Здесь публикуются рассказы очевидцев о тех войнах. Спрашивайте, записывайте и публикуйте здесь
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, по сайтам http://www.obd-memorial и http://www.ipc.antat.ru и по Электронным Книгам Памяти |
Забытый бронепоезд
Бронепоезд №10 "За Родину", Азовской военной флотилии
Anmamali Участник
Севастополь Сообщений: 87 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 59 | Наверх ##
2 апреля 2015 21:16 2 апреля 2015 21:17 Воспоминания о бронепоезде Следопытам школы №3 70-х годов удалось записать воспоминания бывшего члена экипажа бронепоезда №10 «За Родину» - главстаршины бронеплощадки №1 Г. Цатурова. - В первых числах мая 1942 года на железнодорожной станции Азов, вблизи вокзала, стоял воинский эшелон с молодым пополнением фронту. Двери теплушек были приоткрытыми. Настроение молодых воинов было веселое. Они играли – кто на гармошке, кто на гитаре. Ребята пели, танцевали. Молодые бойцы ехали на фронт защищать Родину от незваной фашистской нечисти. В это время неподалеку от станции, около амбаров конторы «Заготзерно», стоял хорошо замаскированный бронепоезд – вездесущая гроза гитлеровской авиации. Внезапно со стороны моря появилось шесть «юнкерсов». Не теряя ни секунды, бронепоезд открыл яростный прицельный огонь по фашистским стервятникам, не допустив их к станции. Бомбы взорвались на пустыре. Один из стервятников, объятый пламенем, рухнул в воды Таганрогского залива, остальные пять, ошеломленные столь неожиданной ситуацией, не сделав повторных заходов, удалились. Несколько молодых бойцов и дежурный милиционер были ранены осколками бомб. Помощь им была оказана на месте. Через полчаса эшелон, сопровождаемый бронепоездом, ушел на узловую станцию Батайск, не встретив каких-либо препятствий. Как-то в последних числах июня 1942 года, выйдя из основной боевой позиции на юго-западной окраине Азова (напротив Таганрогского залива), бронепоезд подошел вплотную к рыбзаводу. В эту минуту появились восемнадцать фашистских «юнкерсов» и «мессеров». Обстановка была весьма критической. На закрытых бронеплощадках находилось большое количество боеприпасов. Завязался жестокий бой-смерч, длившийся около часа. От ураганного огня стволы орудий и зенитных пулеметов бронепоезда накалялись докрасна. Послышалась команда: «Газы!». Но и в противогазах моряки были столь же яростны. Восемь фашистских стервятников, один за другим, рухнули в воды залива. Остальные удалились в западном направлении. После выяснилось: немцы бросали дымовые шашки. Потерь с нашей стороны в этом бою не было. Два человека получили ранения, трое – контузии. В их числе был и я. Лечиться в госпитале все отказались: в команде бронепоезда был врач. Значительные повреждения бронепоезда и бронеплощадки №1 были устранены экипажем. После этого дерзкого боя командование фашистской авиации распространило слухи о том, что якобы красный бронепоезд №10 «За Родину!» уничтожен под Азовом. Слухи были убедительны: в течение пяти дней налеты противник на город не делал. Командование Отдельного Донского отряда водного заграждения Азовской военной флотилии пригласило известного в Советском Союзе баяниста Зайцева, ростовчанина. Экипажи флотилии и бронепоезда умели отважно воевать, умели и весело отдыхать. Праздник удался. Их гостями были и азовчане, работники райкома ВЛКСМ с его первым секретарем Наташей Чевелой, и самыми близкими друзьями – тружениками Азовского пункта заготовки зерна. Начальник политотдела Отдельного Донского отряда Азовской военной флотилии сообщил командиру бронепоезда Михаилу Чечельницкому и комиссару Хавинсону: - В ближайшее воскресенье в Таганроге фашистские захватчики делают выпуск офицеров-головорезов школы «СС». Необходимо «поздравить»! В указанный день, перед наступлением вечерних сумерек, бронепоезд подошел к основной огневой позиции. Отсюда он вел последний ожесточенный бой с немцами. В заливе сейнер и два небольших быстроходных катера по