподавания Закона Божия, он оживлял свои уроки живыми беседами о самых обыденных предметах, старался воспитать в учащихся при помощи простейших примеров возвышенные и благородные взгляды, с которыми так важно вступать нашему юношеству в жизнь. Учащиеся и его сослуживцы-педагоги очень любили и ценили его. Кроме преподавания в гимназии, он был Председателем Общества Любителей Духовного Просвящения в Москве (1898-1905 гг., в должности Председателя с 1892 по 1894 гг.), в Политехническом музее заведывал отделом народного чтения (1881 г. до смерти). В 1896 году отец был избран Обществом почетным членом «в уважении к постоянно сочувствующем отношении к деятельности общества и во внимании к трудам в области апологетической литературе». Отец был цензором многих журналов, книг и отличался благородством и благоприятным отношением к людям, не позволявшим ему проявлять суровую цензорскую придирчивость, где она не уместна. Несмотря на большую работу, отец был прекрасным семьянином. Своим трудолюбием, примером, всегда спокойным, ласковым, любвеобильным отношением к детям, он был очень уважаем и любим в семье.
Из письма высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского инспектору Московской Духовной Академии С.К. Смирнову 1878 г.: По Вашей телеграмме на другой же день было сделано мною распоряжение относительно приглашения отца Петропавловского к баллотированию его на должность Ректора здешней семинарии. Но и отец Смирнов не прочь от этой чести, по крайней мере, он наведывался об условиях и выгодах ректорской должности в Харькове…
Очень много статей, критических заметок, речей, проповедей И.Д. было напечатано в разных духовных и светских журналах и газетах. Немало статей выходило под псевдонимом или без обозначения автора. Много работ после смерти И.Д. остались церковной жизни православного христианства. Отзыв Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, на одну из статей И.Д.: В последней – июльской, книжке Душеполезного Чтения я прочитал статью некоего С.П.П. (1878 г. №7, стр.205-296, статья И.Д.Петропавловского), под заглавием: «Безгрешность Господа нашего И.Христа, как доказательство Его Богочеловеческой природы»… Нет, если бы автор статьи посмотрел и прочитал §136 Православно-Драматического Богословия Макария Еп. Винницкаго (т.II.Спб.1851 г.), где собраны и процитированы относящиеся к этому предмету места из Творений Св. Отцов и где учение, подобное учению автора означенной статьи, названо ЛЖЕУЧЕНИЕМ, осуждаемым на V Вселенском Соборе, - он не написал бы таких гнилых и нездравомысленных слов. Сочинение И.Д. «Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия» вышло в двух изданиях 1881 г. и 1897(8) г., было одобрено к приобретению в библиотеки и духовных, и светских учебных заведений и получило массу одобрительных отзывов, в том числе от Митрополита Московского Макария, Епископа Костромского Виссариона, российского государственного деятеля, ученого К.П.Победоносцева и др. Во время работы И.Д. в Академии, семья, вероятно, жила в Сергеевом Пассаде. После поступления в Москву И.Д. не сразу покинул профессорскую кафедру и еще почти год ездил из Москвы в Академия читать лекции, но слабость здоровья взяла свое. Священническое служение в Москве И.Д. начал в церкви Св. Георгия на Красной горке с 6 апреля 1878 г. С 31 октября 1878 г. священник в Успенской церкви на Вражке в Газетном переулке, 15. В 1879 г. Митрополит Московский Макарий утвердил И.Д. Членом Правления Вифанской Духовной семинарии. Спустя 2 года общеепархиальный съезд духовенства представил И.Д. к перемещению членом правления от духовенства в Московскую семинарию. В 1885 г., а затем в 1889 г., тем же съездом был вновь избран членом правления. В том же 1885 г. был назначен членом распорядительного собрания семинарии. В 1886 г. по представлению Митрополита Московского Иоанникия Святейшим Синодом был утвержден в должности члена Московского духовно-цензурного комитета. Цензором он прослужил 20 лет до смерти. В 1892 г. от Правления Московской семинарии И.Д. была выражена глубокая признательность за 12-тилетнее нахождение в должности члена правления. В том же 1892 г. духовенством 2-й половины сорока он был избран и утвержден наблюдателем церковно-приходских школ в означенной половине Никитского сорока. С 1892 г. до 16 октября 1907 г. священник в Спасской церкви на Песках в Каретном ряду. 28 января 1896 г. на годичном собрании Общества Любителей Духовного Просвещения был избран почетным членом. В 1898 г. Митрополитом Московским Владимиром назначен председателем Отдела Общества Любителей Духовного Просвещения по устройству богословских чтений в Москве. В 1900 г. назначен членом комиссии по Устройству Епархиального дома в Москве. В 1900 г. по ходатайству Митрополита И.Д. назначен Святейшим Синодом на должность сверхштатного члена первой экспедиции Московской Духовной Консистории. В этой должности он был до смерти. В 1903 г. по окончании постройки Епархиального дома назначен членом совета по управлению этого дома. В местах своего служения И.