Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург — 3 февраля 1942, Ленинград) — выдающийся русский художник-мозаичист

Владимир Александрович Фролов родился 3 февраля 1874 года в Санкт-Петербурге. Роду Фроловых принадлежала крупнейшая в мире фамильная коллекция смальты, хранящаяся в Петербургской Академии Художеств. Отец, Фролов Александр Никитич (1830—1909), до 1891 года входил в состав художников Мозаического заведения Императорской Академии художеств, выполняя с 1883 г. обязанности заведующего работами. Трудился над выполнением мозаичных картин для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, был удостоен званий: неклассного художника (1857), младшего художника-мозаичиста (1861), классного художника 3-й степени по исторической и портретной живописи (1865), академика (1872) и почетного вольного художника (1876). Учителем Александра Фролова был Антонио Сальвиати, один из главных творцов венецианского стекла
Старший брат, Александр Александрович Фролов, вместе с отцом в 1890 году открыл первую в России частную мастерскую декоративной мозаики. Чуть позднее, в 1893 году, семейным делом занялся и Владимир Александрович, студент Академии Художеств. Однако в в 1897 году Алексанр Александрович умер, и младшему брату пришлось прекратить обучение в Академии Художеств.
Дом, где находилась мастерская В. А. Фролова (Большой пр. В. О., 64/5)Под руководством В.А.Фролова были выполнены следующие мозаичные работы:
-Сандуновские бани «Извергающий Везувий» 1896 г. (Находится в Высшем мужском разряде)
-Церковь Св. Марии Магдалины в Дармштадте (освящена в 1899 г.; худ. Васнецов В.М.; арх. Бенуа Л.Н.);

-Церковь Св. Георгия на Гусевских стекольных заводах Ю.С.Нечаева-Мальцева (Гусь-Хрустальный) (освящена в 1902 г.; худ. Васнецов В.М.; арх. Бенуа Л.Н.);
-Церковь Покрова Св. Богородицы в селе Пархомовка Киевской губ. (освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н.К.; арх. Покровский В.А.)
-Собор Св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (освящен в 1912 г.; худ. Васнецов В.М.; арх. Бенуа Л.Н.);
-Особняк С. П. Рябушинского на Никитской ул. в Москве (арх. Шехтель Ф.О.);

Важнейшим моментом в развитии мастерской стал заказ по отделке и оформлению убранства храма Воскресения Христова, более известного в народе как "Спаса на Крови". Этот заказ мастерская получила в 1895 году, но выполняла она его вплоть до 1907 года. Над мозаиками храма трудилась группа мозаичистов из 40 человек, которой руководил Владимир Александрович Фролов.

В 1905 году Владимир Александрович женился на дочери знаменитого петербургского архитектора Леонтия Бенуа - Нине Бенуа (Фроловой), у них родилось три сына.
В предреволюционные годы были выполнены мозаики для следующих памятников:
-Церковь Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве (освящена в 1912 г.; худ. Нестеров М.В.; арх. Щусев А.В.);
-Троицкий собор в Почаевской лавре (освящен в 1912 г.; худ. Рерих Н.К., Быстренин В.И.; арх. Щусев А.В.);

-Свято-Николаевский собор в Ницце (освящен в 1912 г.; худ. Васильев М.М., арх. Преображенский М.Т.);

-Храм-памятник во имя Свт. Алексия в Лейпциге (освящен 4 (17) октября 1913 г.; худ. Н.П.Пашков; арх. Покровский В.А.) - мозаики и паникадило;

-Усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре в Москве (1911 г.; арх. Покровский В.А.);
-Мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище в Москве (худ. Петров-Водкин К.С.; арх. Шехтель Ф.О.);
-Церковь Св.Троицы в г. Балаково Саратовской губернии. Наружные мозаики. (1911 г.; худ.И.О.Чириков; арх. Шехтель Ф.О.);
-Храм Святого Духа в усадьбе Талашкино Смоленской губернии (худ. Рерих Н.К., Малютин С.В.; арх. И.Ф.Барщевский, В.В.Суслов);

За свои труды Владимир Александрович Фролов имел Высочайшие награды:
Орден Св.Станислава 3 ст. за реставрацию мозаики М. В. Ломоносова «Полтавский бой»
Орден Св Анны 3 ст. за мозаики Спаса-на-Крови
Малый крест Св.Филиппа Гессен-Дармштадтский за мозаики церкви в Дармштадте
Орден Св.Станислава 2 ст. за Варшавский собор
Наступил 1917 год, и востребованность в искусстве Фроловых почти полностью пропала. В 1918 году мастерскую закрыли, художник переехал в мозаическую мастерскую Академии Художеств, где созданы его последние работы. В 1929 г. Фролов как бывший домовладелец вместе с семьёй был вынужден покинуть и своё жилище. Семья переехала в квартиру Л.Н.Бенуа. Переодически мастерская занималась реставрационными работами, но новых заказов не брала.
В 1930-е годы талант Владимира Фролова снова стал востребованным: сначала мозаики авторства Владимира Александровича заказал архитектор Щусев - ими он решил украсить внутреннее убранство мавзолея Ленина. Затем Фролов выполнил несколько региональных заказов на революционную тематику, в том числе Памятник Героям революции 1905 года в Нижнем Новгороде (1931 г.; худ. М.А.Зернина, Е. Байкова; арх. А.А.Яковлев):

