Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

д.Чемская

Тогучинского района Новосибирской области.Здесь прошло мое детство и школьные годы здесь живут мои родители. Интересные факты.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: swetb
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ . ЕЛЕНА МАУРЕР ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ В СИБИРЕ.ДЕРЕВНЯ УКРОП, КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В ТРЕХ КМ. ОТ ДЕРЕВНЕ ЧЕМСКОЙ.

Часть 2. Моя жизнь резко изменилась
В нашей алфавитной карточке на выселение конечным пунктом назначения стоял город Новосибирск, но нас провезли несколько южнее, до станции Евсино. По данным историка А.А. Германа* я нашла, что эшелон №782, в котором ехали 2 299 человек, в том числе и наша семья, был отправлен из Саратова 8 сентября 1941 года и прибыл на станцию Евсино 20 сентября 1941 года. А в Новосибирской области, тем временем, уже готовились к нашей встрече. «6 сентября - в совместном постановлении бюро обкома ВКП(б) и облисполкома предусматривалось расселить и трудоустроить в 45 районах области 100 тыс. немцев, депортированных из республики немцев Поволжья.»** На станции Евсино нас поджидал колхозник с подводой. Стояла золотая пора бабьего лета и день начинался с солнечного утра. То утро было для меня великой милостью, посланной свыше: кашель перестал меня мучить, я сидела на телеге, которую неспеша тянула лошадка, а рядом с телегой шагал мой папа и мирно беседовал с колхозником. Помню, как тот степенно говорил моему отцу: «По-вашему валенки, а по-нашему пимы».
Поехали мы в глубинку, на северо-восток от станции Евсино и приехали в деревню Укроп, Кучеровского сельсовета, Легостаевского района. Деревня эта находилась в тридцати километрах от ближайшей железнодорожной станции Буготак, расположенной на боковой ветке Западно.-Сибирской железной дороги. Деревня эта уже давно не существует. Поселили нас в бревенчатой избе, состоявшей из двух жилых помещений: кухни-столовой и горницы (чистой половины крестьянской избы). Хозяйку дома, молодую женщину, звали Шима. Нам предоставили горницу, а кухню-столовую занимали хозяйка дома с двумя малолетними детьми, мальчиком и девочкой, и их бабушкой. Наверное, отец этих детей уже был призван на фронт. На войну из Укропа, селения на 240 домов, ушли 180 человек, вернулись восемь***.
Мой отец стал работать в колхозе счетоводом, брат и мама - на полевых работах. Брат
быстро научился скакать на лошади и, однажды, прокатил меня с ветерком, приказав держаться за гриву лошади. Помниться, что брат сильно поранил ногу бороной и на икроножной мышце у него была большая круглая болячка. В общении с бабушкой у него появились трудности. «Бабушка, - заявил он ей, - не говори со мной на улице по-немецки. Я тебе не буду отвечать.» Об этом позднее говорила мне мама, а также о том, что еще в Саратове Жоржика успели обозвать фашистом, что его сильно ранило.
Весной 1942 года отца мобилизовали в трудармию. Провожать его вышли на улицу бабушка, мама и брат, а я смотрела в окно. Был апрельский день, и мокрый снег падал большими хлопьями. На папе в этот день было, по-моему, драповое пальто. За свою работу в колхозе отец успел получить в качестве премии телочку, и вскоре у нас была корова.