какому-то поводу выполняли церемониальный ритуал. Играл духовой оркестр. Немцы пили, пели, танцевали. Все это, как на ладони, просматривалось с южного берега залива в перископ. С его помощью был произведен точный расчет. Три орудийных залпа с бронеплощадок – и через пять минут воцарилась мертвая тишина… К концу июля 1942 года положение в Азове стало угрожающим: фашисты прорывались к городу. Обороняли его немногочисленные воинские части. Бронепоезд №10 «За Родину!» потерял маневренность – железнодорожные пути в сторону Батайска были разрушены. Но краснофлотцы из экипажа бронепоезда продолжали громить фашистов из орудий. Четко действовали зенитчики: они отважно уничтожали стервятников. Утром 25 июля экипаж получил приказ взорвать бронепоезд, находившийся у поворота железнодорожной ветки на рыбкомбинат, а затем направиться к береговой батарее, действовавшей в районе села Павло-Очаковки. Отряд моряков под командованием лейтенанта В.В. Нужина уже заложил противотанковые шашки, когда один из часовых сообщил о том, что под обрывом появились немцы. Гитлеровцы выбросили десант. - Приготовиться к бою, - скомандовал лейтенант. Заминированный бронепоезд открыл ураганный огонь из орудий и бортовых пулеметов, через четверть часа все было кончено. Гитлеровцев полностью уничтожили. Но вскоре один за другим прогремели взрывы – бронепоезд №10 «За Родину!» перестал существовать… --- Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка | | |
Anmamali Участник
Севастополь Сообщений: 87 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 59 | Наверх ##
15 апреля 2015 20:54 Небольшие затруднения с отсканиванием фотографий - добавлю их чуть позднее а пока уточнения по вооружению и составу бронепоезда Бронепаровоз-1 Бронеплощадок -2 Контрольных площадок -2 Вспомогательный паровоз -1 Вагон-цистерна с топливом-1 Вагон-склад боеприпасов-1 Цистерна с водой -1 Спец-вагон и ленкомната-1 Спальных вагонов -3 Моторная дрезина -1 , Дрезина с ручным управлением-1 Полный комплект материалов , инструментов и приспособлений для ремонта путей и бронепоезда
Вооружение Артиллерия - 4 башни 76 мм орудий , установленных на 2-х бронеплощадках Минометная батарея - 4 миномета, установленных на 2-х контрольных площадках Станковые пулеметы- 4 ед. на 2-х бронеплощадках Пулеметы авиационные- "Шкас"- 2 ед на бронепоезде и бронеплощадке Ручные пулеметы-4 Винтовки по 1 на каждого бойца и по 5 гранат Личное оружие офицеров, командиров взводов , старших команд-автоматы, пистолеты , револьверы Дальномеры стереоскопические -2 - один двухметровый и одинметровый ручной Перископов-3 Стереотруб-2 Биноклей-10 Кроме командного состава Врач-1 Управление -8 чел Разведка-5чел Артеллеристов-30 чел Минометчики-12 чел Ж-Д специалисты-10 чел Ж-Д ремонтники-10 чел Интендантская служба-7чел Стрелковое отд-12чел В составе бронепоезда были представители 9 союзных республик
Не знаю надо ли давать полный список бойцов --- Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка | | |
Anmamali Участник
Севастополь Сообщений: 87 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 59 | Наверх ##
20 июля 2015 18:42 команда бронепоезда воевала после Азова (взорван 28.07.42) в морской пехоте, но как команда бронепоезда числилась до октября 1942 года, т.к. Боевое Знамя -Флаг корабля командованию ЧФ сдан до октября не был. Принимал Флаг и Гюйс старший батальонный комиссар Кравченко. Сдавали-зам политрука Щетинин Василий Андреевич и к/о дальномерщиков - Ратушный Я.Г. --- Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка | | |
Lucy* Сообщений: 1137 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5509
| Наверх ##
21 июля 2015 16:25 22 июля 2015 18:56 Фото 1: современное здание железнодорожного вокзала г.Азов Фото 2: здание ж.д. вокзала г.Азове, построенное в 1909г. Фото 3: боевые действия Бронепоезда № 10 на ж.д. станции Азов Фото 4: мемориальная доска, посвященная бойцам Бронепоезда №10 на здании ж.д. вокзала.