Другие его работы в советский период:
-Киевский вокзал в Москве. Два герба СССР; (установлены в 1925 г.; арх. И.И.Рерберг);
-Дом Правительства Белорусской ССР в Минске. Декоративные мозаики (1932-1933 гг.; арх. Лангбард И.Г.);
-Снятие и перенос мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1934-1935 гг.);
-Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Карта Союза Советских Социалистических Республик (1935-1937 гг.) Карта была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а рубиновую звезду Москвы украшали серп и молот из бриллиантов;
-Театр В.Э.Мейерхольда в Москве. Сцены из комедии «Ревизор». (1935-1937 гг.; худ. В.Ф.Бордиченко, Б.В.Покровский; арх. Щусев А.В.);
-Военная Академия им М. В. Фрунзе в Москве. Композиция «Знамёна» в памятном зале. (1935-1937 гг.; худ. Е.Е.Лансере, Л.Е.Фейнберг; арх. Руднев Л.В., Мунц В.О.);
-Реставрация мозаик Софийского собора в Киеве (1936-1941 гг.);
-Кинотеатр «Днепр» в Киеве. Декоративная композиция «Павлин»;
-Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. 1939 г.: Павильон Северо-западных областей. Портрет В.И.Ленина (худ. Б.В.Покровский); Павильон Московской области. Портрет В.И.Ленина; Павильон «Татария». Панно; Павильон «Азербайджанская ССР» (арх. С.Дадашев, М.Усейнов);
-Павильон СССР на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке. Панно.
Особенно плодотворно мастерская Фролова трудилась в Петербурге-Ленинграде:
-мозаики дома Набоковых на Большой Морской улице, д. 47 (1902 г.; арх. М.Ф.Гейслер, Б.Ф.Гуслистый);

-Мозаичный фриз по эскизам С. Т. Шелкового на доходном доме герцога Н.Н.Лейхтенбергского (Большая Зеленина улица, дом 28; 1904-1905 гг.);

]

-Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (освящена в 1907 г.; худ. Н.К.Рерих, арх. Покровский В.А.) Мозаики не сохранились.
-Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости (худ. Н.Н.Харламов; арх. Бенуа Л.Н.);
-Гербы и надписи на здании института и аптеки А.В Пеля на 7-й линии В.О., д.16-18 (1910 г.);
-Феодоровский Государев собор в Царском Селе (освящен в 1912 г.; худ. Н. С. Емельянов; арх. Покровский В. А.);

-Панно надгробного памятника А. И. Куинджи (1913 г., Некрополь мастеров искусств, эскиз Н.К.Рериха; арх. А.В.Щусев);
-Морской собор во имя Николая Чудотворца в Кронштадте (освящен в 1913 г.; худ. Васильев М. Н.; арх. Косяков Вас. А.);

-Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавский бой». Перенос в здание Академии наук на Университетскую набережную и её реставрация (1925-1931 гг.);
-Здание Палаты мер и весов на Московском пр., д.17. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (1934-1939 гг.);
-Богоявленский храм на Гутуевском острове.
В конце 1930-х годов мастерская Фролова приступила к созданию декоративных мозаик для станций московского метрополитена:
-Мозаики на станции метро «Маяковская» (автор эскизов — А.А.Дейнека, тема — «Сутки советского неба»; 35 плафонов (открыта в 1938 г.; арх. Душкин А.Н.);
-Мозаики на станции метро «Новокузнецкая» (предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве, 1941 г. (автор эскизов — А.А.Дейнека).
-Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» (художники В.Ф.Бордиченко, Лехт Ф.К., Покровский Б.В.; арх. Душкин А.Н.; 1941-42 гг.; станция открыта в 1943 г.).

Эти мозаики набирали в блокадную зиму. В.А.Фролов успел закончить работу незадолго до своей смерти от голода, работая в крайне тяжёлых условиях: выбитые стёкла в мастерской были заменены фанерой, и мастер трудился практически в одиночку и почти вслепую, при слабом свете небольшой керосиновой лампочки.
Похоронен Владимир Александрович Фролов в братской могиле профессоров Академии Художеств.
https://dzen.ru/a/X35m9N7mZUOY_GjN