После отъезда отца нас переселили в старый, заброшенный маленький домик. Были там небольшие сенки и небольшое помещение с русской печью, а также небольшой подпол. Полусгнившие половицы лежали вкривь и вкось. Был при этом домике и огород. А еще было там огромное количество мышей. Чтобы от них избавиться, попросила бабушка у соседей на время кошку. Мышей было так много, что кошка, насытившись, уже просто давила их и тут же оставляла лежать на полу бездыханными. Через некоторое время мы с бабушкой остались вдвоѐм в этом домике.
В октябре 1942 года был мобилизован в трудармию Жоржик. Бабушка срочно сшила ему на своей швейной машинке «Singer“ рабочую одежду, фуфайку и стежѐные брюки, верх - из чехла для перины, подкладка - из скатерти. Брату моему в то время не исполнилось и шестнадцати лет, и он учился в седьмом классе в школе села Чемское. Провожали мы его морозным утром. Когда мы вышли из нашей избушки, то около нее уже стояла лошадь, запряженная в сани. Жоржик встал на повозку, тронул лошадь возжами, и она побежала рысцой. Мы все трое молча смотрели на его удаляющуюся фигуру, потом мама вдруг тихо произнесла: «Он ни разу так и не оглянулся.» Будто чувствовала она, что видит сына в последний раз. Жоржик пропал без вести в трудармии на Урале в мае 1943 года. Припоминаю, что одна девочка-подросток спросила меня однажды: «А где твой брат?». Видать приглянулся ей Жоржик, ведь у него были такие же красивые глаза, как у нашей мамы.
Данные о моем брате, записанные со слов матери, вдруг случай поможет узнать что-либо о его судьбе:
Эрлих Анатолий-Георгий Германович (по метрикам) родился 18 января 1927 года, взят в трудармию в октябре 1942 года, д. Укроп, Легостаевский район, Кучеровский сельсовет; работал в шахте на Урале, п. Гремучий, встречался с отцом Эрлихом Германом Ивановичем, работавшем в трудармии в г. Кизел Молотовской области, после этого 18.05.43 был переведен в Шахтострой Коми АССР, после этого пропал без вести. Мать делала запрос. На один запрос отвечал начальник по фамилии Галкин, зав. учетом. Туда, куда был переведен Анатолий, он не числился.
В начале января 1943 года получила и мама приказ отправиться в трудармию в Кривощеково*. Кроме нашей семьи была в Укропе еще только одна немецкая семья по фамилии Аншиц: женщина с двумя малолетними детьми, Элли и Вилли, и их бабушка. Отца этих детей забрали в 1937 году, а их мать, вместе с моей мамой, забрали в трудармию. Их бабушка была вынуждена ходить по деревне с протянутой рукой. Помню, что однажды видела ее печальную фигуру, замотанную в теплый шарф.
* Современный Кировский район г.Новосибирска.
Моя мама была в трудармии на некотором привелигированном положении по сравнению с другими женщинами, которые работали на заводе и ходили на работу под охраной. Мама работала на том же заводе №68 им. Сталина, сначала на должности вязальщицы, а уже в апреле 1943 года была переведена на должность старшей табельщицы. Мама, также как все остальные женщины, жила в бараке в зоне, огороженной колючей проволокой, но она могла свободно выходить через проходную. В какой-то день маму отпустили навестить нас с бабушкой, и бабушка попросила ее взять меня с собой. Бабушка плохо себя чувствовала и беспокоилась, что в случае ее смерти я останусь одна.
Я не помню, каким образом мама привезла меня в Кривощеково, но помню, что зимой 1943/44 годов жила с ней в бараке до самой весны. Там я познакомилась со своей ровесницей, девочкой Флорой. Я жила в комнате, где, кроме нас с мамой, жила еще одна женщина со взрослыми детьми, девушкой Тосей и подростком Борькой. Мне кажется, что у них была русская фамилия. А Флора со своей мамой жила в большущей комнате, где рядами стояли нары, накрытые темным барахлом, и над дверями тускло светила одна лампочка. Помню, сидим мы с Флорой на ее нарах, и вдруг по комнате забегали какие-то страшные существа. Я с испугом спрашиваю Флору: «Ой, что это?» А она спокойно так отвечает: «Крысы.»
В общем несладко мне жилось в Кривощеково: голод, мрак, грязь, вши. Незабываемым в моей памяти остался большой общественный сарай-сортир, где я боялась провалиться в очко. А еще я помню, что ходила в бурках, сшитых неким сапожником по маминому заказу. Да видать сапожник был не очень умелый - к весне подошвы этих бурок сбились совсем набок.
И все-таки , несмотря на все это, я помню и светлое пятно в той жизни - дядю Мишу. Дядя Миша был комендантом нашего барака и ухаживал за Тосей, а потому появлялся в нашей комнате. Мы с ним подружились, и я даже бывала в его комнате, где было просторно, чисто, светло. Однажды, когда я была у него, зашел к нему его коллега. Я сразу спряталась под стол, а вошедший, засмеявшись, заглянул под стол и спросил: «Ты чего спряталась?» Я ему призналась: «Я начальников боюсь.»