    --- Волынский, Тройнов, Беликов, Миндарев (Сев.Кавказ); Рыльщиков (Рост.обл.)
| | |
Anmamali Участник
Севастополь Сообщений: 87 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 59 | Наверх ##
4 мая 2016 19:28 21 февраля 2020 18:14 Отдельно уточнюсь по Чечельницкому -вот его фронтовая судьба- началась она в обороне Одессы Бронепоезд «За Родину!» под командованием лейтенанта М. Р. Чечельницкого сразу вступил в бой с гитлеровцами на ближних подступах к Одессе. Вдребезги разнес он мощные батареи противника, которые обстреливали город, но и сам, получив повреждения, остановился. На неподвижный бронепоезд противник обрушил шквал минометного огня. На помощь экипажу пришли ремонтные бригады путейцев. Под обстрелом они исправили путь, подняли подбитую бронеплощадку. Перед каждым огневым налетом вперед уходили разведчики во главе со старшиной 1-й статьи С. Барановым, а также наблюдатели-корректировщики лейтенанты Г. З. Волков и В. А. Синенков. Бронепоезд «За Родину!» энергично действовал на участке от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки, поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П. Г. Новикова. Базировался бронепоезд на 2-й заставе. С позиции 16-й железнодорожной батареи он вел огонь. Однажды бронепоезда «За Родину!» и № 21 получили задание подавить вражеские зенитные батареи. После внезапного налета на позиции фашистов противник запоздало открыл все же ответный огонь из нескольких уцелевших орудий. Один из снарядов разворотил железнодорожный путь под бронеплощадкой 21-го, она осела. Фашисты сосредоточили огонь на остановившемся бронепоезде. М. Р. Чечельницкий послал на выручку путейскую бригаду, которая всегда была у него в резерве. Ее возглавил Михайловский. Под непрерывным обстрелом железнодорожники подняли домкратом платформу, сменили шпалы, поставили бронеплощадку на рельсы, укрепили и выправили путь, и 21-й ушел из опасной зоны. Чтобы поддержать поредевшие наши части на восточном берегу Сухого Лимана, М. Р. Чечельницкий повел бронепоезд «За Родину!» на Овидиопольскую ветку. Там сражалась 1-я батарея береговой охраны под командованием капитана М. К. Куколева. Бронепоезд включился в бой. Враг в тот момент шел колоннами, расстояние до него было с полкилометра. Незамедлительно по колоннам был нанесен удар изо всех орудий. Один залп следовал за другим, бронепоезд быстро менял позиции. Ожила, наконец, и артиллерия захватчиков. Их снаряды ложились все ближе и ближе. Один угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчет 76-миллиметровой пушки. Тяжело ранило лейтенанта Маркова, бойцов Меслицкого, Сайчина, Мисурина, Колыханова. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода. Старый машинист М. Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт. 5 октября фашисты захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М. Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии II. Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним». 16 октября 1941 года стало последним днем героической обороны города. Бронепоезд, построенный новороссийскими рабочими, поступил на вооружение Азовской военной флотилии и получил название: №10 «За Родину!». Вначале базировался в Приморско-Ахтарске и оборонял побережье Азовского моря. Но вскоре его перебросили к Азову. Здесь охранял не только морской берег, но и переправы через Дон. Экипаж бронепоезда №10 уничтожил несколько групп немецких диверсантов, 14 июля его зенитчики сбили первый вражеский самолет. Известны имена нескольких отличившихся бойцов и офицеров бронепоезда: командир бронеплощадки лейтенант И. Исаюк, комсорг бронепоезда Я.Ратушный. В боях погибли матросы Каплун и Чернявский, старшина Моисеенко. 