Д. не жалел средств на поддержание благолепия, следил за чистотой и опрятностью для поднятия религиозного настроения молящихся. Он читал проповеди во все праздничные дни, за исключением дней болезни, и делал это с большой любовью и желанием. При нем в Спасской церкви были открыты церковная богадельня и церковное попечительство. В благодарность к 25-тилетию священства прихожане с разрешения Митрополита преподнесли И.Д. наперсный крест двора его Императорского Величества На ученого пастыря в Москве быстро обратили внимание и стали приглашать в разные учебные заведения в качестве законоучителя. И.Д. давал уроки Закона Божьего в Строгановском училище технического рисования, в реальном училище Хайновского, в 3-й Женской гимназии (с 1889 г.), в учительской семинарии г-жи Чепелевской (оставил ее за 2-3 года до смерти), в гимназии Калайдовича. Ученицы относились к нему с большой любовью и уважением. В качестве члена правления Московской Духовной семинарии присутствовал на экзаменах. Семинаристы заметили, что когда бывал на экзаменах И.Д., так называемых провалов никогда не случалось. В 1892 г. по указу Императрицы Марии Федоровны награжден за свои труды единовременной выплатой в 150 руб. В Каретном ряду семья протоиерея жила с 1892 г. Он находился рядом с церковью (Большой Спасский пер. д.18 кв.1), был 2-х этажным, состоял из 10-ти комнат, кухни и 2-х передних. Большая семья И.Д. занимала весь дом. Помимо этого дома у семьи Петропавловских была еще и дача. И.Д. купил большой участок земли в поселке Клязьма, ул. Тургеневская д.13 (ныне пригород г. Пушкино). С появлением железной дороги это место стало очень привлекательно для дачников. Там И.Д. построил 5 дач – одну для своей большой семьи, одну для Луневских и 3 доходных. Летом вся семья переезжала туда. Около дачи была посажена аллея из 15-ти лип, 15 деревьев – 15 детей. Как гласит семейная легенда, после революции эти дачи хотели национализировать, но благодаря дружбе Сергея Ивановича Петропавловского с Джержинским, по личному распоряжению последнего, государству отошли только доходные дома, а 2 дома остались семье. Национализированные дачи на Клязьме в основном были заняты детскими учреждениями, часть дач отошла Московскому союзу писателей. В 1930-е годы поселок стал рабочим: дачи заселялись семьями мытищинских рабочих, многие стали коммунальными, большие участки разбивались на более мелкие под застройку. В последствии, дом Петропавловских сгорел, а во втором – доме Луневских, жили еще довольно долго. Именно там закончила свою жизнь Анна Георгиевна. После войны этот дом продали. 6 мая 1907 г. за полгода до смерти награжден орденом Св.Владимира 3-й степени. Летом 1907 г. родственники стали замечать часто грустное и нездорово-бледное выражение лица И.Д., однако о надвигающейся болезни никто не догадывался. В августе он уехал в Витебск навестить дочь, где пробыл полторы недели. 13 августа он вернулся в Москву и уже на следующий день начал жаловаться на озноб. Однако на все уговоры обратиться к доктору, он отвечал решительным отказом. Чтобы как-то ему помочь родственники вызвали из Орла сына-врача, который не смог поставить диагноз и пригласил 2-х специалистов узкого профиля. Диагноз был неутешительным – рак печени. Но об этом никому кроме супруги и старших детей, даже самому И.Д. рассказано не было. Кроме того в крови И.Д. были обнаружены стрептококки. За неделю до смерти 7 октября И.Д. посетил Митрополит, это событие немного ободрило умирающего. 15 октября произошло кровоизлияние в мозг, в 2 часа ночи 16 октября Иоанн Дмитриевич скончался. 19 октября состоялось отпевание, похоронен И.Д. на Лазаревском кладбище в Москве.
Жена: дочь священника с.Квашенки Анна Георгиевна Крестникова (женаты с 1871 г.). В семье была одна только искренность и самая нежная, совершенно проникновенная любовь. Супруги жили в полном смысле слова друг другом, имея одни и те же мысли и чувства, и, - нужно это признавать, - доставляли друг другу полное счастье. Дети: Иван, Владимир, Николай, Нина, Лидия, Сергей, Александра, Екатерина, Дмитрий, Юлия, Алексей, София, Людмила, Зинаида, Евгения.
Дело воспитания детей с самых малых лет их жизни всецело лежало на родителях, воспитывающее же влияние на них не прекращалось до самой смерти. Ни одна мелочь их детской жизни – не говорим уже о серьезных жизненных обстоятельствах в их зрелом возрасте – не ускользала из внимания И.Д. В семье Петропавловских была традиция собираться за общим столом 3-4 раза в день. За этим столом обсуждались все животрепещущие вопросы, касающиеся членов семьи или же совершенно отвлеченные, причем решающий голос принадлежал И.Д. Все дети аккуратно старались являться ко времени обеда, чая и ужина, т.к. знали, что отец непременно спросит об отсутствующем и будет этим недоволен. При таком контроле любое малейшее изменение в детях было заметно родителю, однако все это выходило естественно и не тяготило членов семьи. В то же время, такие встречи укрепляли хорошее отношение детей друг к другу. Дети говорили между собой: «Самый умный Бог, а потом – папаша». В семье царила любовь и бесконечное доверие. Дети гордились своим родителем, восторгались им и считали его украшением Московского духовенства. --- Дневник, Поздняковы, Анисимовы, Петропавловские, Крестниковы, Добронравовы, Карамышевы и прочие |