Позднее, вернувшись из трудармии, мама рассказала, что Флора погибла - ее убило электрическим током. Дядя Миша и Тося поженились. Дядю Мишу в последние дни войны взяли на фронт и он погиб на войне.
Наконец, настал день, когда мама смогла отвезти меня обратно в Укроп к бабушке. Думаю, это был первомайский праздник. От станции Буготак шли мы с ней до деревни Укроп тридцать километров пешком. Заночевали мы на пол-пути в деревне Аплаксино Следующие пол-пути я преодолевала с большим трудом (мне было семь лет). Я упрашивала маму: «Ну, мамочка, давай отдохнем.» Она же ничего не отвечала на это и старалась отвлечь меня разговором. Позднее она говорила мне: «Я знала, что если мы остановимся, то я тебя не подниму. А пока мы пришли в Укроп, я охрипла.»
И вот я у бабушки. Она избавила меня от насекомых-кровопийц. Для этого она смазывала мне голову перед мытьем керосином. У бабушки был посажен огород, а коровка давала молоко. Корову она пристроила в колхозное стадо, а за это отдавала новорожденного теленка и определенное время отпаивала его молоком. У бабушки были масло, сметана, творог. Бабушка шила людям и получала за это совсем немного муки. Из этой муки, картофельных очисток и сухого прошлогоднего папоротника, который мы собирали с ней в лесу, она замешивала тесто и пекла из него некоторое подобие хлеба, который, прежде чем его есть, нужно было подсушивать. А из творога она умела делать Stinkkäse (сыр). У нее был большой белый эмалированный кувшин, куда она складывала завернутые в полотняную ткань колобки из творога, чтобы они зрели. Через некоторое время она обмывала зеленую плесень, повторяя этот процесс несколько раз до тех пор, пока сыр окончательно не созревал. Помню, мы с бабушкой ходили в гости к одним старикам, и она угощала их этим сыром. Деду Кузьме так понравился сыр, что он сказал моей бабушке: «Ты меня снова на свет родила». Умела она делать и плавленный сыр - Кochkäse. А еще она оригинально заготовляла впрок тыкву: она нарезала ее мелкими кубиками и сушила в русской печи. «Курага», - улыбаясь говорила она. А каким благом была русская печь в нашей избушке в такие дни, когда за окном, разрисованном морозными узорами, мела метель или бушевал буран! Каким образом бабушка заготавливала топливо для печи, я не знаю, но помню, что собирала с ней хворост в лесу.
Спали мы с бабушкой на той единственной кровати, которую мы смогли привезти из Саратова, когда-то на ней спал Жоржик. Металлические спинки кровати были окрашены в коричневый цвет, ромбовидная сетка - из толстой проволоки. Спали мы на большой бабушкиной пуховой перине и укрывались стеганным на верблюжьей шерсти одеялом, ткань чехла - сверху сатин темнорозового цвета, а подкладка из сарпинки в бело-розовую полоску. Днем постель была всегда заправлена, а свою большую подушку бабушка накрывала белой батистовой накидкой с вышивкой «дырочки».
Когда я простужалась и у меня поднималась температура, то бабушка лечила меня по Кнейппу ( Kneipp ), делая водную процедуру. Для этого она ставила меня в тазик с водой комнатной температуры, быстро-быстро обтирала меня смоченной в этой воде тряпочкой и закутывала в заранее приготовленную простыню. Жар спадал, и наступало облегчение.
Летом бабушка ходила доить корову на пастбище. Когда она в жару приходила домой, то должна была некоторое время полежать, ведь было ей около семидесяти лет. Как-то она сказала мне, что в молодости ей приходилось много работать в летний зной на бахчах. Многие жаловались на тяготы такой изнурительной работы. «А я - сказала бабушка - никогда не жаловалась, что толку жаловаться.»
Моей обязанностью было помогать полоть на огороде, прореживать всходы, выгонять кур из огорода, чтобы они не клевали огурцы. Огурцы росли на высокой навозной грядке, где иногда появлялись грибы шампиньоны. Бабушка готовила их со сметаной. Научилась я и мыть некрашенный пол по-настоящему, шоркая его голиком. Иногда я бегала наискосок через дорогу к подружке Любе Ворончук, у которой были братья. Помню их большую кухню-столовую с лавками и полатями. Летом я, как все деревенские дети, бегала босиком и знала, что такое ципки.
Однажды к нам в огород прилетел рой пчел. Бабушка сумела собрать его, ведь она училась на курсах пчеловодов. Улей с пчелами она поставила на огороде, но вскоре незваные ночные гости разорили его.
Неизгладимое впечатление осталось у меня от окружавшей меня тогда природы* . В Интернете я нашла такое описание тех мест: «Местность холмистая (отроги Салаирского кряжа), леса смешанные, поля и луга с разнотравьем.» А вот что сохранилось в моей памяти:
Лишь только подснежник распуститься в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок -
То плачут березы, то плачут березы. (М. Матусовский)