27 июля 1942 года танковый корпус немцев нанес удар в стык двух советских армий, прорвал нашу оборону и ввышел в тыл наших войск. Вражеской авиации удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд, застывший на станции Азова. Экипаж принял бой. Противник потерял три самолета, много пехоты. Буквально в паре сотен метров от бронепоезда погиб ведший разведгруппу командир бронеплощадки №2 лейтенант Евгений Блажевич. В конце концов бронепоездники расстреляли весь боезапас, взорвали бронеплощадки и отошли на 661-ю батарею береговой обороны. В 1994 году в память того боя на вокзале Азова была установлена памятная доска. Шесть дней, вместе с гарнизоном 661-й батареи (командир - старший лейтенант Желудько), экипаж капитана Чечельницкого в полном окружении отражал атаки немцев. Затем на кораблях Азовской военной флотилии был переправлен в станицу Старощербиновскую, а после - в Ейск. Часть бойцов вместе с самим Михаилом Чечельницким пополнила экипаж еще одного бронепоезда Азовской флотилии - №6 «Смерть немецким оккупантам!». Остальные бойцы погибшего бронепоезда влились в состав ейского гарнизона. Бронепоезд №6 также был построен в декабре 1941 года железнодорожниками паровозного депо станции Тимашевская. Это была очень мощная боевая единица. Его броня представляла собой не один стальной лист, как это было принято при строительстве бронепоездов, а два. Пространство в тридцать сантиметров между ними было заполнено железобетоном. Благодаря этой конструкции вагоны и бронеплощадки были практически неуязвимы для вражеских снарядов. Вооружение выделила Азовская военная флотилия, сняв пушки с погибших судов. Всего на бронепоезде были установлены два 76-мм и два 45-мм орудия, десять пулеметов. Из 140 членов экипажа 54 - добровольцы, рабочие тимашевского депо. Остальные - моряки Азовской флотилии. Известно, что среди мужчин воевала и представительница слабого пола: Валентина Карацуба. Она также работала на станции Тимашевская и служила на бронепоезде радисткой. Прошла вместе с его экипажем огонь и пламя, воевала под Ейском и Новороссийском. Первым командиром бронепоезда стал И.Кравченко, затем его сменил некий Шкирман. 29 декабря 1941 года новоиспеченный бронепоезд прибыл в Приморско-Ахтарск и получил задание нести патрульную службу на железнодорожном перегоне Ейск-Старощербиновская. Бронепоезду «Смерть немецким оккупантам!» не раз пришлось отбивать налеты десятков немецких самолетов, пытавшихся бомбить тылы наших войск. Его зенитчики сбили два и повредили один бомбардировщик. Летом началось грандиозное наступление врага на Кавказ. Бронепоезд перебросили к станции Сосыка. Здесь его экипаж две недели отбивал воздушные и танковые атаки гитлеровцев. 5 августа военный совет Северо-Кавказского фронта принял решение эвакуировать военно-морские базы Ейск и Приморско-Ахтарск. В противном случае большой группировке наших войск грозило окружение и полное уничтожение: свежая 13-я танковая немецкая дивизия и моторизованная дивизия СС «Викинг» прорвали нашу оборону и развивали наступление через Армавир. Взорвав военные объекты, наши части из Ейска и Приморско-Ахтарска должны были отойти к Темрюку и организовать там оборону. Командир бронепоезда №6 Шкирман не выполнил приказ, взрывать его не стал и отправился на прорыв из Ейска через Староминскую, Тимашевск, Славянскую и Крымскую. Он привел свой броненосец в Новороссийск и, вместо благодарности за спасение техники, был отдан под суд вместе со своим комиссаром Ратнером «за разложение личного состава и трусость, проявленную при отходе из Ейска до Новороссийска». (Цитата - из статьи С.Санеева «Бронепоезда в обороне Новороссийска», опубликованной в журнале «Локотранс»). Командовать бронепоездом назначили Михаила Чечельницкого. В Новороссийске бронепоезда №6 и №751 (о нём речь пойдёт чуть позже) объединили в один бронедивизион, который возглавил вскоре капитан Чечельницкий. Он подчинялся непосредственно начальнику артиллерии Новороссийского оборонительного района (НОР) полковнику Горбунову. Свое первое задание, находясь в составе НОР, бронепоезд «Смерть немецким оккупантам!» получил в ночь на 21 августа. Его отправили поддерживать артогнем 77-ю стрелковую дивизию. Затем он прикрывал отход 103-й курсантской и 83-й морской бригад на новые позиции, защищал тоннели, в которых находились поезд и штаб командующего НОР генерал-майора Котова. Немцы постоянно усиливали нажим на советские части, обороняющие Новороссийск. Силы защитников города таяли, пополнений не было. Немцы же вводили все новые части, их атаки поддерживались танками. Благодаря развитой железнодорожной системе вокруг и внутри этого города-порта бронепоезда всегда появлялись неожиданно и в самом необходимом для обороны месте. Дни и ночи боев сменялись лихорадочными ремонтными работами в депо или на вагоноремонтном заводе. Затем бронепоезда вновь шли в бой. Известно, что только бронепоезд №6 во время обороны Новороссийска уничтожил около двух десятков немецких танков и более пятисот вражеских солдат. С начала сентября началась агония обороны. 