Помню также то, что березовым соком угощал меня кто-то в Укропе.
После подснежников расцветают медунки, незабудки, фиалки.
Фиалка была любимым цветком моей мамы … и огоньки, огоньки, огоньки.

Я помню их рвали охапками. А теперь огоньки рвать нельзя - они занесены в красную книгу.
Летом на косогорах зреет сначала земляника.
А какие в лесу красивые кустарники, деревья! И краше всех береза, которая красива в любое время года: весной, когда она покрывается зеленым кружевом и украшена желтоватыми сережками; летом, когда ее крона загущается и белые стволы красиво выделяются на фоне изумрудной зелени; осенью, когда ее листья становяться золотистыми; зимой в белом уборе из инея.
Эта красота природы, чистый воздух вливали в меня физические и духовные силы - жизнь прекрасна! Я засыпала крепко и видела чудные сны - будто летаю я над речкой Укропом, над косогором, где брала ягоды, над нашей избушкой.
Кроме ягод съедобными были медунки, пучки, гусинки, саранки, щавель. Угощали меня девочки и жвачкой - варом и серкой. Эта жвачка готовилась из смолы деревьев. Серка - жвачка светлого цвета - является хорошим очищающим средством для зубов. Моя бабушка не знала об этом и считала, что жевать жвачку некультурно, и журила меня за это. О том, что существует такая жвачка, бабушка впервые узнала, когда побывала на колхозном собрании, и сначала никак не могла понять, чего это все едят.
Рядом с нашей избушкой стоял хороший новый дом, в котором раньше были детские ясли, но, в момент нашего с бабушкой существования в избушке, они не функционировали, и была поселена туда женщина с девочкой, про которых я слышала, что они были эвакуированы из Ленинграда. А вот что нашла я в Интернете по этому поводу: «17 марта 1942 г. - в Новосибирскую область начали прибывать эвакуированные из блокадного Ленинграда. Значительная их часть была размещена на станции Инская, трудоспособные ленинградцы влились в коллективы нескольких оборонных предприятий. Всего к весне 1942 года в нашу область прибыли 255 тыс. эвакуированных, в том числе 128 тыс. ленинградцев.»*
* Сайт «70 лет Новосибирской области».
Живя в избушке с бабушкой, я любила рассматривать фотографии, которые хранились в бабушкином сундуке. Они хранили память о моих бабушках и дедушках, о моих родителях и моѐм брате, о светлых днях моей жизни до выселения из Саратова.
В июне 1944 года вернулся к нам с бабушкой мой отец, бабушкин младший сын, единственный, к тому времени, из ее детей, оставшийся в живых. Я помню тот светлый летний день. Я играла в нашем дворе под кустом со своим маленьким вельветовым медвежонком, привезенным ещ из Саратова. Прибегают девочки и говорят мне: «Твой отец приехал.» Я как-то не поверила этому и продолжала играть. Девочки вновь: «Правда, твой отец приехал.» Когда зашла я домой, то у дверей стояло несколько женщин, мой отец сидел в одном нижнем белье у столика напротив русской печки и что-то ел, а в печке горели брошенные туда бабушкой остатки лохмотьев, бывших на ее сыне, когда он предстал перед ней.
Я остановилась у порога, а папа улыбнулся мне и сказал: «Ну, иди сюда, дочка.» Я подошла, прижалась к нему и положила голову на его колени.
Позже я слышала, как папа рассказывал, что он «духом дошел до деревни, когда увидел культстан*.» Когда он, выбиваясь из последних сил, дошел до деревни, то остановился у одной изгороди и попросил у женщины, бывшей в это время во дворе, воды напиться. Та стала ворчать на него: «Ходят тут всякие бродяги.» Тогда он окликнул ее по имени - звали женщину Ольга Сотникова.. Ольга обомлела: «Герман Иванович, это Вы?».
* Культстан - это изба в поле, где временно жили работники, занятые на сезонных сельхозработах
В архивной справке, выданной мне 31.01.91 УВД по Новосибирской области, сказано, что Эрлих Герман Иванович был мобилизован в трудармию с 2.04.42 по 21.06.44 года, гор. Кизел Молотовской области. Я уже писала о том, что он был комиссован из трудармии по нетрудоспособности. Со слов матери я знаю, что отец работал на Урале на строительстве железной дороги. Также с ее слов знаю о том, что его пытались сделать осведомителем, а когда он вежливо отказался, то его поставили на самую тяжелую работу. Теперь, когда я смогла прочитать о том, как возвращались к семьям комиссованные по нетрудоспособности трудармейцы, я невольно задумалась над тем, как же удалось моему отцу живым добраться с Урала в глухую деревню Укроп. И вдруг неожиданно я вспомнила, что когда-то давно я видела взволнованное лицо отца и слышала, как он прерывающимся голосом буквально выдохнул из себя: «Я воровал!»
Понемногу папа стал поправляться. Однажды мы с ним вместе были в огороде. Папа нарвал зеленого лука, завернул его в свекольные листья и с хрустом откусил от этого пучка зелени. Поймав мой взгляд, он улыбнулся мне: «Пирожки!» Первое время папа мог работать только помощником сторожа на колхозной пасеке, а позднее стал работать на машинно-тракторной станции села Чемское, расположенном в трех километрах от Укропа.
1 сентября 1944 года я пошла в школу. Накануне бабушка спрашивала мою маму в письме, стоит ли посылать меня в деревенскую школу, ведь скоро война кончиться, и мы вернемся в Саратов. Было принято благоразумное решение - я пошла в начальную школу, которая находилась неподалеку от нашей избушки, на берегу речки Укроп. Бабушка сшила мне из куска клеенки небольшую сумочку. Мне вполне было достаточно этой небольшой сумочки, потому что учебников и тетрадей у меня не было, и в сумочку я складывала лишь счѐтный материал, состоявший из нарезанных сухих стеблей мака, скрепленных веревочками в пучки по десять штук, да листки старых газет, которые давала учительница для выполнения домашних заданий. Чернила для выполнения домашних заданий бабушка делала, наверное, из сажи, помниться ,они были некрасивого серого цвета. На уроках в школе я писала настоящими фиолетовыми чернилами в красивой тетради в косую линейку или в клеточку. В одном классе со мной учился и Вилли Аншиц, высокий худенький мальчик. Через много лет я узнала от мамы, встретившей в Новосибирске мать этого мальчика, что Вилли окончил физкультурный техникум.
Занятия в школе вели две молодые женщины, кажется, они были сестрами. А самое замечательное было то, что одна вела занятия для 1-го и 3-его класса одновременно, а другая - для 2-го и 4-го. В третьем классе уже изучали историю, и я очень любила слушать объяснения моей учительницы по истории, иногда в ущерб выполнению своего задания в классе. Приходя домой я с жаром рассказывала бабушке о народных героях Степане Разине и Емельяне Пугачеве, о суровом царе Иване Грозном.
Дома для чтения был у меня один лист из детской книжки начала двадцатого века, принадлежавшей когда-то бабушкиным детям.
И всегда в нашей избушке стояла швейная машинка и висело большое зеркало, перед которым бабушка делала примерку своим заказчикам. Такого большого зеркала деревенские люди не имели, и к бабушке приходили женщины, девушки, чтобы только посмотреться в это зеркало. Когда это стало обременительным, бабушка занавесила зеркало тканью. Бабушку просили продать его, но она не соглашалась, объясняя: «Это зеркало не мое». Зеркало принадлежало моей маме.
Я любила наблюдать как бабушка работает - готовит, шьет. Любила я и побеседовать с ней на различные темы. Не помню в связи с чем, узнала я от нее слова из немецкой народной песни «die Gedanken sind frei“, но слова эти почему-то запомнились мне на всю жизнь. Однажды я спросила бабушку, верит ли она в Бога. «Нет, - ответила бабушка, - в молодости я по традиции ходила в церковь, но перестала верить в Бога с приходом советской власти, когда увидела, что символы веры были выброшены из церквей и по ним текли весенние ручьи.» От бабушки я узнала, что мы - лютеране.
В Укропе мы жили до весны1945 года. Последнее время (зимой 1944/45) мы жили в рубленом деревянном доме, куда нас пустила пожилая женщина Домна, жившая там со своим маленьким внуком Васей. Мать этого Васи, которую тоже звали Домна, уехала на заработки в город, наверное, в Новосибирск. В это время моя бабушка имела возможность готовить по утрам кофе из поджаренных зерен хлебных злаков, и Вася по утрам радовался: «Кофе горяче! Кофе горяче!» Его бабушка его урезонивала, говорила Васе, что у них есть свое молоко. Но Вася не унимался: «Иха хочу! Иха хочу!». И моя бабушка угощала Васю горячим кофе.
Лайк (1)
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Сов. сибирь №208(7393) 09.10.1943год.
Письмо в редакцию
ПЕРЕРЫВ... НА ПОЛУСЛОВЕ
Каждое утро любой из нас, проснувшись, первым делом включает радио. Вся страна сейчас живет одним — вестями с фронта.Но что мы, жители Легостаевского района, включив радию, слышим?У нас есть радиоузел на 500 точек. Село Чемское от районного центра расположено в 30 километрах, и мы, хотя трансляция производится по телефонным проводам. слышим все хорошо. Но беда в том ,что в Легостаевском радиоцентре сеть включают, когда вздумают. Радио должно работать с 6 часов утра до 8 часов 30 минут. Но у нас иногда его включают на 15 минут, а иногда совсем невключают. А, включив , вдруг прерывают, причем всегда на самом интересном месте, иногда даже на полуслове.Неужели легостаевские руководители не могут наладить работу своего радиоцентра? Ведь радиопередача—сильнейшее агитационное средство.
М. ПОПОВ.
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Окладная книга по расположению подушных податей и прочих повинностей и заводских работ на крестьян кайлинской волости по состоянию на 1857год.
деревни Чемской.
1.Василий Иванов Быков 65 лет.
2.Федул Иванов Быков 42года, его дети Василий 16 лет, Ефрем 11 лет.
3.Михайло Васильев Некрасов 50 лет.