3 сентября бронедивизион Чечельницкого вел огонь прямой наводкой от цементного завода «Победа Октября», но уже 5-го пришлось покинуть эту позицию, взорвав станцию Гайдук. 6 сентября немцы перерезали дорогу Неберджай-Новороссийск, вечером 7 сентября начались бои в самом Новороссийске - за железнодорожный вокзал, порт, завод «Красный двигатель». Оборонительный район оказался разорванным на две части, как и бронедивизион Чечельницкого. В эти последние для обороны города дни огневая поддержка бронепоездов для наших слабеющих частей часто была просто спасительной, ведь многие батареи были уже взорваны из-за неимения снарядов. 9 сентября противник перешел в решающее наступление, а в ночь на 10-е началась эвакуация защитников Новороссийска. Ее до последнего прикрывал бронепоезд «Народный мститель». Где-то в эти дни бронепоезд №6 «Смерть немецким оккупантам!» был уничтожен по приказу командующего артиллерией НОР. Противник так и не смог вывести его из строя, но и прорываться было уже некуда. Орудия бронепоезда сделали последние выстрелы по врагу, исчерпав весь свой боезапас. После этого бронеплощадки были взорваны. Оставшиеся в живых члены экипажа бронепоезда не смогли пробиться к месту эвакуации гарнизона НОР и через перевал пешком переправились в Геленджик. После освобождения Новороссийска паровоз бронепоезда №6 был отремонтирован, с него сняли броню и еще долгое время после войны он водил грузовые поезда Чечельницкий был назначен зам командира по МТО 214 Опад и в сентябре 1944 года был арестован и осужден на 6 лет ИТЛ с лишением званий и наград- ну с наградами его обошли - орден Красной звезды и медаль за оборону Одессы- прожил долгую жизнь, был уважаемым человеком , похоронен в Одессе Вот что нашла у igor_valchuk_01 Чечельницкий Михаил Рафаилович, 1909 года рождения, уроженец города Одессы (Гоголя, 41), призван Одесским ГВК, член ВКП (б), закончил Училище Береговой обороны Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии им. Ленинского коммунистического союза молодежи Украины (Севастополь), последнее место службы – 214 ОПАД. Отец родом из Балты Одесской области (соседний район - пгт. Чечельник Винницкой области, возможно его фамилия производная от указанного топонима). Приговором военного трибунала Севастопольской военно-морской базы Черноморского флота от 24-25 сентября 1944 года Чечельницкий М.Р. осужден по п. «а» ст. 193-17 (злоупотребление властью) УК РСФСР (в редакции 1926 года) к 6 годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях. Определением военного трибунала Черноморского флота от 26 октября 1944 года к Чечельницкому М.Р. применены положения примечания 2 ст. 28 УК РСФСР, исполнение упомянутого приговора отсрочено до окончания военных действий, он был освобожден из-под стражи и направлен на фронт. Военный трибунал Черноморского флота 15 августа 1945 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 07 июля 1945 года освободил Чечельницкого М.Р. от наказания и определил считать его не имеющим судимости. Остальное здесь http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=63505.0 --- Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка | | |
quOl Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
5 апреля 2023 19:38 >> Ответ на сообщение пользователя Anmamali от 15 апреля 2015 20:54 Если есть список, то почему нет? Страна должна знать своих героев. Командир орудия Матиенко - может, это мой прадед? О его боевом пути ничего не известно | | |
|