4.Василий Исаев Некрасов 68 лет, его 1-й сын Ефрем Васильев Некрасов 54года его дети Семен 28 лет, Ефим 25 лет. Василия 2-й сын Абрам Васильев Некрасов39 лет ,
5.Василия брат Ульян 26 лет (от второй жены)
6.Степан Герасимов Некрасов 56 лет, его сын Николай 36 лет.
7.Филлип Прохоров Месяцов 18 лет , его дядя Герасим Алексеев Месяцов 40лет.
8.Алексей Яковлев Аргунов 36 лет, его сын Осип 11 лет, Алексея дядя Иван Кондратьев Аргунов 55 лет, его сын Спиридон Иванов Аргунов 34 года, Спиридона сын Игнатий10 лет, Федор 7 лет,Ивана брат Дмитрий50лет.
9.Гаврило Васильев Шевелев 26 лет.
10.Федор Сергеев Шевелев 24 года, его брат Кирилло Сергеев Шевелев 15 лет,Федора дядя Дорофей Титов Шевелев42 года его сын Иосиф 12 лет.
11.Никита Иванов Поляков 55 лет, Никиты 2-й брат Степан 53 года,Степанв внук Дмитрий Иванов 17 лет, Степана сын Иван 33 года , Никиты еще брат Филлип Иванов Поляков51 год,его дети Кондратий 15 лет,Исай 14 лет, Матвей 7 лет, Филлип 7 лет.
12.Матвей Гурьев Сверидов 55 лет,его дети Тимофей 20лет, Николай 17 лет,Андреян 11 лет,.
13.Анисим Харитонов Сверидов 80лет его 1-й сын Захар Сверидов 38 лет ,Захара сын Иван9 лет, Анисима 2-й сын Егор 36 лет,Егора сын Данило 7 лет.
14.Родион Борисов Палкин 67 лет.
15.Карп Иванов Бобров 47 лет.
16.Астафий Никифоров Старцов 43 года, его дети Гурий 21 год,Петр 16 лет, Астафия 1-й брат Афонасий Никифоров Старцов 41 год, его сын Григорий 10лет, Астафия 2-й брат Ермил 32 года, Астафия 3-й брат Ермолай 29 лет.
17.Тимофей Тимофеев Палкин 53 года его сын Филипп 19 лет, Тимофея сродный брат Григорий Алексеев Палкин37 лет,Григория приемыш Петр Борцов 14 лет, Тимофея родные братья Иван 27 лет,Василий 26 лет.
18.Ефим Федоров Палкин 42 года.
19.Гаврило Иванов Палкин 61 год, его дети Христофор 24 года, Севастьян 18 лет.
20.Варлам Никитин Останин 79 лет.
21.Агафон Никитин Останин 75 лет.
22.Дмитрий Никитин Ребиков 49 лет, его дядя Михайло Осипов Ребиков69 лет.
23.Марко Михайлов Гусельников 58 лет, его 1-й сын Антип 31 год,Антипа дети Севастьян 12 лет, Яков 7 лет, Марка еще дети Яков 28 лет, Мелентий 18 лет, Марка брат Емельян Михайлов Гусельников 55 лет, его дети Венедикт 34 года, Пахом 28 лет, Марка племянники Терентий Павлов 18 лет,Гурий Павлов 16 лет, Марка 3-й брат Анисим Михайлов Гусельников 50 лет, его сын Степан 28 лет, Степана сын Николай 8 лет,Анисима сын Гаврило 18 лет,Марка 4-й брат Иван его дети Афанасий 19 лет, Аврам 17 лет, Марка племянник Ипат Афанасьев Гусельников 23 года.
24.Антип Вонифатьев Горячев 75 лет, его 1-й сын Викул Горячев 41год, Викула от 1-й жены дети Михайло 15 лет, от 2-й жены Евграф 7 лет, Антипа еще дети Владимир 39 лет, Леонтий 35 лет,Тимофей 27 лет.
Всего в д.Чемской 94 души из числа сих 94 душ : в полном окладе 16, выше 51.Итого 67.На обществе : рекрут 3,умерших 10,старых 5, хворых 2,малолетних 7,Итого 27.Всего 94 души.Освобождено от заводских работ : по летам, старым и слабости 7, по хворости 2, по малолетству 10, на обществе рекрут 3,умерших 10,старых 5, хворых 2,малолетних 7.Итого 39 душ. Затем расположено в работу 55 душ. Итого 94 души. Добросовестные :Викул Горячев и Гурий Старцов. Просьбою их руку приложил Михайло Карманов .При расположении сем был и свидетельствую сельский староста Иван Останин.
/Т.С.Мамсик Западносибирская приписная деревня в системе товарно-денежного хозяйства. Кайлинская волость по материалам окладных книг 1857г/
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Из справочной книге Томской епархии за 1914год :
44-е благочиние .Приход 12. Чемской : церковь деревянная -однопрестольная , во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского постройка еще не началась , а есть деревянный временный молитвенный дом , расстояние от Томска203верст.
Почтовый адрес: почтовое отделение Алексеевское, Карпысакского волостного правления.
Состав прихода: с.Чемское, Барнаульского уезда и деревня Кучеровка в 5 верстах,Бельчиха- 5в., Студенная-8в,Фирсовка-9в,Каменушка-5в.Прихожан оп.п.-2229душ.
Причта по штату: один священник и псаломщик.Содержание причта : жалование от казны 800руб, квартирного пос-225рублейв год, доходы от треб.
В селе Чемском церковно-приходская школа открыта в 1912году.
Священник Симеон Васильевич Бриллиантов 38лет, из 2 кл.Московского духовного училища на службе с 1896года, рукоположен во священники в 1912году к сей церкви.
Псаломщик Павел Иосифович Саввин 40лет, из 3 кл. Барнаульского духовного училища на службе с 1911года, и на настоящем месте с 1912года.
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Карих Николай Семенович родился в с. Легостаево .Служил до начало войны три года в Хабаровске .После службы в армии был направлен работать учителем по военному делу в Чемскую школу Легостаевского района .Когда началась война его первым набором отправили на фронт. Извещение о смерти получил отец в военкомате 18.07.1944году. /bs.iskitim-r.ru/
1.

Прикрепленный файл: image002карих рик. сем.jpg
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14651
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8977

swetb написал:
[q]
Из справочной книге Томской епархии за 1914год :
44-е благочиние .Приход 12. Чемской : церковь деревянная -однопрестольная , во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского постройка еще не началась , а есть деревянный временный молитвенный дом
[/q]

http://pereselenie.gato.tomica.ru/religiya/index.html
Подробности переписки о строительстве церкви: ГАТО. Ф. Ф-239. Оп. 1. Д. 311. Л. 37-42, 45-45об.
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Спасибо за ссылку !Очень интересные документы о строительстве церкви в с.Чемское.
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Наша школа

По данным, полученным из Томского архива, в нашем старинном сибирском селе Чемское школа грамоты начала работать в 1897 году.

Школа была смешанной, в ней учились девочки и мальчики. На 1 января 1901 года обучалось 16 мальчиков и 8 девочек, всего 24 человека, все русские, православные.

Собственного здания у школы не было, оно было арендовано. В школе имелась библиотека, состоящая из 185 учебников и 185 книг для внеклассного чтения. На содержание школы изыскано было в 1901 году из сумм сельского общества 42 рубля, которые пошли на жалование учителю.

Учителем был Евментий Григорьевич Коновалов, который сам окончил только школу грамоты.

Церковно-приходская школа была открыта в 1912 году, размещалась она в доме крестьянина Старцева, на ее содержание Святым Синодом отпускалось 390 рублей в год.

Осенью 1912 года учителем стал Красильников. Школа тогда находилась у самого моста через Каменку на Центральной улице опять в доме Шевелёвых. Хозяин дом отдал под школу, а сам жил в избушке. Красильников, человек уже зрелого возраста, был хорошим учителем, проработал он три года, с 1912 по 1915. В начале империалистической войны он был взят на фронт. Больше о нём ничего не известно.

Для священника в 1915 году был построен дом. После революции священник исчез и его дом, принадлежавший казне, отдали под школу.

В 1937 году начали строительство новой двухэтажной деревянной школы, занятия в которой начались в 1940 году, но всю войну школа так простояла неоштукатуренная внутри. В 1940 году школа получила статус средней, был сделан первый выпуск учащихся. Война внесла в жизнь людей страшные перемены. Сотни односельчан, в том числе и учителя, ушли на фронт. По этой причине школа стала семилетней, статус средней она себе вернула только в 1955 году, выпустив из своих стен юношей и девушек с аттестатом зрелости. В 50-70 годы 20 века в нашей школе обучалась не только Чемская ребятня, но и школьники из Студеного, Майского, Кучеровки, Агафонихи, Дергаусова, Владимировки…

В 1972 году было построено новое светлое двухэтажное кирпичное здание школы, рассчитанное на 320 посадочных мест.

За долгие годы сотни юношей и девушек получили путевки в большую жизнь, и с благодарностью вспоминают своих педагогов, которые учили их не только основам наук, но и воспитывали как настоящих тружеников и истинных патриотов своей Родины. В настоящее время в школе работают 14 учителей, из них половина- это выпускники родной школы: Шляга Нина Васильевна, Сысоева Ирина Николаевна, Дмитриевы Валентина Николаевна и Сергей Александрович, Ракова Алла Владимировна, Цховребова Ольга Николаевна, Апакина Елена Викторовна, Богачев Александр Викторович. Много лет посвятили школе Лушникова Людмила Аркадьевна, Конев Александр Семенович, Филипченко Марина Борисовна, Журавлевы Татьяна Сергеевна и Григорий Николаевич, Гофман Федор Николаевич. Наши ветераны Дмитриев Александр Михайлович, Конышева Нина Федоровна, Крыловская Людмила Степановна, находясь на заслуженном отдыхе, всегда готовы прийти на помощь. Мы чтим и помним наших ветеранов, которые ушли в мир иной, Крысова Алексея Тимофеевича, Кудашеву Валентину Федоровну, Шапкина Николая Дмитриевича, Быкову Надежду Иннокентьевну. Они оставили незабываемый след в памяти многих поколений учеников.

Сейчас в нашей школе обучается чуть более 70 детей села Чемское. Но мы, те, кто трудится в этом прекрасном старинном русском селе, насчитывающее почти 300-летнюю историю, верим, что наше село не канет в безвестность как тысячи сел России. И поэтому каждый год первого сентября школьный звонок будет созывать чемскую ребятню в храм знаний.



И.И.Ширяева- директор Чемской СОШ

http:// s_chem.tog.edu54.ru
Лайк (1)
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Про название.
Чём, из общеиндоевропейского «кем», то есть река. Правый приток Оби и Берди.
Чемское, село в Тогучинском районе на реке Чём.
Лайк (1)
swetb
Модератор раздела

Сообщений: 188
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 58
Окладная книга по сбору податей и заводских работ по состоянию крестьян Кайлинской волости 1827года.
Деревни Чемской.
1.Иван Иванов Быков.
2.его сын Василий
3.Иван Иванов Быков
4.его сын Федор
5.Федор Алексеев Некрасов
6.его сын Василий
7.Василия сын Михайло
8.Созонт
9.Исай Алексеев Некрасов
10.его сын Василий
11.Василия сын Ефрем
12.Герасим Степанов Некрасов
13.его сын Степан
14.Алексей Григорьев Месяцев
15.его дети Иван
16.Тимофей
17.Прохор
18.Мосей Сергеев Месяцев
19.его сын Афонасей
20.его брат Андрей
21.Алексей Иванов Аргунов
22.Кондратий Борисов Аргунов
23.его дети Яков
24.Иван
25.Дмитрий
26.Василий Тихонов Шевелев
27.Тит Алексеев Шевелев
28.его дети Сергей
29.Федот
30.Дорофей
31.Ларион Осипов Поляков
32.его брат Федор
33.Лариона дети внуки Ивановы дети Никита
34.Степан
35.Филат
36.Гурий Христофоров Сверидов
37.его дети Матвей
38.Михайло
39.Анисим Харитонов Сверидов
40.Егор Яковлев Колмогоров
41.Борис Федоров Палкин
42.его сын Родион
43.Тимофей Лукин Бобров
44.его внуки Карп Бобров
45.Сидор.
46.Никифор Терентьев Старцов
47.его сын Астафий
48.Алексей Осипов Палкин
49.его брат Тимофей
50.Тимофея сын Тимофей
51.Федор Алексеев Палкин
52.его сын Ефим
53.Иван Захаров Палкин
54.его сын Гаврило
55.Илья Захаров Палкин
56.Варлам Никитин Останин
57.Агафон Никитин Останин
58.Никита Осипов Ребиков
59.его сын Дмитрий
60.Никиты брат Михайло.
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: swetb
Вверх ⇈